Научная статья на тему 'Мусульманский ритуал в культурном пространстве Северного Кавказа'

Мусульманский ритуал в культурном пространстве Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЙ РИТУАЛ / МАВЛИД / МУЗЫКА РИТУАЛА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / MUSLIM RITUAL / MAWLID / MUSIC OF RITUAL / CULTURAL SPACE OF REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулаева Медина Шамильевна

Мусульманский ритуал «мавлид» получил широкое распространение в культурном пространстве современного Дагестана. Он усиливает социальную сплоченность, позволяет участникам ритуала ощутить свою принадлежность к мусульманской умме. В общественно-политической сфере республики мавлид приобрел статус социальной практики. Благодаря несложной форме проведения мавлид органично вошел в контекст повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim ritual «mawlid» is widespread in the cultural space of modern Dagestan. It enhances social cohesion, allows participants of the ritual to feel their belonging to the Muslim Ummah. In the socio-political field of the Republic of mawlid has acquired the status of social practice. Thanks to the simple form the mawlid are mainstreamed in the context of everyday life.

Текст научной работы на тему «Мусульманский ритуал в культурном пространстве Северного Кавказа»

УДК 39(470.67):28-5

М. Ш. Абдулаева

Мусульманский ритуал в культурном пространстве Северного Кавказа1

Мусульманский ритуал «мавлид» получил широкое распространение в культурном пространстве современного Дагестана. Он усиливает социальную сплоченность, позволяет участникам ритуала ощутить свою принадлежность к мусульманской умме. В общественно-политической сфере республики мавлид приобрел статус социальной практики. Благодаря несложной форме проведения мавлид органично вошел в контекст повседневности.

Ключевые слова: мусульманский ритуал, мавлид, музыка ритуала, культурное пространство региона

Medina S. Abdulaeva

Muslim ritual in the cultural space of North Caucasus

Muslim ritual «mawlid» is widespread in the cultural space of modern Dagestan. It enhances social cohesion, allows participants of the ritual to feel their belonging to the Muslim Ummah. In the socio-political field of the Republic of mawlid has acquired the status of social practice. Thanks to the simple form the mawlid are mainstreamed in the context of everyday life.

Keywords: Muslim ritual, mawlid, music of ritual, cultural space of region

Влияние институтов мусульманского мира на социокультурное пространство российских регионов оказывается настолько активным, что позволяет говорить о глобализационном характере исламизации. Параллельно с активностью распространения исламизации происходит усиление архаиза-ционных и традиционалистских тенденций в социокультурной сфере, что порой трактуется как стремление к сохранению этнокультурной идентичности в условиях глобальной вестернизации. Исследователи правы, когда пишут о том, что «многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом придавали человечеству его фольклорное и этнографическое разнообразие, постепенно исчезают по мере того, как основная часть общества усваивает новые стандартные формы жизни»2. В данных условиях жители северокавказского региона отстаивают приоритет этнической и религиозной самоидентификации, возрождают институты традиционной культуры, что обусловлено, прежде всего, политической, идеологической и экономической нестабильностью региона3. Исследователи отмечают общую для населения страны тенденцию роста религиозности, при этом религиозность носит часто декларативный характер: «люди стремятся демонстрировать принадлежность к корневым религиозным традициям своих социумов или этнических групп, причем к собственно религиозной вере это может и не иметь никакого отноше-ния»4. «Социальное расслоение общества

и неравные финансовые возможности создают зоны напряжения и риска. Изменения в социальной структуре общества и тенденция глобализации обострили проблему культурной идентификации человека», - отмечает С. Н. Иконникова5.

Массовое обращение в обществе к архаическим социальным практикам обусловлено кризисом модернизационного развития и присуще как России, так и странам постсоветского пространства6. Если этнокультурная доминанта в целом характерна для современного социально-политического контекста российских регионов и актуализирует неотрадиционализм как осознанный процесс возрождения этнической культуры7, то в социокультурных условиях Дагестана к данным реалиям добавляются религиозные императивы, формирующие институт религиозных социальных практик.

Так, исламская культурная система активно отстаивает свою модель социального жизнеустройства в традиционных обществах горного Дагестана. В традиционалистских семьях получает распространение ограничение, иногда - полный отказ от обучения девочек в общеобразовательных школах. Массовый характер эта тенденция приобрела в селах, ревностно сохраняющих вековые традиции и отличающихся высокой степенью религиозности населения8. Кроме того, с точки зрения мусульман-ортодоксов, современная система общего образования с совместным обучением детей обоих полов нарушает каноны ислама. Как правило, в строго практикующих

70

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Мусульманский ритуал в культурном пространстве Северного Кавказа

религиозных семьях ограничиваются обучением девочек в начальной школе, после чего образование продолжается в исламских учебных заведениях, и девочку активно включают в ведение домашнего хозяйства.

Влияние ортодоксального ислама обнаруживается в пространстве культуры повседневности: «ревизии» подвергается, например, распространенный в Южном Дагестане праздник прихода весны Навруз как чуждый «чистому» исламу9. Известны случаи, когда родители выступают против посещений своими детьми школьных уроков рисования под предлогом запрета в исламе изображений живых существ. Ортодоксами-мусульманами развивается дискурс о правомерности празднования Нового года и проведении новогодних «утренников» в школах республики, в то время как в повседневную жизнь дагестанцев активно включаются религиозные ритуалы.

