Научная статья на тему 'Совы в русской поэзии'

Совы в русской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1958
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЫ / ФИЛИН / СЫЧ / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII-XX ВВ.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мосиенко Елизавета Олеговна

В статье рассмотрены образы сов в русской поэзии XVIII-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Owls in the Russian poetry

The article examines images of owl in Russian poetry of XVIIIXX centuries.

Текст научной работы на тему «Совы в русской поэзии»

Е.О. Мосиенко

СОВЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ Аннотация

В статье рассмотрены образы сов в русской поэзии XVIII-XX вв.

Ключевые слова: совы, филин, сыч, русская поэзия XVIII-XX вв.

Mosienko E.O. Owls in the Russian poetry

Summary. The article examines images of owl in Russian poetry of XVIII-XX centuries.

Образ совы берет свое начало в мифологии. Чаще всего он связан с позитивным значением. В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, прозванной за это «Совоокая». А в Древней Руси птицу величали «совушкой-вдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней Ульяной Степановной». В русской народной песне есть такие слова: «Совушка-вдовушка на суку сидела, совушка-вдовушка за реку глядела». Совушка-вдовушка упоминается в народной песне «За морем синичка не пышно жила», о которой мы знаем из строчки А. С. Пушкина: «Спой мне песню, как синица / Тихо за морем жила» («Зимний вечер»):

Созовем к себе гостей — мелких пташечек.

Совушка-вдовушка незваная пришла.

Снигирюшка по сеничкам похаживает,

Совушке головушку поглаживает.

(Русская народная песня «За морем синичка не пышно жила...»)

В то же время большинство народов древности считали сову вестницей смерти. Отсюда негативный образ совы в европейской романтической поэзии, оказавшей влияние также на русскую романтическую поэтическую традицию. У кельтов, индейцев майя, индусов и иудеев сова - символ мертвых и вечного мрака. Связано это в первую очередь с ночным образом жизни совы, ее бесшумным стремительным полетом и страшным уханьем.

В христианстве сова - неизменная спутница ведьм, но в то же время и символ философской мудрости: «...я стал как филин на развалинах» (Псалом 101:7).

Однако, несмотря на все трудности, совы заслужили право называться учеными птицами: в Средневековье сову в очках и с факелом в лапах стали рисовать в качестве эмблемы в алхимических трактатах.

В русской поэзии образ совы впервые появляется в XVIII в., в басне Антиоха Кантемира «Ястреб, павлин и сова». Три птицы выдвигают царю-орлу свои кандидатуры на пост птичьего воеводы. Ястреб олицетворяет храбрость, павлин - гордость, а сова -скромность и чуткость. Орел выбирает воеводой сову как самую спокойную и бдительную птицу.

А сова нравом тиха, ссор она напрасно Не ищет, знает себя защищать согласно Своим силам, когда кто вредить ей желает; Недремно та бодрствует, пока унывает Прочее племя во сне. Таков воевода Годен к безопасности целого народа.

В баснях и стихотворении А.П. Сумарокова дан совершенно иной образ совы. Она предстает перед читателями то смотрящейся в зеркало, которое выявляет все ее недостатки, то расхваливающей своих совят соколу, который позже ими поужинает (басня «Сокол и Сова»), то вместе с неудачником-поэтом сетующей на неблагосклонность слушателей. Здесь сову нельзя назвать мудрой, но она еще и не символ мрака.

Сова увидела во зеркале себя, И образ свой любя, Она негодовала,

И говорит она: и с роду не бывала Толико я дурна,

Или твоя краса в сей только час погибла? Озлилася сова, и зеркало расшибла.

Сова в баснях - еще один сатирически-карикатурный персонаж из мира животных, каким предстает и филин у И. А. Крылова в его басне «Филин и осел». Филин помогает слепому ослику выбраться ночью из чащи, но с наступлением дня поводырь сам видит не лучше слепого, и оба падают в яму.

Все знают, Филины как ночью зорки: Стремнины, рвы, бугры, пригорки, Всё это различал мой Филин будто днем И к утру выбрался на ровный путь с Ослом. <... >

Лишь солнце на небе поутру заиграло, У Филина в глазах темнее ночи стало. Однако ж Филин мой упрям; Ослу советует и вкось и впрям — «Остерегись!» кричит: «направо будем в луже». Но лужи не было, а влево вышло хуже. «Еще левей возьми, еще левее шаг!» И — бух Осел, и с Филином в овраг.

В басне В. Л. Пушкина «Мудрец и Филин» птицы ожесточаются на филина, потому что он видит то, чего не замечают другие. Здесь филин сравнивается с другим героем - изгнанным мудрецом Доримоном.

Чем так против себя ты их ожесточил? Он филина потом спросил. Повеся голову и тяжко воздыхая, Не знаю, отвечал, что мне тебе сказать; К согласью и любви хотел их обращать, И правду говорил, но говорил напрасно: Моя вина вся в том, что ночью вижу ясно!

