Научная статья на тему 'Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к формированию криминогенных качеств личности несовершеннолетнего преступника и их корректировка'

Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к формированию криминогенных качеств личности несовершеннолетнего преступника и их корректировка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1586
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КРИМИНОГЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / FAMILY EDUCATION / ERRORS OF FAMILY EDUCATION / A CRIME RATE OF MINORS / CRIMINAL QUALITIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широбокова Татьяна Сергеевна

Обеспечение нормальных условий развития и воспитания это основная обязанность родителей. Автор статьи считает, что важным направлением профилактики отрицательного влияния на несовершеннолетнего является собственное нравственное совершенствование лиц, занимающихся воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of normal conditions of development and education is a principal duty of parents. The author of article considers that an important direction of preventive maintenance of negative influence on the minor is own moral perfection of the persons who are engaged in education.

Текст научной работы на тему «Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к формированию криминогенных качеств личности несовершеннолетнего преступника и их корректировка»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИМИНОГЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА И ИХ

КОРРЕКТИРОВКА

ШИРОБОКОВА Т.С.

Обеспечение нормальных условий развития и воспитания - это основная обязанность родителей. Автор статьи считает, что важным направлением профилактики отрицательного влияния на несовершеннолетнего является собственное нравственное совершенствование лиц, занимающихся воспитанием.

Maintenance of normal conditions of development and education is a principal duty of parents. The author of article considers that an important direction of preventive maintenance of negative influence on the minor is own moral perfection of the persons who are engaged in education.

«Где кроется причина преступного поведения подростков? Как защитить своего ребенка от негативного влияния?», - такими вопросами нередко задается каждый родитель и педагог. Преступниками рождаются или становятся? Если рождаются, значит, мир без преступлений невозможен, а если все же становятся, тогда получается, что это мы - общество, родители, педагоги формируем в будущем взрослом человеке бедность ценностных ориентаций, примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, эгоизм, узость интересов. Мы не развиваем нравственные представления, давая возможности для формирования эмоциональной грубости, подлости озлобленности как против сверстников, так против взрослых и всего окружающего.

Эти размышления побудили меня исследовать проблему формирования личности несовершеннолетнего преступника, выявить причины антисоциального, поведения и попробовать найти пути выхода из него.

На дворе XXI век. Люди нашего тысячелетия летают в космос, работают над созданием искусственного интеллекта, исследуют проблему всемирного потепления, добывают полезные ископаемые со дна океанов, придумывают сложные финансовые схемы с целью выхода из мирового экономического кризиса, а справиться с задачей воспитания подрастающего поколения не всегда могут. Не правильно и несправедливо - страшно это!

Давайте попытаемся выяснить, в атмосфере каких внешних условий могут произойти патологические изменения в характере ребенка, толкающие его на преступление.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ

ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Прежде чем приступить к исследованию предмета, представлю Вам статистику преступности несовершеннолетних, по которой можно проследить ее динамику и увидеть, что преступность несовершеннолетних в последние годы в России увеличивается примерно в 5 раз быстрее, чем изменяется общее число этой возрастной группы. В 2009 г. из каждых 10 тыс. молодых людей в возрасте 14-17 лет совершили преступления 238 человек против 166 человек в 1999 г. По сравнению с 2000 г. в 2010 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных взрослыми или при их соучастии, возросло на 24,7%, а выявленных подростков, совершивших преступления, — на 25,5%. Темп прироста показателей преступности несовершеннолетних опередил прирост населения в возрасте 14—17 лет в 3,5 раза.

По действующему уголовному законодательству несовершеннолетние несут ответственность за совершение более 130 видов преступлений. Реально ими совершается не более 25

видов. Четырнадцать из них составляют основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, а доля трех видов преступлений — кража, грабеж и хулиганство — свыше 75% общей совокупности.

В 2009 г.

— преступления против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, изнасилование) составляли 3,5% в общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними;

— преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества) - 85,1% в общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними;

— преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических или психотропных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) — 12% в общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Из всех преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2009 г., к преступлениям небольшой тяжести относились 5,5%; к преступлениям средней тяжести — 13,5%; к тяжким преступлениям — 72,5%; к особо тяжким преступлениям — 3,7% .

А далее, когда проблема роста преступности несовершеннолетних предстала в своем цифровом выражении, можно выяснять истоки противоправного поведения лиц, не достигших 18 лет, начиная с исследования общих причин.

Никто не становится преступником «случайно»; всегда есть ряд обстоятельств, которые приводят человека к совершению преступления. Каждое преступление имеет свой «личный» корень, и автор постаралась выделить следующие аспекты, оказывающие воздействие на формирование преступного поведения несовершеннолетних:

1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье.

