Научная статья на тему ' создание инноваций путем интеграции промышленных предприятий с образовательными учреждениями'

создание инноваций путем интеграции промышленных предприятий с образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « создание инноваций путем интеграции промышленных предприятий с образовательными учреждениями»

15. Ковшов А.В. Центр международной IT - подготовки как интегрирующее звено ТУСУРа и компаний УНИК в рамках комплексной подготовки IT - профессионалов // Материалы отчетной конференции Томского межвузовского центра дистанционного образования. По итогам работы в 2008 г. / Под ред. А.Ф.Уварова. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2009. - 91 с.

Максимов Т.А.

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИЙ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Инновационное развитие представляет собой бизнес процесс, предполагающий единство процессов создания и коммерциализации инноваций. Именно возможности коммерческого использования изобретений и идей порождают благоприятную среду для инновационного развития экономики и модернизации страны.

Сама возможность реализовать инновацию представляется не так часто, а возможность реализовать ее в товаре или услуге для автора, по сути, сводится к двум вариантам: передаче прав на использование своей разработки, либо к организации производства инновационного продукта. И тот, и другой варианты предполагают наличие некоего ресурса для использования инноваций. Такой ресурс могут предоставить, во-первых, крупные компании, если инновация попадает в поле их коммерческих интересов, во-вторых, венчурные фонды, специализирующиеся на развитии и коммерциализации инноваций, в-третьих, государство, стимулируя бизнес к интеграции с субъектами инновационного процесса. Но на сегодняшний день в России спрос на инновации пока не сформирован. Так, говорить об устоявшейся системе венчурного финансирования у нас преждевременно, пока основная проблема распространения инноваций не в отсутствии средств, а в отсутствии направления и умения их эффективного использования1. Общество, а вместе с ним и крупные российские компании, подвержено тяжелой коррупционной болезни, в свете которой бизнесу государству невыгодно использовать разработки для повышения эффективности, если благодаря им есть перспектива снижения личного достатка менеджеров и чиновников2. Поэтому, если государство пока не готово решать проблемы общества или стать поставщиком эффективных управленцев в сфере инноваций, но готово работать над созданием экономики, ориентированной на модернизацию, ему необходимо создавать условия, чтобы бизнесу было выгодно работать над инновациями совместно с государством, которое в рамках своей политики поддержало бы инноваторов.

Например, в рамках создания на базе ВУЗов инновационных кластеров, генераторов развития инфраструктуры инновационной деятельности классический подход, когда компании в своей научно исследовательской деятельности опираются на научно-технический потенциал ВУЗов, получил бы новый импульс. Такое партнерство позволило бы ВУЗам привлечь новых квалифицированных специалистов, получить дополнительное финансирование на исследовательскую деятельность, предопределило бы научную работу в области решения перспективных задач, а предприятия смогли бы сэкономить на содержании большого количества работников, задействованных в исследовательской работе и привлечении дорогих специалистов-экспертов.

Следует отметить, что и правительство РФ сегодня рассматривает сферу высшего образования, как потенциально перспективную для развития инновационной деятельности. Так, создание категории «Национальный исследовательский университет» предполагает роль ВУЗов как генераторов развития инновационной инфраструктуры и наделяет их значительными финансовыми ресурсами. Условия использования государственных средств предполагают, что основными направлениями инвестиций со стороны университетов могут стать только некие исследовательские площадки3. В такой постановке целесообразно создание такой лабораторной базы, которую возможно было бы использовать для профильного мелкосерийного производства.

Промышленные предприятия в настоящее время хоть и выбираются из кризиса, однако, до сих пор не преодолели падение цен и объемов в 2009 году. Кроме того, тенденция к монополизации всех крупных компаний и ключевых отраслей, привела к тому, что основные игроки могут монопольно увеличивать сроки платежей. Возросшие из-за этого в период кризиса дебиторская и кредиторская задолженности, вынудили предприятия направлять свободные денежные средства в пополнение оборотных средств, при этом многие предприятия не могут занять лишние средства в банках, т.к. исчерпали свои кредитные лимиты еще в тучные годы. Таким образом, эти факторы в совокупности с невнятной промышленной политикой государства, по сути, оставили небольшие и средние российские компании без средств на научно-исследовательские работы4. Те из них, которые пока сохранили возможность закладывать в свои бюджеты расходы на НИОКР, лишатся ее в 2011 г., одновременно с введением новых ставок социального страхования. Однако идеи и нереализованные инновационные проекты остаются в активах компаний, в то время как в науке и высшей школе ощущается дефицит идей.

