Научная статья на тему 'Создание агентов, повышающих оч бензинов. Технологии производства высокооктановых компонентов бензина'

Создание агентов, повышающих оч бензинов. Технологии производства высокооктановых компонентов бензина Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
763
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСАДКИ / ADDITIVES / ПОВЫШЕНИЕ ОЧ / КАТ. РИФОРМИНГ / CAT. REFORMING / ИЗОМЕРИЗАЦИЯ / ISOMERIZATION / THE ON INCREASE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Гарифзянов Г.Ф., Петров С.М., Гуссамов И.И., Башкирцева Н.Ю.

Показана возможность и эффективность использования различных присадок для повышения ОЧ бензинов таких как, алкокси-замещенные анилины и комбинация спиртов с карбонильными соединениями. Также рассмотрены наиболее эффективные технологии производства высокооктановых компонентов бензина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Гарифзянов Г.Ф., Петров С.М., Гуссамов И.И., Башкирцева Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание агентов, повышающих оч бензинов. Технологии производства высокооктановых компонентов бензина»

УДК 541.183:543.54:678.03

Г. Ф. Гарифзянов, С. М. Петров, И. И. Гуссамов, Н. Ю. Башкирцева

СОЗДАНИЕ АГЕНТОВ, ПОВЫШАЮЩИХ ОЧ БЕНЗИНОВ. ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКООКТАНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА

Ключевые слова: присадки повышение ОЧ, кат. риформинг, изомеризация.

Показана возможность и эффективность использования различных присадок для повышения ОЧ бензинов таких как, алкокси-замещенные анилины и комбинация спиртов с карбонильными соединениями. Также рассмотрены наиболее эффективные технологии производства высокооктановых компонентов бензина.

Keywords: additives, the ON increase, cat. reforming, isomerization.

The possibility and efficiency of using various additives for improving the octane number of gasoline like alkoxy-substituted anilines and combination of alcohols with carboxylic compounds. Also are considered the most-effective production of high-octane components of gasoline.

Хотя и считается перспективным получение высокооктановых углеводородных горючих (топ-лив, бензинов) технологическим путем, однако разработка самих методов и тем более создание и строительство новых технологических установок для получения высокооктановых топлив требует огромных капитальных затрат, что не всегда приемлемо для многих стран. Поэтому самым технологически и экономически выгодным является использование для получения высокооктановых углеводородных горючих (топлив, бензинов) антидетонационных добавок. В этом случае представляется весьма интересным подход изготовления эффективных и экологичных присадок на основе алкокси-замещенных анилинов или их смеси с оксигенатами, а также присадки на основе комбинации спирта с продуктами карбонильных соединений [1].

Экспериментальная часть

Известно, что для увеличения октанового числа топлив используют (применяют) как зольные, так и беззольные антидетонационные присадки (добавки).

Известными, но мало применяемыми в настоящее время зольными антидетонационными присадками (добавками) являются органические соединения марганца, железа, меди, хрома, кобальта, никеля, редкоземельных элементов, свинца и др. [2].

Однако все они обладают высокой токсичностью, особенно органические соединения свинца как сами, так и продукты их сгорания и оказывают отрицательное воздействие на работу двигателей внутреннего сгорания, накапливаясь на электродах свечей зажигания, поршнях и стенках камеры сгорания, значительно сокращая его pecypc. Беззольные антидетонационные добавки (присадки) хотя и менее эффективны, чем зольные, но находят более широкое распространение и применение, особенно в сочетании с другими компонентами. Наиболее известными и распространенными беззольными антидетонационными добавками (присадками) являются: низкомолекулярные ароматические амины [Ы-метиланилин (MMA), ксилидин, толуидин] [1,3].

Так, известна присадка экстралин ТУ 6.02.571-90 [4], содержащая в процентных массовых

соотношениях диметиланилин до 4,5 %, анилин до 6% и ^метиланилин до 100% . Другой известной присадкой аналогичного типа является присадка АДА ТУ 38-401-58-61-93[4], которая дополнительно содержит в своем составе антиокислительную добавку типа ионола.

