DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10005
Иерей И. А. Горюнов
Современный западный модернизм в контексте Богословской мысли Альфреда Луази
Аннотация
В конце XIX — начале XX в. в западном христианском обществе появляется группа мыслителей, стремящихся переработать традиционное католическое учение в свете современных философских, исторических и психологических теорий. Воспользовавшись тем, что авторитет Римско-Католической Церкви внутри светского государства пошатнулся, эти люди проложили прямую дорогу реформам Второго Ватиканского Собора, ставшего переломным событием в истории католической политической доктрины. Так, на фоне духовного кризиса западного христианства и европейского сознания зародилось новое религиозное движение, получившее название «модернизм». Оно представляло собой реакцию со стороны клириков и мирян на постоянно растущую централизацию церковной власти римского понтифика.
Наибольшее распространение модернистское движение получило на территории Франции и во многом обязано ее лидеру, ведущему теоретику Альфреду Луази. Он стал первым, кто в 1893 г. систематически изложил идеи «нового богословия» и религиозной традиции, благодаря которым Западная Церковь вступила в новые исторические условия своего существования, а сознание основной массы верующих людей подверглось изменению. По сути, модернизм Луази можно трактовать как метод изучения Евангелия через призму человеческой истории, отвергая при этом традиционные методы как католического, так и православного богословия.
В статье изложены основные положения и принципы католического модернизма, его лидера и ведущего теоретика Альфреда Луази, демонстрируется кризис, в котором оказалось современное западное христианство и его отдаленность от православия. Автор статьи не ставит задачу глубокого и детального рассмотрения проблемы западного модернизма, но, вместе с тем, выражает стремление ознакомить читателя с модернистскими идеями Луази, показав степень противоречия западной и восточной богословской мысли. Ключевые слова: римо-католический модернизм, Альфред Луази, Адольф Гарнак, Евангелие, Иисус Христос, Церковь, Божественное Откровение, догмат
Альфред Луази (1857-1940 гг.) — католический священник, профессор Католического института Парижа, лидер модернистского движения
во Франции. Избрав духовную карьеру и получив прекрасное богословское образование в семинарии Grand Séminaire de Châlons [6, с. 15], Луази посвятил свою жизнь критическому анализу текстов Священного Писания*. Его богословские воззрения находились в оппозиции по отношению к мнениям церковных консерваторов, в числе которых были папа Лев XIII и папа Пий X. Судьба одного из выдающихся представителей модернистского направления католического богословия, интеллектуального лидера «нового поколения» незавидна: в 1893 г. он был уволен из Католического института, а в 1908 г. отлучен от Церкви.
Богословская проблематика в работах Луази обусловлена его позицией в отношении положения католической веры в современном обществе. Вопрос о том, как действительно современные люди могут представить себе «согласие догмы и науки, разума и веры, Церкви и общества» [14, с. 175], волновал его прежде всего. В условиях кризиса, в котором оказалась Католическая Церковь**, Луази поставил перед собой задачу адаптировать католическую доктрину к требованиям современной мысли. Это побудило его обратиться к Священному Писанию, по-новому осмыслить его и адаптировать к новой культурной среде, опираясь на естественнонаучные доказательства.
В ходе своей исследовательской деятельности аббат Луази приходит к выводу, что Библия вовсе не боговдохновенная книга, а некий сборник повествований людей, живших в разные исторические эпохи. Такое мнение ставило под сомнение достоверность многих священных текстов и подрывало авторитет самого Божественного Откровения. К примеру, для Луази «Евангелия — это не повествования об историческом Иисусе, но воплощение пророчеств о Христе» [6, с. 95]. При этом автор отмечает, что данные тексты формируют облик Христа сообразно Его делам, являют примеры праведности, которые нашли свое отражение в последователях Христа — апостолах, пророках. Этим примерам должна следовать Церковь Христова, являющаяся хранительницей Священного Писания. Однако, по мнению
* Одним из поводов стало его разочарование в схоластической философии Фомы Аквинского. Как пишет исследователь Р. У. Бойнтон, «...писания великого Аквината... углубили его (Луази. — И. Г.) сомнения» [12, с. 43]. В своих заметках, датированных 1883 г., Луази писал: «Ваш Бог стал огромной абстракцией или, скорее, синтезом всех абстракций человеческого разума» [15, с. 171]
** В католических странах, как известно, сотрудничество Церкви с государством в различных сферах жизни общества осуществлялось на основе так называемых конкордатных соглашений, причем Католической Церкви отводилась первостепенная роль среди прочих религиозных течений, в то время как государство выступало гарантом прав и полномочий Церкви. Во второй половине XIX в. функционирование конкордатной системы было нарушено, в результате чего римский понтифик лишился государственных привилегий и «провозглашалось отделение Церкви от государства» [6, с. 52]. Однако не только политические события, но и современные научные открытия подрывали религиозную веру людей, приверженных современным политическим свободам. «Церковь в настоящий момент является препятствием для интеллектуального развития человечества», — писал Луази в своем дневнике [12, с. 43].