На формирование личности подростка решающее воздействие оказывает внутрисемейная жизнь. Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И.Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежи родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации - это неживая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей.

Уважаемые родители, помните, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой с ребенком скрывается ВАШЕ неумение общаться, ВАША несостоятельность как родителей.

2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.

Реформы педагогической и правоохранительной систем, начавшиеся в 1991 г., привели к ослаблению воспитательной функции школы и профилактической функции милиции. Жизнь и современная статистика показали ошибочность этого курса реформ. Сейчас указанные положение постепенно восстанавливается, однако далеко не во всех регионах удается привести их к должному уровню. Тем более что за несколько лет ослабления воспитательной работы растерян накопленный опыт организации деятельности учащихся. Привлечения их к участию в культурно-массовых мероприятиях, самодеятельности, общественно - полезному труду, который, несомненно, развивает в подрастающем человеке ответственность, прилежность, терпение, выносливость, аккуратность, уважение к трудовой деятельности других людей, формирует навыки ведения хозяйства и развивает чувство коллективизма, взаимопомощи.

Важной проблемой в этой связи является и недостаток педагогов, способных к работе с трудными детьми.

3. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. В России в 2008 году примерно 400 тыс. семей, где дети с одним отцом; примерно 5 млн. семей с матерью, без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.). Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в три раза.

Бракоразводный процесс редко начинается и заканчивается в один день. Часто он длится месяцами и в него втягиваются родственники, знакомые. Страсти постепенно накаляются, и, случается, выливаются во вспышки гнева и ненависти. Родители находятся под влиянием своих эмоций, они не выбирают выражений, обвиняя друг друга, и все это происходит в присутствии ребенка. На замечания посторонних можно услышать: «Пусть ребенок знает, какая у него скотина отец!» или: «Пусть ребенок знает, с какой матерью он живет!» Дети, пережившие бракоразводный процесс своих родителей, становятся «неузнаваемыми». И это действительно так: они пережили страшные минуты - стыд за родителей, и это чувство обжигающего стыда, которое они в не состоянии подавить в себе (причем, чем старше ребенок, тем ему тяжелее), принимает форму самых необдуманных поступков. Нередки случаи, когда дети ведут себя агрессивно: могут оскорбить, унизить, ударить, избить первого встречного - пусть даже первым встречным окажется старик - только за то, что у него не нашлось для них сигареты. Огромное число таких детей попадает рано или поздно в психиатрическую больницу и, зачастую - на скамью подсудимых.

Бракоразводный процесс становится своеобразным клапаном, который выпускает наружу долго копившуюся грязь, и в этой грязи захлебываются и гибнут главные жизненные устои ребенка, связанные с родительским авторитетом. О каких же авторитетах можно говорить, если ребенок потерял уважение к собственным родителям? О каком уважении к окружающим можно говорить, если отец избивает мать на глазах у сына или дочери, если от матери только и слышно: «Твой отец - подонок!»

Ежегодно около 50 тыс. граждан предоставляются к лишению родительских прав. В 2008 г. было выявлено 150 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Органами МВД взято на учет 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей (употребляют спиртное и наркотики, бьют супругов и детей, подают отрицательный пример). 70% всех детских травм - семейно-бытового характера. Ежегодно из-за жесткого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи, 25-27 тыс. детей становятся жертвами преступных посягательств, почти столько же пропадают без вести.

Дети, потерявшие веру в родителей, не признают никаких норм, правил общежития.

4. Обнищание семей, низкий уровень доходности в субъектах, потеря работы в период сложной экономической ситуации, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой, не говоря уже об организации их разностороннего развития, например, в виде посещения спортивной секции, музыкальной школы, других кружков: рисования, театральной студии, танцев и т.д.

Материально бедная семья практически утрачивает способность защищать ребенка от негативного влияния окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором. Такая картина в семье исключает со стороны ребенка положительное отношение к честному труду.

5. Проблемы отсутствия полового воспитания.

Многие родители, педагоги, стесняясь, не зная подходов, вообще избегают обсуждения темы сексуального взаимодействия полов, не разъясняют детям основные вопросы этой стороны общения мужчин и женщин, наивно полагая, что «в свое время» они сами, каким-то чудесным образом, приобретут необходимые знания и опыт.