Недостатками такого типа присадок являются: ограничение их по содержанию в связи с увеличением продуктов окисления, смолообразования в бензине при хранении и нагарообразование во время эксплуатации в двигателе при повышенной их концентрации, и относительно невысокий прирост октанового числа в топливах. В качестве антидетонаторов известны также гомологи бензола: ксилол, этилбензол, толуол, которые весьма незначительно повышают октановое число топлив [2,5].

Известно использование в качестве антидетонаторов оксигенатов и их смеси этилового или метилового спирта с более высокомолекулярными спиртами: метил-трет-бутилового эфира и его смесь с изобутиловым спиртом в соотношениях 60-80% и 40-20% соответственно. Недостатками таких добавок (присадок) является незначительное поднятие октанового числа бензинов при высоком до 25% их содержании.

До настоящего времени имеется весьма ограниченный ассортимент беззольных антидетонационных добавок (присадок) в виде индивидуальных соединений (веществ), что не позволяет создавать на их основе новые виды высокооктановых углеводородных горючих (топлив) с требуемыми свойствами для каждого конкретного случая в зависимости от поставленных целей или универсальными свойствами. Добиться такого результата можно в случае использования в качестве компонентов углеводородных горючих (топлив) ароматических аминов. Общеизвестно, что свойства соединений (веществ) зависят в основном не только от элементов, входящих в состав их молекул, но и от взаимного расположения этих элементов или групп атомов элементов по отношению друг к другу, а также за счет каких связей проходит их объединение в молекуле вещества, то есть конструкция молекул, их состав и вид связей в них определенным образом влияют на физическое и химическое поведение веществ (соединений) как

внутримолекулярное, так и межмолекулярное, включая взаимодействие между молекулами разных веществ (соединений), что в свою очередь может существенно повлиять на свойства всей системы в целом.

Ароматические амины могут в сочетании с углеводородными горючими (топливами), состоящими из смеси различных углеводородов, образовывать межмолекулярные связи с молекулами веществ входящих в состав топлив посредством возникновения комплексов, с переносом заряда, п -комплексов, с — копплексов, а также свободных стабильных радикалов и других активных промежуточных продуктов с резонансным обменом энергии или новых образований, что и определяет возможность проявления синергетического эффекта [6].

В данной ситуации впервые для повышения октанового числа углеводородных горючих (топлив) была теоретически определена и практически подтверждена возможность использования (применения) ароматических соединений (веществ) в составе конструкций молекул которых, сочетаются амино и алкоксигруппы, находящиеся в орто-, мета-, парапо-ложении по отношению к друг другу. Прототипами в данном случае могут быть выбраны как осигена-ты: этил- или метил-трет-бутиловый эфир, так и анилин, ксилидин, толуидин, которые являются первичными аминами [7].

Недостатками оксигенатов является необходимость их добавления в бензин в больших количествах 10-25% , для поднятия октанового числа на 3-8 единиц при этом снижается энергетика топлив и отрицательное влияние на резинотехнические детали автомобилей [5]. Недостатками присадок содержащих анилин и его производных является их нестабильность, повышение смолообразования вследствие чего их допустимые концентрации ограничены 1-1,3% (масс), необходимость их применения в сочетании с антиоксидантами. Эта задача решается использованием (применением) алкоксизамещенных анилинов индивидуальных или их смесей в качестве компонентов, присадок (добавок), или/и синерген-тов без, или в сочетании с оксигенатами, повышающих стойкость углеводородных горючих (топлив) к детонации. Эффективность алкоксизамещенных анилинов, определялась по приросту октанового числа, определяемого моторным методом (ОЧМ) и исследовательским методом (ОЧИ) в эталонной топливной смеси изооктана и нормального гептана (70:30 объемных % соответственно) [7].

Лучшие примеры выполнения предлагаемого изобретения.

Пример 1. Смесь пара-этоксианилина и МТБЭ в соотношении 1 :1, взятую 3% масс, по отношению к эталонной топливной смеси дал прирост ОЧ на 7 ед. (ОЧМ) и 9,5ед. (ОЧИ).

Пример 2. Смесь пара-этоксианилина и изопропилового спирта (ИПС) в соотношении 1 :5 соответственно, взятую 10% масс по отношению к эталонной топливной смеси дал прирост ОЧ на 10 ед.(ОЧМ) и 14 ед. (ОЧИ).

