Научная статья на тему 'Союз науки и производства'

Союз науки и производства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кисельников А. А., Елезов А. Б., Курцевич А. И., Прилепский Б. В., Климов В. И.

В этом номере мы публикуем окончание подборки*, в которой участники структур, созданных под эгидой Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Специального факультета (спецфака), Международного клуба директоров, Директорского форума, экономических экспедиций, рассказывают о том, что внесло в их судьбу и деятельность возглавляемых ими предприятий сотрудничество с институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Members of organizations, formed under the guidance of the Institute of Economics and industrial Engineering of Siberian Brunch of the Russian Academy of Sciences (IEIE), such as International Director's Club, Director's Forum, tells about concrete results of their cooperation with the IEIE.

Текст научной работы на тему «Союз науки и производства»

В этом номере мы публикуем окончание подборки*, в которой участники структур, созданных под эгидой Института экономики и организации промышленного производства СО РАН - Специального факультета (спецфака), Международного клуба директоров, Директорского форума, экономических экспедиций, рассказывают о том, что внесло в их судьбу и деятельность возглавляемых ими предприятий сотрудничество с институтом.

Союз науки и производства

А. А. Кисельников, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ:

- Мне хотелось бы вспомнить об одном очень интересном направлении деятельности, во многом уникальном. Я имею в виду комплексные экономические экспедиции. Как и другие проекты ИЭОПП, они были введены в практику академиком А. Г. Аганбегяном. Многим само словосочетание «экономическая экспедиция» казалось странным. Возможно, идея была заимствована у геологов. Действительно, и в том, и в другом случае речь шла о сборе информации о конкретной территории. Отличие заключалось в методах и формах получения информации. Для нас это была документированная, экспертная и визуальная информация.

В зону научной ответственности института входила не только вся Сибирь в экономико-географическом понимании (включая Тюменскую область с округами), но и Дальний Восток (проект «БАМ», кураторство над Якутским филиалом СО РАН и др.). То есть слабоизученный, но очень богатый ресурсами и перспективами развития регион, по площади вдвое превышающий территорию США или Китая.

Для районов нового освоения такие масштабные комплексные экономические экспедиции были очень эффективным методом исследования возможностей потенциального развития территории. Они позволяли за короткое время обследовать обширную территорию, сопоставить теоретические представления об объекте с реальностью, оценить адекватность предлагаемого модельного аппарата, встретиться с ведущими управленцами-практиками.

* Начало см.: ЭКО. 2008. №6.

© ЭКО 2008 г.

При выработке маршрутов экспедиционных исследований чаще всего использовались естественные транспортные коммуникации - великие сибирские реки (Обь, Иртыш, Лена, Енисей) или широтные транзитные магистрали (БАМ, Транссиб).

За период 1976-1986 гг. мне посчастливилось участвовать примерно в 10 экспедициях разного масштаба.

Первая состоялась летом 1976 г. и прошла по всей трассе БАМ, где за год до этого были развернуты строительные работы. Экспедиция готовилась и проводилась на базе отраслевого отдела института под руководством А. М. Алексеева. Четыре отряда исследователей (каждый работал один месяц), последовательно сменяя друг друга, преодолели расстояние от Новосибирска до Южно-Сахалинска.

Поразительно, но почти весь маршрут - более 6 тыс. км практически по бездорожью - был пройден на одной машине ГАЗ-66 с одним водителем. Кое-где проехать было невозможно из-за отсутствия дорог (например, Байкал переплыли на барже, Татарский пролив - на пароме). Я тогда (из-за «железного занавеса») считал, что лучше машины не бывает. Летом 2007 г. отдыхал в Сочи, поехал на экскурсию в какое-то ущелье на водопады. «Горячие» кавказские парни везли отдыхающих по высохшему руслу реки, выстланному булыжником. Давно снятые с производства и списанные ГАЗ-66 лихо неслись по этой «трассе», вызывая восторг у сидящих в кузове. Думаю, ничего лучшего мировой автопром в этом классе машин не сделал до сих пор.