Бывает так, что поверхностная, противоречивая информация, полученная от сверстников и откровенные сцены по телевидению, вызывают у подростков любопытство и желание ближе познакомиться с интимной жизнью, стать ее участником. Однако, отсутствие навыков знакомства, построения отношений и неосведомленность в некоторых вопросах психологии противоположного пола, приводит к тому, что несовершеннолетние испытывают существенные затруднения в отношениях юноша - девушка. А страстное желание испытать неизведанное и невозможность достичь этого взаимно-добровольно приводит к тому, что подростки идут на совершение преступлений, связанных с половой неприкосновенностью.

6. В последние 6-8 лет наблюдается уклонение детей от получения образования в начальной и средней школе, что приобретает массовый характер. (Ежегодно в России бросают учебу около 60 тыс. детей). Подростки начинают раннюю трудовую деятельность, которая в некоторых случаях носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отстраненными от духовной жизни, физической культуры, спорта, интересов, свойственных их возрастной группе, здорового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают стремление к духовному, нравственному развитию. Тем более что при отсутствии образования, квалификации, несовершеннолетние начинают заниматься неквалифицированным трудом, попадая в коллектив людей без образования, с низким уровнем культуры, развития, потребностей.

7. Отсутствие современных объединений, где молодежь могла бы найти себе применение, возможность самопроявления, реализации способностей, лидерских качеств в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма. Тем более, многие СМИ ведут широкую пропаганду этих вредных, антиобщественных явлений, возводя в ранг моды криминальную культуру.

Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, коммерциализация в этой области, сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улице, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благодатной почвой для развития наркомании, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований.

Занятия в спортивных секциях заменяются групповыми драками. Те, кто в недалеком прошлом имел возможность стать юным натуралистом, юным корреспондентом, юным поэтом, техником и т.п., сегодня совершают кражи для покупки спиртного или наркотиков. В 2008 г. в ленинградской области правоохранительные органы зафиксировали факт открытия

учреждения для летнего отдыха детей (по типу пионерских лагерей) ворами в законе, в целях развития и распространения криминальных традиций.

8. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном достатке семей воспринимаются детьми как несправедливость. Это рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, втягивает в конфликты, толкает на воровство, вымогательство и другие преступления, противоречащие нравственным канонам.

9. Пороки социальной политики государства, плохая экология и деградации системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей. Различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания, приобретают устойчивый характер. Впоследствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.

Например, серьезной проблемой является детский алкоголизм - это способ «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Такое поведение происходит, как правило, в группе. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория.

Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, по формуле:

Алкогольное Потеря

опьянение0 социального Преступление

контроля

Рис 1.

Однако, как показывают исследования, только 25-35% преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Вместе с тем, свыше 35% корыстных преступлений совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретение алкоголя.

Рис 2

Потребность во “взрослом" самоутверждении побуждает к участию в групповых распитиях алкоголя, которые могут заканчиваться преступлениями. Формула такова:

Потребность в Групповой Групповое

самоутверждении алкогольный =► преступление

эксцесс

Рис 3

По этому принципу происходит свыше 40% всех насильственных преступлений, актов вандализма и хулиганства, особенно в ночное время суток.

Систематическое раннее употребление алкоголя ведет к интенсивному (ударному) развитию алкогольной болезни, сопровождающейся деградацией личности подростка, а деградирующая личность ищет себе подобных - группы деградирующих подростков для систематического совершения корыстных преступлений:

Рис 4

Исследование общих причин преступного поведения несовершеннолетнего, влияющих на формирование криминогенных качеств в нем, подтверждает, что основные факторы негативного воздействия заложены в ошибках семейного влияния, где безответственное, безграмотное, невнимательное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию ребенка, приводит к трагедии. Хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и причины социального, политического и экономического характера; обесценивание института семьи в государственном масштабе.

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР КРИМИНОГЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

И теперь, продолжая исследование и видя значимость семейного воспитания в формировании положительных свойств личности, сдерживающих от противоправного поведения подростка, хотелось бы заострить внимание на ошибках, которые допускают родители во взаимодействии со своим ребенком. Выяснить, как происходит формирование качеств, из-за которых молодой человек или девушка становятся способными к совершению преступления, ведь: «Семья,- как считал Ф.Адлер, - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человечества».

Итак, негативное воздействие семьи на ребенка может проявляться в следующих аспектах:

1. несостоятельность семьи как фактор формирования криминогенных качеств подростка;

2. семья как фактор психофизической патологии ребёнка.

Далее автор раскроет каждый из указанных аспектов:

1. семья является основной средой формирования личности.

