СОВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1 2 Ивлев О.Ю. , Романов Э.В.
1Ивлев Олег Юрьевич - студент, кафедра сервиса, факультет технологии, предпринимательства и сервиса;
2Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английского языка, Институт иностранных языков Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье рассматриваются взаимозависимость уровня развития страны и стратегии выбора ею курса построения инновационной системы, ошибки инновационной политики, замедляющие экономическое развитие государства. Также выделяются экономические индикаторы общего характера, определяющие абсорбционную способность.
Ключевые слова: развитие, технологии, инновации, страны, политика, экономика.
Реализация стратегии долгосрочного экономического роста и технологической перестройки отечественной экономики невозможна без построения эффективной инновационной системы, основной задачей которой должно быть широкое внедрение новых разработок. Стоит отметить, что импорт технологий осуществляют почти все экономики стран мира, в том числе и наиболее развитые. При этом сальдо обмена является негативным для подавляющего большинства стран, то есть импорт преобладает над экспортом технологий. Крупнейшими импортерами технологий являются одновременно как высокоразвитые страны, так и развивающиеся. Однако абсолютно правильно и то, что успешные страны с позиции темпов догоняющего развития (например «азиатские тигры» - Малайзия, Корея, Таиланд, Сингапур) делают ставку именно на импорт технологий [1].
Заимствования и внедрение уже существующих технологий дело, безусловно, более простое и менее ресурсозатратное, чем разработка собственных. Однако все это требует значительной концентрации скоординированных усилий всех без исключения экономических агентов государства, ибо эффективное привлечение технологий довольно непростая задача, решить которую большинству стран не всегда удается.
Следует также отметить и то, что внедрение зарубежных технологий отнюдь не предполагает отказ от собственных научных исследований, поскольку заимствованные технологии, как правило, требуют доработки и приспособления к определенной технологической среде [2].
Очевидно, что существуют определенные стадии инновационного развития. На каждой стадии совокупность инструментов, способствующих экономическому росту, разная. Следует помнить, что инновационная политика более успешных стран должна быть ориентиром для менее развитых стран, но прибегнуть к ней необходимо не ранее, чем будут созданы условия для ее успешной реализации. Кроме того, очевидно и наличие определенных «точек разлома» (например, размера ВВП на душу населения), после преодоления которых экономика переходит на новую стадию инновационного развития, что требует новых инструментов управления. В этом контексте важно избегать как ошибок инерционного развития, так и ошибок преждевременного переключения на новую стадию.
Мерилом эффективности импорта инноваций является абсорбционная способность, которая может рассчитываться как увеличение производительности на 1% за счет применения инноваций за принятую единицу времени. Абсорбционная способность может измеряться как на уровне фирмы, так и на уровне национальной
экономики. Существует мнение, что есть ряд экономических индикаторов общего характера, которые определяют такие способности страны. Это, в первую очередь, знания (научный потенциал и качество системы образования); открытость страны для импорта; государственное управление и политическая система (качество администрирования, уровень коррупции, законность, инвестиционный климат и политическая стабильность); финансовая система (уровень развития банковской системы, качество специализированных институтов и политики кредитования).
Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд рекомендаций, которые способствовали бы успешному процессу заимствования инноваций на данном этапе экономического развития экономики [5] :
1) в образовательной политике: расширенное изучение английского языка как международного средства общения в образовательных учреждениях всех уровней; привлечение ведущих ученых и специалистов на международном рынке труда для преподавания в вузах; максимальная поддержка программ обмена, государственное финансирование стажировки и пост-обучения талантливых студентов за границей при условии их возвращения на родину;
2) в бюджетно-фискальной политике: автоматические налоговые льготы экономическим агентам, внедряющим инновации в различных формах их проявления;
3) в денежно-кредитной политике: стимулирование коммерческих банков и создание специального фонда в государственных банках для кредитования предприятий внедряющих инновации; создание условий максимальной прогнозируемости валютного курса для возможности длительно планирования при импорте инноваций и для минимизации валютных рисков;
4) в зарубежной политике: максимальное содействие налаживанию двустороннего сотрудничества и обмена опытом со странами, которые находятся или в недавнем прошлом находились на том же уровне экономического развития, и которым удалось провести успешную политику внедрения инноваций (например, Китай, Южная Корея и т.д.).
Вполне очевидно, что указанный список можно продолжать, однако указанные пункты таковы, что могут существенно улучшить позицию страны, развитие которой базируется на инновациях и эффективном управлении интеллектуальным капиталом.
Список литературы
1. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.
2. Асаул А.Н., Карпов Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.
3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132 с.
4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник / М.: Дело, 2002. 472 с.
5. Коженко Я.В., Катаев А.В., Катаева Т.М., Лихолетова Н.В., Макарова Е.Л., Шаронина Л.В. Современные тренды инновационного развития экономики: Коллективная монография. Под ред. Я.В. Коженко. Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2016. 108 с.