Научная статья на тему 'Создание искусства как партиципативная практика: из опыта Арктического института искусств'

Создание искусства как партиципативная практика: из опыта Арктического института искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

93
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное искусство / материальность / реляционное искусство / искусство взаимодействия / межкультурный диалог / искусство Севера / практика как исследование / contemporary art / materiality / relational art / interaction / intercultural dialogue / art of the North / practice as research

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарова Екатерина Вячеславовна

Арктический институт искусств создан как экспериментальная инициатива художников, культурологов и искусствоведов, занимающихся современными исследовательскими художественными практиками на Севере России. В основе его деятельности – производство междисциплинарных проектов и нарративов новейшей истории искусства и культуры Севера и Арктики и установление межкультурного диалога. Институт провёл четыре международных арктических форума искусств, собирая художников и работников культуры разных поколений и их иностранных коллег на своих площадках. В 2020 г. вышла книга «Север 2.0. Современная культура и искусство». Статья посвящена отдельным направлениям деятельности института и их осмыслению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating art as a participatory practice: from the experience of the Arctic Institute of Arts

Arctic Art Institute was created as an experimental initiative of artists, culturologists and art historians engaged in contemporary art research practices in the North of Russia. The activity is based on the production of interdisciplinary projects and narratives of the contemporary history of art and culture of the North and the Arctic and the establishment of intercultural dialogue. The institute has held four international Arctic art forums, bringing together artists and cultural workers of different generations and their international colleagues at its venues. In 2020, the book “North 2.0. Contemporary Culture and Art” was published. The article is devoted to a number of selected cases from the practice of the institute and curatorial reflection on these practices.

Текст научной работы на тему «Создание искусства как партиципативная практика: из опыта Арктического института искусств»

ШАРОВА Е.В.

Создание искусства как партиципативная практика: из опыта Арктического института искусств

E. SHAROVA

Creating art as a participatory practice: from the experience of the Arctic Institute of Arts

Сведения об авторе:

Шарова Екатерина Вячеславовна, историк искусства, лектор, куратор, соучредитель Арктического института искусств (Архангельск) sharova.ekaterina4@gmail.com

Author:

Ekaterina Vyacheslavovna Sharova, an art historian, lecturer, curator, co-founder of

Arctic Art Institute (Arkhangelsk)

sharova.ekaterina4@gmail.com

Аннотация

Арктический институт искусств создан как экспериментальная инициатива художников, культурологов и искусствоведов, занимающихся современными исследовательскими художественными практиками на Севере России. В основе его деятельности - производство междисциплинарных проектов и нарративов новейшей истории искусства и культуры Севера и Арктики и установление межкультурного диалога. Институт провёл четыре международных арктических форума искусств, собирая художников и работников культуры разных поколений и их иностранных коллег на своих площадках. В 2020 г. вышла книга «Север 2.0. Современная культура и искусство». Статья посвящена отдельным направлениям деятельности института и их осмыслению.

Abstract

Arctic Art Institute was created as an experimental initiative of artists, culturologists and art historians engaged in contemporary art research practices in the North of Russia. The activity is based on the production of interdisciplinary projects and narratives of the contemporary history of art and culture of the North and the Arctic and the

establishment of intercultural dialogue. The institute has held four international Arctic art forums, bringing together artists and cultural workers of different generations and their international colleagues at its venues. In 2020, the book "North 2.0. Contemporary Culture and Art" was published. The article is devoted to a number of selected cases from the practice of the institute and curatorial reflection on these practices.

Ключевые слова:

современное искусство, материальность, реляционное искусство, искусство взаимодействия, межкультурный диалог, искусство Севера, практика как исследование. Keywords:

contemporary art, materiality, relational art, interaction, intercultural dialogue, art of the North, practice as research.

В XXI в. художественные исследования и исследования, основанные на искусстве, получили широкое распространение и признание в академических кругах1.

