Научная статья на тему 'Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности'

Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОНТЕКСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CONTEXTUAL / FOREIGN LANGUAGE / INDIVIDUAL PEDAGOGICAL STYLE / INDIVIDUAL-DIFFERENTIATION APPROACHES / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PERSONAL-ACTIVITY / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуро-фролова Юлия Романовна

Продуктивное обучение иностранному языку студентов нелингвистического вуза является существенной проблемой для современного педагога. В качестве ее решения мы предлагаем структурно-функциональную модель формирования мотивации, в основе которой лежит комплексная реализация личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, контекстного подходов в ходе учебно-воспитательного процесса; комплексное применение приемов развивающей стратегии психологического воздействия и продуктивного педагогического общения; целенаправленная коррекция индивидуального педагогического стиля; реализация активных методов обучения. Эта статья является результатом продолжительного теоретико-практического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar issues associated with the foreign language teaching at non-linguistic higher-educational institutions: the problem of productivity

Productive foreign language teaching at non-linguistic higher-educational institutions is an acute problem for a modern teacher. As a sort of solution, we offer a structural-functional model of motivation forming, which is based on complex realization of personal-activity, individual-differentiation, contextual approaches; methods of psychological influence developing strategy and productive pedagogical communication; individual pedagogical style correction; realization of active teaching methods. This article is the result of long-lasting theoretical and practical research.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности»

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гуро-Фролова Юлия Романовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта», г. Нижний Новгород business box [email protected]

Аннотация. Продуктивное обучение иностранному языку студентов нелингвистического вуза является существенной проблемой для современного педагога. В качестве ее решения мы предлагаем структурно-функциональную модель формирования мотивации, в основе которой лежит комплексная реализация личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, контекстного подходов в ходе учебно-воспитательного процесса; комплексное применение приемов развивающей стратегии психологического воздействия и продуктивного педагогического общения; целенаправленная коррекция индивидуального педагогического стиля; реализация активных методов обучения. Эта статья является результатом продолжительного теоретико-практического исследования. Ключевые слова: иностранный язык, нелингвистический вуз, психолого-педагогические условия, индивидуальный педагогический стиль, психологическое воздействие; личностно-деятельностный, контекстный, индивидуально-дифференцированный подходы.

Раздел: (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Иностранный язык играет значительную роль в жизни представителя современного общества. Во-первых, изучение иностранного языка непосредственно связано с развитием культурного уровня человека, совершенствованием его как личности; во-вторых, владение иностранным языком - это одна из ключевых компонент успешной профессиональной деятельности современного, конкурентоспособного специалиста для эффективного решения профессиональных задач в условиях динамично меняющихся требований к деятельности.

Современная действительность такова, что студенты нелингвистических высших учебных заведений демонстрируют неоднозначное отношение к предмету «иностранный язык». По результатам многочисленных исследований мотивационно-эмоцио-нальный дефицит в отношении иностранного языка у значительной части обучающихся начинает формироваться в период школьного обучения и переносится студентами на процесс изучения иностранного языка в вузе.

Такие ученые-исследователи как Н. А. Емельянова, Н. Н. Касаткина, Е. И. Николаев, В. В. Королева, А. А. Суслина, Н. В. Квач [1-6] и другие предлагают различные варианты решения проблемы, в частности поиск психолого-педагогических условий, способствующих формированию устойчивого интереса к иностранному языку, формированию мотивации изучения предмета, которая может выступать в качестве компенсирующего фактора даже при недостаточно высоких способностях у обучающихся.

Результатом проведенного нами исследования в обозначенном направлении является структурно-функциональная модель формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза, которая позволяет раскрыть новые возможности в продуктивном обучении иностранному языку [7]. Предлагаемая

Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности

f\j ■Л f\j

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

нами модель, представленная на рис. 1, была успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс нелингвистического вуза (ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» (ВГАВТ), г. Нижний Новгород).

При разработке структурно-функциональной модели, мы опирались на детальное изучение механизмов комплексного психологического воздействия на мотиваци-онную сферу обучающихся; возможность целенаправленной коррекции индивидуального стиля руководства учебно-воспитательным процессом, обусловленного направленностью в профессионально-педагогическом общении преподавателя, в целях развития мотивации у студентов; комплексную реализацию активных методов обучения иностранному языку.

