Научная статья на тему 'Современный подход к решению проблем повышения качества среднего профессионального образования на основе внедрения информационно- коммуникационных технологий'

Современный подход к решению проблем повышения качества среднего профессионального образования на основе внедрения информационно- коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный подход к решению проблем повышения качества среднего профессионального образования на основе внедрения информационно- коммуникационных технологий»

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. И. Валишевская, преподаватель ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В. А. Волкова» А. В. Шершнева, преподаватель Н. Л. Лабунская, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-методической работе

Актуальность ин-формационно-комму-никационных технологий бесспорна. Цифровое будущее, о котором думалось и мечталось, становится привычным цифровым настоящим. Появились новые технологии: облачные вычисления (информа-ционно-технологиче-ская концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа, оперативно предоставленная с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к провайдеру); большие данные; социальные сети; естественный интерфейс, который не меняет привычные пользователю способы решения профессиональных задач; разнообразные устройства; консьюмеризация ИТ (приспособление личных устройств сотрудников для выполнения рабочих задач); постоянная связь с сетью; искусственный интеллект.

Характерной чертой современного образования является тот факт, что студенты не хотят тратить много времени на обучение, многие из них уже на втором курсе работают, обеспечивая себе профессиональный опыт и материальный достаток. Им нужны быстрые решения, такие как обучение интерактивно, дистанционно. Молодежь за поиском информации обращается в первую очередь к Интернету, не к книгам. У них популярны Википедия (электронная энциклопедия), видеоуроки на интернет-сервисах, таких как YouTube и т. д.

В таких условиях традиционное обучение неэффективно и непопулярно среди студентов. Нужны новые подходы к образованию,

- 90

А. В. Шершнева Н. Л. Лабунская

большее использование ИТ-средств и вовлечение студентов в современную инфосреду. Нам, преподавателям, необходимо подстроиться под данные запросы получателей образовательных услуг.

Чтобы не отставать от быстро меняющегося мира, наше образовательное учреждение должно ориентироваться на новый уровень грамотности, который требует:

• создания принципиально новой технологии приобретения знаний,

• иных педагогических подходов к преподаванию,

• модернизации программ обучения, комплексного методического обучения и материальной базы.

Можно выделить основные направления использования ИКТ в нашем техникуме: представление учебного материала с помощью компьютера, Интернета, использование мультимедиа, диагностика и рейтинговая оценка, создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), дистанционное обучение, организация интерактивного общения между студентами и педагогами посредством электронной почты, Skype и др. возможностей ИКТ. Особо отметим потенциал персональных интернет-сайтов преподавате-

Е. И. Валишевская

лей, которые мы рассматриваем как обучающий ресурс и возможность для получения обратной связи со студентами и их родителями.

Для организации урока и также самостоятельной работы студентов педагогами техникума широко используются электронные учебно-методические комплексы и электронные учебники (ЭУ). Доступ студентов к ним обеспечивается через Интернет или на DVD и CD. Для создания электронных учебников педагоги применяют простую в обслуживании программу FRONT PAGE. Ее преимущества в доступности интерфейса (знакомого всем по Microsoft Word) и возможности детальной структуризации содержания учебника,исходя из собственного видения и педагогических задумок.

Эти электронные учебники содержат весь необходимый для самостоятельного обучения лекционный материал, в том числе блок практических и тестовых заданий для контроля, а также комплекс разнообразных дополнительных дидактических материалов и образовательных ресурсов (учебных, учебно-методических и вспомогательных информационно-справочных материалов, представленных в разных формах: графика, видео, текст и пр.). ЭУ обеспечивает мгновенную обратную связь, помогает пользователям быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т. д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиатехнологий). ЭУ позволяет быстро, но в наиболее подходящем для конкретного студента темпе, проверить знания по определенному разделу. Изложение учебного материала построено так, что есть возможность увидеть структуру лекции, и студент имеет возможность повторить любой фрагмент лекции. Электронный учебник обеспечивает возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — программный мультимедиапро-дукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий все основные материалы, необходимые в данном процессе, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанцион-ности и формализованности процедур оценки знаний [1].