На рубеже 70-80-х годов в связи с созданием ЮжноЯкутского ТПК совместными усилиями отраслевого отдела ИЭОПП и Якутского филиала СО РАН были проведены Алдан-Томмотская и Амуро-Якутская экспедиции. В первый раз мы на 10-местном катере под названием «Профессор» прошли большой маршрут по рекам Лена, Алдан и их притокам. Посетили все наиболее значимые населенные пункты, геологоразведочные партии и предприятия.

На следующий год в том же составе экспедиционный отряд прошел маршрут в 1000 км на автомобильном транспорте вдоль трассы будущей железной дороги Тында - Берка-кит - Алдан - Томмот - Якутск. Со стороны Якутского филиала СО РАН были научные сотрудники-специалисты по экономике, геологии и транспорту во главе с В. И. Власовым. Собранный первичный материал был использован при обосновании различных инвестиционных проектов в регионе.

Самой крупномасштабной экспедицией, в которой мне довелось участвовать, была Ленская экспедиция 1984 г., научный руководитель - А. Г. Аганбегян. На меня он возложил функции административного начальника экспедиции. В состав экспедиции также входили академики Н. В. Черский, В. П. Казначеев, В. Р. Боев, член-корреспондент АН СССР А. Г. Гран-берг и более 10 докторов наук по разным дисциплинам -экономисты, строители, аграрии, транспортники, геологи.

Поездом мы доехали до Усть-Кута, где в речном порту «Осетрово» погрузились на специально зафрахтованный теплоход «Красноярск», который взял курс вниз по Лене на Якутск. В Якутске произошла смена теплохода на более крепкий (класса «река-море»), который доставил экспедицию к конечному пункту назначения - порт Тикси на берегу моря Лаптевых.

По маршруту экспедиции были десятки встреч с различными специалистами, коллективами, представителями органов власти. В перерывах между остановками в кают-компании теплохода действовал научный семинар, который вел А. Г. Аган-бегян. На нем обсуждались перспективы развития территории в разрезе отдельных проектов и отраслей, проводилась разносторонняя оценка полученной информации.

Двигаясь вниз по течению, теплоход служил базой экспедиции, от которой осуществлялись выезды и вылеты в радиальных направлениях (на автомобилях, судах с низкой посадкой, вертолетах, самолетах малой авиации) в наиболее интересные природные и экономические объекты бассейна Лены. Мы посетили Чаро-Токкинское железорудное месторождение, засекреченное тогда крупнейшее месторождение золота «Сухой лог», на вертолете приземлились на гору, где сконцентрировано единственное в мире месторождение полудрагоценного камня «Чароит» и множество других объектов.

Сопоставимая по масштабам экспедиция была проведена в 1986 г. по бассейну Иртыша и Оби. Она частично проходила по территории Казахской ССР и была организована совместно с Академией наук Казахстана. Научным руководителем с российской стороны был академик А. Г. Гранберг, с казахской - директор НИЭИ при Госплане Казахской ССР профессор Туркебаев. На меня были возложены функции начальника экспедиции.

Маршрут начинался от верховьев Иртыша, недалеко от китайской границы. По территории Казахстана экспедиционный отряд перемещался на теплоходе на подводных крыльях

«Полесье». Ночёвки были в гостиницах, а выезды на объекты - на автомобильном транспорте. Проехали три области Казахстана - Восточно-Казахстанскую, Семипалатинскую и Павлодарскую. Посетили десятки крупных предприятий, участвовавших в кооперационных связях с Сибирью: Экибас-тузский промузел, Павлодарский тракторный и глиноземный заводы, Семипалатинский мясокомбинат и многие другие.

В Омске отряд погрузился на зафрахтованный пассажирский теплоход и двинулся на север. Были обследованы Омская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Информация собиралась под углом зрения трех проектов: Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию, развития идеи «зеленого моста» - усиления товарообмена между Сибирью и Казахстаном.

Материалы экспедиции были обработаны и представлены в итоговом отчете, который имел многоцелевое назначение.

Хочу вспомнить еще одну уникальную поездку. Летом 1985 г. состоялся первый сквозной проезд пассажиров, приуроченный к официальному пуску в эксплуатацию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

В специальный поезд входило четыре пассажирских вагона и вагон-ресторан. Спереди и сзади этого необычного состава было по два тепловоза. Они должны были «протянуть» состав по недостроенной дороге, в том числе по временным обходам тоннелей, где крутизна участков доходила до 18 промилле (при норме 4%0).