Как показали результаты проведенных нами комплексных исследований с использованием разнообразных методик, формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза непосредственно связано с комплексной реализацией преподавателем в ходе учебно-воспитательного процесса контекстного, индивидуально-дифференцированного и личностно-деятельностного подходов, причем индивидуальный стиль руководства учебно-воспитательным процессом, обусловленный направленностью в профессионально-педагогическом общении преподавателя, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования мотивации у обучающихся.

В исследовании, проводимом на базе ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» (г. Нижний Новгород), принимали участие 247 студентов второго курса разных специальностей и преподаватели кафедры иностранных языков. Нами были выявлены 6 индивидуальных стилей руководства учебно-воспитательным процессом:

- авторитарный стиль руководства учебно-воспитательным процессом с тенденцией к дистанцированности преподавателя от его воспитанников и сведению педагогических функций лишь к информационному сообщению, при котором отсутствует личностное взаимодействие педагога со студентами; недиалоговый характер занятий, обусловленный авторитарно-монологической направленностью в профессионально-педагогическом общении, причем общение предполагает в большей степени ориентацию на «сугубо деловые» вопросы; периодическое подчеркивание преподавателем своего особого статуса; ситуативная тенденция к проявлению индифферентной направленности в процессе коммуникации (стиль - «диктатор-формалист»);

- либеральный стиль руководства учебно-воспитательным процессом с тенденцией к дистанцированности педагога от студентов; индифферентная направленность в профессионально-педагогическом общении; отсутствие желания сотрудничать с обучающимися, недиалоговый характер занятий (стиль «дистанцированный индифферент»);

- демократический стиль руководства учебно-воспитательным процессом, стремление преподавателя к активному взаимодействию со своими воспитанниками, в котором педагог приветствует их инициативность, находится с ними в постоянном диалоге (с сохранением ролевой дистанции); немаловажное значение имеет для педагога то, как он воспринимается студентами, что иногда вызывает острые реакции на нюансы психологической атмосферы обучающихся, т. к. преподаватель принимает многое на свой счет; обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая к неадекватным реакциям в определенных ситуациях; конформная направленность в профессионально-педагогическом общении, предполагающая ориентацию на «объективную» позицию для себя, готовность «подстроиться» под собеседника, что обусловливает

«VI О nj

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза

ru Q м

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

- «ведомую» позицию преподавателя в процессе коммуникации; ситуативная индифферентная направленность в общении (стиль «мнительный конформист»);

- авторитарно-демократический стиль руководства учебно-воспитательным процессом; проявляющаяся дистанцированность педагога от воспитанников; манипу-лятивная направленность в профессионально-педагогическом общении с тенденцией к манипулированию в целях получения нужной информации, а при отсутствии должного результата общение становится индифферентным; тенденция избирательного отношения к студентам с ориентацией лишь на часть аудитории (лидеров или аутсайдеров) (стиль «скрытый манипулятор-дифференциатор»);

- либерально-демократический стиль руководства учебно-воспитательным процессом с диалогической направленностью в профессионально-педагогическом общении; ориентация педагога на взаимодействие со студентами; в определенных ситуациях проявляется дистанцированность преподавателя от своих воспитанников и индифферентная направленность в профессионально-педагогическом общении; выраженная тенденция модели негибкого реагирования, предполагающей построение взаимоотношений преподаватель-студент по строгой программе, в которой при идеально-спланированном и методически обработанном занятии преподаватель может игнорировать педагогическую действительность, индивидуально-возрастные, этнические особенности обучающихся и т. п. (стиль «компьютер-партнер»);

- устойчивый демократический стиль руководства учебно-воспитательным процессом; стремление преподавателя к активному субъект-субъектному взаимодействию с воспитанниками; ситуативная дистанцированность педагога от студентов; диалогическая направленность в профессионально-педагогическом общении и в равной степени альтероцентристская, предполагающая «центрацию» на студенте, ориентацию на его цели, потребности; ситуативное проявление конформной направленности (стиль «партнер-альтруист»).

