112
ИТО Марий Эл - 2011
Создание электронных дидактических средств
ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Моисеева Ольга Александровна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Ола
В статье рассматриваются процесс создания и методические особенности использования электронных презентаций по начертательной геометрии.
The article discusses the process of creating and methodical features the use of electronic presentations on descriptive geometry.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс требует от преподавателей использования современных электронных дидактических средств обучения. Электронные учебники, пособия и другие виды электронных образовательных ресурсов достаточно широко используются в образовательном процессе. Так же одним из актуальных и распространенных видов электронных дидактических средств обучения являются электронные презентации.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на занятиях преподавателем и требующую его комментариев и дополнений. Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач, т. к. именно здесь преподаватель имеет возможность учесть специфику конкретной группы обучающихся, конкретного курса, учебной темы.
Электронные презентации используются нами на лекционных занятиях по начертательной геометрии. Как показывает практика, данное средство обучения является эффективным и удобным в использовании, так как специфика читаемого курса требует обязательного наглядного пояснения, применения методов иллюстрации и демонстрации. Электронные презентации позволяют повысить графическую информативность, способствуют увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Высокую эффективность можно ожидать только от презентаций, созданных по всем требованиям: техническим, дидактическим, психофизиологическим, эстетическим и др., с учетом методики использования.
Рассмотрим разработанный нами курс презентаций по начертательной геометрии. Данный курс разрабатывался нами для лекционных занятий студентов первого курса факультета технологии и профессионального образования Марийского государственного университета.
Вообще, электронные презентации можно подготовить с помощью таких программных средств как Corel Presentation 9 (пакет Corel’s Office Suite for Linux), Presentation (пакет StarOffice фирмы StarDivision GmbH), Microsoft PowerPoint (пакет MS Office). Разработанные нами презентации были выполнены посредствам программы Microsoft PowerPoint (пакет MS Office). Наш выбор был обоснован в силу ее широкого распространения, доступности интерфейса при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов. При этом есть возможность совместить технические возможности компьютерной и мультимедийной техники (прежде всего мультимедийного проектора) в предоставлении учебного материала с «живым» общением со студентами.
При разработке курса презентаций на первом этапе нами проводился анализ содержания всего лекционного курса начертательной геометрии с целью определения разделов и тем, материал которых уместно и целесообразно преподносить в виде электронных презентаций. Так же на этом этапе определялась последовательность изложения материала и определение дополнительных средств обучения.
На втором этапе осуществлялось создание шаблонов (заготовок) слайдов и основных информационных компонентов: текстовых фрагментов, графических объектов и их наполнение предметным содержанием с позиций принципа генерализации информации.
Разработка презентации - это всегда большая, кропотливая и полезная работа, но в нашем случае это еще и очень трудоемкая работа, так как в своих презентациях мы используем большое количество графических изображений выполненных в программе Microsoft PowerPoint (пакет MS Office). Мы не воспользовались никаким другим графическим редактором, потому что данная программа по средствам анимации дает возможность увидеть последовательность выполнения чертежа, а это является необходимым условием при объяснении решения задач по начертательной геометрии. В связи с вышесказанным, становиться ясным, что процесс разработки компьютерных графических материалов и отладки презентации требует большого количества времени и повышенной внимательности разработчика.
На этапе выработки методических рекомендаций мы попытались спрогнозировать эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определить методические аспекты их проведения и спроектировать основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Заметим, что методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала.
Разработанные нами презентации планировалось использовать при изучении нового материала и контроля знаний. Нами выделяются некоторые методические особенности использования электронных презентаций по начертательной геометрии. Одной из них является повторность рассмотрения слайдов, т. е. при первоначальном комментировании слайда студенты наблюдают за процессом построения чертежа и слушают комментарии. Повторное комментирование слайда происходить в более медленном темпе, студенты при этом производят построения чертежа в тетради. Изложенный метод способствует более эффективному усвоению учебного материала.
Опыт разработки и использования электронных презентаций среди учителей школ и преподавателей вузов достаточно большой, надеемся, что и наши разработки окажутся полезными и востребованными.