Научная статья на тему 'Создание методологии частной науки и ее разделов'

Создание методологии частной науки и ее разделов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ / МАТЕРИАЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ЧАСТНОЙ НАУКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Верхотуров Анатолий Демьянович, Коневцов Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание методологии частной науки и ее разделов»

8. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. - Ростов н/Д.: Центр «МарТ», 2006.

9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В .С. Философия науки. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

10. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. -М.: КНОРУС, 2008.

11. Дж. Бернал. Наука в истории общества. - М.: Наука, 1956.

12. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 2007.

13. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. -М.: Академия, 2006.

14. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2000.

15. Естествознание: Энциклопедический словарь / В. Д. Шолле. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

16. Новый иллюстративный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковик, 1999.

18. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М.: ООО «Изд. Дом «ОНИКС XXI век»; Изд-во «Мир и образование», 2005.

19. Игнатова В.И. Естествознание. - М.: Академкнига, 2002.

20. Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. и др. Основы научных исследований. - М.: Высш. школа, 1989.

21. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Концепции и принципы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

2. Канке В.А. Концепции современного естествознания. - М.: ЛОГОС, 2006.

23. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. - М.: Изд-во «Дашков и К°», 2005.

24. Хорошавина С.Г Концепции современного естествознания. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

25. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. -М.: Академкнига, 2000.

26. Лейбниц Г.Ф. Сочинения. - Т. 3. - М.: Мысль, 1982.

27. Войтов А.Г. История и философия науки. - М.: Изд-во «Дашков и К°», 2007.

28. Лавриненко В .Н., Ратников В.П., Голубь В.Ф. и др. Концепции современного естествознания. - М.: Изд-во «Культура и спорт ЮНТИ», 1997.

29. Радугин А. А. Философия. - М.: Центр, 1999.

30. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Изд-во «Проспект», 2006.

31. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Изд-во «Моск. ун-т», 1985.

32. Шестой японский прогноз развития науки, техники и технологии до 2025 года / под ред. В.Я. Белобрагина, Л.Г. Дубовицкого. -М.: Изд-во «АСТМС Госстандарта России», 2001.

33. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. - 1989. - № 5. - С. 5-15.

34. Скворчевский К.А. Наука как социальный институт // Философия науки / ред. А.И. Липкина. - М.: Эксмо, 2007.

35. Третьяков Ю.Д., Гудилин Е.А. Уроки зарубежного нанобума // Вестник РАН. - Т. 79, № 1. - 2009. - С. 3-17.

36. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977.

37. Поликарпов В.С. История науки и техники. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 42. - М.: Политиздат, 1974.

А. Д. Верхотуров, Л.А. Коневцов

СОЗДАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЧАСТНОЙ НАУКИ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Дифференциация науки становится неотъемлемым компонентом ее развития. Такое развитие науки противоположно натурфилософии. В этом направлении получения новых знаний используются подходы, рассматривающие общий уровень познания с использованием предельно общих и общенаучных методов. В литературе нет систематизированных сведений о методологии частных наук, общей стратегии создания частнонаучной методологии. Методологический арсенал научного познания включает только методы (рис. 1а). Однако это еще не методология, которая должна, кроме прочего, включать структуру и логическую организацию научного познания на основе концептуальной сущности науки. В литературе не имеется научно обоснованных путей, рекомендаций, теорий создания частнонаучной методологии. Таким образом, для разработки методологии частных наук требуется своя методология.

Предложено создание частнонаучной методологии на примере науки о материалах - материалогии, для фор-

мирования которой необходима разработка ее методологии. Материалогия - новая интеграционная наука о материалах, ее основные цель и задача - разработка теории и практики получения материалов с заданными свойствами.

Можно условно разделить общую и частнонаучные методологии: общая определяет общую стратегию познания истины, а частнонаучная - тактику научного познания. Общий уровень обобщений - это уровень Платона, Аристотеля, Ф.Бэкона, Декарта, Лейбница, Ломоносова, Менделеева и т.д. Частнонаучная методология должна формироваться на базе общей с использованием дедуктивного метода, принципов конкретизации и дополнения. «Верхними этажами» частной методологии является общая методология, а частнонаучная - «верхним» для разделов частной (рис. 1 б).

Схема разработки методологии частной науки и ее разделов, подразделов и так далее должна базироваться на классификации науки. Необходимо учитывать не только базовые элементы (цель, предмет, объект исследования, методы и средства исследования), но и элементы, составляющие парадигму науки (например, Г.В. Самсонова). Для материалогии она может быть представлена так, как показано на рис. 2.