В 2014 г., когда, окончив Университет Осло, я начала работать на Севере, стали очевидны разрывы в эпистемологических нарративах, связанные с географией. Задача поиска общего языка между двумя культурными контекстами оказалась не из лёгких, но не было сомнения, что Север является местом с огромным нераскрытым потенциалом, со множеством нерассказанных историй, в том числе и общенациональной значимости.

Понятие «ценность» в отношении знания часто обусловлено распределением власти и ресурсов. Согласно Ж. Рансьеру, искусство становится политическим в том смысле, что оно осознанно может располагать временем и пространством. С этой точки зрения проект работы на Севере России - исследование действием, в ходе которого вырабатывается метод работы с местом, идентичностью, культурным воображаемым. В реляционных художественных проектах участники изучают собственную историю заново, пробуя понять, что произошло во время советского эксперимента, который повлиял на несколько поколений, как он мог привести к культурной амнезии и как это связано с темами устойчивого развития и экологии сегодня.

Искусствоведческие исследования о художниках прошлого и об искусстве сегодняшнего дня имеют ряд различий. Канон как таковой отсутствует, и художники и кураторы принимают участие в его формировании.

См., например: Barone, T. and Eisner, E. Arts Based Research. 2018. 208 р.

Каждый участник процесса понимает собственную роль в создании инфраструктуры для искусства Севера. В статье мы опишем несколько ситуаций из многолетней кураторской и искусствоведческой работы на Севере России, обращая особое внимание на международные проекты и их роль в создании межкультурного диалога в 2015-2021 гг.

Память места

Север находится ближе к столицам, чем Сибирь и Владивосток, но условная близость не всегда определяется только географическими расстояниями, а ещё и ментальными воображаемыми. Несмотря на то что внимание к Арктике, где изменения климата становятся всё более заметными и где находятся природные ресурсы, растёт, представления о людях, живущих на этой территории, требуют пересмотра и нового прочтения. Задачи художественного объединения «Арктический институт искусств», основанного в 2014 г. в Мурманске и с 2015 г. работающего в основном в Архангельской области, - изучение собственной истории заново через создание междисциплинарных художественных проектов, в основе которых лежит опыт участия.

Территория Евро-Арктического региона России хранит древнее нематериальное наследие - эпос, а также археологию, деревянную архитектуру, вышивки и росписи, которые недостаточно исследованы и малоизвестны как для потребителей, так и для производителей искусства и материальной культуры. Архангельский Север пережил два крупных культурных и идеологических перелома в XX в., которые кардинально перестраивали культурную экосистему региона. Какова роль местных жителей, их культуры и их историй в многочисленных макронарративах об Арктике? Последние исследования подчёркивают необходимость пересмотреть ценность микроисторий и для того, чтобы сделать производителей культуры более видимыми.

Возникновение города Архангельска обусловлено теми же социально-политическими и культурными изменениями, которые являлись предпосылками колонизации Латинской Америки в ХУ-ХУ1 вв. Город возник в результате экспедиций английских купцов в ту же самую эпоху и с той же целью, что и экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы: поиск новых ресурсов на Востоке и новых каналов сбыта собственных товаров. В 1553 г. англичанин Ричард Ченслор отправился по Северо-Восточному пути для открытия новых рынков сбыта своих товаров. Летописец экспедиции Климент Адамс сообщал о мотивах этой поездки следующее: «Видя, как удивительно растёт богатство испанцев и португальцев вследствие открытий новых стран и поисков новых торговых рынков, они предположили, что могут добиться того же самого, и задумали

совершенно новое и необыкновенное морское путешествие»1. Прибыв в устье Двины (на территорию Николо-Корельского монастыря), Р. Чен-слор направился в Москву на встречу с Иваном Грозным.

