Научная статья на тему 'Развитие инноваций и механизм их распространения на предприятиях стройиндустрии'

Развитие инноваций и механизм их распространения на предприятиях стройиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / АНАЛИЗ СИСТЕМЫ / ВНЕДРЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корницкая Оксана Владимировна, Околелова Элла Юрьевна, Трухина Наталья Игоревна

В статье проанализировано современное состояние промышленного потенциала, а также основные характеристики современной инновационной системы. Выделены неразрешенные на настоящий момент проблемы в структуре и принципах работы инновационной системы. Обосновываются базисные инновационные подходы и принципы необходимых институциональных изменений экономики, позволяющие перейти к новой парадигме ее развития, на основе представления о значении спроса для экономического роста и структурных изменений в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инноваций и механизм их распространения на предприятиях стройиндустрии»

Развитие инноваций и механизм их распространения на предприятиях стройиндустрии Development of innovation and the mechanism of their distribution on

construction enterprises.

Корницкая Оксана Владимировна аспирант кафедры экономики и основ предпринимательства Воронежский государственный архитектурно строительный университет

e-mail: mill mell@list.ru Околелова Элла Юрьевна доктор экономических наук, профессор Воронежский государственный архитектурно строительный университет

e-mail: ella ok16@mail.ru Трухина Наталья Игоревна доктор экономических наук, профессор e-mail: NTruhina@list.ru

Аннотация.

В статье проанализировано современное состояние промышленного потенциала, а также основные характеристики современной инновационной системы. Выделены неразрешенные на настоящий момент проблемы в структуре и принципах работы инновационной системы.

Обосновываются базисные инновационные подходы и принципы необходимых институциональных изменений экономики, позволяющие перейти к новой парадигме ее развития, на основе представления о значении спроса для экономического роста и структурных изменений в экономике.

Ключевые слова: инновации, анализ системы, внедрения, проблемы, экономика, развитие, структура, исследования.

Annotation.

The paper analyzes present-day industrial capital and the main features of the innovation system. The author distinguishes the problems related to the structure and the principles of functioning of the innovation system.

The basic innovative approaches and principles of institutional development in the economy that would facilitate the introduction of the new development are described. The mechanism of economic development through the evolution of consumption demand is discussed. The analysis is based on the notion of importance of demand for the economic growth and structural changes in economy.

Keywords: innovation, analysis, system, implementation, problems, economy, development, structure, research.

Строительство - поступательный и многоступенчатый процесс, в котором инновации играют большую роль. На сегодняшний день строительство является быстроразвивающейся сферой деятельности, требующей новых идей и технологий, чтобы оставаться конкурентоспособной отраслью. Инновационное развитие позволяет предприятию определять оптимальную стратегию совершенствования своей деятельности в области рынков и внедрения прогрессивных технологий. Использование технических инноваций позволит предприятию выйти на новую качественную ступень производственной деятельности.

Не смотря на очевидный эффект от внедрения инноваций в производственную деятельность предприятия, процесс освоения новых продуктов, техники и технологий, остается крайне медленным. Это объясняется рядом как объективных так субъективных причин, в том числе и недостатком свободных средств у предприятия, отсутствием креативного менеджмента, сложностью адаптации новых продуктов к специфики реальных условий производства. По условиям внедрения механизма адаптации, скорость распространения инноваций можно разделить на две категории: 1) активные; 2)консервативные. Активная категория показывает направление наиболее динамического внедрения инноваций в производственной деятельности, к ним относятся:

• строительные технологии, внедрение и возведение объектов строительства;

• разработка и освоение строительных материалов большого спектра;

• технологии восстановления и ремонта, зданий и сооружений;

• применение новых материалов и способов;

К консервативным, относятся направления, где инновации медленно внедряются в производственный процесс:

• архитектурные решения;

• проектирование;

• производительность труда;

• организация работы, с применением системного управления строительными проектами;

• эксплуатация готовой постройки.

Нахождение закономерностей формирования инноваций в определенный период времени является одна из важнейших проблем не только теоретического изучения, но и при постановлении практических задач. В связи с этим увеличивается заинтересованность, к исследованию и изучению процесса нововведения, построению и развитию качественной и формализованной модели инновационного развития предприятия.

Одним из значимых результатов последних лет в области инновационных процессов является то, что у крупных российских корпораций начинают складываться системы создания, распространения и продвижения на рынок инновационных продуктов и технологий -корпоративные инновационные системы.

