Научная статья на тему 'Создание линий яровой мягкой пшеницы с групповой устойчивостью к темно-бурой листовой пятнистости и листовой ржавчине'

Создание линий яровой мягкой пшеницы с групповой устойчивостью к темно-бурой листовой пятнистости и листовой ржавчине Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПШЕНИЦА / ТЕМНО-БУРАЯ ЛИСТОВАЯ ПЯТНИСТОСТЬ / ЛИСТОВАЯ РЖАВЧИНА / ГРУППОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СЕЛЕКЦИЯ / WHEAT / OF DARK-BROWN LEAF SPOT BLOTCH / LEAF RUST / RESISTANCE / BREEDING

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Тырышкин Л.Г., Захаров В.Г.

Изучен генетический контроль устойчивости к листовой ржавчине у 2-х сомаклональных линий сорта Spica и к темно-бурой листовой пятнистости у 2-х сомаклональных линий образца 181-5. Устойчивость к ржавчине контролируется 2 рецессивными генами у каждой линии; устойчивость к пятнистости детерминирована 3 комплементарными доминантными генами. Путем отбора в поколениях F3-5 от скрещивания данных линий получены растения пшеницы с высоким уровнем групповой устойчивости к 2-м болезням. Предварительные данные указывают на превосходство ряда линий над стандартами по показателям урожайности. Обсуждается перспективность использования созданного материала в селекции яровой мягкой пшеницы на устойчивость к болезням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Тырышкин Л.Г., Захаров В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of spring bread wheat lines with resistance to dark-brown leaf spot blotch and leaf rust

Genetic control of leaf rust resistance in 2 somaclonal lines of cv. Spica and that of dark-brown leaf spot blotch resistance in 2 somaclonal lines of sample 181-5 has been studied. Resistance to the rust is controlled by 2 recessive genes in each lines; resistance to the blotch is determined by 3 dominant complementary genes. With use of selection in F3-5 generations of the lines crosses wheat plants with high level of resistance to both diseases were developed. Preliminary data indicated to superiority of some lines over standards for yield indexes. Perspectives of developed lines use in spring bread wheat breeding are under discussion.

Текст научной работы на тему «Создание линий яровой мягкой пшеницы с групповой устойчивостью к темно-бурой листовой пятнистости и листовой ржавчине»

повреждении листьев морковной листоблошкой в 1 балл наибольшее содержание аскорбиновой кислоты отмечено в листьях у сорта Витаминная 6 и составило 3,6%.

В результате проведённых исследований установлено влияние морковной листоблошки на рост, развитие и антиоксидантные свойства моркови. Отобраны сорта и гибриды моркови с наименьшей степенью вредоностности морковной листоблошки - Красный великан, Витаминная 6 и Каротель F1. Содержание каротина и аскорбиновой кислоты в их листьях и корнеплодах находилось на одинаковом уровне. Также удалось выделить сорта моркови с высокой степенью антиоксидантной активности - Лосиноостровская 13, Витаминная 6, Парижский рынок, Нантская 4, Шантане 2461.

Л и т е р а т у р а

1. Сергеева О.В. Изучение штаммов актиномицетов рода Streptomyces на морковную листоблошку // Известия Санкт - Петербургского государственного аграрного университета. - 2009. - № 15. - С. 60 - 63.

2. Шапиро Я.С., Идрисова П.Г., Поленникова К.Ю., Лобанова В.В., Родина В.А. Исследование антиоксидантной активности некоторых культурных и дикорастущих растений в послеуборочный период // Вестник студенческого научного общества СПбГАУ. - 2014. - С. 29 - 30.

3. Сергеева О.В. Биологические основы вредоносности морковной листоблошки (Trioza apicalis Forst) /Сергеева О.В. // Известия Санкт - Петербургского государственного аграрного университета. - 2008. - № 8. - С. 43 - 46.

4. Хасанов В.В., Рыжова Г.Л., Мальцева Е.В. Методы исследования антиоксидантов // Химия растительного сырья. - 2004. - № 3. - Томск. - С. 63 - 75.