Следующее произведение, в котором появляются совы, это ода Г.Р. Державина «Водопад», написанная в 1794 г. на смерть

князя Г. Потемкина, о котором скорбит другой выдающийся полководец П.А. Румянцев. На создание оды автора вдохновило путешествие по Карелии и увиденный там водопад Кивач на р. Суне. Г.Р. Державин видит в водопаде неумолимое течение времени: подняв победителя на гребне славы, оно увлекает его в могильный мрак. Но смерть не страшна Румянцеву, спокойно спящему в тени водопада; в своих сновиденьях он видит былые сражения и победы. Здесь совы и филины выступают как образы потустороннего мира, мира мертвых:

Он спит — и в сих мечтах веселых Внимает завыванье псов, Рев ветров, скрып дерев дебелых, Стенанье филинов и сов, И вещий глас вдали животных, И тихий шорох вкруг бесплотных.

Образ совы встречается в поэзии А. С. Пушкина. У него сова близка к народному образу совушки-вдовушки. В поэме «Полтава» упоминается плач совы как недоброе предзнаменование (То был ли сон воображенья, / Иль плач совы, иль зверя вой...), а также в песне «Видение короля» из «Песен западных славян» (король слышит вой ночной птицы, которая «чует беду неминучу»). Но самый интересный, самый поэтичный образ совы в русской поэзии XIX в. А.С. Пушкин создал в поэме «Руслан и Людмила» в 3-й песне, где Руслан встречает спящую голову. Стая сов - метафора, указывающая на древность богатырской головы:

С бровей слетела стая сов...

В стихотворении К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» рассказывается о том, как старый скандинавский воин снаряжает юного сына в бой, завещая ему хранить меч предков и быть грозой врагов. Юноша прощается с отцом, с невестой и отправляется в путь; о героях, подобных ему и его предкам, сложат песни скальды. Их время уже давно минуло, но автор, гуляя по развалинам старинного замка, проникается духом ушедшей эпохи героев. Здесь образ совы также символизирует мир мертвых:

И там, где камней ряд, седым одетый мхом, Помост обрушенный являет, Повременно сова в безмолвии ночном Пустыню криком оглашает, —

Там чаши радости стучали по столам, Там храбрые кругом с друзьями ликовали, Там скальды пели брань, и персты их летали По пламенным струнам.

Образ совы встречается у многих русских романтиков, переводивших английские баллады. Например, баллада Вальтера Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» в переводе В.А. Жуковского. Старый рыцарь барон Смальгольм, когда-то убивший из ревности возлюбленного своей молодой жены, узнает от мальчика-пажа, что баронесса по ночам встречается с призраком погибшего рыцаря. Образ зловещей совы преследует героя:

И на первую ночь непогода была, И без умолку филин кричал; И она в непогоду ночную пошла На вершину пустынную скал.

Совы не могли миновать поэзии М.Ю. Лермонтова:

Поднялся ветер той порою, Качал во мраке дерева, И свист его подобен вою — Как воет полночью сова.

(Кавказский пленник. XXIV.)

Сова в типичном для романтизма зловещем облике присутствует и в стихотворении Н. Гнедича:

В ночи над ним сова завоет, Воссев на преклоненный крест; И сердце путника заноет, От скорбных убежит он мест.

(Скоротечность юности.)

А.К. Толстой включил в свою готическую повесть «Упырь» балладу, в которой говорится о родовом проклятии, наложенном на семью героини из-за страшного предательства, совершенного много лет назад. Здесь тоже встречается образ филина в значении зловещего предзнаменования:

Как филин поймал летучую мышь, Когтями сжал ее кости, Как рыцарь Амвросий с толпой удальцов К соседу сбирается в гости...

А. А. Фет и Н.А. Некрасов видят в сове символ уединенности и ночного мрака:

Ты спишь один, забыт на месте диком, Старинный монастырь! Твой свод упал; кругом летают с криком Сова и нетопырь.

(А.А. Фет. Notturno.)

Низко летали, вились колесом Совы, шарахаясь оземь крылом.

(Н.А. Некрасов, поэма «Саша».)

У Ф.И. Тютчева в переводе из Шекспира сова изображена как ночная птица, предвестница чьей-то гибели:

Угли гаснут на костре, Дико филин прокричал И больному на одре Скорый саван провещал.

(Ф.И. Тютчев. Песня.)

Сова как ночная, пугающая птица присутствует также в поэзии Я.П. Полонского.

Пусть чиликают вольные птицы вокруг, Сонный лес пусть проснется-нарядится, И сова — пусть она не тревожит мой слух И, слепая, подальше усядется.

(Я.П. Полонский. «Чтобы песня моя разлилась как поток...»)

К.Д. Бальмонт - первый русский поэт-символист, обратившийся к образу совы, - посвящает ей целое стихотворение, в котором мастерски сочетает все ее символические значения: мудрость, таинственность, пророчество... и превращает сову в символ творчества.

