Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ'

СОЗДАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ / СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонова Алла Николаевна, Леонова Елена Михайловна

Данная статья посвящена созданию локальных систем оповещения с учетом особенностей Арктической зоны. Известно, что на потенциально опасных объектах должны создаваться локальные системы оповещения (ЛСО), требования к которым были определены более тридцати лет назад после аварии на Чернобыльской АЭС постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882. Современные требования к ЛСО определены в Положении о системах оповещения населения, введенным в действие с 01.01.2021 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Леонова Алла Николаевна, Леонова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF LOCAL WARNING SYSTEMS TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE ARCTIC ZONE

This article is devoted to the creation of local warning systems, taking into account the characteristics of the Arctic zone. It is known that local warning systems (LSO) should be created at potentially hazardous facilities, the requirements for which were defined more than thirty years ago after the accident at the Chernobyl nuclear power plant by Decree of the USSR Council of Ministers of October 23, 1989 No. 882. Modern requirements for LSO are defined in the Regulation on public warning systems, put into effect on 01/01/2021.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ»

Столыпинский вестник №3/2023

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 614.841.084

СОЗДАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

CREATION OF LOCAL WARNING SYSTEMS TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE ARCTIC ZONE

Леонова Алла Николаевна, научный сотрудник, Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (121352,г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), all_leo@mail.ru

Леонова Елена Михайловна, старший научный сотрудник, Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (121352,г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), elenaleon@mail.ru

Alla N. Leonova, searcher, Federal State Budgetary Institution All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (121352, Moscow, Davydkovskaya st., 7), all leo@mail.ru

Elena M. Leonova, Senior Researcher, Federal State Budgetary Institution All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (121352, Moscow, Davydkovskaya St., 7), elenaleon@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена созданию локальных систем оповещения с учетом особенностей Арктической зоны. Известно, что на потенциально опасных объектах должны создаваться локальные системы оповещения (ЛСО), требования к которым были определены более тридцати лет назад после аварии на Чернобыльской АЭС постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882. Современные требования к ЛСО определены в Положении о системах оповещения населения, введенным в действие с 01.01.2021 года.

Abstract. This article is devoted to the creation of local warning systems, taking into account the characteristics of the Arctic zone. It is known that local warning systems (LSO) should be created at potentially hazardous facilities, the requirements for which were defined more than thirty years ago after the accident at the Chernobyl nuclear power plant by Decree of the USSR Council of Ministers of October 23, 1989 No. 882. Modern requirements for LSO are defined in the Regulation on public warning systems, put into effect on 01/01/2021.

Ключевые слова: локальная система оповещения, техногенные чрезвычайные ситуации, потенциально опасные объекты, система оповещения населения.

Keywords: local warning system, man-made emergencies, potentially dangerous objects, public warning system.

Сама Арктическая зона - это территории, которые сами по себе в силу климатических условий являются, скажем так, опасными для проживания. К тому же на этих территориях размещены несколько тысяч опасных

производственных объектов, способных стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Это объекты нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами, производственные предприятия горнодобывающей и химической промышленности, магистральные трубопроводы. Все это в совокупности и обуславливает высокую степень вероятности техногенных аварий, на которые накладываются природные условия Арктической зоны.

Известно, что на потенциально опасных объектах должны создаваться локальные системы оповещения (ЛСО), требования к которым были определены более тридцати лет назад после аварии на Чернобыльской АЭС постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882 [1]. Именно в этом постановлении впервые были определены границы действия системы оповещения [1]. С начала 90 годов прошлого века в СССР стали создаваться ЛСО на атомных станциях, химически опасных объектах, а также на гидротехнических сооружениях, которое началось с наиболее крупных промышленных комплексов. Если на большей территории СССР в густонаселенных районах это было объективно необходимо, то для Арктических районов со слаборазвитой сетью связи и малочисленным населением требование по созданию ЛСО практически не выполнялось.

В законодательстве Российской Федерации одно из первых постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации было постановление от 1 марта 1993 года № 178 [2], в котором были установлены конкретные границы ЛСО, а также определены требования по их созданию, действующие до настоящего времени.

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 404-ФЗ [3], согласно которому ЛСО должны создаваться на всех опасных производственных объектах (далее - ОПО) I и II классов опасности , а из ранее определенных в постановлении [2] организаций, исключены потенциально опасные объекты Ш-1У класса опасности, большинстве своем это химически

опасные объекты. Таким образом, начиная с 2014 года в перечень организаций, создающих ЛСО, добавились взрывопожароопасные объекты I и II классов опасности, в своем большинстве - это объекты нефтяной и газовой отрасли [4], а в субъектах Российской Федерации начался пересмотр реестров организаций, создающих ЛСО.

Современные требования к ЛСО определены в Положении о системах оповещения населения, введенным в действие с 01.01.2021 года [5], а особенности их создания - в разделе 2 Методических рекомендаций [6].

Первая и на наш взгляд самая главная особенность создания современных ЛСО - это определение зоны действия системы.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 84-ФЗ [7] было внесено изменение в Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ [8], в соответствии с внесенными изменениями в пункт 3 статьи 9 которого практически перестал действовать пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации [2], в котором были определены зоны действия ЛСО в независимости от класса опасности и места расположения ОПО. Формулировка пункта 3 статьи 9 [8] «...последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.» не могла удовлетворять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в компетенции которых входит создание ЛСО, т.е. прочитав приведенную выше формулировку вставал вопрос: что такое «хозяйственная деятельность». Введенным с 01.02.2023 года национальным стандартом [9] это вопрос был урегулирован, введена понятие «хозяйственная деятельность». Кроме этого, стандарт определяет общие основные требования к созданию ЛСО. Положения данного стандарта должны помощь организациям, создающим ЛСО в Арктической зоне, правильно сформировать техническое задание на их создание.

