УДК 303.446.22
Абдулаева Медина Шамильевна
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории музыки и методики музыкального образования Дагестанского государственного педагогического университета тел.: (963) 425-26-40
СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА (2010-Е ГГ.)
Abdulaeva Medina Shamilyevna
PhD in History, Associate Professor, Head of the Theory and History of Music and Methodic of Musical Education Chair, Dagestan State Teacher’s Training University tel.: (963) 425-26-40
CONTEMPORARY POTENTIAL AND NEW TENDENCIES OF DAGESTAN CULTURE DEVELOPMENT (2010-S)
Аннотация:
Прогнозирование дальнейших направлений развития социокультурной сферы в Дагестане проведено согласно теории прогностики, которую предлагает А.Я. Флиер. Представлен примерный перечень сфер жизни, в которых динамика куль-турной активности населения Дагестана имеет более или менее показательный характер. Предполагается, что в течение 2010-х гг. в социокультуре Дагестана будут происходить разнонаправленные процессы - как в сторону доминирования традиционализма, так и в либеральном направлении.
Ключевые слова:
Дагестан, динамика культурной активности, традиционализм, культурная политика.
Summary:
The paper sets forth a forecast of further tendencies for Dagestan social and cultural sphere development which was carried out in accordance with A.Y. Flier’s prognostics theory. The author observes an approximate list of social life areas where evolution of cultural activity of Dagestan population demonstrates more or less significant character. During 2010-s multidirectional processes are assumed to take place in social culture of Dagestan, both towards traditionalism dominance and liberal orientation.
Keywords:
Dagestan, dynamics of cultural activity, traditionalism, culture policy.
Совокупность многообразных социокультурных проявлений населения свидетельствует об уровне социальной удовлетворенности населения условиями жизни и наиболее характерных социальных ожиданиях в обозримом будущем. Прежде всего такие представления проявляются в динамике культурной активности населения. Как отмечает А.Я. Флиер, «при сравнительно высокой степени удовлетворенности жизнью и положительных социальных ожиданиях эта динамика имеет тенденцию к возрастанию (или, по крайней мере, не понижается), а при низкой степени удовлетворенности и отрицательных ожиданиях культурная активность сокращается».
Прогнозирование дальнейших направлений развития социокультурной сферы в Дагестане проведено согласно теории прогностики, которую предлагает А.Я. Флиер [1, с. 346-363]. Предлагается примерный перечень сфер жизни, в которых динамика культурной активности населения Дагестана имеет более или менее показательный характер. Доминирующие тенденции в социокультурной ситуации в 2010-е гг.:
1. Динамика интереса к явлениям разных социальных типов культуры: 1) к явлениям традиционной культуры (фестивали народного творчества, реализация творческих проектов «Масленица», «Традиция» и др.); 2) к явлениям классической культуры (посещение театров, концертов, выставок, художественных музеев, Художественной галереи современного искусства «Первая галерея»); 3) к явлениям массовой культуры (посещение кинозалов, эстрадных концертов, шоу-программ); 4) к художественной литературе (покупка книг, литературных журналов, посещение творческих встреч с дагестанскими литераторами).
2. Динамика интереса к национальной истории (посещение Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея).
3. Динамика интереса к культурно-информационному аспекту жизни: 1) частота пользования бумажными и электронными СМИ (в том числе, «независимыми» изданиями - «Черновик», «Свободная республика»); 2) массовое предпочтение тех или иных СМИ; 3) динамика обращений в СМИ и динамика интернет-активности.
Особое место в процессе культурной глобализации принадлежит стремительно развивающемуся феномену - Интернету. Интернет формирует новый тип субъектов культурной активности, способных в перспективе оказать значительное воздействие на динамику дагестанской культуры. В этом отношении показательно появление мультиязычной социальной сети, создан-
ной дагестанскими 1Т-специалистами (http://dudu.com/). Интернет позволяет местным креативным начинаниям выходить вовне, осуществлять взаимодействие по разным направлениям, привлекать творческое и бизнес-сообщество для реализации локальных проектов.
4. Динамика религиозности. Расширение мусульманской инфраструктуры и приоритет религиозной традиции над светской в дагестанском социуме (мечети, учебные заведения, отказ от обучения в общеобразовательной школе в пользу медресе, число паломников, выезжающих в хадж и т. д.).