Наиболее востребованным из мусульманских ритуалов в республике стал мавлид. Назначение данного ритуала заключается в прославлении Мухаммада, поэтому универсальный мавлид проводится в мечети в месяц рождения пророка. Форма проведения мав-лида включает чтение Корана, хадисов10, поэтически оформленных религиозных текстов. К большим мавлидам, проводимым в мечетях, относятся также ритуалы, приуроченные к священным для мусульман праздникам Ид аль-Фитр (Ураза байрам) и Ид аль-Адха (Курбан байрам). Мавлидом также называют религиозные торжества, посвященные дням рождения знаковых персоналий исламского мира (имамов, шейхов, устазов и т. д.); такие мавлиды проводят в мечетях при большом количестве прихожан, а также в домашнем помещении в кругу приглашенных родственников и членов общины.

Популярность мавлида обеспечивает ему устойчивое положение не только в повседневной религиозной жизни мусульман Дагестана, но и выводит на уровень общественнополитический. Так, например, в январе 2015 г. по указанию Главы республики Дагестан и при поддержке Духовного управления мусульман Дагестана в Центральной мечети Махачкалы был проведен общедагестанский мавлид. Поводом для его организации стали карикатурные сюжеты, опубликованные во французской газете «Charlie Hebdo», и общественный резонанс, вызванный нападением на сотрудников редакции этого еженедельника. При этом в соседних с Дагестаном Чеченской республике и Ингушетии протест против карикатур на мусульманского пророка был выражен в форме

гражданских акций - митингов и маршей. В Дагестане оскорбление чувств верующих вылилось в инициированный руководством республики мавлид, утвердившим де-факто участие религиозных институтов в социально-политической сфере субъекта Федерации.

Склонность дагестанцев к архаичным практикам, усиливающим социальную сплоченность, удобная форма проведения мавлида позволили приспособить мусульманский ритуал к условиям повседневности: получили популярность и широко распространены «домашние» мавлиды, посвященные знаменательным событиям жизни семьи или общины - рождению ребенка, переселению в новый дом, счастливому избавлению от гибели члена семьи и т. д. Таким образом, произошло «транспонирование» религиозного ритуала в пространство повседневности, при этом в мавлид включились бытовые, обыденные компоненты в виде праздничного застолья и подарков участникам ритуала. Содержательная часть ритуала пополнилась религиозными песнями, которые благодаря звуковому - музыкально-интонационному - контенту внесли в пространство мавлида оттенок бытового праздника. Форма проведения «домашнего» мавлида соблюдает сложившуюся в культуре исламского мира практику раздельного размещения мужчин и женщин в помещении. Часто «домашний» мавлид проводится только для мужчин или только для женщин, а организаторы мероприятия заранее информируют об этом гостей. Текст «домашнего» мавлида читают профессиональные чтецы Корана, владеющие религиозными текстами на уровне, обеспечивающем проведение ритуала. Мавлид, таким образом, становится формой торжественного маркирования события в пространстве повседневности.

Праздником семейного цикла, получившим наибольшее влияние со стороны универсального мавлида, стал свадебный обряд. Мусульманские приоритеты достаточно давно (с начала 1990-х гг.) стали влиять на форму проведения свадебного торжества - «приглашающая сторона» заранее объявляет, что свадьба будет без алкогольных напитков и танцев, поскольку и те, и другие не вписываются в нормативы ислама. Такие свадьбы широко распространены в городах, а в сельской местности (особенно в высокогорных районах) практически укоренились. Несколько позже (приблизительно с начала 2000-х гг.) данная форма свадебного торжества стала предваряться чтением коранических текстов, входящих в цикл универсального мавлида. Поскольку мусульманские приоритеты, актуализирующие себя в пространстве свадебного торжества, у дагестанцев к тому времени уже

71

М. Ш. Абдулаева

получили широкое признание и укоренились ментально, введение ритуальной мусульманской компоненты в свадьбу оказалось закономерным и осуществилось органично. Так образовалась локальная, дагестанская, особенность свадебной церемонии, сформированная на «платформе» мусульманского ритуала и получившая определение свадьба-мавлид.

Торжественная часть мусульманской свадьбы проводится в помещении, разделенном на два сектора для размещения мужчин и женщин. Присутствующие на мавлиде женщины одеты соответственно религиозным нормам в платья, полностью закрывающие тело, и головной платок. На свадебном мавлиде не звучит инструментальная музыка и не исполняются танцы. Это условие исключает развлекательный контент торжества, а содержание мероприятия включает чтение коранических текстов и хадисов. Мусульманская свадьба сторонников традиционного ислама допускает звучание музыки во время торжественного мероприятия, что, возможно, и стало продуцирующим посылом для развития и популяризации жанра религиозной песни.

Таким образом,универсальный мавлид, сформированный в рамках религиозного ритуала, расширил свое присутствие в культурном пространстве региона и трансформировался в новые формы общественно-политических и семейно-общественных практик.

Примечания

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-04-00065 «Исследование сакрально-религиозной музыки народов Дагестана».

2 Соколов К. Б. Глобализация культуры - благо или новая проблема? // Российский фонд фундаментальных исследований: портал. URL: http: // rfbr. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

3 Яхъяев М. Я. Общее и особенное в этнической культуре дагестанцев // Философия в Дагестане. URL: http: // dagphilos. narod. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

4 Каргина И. Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социол. исслед. 2013. № 6.С. 112.

5 Иконникова С. Н. Сценарии культурной политики в условиях глобализации // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 3. С. 28.

6 Ламажаа Ч. К. Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 88-93.

7 Ламажаа Ч. К., Абдулаева М. Ш. Архаизация и неотрадиционализм: рос. регион. формы // Там же. 2014. № 3. С. 68-80.

8 Арифмезова Г. Место дагестанской женщины // Кавказская политика. URL: http: // kavpolit. com (дата обращения: 20. 10. 2015).

9 Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа: науч.-справ. пособие / под ред. В. А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 105.

10 Хадисы - изречения Мухаммада, предания о его жизненном пути и миссии пророка.

72

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.