Quo vadis?
Союз США и Японии в 2017-2020 годах
© Жмакин И. Н.
© Zhmakin I.
Союз США и Японии в 2017-2020 годах US-Japan Alliance in 2017-2020
Аннотация. Проанализировано текущее состояние и изменения в японо-американском оборонном сотрудничестве при администрации Д. Трампа. Оценена модернизация Сил самообороны Японии и реакция на нее Китая. Изучены позиции США и Японии во время обострения ситуации на Корейском полуострове в 2017—2019 гг. и их шаги по поиску союзников в регионе для сдерживания Китая. Показана подготовка текущим правительством Японии ее возвращения в ряды великих держав путем обретения военной самостоятельности, наращивания военного потенциала и возможности проецировать силу в регионе и в мире.
Annotation. The article analyzes the current state and changes in Japanese-American defense cooperation during the reign of Donald Trump, assesses the modernization of the Japan Self-Defense Forces and the factors that made it a direct necessity, and China's response to this. It analyzes the policy of the United States and Japan during the escalation of the Korean nuclear crisis, as well as the steps taken by the United States and Japan to find allies in the region to contain China. The conclusion is made that the current government ofJapan is preparing for its return to the ranks of the great powers by gaining independence in the field of military policy, building up military potential and, as a result, the possibility of projecting power in the region and in the world at large.
Ключевые слова. США, Япония, оборонное сотрудничество, вооруженные конфликты, Индо-Тихоокеанская стратегия.
Key words. USA, Japan, defensive cooperation, armed conflicts, Indo-Pacific strategy.
Американо-японское оборонное сотрудничество — на пути к «равноценному партнерству»?
Президент США Дональд Трамп с начала своего срока заявлял о непропорциональности вкладов США и союзников в обеспечение безопасности. При этом была упомянута и Япония — основной союзник США вне НАТО. На саммите G20 в 2019 г. американский президент назвал договор с Японией «неравноправным»: в случае атаки США должны защищать Японию, а та в случае нападения на США может «смотреть на это по телевизору Sony» [35]. Это высказывание вписывалось в логику администрации Трампа, стремившейся пересмотреть отношения с ключевыми партнерами на более выгодных для США условиях.
ЖМАКИН Илья Николаевич — соискатель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (г. Москва).
Некоторые американские эксперты подвергали критике эти высказывания [25]. Так, отставной генерал корпуса морской пехоты США Джон Р. Аллен отметил, что Япония ни разу не дала повода усомниться в своей верности союзу [12]. После Второй мировой войны Япония оказывала США помощь (насколько позволяли возможности и конституция) во всех значимых конфликтах в Восточном полушарии: в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе. Японские эксперты, например А. Танака, высказывали мнение, что, даже несмотря на критику Трампом японской оборонной политики, с его администрацией можно взаимовыгодно сотрудничать [1].
На практике японо-американское военное сотрудничество шло плавно и своим чередом, несмотря на резкие публичные высказывания президента США. В 2017—2020 гг. продолжился наметившийся еще в 2013 г. тренд наращивания Японией оборонного бюджета. При этом затраты на содержание военных баз США росли намного быстрее, чем расходы на японские Силы самообороны [14].
В этот период был модернизирован японский флот: на часть эсминцев была поставлена система противоракетной обороны американского производства «Иджис» (Aegis). Усилены воздушные Силы самообороны: введены новые истребители пятого поколения F-35 модификаций А и B, модернизированы истребители F-2 и F-15J, усилены возможности самолетов AWACS, закуплены у США самолеты раннего предупреждения E-2D, противолодочные самолеты P-3C и дроны RQ-4D Global Hawk.
В 2018 г. были выделены средства на установку системы ПВО/ПРО американского производства «Иджис эшор» (Aegis Ashore) на острове Хонсю — в префектурах Акита и Ямагути. Однако планы по постройке данной системы вызвали множество проблем — технических, финансовых и социальных. В префектуре Акита разворачивание данной системы встретило жесточайшую критику и недовольство местных жителей [9]. В результате в конце июня 2020 г. министр обороны Японии Т. Коно заявил, что проект установки «Иджис эшор» в Японии закрыт, и ему в данный момент подбираются альтернативы [11].