Общее число пассажиров было около 100 человек - строители, крупнейшие ученые и специалисты, министры союзного и российского уровня, первые руководители регионов, журналисты. Главный критерий отбора- личный вклад в проект строительства БАМ. Возглавлял этот первый исторический проезд по «стройке века» научный руководитель Совета по проблемам БАМ при АН СССР академик А. Г. Аганбегян. По существу это была также экспедиция. По ходу движения состоялась целая серия небольших конференций, посвященных перспективам развития зоны БАМ.

Поезд успешно финишировал в г. Комсомольске-на-Амуре, преодолев около 3,5 тыс. км. Это была экстраординарная поездка, достойная книги рекордов Гиннеса. Ведь многие участки дороги еще не были сданы в эксплуатацию, на некоторых местах даже не были смонтированы «перила»...

Только огромный авторитет А. Г. Аганбегяна, его умение брать ответственность на себя и, конечно, незаурядный организаторский талант ученого секретаря Совета А. А. Кина позволили осуществить этот «агитационный пробег по бездорожью». Мне не приходилось слышать, что за прошедшие с тех пор 22 года кому-то еще удалось осуществить сквозной проезд пассажирского поезда по всей трасе БАМ.

Что изменилось за прошедшие 20 лет? Можно с полным основанием утверждать, что Сибирь стала еще менее освоенным и доступным регионом, чем была. Данных Интернета, снимков из космоса и ведомственных источников информации недостаточно для выработки грамотных решений по освоению Сибири и Дальнего Востока. Комплексные научные экспедиции, на мой взгляд, совершенно не утратили своей актуальности.

В современной ситуации СО РАН или отдельные амбициозные губернаторы вряд ли смогут повторить нечто подобное по финансовым, организационным, кадровым и иным причинам. Например, Ленская экспедиция в современных ценах обошлась бы не менее 300 тыс. дол. Но дело не только в деньгах. На Лене остались всего два комфортабельных пассажирских судна, на Енисее - ни одного. От Омска и Новосибирска до Ханты-Мансийска вообще нет пассажирского сообщения. Большинство местных авиалиний закрыто, как и геологоразведочных партий. Казахстан уже заграница, все наши регионы - субъекты Федерации с собственным законодательством. Основная часть предприятий - частные, они не склонны предоставлять о себе информацию сверх того минимума, который предусмотрен законодательством.

Но все течет, все изменяется. Есть надежда, что государство вернется к осмысленной стратегии освоения Сибири. И тогда опыт ИЭОПП по организации экспедиций будет востребован. Целесообразно его обобщить в виде отдельной книги, пока живы участники этих событий и не утрачены архивные материалы.

А. Б. Елезов, генеральный директор ОАО «Синар»:

- Мое знакомство с Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН началось, когда я работал на заводе им. Чкалова. Одним из проектов института был журнал «ЭКО». Для меня, в то время начальника цеха, знакомство с журналом на многое открыло глаза. Новаторские

статьи позволили приобрести общие представления об организации производства и экономике в Сибири и в стране.

В 1980 г. мне выпала счастливая возможность обучаться на Специальном факультете под руководством академика А. Г. Аганбегяна. Поражало умение преподавателей института предвидеть ситуации, происходящие в экономике, причем в глобальном масштабе.

Колоссальную пользу я получил от командировок на предприятия Сибири: шахты и угольные разрезы в Кемеровской области, Братскую ГЭС и целлюлозно-бумажный комбинат, завод по производству автомобилей г. Тольятти.

После спецфака я вернулся на родной завод абсолютно другим человеком: расширился кругозор, завязались новые знакомства и связи среди руководителей предприятий города. Институт послужил импульсным толчком для карьерного роста и дальнейшей успешной работы.

Также хотелось бы отметить Клуб директоров под руководством А. Г. Аганбегяна. Не являясь членом клуба, я очень часто присутствовал на его заседаниях, всегда познавательных и полезных, что повлияло на мое развитие в качестве топ-менеджера. А впоследствии посещал заседания Директорского форума, на котором рассматривались современные технологии менеджмента.

В качестве дружеского совета хотелось бы обратить взор института на формирование малого бизнеса, в первую очередь производственного характера.