5. Динамика интереса к спорту и физической культуре: активное занятие любительским спортом (преимущественно единоборствами и футболом); пассивное увлечение спортом (формирование субкультуры спортивных болельщиков).
Существует некоторый порог восприятия новаций цивилизационной системой, который определяется традиционализмом данного общества. Основой сохранения, возрождения и развития национальной культуры служат, с одной стороны, органическое единство традиций и инноваций, а с другой - процесс взаимодействия, постижения ценностей и традиций других культур. В связи с этим «вполне уместно актуализировать проблему преемственности и усвоить опыт» [2, с. 416] данного поликультурного сообщества. Рост интереса к традиционной культуре и вопросам культивирования национальной культурной самобытности, возрастание религиозности свидетельствуют о приоритете консервативных тенденций в развитии общества, о нежелании, а, возможно, неспособности существенной части населения отходить от привычных традиционных норм существования и развиваться в направлении модернизации.
Возрастание активности нетрадиционных культурных самопроявлений, усиление национальной и религиозной толерантности, культивирование культурного многообразия, стремление к активизации культурной жизни в ее любых новационных проявлениях А.Я. Флиер рассматривает как свидетельство о психологической готовности населения к модернизациям.
Авторы исследования «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху» отмечают дискретность процесса европейской интеграции России, связанную с разной степенью европеизации российских регионов. Если европейская часть России более или менее органично и давно европеизируется, отмечается в исследовании, то этого нельзя сказать про восточные регионы России - Сибирь, Дальний Восток. «Впрочем, и в европейской части Российской Федерации регионы Северного Кавказа и Урало-Поволжья, Калмыкии и Заполярья с большими натяжками и оговорками могут быть названы очагами европейской культуры и частью европейской цивилизации - с точки зрения тех традиционных принципов и норм, ценностей и оценок, религиозных и бытовых традиций, которые в них сохраняются и утверждаются» [3, с. 144].
Однако и в неевропейских регионах РФ, «во многом благодаря включенности этих регионов в состав России на протяжении уже нескольких веков идет процесс медленной, но безусловной европеизации российского Юга, Востока и Крайнего Севера, - так сказать, процесс постепенного и трудного «врастания» в Европу, несмотря на продолжающееся параллельно «врастание» России и в Азию, а тем самым - в целый мир, в глобальное сверхъединство» [4, с. 145].
В сопряжении разнонаправленных процессов - к традиционализму и к инновационности -обнаруживается основной принцип полифонизма - сосуществование и взаимодействие компонентов единого целого.
Традиционная и инновационная культуры находятся, таким образом, в диалогических отношениях (М.М. Бахтин). Целостность полифонической конструкции обусловливается плюрализмом ее составляющих в одновременности существования, при котором многообразие неизбежно не разрушает целое, а целое неизбежно не подавляет разное.
Предполагается, что в течение 2010-х гг. в социокультуре Дагестана будут происходить разнонаправленные процессы - как в сторону доминирования традиционализма, так и в либеральном направлении. Принимая во внимание демографическое преимущество носителей традиционной культуры (преимущественно сельских жителей), прогнозируется сохранение социально-регулятивной роли традиции в качестве приоритетного. Эмпирические наблюдения показывают постепенную либерализацию форм традиционности в социокультуре городских жителей, ориентированных на качественное образование, конфессиональную и национальную толерантность, желание и способность интегрироваться в общероссийское культурное пространство.
Размышляя над ситуацией вокруг исламизации, А.В. Малашенко определил параметры расширения зоны исламизации в России, главным императивом которого является рост мусульманского населения, внутренняя и внешняя миграция. «С учетом, того, что общее число российских граждан понизится примерно до 130 млн. человек, «мусульманский процент» достигнет 17-19 (как с учетом миграции, так и без учета оной» [5].
Одновременно, по мнению А.В. Малашенко, произойдет внутренняя реструктуризация мусульман, и большинство среди них составят кавказцы. Возрастет в абсолютных и относительных показателях число выходцев с Кавказа, осевших в российских городах.
Рельефнее, чем сегодня обозначатся две противоположные тенденции: с одной стороны, дисперсия мусульман, прежде всего тех же кавказцев в российском обществе; с другой - их стремление сохранить свою идентичность, этнический характер.