По указу царя в 1584 г. основан город Новые Холмогоры, который со временем будет переименован в город Архангельск и станет важнейшим международным торговым портом, через который в течение многих лет до появления Санкт-Петербурга проходили европейские товары. Памятником этому времени сегодня служит историко-архитектурный комплекс «Гостиные дворы», где самые древние части здания являются немыми свидетелями истории, как и Старый английский двор в Москве - старейшее официальное представительство иностранной державы, сохранившееся в городе. В 1555 г. в Лондоне была создана торговая «Московская компания», которая в 1556 г. получила в дар от Ивана Грозного двор на улице Варварке.

Культурные и экономические отношения нередко взаимосвязаны. Так, начавшаяся позднее меновая торговля между рыбаками Северной Норвегии и жителями Севера России (поморская торговля) способствовала формированию смешанного русско-норвежского языка, разговорники которого сегодня оцифрованы и доступны на сайте Национальной библиотеки Норвегии. Рудименты культурно-экономических отношений между Севером России и странами-соседями возможно обнаружить и сегодня - в том числе и в языке. Этимология топонима Мурманск связана с древнерусским словом «мурман» - норвежец. Элементы визуального языка каргопольских вышивок возможно обнаружить в финских текстильных промыслах каБра1кка. Руны, вошедшие в финский эпос «Калевала», были записаны Элиасом Леннротом со слов карельских крестьян, в том числе и Архипа Перттунена на территории бывшей Архангельской губернии.

Почему важны отсылки к историческим событиям? По двум причинам: во-первых, в школьной программе на Севере до последнего времени практически отсутствовал региональный компонент, в связи с этим было затруднено понимание роли своего региона в российской истории. Во-вторых, для успешного межкультурного диалога в Арктике может быть продуктивно вспомнить, что деловые и культурные связи, начавшиеся в Архангельске, могут быть продолжены и сегодня. Работа над созданием художественных проектов на Севере была сопряжена и происходила одновременно с изучением местной культуры.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. Ю. Готье. М., 1937. С. 32.

Первые проекты художественного объединения

За 5 лет работы на Севере Арктический институт искусств как художественное объединение провёл более 70 выставок, семинаров, четыре международных форума, собравших представителей как независимой художественной сцены, так и руководителей институций в области культуры и образования Архангельской области, а также соседних регионов (Мурманская область и Республика Коми) и стран Арктического региона (включая Анкоридж-музей на Аляске, Северонорвежский музей в Тром-сё, компанию кураторов и продюсеров «Девушки на мосту» и другие организации). Все эти события объединяет то, что они были инициированы низовой группой художников, продюсеров, кураторов и социологов. Многочисленные реализованные проекты доказывают, что независимые группы профессионалов в сфере искусства и культуры могут создавать новые площадки, места для встречи и междисциплинарного и межкультурного диалога.

В 2014 г. постсоветский Мурманск, как и остальные города на Севере, переживал наступление крупных компаний, связанное с экономической реструктуризацией России в 1990-е гг. Продукция федеральных торговых сетей, включая пластиковые окна, стала частью новой повседневности жителей северных городов, но риторики о циркулярной экономике и переработке в общественной повестке ещё не было, хотя в Европе тема экологии и переработки была центральной. Через несколько лет противоречия данной экономической модели и её неустойчивость привели к протестам в п. Шиес Архангельской области.

Художник Екатерина Голубина родилась в г. Кола и окончила университет Голдсмит (Великобритания). Используя метод переработки, знакомый многим европейским художникам, она создала проект «Волна», который можно интерпретировать как микросообщество, объединяющее бизнес в городе Кола, местную школу искусств, творческие молодёжные объединения города. На берегу залива в Коле была построена масштабная скульптура, форма которой повторяла архитектурные изгибы моста через р. Тулому, для которой были собраны рамы, выкинутые за ненадобностью мурманскими жителями. В 2018-2019 гг. на Севере тема экологии и переработки мусора включается в повестку дня, но в 2014 г. для Мурманска проект был слишком инновационным и малопонятным. Язык, выбранный Е. Голубиной, был интересен для прогрессивных молодёжных сообществ, но инфраструктуры для его существования тогда не было.