А. И. Курцевич, генеральный директор ЗАО «Сибирская кожгалантерея»:

- Наше предприятие с институтом связывает уже 25-летняя история взаимоотношений.

Первое знакомство - через журнал «ЭКО». На протяжении многих лет этот журнал был настольной книгой, а каждый выпуск ожидали с нетерпением. Ведь именно в нем в годы советских плановых пятилеток можно было почерпнуть знания, информацию о далекой рыночной экономике. Я считаю, что вклад института и его сотрудников через публикации в журнале «ЭКО» трудно переоценить в подготовке «почвы» для будущей реорганизации национальной экономики и перестройки ее на рыночные отношения.

Мне посчастливилось закончить Специальный факультет по переподготовке руководящих работников предприятий. Те

знания по экономическому прогнозированию и методам перспективного планирования, подходы к решению важнейших задач, атмосфера сотрудничества помогали директорам уверенно вести свои заводы и фабрики в гору.

Еще одним удачным проектом Института экономики, в котором я принимал участие, был и остается Международный клуб директоров, бессменный президент которого - академик А. Г. Аганбегян. Этот элитный клуб промышленников внес весомый вклад в реформирование экономики страны в переходный период, стал «университетом» бизнеса для уже не одного поколения руководителей.

На Директорском форуме руководители предприятий знакомятся с передовыми технологиями в области менеджмента, экономики и организации бизнеса, обмениваются своим опытом.

Очень благотворной и эффективной была работа нашей компании с институтом при решении конкретных проблем предприятия: в области маркетинга и брендирования, реструктуризации и реинжиниринга, постановки управленческого учета.

Б. В. Прилепский, доктор экономических наук, профессор, академик АТН РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, депутат Новосибирского областного Совета депутатов:

- Мои научные связи с ИЭОПП пошли с той поры, когда меня стали привлекать к созданию АСУ «Барнаул» (впоследствии- «Сигма»). Участие в ней дало мне колоссальную энергетику для начала работы по созданию АСУ для предприятий с непрерывным производством на базе завода биологических препаратов, директором которого я начал работать с 1973 г. Так родилась идея создать интегрированную АСУ, соединяющую АСУТП и АСУ для предприятий непрерывного производства.

Научные результаты специалистов ИЭОПП, Вычислительного центра СО АН СССР и завода высоко были оценены правительством СССР. Большому коллективу (в их числе и мне) была присуждена премия Совета министров СССР в области науки и техники.

Журнал «ЭКО», членом редколлегии которого я был более 20 лет, гремел не только на всесоюзном, но и на мировом уровне. Мы, производственники, видели в нем настольный справочник, путеводитель в сложной социально-экономической обстановке второй половины ХХ века. А для меня лично

это был очередной университет, который давал знания, определяющие мои директорские и общественные успехи.

Я сам обучался на Специальном факультете и направлял учиться туда главных руководителей заводских служб и своих заместителей.

А как не сказать о замечательном создании института-Клубе директоров! Я был в составе творческого коллектива по изучению проблем ПО «Павлодарский тракторный завод», на меня была возложена задача обследования инструментального хозяйства объединения. Свои выводы мы доложили на конференции в Новосибирске, которая предшествовала первому заседанию клуба. Отсюда и пошел Клуб директоров промышленных предприятий - необыкновенная школа знаний, школа жизни, школа общения единомышленников. И слава богу, что клуб живет до сих пор, пройдя вместе с нашей страной, с нами неимоверно трудные испытания.

И в тяжелые 90-е годы, и в начале XXI века, и когда я перешел на работу в законодательное собрание области, не теряю контакты с институтом и его руководителями. Я рад, что в современных условиях институт не утратил роль генератора новых идей, не потерял ни связи с производством, ни доверие в директорском корпусе. Очень хорошо, что многолетние традиции института сохраняются и преумножаются: теория - практика - жизнь. Так держать!