Было установлено, что в большей степени способствуют снижению мотивации учебной деятельности разновидности авторитарного, либерального стилей с авторитарно-монологической, индифферентной направленностями в профессионально-педагогическом общении («диктатор-формалист», «дистанцированный индифферент»). Положительное влияние на развитие мотивационной сферы оказывает демократический стиль руководства учебно-воспитательным процессом с диалогической и в равной степени альтероцентристской направленностями в профессионально-педагогическом общении, с активным субъект-субъектным взаимодействием педагога с воспитанниками, «центрацией» преподавателя на студенте, ориентацией на его интересы, потребности («партнер-альтруист»).

Проведенное исследование показало значительную роль развивающей стратегии психологического воздействия преподавателя на обучающихся в процессе формирование мотивации. Многие ученые сходятся во мнении, что умелое, грамотное применение методов психологического воздействия, включающих в себя просьбу, поощрение, пример, внушение, убеждение, заражение, юмор, предупреждение, наказание и т. д., осуществляемых как в групповой, так и в индивидуальных формах, может существенно повысить эффективность профессиональной деятельности педагога, создать благоприятный психологический климат, а также оптимизировать взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса. Мы исходим из понимания психологического воздействия как социально-психологического явления, отражающего процесс намеренного, целенаправленного, методически подготовленного и

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

инструментально оснащенного воздействия на индивидуальный или групповой субъект, результатом которого выступают изменения в психических характеристиках или состояниях адресата воздействия.

Следует заметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в России пока не получила должного освещения.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что знания преподавателей о психологическом воздействии как средстве повышения продуктивности обучения, в частности иностранному языку в нелингвистическом вузе, в большинстве случаев являются фрагментарными, поэтому на практике психологическое воздействие осуществляется в большей степени бессистемно, методически не продумано, неосознанно. Часть преподавателей интуитивно руководствуется личностным, интерсубъектным подходом развивающей стратегии психологического воздействия, в которой диалог выступает как основное условие ее реализации, однако психолого-педагогическая деятельность ряда преподавателей строится согласно стратегиям императивного и манипулятивного воздействий, предполагающим давление на студента, направление его деятельности, установок в требуемое педагогом направление без учета актуальных состояний обучающегося.

Таким образом, разработанная нами структурно-функциональная модель - это комплексное решение проблемы повышения результативности обучения иностранному языку в условиях нелингвистического высшего учебного заведения, предполагающее комплексную реализацию личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, контекстного подходов в ходе учебно-воспитательного процесса; комплексное применение приемов развивающей стратегии психологического воздействия и продуктивного педагогического общения; целенаправленную коррекцию индивидуального педагогического стиля.

Предлагаемая модель включает три основных этапа и различные компоненты, направленные на формирование мотивации изучения иностранного языка.

На подготовительном этапе выделяется три основных компонента: целевой, диагностический, методологический.

Реализация целевого компонента предполагает планирование, формулировку основной цели, в качестве которой выступает формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза, в свою очередь обозначившей следующие основные задачи:

- определение уровня сформированности мотивации у студентов;

- выявление проблем формирования мотивации;

- установление взаимосвязи между уровнем развития мотивации у студентов и особенностями индивидуальных стилей руководства учебно-воспитательным процессом, обусловленных направленностью в профессионально-педагогическом общении преподавателей;

- выявление взаимосвязи между психологическим воздействием педагогов и развитием мотивационной сферы обучающихся;

- создание условий для благоприятного психологического взаимодействия преподавателей и их воспитанников;

- стимулирование потребности студентов нелингвистического вуза в изучении иностранного языка;

- выявление индивидуальных особенностей обучающихся в процессе формирования мотивации;

- формирование целеполагания.

PU г М

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Диагностическое обеспечение, предполагающее тестирование, опрос, анкетирование и т. п., выступает в качестве важного элемента модели, обуславливающего подбор оптимальных методов и приемов воздействия, разработку их содержания.

Методологический компонент структурно-функциональной модели содержит следующие аспекты.

1. Методы формирования мотивации, к которым мы относим психолого-педагогический тренинг, направленный на освоение преподавателями иностранного языка приемов психологического воздействия и продуктивного педагогического общения; активные формы обучения (проекты, презентации, конференции, ролевые игры и т. д.); комплексное психологическое воздействие (убеждение, внушение, заражение, подражание, аргументация, юмор, поощрение и т. д.).

Специально разработанный нами психолого-педагогический тренинг в рамках реализации предлагаемой нами структурно-функциональной модели состоит из двух частей.