Она обладает большими возможностями удержания человека от преступления. К сожалению, не редко эти возможности не реализуются. Причины, как уже указывалось выше, здесь могут быть различными:

— педагогическая безграмотность родителей, их неспособность оказывать правильное воздействие на детей, особенно в период так называемого переходного возраста и по отношению к трудным подросткам (гиперактивным, имеющим патологию психики);

— отсутствие одного из родителей, либо родителей вообще (ребёнок находится на воспитании у бабушки или других родственников);

— тяжёлая болезнь (инвалидность) родителей;

— занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

— несогласованность родителей в воспитательных подходах к ребенку, несовместимая с гармоничным воспитанием (дискредитация родителями друг друга);

— утрата родителями авторитета, а, следовательно, взаимное отчуждение детей и родителей, в результате чего последние утрачивают способность оказывать положительное влияние на детей (советы и замечания родителей либо не воспринимаются, либо ребёнок специально поступает вопреки воле родителей);

— безразличное отношение родителей к детям, в результате чего дети оказываются предоставленными сами себе;

— родители не поддерживают контакта с педагогами, родителями друзей, представителями правоохранительных органов (в случае, если ребёнок попал в криминальную компанию и семья собственными силами не способна пресечь криминализацию подростка);

— неумение родителей переключаться со своих проблем и срыв негативных эмоций на ре-

бенка.

Хорошо, когда не просто «люди, состоящие в браке», а именно семья - партнерский союз двух любящих сердец, созданный на фундаменте взаимоуважения, при котором ребенок явился реальным воплощением любви супругов, их олицетворенным единством, занимаются воспитанием. А если таких партнерских отношений нет, то не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества. И причинами этого становится:

— попустительство, вседозволенность либо, наоборот, гиперопека, грубое обращение с ребёнком - примеры насилия в семье;

— отрицательный пример родителей (проявление жестокости, чёрствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности и т.п.);

— сознательное формирование родителями, старшими братьями или другими родственниками отрицательных взглядов и привычек у подростков, а в отдельных случаях даже втягивание их в пьянство, употребление наркотиков, преступную деятельность (криминальные семьи).

Иногда диву даешься, насколько точной копией своих родителей становятся их дети! И ведь что самое поразительное: копией своих родителей ребенок становится потому, что «наследует» их черты, а потому, что подсматривает их поступки, манеры и поведение в жизни. Он черпает образцы для подражания не из душеспасительных бесед, а из стиля той жизни, которая ведется дома. Поэтому велика вероятность, что в семье алкоголиков вырастет еще один алкоголик, в семье неврастеников - неврастеник, в семье воров - вор, в семье мошенников

— мошенник, в семье насильников - убийца.

2. Причинами психофизиологических аномалий у детей могут быть:

— нарушение гигиены в период беременности и в послеродовый период, употребление спиртного или наркотических средств, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарственных препаратов и т.д.;

— плохое питание матери и ребёнка;

— патологическая наследственность.

Семья является необходимой средой нормального формирования и развития личности: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Дети, лишённые семьи, как правило, имеют те или иные психофизиологические отклонения, но в отдельных случаях, к сожалению, семья может оказаться более травмирующим фактором, нежели сиротство.

Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребёнка. Отрицательное эмоциональное состояние матери формирует особую гормональную, биохимическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмбриона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека, как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обуславливают немотивированную агрессию - совершение насильственных преступлений.

В раннем детском возрасте ребёнку требуется постоянный контакт с матерью: тактильный, визуальный, слуховой, эмоциональный. Иногда можно встретиться с черствыми эгоистами, которые и стали такими потому, что испытали в детстве острый дефицит внимания. «Ребенку вредят не сквозняки, а холодность матери» - утверждал В.Гюго, а английский философ и педагог Д.Локк утверждал, что от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Ребёнку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требуется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нормального развития психики. Когда мать не имеет возможности общаться с ребёнком, это негативно влияет на

развитие его эмоциональной сферы - отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доминирующий характер, что в итоге приведет к асоциальному поведению. Известны случаи, когда причиной устойчивых нарушений детской психики оказывалось то, что родители надолго оставляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах.

Сложнейший аспект семейной педагогики - сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, может стать нравственным уродом. Он будет мучить окружающих, и сам окажется не способным обрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Грубость, невежество, безразличие родителей может сформировать у внешне послушного и исполнительного человека, скрытый колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности, который при случае изливается на более слабых по принципу: «жертва-палач» - «палач-жертва».

К числу симптомов «приближения» подростка к преступному поведению относятся не только курение, употребление спиртного, прогулы школьных занятий и уход из школы вовсе, употребление наркотических веществ, вступление в сообщество фанатов, роккеров и т.п. дружба с правонарушителями и преступниками, ранние половые связи, проявление жестокости к животным и людям, уход из дома, бродяжничество, но и такие лицемерные проявления, приспособление к жизни через обманное поведение, хитрость, подлость.