В 2018 г. Япония дала добро на переоборудование своих «вертолетных эсминцев» в полноценные авианосцы. На новых японских авианосцах планируется разместить истребители пятого поколения F-35B, коих законтрактовано 42 единицы из 147 (оставшиеся — модификации А, наземного базирования) [16]. Приоритетом является оснащение истребителей F-35 крылатыми ракетами класса JSM Standoff [14], на которые можно установить тактические ядерные боеголовки. Это превращает японские авианосцы в наступательное оружие.
Обеспокоенность этими системами высказали эксперты и официальные лица в КНР. По словам китайского аналитика Ч. Суна, западные СМИ пытаются «замять» эти действия Японии, выдавая их за «меры по защите» от «китайской угрозы». При этом «Япония получила возможность делать все, что захочется», хотя ее шаги создают напряжение в регионе, особенно с учетом печального опыта Второй мировой войны [34]. Официальный представитель МИД Китая Ч. Хуа призвала «Японию придержи-
ваться политики исключительной обороны, сохранять приверженность мирному развитию, действовать осторожно в области военной безопасности и делать больше для укрепления взаимного доверия между странами региона и содействия миру и стабильности в регионе» [34].
Российские эксперты отмечают, что подобные действия Токио направлены на демонстрацию силы в отношении КНР. При этом США, которые очень нуждаются в сильном региональном союзнике, рассчитывают, что Токио нарастит свой военный потенциал. В отношении угрозы японских авианосцев для России ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО М. Александров отметил: «усиление дальневосточной группировки войск РФ на Сахалине и Курильских островах еще больше укрепило российский контроль над водами между своими границами и Японским архипелагом... Российский Тихоокеанский флот и авиация делают любую гипотетическую атаку со стороны авианосной группировки самоубийственной» [4].
По словам бывшего директора по операциям в Объединенном разведывательном центре Тихоокеанского командования США К. Шустера, новые авианосцы дадут Японии возможность контролировать территорию, удаленную от ее главных островов. Однако японские авианосцы имеют малое водоизмещение и не могут нести большого количества самолетов. В этом плане они не сравнимы не только с 90-тысячетонны-ми американскими «Нимицами», но даже с более легкими китайскими авианосцами класса «Ляонин» [18]. Поэтому самостоятельные военные действия против Китая в гипотетическом конфликте за спорные территории в Восточно-Китайском море представляются для Японии невыигрышными.
В отношении островов Сенкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, находящихся под контролем Японии, на которые претендует Китай, администрация Д. Трампа подтвердила, что США считают Сенкаку японской территорией. Соответственно, на них распространяется статья 5 японо-американского договора о безопасности, по которой США обязаны защищать Японию в случае нападения. Об этом госсекретарь обороны США Д. Мэттис заявлял во время встречи с премьер-министром Японии С. Абэ в 2017 г. [24]. Об этом говорил и президент Д. Трамп во время визита С. Абэ в Вашингтон в 2017-м [31], а также в ходе визита Абэ во Флориду в 2018 г. [22].
При администрации Д. Трампа Япония продолжила обновлять свои стратегические документы, в том числе и в военной сфере [21]. В Программе национальной обороны Японии 2018 г. был обозначен приоритет создания «многоуровневых сил обороны» (Multi-Domain Defense Force) [29]. Для этого были внесены изменения в японский оборонный бюджет. Еще в 2016—2018 гг. на первом месте в бюджете стояла статья «сдерживание и реагирование в различных ситуациях», включающая подразделы: «обеспечение безопасности морского и воздушного пространства вокруг Японии», «обеспечение безопасности дальних островов», «ответные меры на баллистическую атаку», «ответные меры в космосе» и «ответные меры в киберпространстве». Однако с 2019 г.
на первое место вышла статья, покрывающая «взаимодействие всех сфер обороны, взаимное прикрытие слабых мест каждого из родов войск, включая подразделения, задействованные в кибернетической, космической и электромагнитной сферах» (cross-domain operations).