В. И. Климов, кандидат технических наук, Г. А. Сунин, А. Ю. Храмов, ПО «Север»:

- Сотрудничество производственного объединения «Север» (ранее «Химаппарат») с ИЭОПП длится уже 40 лет. Руководители предприятия всегда понимали важность тесного взаимодействия с организацией, реально являющейся носителем передовых экономических и производственных идей. В той или иной степени это сотрудничество затрагивало ряд важных проектов института. Так, в журнале «ЭКО» регулярно печатались статьи заводчан. Журнал всегда пользовался и пользуется популярностью как у ученых, так и у практиков. Это обусловлено тем, что проблемы, обсуждаемые на его страницах, всегда актуальны, научные статьи написаны, как правило, живым, образным языком, оригинально иллюстрированы.

Совместная проработка проблем (одновременно по 6-7 направлениям) учеными института и специалистами предприятия способствовала внедрению в практику актуальных идей

по перестройке управления. Примером совместной деятельности может служить разработка принципов и использование программно-целевого подхода (ПЦП) в управлении. Именно в те годы была сформулирована главная цель предприятия: «Создание коллектива единомышленников, способного с максимальной эффективностью решать любые встающие перед ними задачи». Несмотря на кажущуюся абстрактность, эта формулировка наиболее точно определила главную цель предприятия, ибо только коллективу, объединенному единым пониманием стоящих перед ним целей и проблем, по плечу выполнение крупных долговременных программ социального, экономического и технического характера.

Важнейшую роль в формировании духа единомыслия играл этап формирования целевых программ (ЦП) и их широкого обсуждения в коллективе. Была создана технология разработки ЦП, выпущены на правах стандартов предприятия организационно-правовые документы. В результате был разработан и реализован ряд целевых программ, в том числе восемь целевых программ социального развития.

Эти идеи актуальны и сейчас. Для создания коллектива единомышленников должны выполняться, по крайней мере, три условия:

- четкость формулирования, актуальность и реальность целей и задач;

- решимость и нацеленность руководителя на достижение конечных результатов с использованием новых методов управления, убежденность в эффективности этих методов;

- чувство личной причастности к нововведению, ответственность, ясное представление о необходимости личного вклада у всех, кто связан с внедрением нового. Для этого нужна большая и кропотливая работа по преодолению психологического барьера и созданию эффективной системы гласности, подкрепленная действенной системой планирования и стимулирования.

Освоение программно-целевого подхода было школой подготовки руководителей, позволяло выявлять наиболее способных специалистов, а им самим - полнее раскрыть свои потенциальные способности.

В настоящее время идеи ПЦП получили развитие в теории реинжиниринга бизнеса, одной из составляющих которого является создание высокопродуктивных гибких рабочих групп. Назначение таких групп четко определено, перед группой

ставятся ясные и поддающиеся количественному определению цели, обеспечивается высокая мотивация труда. Следствием является обеспечение гибкости работ, концентрация на важнейших показателях производительности труда.

А. А. Бовин, кандидат технических наук, доцент (в 80-е годы - проректор по научной работе Новосибирского института народного хозяйства; в 90-х годах - советник главы администрации, начальник аналитического управления при главе администрации Новосибирской области; после 2000 г. - советник председателя Новосибирского областного Совета депутатов):

- Несомненной и одной из главных удач в моей жизни считаю учебу на Специальном факультете. Наш поток (1980 г.) собрал преподавателей высших учебных заведений России. В группе был 21 человек, а преподавателей - около 50. Программа и организация учебного процесса были оригинальными и интересными. Реальные проблемы управления, которые мы изучали, представляли 14 курсов: от вариантов развития народного хозяйства всей страны до поиска оптимальных решений в производственных задачах.

Чрезвычайно важными для масштабов России всегда остаются региональные проблемы (курсы А. Г. Гранберга, Р. И. Шнипе-ра и М. К. Бандмана). Изучались разработка и эксплуатация автоматизированных систем управления, сетевые методы, которые сегодня широко используются в управлении проектами. Содержание всех предметов базировалось на новейших результатах исследований ИЭОПП.

Отличительной чертой обучения была самостоятельная работа слушателей, активная и заинтересованная позиция преподавателей. На занятиях обсуждали доклады друг друга.