Луази, одного знания Евангелия недостаточно в деле познания Истины — необходимо эти знания подкреплять добрыми делами.
Французский аббат говорит и об «изменчивости» Евангелия, объясняя это непрерывным развитием и ростом Церкви Христовой. В пользу изменяемого характера Евангелия свидетельствуют и сами догматы, которые, по мнению французского модерниста, могут преобразовываться с течением времени, по мере развития человеческого общества. Как он отмечает, догматы созданы человеком и способны расширить границы его веры: «Хотя догматы божественны по своему происхождению и сути, — пишет Луази, — они являются человеческими по своей структуре и строению. Разум непрестанно задает вере вопросы; традиционные формулировки подлежат постоянной работе по их интерпретации» [10, с. 11].
Безусловно, для Луази существует только одна Истина, и люди соприкасаются с Ней через историю, события и знания. В то же время он дает четко понять, что, поскольку догматы — это всего лишь способы выражения Истины, то в процессе развития человеческой истории они могут изменяться, отвечая требованиям современности*.
Однако история древней христианской Церкви свидетельствует о догматическом творчестве Соборов как вынужденной мере, на которую Церковь идет в ответ на вызовы тех, кто порождает вероучительные заблуждения и угрожает церковному единству. Признавая факт догматического развития, Луази подвергает сомнению полноту веры, исконно содержащуюся в Церкви. Ведь истина в Церкви есть Сам Иисус Христос — «глава Церкви» (см. Еф. 1, 22-23), а не совокупность формулировок и знаний.
В Иисусе Христе человечество получило Божественное Откровение во всей полноте, ибо в Нем [во Христе Иисусе] обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Он сообщил ученикам все, что слышал от Отца (Ин. 15, 15), и возвестил волю Божию (см. Деян. 20, 27). Всякий, кто предпримет попытку изменить или привнести нечто новое в учение Иисуса Христа, в содержание православной веры, тот, по слову апостола Павла, будет предан анафеме (см. Гал. 1, 8).
Еще один аспект богословской проблематики Луази выражен в его полемике с протестантским теологом Адольфом Гарнаком (1851-1930 гг.) — противником идеи догматического развития**. В отличие от Луази, Гарнак не был рационалистом, однако признавал историчность Евангелий и призывал
* Например, Луази пишет, что догматы о Пресвятой Троице и Воплощении Иисуса Христа сформировались под влиянием эллинизма, а это, в свою очередь, доказывает, что история формирует догмат [16, с. 198].
** Как пишет А. А. Спасский, Гарнак «исключал из Евангелия догматическое содержание» [11]. Гарнак видел в развитии догматов упадок христианства. Он утверждал, что Римско-Католическая Церковь, основанная на законе и силе, вступила в противоречие с Евангелием [14, с. 283].
историков отличать в описываемых евангельских событиях истину от лжи [14, с. 154]. Однако если для Луази Евангелия — это способ узнать Христа, соприкоснуться с историей Его служения, то для Гарнака «Евангелие есть Иисус Христос» [3], раскрывающий Бога Отца. Представитель протестантского движения воспринимает евангельское благовестие, провозглашаемое Иисусом, только в отношении Отца, а не Сына. Иисус Христос для него — это путь (проводник) к Богу Отцу, для чего Он и был послан в мир [14, с. 154]. Тем не менее, оба теолога склонны полагать, что Иисус как историческая личность нам неизвестен, а то, что открывает Евангелие, — это лишь образ, принимаемый человеком на веру*.
Подчеркивая близость понятий религии и морали, Луази говорит об Иисусе Христе как о воплощенном идеале морального человека [9, с. 32]. По его словам, в Евангельском благовестии Христос являет христианам пример веры, объясняет, «как нужно верить в Бога» [16, с. 36]. Аналогичным образом Гарнак видит в учении Иисуса элементы этики и морали, отвергая при этом необходимость корыстного совершения добрых дел [2, с. 52].