Данные изменения — попытка Японии адаптироваться к новым обстоятельствам, когда ее потенциальные противники в регионе наращивают свои возможности не только в традиционных, но и в совершенно новых областях, включая противоспутниковые и кибернетические возможности, информационную активность в соцсетях и «другие средства манипулирования общественным мнением» [29]. В ситуации, когда Китай наращивает военный потенциал, возводит искусственные острова на рифах и строит на них военные объекты, эта стратегия должна помочь обеспечивать стабильность. Для Японии, как для страны без значимых запасов углеводородов, это крайне важно, ибо при конфликте Китай перекроет снабжение Японии топливом, что остановит японскую экономику и приведет ее к коллапсу.
В соответствии с данной оборонной стратегией США и Япония в 2017—2020 гг. наращивали взаимодействие в цифровом пространстве. В сфере кибербезопасности обе страны ежегодно проводили «кибер-диалоги», в рамках которых обсуждались обмен информацией, усиление возможностей кибербезопасности каждой из стран, поддержание и укрепление международной стабильности в киберпространстве [23].
«Корейский кризис» 2017—2019 гг. — вызов японо-американскому альянсу
Корейский полуостров всегда был очагом напряженности в Азии. Самым опасным в последнее десятилетие стал кризис 2017—2019 гг., во время которого поведение конфликтующих сторон колебалось от прямых угроз уничтожения до цивилизованных переговоров.
1 января 2017 г. Ким Чен Ын заявил о создании в КНДР межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерный боепри-пас [18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26]. Если раньше ядерная программа КНДР представляла потенциальную угрозу лишь для государств СевероВосточной Азии, то создание северокорейской межконтинентальной баллистической ракеты означало, что в зону риска попала материковая Америка [32]. Реакция США предсказуемо была резко негативной. Высказывания Трампа были крайне агрессивными, вплоть до обещания «полностью уничтожить» КНДР [42]. Ким Чен Ын назвал Д. Трампа «жуликом и гангстером, которому нравится играть с огнем», и заявил, что КНДР будет оказывать беспрецедентное противодействие США [27].
По оценкам американских военных, северокорейские баллистические ракеты «Хвасон-14» и «Хвасон-15» способны достичь любой точки в США [2]. Это создает беспрецедентную ситуацию, когда КНДР получила возможность уничтожить минимум один из американских мегаполисов, нанеся противнику неприемлемый ущерб. В XX в. именно нанесение неприемлемого ущерба противнику было гарантией того, что ни одна из
противоборствующих сторон не развяжет прямую войну против другой. Именно этот страх и удерживал мир от гибели.
Такое развитие событий не могло не вызвать напряжение у всех сторон, имеющих свои интересы в Азии. 5 августа 2017 г. была принята резолюция Совбеза ООН № 2371, в которой Совет Безопасности высказал осуждение подобного поведения КНДР [7]. Там же были прописаны и санкции, вводимые против КНДР, — финансовые, политические, секторальные и индивидуальные. Был введен запрет на заход в северокорейские порты и на принятие северокорейских судов в портах, принадлежащих странам—членам ООН [36]. США ввели также ряд односторонних санкций против КНДР и угрожают санкциями всем лицам, компаниям и организациям, имеющим контакт с Северной Кореей, — однако высказывались за продолжение переговоров и были готовы проявить «разумную гибкость» [3].
Позиции других стран, причастных к урегулированию корейского кризиса, сильно разнятся. РФ традиционно призывает к сдержанности и диалогу [44]. Республика Корея при администрации президента Мун Чжэ Ина, несмотря на выражение приверженности союзу с США, тоже указывает на необходимость диалога [43]. Китай, несмотря на периодические охлаждения отношений с КНДР, поддерживает эту страну торговлей, иногда в обход санкций [8; 13].
Позиция Японии по северокорейскому вопросу непримирима: Япония настаивает на «полной, контролируемой и необратимой» денукле-аризации КНДР и при каждой возможности лоббирует в ее отношении самые жесткие меры. В 2017 г. премьер-министр С. Абэ заявил с трибуны ООН, что на Пхеньян можно воздействовать только давлением, ибо диалог используется Северной Кореей лишь для получения нужного им времени, и указал, что не следует повторять ту же ошибку в очередной раз [19].
