Научная статья на тему 'Создание единой информационной среды лицея'

Создание единой информационной среды лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Светлана Сергеевна

В данной статье пошагово описывается переход лицея на новый виток развития, который позволит создать в учебном заведении единое информационно-образовательное пространство, что обеспечит открытость образовательного процесса, повысит эффективность образовательного и управленческого процессов, а также информационную культуру всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание единой информационной среды лицея»

лие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово. Будем внимательны к педагогическому сообществу, которое придет к нам на помощь в воспитании детей наших.

Учителям - дарующим детям свое Сердце, Любовь, будем особенно благодарны. Они светлые силы! На них зиждется образовательный мир. Будем создавать вокруг детей Пространство Любви. Наши мысли, объединившись, станут мощной энергией, которая обязательно поможет стать нашим детям счастливей уже сегодня, так как мы верим, что «Наши дети на свет родились, чтобы счастливо жить»!

Лёвкина Наталья Георгиевна,

директор МБОУ «СОШ № 276», г. Гаджиев yovkin@mail.ru

Ресурсный центр как инновационная структура подготовки выпускников, адаптированных к новым социально-экономическим условиям Аннотация. Статья посвящена особенностям системы инновационной работы по переходу на профессиональное обучение на старшей ступени среднего образования через создание ресурсного центра. Ключевые слова: профессиональное обучение, профильная подготовка, познавательный интерес.

Альберт Камю однажды грустно пошутил: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Так не должно быть. Поэтому мы работаем над программой модернизации среднего общего образования, которая предусматривает переход на профессиональное обучение на старшей ступени. В нашей школе сложилась система инновационной работы по данному переходу. Этот переход не прост, к нему должна быть подготовлена администрация, наличие квалифицированных кадров, способных реализовывать задачи профильного обучения, высокий уровень познавательных интересов учащихся, наличие определенной материальной базы и образовательной среды школы. Конечно, для каждой школы эти параметры сугубо индивидуальны. Учитывая то, что МОУ «СОШ №276» в достаточной степени соответствует данным требованием, на ее базе и был создан ресурсный центр. Администрация понимает, что для успешной реализации профильного обучения важна прежде всего предпрофильная подготовка. Обучающийся должен быть информирован о целях, задачах и сущности профильного обучения. Исходя из этого, мы продумываем информационную работу, которая осуществляется посредством психолого-педагогического сопровождения. Также предлагаем учащимся значительный диапазон элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки.

Чем удачнее организована предпрофильная подготовка, тем четче вырисовываются требования к профильной школе.

Сегодня школа, пусть даже самая передовая, не может существовать сама по себе, ей необходимо социальное партнерство.

Добавив к социальному партнерству функционирование в школе научного общества «Вега» и применение проектных технологий, мы добились определенных результатов:

Также для создания модели многопрофильной школы немаловажное значение имеет повышение уровня материально-технического обеспечения.

Перельманы не рождаются каждый год и в каждой школе. А вот способные ребята есть у всех и всегда, и мы работаем над развитием их способностей.

Категория (Б) - заместители руководителей образовательных учреждений по учебной, воспитательной или научной работе

Абрамова Светлана Сергеевна,

заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Лицей № 14», г. о. Электросталь, Московская область sveta160474@rambler.ru

Создание единой информационной среды лицея Аннотация. В данной статье пошагово описывается переход лицея на новый виток развития, который позволит создать в учебном заведении единое информационно-образовательное пространство, что обеспечит открытость образовательного процесса, повысит эффективность образовательного и управленческого процессов, а также информационную культуру всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: информатизация, единое образовательное пространство.

По мнению ЮНЕСКО надо «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе». Для этого ребёнок должен обладать целым рядом компетентностей, в том числе ИКТ-компетентностью, которая взаимосвязана со всеми. Поэтому очень важно сформировать её у обучающихся, что в условиях современного общества невозможно сделать без использования компьютерных технологий, которые становятся неотъемлемой частью процесса обучения, значительно повышают его эффективность. Главное необходимо помнить, что информатизация образовательного процесса должна проходить в соответствии с потребностями и возможностями современного общества.

На сегодняшний день в лицее создана хорошая материально-техническая база (на 1 компьютер приходится 5 учащихся, 90% учебных кабинетов оснащены автоматизированным рабочим местом учителя), работают высококвалифицированные педагоги. Но информационные устройства устаревают очень быстро и требуют обновления, а их возможности также быстро растут. Поэтому инновационный проект, разработанный стратегической командой лицея, стал актуальным для нашего учебного заведения.

Цель проекта: создание единого информационного пространства - как одно из условий повышения эффективности образовательного и управленческого процесса в лицее.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- разработка и внедрение модели управления лицеем на основе развития информационной культуры всех субъектов образовательного процесса;

- повышение уровня сформированности ИКТ-компетентности работников лицея;

- использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов;

- обеспечение условий для формирования информационной компетентности обучающихся;

- создание условий для взаимодействия семьи и лицея через единое информационное пространство.

Реализация проекта включает в себя три этапа.

На первом стратегической командой (в её состав вошла администрация лицея и учителя) был разработан рабочий вариант проекта, который был представлен всем участникам образовательного процесса. После общественных обсуждений в него были внесены поправки, и появился инновационный проект «Создание единого образовательного пространства лицея».

Второй этап стал непосредственно реализацией проекта, которая осуществлялась по трём основным направлениям.