УДК 633.11:632.938 Доктор биол. наук Л.Г. ТЫРЫШКИН

(СПбГАУ, tyryshkinlev@rambler.ru) Доктор с.-х. наук В.Г. ЗАХАРОВ (УЛЬНИИСХ, ulniisht@mail.ru)

СОЗДАНИЕ ЛИНИЙ ЯРОВОЙ МЯГКОЙ ПШЕНИЦЫ С ГРУППОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ТЕМНО-БУРОЙ ЛИСТОВОЙ ПЯТНИСТОСТИ

И ЛИСТОВОЙ РЖАВЧИНЕ

Пшеница, темно-бурая листовая пятнистость, листовая ржавчина, групповая устойчивость, селекция

Листовая ржавчина (возбудитель РиссМа МИста Бпк^.), темно-бурая листовая пятнистость (Б1ро1а^ яогоктапа Shoem.) - вредоносные болезни во многих регионах возделывания яровой мягкой пшеницы. Наиболее рациональным методом борьбы с данными заболеваниями является возделывание устойчивых сортов, для создания которых требуются доноры высокого уровня резистентности. Имеются многочисленные научные сообщения о выделении форм пшеницы, высокоустойчивых к этим заболеваниям, однако, в нашей работе было показано, что все образцы из Мировой коллекции ВНИИ растениеводства им. Н.И Вавилова, характеризующиеся ювенильной резистентностью к листовой ржавчине, защищены только 4-мя уже широко использующимися в селекции генами Ьг 9, 19, 24, 41; причем 3 первых уже потеряли свою эффективность в ряде регионов Российской Федерации. Образцы, высокоустойчивые к темно-бурой листовой пятнистости, идентифицированы не были [1]. В результате индукции сомаклональной изменчивости были получены линии образца 181-5, резистентные к пятнистости, и линии сорта Spica, устойчивые к листовой ржавчине [1]. Цель настоящей работы - создать линии пшеницы, обладающие групповой устойчивостью к двум заболеваниям.

Материалом исследования были сомаклональные линии Л1, Л2 (сомаклоны сорта

Spica) и Л3, Л4 (сомаклоны образца 181-5), ранее выделенные как предположительно устойчивые к темно-бурой листовой пятнистости либо к листовой ржавчине. Скрещивания их между собой проводили в 2010 г. по стандартной методике. Контроль гибридной природы растений F1 проводили визуально в полевых условиях. Потомство каждого материнского растения высевали отдельно семьями.

При оценке ювенильной устойчивости к темно-бурой листовой пятнистости растения выращивали в кюветах на вате и проростки опрыскивали водной суспензией конидий штамма T B. sorokiniana (конц. 50 тыс. конидий/мл) ); кюветы с растениями заворачивали в полиэтилен. Через 5-7 дней в момент гибели растений восприимчивой линии оценивали развитие болезни по 7-балльной шкале, где 0 - отсутствие симптомов поражения, 1, 2, 3, 4 -поражено 10, 20, 30, 40% листовой поверхности, 5 - поражено более 50% листовой поверхности, 6 - гибель листа; растения, пораженные на баллы 0-2, относили к высокоустойчивым, на балл 5-6 - к высоковосприимчивым [2]. При изучении устойчивости взрослых растений на флаг-листья помещали фильтровальную бумагу, смоченную в конидиальной суспензии патогена, обертывали полиэтиленом, который закрепляли скрепками. Через 5 суток балл поражения учитывали по шкале, аналогичной для поражения проростков.

Ювенильную устойчивость к листовой ржавчине оценивали при заражении проростков растений водной суспензией уредоспор сборной популяции P. triticina (смесь сборов из Среднего Поволжья, Северного Кавказа и Северо-Западного региона России, концентрация 40 х 10 спор/мл). Через 10 суток после инокуляции учитывали типы реакции на заражение по модифицированной шкале Е. Майнса, Х. Джексона: 0 - отсутствие симптомов поражения; 0; - некрозы без образования пустул; 1 - очень мелкие пустулы, окруженные некрозом; 2 - крупные пустулы, окруженные некрозом либо хлорозом; 3 -крупные пустулы без некроза и хлороза [3]; растения с типами реакции 0-2 относили к устойчивым, с типом реакции 3 - к восприимчивым. Устойчивость взрослых растений оценивали в полевых условиях на естественном инфекционном фоне ржавчины (поле Пушкинских лабораторий ВИР) по показателю «процент пораженной поверхности флаг-листа».