Единственный документ, подписанный сторонами в XXI в., — Пхеньянская декларация 2002 г. [20], зафиксировавшая договоренность о расследовании КНДР исчезновений японских граждан, в разные годы похищенных северокорейскими спецслужбами. По официальной позиции, «Япония стремится нормализовать свои отношения с Северной Кореей». Однако всякий раз Япония увязывает прогресс в отношениях с КНДР с денуклеаризацией и расследованием похищений японских граждан, что не дает переговорам сдвинуться с мертвой точки.
При этом премьер-министр С. Абэ, находившийся у власти в Японии с 2012-го по 2020 г., сделал «корейский вопрос» едва ли не главным в своей внешней и оборонной политике [17]. Жесткая риторика С. Абэ и координационные встречи с официальными лицами США и Республики Корея выстроили его имидж защитника безопасности Японии, что в условиях нагнетаемой СМИ истерии пользовалось популярностью внутри страны [33]. По некоторым оценкам, Япония использует напряженность на Корейском полуострове для снятия военных ограничений, наложенных на страну после Второй мировой войны [5].
Индо-Тихоокеанская стратегия — «отчуждение» Китая
Еще в 2016 г. на шестой Токийской конференции по развитию Африки премьер-министр С. Абэ подчеркнул важность связи Японии с богатыми ресурсами странами Африки и Ближнего Востока и заявил, что воды Тихого и Индийского океанов должны «управляться законом» [10]. Позднее Япония заявила о создании индо-тихоокеанской стратегии в качестве концептуальной основы своей внешней политики в этом регионе.
Япония активно действует в нем прежде всего потому, что помнит: именно недостаток ресурсов и топливное эмбарго США стали одной из главных причин войны на Тихоокеанском театре в середине XX в. Поэтому бесперебойный доступ к ресурсам — вопрос первостепенной важности и для японской промышленности, и для Японии в целом.
Во-вторых, Япония имеет ряд неразрешенных территориальных конфликтов с соседями, в том числе с КНР и Южной Кореей. По мнению японских аналитиков, в случае конфликта американская сторона может занять нейтральную либо выжидательную позицию или же просто не решится на серьезные действия [41]. Поэтому надо расширить круг стран, с которыми Япония может сотрудничать в военно-политической сфере, включив в него Австралию, Индию, страны АСЕАН.
В-третьих, КНР воспринимается Японией как главная угроза безопасности. Самоуверенная политика и риторика Пекина, особенно в отношении спорных территорий в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, тревожат Токио. Усиление китайского военного присутствия на части спорных островов позволяет при конфронтации взять под контроль ближайшую к Японии часть важнейших для нее торговых маршрутов [38]. Отказ КНР признавать решение Гаагского суда по Южно-Китайскому морю [15] подтверждает опасения, что в случае радикального ухудшения отношений Китай может попытаться удушить Японию экономически, отрезав ее от большей части торговли. Еще с 2006 г. Япония продвигала такие концепции, как «Дуга свободы и процветания», «Азиатский ромб безопасности», целями которых было окружить Китай опасающимися его странами и этим балансировать расширение его экономических и военных возможностей.
В-четвертых, Индия в XXI в. стала силой, с которой необходимо считаться. Ее географическое положение крайне выгодно для контроля торговых маршрутов, а постоянное напряжение в отношениях с Китаем делает ее желанным союзником США и Японии. Этим можно объяснить активное вовлечение Индии в сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе.
США впервые заговорили о концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» в 2017 г. на саммите в Давосе [6]. Интерес США в продвижении этой концепции схож с интересами Японии. Главный акцент администрация Трампа сделала на контроле и балансировании мощи Китая, дабы тот не смог бросить вызов статус-кво в регионе [40].