1. Обновление и расширение материально-технической базы лицея.

Администрация лицея, управляющий совет осуществляют поиск финансовых средств, привлекают социальных партнеров для:

- проведения модернизации имеющегося компьютерного парка до уровня необходимого для внедрения выбранного информационного продукта;

- развития информационной среды лицея: подключение компьютерного парка лицея к сети Интернет; создание лицейской локальной вычислительной среды на основе выделенного сервера; организация автоматизированного рабочего места учителя в учебных кабинетах.

Данные мероприятия направлены на улучшение условий образовательного процесса и адресованы всем участникам образовательного процесса.

2. Повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся лицея.

Работа по данному направлению нацелена на повышение качества образования в лицее и адресована всем участникам образовательного процесса.

Реализация данного направления предполагает: организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и административных кадров, обучения всех педагогов лицея компьютерной грамотности и использованию ИКТ; внедрение элементов дистанционного обучения как с помощью вузов, так и самостоятельно в учебной среде MOODLE; активное использование современных ИКТ в образовательном процессе, в проектной и исследовательской деятельности учащихся; участие педагогов и лицеистов в различных дистанционных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д.).

3. Создание единого информационного пространства.

Реализация данного направления способствует повышению информационной культуры всех участников образовательного процесса, создаёт условия для открытости и прозрачности образовательного процесса в лицее. В ходе его реализации: осуществляется переход на архитектуру «клиент - сервер», что позволит повысить безопасность информационного процесса, разграничить права пользователей и внедрить современные образовательные программные продукты; внедряются в практику работы «электронные журналы», «электронные дневники», «электронная учительская».

Третий этап станет заключительным в работе педагогического коллектива лицея над проектом. Будут подведены итоги, намечены направления дальнейшей работы.

Ожидаемые результаты и эффекты от реализации проекта:

- создано единое информационное пространство лицея;

- автоматизирована организационно-распорядительная деятельность лицея;

- созданы оптимальные условия для взаимодействия семьи и лицея через единое информационное пространство образовательного учреждения;

- введены электронные журналы и дневники;

- увеличено число учителей, имеющих собственные сайты, блоги;

- повышено качество образования;

- увеличена доля обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью;

- увеличено число участников в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов;

- увеличена доля педагогов, имеющих авторские учебно-методические разработки, публикации в сети Интернет;

- увеличена доля педагогов, принимающих участие в дистанционных конференциях, семинарах, конкурсах и фестивалях различного уровня;

- увеличена доля педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии в обучении лицеистов;

- создан банк собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ, собственных электронных курсов и мультимедийных справочников;

- обеспечена открытость результатов образовательного процесса в лицее;

- создан библиотечно-информационный центр.

В течение всего периода работы необходимо осуществлять мониторинг качества реализации проекта (табл.1). По каждому направлению проводится проблемно-ориентированный анализ достигнутых результатов, на основе которого корректируется дальнейшая работа педагогического коллектива.

Таблица 1

Направления контроля за ходом реализации проекта

Направления контроля Темы контроля Способ осуществления контроля Метод сбора информации

Повышение Некомпетентности учителя - повышение квалификации педагогов; - выступления педагогов с докладами на конференциях, совещаниях, семинарах; - наличие авторских учебно-методических разработок и публикаций в сети Интернет; - участие в профессиональных конкурсах; - наличие собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ; - использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. - система внут-ришкольного контроля; - мониторинг - анкетирование всех участников образовательного процесса; - наблюдение

Формирование информационной компетентности обучающихся. - повышение качества знаний; - организация проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся; - участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах; - использование дистанционных технологий в обучении - система внутриш-кольного контроля; - мониторинг обу-ченности учащихся; - мониторинг внеурочной деятельности обучающихся - анкетирование всех участников образовательного процесса; - анализ результатов обучения и качества образования; - микроисследование; - наблюдение

Функционирование единой ин-формацион-но-образовательной среды лицея. - использование электронных журналов и дневников; - функционирование сайта лицея; - создание и функционирование лицейского сетевого портала; - техническое оснащение лицея. - внутришкольный контроль; - анкетирование всех субъектов образовательного процесса - анкетирование всех участников образовательного процесса; - микроисследование; - беседы с объектами образовательного процесса.

Для достижения заявленных результатов в лицее существует пространство продуктивного общения и сотрудничества, объединяющее всех субъектов образовательного процесса, позволяющее им развиваться и оптимально реализовывать свои возможности.

Данный проект не может быть остановлен в дальнейшем, он может только совершенствоваться, так как сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая бы развивалась столь же стремительно как информатика. Современный лицей должен ориентироваться в этих процессах, использовать новейшие разработки и технологии, чтобы соответствовать современным требованиям общества.

Андреева Татьяна Анатольевна,

заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 1, р. п. Степное, Саратовская область andr-ta@vandex.ru

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся -приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения Аннотация. Статья посвящена вопросу организации и управлению проектно-исследовательской деятельностью обучающихся школы как одному из приоритетных направлений работы педагогического коллектива в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Основной упор в организации образовательного процесса делается на системность работы. Принцип преемственности на всех ступенях обучения в предлагаемом варианте - залог качественных изменений образовательного процесса в целом, эффективная реализация системно деятельностного метода обучения школьников. Целенаправленная деятельность коллектива по реализации представленной проектной линии школы позволит до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.