Первая часть тренинга направлена на освоение преподавателями приемов продуктивного общения, к которым относятся приемы формирования аттракции, эмпатии, доверительного общения, приемы продуктивного невербального общения, нерефлексивного слушания, конструктивной критики; приемы, предполагающие формирование умения дифференцировать студентов экстравертов и интровертов и т. д. Вторая часть тренинга - это овладение педагогами приемами продуктивного психологического воздействия (развивающая стратегия), при помощи которых преподаватель формирует положительную установку у студентов в отношении иностранного языка, формирует новые мотивы, потребность в изучении предмета. Для освоения предлагаются элементарные приемы эффективного убеждения, внушения и т.д., использующиеся в практике, однако, как показал анализ существующих работ, посвященных проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза, объединение их в специальный тренинг с последующим использованием его в качестве метода, направленного на решение обозначенной задачи, до настоящего момента не осуществлялось.

2. Принципы формирования мотивации:

- принцип целеполагания, предполагающий постановку и достижение цели посредством реализации соответствующей психолого-педагогической технологии;

- личностно-деятельностный, индивидуально-дифференцированный, контекстный подходы.

Личностно-деятельностный подход как ведущий стратегический подход предполагает то, что личность студента является центральной фигурой образовательного процесса как равноправного сотрудничества преподавателя и обучающегося, в котором последний выступает как активный субъект образовательной деятельности, содержательная сторона которой основывается на индивидуальных потребностях, интересах, целях обучающегося, порождающих деятельность, направленную на достижение этих целей.

Контекстный подход приближает образовательный процесс и его содержание к будущей профессиональной деятельности студента.

Индивидуально-дифференцированный подход предполагает учет индивидуально-психологических и типологических особенностей обучающихся в процессе обучения;

- принцип комплексности, системности, обусловленный тем, что формирование мотивации - это сложный многоуровневый процесс, предполагающий комплексное применение средств решения обозначенных задач;

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- принцип субъект-субъектного межличностного взаимодействия, основывающийся на том, что обучение иностранному языку с высоким уровнем мотивации у студента - это процесс взаимодействия, сотрудничества двух равноправных субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающегося);

- принцип диалогической направленности общения, предполагающий то, что общение в учебно-воспитательном процессе выступает как основная функциональная категория, являясь средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса, а также способом организации взаимоотношений педагога и обучающихся, обеспечивающим продуктивность педагогической деятельности. Значимую роль общение играет в процессе обучения иностранному языку, т. к. образовательный процесс предполагает непосредственное общение, контакт педагога с обучающимися, в котором преподаватель выступает как инициатор, организуя и управляя этим процессом посредством коммуникации; причем диалогическая направленность общения является психологическим условием продуктивности обучения, создающим доверительные отношения между взаимодействующими сторонами, формирующим благоприятный психологический настрой на актуальные состояния субъектов образовательного процесса, способствуя проявлению их эмоциональной и личностной раскрытости.

3. К критериям сформированности мотивации мы относим: высокий уровень вовлеченности студентов в процесс овладения иностранным языком; поведение студентов в соответствии с применяемым к ним комплексным психологическим воздействием; практическое использование иностранного языка; отсутствие антимотивов и разнообразие положительных мотивов изучения иностранного языка; оптимизация межличностных взаимоотношений преподаватель-студент.

4. Компонентами мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза являются следующие мотивы:

- профессиональный;

- утилитарно-прагматический;

- учебно-познавательный;

- мотив аффилиации;

- избегания неудач;

- идентификации;

- социально-позиционный.

На основном этапе, в рамках организационно-практического компонента, создаются комплексные условия для формирования мотивации у обучающихся, как в индивидуальных, так и в групповых формах. Поставленные задачи реализуются при помощи следующих средств:

- вербальные средства коммуникации, к которым относятся слова, выражения, их смысл и характер использования, выступающие не только в качестве средства передачи определенной информации, но и как средства воздействия на собеседника в целях достижения определенного изменения в его поведении, установках, мотивах и т. д.;

- невербальные средства коммуникации, которые включают в себя интонацию, мимику, жесты, позы, внешность человека, приобретающие знаковый характер и влияющие на настроение, поведение, степень доверия, открытости собеседника;

- вовлечение в специально организованную деятельность, в рамках которой учащийся занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип

(Vi "7 «j

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

поведения; причем изменение статуса в процессе взаимодействия приводит к подвижке поведения. Реальные переживания обучающегося, связанные с реализацией определенной деятельности в процессе обучения, способны изменить человека, его состояние, поведение, мотивы;

- проекты, презентации, игры. Проект, представляющий собой психолого-педагогическую технологию, предполагающую определенную совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, позволяющих решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов, выступает в качестве ключевой технологии комплексного формирования мотивации, в рамках предлагаемой нами модели. По своей сути метод проектов, предполагающий необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность студента как субъекта образовательного процесса, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения обучающихся в активные виды деятельности, оказывая влияние на их мотивационную сферу.