C 2017 г. стали проводиться «четырехсторонние диалоги по безопасности» между представителями США, Японии, Австралии и Индии. Пре-
мьер-министр Японии С. Абэ говорил о необходимости консультаций в четырехстороннем формате еще в 2007 г., выступая перед парламентом Индии.
Консультации четверки в 2017 г. в основном не касались конфликтных тем, фокусируясь на расширении военного и экономического сотрудничества, поддержке в регионе порядка, основанного на определенных правилах, и продвижении сотрудничества по линии АСЕАН [39]. Индо-тихоокеанская стратегия Японии гибка и не наполнена конкретикой [28]. Окно для сотрудничества с Китаем — важнейшим экономическим партнером Японии и других стран четверки — остается открытым [30].
Позицию России по данной концепции выразил министр иностранных дел С. Лавров, заявив 15 января 2020 г. на конференции в Нью-Дели, что замена термином «Индо-Тихоокеанский регион» привычного АТР
нацелена на отчуждение и исключение Китая [37].
* * *
И Япония, и США в конечном итоге лишь выиграли в результате критики Трампа в адрес Японии. Он обеспечил увеличение расходов союзника на оборону и большую вовлеченность Японии в военное сотрудничество с США. С. Абэ также смог использовать недовольство США, ускорив перевооружение Сил самообороны и приблизив их превращение в «настоящую армию», чему сопротивляется значительная часть японской и азиатской общественности.
Продолжается поиск союзников для противодействия Китаю, в частности, его военному экспансионизму в Восточно-Китайском и ЮжноКитайском морях и проекту «Один пояс — один путь». В первую очередь таким союзником для Японии и США может стать Индия — извечный геополитический соперник Китая.
Для России же все остается по-старому: Япония остается ключевым союзником США, а значит, о тесном сотрудничестве речи идти не может. На усиление потенциально недружественных армий в этом регионе Минобороны РФ реагирует укреплением Дальневосточного военного округа.
Литература
1. Акихико Танака: Взаимовыгодное сотрудничество Японии и США возможно даже при Трампе // РСМД. 2020. 19.02.— https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/tanaka-akikhiko-vzaimovygodnoe-sotrudnichestvo-yaponii-i-ssha-vozmozhno-dazhe-pri-trampe / (дата обращения: 01.03.2020).
2. Американские военные считают, что северокорейские ракеты «Хвасон-15» могут достичь США // ТАСС. — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6653397 (дата обращения: 25.05.2020).
3. Давыдов О. В. Почему пробуксовывает процесс ядерного урегулирования на Корейском полуострове // ИМЭМО РАН. Тихоокеанская Азия в фокусе внимания. — https://www.imemo.ru/ special-rubrics/pacific-asia-in-focus/text/pochemu-probuksovivaet-protsess-yadernogo-uregulirovaniya-na-koreyskom-poluostrove (дата обращения: 25.05.2020).
4. Демонстрация силы: как строительство японского авианосца может повлиять на ситуацию в регионе // И" (на рус. яз.). — https://russian.rt.com/world/article/577164-tokio-avanosec-armia-flot (дата обращения: 01.03.2020).
5. Киреева А. А. Политика Японии в отношении ракетно-ядерной программы КНДР // Сборник по итогам конференции «Корейский полуостров в поисках мира и процветания». М., 2019.
6. Лексютина Я. В. Роль Китая в стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» Д. Трампа // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. № 1. Т. 19.
7. Резолюция №2371 // СБ ООН. — https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/246/71/ PDF/N1724671.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
8. Россия и урегулирование ситуации на Корейском полуострове // МИД РФ. — https://www.mid. ru/uregulirovanie-situacii-na-korejskom-poluostrove (дата обращения: 25.05.2020).
9. Abe's plan for U.S. Aegis Ashore missile shield rattles Akita residents // Japan Times. 2019. 10.09. — https://www.japantimes.co.jp/news/2019/09/10/national/politics-diplomacy/abes-plan-u-s-aegis-ashore-missile-shield-rattles-akita-residents/ (дата обращения: 01.03.2020).
