Научная статья на тему 'Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении'

Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМФОРТНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / TEACHER / STUDENT / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / COMFORTABLE HUMANITARIAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Ирина Германовна

В статье обосновывается необходимость создания комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении. Рассматривается сущность гуманитарной среды в качестве социального, общественно-исторического явления, её компоненты. Предлагается перечень различных мероприятий, позволяющих использовать в воспитательных целях возможности не только учебно-познавательного процесса, но и целенаправленной воспитательной работы со студентами во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Ирина Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении»

Мальцева И. Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16043. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/16043.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 16043 УДК 378.18

Мальцева Ирина Германовна,

кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания колледжа ФГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск таЦвеуа ¡ппа [email protected]

Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении

Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении. Рассматривается сущность гуманитарной среды в качестве социального, общественно-исторического явления, её компоненты. Предлагается перечень различных мероприятий, позволяющих использовать в воспитательных целях возможности не только учебно-познавательного процесса, но и целенаправленной воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Ключевые слова: студент, преподаватель, учебно-воспитательный процесс, комфортная гуманитарная среда.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Перестройка всей нашей жизни требует и научно обоснованной модификации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, дальнейшего его совершенствования, осуществления таких мер, которые способствовали бы трансформации студента из лица, пассивно воспринимающего информацию, в творчески активную личность, саморазвивающуюся, принимающую деятельное участие в самоуправлении. Отсюда возникает необходимость в новых формах обучения и воспитания, современной системе контроля, цель которых - обеспечить активную вовлеченность студентов в познавательный процесс. Развитие у них умений думать и действовать самостоятельно, расширение непосредственной связи обучения с практикой, включение будущих специалистов в общественно полезную практическую и научно-исследовательскую работу -все это обеспечит всестороннюю профессиональную подготовку.

Решение данных проблем возможно только при создании комфортной среды в высшем учебном заведении, чёткой реализации учебного процесса и, наконец, проведении соответствующей воспитательной работы.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в вузе.

Методы исследования:

- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- беседа.

В современных условиях уделяется большое внимание такому феномену, как комфортная гуманитарная среда. Если рассматривать гуманитарную среду в качестве социального, общественно-исторического явления, её можно трактовать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированное на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности на определенной стадии развития общества [1].

Комфортность гуманитарной среды высшего учебного заведения определяется следующими компонентами:

- структурой учебного процесса, приближенного к потребностям будущей профессиональной деятельности обучающихся, развитию общекультурной подготовки,

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Мальцева И. Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учеб-I II | ^"Ч | | | ном заведении // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16043. - 0,3 п. л. -I—I I I I URL: http://e-koncept.ru/2016/16043.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

обязательному соединению интеллектуальных возможностей с желанием и интересом личности к формированию профессионального мышления, самостоятельности, ответственности и гуманизма;

- приобщением студентов к исследовательской деятельности;

- процессом демократизации в вузе, предполагающим возможность выбора учебных курсов, форм обучения, преподавателей;

- благоприятным социально-психологическим климатом в студенческом и педагогическом коллективах; отказом от бюрократической модели высшего образования;

- социальной защищенностью обучающихся через определенную систему воспитательных мероприятий, деятельность студенческих организаций, материальную поддержку обучающихся и т. д.;

- наличием соответствующей материально-технической базы, достаточным количеством новой учебной литературы (учебников, пособий, методических материалов, компьютерных классов, аудиовизуальной техники и др.).

Немаловажными элементами социокультурной сферы являются:

- комфортная обстановка в аудиториях (наличие в достаточном количестве столов, стульев и др.);

- деловой имидж преподавателей и студентов, располагающий к конструктивному общению.

Важнейшее место в социально-гуманитарной среде принадлежит учебно-познавательному процессу во всех его направлениях, формах и методах работы со студентами; научно-методической деятельности преподавателей, вспомогательных структур, обеспечивающих реализацию как содержательной, так и методической сторон реального учебного процесса.

Содержание образования является воспитывающим фактором учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что разные учебные дисциплины имеют неравноценные воспитательные возможности. Для оказания формирующего воздействия на учащихся преподаватель должен: анализировать и подбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного ресурса, целенаправленно выстраивать процессы обучения и коммуникации для стимулирования личностного понимания учебной информации студентами, инспирировать их активную позицию, развивать интересы, потребности, гуманистическую направленность.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания преподаваемых дисциплин, но и, главным образом, от личности самого педагога: если он хороший профессионал и к тому же творческая личность, то сможет решить многие проблемы. Кафедры же могут стать центром культуры не только учебного заведения, но и за его пределами. Поэтому решение задачи усиления воспитательного воздействия вузовской среды предполагает реальное повышение общественного статуса, морального авторитета и качественное изменение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений [2].

