Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СЕССИОННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ВНУТРИВУЗОВСКОГО ГРАНТА ФГБОУ ВПО "КАЛМГУ"-№947)'

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СЕССИОННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ВНУТРИВУЗОВСКОГО ГРАНТА ФГБОУ ВПО "КАЛМГУ"-№947) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
176
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЫ ДАННЫХ / УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бадмаев Б. М., Хундайи А. Н. Х., Наминова К. А.

В статье рассмотрено понятие базы данных. Предложенная база данных сессионной успеваемости студентов Вуза призвана рационализировать процесс ведения учета данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СЕССИОННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ВНУТРИВУЗОВСКОГО ГРАНТА ФГБОУ ВПО "КАЛМГУ"-№947)»

Бадмаев Б.М. студент 3 курса бакалавриата направление «Экономика» Хундайи А.Н.Х. студент 3 курса бакалавриата направление «Экономика» Наминова К.А., к.э.н. доцент ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Россия, г. Элиста СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СЕССИОННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ВНУТРИВУЗОВСКОГО ГРАНТА ФГБОУ ВПО «КАЛМГУ»-№«947)

Аннотация. В статье рассмотрено понятие базы данных. Предложенная база данных сессионной успеваемости студентов Вуза призвана рационализировать процесс ведения учета данных.

Ключевые слова. Базы данных, университет, студенты, документооборот.

Базой данных (БД) является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) [1].

Данные в БД логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе [2].

Структурированность подразумевает явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизацию элементов и связей, при которой с типом элемента (связи) соотносится определённая семантика и допустимые операции [3].

Студенты в университете сталкиваются с проблемой доступа к персональной информации об успеваемости в условиях рейтинговой системы контроля знаний. Технически это довольно долгий процесс: сначала данные создаются в качестве EXCEL -файла, затем заносятся баллы преподавателями, потом по электронной почте отправляются в деканат, который в свою очередь заносит их базу и только после этого озвучивается студентам.

Наша основная идея интеграционной базы данных состоит в том, чтобы студент мог в любое время просмотреть свой рейтинг, количество аттестаций. Конечно, это все непросто сделать на практике, в связи с этим мы попытались разработать интеграционную базу данных для

рационализации учета информации о студентах в университете, затрагивающую в первую очередь вопросы успеваемости.

Представим небольшую характеристику Калмыцкого государственного университета.

В настоящее время Калмыцкий государственный университет является единственным государственным образовательным вузом в Республике Калмыкия. Высокая компетенция преподавателей университета, наличие высокотехнологичного оборудования, комфортных условий проживания студентов являются одними из факторов притяжения в данный университет девушек и парней как Калмыкии, так и для других регионов России, и также стран для получения полноценного образования.

Информация базы данных хранится в одной или нескольких таблицах. Любая таблица с данными состоит из набора однотипных записей, расположенных друг за другом. Они представляют собой строки таблицы, которые можно добавлять, удалять или изменять.

Разработанная БД содержит 11 таблиц, которые связаны между собой в процессе выполнения операции. Для примера возьмем некоторые из них:

Факультет(idfak, nomfak);

Специальность(idcpesia, nomcpesia, idfak);

Тип обучения (idoby, nomoby);

Степень обучения (idoby, nomoby);

Студент (idetud, nom, prenom, otestvo, adresse, telephone, idoby, idctep, idcpesia, idfak);

Экзамен (annee, idsemes, idetud, nom, prenom, otestvo, idkypc, idfak, idcpesia, , idgroup, idpred, kontl, kont2, kont3,exmen, obchebal, note).

Следующий рисунок показывает связи между всеми таблицами.

Можно увидеть, что таблица «Студент» связана с таблицами: факультет, специальность, тип обучения, а также для составления баллов и определения оценки по предметам требуется заполнять таблицы «Контрольная точка №1», «Контрольная точка №2», «Контрольная точка №3» (в университете действует рейтинговая система знаний), экзамен, зачет, которые связаны с таблицами- год, семестр, курс, предмет, группа и студент.