Пример 3. Смесь орто-метоксианилина и изопропилового спирта(ИПС) в соотношении 1 :5

соответственно, взятую 10% масс по отношению к топливной смеси дал прирост на 9 ед. (ОЧМ) и 12,5ед. (ОЧИ).

Пример 4. Пара-этоксианилин, взятый 1,3% масс, по отношению к эталонной топливной смеси дал прирост ОЧ на 5,5 ед. (ОЧМ) и 7 ед. (ОЧИ).

Также существует средство для повышения ОЧ бензина, которое представляет собой комбинацию спирта и продукта взаимодействия карбонильного соединения с соединением, содержащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями, или смеси указанных продуктов [8]. Предпочтительно в качестве соединений, содержащих, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями, используют моно- или олигосахариды или двухатомные, трехатомные и многоатомные спирты. В качестве моносахаридов могут быть использованы пентозы, преимущественно ксилоза или арабиноза или гексозы, преимущественно глюкоза, а также их смеси. В качестве двухатомных спиртов используют гликоли, например, этиленгликоль, в качестве трехатомных спиртов используют глицерин, в качестве многоатомных спиртов используют эритриты, например, пентаэритрит. В качестве карбонильного соединения используют соединение, относящееся к низшим альдегидам или низшим кетонам, например, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, метилэтилке-тон, диэтилкетон или циклогексанон [9].

В результате проведенных исследований было обнаружено, что комбинация спирта с продуктом взаимодействия карбонильного соединения с соединением, содержащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями, или смеси указанных продуктов, позволяет повыситьбензина значительно более эффективно, чем каждый из указанных компонентов индивидуально, проявляя синергети-ческий эффект. Кроме того, устраняется проблема фазовой несовместимости с бензиновым топливом, возникающая за счет наличия свободной гидро-ксильной группы в продуктах взаимодействия карбонильного соединения с соединением, содержащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями.

Исследование октаноповышающей способности циклических кеталей моносахаридов, являющихся одним из примеров продукта взаимодействия карбонильного соединения с соединением, содержащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями, на стандартной модельной углеводородной смеси показало, что чистые кетали, образованные моносахаридами и ацетоном, практически не увеличивают октановое число углеводородов [9]. Например, введение кеталя ацетона и арабинозы в модельную смесь изооктан - н-гептан (4:1) в количестве около 8 вес. %, практически, не сказывается на ее октановом числе. Аналогичная картина имеет место и для кеталей на основе трехатомных спиртов: при 10%-ном содержании в бензине цикличе-

ского кеталя глицерина и ацетона прирост октанового числа составляет 1,4 ед., для кеталя глицерина и метилэтилкетона - 0,9 ед., для других кеталей прирост октанового числа не превышает погрешности измерений.

Добавление в систему этилового спирта приводит к увеличению октанового числа модельной смеси: на 10,4 ед. в случае кеталя арабинозы и ацетона (весовое соотношение кеталь : этанол 0,75:1,0), на 13,1 ед. - в случае кеталя ксилозы и ацетона (весовое соотношение кеталь : этанол 0,75:1,0), на 12,6 ед. - в случае кеталя глицерина и ацетона (весовое соотношение кеталь : этанол 1,0:1,0). Это свидетельствует о синергетическом эффекте пары «спирт — циклический кеталь », обеспечивающем высокую октаноповышающую способность заявляемых средств [8].

Наличие в составе добавки спирта снимает проблему фазовой совместимости с бензином циклических кеталей и ацеталей, имеющих свободные гидроксильные группы. В присутствии спирта эти соединения, независимо от природы алкильных заместителей, образуют с бензином однофазную стабильную систему.