Вообще, рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает острую социальную проблему нашего общества, где с каждым годом увеличивается прирост молодежной преступности. Мы часто встречаемся с агрессивным поведением подростков, которое выражается в задиристости, драчливости, озлобленности, нецензурной брани, жестокость. Агрессивные дети всегда вредоносны, но степень их вредоносности зависит, как от сочетания с другими внутренними качествами личности так и от сопротивления, оказываемого ему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на данном этапе исследования хочу подчеркнуть, что обеспечение нормальных условий развития и воспитания - это основная обязанность родителей. Семья обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Важным направлением профилактики отрицательного влияния на несовершеннолетнего является собственное нравственное совершенствование лиц, занимающихся воспитанием, ориентация на чувство любви, ведь родительская любовь - великая ценность, которая не отрицает строгости и требовательности. Без этого просто нельзя подготовить человека к жизни.

Нужно помнить, что один из инструментов семейной педагогики - постоянное изучение личности ребенка и применение этих знаний на практике. И, может быть, следующие советы, разработанные по итогам исследования, помогут родителям осуществить грамотный подход к процессу воспитания, а, следовательно, к снижению негативных факторов, воздействующих на формирование личности несовершеннолетнего преступника.

Для большего проникновения к данным советам, они сформулированы от лица детей, и получилась такая памятка для родителей.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

Прислушайтесь к советам своих детей!

1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволит мне определить свое место в жизни.

2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

4. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превра-

щаюсь в лжеца.

5. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

6. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.

7. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня по мелочам. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

8. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: «Вот я в твоем возрасте...». Это дает мне ощущение тщетности попыток сравнятся с вами.

9. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте - я окажусь с прибылью.

10. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать самостоятельно.

11. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время. Поговорите со мной об этом позже, когда пройдет эмоциональный всплеск.

13. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

14. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

15. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.

16. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

17. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.

18. Я чувствую, когда вам тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне - я буду доверять вам.

19. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее как мы его проводим, а не сколько.

20. Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

21. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.

22. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примером, а не подвергаясь критике.

23. Не ждите, что я буду таким, как вы или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой.

24. Не вымещайте на мне свои обиды.

25. Не относитесь к моим проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у меня нет опыта.

26. Не унижайте! Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.

Исследование данной темы приводит к выводам о том, что начальное формирование лич-

ности происходит в семье, где серьёзным негативным аспектом является педагогическая безграмотность родителей и утрата способности положительного влияния на ребенка. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями - дефицит общения. Причем время - не единственная характеристика объема общения. Главное, качество такого общения, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были общие интересы и взаимоуважение.

В процессе воспитания и тем и другим постоянно приходится поднастраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов

— сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не хотят тратить время и силы на ее решение, это оказывается отправной точкой отчуждения, которое в итоге может привести к аморальному поведению подростка.

Рассмотренные проблемы характерны как для «нормальных», так и для «ненормальных» семей.

К числу «ненормальных» можно отнести:

— неполную семью (как правило, ограниченную и в материальном плане, и в плане поддержания естественного баланса мужского и женского воспитания);

— индифферентную семью (где детям практически не уделяется внимания, и они полностью предоставлены сами себе);

— агрессивную семью (где над детьми издеваются, где они становятся жертвами изуверских педагогических пыток или сексуального насилия);

— криминальную семью (где родители и старшие родственники формируют у детей криминогенные убеждения и навыки преступной деятельности: как непроизвольно, собственным примером, так и сознательно).

Итак, в заключении еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что именно ошибки семейного воспитания приводят подростка к антисоциальному поведению и, чтобы совершение этих ошибок свести к минимуму, нужно знать следующее. Если ребенка часто критиковать - то он научиться ненавидеть. Если высмеивать - станет замкнутым, подозрительным, недоверчивым. Невежливость и несправедливость вырастят его грубым и нечестным. Эти приобретенные негативные качества станут основой преступного поведения.

Библиографический список:

1. Коваленко Н.П. Семейная система как пространство воспитания. // Человек и образование. 2010. № 3. С. 28-31.

2. Плоткин М.М. Воспитание и развитие детей в семье: условия успешности // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010. № 1. С. 81-86.

3. Хабибуллина Л.Р. Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании // Вестник ВЭГУ. 2010. № 1. С. 133-137.

Ключевые слова: семейное воспитание, ошибки семейного воспитания, уровень преступности несовершеннолетних, криминогенные качества личности.

Keywords: family education, errors of family education, a crime rate of minors, criminal qualities of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.