В 2015 г. Арктический институт искусств на семинаре «На Север» впервые собрал в одном месте независимых культурных работников региона - композиторов, танцоров, художников, музыкантов, продюсеров. Эта работа была продолжена в выставочных проектах и на Арктическом

форуме искусств в 2016-2020 гг. Но к началу 2020 г. как минимум треть участников семинара в Мурманске покинула город, как и все четверо его организаторов: Дарья Орлова, Людмила Мизгирёва, Екатерина Голу-бина переехали в Санкт-Петербург, Екатерина Шарова - в Архангельск. Несмотря на то что северная молодёжь делала всё возможное для того, чтобы остаться, достаточных условий для развития в 2015 г. не было. Экосистема для креативных индустрий и современного искусства отсутствовала в повестке и приоритетах. Перед региональным постсоветским менеджментом в культуре не было поставлено цели поддерживать молодых талантливых людей города, а разрыв ценностей разных поколений становился очевидным. Ситуация существенно изменилась после прихода нового министра культуры: появились центр современного искусства, система грантов для некоммерческих организаций и физических лиц (так как молодёжь не имеет достаточного юридического опыта в регистрации организаций) и множество мер поддержки.

В июле 2015 г. состоялся первый фестиваль «Териберка. Новая жизнь», где был реализован международный проект «Сеть», в основе которого также были эстетика взаимодействия и «редизайн невидимого». История поморского посёлка и её легенды были взяты за основу для создания новых образов места и северной культуры. Для участия в проекте пригласили партнёров из нескольких художественных институций Северной Норвегии, из Тромсё, Лофотенских островов, Вар-дё, Киркенеса. В 2021 г. Териберка является центром развития туризма в Мурманской области - ещё 6 лет назад, когда институт проводил подготовку к первому фестивалю, местные жители не могли поверить, что такие изменения возможны.

Гипотезой кураторской работы было то, что на Севере, который долгое время находился на периферии современных культурных процессов, возможно создать язык для диалога, который может быть понятным для художников и культработников, имеющих отношение к разным направлениям культуры (постсоветская культурная реальность и современное искусство) и разным географиям. Одним из таких языков, на котором была возможна коммуникация в «контактной зоне» для художников, представляющих различные миры, разделённые не только лингвистической, но и художественной грамматикой, стала практика работы с текстилем, на которой более подробно остановимся далее.

Сотрудничество как кураторский метод

Проекты Арктического института искусств указанного временного периода имеют партиципативную структуру, где художники и участники проектов вырабатывают некий итог в ходе диалогического процесса, где

слушание и слышание друг друга является особенно важным. Куратор здесь выступает как модератор процессов, а также переводчик с разных языков (профессионального жаргона и бытового, русского и английского). Именно процесс взаимодействия является центральным в производстве искусства.

Проекты «Мягкие истории» были созданы с художницей Маргрете Колстад Брекке в 2015-2016 гг. «Мягкие» - как альтернатива «жёсткому» материалу, камню или металлу, и как отсылка к текстилю, который, несмотря на своё маргинальное положение в истории искусства (как и искусство женщин вообще), сыграл важную роль.

В этой статье мы коснёмся проектов «Утопия 500» и «Прекрасное далёко», которые созданы в сотрудничестве художника и куратора с участием местных жителей города разного возраста. Маргрете Колстад Брек-ке окончила текстильное отделение художественной академии г. Берген (Норвегия). Текстильное искусство для России в 2015 г. было неортодоксальной практикой. Если в Норвегии поколения художниц, начиная с Ханны Рюгген и Элизабет Хаар, использовали этот «женский» материал для того, чтобы выразить свои идеи, касающиеся актуальных социальных процессов, то в России текстильное искусство как contemporary art находится в стадии становления. Оказалось, что именно этот вид искусства может создать семантическую основу для диалога между современным художником и местными жителями.