Известно, что циклические кетали на основе глицерина способствуют повышению фазовой стабильности спиртосодержащего бензина [вБ 811406, опубл. 02.04.1959, ИБ 4390344, опубл. 28.06.1983]. Это в полной мере относится и к циклическим кета-лям на основе моносахаридов. Например, добавление циклических кеталей или смесей циклических кеталей на основе моносахаридов в количестве 3 - 8 вес. % к двухфазной системе, содержащей бензин и 10 об.% обводненного этанола, приводит к получению гомогенной системы. Таким образом, присутствие указанных кеталей стабилизирует фазовую однородность бензина, позволяя увеличить пороговую концентрацию воды, за которой происходит ее вы-слаивание в отдельную фазу. Поэтому для компаундирования углеводорода и спирта становится возможным использовать не только сухой этанол, но также ректификат, содержащий 3,6% воды, и обводненный спирт, содержащий до 5% воды.

Теперь рассмотрим технологии, позволяющие получать высокооктановые компоненты бензинов.

В настоящее время в мировом производстве автобензинов наблюдается тенденция к постоянному ужесточению не только их эксплуатационных, но и экологических характеристик. При этом существенно ограничивается содержание в бензинах бензола, серы, ароматических и олефиновых углеводородов.

В связи с этим, развитие процесса изомеризации - один из эффективных способов решения данной проблемы, позволяющий получать товарный бензин, соответствующий действующим и перспективным требованиям к топливам и обеспечивающий необходимую гибкость производства [10].

В современных разработках предложена реакционно-ректификационная система для получения высокооктановых компонентов бензина, содержащая по меньшей мере три реакционные зоны, одна из которых является зоной гидроизомеризации бен-

зола, другая является зоной изомеризации гексанов и третья является зоной изомеризации пентана, причем зона гидроизомеризации бензола расположена ниже всех остальных реакционных зон и находится в нижней части колонны [11].

Согласно варианту реализации изобретения парафиновые углеводороды С4-С6 из потока питания поступают в реакционную зону изомеризации, расположенную выше точки входа потока питания, а ароматические, нафтеновые, парафиновые углеводороды С7 и более тяжелые питания поступают в реакционную зону гидроизомеризации, расположенную ниже точки входа потока питания.

В процессе используется водородсодержа-щий газ, который представляет собой любой подходящий газ, содержащий водород. Водород расходуется - в реакции гидрирования бензола, в реакциях изомеризации водород не расходуется, но он требуется для поддержания стабильности и активности катализаторов [20]. Водород подается в низ колонны, предпочтительно в низ каждой реакционной зоны.

Целесообразно, когда углеводороды и водород смешивают непосредственно в зоне реакции, при этом водород подводят в каждую зону отдельном [12].

Сырьем может являться прямогонная легкая бензиновая фракция совместно с легкой фракцией риформата, содержащей преимущественно бензол и другие близкокипящие компоненты. Как правило, сырье представляет собой гидроочищенные продукты первичной перегонки нефти, в частности легкого прямогонного бензина, и каталитического рифор-минга, в частности легкого риформата, содержащего преимущественно бензол и другие близкокипящие к нему компоненты. Обычно сырье состоит из С4-С8 или С5-С8 углеводородов, которые могут содержать до 30% по массе бензола [13].

Бензол, содержащийся в сырье, подвергается гидрированию, а остальные углеводороды подвергаются реакциям, обеспечивающим повышение октанового числа, в частности реакции изомеризации. Гидрирование бензола и изомеризация образовавшегося циклогексана осуществляются в «зоне гидроизомеризации бензола». В этой зоне происходит гидроизомеризация углеводородов, содержащих преимущественно б и более атомов углерода, включая предельные и непредельные парафины нормального и изостроения, циклопарафины, ароматические углеводороды, в частности бензол. В двух других реакционных зонах осуществляется изомеризация углеводородов, содержащих преимущественно от 5 до 8 атомов углерода, включая предельные и непредельные парафины нормального и изостроения, циклопарафины, ароматические углеводороды. Эти две зоны изомеризации могут быть расположены вне колонны, так что на них подается соответствующая фаза из зоны дистилляции, а продукт изомеризации возвращается обратно в колонну. Две зоны изомеризации расположены одна над другой, поэтому благодаря протекающим в колонне массо-обменным процессам в эти зоны попадают разные исходные материалы, так что продуктом ниже расположенной зоны являются в основном изогексаны,

поэтому нижерасположенная зона называется «зоной изомеризации гексанов», а продуктом выше расположенной зоны являются в основном изопен-таны, поэтому нижерасположенная зона называется «зоной изомеризации пентана» [11].