Соответствие между наблюдаемыми и ожидаемыми (теоретическими) расщеплениями по устойчивости в гибридных комбинациях от скрещивания образцов пшеницы оценивали по критерию х [4] с использованием оригинальных программ, созданных в Microsoft Excel 2010.

Из 4-х линий сомаклонов в лабораторных условиях в стадии проростков к листовой ржавчине была устойчива только линия Л1 (тип реакции 0-0;). Остальные линии были восприимчивы к болезни (тип реакции 3). В полевых условиях высоким уровнем резистентности характеризовались линии Л1 и Л2 (развитие болезни не выше 5%). К темно-бурой листовой пятнистости как в ювенильной стадии, так и в стадии флаг-листа были высокоустойчивы линии Л3и Л4 (балл поражения 1-2), а линии Л1 и Л2 - восприимчивы (балл поражения 6).

В поколении F2 от скрещивания линий Л2 и Л3 как в отдельных семьях, так и по комбинации в целом данные по расщеплению не противоречили теоретически ожидаемому при контроле устойчивости взрослых растений к ржавчине 2-мя независимыми рецессивными генами. Аналогично и в семьях комбинации Л4 х Л1, и по всей комбинации фактическое расщепление могло быть интерпретировано как соответствующее теоретическому при наличии у линии Л1 двух независимых рецессивных генов устойчивости (табл. 1).

Наследование ювенильной устойчивости к листовой ржавчине изучали только для линии Л1, так как линия Л2 в этой стадии восприимчива к болезни. В F3 от скрещивания Л4 х Л1 наблюдали соотношение 4 : 37 : 22 для устойчивых, расщепляющихся по устойчивости и восприимчивых семей. Данное расщепление соответствует теоретически ожидаемому 1: 8 : 7

2

(X =2,08, Р =0,25) при контроле устойчивости 2-мя комплементарными генами.

Т а б л и ц а 1. Расщепление по устойчивости взрослых растений к листовой ржавчине в F2 от скрещивания линий мягкой пшеницы

Семья Расщепление R : S* Х2 Р

фактическое теоретическое

Комбинация Л2 х Л3

1 16 : 25 7 : 9 0,37 0,50 - 0,75

2 20 : 23 7 : 9 0,13 0,50 - 0,75

3 19 : 24 7 : 9 0,003 0,75 - 0,95

Е по комбинации 55 : 72 7 : 9 0,01 0,75 - 0,95

Комбинация Л4 х Л1

1 21 : 29 7 : 9 0,06 0,75 - 0,95

2 22 : 26 7 : 9 0,09 0,75 - 0,95

3 20: 17 7 : 9 1,60 0,10 - 0,25

Е по комбинации 63 :72 7 : 9 0,47 0,50 - 0,75

*- Я - устойчивые, S - восприимчивые растения.

Как в стадии проростков, так и взрослых растений в от скрещиваний Л2 х Л3 и Л4 х Л1 растения были устойчивы к темно-бурой листовой пятнистости, что указывает на доминантный характер наследования резистентности к болезни у линий Л3 и Л4. В данных комбинаций скрещивания при заражении растений методом микрокамер наблюдали расщепление, как в каждой изученной для каждой комбинации семьи, так и в целом по выборке, не противоречащее теоретически ожидаемому при контроле резистентности 3-мя доминантными комплементарными генами (табл. 2).

Т а б л и ц а 2. Расщепление по возрастной устойчивости к темно-бурой листовой пятнистости

