Другой вариант БАВД на базе noe*s яователыюго каскада (см* рис. 16) является прямым аналогом АВД с поддержанием фиксированной выходной частоты ПЧг vf « const. В этом случае при регулировании напряжения якоря и, следовательно, при изменении частоты (скорости) вращения ротора АВД vrA относительная частота
напряжения обмотки ротора не остается неизменной So * const, а изменяется по закону So в КрУгд + vf, т* е. прямо пропорционально частоте угд. С целью
получения наиболее простых аналитяче-ских выражений величин/ характеризующих электромагнитные и электромеханические процессы в электромашинно-вентиль ной системе БАВД, последний исследуется при поддержании постоянства результирующего магнитного потока в воздушном зазоре АВД, Поддержание Фд « сопа< необходимо также для обеспечения В АВД принципа действия обобщенного ДПТ независимого возбуждения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А. с. № 1561163 СССР. Бесконтактный
асинхроншированный вентильный электродвигатель / Ю- П. Со ни и, Ю. Г. Шакарян, С. А. Юшков, Ю. И. Прусаков, И. В. Гуляев. Опубл. в Б. И. 1990. № 16. 3 с.
2. А. с. № 1636949 СССР. Электропривод пе-
ременного тока / Ю. П. Сонин, С. А. Юшков и Ю. И Прусаков. Опубл. в Б. И. 1991. № 11. 6 с. 3. Сонин Ю. ГЦ Юшков С К Прус*-
ч
ко* Ю. И. Бесконтактный а синхронизированный вентильный двигатель // 'Электричество. 1989. № 11. С. 41 — 46.
v ОГОаС4
ХРОНИКА, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ
СОЗДАН УЧЕБНЫЙ ОКРУГ МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
28 января 1993 г. в Саранске прошла
учредительная конференция ученых мордовских вузов, руководителей и ведущих педагогов новых типов учебных заведений республики (гимназий, лицеев, колледжей), работников органов управления образованием. Она была посвящена созданию новой самоуправляемой организационной структуры региональной системы образования — Учебного округа Мо[)дов-ского университета, который призван интегрировать деятельность образовательных
учебных заведений региона.
В своем докладе ректор университета профессор Н. П. Макаркин, обосновывая целесообразность создания такого округа, отметил, что в настоящее время управление образовательным процессом в России и Мордовии ведется по отраслевому принципу, что приводит к чрезмерной разоб-
щенности высших и средних учебных заведений по отраслям и ведомствам, к отсутствию координации и согласования образовательного процесса по уровням и ступеням, к стихийности в образовательной практике. Создание учебного округа, по мнению докладчика, восполнит этот пробел и поможет интегрировать ведущий научно-педагогический потенциал республики, что особенно важно в связи с освоением многоуровневой системы подготовки специалистов.
Объясняя причины, побудившие университет взять на себя такую инициативу и возглавить создаваемую организационную структуру, Н. П. Макаркин отметил: во-первых, являясь вершиной образовательной пирамиды, университет больше других образовательных учреждений заинтересован в совершенствовании его систе-
мы, тем более, что именно на университет ложитч большая часть вузовской и послевузовской образовательной работы в республике;
во-вторых, преподавателями и кафедрами накоплен богатый опыт сотрудничества с разными типами учебных заведений; кроме того, университет располагает значительными научными разработками по оценке состояния и перспектив развития региональной системы образования по его важнейшим направлениям; в рамках проводимых в университете исследований по программе "Университеты России" накоплен содержательный материал и научные рекомендации по подготовке кадров в сфере инженерного, экономического, агробиологического, педагогического и культурологического образования; вскрыт огромный пласт неразработанных проблем учебно-методического плана;
в-третьих, нельзя не учитывать и особой роли университета в республиканской образовательной системе как центра науки, образования и культуры.
Объединение учебно-методйческого и научного потенциала университета и ведущих средних учебных заведений преимущественно новых типов (гимназий, лицеев, колледжей) в Учебный округ позволит решить такие задачи, как: прогнозирование и разработка стратегии образования в Мордовской ССР; активное содействие развитию сети новых типов средних профессиональных и специальных учебных заведений; разработка новых поколений учебных программ, охватывающих все уровни подготовки кадров; создание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; вовлечение учителей и преподавателей учебных заведений округа в науч-но-иселедовательскую работу.
Дальше докладчик определил основные принципы функционирования Учебного округа, вычленив 1акие из них, как: органическое сочетание приоритетной роли общественного самоуправления х государственным регулированием; добровольность вступления учебных заведений в состав округа и признание общей цели его деятельности (обеспечение роста уровня образования учащихся); сбалансированность, взаимный учет интересов субъектов округа; рациональная интеграция материальной базы субъектов для решения приоритетных задач академической деятель-
ности и оказания помощи учащимся* преподавателям и сотрудникам.