Температура в верхней части реакционно-ректификационной колонны находится, как правило, в пределах 120- 200°С, температура в нижней части реакционно-ректификационной колонны находится, как правило, в пределах 200- 280 °С. Давление в реакционно- ректификационной колонне находится в диапазоне 20-35 бар абсолютных. Мольное отношение водорода к сырью находится в пределах от 0,08 до 1 ,5 к 1 [14].

В процессе используются катализаторы содержащие металлы VIII группы, нанесенные, на носители, такие как активный оксид алюминия, бетта-цеолит, пентасилы (типа 28М-5), морденит. Указанные носители могут быть модифицированы галогенами, такими как Б и/или С1 и другими элементами. Также в реакционных зонах изомеризации, расположенных внутри реакционно- ректификационной колонны, используются катализаторы содержащие металлы VIII группы периодической системы химических элементов, такие как N1, Р1, Р^ нанесенные на следующие носители: 2г02/804(803), 2г02^203, так называемые, твердые суперкислоты [15].

Эффективность процесса зависит от сохранения постоянной глубины изомеризации в процессе эксплуатации и после регенерации катализатора. В процессе эксплуатации на поверхности катализатора откладывается кокс, по мере накопления поверхностных отложений определенная часть активных центров становится недоступной для исходного углеводорода, что ведет к снижению глубины изомеризации. Восстановление активности катализатора проводится путем регенерации, которая заключается в высокотемпературной обработке катализатора в токе азота содержащего 1- 10% об. кислорода. Наличие нанопор радиусом 8-24 нм является необходимым условием сохранения постоянной глубины изомеризации в процессе эксплуатации и после окислительной регенерации [16].

В процессе кат. риформинга существуют новейшие разработки, позволяющие повысить эффективность процесса при повышенном содержании сернистых соединений и нафтеновых углеводородов [21].

Указанный результат достигается предлагаемым способом, в соответствии с которым каталитический риформинг бензиновых фракций проводят на высокочувствительном к сере платинорениевом катализаторе при 460-540оС с предварительной адсорбционной очисткой сырья путем пропускания его с водородом через слой платинусодержащего катализатора и затем слой оксидномарганцевого адсорбента при 340-460оС, причем платинусодер-жащий катализатор в зоне очистки располагают в два или более слоев, а дополнительные слои катализатора помещают в слое или после слоя оксидно-марганцевого адсорбента [17].

Давление в системе 2 МПа, объемная скорость пропускания сырья относительно суммарного

объема платинусодержащего катализатора и адсорбента в первом реакторе 2,5 ч-1, относительно высокочувствительного к сере катализатора риформинга во втором реакторе 1,5 ч-1. Кратность циркуляции водородосодержащего газа 1000 об/об сырья. Температура на входе в реактор-адсорбер 390оС, а в реактор риформинга 485оС.

В качестве малочувствительного к сере пла-тинусодержащего катализатора в адсорбер загружают катализатор АП-56 (ТУ 38.101486-77 с изв. 1), содержащий 0,55% мас. платины и 0,35% мас. фтора на оксиде алюминия. В качестве оксидномарганце-вого адсорбента используют адсорбент КАС-50 по ТУ 21-138-04749189-95. Содержание оксида марганца около 70% мас. остальное связующее. Соотношение объемов катализатора АП-56 и адсорбента КАС-50 в зоне очистки составляет 1: 3. Половину объема загружают в первом по ходу сырья верхнем слое, вторую половину объема в середине слоя оксидномарганцевого адсорбента.

В конце пробега выход стабильного катализатора составляет 89,8% мас. а его октановое число 98 пунктов по исследовательскому методу. Содержание серы в жидком продукте после зоны очистки

0.09.ррт, а концентрация сероводорода в циркулирующем газе ниже пределов измерения (менее 0,1 мг/м3) [17].