В православной традиции Иисус Христос не просто пророк или нравственный проповедник, но Сам Бог (см. Ин. 10, 30), Который воплотился, принял крестную смерть и воскрес, избавив человечество от рабства греха. Взяв на Себя грех мира (Ин. 1, 29), Христос на Кресте совершил подвиг искупления, явив торжественную победу над смертью. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение... устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено Крестом» [8, с. 414-443]. И потому апостол Павел ликующе взывает: Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?! (1 Кор. 15, 55). Результатом искупительного действия Христа становится Богообщение** человека с каждым Лицом Пресвятой Троицы (см. 1 Кор. 1, 9; 2 Кор. 13, 13; Флп. 2, 1; Еф. 2, 8), а кроме того, человеку открывается возможность стать наследником Царства Небесного.
Согласно мнению двух представителей западного богословия, Христос был послан провозгласить Царство Божие, которое, по определению Гарнака, есть «духовная сущность, сила, заполняющая нашу душу и постигаемая только путем внутреннего переживания» [3, с. 107]. Оно достижимо
* Анализ истории развития христианства привел Гарнака к выводу об искажении учения Христа, «выхолащивании в нем морального начала и последующей подмене его догмой в различных конфессиях» [6, с. 96].
** Богообщение с греческого языка можно перевести как «соучастие» в каком-либо совместном делании.
уже здесь, в этой временной жизни, и направлено на внутреннее содержание человека*. Тем не менее, для Луази Царство Божие — это Церковь, которая берет свое начало с момента Воскресения Христа. Евангелия же служат подготовительной фазой к формированию этого Царства, которое не приемлет никакие человеческие законы и формы власти.
Православие относит время рождения Церкви к дню Пятидесятницы, когда последователи Христа исполнились Святого Духа и составили Церковь, начавшую существовать в Духе и через Духа (см. Деян. 2).
С позиции Адольфа фон Гарнака, христианство должно исключить иудаизм из истории своего становления. Он пишет: «Мы имеем право воздержаться и воздержимся даже от вступительных замечаний об еврействе той эпохи и его внешнем и внутреннем положениях, а также о греко-римском мире. Проповедь Христа скоро возведет нас по немногим, но крупным ступеням на такую высоту, с которой ее связь с иудаизмом покажется совсем слабой, и вообще, все нити, соединяющие ее с историей той эпохи, станут маловажными» [2, с. 11-12]. В свою очередь Луази рассматривает христианство как продукт истории, сформировавшийся под влиянием иудейских и языческих идей**.
Таким образом, исходя из краткого анализа, видно, что и Луази, и его оппонент, не были близки восточной христианской традиции. Их богословские взгляды явились попыткой по-своему интерпретировать традиционное христианское учение с опорой на собственный разум. В своей деятельности Луази и Гарнак стремились примирить христианскую веру с исторической наукой, однако в вопросе толкования Евангелия их пути разошлись. Такой подход свидетельствует о том, как ловко западные авторы могут пренебрегать каноном Священного Писания, исключая из него «ненужные» книги***. Лаузи ясно указал, что цель Евангелия — это возможность проанализировать историю и определить связь между Евангелием Иисуса и католическим христианством, которое призвано непрестанно развиваться. Отсюда французский богослов делает вывод, что в условиях мирового прогресса Церковь должна «шагать в ногу со временем», отвечать на вызовы современности, создавая все новые и новые догматы. При этом он не принимает во внимание традиционного церковного представления о незыблемости богословской доктрины. Строго говоря, догматические определения не создают ничего нового: догматы формулируются, а не создаются, в те моменты времени, когда возникает необходимость опровергнуть возникающие
* Ссылаясь на Евангелие (Лк. 17, 21), Гарнак говорит о Царстве Божием как силе, «действующей внутри нас» [3, с. 45].
** Луази рассматривает христианство как растение, растущее из семени (представлено как единое целое).
*** К примеру, Гарнак считал, что Евангелие от Иоанна не имеет исторической основы.
в различные периоды времени ереси [7]. Это — вынужденная мера; догматы суть богооткровенные истины, а не человеческие изобретения.