Презентация, наряду с заключительным этапом проектной методики, демонстрирующим результат творческо-исследовательской деятельности, выступает и как самостоятельная технология, предполагающая эффективное представление педагогом изучаемого материала, обеспечивая его визуализацией и наглядностью. В основе использования презентаций на занятиях по иностранному языку положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным; а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Преимуществом презентации как метода обучения является ее содержательная сторона, отличающаяся большой вариативностью, что предполагает использование слайдов с текстами, визуальными изображениями, сопровождаемыми вербальными пояснениями, использование мультимедийных средств, а также видео и аудио фрагментов, что в свою очередь оказывает воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, стимулирует их интерес к иностранному языку.

Игра как средство психологического, социально-психологического и педагогического воздействия активизирует интеллектуальную деятельность обучающихся, межличностное общение и взаимодействие, способствует умственной и познавательной самостоятельности и инициативности, а также коммуникативно-деятельностному характеру обучения. Воздействуя на эмоциональную сферу обучающихся, игра способна мотивировать к дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

В качестве примера используемых активных методов обучения иностранному языку в рамках реализации структурно-функциональной модели, мы предлагаем один из специально разработанных нами проектов «Тайна смерти Мерлин Монро» ("The mystery of Marilyn Monroe's death") для специальности «Юриспруденция», представленный на рис. 2. В процессе реализации проекта учебная группа разбивается на три подгруппы 1, 2, 3 (причем группа 3 должна состоять из достаточного количества студентов для дальнейшего разделения на три дополнительные подгруппы 3.1, 3.2, 3.3), согласно трем направлениям дальнейшей деятельности: биография М. Монро; события последнего дня жизни актрисы; версии смерти М. Монро: самоубийство, случайная смерть, убийство. Проект также может быть реализован несколькими учебными группами в рамках одной специальности. В качестве вариантов могут быть использованы другие громкие дела судопроизводства с неоднозначными судебными решениями (например, смерть Принцессы Дианы, убийство Дж. Кеннеди и т. п.).

r\j С) r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Beauty icon 's biography (1926-1962)

(биография иконы красоты)

Theories of her death

(версии ее смерти)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схема проекта "The mystery of Marilyn Monroe's death" для юридической специальности

На подготовительном этапе проекта студенты обсуждают задание в рамках своей группы, выдвигают пути решения промежуточных проблем, формулируют задачи, распределяют обязанности внутри групп (подгрупп), определяют источники информации. Преподаватель помогает в постановке целей проекта, определяет его продолжительность, масштабность вовлеченности участников, консультирует, осуществляет отбор необходимой лексики и грамматических конструкций.

(Vi Q «j

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

На основном этапе студенты собирают необходимую информацию в зависимости от основной проблемы подгруппы, работают с этой информацией, выбирают оптимальный способ представления итогового продукта совместной деятельности и осуществляют проект.

Преподаватель выполняет функцию консультанта, наблюдателя, косвенно руководит проектом, советует (по просьбе обучающихся).

Заключительный этап предполагает защиту проекта, презентацию с использованием мультимедийных средств, коллективное оценивание результатов, анализ.

- учебные и аутентичные фильмы, ИКТ (информационные коммуникативные технологии: Интернет, компьютерные программы и т. п.), мультимедийные средства (мультимедийный проектор, компьютер, Ой-, йУй-проигрыватели, интерактивная доска и т. п.);

- психолого-педагогическое консультирование преподавателей;

- диагностика интересов студентов, потребностей, склонностей, мотивов.