Проект «Утопия 500» состоялся в ноябре 2015 г. как часть фестиваля «Птица Баренц» в Архангельске. Художница работала с темой утопии в связи с 500-летним юбилеем известной книги Томаса Мора, который состоялся в 2016 г. Для выставки было использовано пространство второго этажа Архангельской областной научной библиотеки им. Н. Добролюбова, на котором в доцифровое время располагались ящики с каталогами. В это время библиотека проходила процесс трансформации - из «храма знаний» в динамичный центр коммуникации, открытую площадку для разных типов мероприятий. На выставке «Утопия 500» были представлены крупные текстильные полотна, специально окрашенные художницей, напоминающие флаги, отсылающие к визуальному языку советского и норвежского рабочего движения, а также к утопическому алфавиту и женским художественным практикам (рис. 1). В середине зала размещался стол, где во время выставки художница сидела и создавала из лоскутов шёлка буквы кириллического алфавита.

Помимо выставки, была организована программа лекций и семинаров, на которых художница делилась своими знаниями по истории международного текстильного искусства, а также возможность встретиться с мастерами из Школы ремёсел Владимира Бурчевского, музея

Рис. 1. Художница по текстилю Маргрете Брекке со студентками Колледжа культуры. Проект «Утопия 500». 2015 г. Фотография Е.В. Шаровой

деревянного зодчества «Малые Корелы» и изучить местные практики производства текстиля и коллекции одежды и текстиля, собранные в Архангельской области.

Выставку и программу семинаров посетило более 250 человек. Как для художницы, так и для местных мастеров - Натальи Кузьминой, Анны Беднарчик и др. - эти встречи и диалоги были важны для собственных практик. Как оказалось в ходе работы над проектом, языковые барьеры и медиакартина в Норвегии и в России не затрагивают искусства и культуры, в связи с чем художники в разных странах не знают о существовании альтернативных и менее видимых историй.

Текстиль, не ограниченный рамой, стал полотном, на котором норвежская художница Маргрете Колстад Брекке создавала свою версию современной утопии. На открытие выставки текстиля пришёл советский художник Иван Архипов, который занимался оформлением зданий социального и культурного назначения в советском Архангельске. Архипов родился в небольшой деревне Нижегородской области - региона, где крестьянская культура так же, как и на Севере, предлагает богатейший материал для исследования. Архипов остался работать на Севере после службы на Северном флоте и посвятил свою жизнь искусству. Художник создал графику, живопись, скульптуру и архитектуру, а также множество знаковых объектов в городском пространстве Архангельска, которые известны каждому жителю, - но не все знали, кто является их автором. В 2015-2016 гг. были исследованы архив художника, произведена оцифровка работ и создан

Рис. 2. Маргрете Брекке в гостях у советского художника Ивана Архипова. Подготовка к выставке «Прекрасное далёко». Фотография Е.В. Шаровой

сайт. Создание сайта и исследование были осуществлены с привлечением студентов, и эта работа также стала образовательным процессом per se.

Через несколько месяцев исследования состоялась выставка «Прекрасное далёко», на ней были показаны графика Архипова и текстиль норвежской художницы Маргрете Колстад Брекке, размещённые в пространстве таким образом, чтобы между произведениями мог прочитываться диалог. Ключевым мотивом выставки была птица сирин - славянский образ древнегреческих сирен, которая часто использовалась северными художниками для оформления помещений. В квартире Ар-хипова в Соломбале были найдены графика, живопись, эскизы произведений, которыми были украшены здания с общественными функциями (Дворец пионеров, Дом культуры строителей, Дворец спорта и др.). Однако в 1990-е и 2000-е гг. многие его работы были сняты - происходила очередная эпоха иконоклазма (иконоборчество).

В экспозиции выставки, площадку для которой опять предоставила Архангельская областная библиотека, помимо произведений искусства Архипова и Брекке, были размещены архивные предметы, документирующие контекст, в котором произведения создавались. На выставке также, помимо графики, дневниковых записей и текстильных работ, были показаны предметы из квартиры в старинном районе Архангельска Со-ломбала, где жил художник, принадлежавший к поколению советских мечтателей, которые в конце жизни оказались свидетелями крушения коллективных иллюзий (рис. 2).