10. Address by Prime Minister Shinzo Abe at the Opening Session of the Sixth Tokyo International Conference on African Development (TICAD VI) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — https://www. mofa.go.jp/afr/af2/page4e_000496.html (дата обращения: 10.05.2020).
11. Aegis Ashore deployments in Japan scrapped, defense minister confirms // Japan Times. 2020. 25.06. — https://www.japantimes.co.jp/news/2020/06/25/national/deployment-aegis-ashore-scrapped/ (дата обращения: 18.10.2020).
12. Allen J., Sugg B. The U.S.-Japan Alliance // Asian Alliances Working Paper series. Order from Chaos: Foreign Policy in a Troubled World. 2016. Paper 2. July. — https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/07/Paper-2v2.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
13. China trade with sanctions-struck North Korea up 10.5 percent in first half // Reuters. 2017. 13.07. — https://www.reuters.com/article/us-china-economy-trade-northkorea-idUSKBN19Y085 (дата обращения: 25.05.2020).
14. Defense Programs and Budget of Japan (Draft) Overview of JFY2020 Budget // Ministry of Defense of Japan. — https://www.mod.go.jp/e/d_act/d_budget/pdf/200225b.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
15. Duterte says China "already in possession" of South China Sea, tells US to end military drills // The Strait Times. 2018. 15.11. — https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/duterte-says-china-already-in-possession-of-south-china-sea-tells-us-to-end-military (дата обращения: 10.05.2020).
16. Gady F.-S. Japan Air Self Defense Force Stands Up First F-35A Lightning II Fighter Squadron // The Diplomat. 2019. 01.04. — https://thediplomat.com/2019/04/japan-air-self-defense-force-stands-up-first-f-35a-lightning-ii-fighter-squadron/ (дата обращения: 01.03.2020).
17. Gale A. Japan's Abe Parlays North Korean Threat Into Favored Electoral Victory // The Wall Street Journal. 2017. 20.10. — https://www.wsj.com/articles/japans-abe-parlays-north-korean-threat-into-favored-electoral-victory-1508491800 (дата обращения: 25.05.2020).
18. Japan to have first aircraft carriers since World War II // CNN Tokyo. 2018. 18.12. — https://edition. cnn.com/2018/12/18/asia/japan-aircraft-carriers-intl/index.html (дата обращения: 01.03.2020).
19. Japan's Abe, at UN General Assembly, calls for "action now" on DPRK nuclear program // UN News. 2017. 20.09. — https://news.un.org/en/story/2017/09/565722-japans-abe-un-general-assembly-calls-action-now-dprk-nuclear-programme (дата обращения: 25.05.2020).
20. Japan-DPRK Pyongyang Declaration // MoFA Japan. 2002. 17.09. — https://www.mofa.go.jp/region/ asia-paci/n_korea/pmv0209/pyongyang.html (дата обращения: 25.05.2020).
21. Japan-U.S. Security Consultative Committee (Japan-U.S. "2+2") // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — https://www.mofa.go.jp/na/fa/page3e_001008.html (дата обращения: 01.03.2020).
22. Japan-U.S. Summit Meeting, April 17—18 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — https://www. mofa.go.jp/na/na1/us/page3e_000845.html (дата обращения: 01.03.2020).
23. Joint Press Release: The Japan-U.S. Cyber Dialogue July 21, 2017 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — https://www.mofa.go.jp/files/000275182.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
24. Joint Statement by S. Abe and D. Trump, February 10, 2017 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — https://www.mofa.go.jp/files/000227768.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
25. Keily E. Trump on "Unfair" U.S.-Japan Security Treaty // FactCheck.org. — https://www.factcheck. org/2019/07/trump-on-unfair-u-s-japan-security-treaty/ (дата обращения: 01.03.2020).
26. Kim Jong Un's 2017 New Year's Address // NCNK — The National Committee on North Korea. — https://www.ncnk.org/sites/default/files/KJU_2017_New_Years_Address.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
27. Kim's Rejoinder to Trump's Rocket Man: "Mentally Deranged U.S. Dotard" // The New York Times.
2017. 21.09. — https://www.nytimes.com/2017/09/21/world/asia/kim-trump-rocketman-dotard.html (дата обращения: 25.05.2020).