в Е2 от скрещивания линий мягкой пшеницы

Семья Расщепление Я : 8 х2 Р

фактическое теоретическое

Комбинация Л2 х Л3

1 20 : 21 27 : 37 0,73 0,50 - 0,75

2 19 : 24 27 : 37 0,64 0,50 - 0,75

3 17 : 26 27 : 37 0,67 0,50 - 0,75

Е по комбинации 56 : 71 27 : 37 0,19 0,50 - 0,75

Комбинация Л4 х Л1

1 24 : 26 27 : 37 0,19 0,50 - 0,75

2 19 : 29 27 : 37 0,13 0,50 - 0,75

3 18: 19 27 : 37 0,63 0,50 - 0,75

Е по комбинации 61 :74 27 : 37 0,50 0,50 - 0,75

Данная гипотеза подтверждается анализом проростковой устойчивости к темно-бурой листовой пятнистости семей Б3 этих комбинаций скрещиваний. В Б3 от скрещиваний Л4 х Л1 и Л2 х Л3 наблюдали соотношение 2 : 31: 34 и 0 : 39 : 52 для устойчивых, расщепляющихся по устойчивости и восприимчивых семей, соответственно. В обоих случаях фактические данные по расщеплению не противоречат теоретически ожидаемому при контроле резистентности 3-мя комплементарными генами (для комбинации Л2 х Л3 х =1,54, Р=0,50 -0,75; для комбинации Л4 х Л1 х2 =1,98, Р=0,25 - 0,50).

Таким образом, устойчивость взрослых растений линии Л2 к листовой ржавчине контролируется 2-мя рецессивными независимыми генами, а устойчивость линии Л1

детерминирована 2-мя независимыми рецессивными генами в стадии флаг-листа, а в стадии проростков эти гены взаимодействуют по принципу комплементарности; эффективная ювенильная и возрастная устойчивость к темно-бурой листовой пятнистости линий сомаклонов Л3 и Л4 контролируется 3-мя комплементарными доминантными генами. Сложный генетический контроль признаков указывает на невозможность выделения устойчивых к двум болезням гомозиготных растений в поколении F2: частота гомозигот по 5-ти генам составляет 1/1024, т.е. только одно растение из более чем 1000 является устойчивым к 2-м болезням и в дальнейшем при самоопылении будет давать только устойчивое потомство. Аналогично, в третьем поколении гибридов также крайне маловероятно выделить семьи, одновременно устойчивые к 2-м болезням. Так, в нашей работе из 158 семей F3 двух комбинаций скрещиваний только две были устойчивы к темно-бурой листовой пятнистости, но обе оказались восприимчивы к листовой ржавчине в стадии проростков.

Вследствие этого в поколении F3 отбирали семьи, расщепление по устойчивости к темно-бурой листовой пятнистости в которых было близко к соотношению 3 устойчивых : 1 восприимчивое растение (предположительно гомозиготы по 2-м генам и гетерозиготы по одному гену) и содержащие хотя бы одно растение, устойчивое к листовой ржавчине. В поколении F4 выделили 33 линии комбинации Л4 хЛ1 и 12 - комбинации Л3 х Л2, в которых отсутствовало расщепление по устойчивости к темно-бурой листовой пятнистости при анализе 30-35 растений, что, учитывая генетическую природу резистентности, указывает на гомозиготность растений данных линий по всем генам, контролирующим данный признак.

Растения этих линий были высажены в лабораторных условиях в почву и оценивали их устойчивость к листовой ржавчине в стадии флаг-листа при заражении сборной популяцией возбудителя болезни методом микрокамер. Высокий уровень резистентности отмечен для 18 растений; принимая во внимание рецессивный характер наследования признака, можно было предполагать гомозиготное их состояние по аллелям устойчивости к ржавчине.

Десять из этих линий были выращены в полевых условиях в 2015 г.: все они проявили высокий уровень резистентности к листовой ржавчине на фоне эпифитотийного развития болезни и к темно-бурой листовой пятнистости при заражении методом микрокамер. Предварительные данные, полученные в 2015 г., указывают на то, что три из этих линий статистически значимо превосходят стандарты (сорта Ленинградская 6 и Ленинградская 97) по показателям массы 1000 зерен (более чем на 30%) и массы семян с делянки (более чем на 70%).

Таким образом, в потомстве от скрещивания сомаклональных линий яровой пшеницы выделены линии с высоким уровнем групповой устойчивости к 2-м вредоносным грибным болезням, гомозиготные по генам, контролирующим данный признак. Данные линии представляют несомненный интерес для селекции, поскольку они обладают высоким уровнем резистентности к листовой ржавчине и темно-бурой листовой пятнистости; у части из них устойчивость проявляется на всех стадиях онтогенеза; они защищены генами, ранее никогда не использовавшимися в селекции на изучаемые признаки; устойчивость к каждой болезни контролируется несколькими генами, что с определенной долей осторожности позволяет предсказать длительность их резистентности.