Рис. 3. Плакат Арктического форума искусств 2016 г.

Во время выставки важным моментом была программа дискуссий, где местные художники, актёры, режиссёры приняли участие в обсуждении роли публичного искусства в городском пространстве Архангельска и возможностей создания и улучшения инфраструктуры для его производства (рис. 3).

Arctic Art Forum как учебная площадка

За время работы Арктический форум искусств собирал на своих площадках как старших представителей крупных музеев в России и за рубежом, так и молодых художников, дизайнеров и архитекторов региона. Рассматривались такие темы, как устойчивое развитие, культурная дипломатия, обмен знаниями и мирное сосуществование на Севере. Темы Arctic Art Forum задали новые парадигмы: понятие телесного знания было раскрыто через примеры практической важности народного, глубинного знания, которое может быть альтернативой там, где академическое знание не является достаточным (2016); медленная культура - как альтернатива фаст-еде - отношениям - потреблению (2017); карты смыслов - о том, как нарративные пространства, в том числе и в искусстве, работают с идентичностью (2018).

Анализ исследовательской работы, итогом которой являлись форумы 2016, 2017 и 2018 гг., опубликован в издании «Север 2.0. Современная

культура и искусство», а также в каталоге резиденций 2015-2018 гг. В процессе работы над форумами и резиденцией кураторы Арктического института искусств впервые архивировали материалы по современной культуре и искусству Севера России для таких проектов, как «Открытые системы» Музея современного искусства «Гараж» в 2017 г. и №шо$куа Государственного центра современного искусства в 2018-2019 гг.

Первый Арктический форум искусств состоялся в сентябре 2016 г. и являлся проектом сотрудничества между Архангельским региональным отделением Союза художников России и Арктическим институтом искусств. В силу того что инфраструктура современного искусства в регионе находилась в стадии становления, форум стал площадкой для диалога и обмена знаниями между местными художниками, кураторами и продюсерами и их коллегами из других регионов России, а также дальнего и ближнего зарубежья.

Кураторский текст форума 2016 г. отражал процессы поиска новых смыслов и нового художественного языка через призму локально ориентированной эпистемологии. Он прозвучал следующим образом: мы «бросаем вызов пониманию того, что значит "столица", что такое - "современное", что такое - "профессиональное"» - и стал определяющим для всех остальных форумов.

«Мы открываем заново уникальный культурный потенциал столицы Русского Севера, который может быть основой для появления новых идей и источником гордости и силы местных жителей. На Севере не было художественных академий, но именно здесь сохранились самые древние свидетельства русской народной культуры, восходящие ко времени новгородской и ростово-суздальской колонизации Севера в Х1-Х111 вв., а также ненецкой, коми и других культур».

Работа над форумом продолжалась с апреля по сентябрь 2016 г. (включая резиденции художников, подготовку семинаров, предварительные мероприятия, логистику). Визуальная идентичность форума 2016 г. была создана на основе архивных фотографий из коллекции Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) (рис. 4). В 1906 г. художник Николай Шабунин, уроженец мезенской деревни Юрома, имея в своих руках редкость - фотоаппарат, приезжает задокументировать уходящую красоту Севера - его архитектуру, одежду, свадебный обряд, образ жизни поморов. С появлением Интернета, оцифровки архивов редкие фотоматериалы впервые стали доступны большому количеству людей. Несмотря на то что предоставленные Кунсткамерой фотографии - высокого качества и, без сомнения, играют важнейшую роль в самоопределении жителей Севера, они никогда не были использованы ранее при преподавании истории. Обращая внимание на локальную историю,

Рис. 4. Бабушка. I Арктический форум искусств, 2016 г. Фотография Артёма Келарева

кураторы заостряют внимание на смене ментальной парадигмы в производстве искусства и культуры, где ценность местного наследия становится определяющей.