28. Koga K. Japan's "Indo-Pacific" question: countering China or shaping a new regional order? // International Affairs. 2020. Vol. 96. Iss. 1.
29. Kotani T. The Multi-Domain Defense Force: Assessment and Challenges // The Japan Institute of International Affairs. — https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/Paper-2v2.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
30. Matake K. "Kyoso senryaku" no tameno "Kyoroku senryaku": nihon no "Jiyu de hirakareta indotaiheiyo" senryaku (koso) no fukugo teki kouzo ["Cooperative strategy" for "competitive strategy": multiple structure of Japan's "Free and Open Indo-Pacific" strategy (vision)] // International Security Study. 2019. February. — http://www.kiip.or.jp/taskforce/doc/anzen20190215_Kamiya%20Matake.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
31. Mattis: US will defend Japanese islands claimed by China // CNN. 2017. 03.02. — https://edition.cnn. com/2017/02/03/asia/us-defense-secretary-mattis-japan-visit/index.html (дата обращения: 01.03.2020).
32. North Korean Media, in Rare Critique of China, Says Nuclear Program Will Continue // The New York Times. 2017. 04.05. — https://www.nytimes.com/2017/05/04/world/asia/north-korea-nuclear-weapons-china.html (дата обращения: 25.05.2020).
33. North Korean threats and bluster could help Japan's prime minister win an election // CNBC. 2017. 26.09. — https://www.cnbc.com/2017/09/26/north-korea-to-help-shinzo-abe-in-election.html (дата обращения: 25.05.2020).
34. Offensive transformation of Japan warships puts restored Sino-Japanese ties at risk // Global Times.
2018. 28.11. — http://www.globaltimes.cn/content/1129424.shtml (дата обращения: 01.03.2020).
35. President Trump Closing News Conference at G20 Summit // C-SPAN TV. — https://www.c-span. org/video/?462171-1/president-trump-holds-news-conference-20-summit-japan&start=1106 (дата обращения: 01.03.2020).
36. Reuters: США обвинили КНДР в импорте нефтепродуктов в обход санкций // ТАСС. 2018. 12.07. — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5369713 (дата обращения: 25.05.2020).
37. Sharma A. Russia Says US Indo-Pacific Strategy is to Contain China // The Diplomat. 2020. 15.01. — https://thediplomat.com/2020/01/russia-says-us-indo-pacific-strategy-is-to-contain-china/ (дата обращения: 10.05.2020).
38. Stashwick S. China Deploys Long-Range Anti-Ship and Anti-Air Missiles to Spratly Islands for First Time // The Diplomat. 2018. 05.05. — https://thediplomat.com/2018/05/china-deploys-long-range-anti-ship-and-anti-air-missiles-to-spratly-islands-for-first-time/ (дата обращения: 10.05.2020).
39. The Quad of India, Japan, Australia and the US: A Work in Progress // The Journal of Political Risk. 2019. 27.03. — https://www.jpolrisk.com/the-quad-of-india-japan-australia-and-the-us-a-work-in-progress/ (дата обращения: 10.05.2020).
40. Time to revisit canal project // Bangkok Post. 2020. 20.01. — https://www.bangkokpost.com/ opinion/opinion/1839359/time-to-revisit-canal-project (дата обращения: 10.05.2020).
41. Trump on Kim Jong Un: "Why shouldn't I like him?" // The Washington Post. 2019. 01.03. — https:// www.washingtonpost.com/politics/2019/03/01 /trump-kim-jong-un-why-shouldnt-i-like-him/ (дата обращения: 10.05.2020).
42. Trump Threatens to "Totally Destroy" North Korea in First U.N. Speech // NBC News. 2017. 19.09. — https://www.nbcnews.com/politics/white-house/trump-un-north-korean-leader-suicide-mission-n802596 (дата обращения: 25.05.2020).
43. Understanding the North Korean Nuclear Issue // RoK Foreign Ministry. — http://www.mofa.go.kr/ eng/wpge/m_5474/contents.do (дата обращения: 25.05.2020). ♦