Учение Луази представляет собой философскую концепцию, далекую от религиозного фундаментализма. Как отмечает Н. А. Бердяев, «Католический модернизм недостаточно видит, что в мире накопилось новое сознание, еще более новое, чем то, с которым соединяются модернисты, в котором они видят современность, — сознание религиозное. Это сознание оправдывается высшей философией» [1, с. 253].
В поисках «исторического» Иисуса и попытках научного решения проблем Четвероевангелия, модернисты в лице Альфреда Луази потеряли самое главное — христианскую веру, подменив ее верой в научный прогресс. Они оказались лишены и церковного единства, о котором Господь Иисус Христос молился в преддверии Своих Крестных страданий (Ин. 17, 11-26).
Источники и литература
1. Бердяев, Н. А. Католический модернизм и кризис современного сознания // Духовный кризис интеллигенции: статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909) / Н. А. Бердяев. СПб., 1910. С. 253-274.
2. Гарнак, А. Сущность христианства / Альфред Гарнак. СПб., 1907.
3. Гарнак, А. История догматов [Электронный ресурс] / Альфред Гарнак // Lib.ru. URL: http://az.lib.rU/g/garnak_a/text_1890_lehrbuch_der_dogmengeschichte.shtml (дата обращения: 23.09.2018).
4. Долгов, В. Б. Проблема пятикнижия в модернистской теологии Альфреда Луази /
B. Б. Долгов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2012.
C. 13-22.
5. Долгов, В. Б. Католический модернизм: часть западного модерна или особая реакция на него? / В. Б. Долгов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. №12 (26). С. 91-98.
6. Долгов, В. Б. Проблема государственно-церковных отношений в европейском католическом модернизме / В. Б. Долгов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. №2 (28). С. 52-58.
7. Иванов, М. С. Догмат [Электронный ресурс] / М. С. Иванов // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http://www. pravenc.ru/text/178707.html (дата обращения: 23.09.2018).
8. Иванов, М. С. Воскресение Иисуса Христа / М. С. Иванов // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. M., 2005, Ч. 9. С. 414-423.
9. Метель, О. В. Концепция происхождения христианства Альфреда Луази / О. В. Метель // «Белые пятна» российской и мировой истории. Ногинск, 2012. С. 26-37.
10. Михайлов, П. Б. Проблема развития в богословии и догматике / П. Б. Михайлов // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2013. №6 (50). С. 9-23.
11. Спасский, А. А. Новый труд проф. А. Гарнака по истории распространения христианства [Электронный ресурс] / А. А. Спасский // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/s/ spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_garnaka. shtml (дата обращения: 23.09.2018).
12. Boynton, R. W. The catholic career of Alfred Loisy / Richard Wilson Boynton // The Harvard Theological Review. Cambridge, 1918. Vol. 11 (1). P. 3673.
13. Hill, H. The politics of Loisy's Modernist theology // Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context / D. Jo-dock. Cambridge, 2000. Ch. 6. P. 169-190.
14. Harnack A. What is Christianity? / A. Harnack; translated by Thomas Bailey Saunders. New York, 1902. P. 133-157, 263-283.
15. Jodock, D. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context / D. Jodock. Cambridge, 2000.
16. Loisy, A. F. The Gospel and the Church / Alfred Firmin Loisy. New York, 1912. P. 23-200.
References
1. Berdiaev N. A. Katolicheskii modernizm i krizis sovremennogo soznaniia [Catholic Modernism and the Crisis of Modern Consciousness]. Dukhovnyi krizis intelligentsii: stat'i po obshchestvennoi i religioznoi psikhologii (1907-1909) [The Spiritual Crisis of the Intelligentsia: Articles on Social and Religious Psychology (1907-1909). St. Petersburg, 1910. P. 253-274.
2. Garnak A. Sushchnost'khristianstva [The Essence of Christianity]. St. Petersburg, 1907.
3. Garnak A. Istoriia dogmatov [The History of Dogmats]. Available at: http://az.lib.ru/g/ garnak_a/text_1890_lehrbuch_der_dogmengeschichte.shtml (accessed: 23.09.2018).
4. Dolgov V. B. Problema piatiknizhiia vmodernistskoi teologiiAl'freda Luazi [The Problem of the Pentateuch in the Modernist Theology of Alfred Loisy]. Vestnik Russkoi khristian-skoi gumanitarnoi akademi — Review the Russian Christian Academy for the Humanities. St. Petersburg, 2012. P. 13-22.