Проблема формирования эффективного механизма внедрения инноваций представляет особый интерес, поскольку ее решение, во-первых, позволяет обеспечить реализацию целей корпоративной инновационной политики, что будет способствовать повышению инновационной активности компании, а во-вторых, формирует предпосылки для дальнейшей

коммерциализации внутренних, созданных подразделениями корпорации, инноваций.

При формировании механизма внедрения инноваций необходимо придерживаться следующих принципов:

• принципа, системности. Элементы механизма, формируя систему внедрения инноваций, должны быть объединены системными свойствами, обеспечивающими синергетический эффект от их взаимодействия;

• принципа разнообразия. Формирующие механизм функциональные подсистемы должны соответствовать функциям данного механизма;

• принципа адаптивности. Формируемый механизм должен быть достаточно гибким, настраиваемым в соответствии с динамикой требований к структуре и функциям механизма;

• принципа экономической эффективности. Функционирование механизма должно быть экономически оправданным, исходя из критериев экономической эффективности, принятых в корпорации.

Сущность механизма внедрения инноваций должна отражать его функциональную направленность.

Механизм внедрения инноваций должен объединять внутрикорпоративную инфраструктуру внедрения инноваций, элементы которой представляют собой функциональные подсистемы механизма внедрения инноваций и систему регламентов, обеспечивающих нормальную работу подсистем и необходимую тесноту их информационного взаимодействия. Таким образом, сочетание принципов регулирования и самоорганизации обеспечит, эффективное функционирование корпоративного механизма внедрения инноваций. Ключевой проблемой современного технологического развития становится распространение передовых технологий, передача (трансфер) их от одних участников рынка другим на коммерческой и некоммерческой основе. При коммерческой форме передачи технологий, заключаются лизинговые контракты или

покупка новых товаров, техники и технологий. Но хотелось бы отметить, что экспорт товаров, техники, изделий соразмерим числу зарубежных патентов, поскольку передача технологий является результатом прошлого патентования данного вида инноваций. Некоммерческая основа подразумевает передачу научно-технических знаний, обмен опытом в исследовательской работе, а также уже и своих достижений. Предприятия с большим научно - исследовательским, техническим потенциалом, активнее идут на передачу и обмен технологиями, для повышения своей конкурентно способности, увеличения экспорта и уменьшения импорта.

Трансфер технологии - передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей. Часто понятия «коммерциализации технологий» и «трансфер технологий» ассоциируют как абсолютно тождественные, что не всегда верно. Коммерциализация технологий предполагает экономически эффективную (с получением прибыли для разработчика и реципиента) реализацию технологий в промышленном масштабе. Успешная коммерциализация требует одновременного выполнения ряда факторов: техническая

осуществимость в промышленном масштабе; осознанная потребность реципиента в инновациях; персонал способный воспринять инновации; финансовые ресурсы; государственная поддержка. Тогда как для технологического трансферта основополагающим является передача информации во всех доступных формах для выполнения какой-то задачи. Таким образом, если коммерциализация является целью прикладного научного исследования, то трансфер - одним из способов ее осуществления [1].

При результативном использовании инноваций их трансформации в определенные коммерческие результаты является одним из важных условий экономического роста. Бизнес связанный с инновациями рассчитывает на

непрерывные модификации в технологии производства, продукцию и многое другое, с одной стороны, это снабжение стратегически конкурентными преимуществами, для которых новшества не являются существенным видом деятельности, а с другой стороны, представляет такой вид деятельности, в результате которого возникают научно-технические достижения, применяемые в дальнейшем как ядро инноваций в различных ветвях экономики.

Новые технологии вытесняют старые, что и является диффузией нововведения. Развитие строительной отрасли показало, что строительные организации развиваются в основном в производственной сфере за счёт диффузии инноваций, то есть развития уже существующей инновации в новых условиях. Но критерием для модификации уже существующей инновации является сравнительная характеристика альтернативных новшеств, которую сложно получить, потому что каждое предприятие хочет быть конкурентно способным на рынке, что затрудняет получение точной информации и приводит к неточности в процессе принятия решения и неопределенности диффузии инновации. С другой стороны неопределенность связана с новыми технологиями, возникающая на ранних этапах диффузии, когда прибыль остается неопределенной. Устранить неопределенности можно только с приобретением опыта от внедрения и использования инноваций. Благодаря диффузии инноваций увеличилось число производителей, а так же и потребителей.

Классическая теория диффузии сформирована на гипотезах, которые приводят к высоким скоростям распространения вещества. Закон диффузии определенный действием градиента концентрации и был положен, в основу распространен данного явления. Но данное явление не отвечает физической сущности явления.