Реализация названных принципов в практике работы Учебного округа создаст благоприятную основу для взаимного сотрудничества между всеми субъектами, входящими в его состав, с органами образования, предприятиями, организациями и учреждениями республики, заинтересованными в деятельности округа. Вместе с тем это позволит:
— перетести на реальную основу связь университета (факультетов, кафедр, каждого ученого) со школами и другими учебными заведениями; осуществлять непосредственное участие их в учебном процессе, в отборе абитуриентов и подготовке высококвалифицированных специалистов. Каждый вузовский преподаватель получает возможность осуществлять учебный процесс в гимназии, лицее, колледже;
— приступить к совместной разработке программ обучения и воспитания, обеспечивающих преемственность и непрерывность образовательно-воспитательного процесса;
создать условия для повышения уровня научности в работе учебных учреждений округа, для широкого участия учащихся и студентов в конкретных ведах разнопрофильной научно-исследовательской работы, что в свою очередь позволит улучшить учебный процесс в шкале и ву-зс»
/
Затем Н. П. Макаркин назвал основные органы самоуправления Учебного округа, включающие конференцию, попечительский и научно-методический советы, и определил назначение каждого из
них.
В частности, конференция является высшим представительным органом само->пдавления. Она имеет право утверждать и вносить изменения в 'Положение об Учебном округе; избирать советы и другие коллегиальные органы управления округа; утверждать концепцию и основные направления его развития; формировать внебюджетные фонды; принимать решения о поощрении авторов учебников, учебно-методических пособий, передовых научно-педагогических коллективов и т. п.
Попечительский совет, являясь органом оперативного управления округом, утверждает годовые планы его работы; определяет приоритетные направления деятельности; утверждает изменения в струк-
туре округа; принимает решение о включении в его состав новых субъектов; формирует внебюджетные фонды и определяет направления их рационального использования.
Научно-методический совет округа предназначен для решения задач совершенствования учебно-восшггателыюго процесса в разных типах учебных заведений, повышения качества преподавания учебных дисциплин, профессиональной квалификации и педагогического мастерства учителей и преподавателей. Для решения этих задач в составе совета создаются секции как по профилям, так и по предметным направлениям образования.
Н. П. Макаркин выразил убеждение, что создаваемый Учебный округ поможет тому, что образовательная система республики будет основываться не на конгломерате разрозненных, разобщенных учебных заведений, а на едином республиканском образовательном пространстве.
В обсуждении доклада приняли участие представители органов образования, директора учебных заведений, руководители вузов региона, представители Правительства Мордовской ССР. Все они активно поддержали идею создания Учебного округа Мордовского университета и выразили готовность к творческому сотрудничеству с его субъектами и органами самоуправления.
Так, директор Саранского техникума электронных приборов В. М. Костин отметил, что преподавателям этого учебного заведения приходится встречаться с трудностями в организации учебно-воспитательной и научно-методической работы, в подготовке специалистов среднего звена, и выразил уверенность, что создание Учебного округа университета сыграет положительную роль в интеграции усилий всех учебных заведений региона на решении этих задач.
Заведующая Саранским ГУО Э. Н. Агушева выразила уверенность в том, что создаваемый Учебный округ университета как новая самоуправляемая структура региональной системы образования позволит интегрировать деятельность учебных заведений города и республики, даст возможность организовать образование на преемственной основе (гимназия — лицей — колледж — вуз). Это позволит осуществлять учебно-воспитательный процесс на более содержательной на-
учно-методической базе, учителя и учащиеся получат широкий доступ к материально-техническим средствам и научно-методическим достижениям вуза, а перед профессорско-преподавательским коллективом университета откроются возможности для разностороннего применения знаний и опыта в непосредственной
учебно-воспитательной работе: на уроке,
во внеклассной и внешкольной деятельности.
Сославшись на традиционные творческие связи университета и педагогического института со школами и другими средними учебными заведениями республики, ректор Мордовского педагогического института профессор В. М. Макушкин отме-тид, что создаваемый Учебный округ университета позволит совершенствовать эти связи, осуществлять их на более высоком научно-методическом уровне. Докладчик высказал положительное отношение к этой общественно-государственной структуре образования региона, подчеркнул, что общими усилиями (а коллектив пединститута готов включиться в совместную творческую деятельность с субъектами образования на базе названного округа) можно решить важные задачи совершенствования региональной системы образования, качественного улучшения учебно-воспитательного про1десса в школе и вузе, более эффективной подготовки специалистов.
Заместитель министра образования МССР И. И. Карпов, указав на перестройку региональной системы образования на основе создания новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей), число которых уже в ближайшее время планируется увеличить до 10 % от их общего количества в республике, отметил, что все это потребует разработки новых поколений учебных планов и программ, подготовки и издания учебников и научно-методической литературы, в том числе и для национальной школы. Решение этих задач возможно лишь при активном включении вузовских ученых, и, следовательно, создание У» "6-ного округа приобретает в этой связи особую значимость.
Заместитель Председателя Правительства Мордовской ССР Т. В. Тюрина, выступившая на конференции, высказала ряд пожеланий по совершенствованию утверждаемых материалов и работы округа
и подтвердила» что Правительство республики полностью поддерживает его создание.
По результатам обсуждения делегатами конференции доклада Н. П. Макар-кина щ соответствующих материалов утверждено Положение об Учебном округе Мордовскою vнивepcитeтa и избраны органы самоуправления.
Председателем попечительского совета избран ректор университета профессор Н. П. Макаркин; председателем научно-методического совета округа — пер-
вый проректор университета профессор В. А. Балашов.
Учебный округ Мордовского университета как ассоциация учебных заведений республики создан в полном
с Законом Российской Федерац ии пазоваиии".
И. Л. НАУМЧЕНКО, заведующий сектором региональных систем образования НИИ регионалогаи при Мордовском университете, кандидат педагогических на\лк