России, как и всему остальному миру, полагает А.В. Малашенко, не удастся «избавиться» от радикального ислама, который продолжит свое существование под разными вывесками - ваххабизм, исламизм, фундаментализм. Наиболее ярко выраженным он останется на Северном Кавказе.
Возрастет исламофобия, которая закрепится в политическом и бытовом сознании и поведении значительной части российских граждан. Ее росту, помимо проблем в этноконфессио-нальных отношениях, продолжит способствовать взаимная предубежденность Запада и мусульманского мира. «Исламский фактор» в жизни российского общества, в формировании ориентации различных политических групп станет более заметным.
Проблемы, порождаемые в связи с распространением идей исламского фундаментализма, и имплицитно связанные с ним настроения исламофобии в российском социуме, поднимает Н.А. Баранов. «Несмотря на то, что в значительной степени урегулирован конфликт в Чечне, по-прежнему живы среди россиян опасения и страхи перед «исламским терроризмом», - пишет ученый. Особую опасность представляет распространение представлений об отсутствии принципиальной разницы между исламом и политическим радикализмом, что в корне ошибочно. Разжигание религиозной вражды между христианами и мусульманами в евразийском государстве чревато серьезной внутренней дестабилизацией страны. Здесь уместно напомнить слова известного русского реформатора П.А. Столыпина: «Наш орел - наследие Византии - орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью».
Решение проблемы распространения радикального ислама Н.А. Баранов предлагает проводить в рамках геополитики: «России необходима сильная «мусульманская» политика, поскольку в ее составе сегодня свыше 20 млн. мусульман, которых связывает со славянами и историческое прошлое, и мировоззренческое сходство ислама и православия. Можно согласиться с мнением ведущих российских геополитиков, которые подчеркивают, что одна из главных стратегических задач России - не допустить радикализации собственного российского ислама. Тесное сотрудничество с «внешним» мусульманским миром обусловлено географической близостью России к мусульманскому Востоку. Важным направлением мусульманской стратегии России могли бы стать реализация масштабных инфраструктурных проектов в Каспийском регионе и создание новой системы коллективной безопасности в мусульманском мире» [6].
По нашему мнению, недопустимость распространения религиозного экстремизма в регионе необходимо решать как в правовом поле, так и в социальном. Известно, что ряды экстремистов растут за счет наименее социально защищенных представителей молодого поколения дагестанцев. Решение вопросов с безработицей, коррупцией, повышение качества социокультурной ситуации в обществе повысит шансы на урегулирование внутриконфессиональных противоречий и создаст потенциал для формирования общественного консонанса.
Предполагается, что в ближайшие годы арабо-мусульманская культурная экспансия проявится в расширении сферы своего влияния и претензии на статус доминирующей (наднациональной) культуры. Прогрессирование тенденции исламизации дагестанского общества при участии ваххабитского фактора непременно приведет к нарастанию процесса децивилизации мусульманской общины. Последствия от культурного шока арабо-мусульманской экспансии могут быть непредсказуемыми, вплоть до элиминации этнокультурной специфики. Однако за многие века Дагестан успел сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры. В качестве защиты от элиминации ваххабизмом дагестанской полиэтничной культуры выступит традиционализм, как в социокультурной сфере, так и религиозной.
В связи с этим актуализируется роль региональной культурной политики, приоритеты которой формируются с учетом этно-национальных, исторических, географических, социальноэкономических и других условий региона. Проведение целенаправленной политики ограничения доступа религиозно-экстремистской пропаганды на национальные культурные рынки создаст благоприятные условия для минимизации влияния исламского фундаментализма в Дагестане.
Т.А. Пархоменко, рассуждая о ситуации в современной отечественной культуре, пишет: «Культурное пространство снова разделяется на две неравные части: творческую элиту, осознающую ценность рационального познания мира и использующую ее в своих интересах, и пребывающую в эмоционально-гипнотическом трансе массу населения, для которой, как встарь, основ-
ной интерес сводится к хлебу и зрелищам... Культура, наука, образование будут уделом избранных, цивилизация со всеми ее современными аудиовизуальными и прочими технологиями - достоянием всех. В настоящее время процесс этот только начинает разворачиваться, но с каждым новым годом он будет все быстрее и быстрее набирать обороты» [7, с. 685].