В отличие от каталитического риформинга изменение жесткости режима процесса изомеризации почти не влияет на величину октанового числа изомеризата. Поэтому, если отсутствует необходимость в значительном повышении октанового числа легкого бензина, то экономически оправданным становится применение процесса изомеризации в сочетании с процессом каталитического риформин-га (с уменьшением жесткости последнего). Это способствует не только увеличению выхода бензина на нефть, но и снижению содержания бензола и ароматических соединений. Кроме того, комбинирование процессов позволяет достигнуть более равномерного повышения октанового числа для всех фракций товарного автомобильного бензина за счет повышения при изомеризации октанового числа легких фракций [18].

Комбинирование процессов изомеризации и каталитического риформинга позволяет существенным образом снизить капиталовложения (на 2040%) по сравнению с отдельно стоящими установками за счет того, что в таком комплексе имеются общие циркуляционная система, серия холодильников и секция стабилизации. В условиях введения новых стандартов на содержание ароматических соединений, в частности, бензола в экологически чистых бензинах особую важность приобретает уменьшение жесткости режима работы установки риформинга [19].

Литература

1. Анисимов К.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М.: ИЦ "Техинформ".1999.596с.

2. Данилов А.М. Применение присадок в топливах. М.: Издательство "Мир".2005.288с.

3. Шор Г.И. Производство и применение присадок к нефтепродуктам в новых условиях хозяйствования. М.: Нефть и газ.1996.44с.

4. Патент РФ 2078118 к л. С 10 L 1/18, 1997

5. Онойченко С.Н. Применение оксигенатов при производстве автомобильных бензинов. М.: ООО Тума Групп.2003.64с.

6. Несмеянов А.Н. Начала органической химии. М.: Хи-мия.1974.744с.

7. Патент WO2007067090(A1) Russia 2007

8. Патент W02009145674(A1) Russia 2009

9. Роберте Дж. Основа органической химии Том 2. М.: Мир.1978.888с.

10. Ясакова Е.А.Тенденции развития процесса изомеризации. У.: Нефтегазовое дело.2010.18с.

11. Патент W02012099506(A1) 2012

12. Домерг Бруно. Дальнейшее развитие технологии изомеризации парафинов //Нефтепереработка и нефтехимия - 2001.27с.

13. Танатаров М.А. Технологии производства неэтилированных бензинов М.: ЦНИИТ-Энефтехим.1978.76с.

14. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. У.: Изд. Гилем. 2002.672с.

15. Боруцкий П.Н. Каталитические процессы изомеризации УВ для производства изокомпонетов бензинов // Катализ в промышленности 2003.88с.

16. UOP LLC, http://www.uop.com.

17. Патент РФ 2081151

18. Абросимов А. А. Экологические аспекты производства и применения нефтепродуктов. М.: Барс 1999.732с.

19. Максимов А.Н. Стабилизация экологической обстановки и применение современных видов моторных топлив. М.: СЭБ Интерниционал Холдинг.2001. 368с.

20. Петров С.М., Халикова Д.А., Абдельсалам Я.И., За-киева Р.Р., Каюкова Г.П., Башкирцева Н.Ю. Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 18. С. 261-265.

21. Абдрафикова И.М., Рамазанова А.И., Каюкова Г.П., Вандюкова И.И., Петров С.М., Романов Г.В. Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 7. С. 237-242

© Г. Ф. Гарифзянов - магистр, каф. ХТПНГ, КНИТУ, gadel_garifzyanov@yahoo.com; С. М. Петров - к.т.н., доцент каф. ХТПНГ, КНИТУ, psergeim@rambler.ru; И. И. Гуссамов - бакалавр 3 года обучения, гр.4121-44, ФННХ, КНИТУ, ildarspost94@mail.ru; Н. Ю. Башкирцева - д.т.н., профессор каф. ХТПНГ, КНИТУ.

© G. F. Garifzyanov - master, CTPGPD, KNRTU, gadel_garifzyanov@yahoo.com; S. M. Petrov - Ph.D. in petroleum chemistry, associate professor of the department CTPGPD, KNRTU, psergeim@rambler.ru; I. I. Gussamov - bachelor 3 years of study, group 4121-44, Faculty of Petroleum and Petrochemistry, KNRTU, ildarspost94@mail.ru; N. Y. Bashkirceva - Ph.D. in petroleum chemistry, professor of the department CTPGPD, KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.