Экономико-математические методы и проведение расчетов с использованием возможностей ВЦ Института экономики занимали примерно треть всего учебного времени. Это также было особенностью факультета и принципиально новым в обучении. Занятия в учебных аудиториях чередовались с посещением институтов новосибирского Академгородка и промышленных предприятий Новосибирска, Новокузнецка, Братска и Тольятти. Организовывались встречи с ведущими сибирскими учеными - академиком В. А. Коптюгом, который посвятил свое выступление задачам развития высшего образования, Т. И. Заславской, рассказавшей о своих исследованиях

социально-экономических проблем села. Академик Ю. Е. Нес-терихин сам провел нас по Институту автоматики и телеметрии СО АН СССР.

Трехмесячное погружение в мир теории и практики обоснования лучших вариантов решений в разных сферах деятельности наполнило нас новыми знаниями. Новая информация, новые идеи, общение с ведущими специалистами страны и к тому же с интересными людьми, посещение предприятий и институтов не могли не изменить наши стереотипы мышления. К концу учебного периода мы все ощутили небывалый прилив энтузиазма и уверенность в увеличении собственных возможностей понимать сложность экономических и социальных взаимосвязей общественной жизни. Думаю, что в то время нигде у нас в стране невозможно было рядовому преподавателю пройти такое высококвалифицированное обучение.

С. Ю. Вайнштейн, доктор экономических наук, зав. кафедрой предпринимательства Новосибирского государственного университета экономики и управления:

- Ровно сорок лет назад фортуна повернулась ко мне лицом, и я впервые вошел в храм самой современной по тем временам экономической науки, - Институт экономики и организации промышленного производства. И самое, пожалуй, главное, что характерно для института за все эти годы, - бескорыстие по отношению к тем, кто приходит за помощью и поддержкой (будь то чиновник, директор, аспирант или студент).

Яркими и незабываемыми остались впечатления от моей учебы на спецфаке. О нем ходили легенды по всей России. Я могу с уверенностью заявить, что лучшей и более продуктивной модели повышения квалификации ни до, ни после придумать никому не удалось. И не столько потому, что у его истоков стоял легендарный Абел Гезевич Аганбегян, сколько потому, что в нем одинаково горели сердца и души преподавателей и слушателей.

Т. И. Филатова, генеральный директор ЗАО «Ре-естр-А Плюс»:

- В начале 90-х годов компания «Алемар» «запустила» проект под названием «Западно-Сибирская фондовая биржа». Мало кто знал в те годы специфику работы фондового рынка, роль на этом рынке бирж, брокеров, инвестиционных компаний, регистраторов акций, депозитариев и т. д. Все вопросы

разрабатывали «с нуля». Силами временного творческого коллектива. Носителями знаний в этом коллективе были сотрудники ИЭОПП, которые участвовали в разработке регламентов и правил функционирования институтов фондового рынка в Новосибирске. Созданные структуры фондового рынка помогли достаточно успешно справиться потом со сложными задачами приватизации государственных предприятий. Они также провели огромную работу по подготовке большого количества специалистов по вопросам, которые раньше в учебниках не освещались.

В 2002 г. ИЭОПП совместно с МАРП запустили ещё один важный проект- ежемесячный научно-практический семинар «Директорский форум», который проходит в последнюю неделю месяца (когда у директоров есть время подумать над научными вопросами). Каждая сессия форума всегда посвящена одной теме. Выступают ученые и практики. Применяются активные методы аудиторной работы (деловые игры, мозговой штурм, круглый стол, диспуты и т. п.). Каждую сессию всегда открывает директор ИЭОПП СО РАН академик РАН В. В. Кулешов.

Директорский форум не только расширяет наш кругозор, но и позволяет «сверять» собственные мысли и менеджерские «находки» с мнением других представителей реального сектора экономики, учёных и специалистов.

А. М. Выжитович, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора ОАО «Мой Банк. Новосибирск»:

- Благодаря сотрудничеству с ИЭОПП СО РАН мне удалось участвовать в работе Международного клуба директоров, проводить деловые игры, научиться готовить научные труды, критически относиться к достигнутым результатам и ставить новые цели, правильно планировать свое рабочее время, защищать свою позицию, внедрять полученные научные результаты.

Полученные в процессе сотрудничества научные результаты, в том числе по методологии экспертизы, моделированию ситуаций, способам внедрения управленческих инноваций, активно применяются в деятельности службы внутреннего контроля и других подразделений банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.