Уровни общей культуры в вузе и культуры личности студента тесно взаимосвязаны. Чем выше культура, тем больше гарантий создания психологического комфорта, атмосферы гуманности, условий преодоления аморальности и агрессивности в межличностных отношениях. Базой для формирования благоприятного психологического климата может послужить знание профессорско-преподавательским составом основных положений педагогики, возрастной и социальной психологии, психологии управления. Более сложная сторона - это человеческие качества преподавателей, их доброжелательность, уважение и чуткость к окружающим, стремление помочь, социально защитить.

issN 2304-120X Мальцева И. Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учеб-I II | | | | ном заведении // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16043. - 0,3 п. л. -I—I I IH^I I I URL: http://e-koncept.ru/2016/16043.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

Авторитарный стиль педагогического общения, восприятие студента только как объекта, а не равноправного субъекта учебно-познавательного процесса могут привести к противодействию участников социального взаимодействия. Нередко конфликтные ситуации между педагогами и учащимися возникают в результате неустойчивой эмоционально-психологической реакции преподавателя на отсутствие интереса студентов к изучаемому материалу, на критические замечания по поводу содержания и методического уровня лекций и практических занятий. По мнению Н. А. Зиминой, такие отношения «изначально четко опосредованы учебной ситуацией, где преподаватель и студент относятся к разным социальным категориям с далекой психологической дистанцией между ними» [3]. Поэтому формирование доверительного взаимодействия между педагогом и учащимися должно стать необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе.

Студенческий возраст является самым ответственным как с точки зрения социальной адаптации, так и с точки зрения социально-психологической зрелости личности. Именно в эти годы в значительной степени завершается формирование нравственных, человеческих качеств индивида, его ценностных ориентиров и установок [4, 5]. Все это еще раз подтверждает необходимость выстраивания благоприятной гуманитарной среды в учебном заведении.

Создание комфортной среды предполагает не только использование возможностей учебно-познавательного процесса, но и проведение целенаправленной воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Основная образовательная программа (ООП) предусматривает изучение нескольких циклов (гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профильный) и разделов (физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация). Кроме того, программа содержит дисциплины по выбору. Названные особенности требуют дифференцированного подхода к планированию и осуществлению воспитательной работы.

Содержание предметов базовой (обязательной) и вариативной частей ООП имеет широкие возможности воспитательного характера, так как позволяет вырабатывать научное мировоззрение, социальную позицию и нравственные установки личности. Вместе с тем ограничиваться рамками учебного процесса нецелесообразно. Неформальное общение, как правило, помогает лучшему взаимопониманию, сотрудничеству, формированию мотивации и т. д.

Преподаватели учебных дисциплин (курсов, модулей) могут:

- организовать читательскую конференцию;

- подготовить и провести научную конференцию, охватывая студентов всех специальностей;

- организовать круглый стол по проблемам изучаемой науки (например, «Загадки психологии»);

- провести конкурс «Эрудиты» (на лучшее знание предмета), викторину;

- участвовать в организации и проведении КВН;

- посетить соревнования студентов;

- ознакомиться с условиями жизни учащихся в общежитии;

- провести индивидуальные этические беседы, диспуты и др.

Эта деятельность должна осуществляться на основе глубокого изучения личности студента и реализации индивидуального подхода.

Специфика кафедр, имеющих непосредственное отношение к дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы, имеет иное качество: они осуществляют набор студентов, курируют их в течение всего периода обучения и

ниегп

issN 2304-120X Мальцева И. Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16043. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/16043.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

осуществляют выпуск специалистов. Поэтому работа со студентами носит более углубленный и разнообразный характер.

Выпускающим кафедрам (и не только им) целесообразно проводить различные мероприятия по следующим разделам:

1. Организационная работа:

- планирование воспитательной работы кафедры;

- организация дня открытых дверей;

- утверждение планов работы кураторов;

- работа с активами групп;

- разъяснение студентам этических норм поведения, их прав и обязанностей;

- расселение студентов;

- контроль проживания в общежитии;

- участие в субботниках;

- организация мероприятий по ремонту материальной базы, оборудования кафедры и др.