Предельно общие методы

Общенаучные мето ттьт

Методы

ХТЯП.ТТТКТХ' НЯУК-

"Верхний" уровень

Теоретический уровень

Теоретико-эмпирический уровень

Эмпирический уровень

Уровень

ЧЯСТНОНЯУЧНЬТЙ

Философские принципы Логические правила, методы

Идеализация

Формализация

Абстрагирование

Анализ и синтез Индукция и дедукция Абстрагирование и конкретизация Моделирование

ТйНЯяВжГ

Эксперимент Измерение

Частнонаучные методы Специальные методы Междисциплинарные методы

а)

Рис. 1. Арсенал методологического научного познания (а); общая схема разработки методологии частной науки

и ее разделов (б).

Выпуск 47, 2009

Вестник АмГУ

Состав (СО Техно- Состав т Техно- Состав (Сз) Мате-

Структура (CTI) логия Структура (Си) логия Структура (Ст3) риал

Форма (Ф-0 Форма (Фа) Форма (Фз) (Вещь)

Свойства (Св,) Ti Свойства (Св 2 ) т2 Свойства (Свз)

Рис. 2. Схема парадигмы материалогии; Тр Т^ - соответственно, технология получения и обработки материала; Ср СТ2, Фр Св1 - состав, структура, форма, свойства исходного вещества (материала) и после его преобразования

(индексы 2, 3).

Обоснование проблемы, проблемной ситуации

Методика выполнения работы (частнонаучные методы)

Анализ экспериментальных данных

Результаты концептуального обобщения

Назначение материла (вещи), свойств, условий эксплуатации

Информационный поиск, анализ литературных данных

Идея материала (вещи)

Выбор исходного вещества, материала

Технология обработки материала Та

Научные обобщения (теории. Законы)

Исследование состава С1, структуры Ст1, формы Ф1, свойств Св1

Исследование состава Сз, структуры Стз. формы Фз, свойств Свз

Новые методы нормы, познание технологии

Техно-

логия

+ получения

материала

Ti

Анализ экспериментальных данных

Теория,заког закономерности, формулы)

Гипотеза состава, структуры, формы и свойств

Состав Сз, структура Ст2, форма Ф2, свойства Св2

Факты

МАТЕ-

+ РИАЛ

(ВЕЩЬ)

Рис. 3. Методологическая формула создания материала (вещи).

Потребность развития человеческого Знания, наличие научных

общества в новых материалах творческих раоотников

Обоснование и постановка проблемы и проблемной ситуации, история вопроса, информационный поиск, анализ данных

Теории создания материала с заданными свойствами

X

Идея материала (вещи) j

Назначение перспективного материала (вещи), свойств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z

--[Гипотезы состава, структуры, технологии, формы, свойств (С^-С^Т-Ф-С^)

| Модель материала (веши) \--

Методика исследований (частнонаучные методы)

Разработка методики расчёта взаимосвязи Сс-С^Т-Ф-Св

Выбор исходного вещества, материала

Расчёт взаимосвязи

дсут-Ф-с,

Исследование исходного вещества.

Анализ результатов, уточнение идей, гипотез

¡Технология получения материала Ti|——¡ Рекомендации!—

i - ш ,

Исследование С-С=Т-Ф-СБ(после Ti)

Г

-—¡Анализ Экспериментальных результатов;

¡Технология обработки материала Тг|

г

[Исследование (после Тг)|

■¡Анализ экспериментальных результатов|-

¡Факты и результаты концептуального обобщения|-

Научные обобщения, обоснования теорий, законов, _новых методов, норм, путей познания

¡Способы, технологии получение материала (б<-'щи)|-

9

Рис. 4. Схема методологии материалогии (программа).

С учетом составляющих парадигмы разрабатывается методологическая формула частной науки (рис. 3).

Синтез методологической формулы и методологической структуры позволяет разработать методологическую схему и, соответственно, методологическую программу.

Разработка методологии частной науки материалогии (ММ) начинается с первого этапа - выбора общей стратегии познания проблем и проблемных ситуаций материалогии (рис. 1-3). Вторым этапом является уточнение и использование общеизвестной парадигмы материалогии, третьим - создание методологической матрицы, сопоставление ее с развернутой парадигмой, получение методологической формулы. Четвертый этап разработки ММ предусматривает создание структуры научного познания.

Общая методологическая схема структуры ММ (рис. 4) включает элементы методологической формулы и структуры, базы для разработки методологии разделов с использованием методологической матрицы. На их основании

оформляются методологическая программа и далее методики конкретных исследований, упорядоченной совокупности необходимых и достаточных предписаний для достижения цели. Материалогия может быть отнесена как к специальным, так и фундаментальным дисциплинам вузов.

На основе методологии материалогии должна выполняться разработка типовых учебных и рабочих программ для специальностей и специализаций «науки о материалах». В передовых - к сожалению, западных (например, в Германии) университетах в учебниках и учебных программах аналогичного курса уже изучаются вопросы матери-алогии, в частности, связанные с устойчивым развитием общества - круговоротом материалов в природе [1].

1. Hornbgen E., Eggeler G. and Werner E. Werkstoff. - Verlag Berlin; Heidelberg: Springer, 2008. - P. 594.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.