Диффузионная модель распространения является одной из основных моделей инноваций, распространение нововведения происходит от числа фирм, уже внедривших инновации и от фирм, которые еще даже не освоили их.

За скорость распространения инноваций отвечает количество предприятий (М) - внедряющих инновационные методы в

производственный процесс в единицу времени t :

М (/) = авы (1)

a и Ь - параметры уравнения, определяющие риски внедрения инноваций и готовность предприятия к использованию инноваций. Скорость роста числа предприятий, которые находятся на технологическом уровне , равна М(0[2].

Эффективность инновационной деятельности предприятия можно представить в виде затрат на единицу добавленной стоимости. Где М()-доля развивающихся предприятий в момент t находящихся на технологическом этапе не больше уровня g- принимает не отрицательные значения g=0,1,2... , а tе [0,да). М^ функция времени, описывающая последовательность кривой распределения предприятий по уровню эффективности, Л-число предприятий.

kMg (*) / = -[8 + ^(1 - Mg(7)] [М g(t) -М g _!(/)] (2)

д и в - являются положительными константами данной модели. В данной модели подразумевается, что технологический этап развития, соответствует определенному уровню эффективности и все этапы расположены в порядке возрастания.

Инновационный процесс, который характеризует изобретательскую и рационализаторскую деятельность, представляет собой слагаемое 8(Mg_^) - Мг ^)), его скорость представляет собой долю предприятий уровня

g с коэффициентом пропорциональности д.

Можно сказать что, скорость данного процесса пропорциональна числу предприятий уровня - g.

Скорость перенимания опыта и новых технологий можно выразить следующим слагаемым: Р(1 -М )][Мg_^) -М &(г)]), но лиши в том случае,

если большая часть предприятий находить на более высоких уровнях эффективности, чем уровень g.

С помощью уравнения (2) удалось объединить два процесса: инновационный и модификационный. Данное объединение позволяет рассматривать инновационный механизм в целом.

На основе технологической диффузии можно увидеть все стороны технологических инноваций заимствованных у других предприятий.

Технологические инновации влияют на внедрение и применение новых технологий, товаров и услуг, а организационно-управленческие сконцентрированы на увеличение воздействия организации на внешнюю и внутреннюю среды, а также формирование возможностей для роста рынка и приобретения начального синергетического эффекта. Данные инновации имеют между собой связь и не могут существовать друг без друга. При внедрение последних энергосберегающих технологий ускорения твердения бетона потребует поиск определенных рыночных компаньонов, которые смогут обучить персонал, разработать необходимые добавки и составить технологическую документацию по подготовке производства к работе.

Стадия распространения инновационного процесса является наиболее результативной, так является трансфертом технологий, потому что на данной стадии инновационного процесса происходит проведение в жизнь полезных эффектов инновации, определяющих своевременность окупаемости расходов на нововведение, действенность инновационного процесса в целом.

Создание инноваций на современном строительном предприятии тесно связано с жизненным циклом региона, в котором находиться данная отрасль, так как успешное развитее новшества будет, зависит от созданных условий для потребности данного нововведения.

При рассмотрении самостоятельно развивающихся регионов, которые не имеют межрегионального сотрудничества, целевые (объединяющие цель с управляемыми переменными в задаче оптимизации) показатели будут /10и . Для Воронежского региона фактический показатель - , а для

Белгородского региона фактический показатель - f2. Независимое развитие обоих регионов определяется в точке А.

Рис. 1. Эффект от внедрения инноваций

F — фактическое состояние, полученное в наблюдаемом году. Сумма для , /° + АМ, а для f2, сумма f2 + AN. АМ — величина эффекта,

получаемого Воронежским регионом от объединения с Белгородским регионом ; AN - величина эффекта, получаемого Белгородским регионом от объединения с Воронежским регионом (или вклад Воронежского региона в целевой показатель Белгородского региона). Целевые показатели приобретают максимальное значение на рис. 1. и характеризуются кривой -оптимум Парето. Улучшая положение одного региона ухудшается положение другого при кривой - PD, но варианты, принадлежащие кривой PD, лучше подходят находящимся внутри множества POD. Однако для Воронежского региона варианты, лежащие левее точки R, не приносят выгоды, а для Белгородского региона — лежащие ниже точки W.