Поясним это на примере. Объекты магистрального трубопроводного транспорта нефтяной и газовой отрасли, являющиеся ОПО I и II классов опасности, в большинстве проходят на значительном удалении от населенных пунктов. Так, линейная часть магистрального нефтепровода «Заполярье -Пурпе» составляет более пятисот километров и включает технологические площадки и узлы, не требующие постоянного или вахтового технического обслуживания и присутствия персонала. Исключить полностью создание ЛСО на объектах трубопроводного транспорта даже в территориях Арктической зоны невозможно, поэтому при проектировании необходимо конкретизировать участки линейной части магистральных трубопроводов, на которых требуется создание ЛСО, включив эти участки в обязательном порядке в техническое задание на проектирование. Необходимо обратить внимание, в пункте 4.3 [9] отмечено, что вопросы оповещения на линейной части магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов определяются стандартами организаций. Такие стандарты могут разрабатываться и для других ОПО, размещенных в Арктической зоне.

ЛСО должны создаваться на основе разработанной и согласованной установленным порядком проектной документации [9]. Для этого на первоначальном этапе разрабатывается техническое задание, в котором закладываются основы будущей системы. В техническом задании на создании ЛСО ОПО, размещенных в Арктической зоне, необходимо учитывать особенности территории, на которой система должна создаваться, уделить особое внимание выбору высокоустойчивого к внешним воздействиям оборудованию, материалам, усиленному комплекту ЗИП. При обследовании зоны действия ЛСО обратить внимание на наличие мест возможного проживания и пребывания людей в зоне действия поражающих факторов объекта, сетей связи и передачи данных, существующих средств (систем) оповещения населения.

Выбор технологии построения ЛСО в Арктической зоне во многом предопределяется природными особенностями: суровыми климатическими условиями;

значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга. Активное развитие добывающих отраслей в Арктической зоне на российском участке шельфа Ледовитого океана определяют необходимость увеличения количества оконечных средств оповещения в местах пребывания людей. Учитывая высокие темпы развития цифровых информационных технологий наиболее экономически эффективными, становятся следующие способы оповещения: по телевидению, Интернету, спутниковой связи, а также при наличии, сотовой связи и другим новациям.

ЛСО являются одним из важнейших системы безопасности населения и территорий, предупреждения об аварии на ОПО, при их создании в обязательном порядке необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов с учетом особенностей Арктической зоны.

Литература

1. Постановление Совета Министров СССР от 23 октября 1989 года № 882 «О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае радиационно опасных аварий на этих станциях» [Электронный ресурс] Режим доступа: Технорма^и (tehnorma.ru), дата обращения: 31.01.2023

2. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы^:// docs.cntd.ru/document/58856769 (дата обращения 31.01.2023).

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// base.garant.ru/70552578/ (дата обращения 01.02.2023).

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Электронный ресурс] Режим доступа: КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 01.02.2023).

5. Совместный приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74723317//(дата обращения 01.02.2023).

6. Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения, МЧС России, 2021 г. , 110 стр., [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5174 (дата обращения 10.02.2023).

7. Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 84-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: kremlin.ru (дата обращения 10.02.2023).

8. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» -ИБ «Консультант Плюс»: Законодательство /Российское законодательство (ВерсияПроф) (дата обращения 01.02.2023).

9. ГОСТ Р 22.7.05-2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Общие требования» \ allgosts.ru (дата обращения 01.02.2023).

References

1. Decree of the Council of Ministers of the USSR of October 23, 1989 No. 882 "On measures to ensure the protection of personnel at nuclear power plants and the public in the event of radiation hazardous accidents at these plants" [Electronic resource] Access mode: Tehnorma.RU (tehnorma.ru), date circulation: 31.01.2023

2. Decree of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated March 1, 1993 No. 178 "On the creation of local warning systems in areas where potentially dangerous objects are located" [Electronic resource] Access mode: https://docs.cntd.ru/document/58856769 ( accessed 31.01.2023).

3. Federal Law of December 28, 2013 No. 404-FZ "On Amendments to Article 14 of the Federal Law "On the Protection of the Population and Territories from Natural and Man-made Emergencies" and the Federal Law "On Civil Defense" [Electronic resource] Access mode : https:// base.garant.ru/70552578/ (accessed 01.02.2023).

4. Federal Law of July 21, 1997 No. 116-FZ "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" Electronic resource] Access mode: ConsultantPlus (consultant.ru) (accessed 01.02.2023).

5. Joint order of the Ministry of Emergency Situations of Russia and the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation dated July 31, 2020 No. 578/365 "On Approval of the Regulations on Public Warning Systems" [Electronic resource] Access mode: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/74723317// (accessed 02/01/2023).

6. Guidelines for the creation and reconstruction of public warning systems, EMERCOM of Russia, 2021, 110 pages, [Electronic resource] Access mode: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5174 (accessed 10.02. 2023).

7. Federal Law No. 84-FZ of May 1, 2019 [Electronic resource] Access mode: kremlin.ru (Accessed on February 10, 2023).

8. Federal Law of February 12, 1998 No. 28-FZ "On Civil Defense" - IB "Consultant Plus": Legislation /Russian legislation (VersionProf) (accessed 01.02.2023).

9. GOST R 22.7.05-2022 "Safety in emergency situations. Local warning systems in areas where potentially dangerous objects are located. General requirements" \ allgosts.ru (accessed 01.02.2023).

© Леонова А.Н., Леонова Е.М., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023.

Для цитирования: Леонова А.Н., Леонова Е.М. СОЗДАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.