Практическую реализацию данного подхода можно рассмотреть на примере ЗАО «Пермская компания нефтяного машиностроения» - одного из крупнейших независимых производителей бурового и нефтепромыслового оборудования в России. Основной продукцией компании являются:

1 http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1169584/sprosa_na_innovacii_u_nas_net

2 Гуриев С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. - М., 2010. -№ 3. - С. 4-23.

3 Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» на 2009-2018 гг.

4 Максимов А. Д., Максимов Т.А. Антикризисная стратегия машиностроительного предприятия // Экономика региона.

• Скважинные штанговые насосы и комплектующие к ним (СШН)

• Утяжеленные, ведущие, толстостенные бурильные трубы (УБТ, ВБТ,ТБТ)

• Насосно-компрессорные трубы для корпусов погружных электродвигателей и электронасосов (ТПЭН)

Одной из важных составляющих технологии производства труб в ПКНМ является нарезка резьбовых соединений высокой точности и прочности. В работе буровой колонны резьбовые соединения буровых труб испытывают различные высокие нагрузки, такие как крутящий момент, давление, трение, при этом современные условия добычи требуют, чтобы буровая труба была тонкой. Зарубежные компании имеют широкий ассортимент бурильных труб с тонкой стенкой и резьбами, удовлетворяющими этим требованиям, в то время как в России практически аналогов практически нет. Поэтому компании ПКНМ для конкуренции с иностранными производителями требуются постоянные исследования в области прочности, усталостной прочности, износостойкости, коррозионной стойкости, герметичности резьбовых соединений. До кризиса компания имела возможность проводить подобную работу в компаниях, обладающих необходимым оборудованием, однако сегодня конкуренты ушли вперед.

Решить данную проблему помогла бы интеграция с НИУ «ПГТУ» имеющим часть необходимого оборудования, а также возможность для организации полноценной промышленной лаборатории исследований, метрологии и надежности резьбовых соединений. В рамках данного проекта можно было бы проводить контроль геометрических параметров резьбы и калибров, исследовать механические показатели качества поверхностного слоя резьб, твердость, ползучесть, длительную прочность, усталость, трибологические характеристики. А также проводить механические испытания резьб, в том числе в сложнонагруженном состоянии, неразрушающий контроль и контроль химического состава металла. Опыт компании и научно-исследовательский потенциал высшей школы могли бы создать аналог существовавшего в СССР института резьб, который покрывал запросы всех отраслей промышленности в области исследований резьбовых соединений, вплоть до аэрокосмической.

Организационную структуру этого проекта можно представить следующим образом (рис. 1):

Научно-исследовательский университет

Пермская компания нефтяного машиностроения

Документация, Разработки, Калиб ры,

Исследовательская база

Производственная доку^ ментация, Постановка задач, база потребителей практическое внедрение

Промышленная лаборатория, центр, разработок, исследований, метрологии и надежности резьбовых соединений

/

I

\

Рисунок 1.

Организационная структура проекта лаборатории резьбовых соединений

Таким образом, создание подобного проекта предполагает два этапа. На первом этапе Национальный исследовательский университет создает лабораторию в своей структуре, приобретает оборудование, привлекает исследователей. На втором этапе ВУЗ привлекает специалистов ПКНМ и других компаний, которые на основе производственных проблем помогают формировать исследовательскую базу лаборатории, производят научно-исследовательские и опытные работы на мощностях центра, естественно оплачивая их.

Оценивая спрос, можно говорить о том, что размер рынка подобных услуг сегодня составляет не менее 250 млн. руб. в год только в Приволжском Федеральном округе. По оценке ПКНМ уже в первые годы работы проект может иметь следующие объемные показатели реализации:

1. Сертификация и поверка калибров и мастер-калибров, в том числе по ISO и API:

• машиностроительные предприятия - 2500 калибров в год;

• нефтегазодобывающие предприятия - 1000 калибров в год;

• инструментальные предприятия - 500 калибров в год.

Объём реализации - 140-190 млн. рублей ежегодно.

2. Проведение исследований качества резьбовых соединений при периодических испытаниях и аварийных ситуациях:

• Машиностроительные предприятия - 50 заявок в год;

• Нефтегазодобывающие предприятия - 200 заявок в год.

Объём объем реализации - 13-15 млн. рублей ежегодно.