Для защиты данной базы нами были приняты стандартные меры безопасности. Имеется два вида пользователя User и Admin. Регистрация пользователей, определения их обязанностей, допуск к определенной информации для пользователей имеет право только Администратор, который должен быть наделен логином и паролем.

После ввода соответствующих данных (для пользователя) появляется

меню.

При регистрации студентов открывается следующее окно.

После регистрации студента следующим шагом идет составление баллов по контрольным точкам.

Таблицы структурированы на основе процессов выставления баллов в КалмГу. Отличительной особенностью является мониторинг контрольных точек с постоянным определением степени аттестованности студента.

Формы контрольных точек №1, №2, №3 (которые находятся в разделе «Контрольные точки» в меню не отличаются по процессу выполнения

работы, здесь различия только в диапазоне баллов, согласно Методикам рейтингового контроля знаний).

После выставления последней контрольной точки (Контрольная точка №3), все баллы студента суммируются и на их основе определяется допуск/недопуск студента к экзамену за счет ограничений.

Оценка полученная на зачете суммируется с оценками контрольных точек и при выполнении условия К>51 определяется Зачет/Незачет.

Баллы полученные на экзамене также суммируются к общей сумме контрольных точек. И оценка по данному предмету определяется в зависимости от шкалы данной суммы.

Отличительной чертой и удобством данной программы является система выведения запросов на любой отчетный момент по специальности, по группам, по студентам, по предметам. Это дает возможность постоянно мониторить свои результаты и использовать в качестве объекта документооборота.

Таким образом, результатом выполнения исследовательской работы стало разработанное приложение базы данных для рационализации учета информации о студентах, отвечающее требованиям нормализации, что позволяет обеспечить целостность и непротиворечивость информации.

Использованные источники:

1. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т.С. Карпова. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

2. Хомоненко А.Д. Базы данных: учебник для высших учебных заведений / А.Д. Хомоненко, В.М. Цыганков, М.Г. Мальцев. - 4-е изд., доп. и перераб. -СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 736 с.

3. Гражданский кодекс РФ, ст. 1260; [Электронный ресурс].URL:http://www.garant.ru/consult/work_law/563150/ (дата обращения: 28.10.2014 г.).

Васеев А.В. аспирант, ассистент кафедра управление персоналом Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются неоднозначные следствия процесса становления информационного общества. Проводится аналогия с ожиданиями и действительными тенденциями социального и культурного развития индустриальной эпохи. Обсуждаются обстоятельства утраты массовым потребителем современной экранной культуры субъектных качеств.

Информационное общество, информационные системы, экранная культура, симулякры, интерпассивность.

Информатизация общества это сложный процесс интеграции информационных технологий во все сферы общественной жизни, под которым понимают осуществление ряда мероприятий, которые направлены на обеспечение использования обществом достоверной информации в максимально полном объеме и с возможностью своевременного доступа. Информатизация напрямую зависит от уровня развития новых информационных технологий и степени их освоения пользователями. Высокие темпы и глобальные масштабы этого процесса позволили многим современным исследователям констатировать переход общества последней трети ХХ столетия на качественно новую стадию развития, поименованную информационным обществом [1].

Следствием становления информационного общества оказывается изменение привычного ранее образа жизни: качественно модернизируется производственная сфера, трансформируется вся система социальных отношений, утверждаются новые нормы и ценностей [2]. В обществе, где информация превалирует над материальными компонентами производства, основным ресурсом становится интеллект. Наиболее востребованные и успешные люди в таком обществе - люди, способные к новациям и творчеству.

В настоящее время ключевым компонентом материально-технологической базы функционирования социума являются информационные системы, включающие различного рода компьютерную технику, а также множество мобильных устройств, способных передавать, обрабатывать, изменять, совершенствовать информацию лучше, быстрее и эффективнее любого человека. Все эти технологии создавались прежде всего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.