На заключительном этапе проводится диагностика и оценка уровня сформиро-ванности мотивации изучения иностранного языка у студентов (низкий, средний и высокий), согласно применяющейся диагностической методике, осуществляется оценка эффективности структурно-функциональной модели. Итогом заключительного этапа является поведение обучающихся в соответствии с применяемыми к ним психолого-педагогическими технологиями, мотивированная вовлеченность студентов в процесс изучения иностранного языка.

Результаты практического внедрения разработанной нами структурно-функциональной модели в учебно-воспитательный процесс Волжской государственной академии водного транспорта (г. Нижний Новгород), на базе которой проводился эксперимент, показали, что ее реализация позволяет сформировать более высокий уровень мотивации у студентов. Так, показатели профессионального мотива улучшаются в среднем на 25,6-40,2%, учебно-познавательного - на 23-34,4%, утилитарно-прагматического - на 10,6-28%, коммуникативного - на 16-22,4%. Кроме этого наблюдается снижение показателей мотивации избегания неудач в среднем на 20,4-38,6%, социально-позиционного и мотива идентификации на - 11,4-20,4%.

Эффективность разработанной и внедренной нами структурно-функциональной модели подтверждает и количественное соотношение студентов контрольных и экспериментальных групп, желающих продолжить изучение иностранного языка в рамках факультатива на 3-5 курсах, что предусмотрено программой учебного заведения, на базе которого проводился эксперимент. Было установлено, что в экспериментальных группах количество студентов, желающих продолжить изучение иностранного языка, составляет 81,25-100%. В контрольных группах эти показатели значительно ниже и составляют 43,75-75%. Таким образом, разработанная нами структурно-функциональная модель позволяет сформировать более высокий уровень мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза.

Формирование мотивации изучения иностранного языка, который играет значительную роль в жизни представителя современного социума, - это сложный, многоуровневый процесс, в котором педагогу отводится главная роль. Именно от профессионализма преподавателя, творческого подхода, умения заинтересовать обучающихся, привить интерес к предмету, от умения наладить контакт со своими воспитанниками зависит продуктивность процесса обучения. Полученные результаты внедрения разработанной нами структурно-функциональной модели формирования мотива-

КОНЦЕПТ

Гуро-Фролова Ю. Р. Особенности обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза: проблема продуктивности // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14027. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14027 УДК 378.147:159.953.5 ции изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза, предполагающей комплексную реализацию личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, контекстного подходов в ходе учебно-воспитательного процесса; комплексное применение приемов развивающей стратегии психологического воздействия и продуктивного педагогического общения; целенаправленную коррекцию индивидуального педагогического стиля, показали, что предлагаемое нами решение обозначенной проблемы позволяет сформировать более высокий уровень развития мотивации изучения иностранного языка у обучающихся, тем самым способствуя повышению продуктивности учебно-воспитательного процесса.

Ссылки на источники

1. Емельянова Н. А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыковых вузов: дисс. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород: НГУ, 1997. - 227 с.

2. Касаткина Н. Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов: дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 210 с.

3. Николаев Е. И. Дифференциация как педагогическая технология повышения интереса к знаниям (на примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе): дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2005. - 177 с.

4. Королева В. В. Психологические факторы повышения качества обучения иностранному языку: дисс. .канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 180 с.

5. Суслина А. А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза: дисс. .канд. пед. наук. - Калининград, 1999. - 199 с.

6. Квач Н. В. Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2005. - 193 с.

7. Гуро-Фролова Ю. Р. Психолого-педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза: дисс. .канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 205 с.

Yulya Guro-Frolova,

candidate of Psychological Science, Associate Professor of the Chair of Foreign Languages, Volga State Academy of Water Transport, Nizhny Novgorod Peculiar issues associated with the foreign language teaching at non-linguistic higher-educational institutions: the problem of productivity Abstract. Productive foreign language teaching at non-linguistic higher-educational institutions is an acute problem for a modern teacher. As a sort of solution, we offer a structural-functional model of motivation forming, which is based on complex realization of personal-activity, individual-differentiation, contextual approaches; methods of psychological influence developing strategy and productive pedagogical communication; individual pedagogical style correction; realization of active teaching methods. This article is the result of long-lasting theoretical and practical research.

Key words: Foreign language, non-linguistic higher educational institution, psycho-pedagogical conditions, individual pedagogical style, psychological influence, personal-activity, contextual, individual-differentiation approaches.

References: 1-7 - Russian Sources.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.