3. Предоставление информационных услуг:

Объём реализации - 2-3 млн. рублей ежегодно.

Учитывая, что затраты на создание и сертификацию лаборатории составляют около 300 млн. руб., срок окупаемости проекта составляет не более 4-5 лет. Ближайшие подобные исследовательские лаборатории находятся в Англии, Германии и Китае. Россия, являясь мировым лидером по объему добычи нефти и газа, сегодня не имеет современных технологий в области резьбовых соединений, хотя они повсеместно используются в добыче полезных ископаемых. В условиях, когда главным направлением государственной промышленной и экономической политики является технологическая модернизация, такая ситуация с технологиями в ключевой отрасли экономики страны выглядит несколько странно.

Еще одним направлением для сотрудничества ЗАО «ПКНМ» и Высшей школы могла бы стать работа по трибо-техническому упрочнению высоконагруженных поверхностей деталей на основе технологии ионного азотирования. Рынок азотирования огромен с точки зрения возможностей. По сравнению с традиционными видами упрочнения, азотирование не только не хуже, но и позволяет, во-первых, осуществлять упрочнение вне зависимости от сложности формы изделия, во-вторых, благодаря отсутствию пористости, существенно повышает коррозийную устойчивость металла, в-третьих, упрочненный слой имеет более чем в 2 раза большую износостойкость. Этот проект имеет в своей технологии наносоставляющую и сейчас, для его реализации компания пытается получить финансирование от государственной корпорации нанотехнологий «Роснанотех». Так как ГК «Роснанотех» по сути своей является финансовым учреждением или венчурным фондом, ее сотрудничество с ЗАО «ПКНМ» предполагает лишь финансовую поддержку со стороны государственной корпорации в размере 300 млн. руб. для закупки необходимого оборудования. Учитывая, что такой возможностью и ресурсами сейчас обладают и НИУ, проект мог бы получить развитие и в рамках интеграции ПКНМ с ВУЗом.

Конечно, на пути интеграции инновационных компаний с высшей школой стоит еще множество проблем. Так, плохо регламентированы вопросы взаимодействия с государственными судебными, надзорными и аттестационными органами. Актуальна проблема дефицита специалистов в прикладных науках, предполагающих помимо фундаментальной научной подготовки, опыт в реализации конструкторских разработок в производстве. Кроме того, университеты никогда не занимались созданием инноваций, не в смысле научных изобретений, но в смысле коммерчески реализуемых проектов1.

Тем не менее, все эти проблемы решаемы в рамках создания системы управления инновационными процессами, а реальное инновационное развитие науки на базе университетов возможно, во многом, только на базе интеграции с инновационными компаниями, критериями отбора проектов для которых служит их конкурентоспособность и коммерческая привлекательность.

Орланова А.И.

к.соц.н., доцент Академии труда и социальных отношений

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИММИГРАНТОВ2: ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобализация имеет не только информационное и экономическое, но и миграционное лицо. Существенно понизив влиятельность государственных регламентов, она привела мир в беспрецедентное миграционное движение - высвободила огромные потоки трудовой, туристической и иной миграции. Безусловно, туристы приносят экономическую выгоду стране въезда, и немало стран живет за счет въездного туризма. Однако развитые экономики, испытывающие в настоящее время давление, с одной стороны, ускорения мирового социально-экономического процесса, а с другой - долгосрочных демографических проблем, связанных с постарением и сокращением населения, больше нуждаются не в туристах, а массовых трудовых мигрантах, способных удовлетворять национальный спрос на рабочую силу в условиях ее растущего национального дефицита. Тем более что пока в мире существует неравенство стран по качеству жизни в них, массовые потоки трудовых мигрантов из стран с низким качеством жизни в страны, где качество жизни выше, не иссякнут.

Так почему же странам со стареющим и убывающим населением не воспользоваться «миграционной» услугой глобализации для решения этих грозных на обозримое будущее проблем своего социально-экономического развития? Социологи и социальные психологи констатируют, что в потоках мигрантов преобладают активные и трудоспособного возраста люди. Такие люди, при соответствующей политике принимающего государства, способны обеспечить стране въезда более динамичное социально-экономическое развитие. В частности социолог из Великобритании Р. Брен-

1 Сурин А.В., Молчанова А.П. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008. -368 с.

2

Иммигрант - мигрант, въезжающий в чужую страну, в отличие от эмигранта - мигранта, покидающего свою страну. -Прим. автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.