Одним из подходов использования созданных линий в селекции может быть апробированный в данной работе отбор в гибридных популяциях F2, F3 и F4, устойчивых к темно-бурой листовой пятнистости растений и линий, и затем выделение среди гомозиготных линий растений, устойчивых к листовой ржавчине. Данный подход в настоящее время используется для получения линий с групповой устойчивостью на основе селекционно ценного материала яровой мягкой пшеницы селекции Ульяновского НИИСХ.

Л и т е р а т у р а

1. Тырышкин Л.Г. Генетическое разнообразие пшеницы и ячменя по эффективной устойчивости к болезням и возможности его расширения: Дис... докт. биол. наук. -СПб.: ВИР, 2007. - 251 с.

2. Тырышкин Л.Г. Темно-бурая листовая пятнистость. Устойчивость генетических ресурсов зерновых культур к вредным организмам: Метод. пособие. - М.: РАСХН 2008. - С. 112-120.

3. Mains E.B., Jackson H.S. Physiological specialization in leaf rust of wheat, Puccinia triticina Erikss // Phytopathology. - 1926. - V. 16. - № 1. - P. 89-120.

4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. - М.: Колос, 1979. - 416с.

УДК 631.58

Доктор с.-х. наук Л.В. ЯКОВЛЕВА (Ленинградский НИИСХ «Белогорка», livlaya@mail.ru) Доктор с.-х. наук В.П. ЦАРЕНКО (СПбГАУ, tsarenko_prof@mail.ru) Соискатель Г.А. ЛОБЗЕВА НИИСХ «Белогорка», livlaya@mail.ru)

ПАРАМЕТРЫ ПЛОДОРОДИЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

СИСТЕМАХ УДОБРЕНИЙ

Почва, удобрения, известкование, параметры плодородия, урожайность, севообороты

Научнообоснованное применение органических и минеральных удобрений и известкование кислых почв позволило в 70-80-х гг. прошлого века значительно повысить плодородие пахотных почв Северо-Запада РФ. При резком сокращении масштабов известкования, обеднения почв основаниями, рост кислотности достиг катастрофического уровня. Площадь кислых почв по расчетам И.А. Шильникова и Н.И. Акановой [1] составляет 54 - 56 млн. га. В настоящее время в результате несоблюдения севооборотов, мизерных объемов известкования и использования органических и минеральных удобрений наблюдается прогрессирующее снижение плодородия пахотных почв региона.

Целью наших исследований было в длительных стационарных полевых опытах определить закономерности влияния извести и удобрений на продуктивность фитоценоза и свойства почвы в конкретных почвенно-климатических условиях. Эти знания позволят выявить закономерности влияния основных параметров плодородия на урожайность сельскохозяйственных культур и разработать агроэкологические основы поддержания плодородия дерново-подзолистых почв Северо-Запада РФ.

В длительных стационарных опытах Ленинградского НИИСХ «Белогорка», размещенных на дерново-подзолистых почвах легкого гранулометрического состава, подстилаемых моренным суглинком, изучали влияние различных систем удобрения на свойства почвы и урожайность сельскохозяйственных культур в кормовом и полевом севооборотах.

Опыты заложены: в полевом севообороте - в 1981 году; в кормовом севообороте - в 1967 и 1968 годах и продолжаются по настоящее время. Схемы опытов позволяют изучать действие извести, органических и минеральных удобрений как отдельно, так и при различных их сочетаниях (табл. 1,4).

Агрохимические показатели исходных почв следующие. Кормовой севооборот: рНКС - 5,0-5,3; содержание гумуса - 2,34-2,48%, Нг - 3,2-3,8 мг-экв/100г почвы; S- 4,7-5,9 мг-экв/100 г почвы; V - 59,5-60,8%; Р2О5 - 15-20 мг/100 г почвы; К2О - 10-15 мг/100 г. Полевой севооборот: рНКС - 4,46; содержание гумуса -2,25%; Нг-4,30 мг-экв/100г почвы; S - 2,2 мг-экв/100 г; V - 33,8%; Р2О5 - 20 мг/100 г почвы; К2О - 12,5 мг/100 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.