2. Учебно-воспитательная работа:

- контроль посещаемости и успеваемости студентов на учебных занятиях;

- организация Дня знаний;

- обсуждение результатов сессии;

- участие в организации и проведении слета отличников;

- контроль прохождения производственной практики;

- организация работы студенческого научного кружка;

- конкурс на лучшую студенческую работу;

- оказание помощи в подготовке выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи в подготовке к государственной аттестации;

- проведение «Весёлых стартов»;

- участие студентов в организации и судействе соревнований;

- традиционные встречи со студентами других образовательных учреждений;

- волонтерское движение.

3. Изучение личностных особенностей обучающихся:

- изучение личности студента, условий его быта;

- изучение межличностных отношений в группе;

- работа по формированию коллектива;

- индивидуальная работа со студентами;

- установление контактов с родителями учащихся (телефонные звонки, письма, беседы и др.).

4. Формирование коллективистических устремлений:

- проведение этических бесед, диспутов, читательских конференций, круглого стола, конкурсов, викторин и др.;

- чествование в группе (празднование дня рождения, побед в профессиональных конкурсах, научных конференциях и т. д.);

- организация и проведение мероприятий, приуроченных к праздничным датам («Посвящение в студенты», Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, «Последний звонок», церемония вручения дипломов и др.);

- поощрение лучших студентов в учебе и спорте;

- творческие встречи с интересными людьми и ведущими специалистами в профильной области);

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мальцева И. Г. Создание комфортной гуманитарной среды в высшем учебном заведении // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16043. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/16043.htm. - ISSN 2304-120X.

посещение культурно-просветительных учреждении; - оказание шефской помощи сельским школам, детским домам и др. Предложенный список не охватывает в полном объеме перечень возможных мероприятий, а предполагает творческий подход при организации воспитательной работы со студентами.

Сложность и высокая динамичность процесса воспитания требует от педагога овладения умениями организовывать взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям.

Эффективность педагогического воздействия во многом зависит от знания преподавателем средств и методов воспитания и умения вдумчиво применять их на практике. Поэтому в коллективе каждой кафедры должны быть обязательно организованы методические занятия, семинары по методике воспитательной работы.

Ссылки на источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Коханович Л. И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. -М., 1994. - 28 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор. информ. НИИВО; вып. 3).

2. Костихина Н. М., Мальцева И. Г., Шнайдер В. Х. Организация воспитательной работы в физкультурных вузах: метод. рек. - Омск: СибГАФК, 1999. - 20 с.

3. Зимина Н. А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 502 с. - (Основы наук).

5. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. - Ч. 1. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с., ил.

Irina Maltseva,

Candidate of Pedagogic Sciences, head of physical training of College, Omsk State Medical University, Omsk maltseva irina [email protected]

Creation of the comfortable humanitarian environment in a higher educational institution Abstract. The paper deals with the need of creation of the comfortable humanitarian environment for a higher educational institution. Its components are considered the essence of the humanitarian environment as the socio-historical phenomenon. The author describes the list of various actions allowing to use opportunities of both educational and informative process, and purposeful extracurricular educational work with students in the educational purposes. Key words: student, teacher, educational process, comfortable humanitarian environment. References

1. Kohanovich, L. I. (1994). Gumanizacija obrazovanija i sozdanie komfortnoj gumanitarnoj sredy v vuze, Moscow, 28 p. (Sistema vospitanija v vysshej shkole: Obzor. inform. NIIVO; vyp. 3) (in Russian).

2. Kostihina, N. M., Mal'ceva, I. G. & Shnajder, V. H. (1999). Organizacija vospitatel'nojraboty v fizkul'turnyh vuzah: metod. rek., SibGAFK, Omsk, 20 p. (in Russian).

3. Zimina, N. A. (2015). "Doverie mezhdu prepodavatelem i studentami kak neobhodimyj komponent uchebno-vospitatel'nogo processa v vuze", Koncept, № 07 (ijul'). Available at: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm (in Russian).

4. Pidkasistyi, P. I. (ed.) (2011). Pedagogika: ucheb. posobie, 2-e izd., ispr. i dop., Izd-vo Jurajt; ID Jurajt, Moscow, 502 p. (Osnovy nauk) (in Russian).

5. Shevardin, N. I. (1995J. Social'naja psihologija v obrazovanii: ucheb. posobie, ch. 1, VLADOS, Moscow, 544 p., il. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯШ

Поступила в редакцию Received 19.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.01.16

Принята к публикации Accepted for publication 22.01.16 Опубликована Published 29.03.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Мальцева И. Г., 2016

977230412016603

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.