5. Dolgov V. B. Katolicheskii modernizm: chast' zapadnogo moderna ili osobaia reaktsiia na nego? [Catholic Modernism: Part of Western Modernity or a Special Reaction to It?]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvo-vedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of the Theory and Practice. Tambov, 2012. Vol. 12 (26). P. 91-98.
6. Dolgov V. B. Problema gosudarstvenno-tserkovnyh otnoshenij v evropejskom katoli-cheskom modernizme [The Problem of Church-State Relations in European Catholic Modernism]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of the Theory and Practice. Tambov, 2013. Vol. 2 (28). P. 52-58.
7. Ivanov M. S. Dogmat[The Dogma]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] / pod red. patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla [ed. by the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/178707.html (accessed: 23.09.2018).
8. Ivanov M. S. Voskresenie Iisusa Hrista [The Resurrection of Jesus Christ]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] / pod red. patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla [ed. by the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Moscow, 2005. Ch. 9. P. 414-423.
9. Metel O. V. Kontseptsiia proiskhozhdeniia khristianstva Al'freda Luazi [The Concept of the Origin of Christianity by Alfred Loisy]. «Belye piatna» rossiiskoi i mirovoi istorii [«White spots» of Russian and World History]. Noginsk, 2012. P. 26-37.
10. Mikhailov P. B. Problema razvitiia vbogosloviiidogmatike [The Problem of Development in Theology and Dogma]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie — Review the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 1: Theology. Philosophy. Religious Studies. Moscow, 2013. Vol. 6. (50). P. 9-23.
11. Spasskii A. A. Novyi trud prof. A. Garnaka po istorii rasprostraneniia khristianstva [The New Work by Prof. A. Harnack about the History of the Spread of Christianity]. Available at: http://az.lib.ru/s/spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_garnaka.html (accessed: 23.09.2018).
12. Boynton R. W. The catholic career of Alfred Loisy. The Harvard Theological Review. Cambridge, 1918. Vol. 11 (1). P. 3673.
13. Hill H. The politics of Loisy's Modernist theology. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context / D. Jodock. Cambridge, 2000. Ch. 6. P. 169-190.
14. Harnack A. What is Christianity? / trans. by Thomas Bailey Saunders. New York, 1902. P. 133-157, 263-283.
15. Jodock D. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context. Cambridge, 2000.
16. Loisy A. F. The Gospel and the Church. New York, 1912. P. 23-200.
Ierei [Priest] I. A. Goriunov
SovREMENNYl zApADNYI MoDERNizM v kontekste bogoslovskoi mysli Al'freda Luazi [Modern Western Modernism in the Context of Alfred Loisy's Theological Thought]
Abstract
At the end of the 19th and beginning of the 20th centuries, a group of thinkers appeared in Western Christian society, which sought to rework traditional Catholic teaching in the light of modern philosophical, historical and psychological theories. Taking advantage of the shaky authority of the Roman Catholic Church within a secular state, these people paved the way for the reforms of the Second Vatican Council, which became a turning point in the history of Catholic political doctrine. So, against the background of the spiritual crisis of Western Christianity and European consciousness, a new religious movement is emerging, called «modernism». It was a reaction from the clergy and laity to the ever-increasing centralization of the church authority of the Roman pontiff.
The most widespread modernist movement received in France and is largely due to its leader, the leading theorist Alfred Loisy. He was the first who in 1893 systematically presented the ideas of the «new theology» and religious tradition, thanks to which the Western Church entered into new historical conditions of its existence, and the consciousness of the majority of believers was changed. At its core, Loisy's modernism can be
interpreted as a method of studying the gospel through the prism of human history, while rejecting, at the same time, the traditional methods of both Catholic and Orthodox theology.
The article reveals the basic principles and principles of modernism of its leader and leading theoretician Alfred Loisy, thanks to which it is possible to understand the deepest crisis of modern Western Christianity and how far it has moved away from Orthodoxy. The author of the article does not set the goal of a deeper and more detailed consideration of the problem of Western modernism, but, on the one hand, seeks to introduce the reader to the modernist ideas of A. Loisy, and on the other hand, to show by comparison, how Western theological thought is opposed to Eastern theological thought.
Keywords: Roman Catholic modernism, Alfred Loisy, Adolph Harnack, Gospel, Jesus Christ, Church, Divine Revelation, dogma