Ключевым моментом в производстве стал диалогизм - художникам предлагалось работать не в одиночку, а в группах. Таким образом были созданы работы «Бабушка» (Ульяна Медведева, Фёдор Медведев, Артём Хазанов), поэтический open air вечер «О Север, Север, чародей», где поэту Роману Осьминкину предлагалось взаимодействие с местными поэтами Иваном Кулидой и Александром Цыгановым (рис. 5). Изначально поэт из Санкт-Петербурга предложил для своего выступления формат мокью-ментари (псевдодокументальных фильмов. - Прим. ред.), но после опроса архангельских поэтов выяснилось, что этот формат незнаком и непонятен их сообществу. Поэту предложили придумать название, которое будет понятно местным жителям, чтобы затем провести поэтическое выступление у памятника на мысе Пур-Наволок, напротив входа в Гостиные дворы. «Открытые поэтические чтения» - этот формат был куда более понятен. На Чтения собрались поэты различных поколений, и сама возможность выступления на открытом воздухе, на набережной, была важна для художественного сообщества города, которое изголодалось по новым

Рис. 5. Открытые поэтические чтения. 2016 г. Фотография Александра Игнатенко

форматам и инновационным идеям. Как показал опыт, такой площадки для различных поколений ранее в городе не было.

Таким образом, организация групповых диалогических процессов была вкладом в создание инфраструктуры для развития искусства. Проведённые интервью и опросы показали, что участники форума встретили коллег с похожими интересами именно на форуме. Соответственно, форум является площадкой для встречи и межкультурной коммуникации, а также для выработки нового художественного языка, который может быть востребован и на всероссийском, и на международном уровне.

Заключение

С одной стороны, на Севере происходят процессы реконструкции собственной идентичности после унифицирующего советского культурного эксперимента. С другой стороны, несмотря на сложности, развивается инфраструктура для производства и распространения современного искусства. Восстановление северной культурной экосистемы важно для каждого, кто родился и вырос в данном регионе. При этом очевидно, что северная культура не развивалась в изоляции, но в диалоге - как исторически, так и сегодня. Опыт художественных проектов

на Севере подтверждает, что художники и кураторы заинтересованы во взаимодействии и находят его полезным для собственных практик. Очевидно, что именно культура может быть плодотворной почвой для успешного межрегионального и международного взаимодействия в Арктике.

Список литературы

Barone, T. and Eisner, E. Arts Based Research. 2018. 208 р.

McDermott J. Chancellor, Richard // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004.

Nelson R. Practice as Research in the Arts. Principles, Protocols, Pedagogies, Resistances. Palgrave Macmillan UK, 2013. XIV, 229 р.

Лихачёв Д.С. Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. № 6. С. 113-120.

Шарова Е. (ред.). Север 2.0. Современная культура и искусство. Архангельск: Арктический институт искусств, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://drive. google.com/file/d/13ocV5ux3lcj70vSeXN51tAWs3u65CDvm/view (дата обращения: 30.05.2021).

Шарова Е. (ред.) Каталог резиденции Арктического института искусств 2015-2018 гг. [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/ d/1NQXzx2RFM-ozTh9-7JXJZsjMV3iFsUk4/view (дата обращения: 30.05.2021). Шарова Е. Региональное исследование Архангельска и Мурманска [Электронный ресурс] Проект Nemoskva Государственного центра современного искусства, 2018. URL: http://nemoskva.art/regional_research (дата обращения: 30.05.2021). Шарова Е. Русский Север: «Телесное знание» // Декоративное искусство 2017. С. 132-133.

Филатов А. Анатомия Архангельска // Артгид, 5 июня 2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://artguide.com/posts/1262

Ченслор Р. Новое плавание и открытие царства Московии по северо-восточному пути в 1553 г., предпринятое рыцарем сэром Х. Уиллоуби и выполненное Ричардом Ченслором, старшим кормчим плавания / Пер. Ю.В Готье // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М., 1937. С. 47-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.