И.А. Купцова отмечает, что к настоящему времени четко определены три уровня культурной политики - федеральный, региональный, муниципальный - и области компетенции каждого из них. «Федеральный уровень культурной политики предполагает разработку концепции развития сферы культуры России и мероприятий по ее реализации в масштабе всей страны. Он является определяющим для всех субъектов и уровней власти, формируя основные направления социокультурного развития государства в целом» [8, с. 31-34]. В частности, это проявляется в разработке и воплощении Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)», «Культура России (2012-2018 годы)».
Региональная культурная политика формируется на основе государственной культурной политики федерального уровня с учетом этнонациональных, исторических, географических, социально-экономических и других условий конкретного региона. На уровне регионов реализуются целевые программы в области культуры, направленные на сохранение материального и нематериального культурного наследия конкретной территории, развитие творческого потенциала населения, в том числе детей и молодежи (Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, республиканские целевые программы в сфере культуры - «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества на 2011-2015 гг.» и «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Дагестан, находящихся в собственности Республики Дагестан», «Одаренные дети», «Развитие национальных отношений в Республике Дагестан»).
Особую роль в воплощении различных творческих проектов и культурных инициатив играет муниципальный уровень формирования и реализации культурной политики. Его особенностью является непосредственная и неразрывная связь с конкретными условиями локального социокультурного пространства, культурными потребностями и уровнем жизни населения. В отличие от политики на федеральном уровне, ее локальная реализация невозможна в отрыве от конкретики общественной жизни (Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи»).
Необходимо рассматривать в составе культурных практик республики деятельность учреждений системы начального, среднего, высшего профессионального, а также дополнительного художественного образования (музыкальные училища, художественное училище, факультет искусств Дагестанского государственного университета, школы искусств и т.д.). Именно в учреждениях образования сосредоточен значительный культурный потенциал, который при этом обеспечивает связь между поколениями, и может выступить как ядро местного творческого сообщества, актуализирующее его духовный потенциал.
Ссылки:
1. Флиер А.Я. Культура как прогноз // Флиер А.Я. Культурология 20 - 11: авторский сборник эссе и статей. М., 2011. С. 346-363.
2. История культурологии: учебник для бакалавров / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. М., 2012.
3. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. М., 2011.
4. Там же.
5. Малашенко А.В. Ислам в России в 2020 году // Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/ ru_mir/religio/prediction/2020/ (дата обращения:
14.12.2011).
6. Баранов Н.А. Геополитические проблемы евро-
пейского развития // Персональный сайт Н. А. Баранова. URL: http://nicbar.narod.ru/geoproblemy_
lekzia19.htm (дата обращения: 02.02.2012).
7. Пархоменко Т. А. Культура без цензуры: Культура России от Рюрика до наших дней. - М., 2010.
8. Купцова И. А. Культурная динамика провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации: автореф. ... д-ра культурологии. М., 2011.
References (transliterated):
1. Flier A.Y. Kul'tura kak prognoz // Flier A.Y. Kul'turologiya 20 - 11: avtorskiy sbornik esse i statey. M., 2011. P. 346-363.
2. Istoriya kul'turologii: uchebnik dlya bakalavrov / V.M. Dianova, Y.N. Solonin. M., 2012.
3. Tsivilizatsionnaya identichnost' v perekhodnuyu epokhu: kul'turologicheskiy, sotsiologicheskiy i is-kusstvovedcheskiy aspekty / Kondakov I.V., Sokolov K.B., Khrenov N.A. M., 2011.
4. Ibid.
5. Malashenko A.V. Islam v Rossii v 2020 godu // Russ-
kiy arkhipelag. URL: http://www.archipelag.ru/
ru_mir/religio/prediction/2020/ (date of access:
14.12.2011).
6. Baranov N.A. Geopoliticheskie problemy evrop-
eyskogo razvitiya // Personal'niy sayt N. A. Baranova. URL: http://nicbar.narod.ru/geoproblemy_lekzia
19.htm (date of access: 02.02.2012).
7. Parkhomenko T. A. Kul'tura bez tsenzury: Kul'tura Rossii ot Ryurika do nashikh dney. - M., 2010.
8. Kuptsova I. A. Kul'turnaya dinamika provintsial'noy kul'tury v usloviyakh istoricheskikh transformatsiy rossiyskoy tsivilizatsii: avtoref. ... d-ra kul'turologii. M., 2011.