Разработанный нами ЭУМК представляет собой веб-страницу — документ в формате HTML на базе MS Word. Это делает его простым в создании и использовании. Интерфейс ЭУМК прост в освоении пользователем, а также учитывает возможность технологически несложного совершенствования и модернизации.

На любую папку ЭУМК можно сделать общий доступ для просмотра любым заинтересованным лицам либо конкретным пользователям. Это позволяет ЭУМК быть открытым для студентов, родителей, администрации и других без потери информации, необходимой для контроля и оценивания (например, ключ к тестам, ответы к заданиям и пр.).

Структура электронного учебно-методического комплекса состоит из логически взаимосвязанных модулей. Каждый отдельный модуль открывается в отдельном электронном окне, имеет свою целевую установку, направленную на решение частных задач.

Преимуществом данного ЭУМК является электронный журнал как средство интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он обеспечивает интерактивное взаимодействие со студентами, родителями и формирование отчетности для административных органов. Использование электронного журнала повышает удобство и оперативность работы с классным журналом и анализа оценок. Родители студентов получают возможность отслеживать успеваемость и посещаемость своих детей. Процесс обучения становится абсолютно прозрачным, что способствует повышению качества образования.

Электронный журнал является завершающим этапом дидактического цикла процесса обучения, он обеспечивает накопление статистических данных по работе с учебным курсом и анализ хода учебного процесса.

Темпы развития информационных технологий определяют изменение целей и задач, стоящих перед образованием и непосредственно перед педагогическими работниками. Необходимо идти в ногу со временем, иначе мы безнадежно отстанем от студентов. Пройдет еще немного времени и будут цениться только те учебные заведения, где можно обучаться удаленно, без отрыва от работы, не уезжая далеко от дома. Уже сейчас абитуриентам при выборе техникума удобнее заходить на страницы сайтов, а количество поступивших напрямую зависит от первенства учебного заведения в рейтинге поисковых систем Интернета.

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Администрация и методическая служба техникума ведут большую работу по активизации интереса педагогов к освоению ИКТ и внедрению их в практику своей работы. Для этого проводится целенаправленное обучение педработ-ников, организуются конкурсы ЭУМК и сайтов педагогов, разработана система материального и морального стимулирования.

1. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Е. Н. Капишина, преподаватель ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

В преподавании ес-тественныхнаук, вчаст-ности химии и биологии, основная цель состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать студентов процессом познания, научить их сравнивать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и применять полученные знания на практике.

Наиболее эффективным видом деятельности для достижения данной цели является учебно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.

Формирование культуры исследовательской деятельности способствует:

- освоению общих и профессиональных компетенций;

- развитию познавательной активности;

- становлению исследовательской позиции и исследовательского стиля;

- совершенствованию исследовательского поведения [1, с. 35].

Химия — это дисциплина, которая дает огромные возможности для разнообразных исследований: от краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных, которые оформляются в учебно-исследовательскую работу.

В рамках исследовательской деятельности формируются коммуникативные умения: вза-

имодействовать с одногруппниками и руководителем, обсуждать ход исследования, участвовать в совместном принятии решений, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, презентационные умения и навыки.

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой студент, при этом получая удовлетворение от самостоятельного поиска и открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний обучающимся, а в развитии их самостоятельного творческого мышления.

Для эффективной исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:

- студент должен хотеть проводить исследование;

- студент должен суметь это сделать;

- студент должен получить удовлетворение от своей работы.

Каким же образом можно организовать исследовательскую деятельность студентов на уроках химии и биологии и во внеурочное время?

Например, при изучении темы «Разнообразие организмов» выполнить ее домашнее задание: вырастить плесень на разных видах хлеба, ответить на следующие вопросы: «На каком виде хлеба (черном или белом) быстрее появляется плесень?», «Какая плесень выросла на хлебе?», «Какие условия способствуют появлению плесени?». Далее, когда был собран достаточный объем материала, было решено во внеурочное время провести исследовательскую работу «Изучение хими-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.