Сова, кто смотрел в твое круглое желтое око,

Тот знает великую тайну чудес.

Не царила ли ты в Небесах?

В их провалах немых, там, высоко,

В бездонностях синих доныне твой знак не исчез.

Кто в полночь читал под ущербной Луною

Пожелтевшую летопись дней,

Тот меня понимает без слов, и сейчас он со мною,

Над одной мы строкою,

В песне моей,

В струне мы одной, что во славу Вселенной бряцает.

О, мудрая птица, чей взор темноту проницает,

В ночи, где дневные не видят ни зги,

Ты сидела на страшной избушке Яги,

Ты глядела в глаза благородной Афины,

Ты была за плечами у всех колдунов,

Ты крылом прорезаешь ночные долины,

Навевая виденья вещательных снов

На ведовские стебли полночных цветов,

От которых приняв дуновение, мрак

Нашим снам сообщает твой знак, —

Я знаю, когда-нибудь в безднах, далеко

Погаснет Светило кружащихся дней,

Но в новых ночах первозданных,

в смещении тьмы и огней,

Пред творчеством новым зажжется, сквозь Хаос, безмерное желтое око.

(К.Д. Бальмонт. Сова.)

В стихотворении «Колизей» Д. С. Мережковского сова вместе с автором оплакивает павшую Римскую империю, от былого величия которой остались лишь полуразрушенные призраки зданий.

В дворце Калигулы заплакала сова... На камне шелестит могильная трава. <...>

И стонет в тишине полночная сова, На камне шелестит могильная трава...

У Вл. Соловьёва в стихотворении «На небесах горят паникадила...» встречается образ совы как мудрой птицы:

И не зови сову благоразумья Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья Бежали прочь.

В стихотворении Шарля Бодлера «Сова», переведенном на русский язык И.Ф. Анненским, сова-домоседка противопоставляется суетности и «погоне за миражами». Здесь сова - символ спокойствия:

Зеницей нацелясь багровой, Рядами на черных березах, Как идолы, старые совы Застыли в мечтательных позах.

Образ совы встречается также в поэзии А. А. Блока. Сова в его стихах - зловещая птица.

В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза. Ты ли глядишь, иль старуха — сова? Чьи раздаются во мраке слова?

(А.А. Блок «Сольвейг! О Сольвейг!..»)

В стихотворении Н. С. Гумилёва «Попугай» в комнату старого волшебника, вызванные заклятьем из таинственного прошлого, влетают призрачные совы. Возможно, стражи времени?

И в блеске глаз, мерцающих, как шпага, Ерошат крылья ужас и отвага, И я сражаюсь с призраками сов...

В. В. Маяковский упоминает сову в связи с поэзией французских символистов. Верлен у него предстает как старая, почти ископаемая, сова.

Да.

Это он, вот эта сова — не тронул великого тлен.

Приподнял шляпу:

«Comment ça va,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cher camarade Verlaine?»

(В.В. Маяковский. Верлен и Сезанн.)

У С. А. Есенина сова - символ осени, старости, степной дороги.

По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет.

(С. А. Есенин «По-осеннему кычет сова...»)

Героиня стихотворения «Nox» А. А. Ахматовой под крик совы хоронит дочь.

Ноченька!

В звездном покрывале,

В траурных маках, с бессонной совой.

Доченька!

Как мы тебя укрывали Свежей садовой землей.

М.И. Цветаева и Б. А. Ахмадулина снова вспоминают о сове как о вещей предсказательнице:

Кладбище... Вещий крик совы.... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке.

(М.И. Цветаева. Книги в красном переплете.)

В дверь ваших гор и облаков кулак оранжевый стучится, и знает, что беда случится, семейство прозорливых сов.

(Б. А. Ахмадулина. Орлы уснули.)

У И. А. Бродского сова упоминается как быстрая и бесшумная птица:

Упадая в траву, сова настигает мышь, беспричинно поскрипывают стропила. В деревянном городе крепче спишь, потому что снится уже только то, что было.

(«Около океана, при свете свечи.»)

Таким образом, сова, «пролетев» через всю русскую поэзию, затронула крылом почти все поэтические жанры. В заключение процитируем детское стихотворение Юнны Мориц «Песенка совы по имени Дуся»:

Я мудрая-премудрая,

Ах, я ужасно мудрая,

Я самая премудрая полярная сова.

И мама моя мудрая,

Ох, мудрая-премудрая,

Она ужасно мудрая полярная сова.

Совы - удивительные птицы, мудрые и таинственные. Символом царства мертвых, недобрыми и мрачными вестниками смерти они становятся под влиянием романтической эстетики. В реалистической же поэзии, в том числе в детской, они остаются, как в целом в русском фольклоре, символом мудрости.

Работа представлена преподавателем колледжа Московского института музыки им. А. Г. Шнитке кандидатом филологических наук И.В. Логвиновой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.