Данные регионы заинтересованы в экономическом сотрудничестве, при дополнительной выгоде. Данными показателями обладает множество вариантов RAW. Кривая RW определяет наиболее выигрышные варианты от

экономического сотрудничества, что и является основой для двух региональной системы.

Точка I указывает на экономическое равновесие (платежные балансы имеют нулевое сальдо в ценах равновесия) и отвечает всем экономическим показателям. Остальные точки, которые являются основой RW подходят для взаимовыгодного, но неэквивалентного обмена. Но при этом точки кривой RW, лежащие правее I, наиболее выгодны для Воронежского региона (в определенных случаях, это может соответствовать отрицательному сальдо вывоза-ввоза товара для Воронежского региона и положительному сальдо для Белгородского региона). А те точки, которые расположены левее I, наиболее выгодны для Белгородского региона (показатели сальдо вывоза-ввоза продукции меняются на противоположные). Пересечение луча OF в точке Q, с границей Парето, является связью между целевыми показателями /хи, /2 и соответствует таким же показателям, как и в фактическом состоянии. При расчете эффективности от сотрудничества между двумя регионами необходимо использовать межрегиональные многоотраслевые модели. Основу для этих моделей составляет региональные и межотраслевые балансы.

На основе данных математических моделей можно вычислить влияние межрегионального товарообмена на показатели региональных экономик.

Математическое моделирование не только отдельных процессов, но и всей деятельности организации, позволяет устанавливать показатели зависимости деятельности подразделений предприятия, уровень роста производительности от различных внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При построении математической модели перед проведением исследования ставиться задача, обнаружить и исключить из анализа факторы, незначительно влияющие на исходный результат, так как математическая модель вводит существенно меньшее число факторов, чем в реальной действительности. Можно выдвинуть предположение об отношении между

величинами, формулирующими окончательный результат, и факторами, внедренными при построении математической модели. Такое отношение часто выражается системами дифференциальных уравнений в определенных производных.

Так как математическое моделирование используется во многих отраслях человеческой деятельности, обозначает возможность использовать новые, как правило, очень продуктивные средствами изучения. Развитие у специалистов математических знаний в соответствующих отраслях может привести к тому, что исследование общих теоретических тезисов и методов подсчетов уже не сталкивается с серьезными трудностями. Но хотелось бы отметить, что на практике для решения, той или иной задачи недостаточно только математических знаний, надо руководствоваться еще и навыками в переводе исходных данных на математический язык, что и является проблемой в освоении математического моделирования.

От скорости развития инноваций в современном строительном предприятие зависит многое, как быстрое системное восприятие всех внешних и внутренних факторов влияющих на успех предприятия, так и возможность быть лидером на мировых рынках.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью применения новых инновационных процессов, которые характеризуют скорость распространения инновации и их развитие, изобретательскую и рационализаторскую деятельность экономики России. На сегодняшний день необходимо использовать новые методы, увеличивать значимость инноваций на предприятиях, повышать уровень эффективного использования нововведений и применение новых комплексных механизмов управления и развития инновационной деятельности.

На сегодняшний день Россия является главным поставщиком сырья в разные страны, от экспорта нефти и газа страна получает основной доход в бюджет, ресурсы нашей страны ограничены, и нужно обратить внимание на

инновационные разработки и возможности продвижения их на мировой рынок.

Основными проблемами, мешающими оживленному инновационному формированию российских предприятий, является следующее:

1.Нехватка управленческих рычагов стимулирования инновационной деятельности организации, которые не позволяют выработать эффективную инновационную стратегию, определить пути инновационного развития предприятия.

2. Недостаточное финансирование из внешних источников, предприятия не могут развивать свою инновационную деятельность в полном объеме, так как это требует больших финансовых затрат не только на создание, но и на освоение и внедрение. Данная проблема возникает, потому что кредитование инновационной деятельности не выгодно для кредиторов вследствие высоких рисков.

3.Необходимость создания условий для снижения энергоемкости производства, снабжения необходимым оборудованием и снижения износа при производстве. Предприятия от нехватки собственных средств финансирования, отстают от экономического развития и становятся не рентабельными и чувствительными к внешним факторам;

4. Отчуждение инноваций, происходят по следующим причинам:

• Человеческий фактор, связанный со страхом и неопределенностью ко всему новому, боязнь потерять то, что уже имеется;

• Проблемы инвестирования, связанные с долгосрочными вложениями, создают проблему уже существующим разработкам и инвесторы неохотно вкладывают финансы в что-то новое, так как хотят окупить предыдущие вложения.

5. Нехватка опытных руководителей, в области инновационной деятельности для эффективного и продуктивного построения управленческой политики. Данная проблема возникает на всех ступенях управления.

6. Отсутствие полного исследования инновационных разработок, что приводить к затруднению построения реальной картины на спрос инновационной продукции.

7. Построение четкой организационной схемы в структуре управления предприятием.

Статистические исследования показали, что наиболее оживленными инновациями обладают крупные организации, так как более крупные предприятия имеют значительные преимущества в области и финансирования, и производства, а также политические и человеческие ресурсы, которые играют большую роль для успешного развития компании.

Формирование инновационного менеджмента необходимо для предприятий, которые хотят развивать инновационную деятельность, так как инновационное развитие крупных промышленных предприятий требует создание организационной структуры, которая и будет являться связующим звеном.

Приоритетными направлениями развития и содействия инновационной деятельности является:

• Открытое стимулирование предприятий государственного сектора к развитию программ инновационного формирования и предприятий развивающихся в окружении непосредственных монополий;

• Предоставление всем организациям от малого до великого на конкурсной основе субсидий по их развивающимся направлениям связанных с инновационной деятельности ;

• Помощь в формировании научного подхода внутри организации, за

счет снабжения выходов предприятиям к уникальным

исследовательским центрам, возможности проверки и сертификации новейший продукции;

• Улучшение налоговых рычагов влияния на инновационную деятельность организации;

• Улучшение деятельности банков в сфере финансирования инновационной деятельности;

• Усовершенствование системы содействия вывоза

высокотехнологичной, инновационной продукции (услуг);

• Разработка механизмов по содействию ввозимым, новым прогрессивным импортным технологиям, которые имеют высокие возможности для развития в экономике и содействуют переходу к последним технологическим укладам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важными структурными элементами в российской экономике выступают крупные предприятия с государственной поддержкой, при переходе данных организаций к осуществлению инициативной инновационной политики даст возможность увеличить спрос на инновации, развить передовые технологические модификации в российской экономике

Необходимо создать специальные отделы в организациях, которые будут отвечать за создание и развитие инноваций, и объединить все функции данных отделов по развитию инноваций и стратегии развития, чтобы они были взаимосвязаны.

В статье предложен и рассмотрен механизм распространения инноваций на предприятиях внедряющих инновационные методы в производственный процесс. Представлена эффективность деятельности предприятия в виде затрат на единицу добавленной стоимости. На уравнение (2) показано, как можно объединить два процесса: инновационный и модификационный. Данное объединение позволяет рассматривать инновационный механизм в целом.

Рассмотрено и проанализировано инновационное состояние двух самостоятельно развивающихся регионов, не имеющих регионального сотрудничества и их эффект от внедрения инноваций.

Библиографический список:

1. Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Инновационная активность

российских предприятий: проблемы измерения и условия роста.

Монография.СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2010. Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/15

2. Околелова Э.Ю. Оценка риска инновационного процесса в структуре стейкхолдинга / В.В. Вакуленко, Э.Ю. Околелова // Научнопрактический и методологический журнал «ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия». Серия «Инновационная экономика: человеческое измерение» - 2011. - №8. - С16-19 (0,3 п.л., в т.ч. личный вклад автора 0,15 п.л.).

3. Полтерович В.М., Хенкин Г.М. Эволюционная модель взаимодействия процессов создания и заимствования технологий// «Экономика и математические методы», №6, 1988.

4. Лукманова И.Г. Методические основы трансфера технологий в строительной отрасли // Вестник МГСУ. 2012. № 3. С. 193—198.

Bibliographical list:

1. Balashov A.I., Rogov, E.M., Tkachenko E.A . Innovation activity of Russian

enterprises: problems of measurement and growth conditions.

Monografiya.SPb.: Publishing, St. Petersburg State Polytechnic University, 2010. Electronic resource: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/15

2. Okolelova E.Y. Risk assessment of the innovation process in the structure steykholdinga / V.V. Vakulenko, E.Y. Okolelova / / Scientific-practical and

methodological magazine "FES: Finance. Economy. Strategy ". A series of "Innovation Economy: the human dimension" - 2011. - № 8. - C16-19 (0.3 pp, including the author's personal contribution 0,15 pp).

3. Polterovich V.M., Henkin G.M. Evolutionary model of the interaction processes of creation and technology import / / "Economics and Mathematical Methods», № 6, 1988.

4. Lukmanova I.G. Methodological foundations of technology transfer in the construction industry / / Herald MGRS. 2012. Number 3. Pp. 193-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.