Научная статья на тему 'Современный подход к оценке акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов'

Современный подход к оценке акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASSESSMENT OF ACOUSTIC IMPACT OF THE CONSTRUCTION OF THE AIRPORT COMPLEX / ADJACENT RESIDENTIAL ZONE / THE ZONE OF ACOUSTIC DISCOMFORT / ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / СТРОЯЩИЙСЯ АЭРОПОРТОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИЛЕГАЮЩАЯ СЕЛИТЕБНАЯ ЗОНА / ЗОНА АКУСТИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Беспалов В. И., Самарская Н. С., Висневский Г. А.

В статье предложен современный подход к проведению оценки акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов. При этом рассмотрены особенности источников акустического воздействия, как при наземном обслуживании, так и при лётной эксплуатации. Проведение оценки акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов, по мнению авторов, включает в себя несколько этапов. Выполнение предложенных авторами этапов проведения оценки акустического воздействия позволит выявить зоны акустического дискомфорта и планировать комплекс мероприятий, направленных на снижение шума в этих зонах и тем самым повысить степень экологической обоснованности строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Беспалов В. И., Самарская Н. С., Висневский Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern approach to the assessment of the acoustic impact on the adjoining residential zone under construction or reconstruction of airport complexes

In the article the modern approach to the assessment of the acoustic impact on the adjoining residential zone under construction or reconstruction of airport complexes. While the features of sources of acoustic impact as ground handling and flight operations. Assessment of acoustic impact on the adjoining residential zone under construction or reconstruction of airport complexes, according to the authors, involves several stages. The implementation proposed by the authors of the stages of the assessment of acoustic impact will allow to identify the zones of acoustic discomfort and plan a set of measures aimed at reducing noise in those areas and thus enhance environmental validity under construction or reconstruction of airport complexes.

Текст научной работы на тему «Современный подход к оценке акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов»

Современный подход к оценке акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых

аэропортовых комплексов

В.И.Беспалов, Н.С.Самарская, Г.А.Висневский

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье предложен современный подход к проведению оценки акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов. При этом рассмотрены особенности источников акустического воздействия, как при наземном обслуживании, так и при лётной эксплуатации. Проведение оценки акустического воздействия на прилегающие селитебные зоны строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов, по мнению авторов, включает в себя несколько этапов. Выполнение предложенных авторами этапов проведения оценки акустического воздействия позволит выявить зоны акустического дискомфорта и планировать комплекс мероприятий, направленных на снижение шума в этих зонах и тем самым повысить степень экологической обоснованности строящихся или реконструируемых аэропортовых комплексов. Ключевые слова: оценка акустического воздействия, строящийся аэропортовый комплекс, прилегающая селитебная зона, зона акустического дискомфорта.

Развитие авиационной техники большого тоннажа с мощными турбовинтовыми и турбореактивными двигателями приводит к повышению актуальности проблемы акустического дискомфорта на прилегающих территориях селитебных зон, где уровень звукового давления существенно превышает его предельно допустимые значения [1-3]. Поэтому в настоящее время значительную роль играет степень экологической обоснованности строящихся и реконструируемых аэропортовых комплексов по шумовому фактору, оказывающему неблагоприятное воздействие на здоровье населения, проживающего на рассматриваемых территориях.

В современных условиях при проведении оценки акустического воздействия строящихся и реконструируемых аэропортовых комплексов необходим учет не только преобладающего авиационного шума, но и всех иных видов источников, связанных с работой аэродромных служб (грузовые комплексы для проведения ремонтных работ, теплогенераторы котельных,

:

телетрапы, заправочные машины, машины сопровождения воздушных судов, пассажирские автобусы, снегоуборочная техника и т.д.). Причем оценка авиационного шума должна включать факторы как летной эксплуатации, так и наземного обслуживания воздушных судов:

- взлет и посадку воздушных судов, в том числе с использованием реверса тяги авиадвигателей;

- руление, опробование двигателей на свободной взлетно-посадочной полосе;

- набор высоты и выход воздушных судов из района аэропорта после взлета;

- заход и снижение на посадку при прилете воздушных судов.

На основании учета всех возможных источников шума на территории строящегося или реконструируемого аэропортового комплекса необходимо определить их акустические характеристики для дневного и ночного времени суток. Как известно [4-8], нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука ЬЛэкв и максимальный уровень звука ЬЛ, измеряемые в дБ (Л). Поэтому расчетные значения эквивалентного уровня звука позволяют определить санитарный разрыв по пригодности к застройке. Для аэропортов с интенсивностью более 50 тыс. взлет-посадок в год или 137 взлет-посадок в сутки ранжирование территории санитарного разрыва по пригодности к застройке проводится в соответствии с таблицей № 1, исходя из уровней авиационного шума. В таблице № 1 представлены допустимые уровни шума дБ в зонах.

Согласно [9] в зоне А допустимо размещать жилые дома, детские дошкольные учреждения, школы и учебные заведения, гостиницы, административные и научно-исследовательские организации. В зонах Б и В допустимо размещать сооружения с повышенной звукоизоляцией наружного

ограждения: для жилых помещений зоны Б - 20-25 дБА, для жилых помещений зоны В - 25-30 дБА.

Таблица № 1

Допустимые уровни шума дБ в зонах

Время суток Допустимые уровни шума в зонах

Зона А Зона Б Зона В Зона Г

День (7:00 -23:00) При пролётах Ьлэкб < 55 56< Ьлэкб < 60 61< Ьлэкб < 65 Ьлэкб > 65

При опробывании двигателей Ьл < 70 71< Ьл < 80 81< Ьл < 85 Ьл>85

Ночь (23:00 7:00) При пролётах Ьлэкб < 45 46< Ьлэкб < 50 51< Ьлэкб < 55 Ьлэкб > 55

При опробывании двигателей Ьл < 60 61< Ьлэкб < 70 71< Ьлэкб < 75 Ьлэкб > 75

В зоне Г запрещено размещать жилые объекты. Допустимо размещать административные и научно-исследовательские организации при условии обеспечения требуемой звукоизоляции наружного ограждения.

Согласно принципам распространения шума с учетом полученных акустических характеристик возможных источников шума следующим этапом в оценке акустического воздействия строящихся и проектируемых аэропортовых комплексов на прилегающие селитебные территории является определение зон акустического дискомфорта от совокупности источников. Ввиду сложности такой расчет следует проводить с помощью компьютерных программ, среди которых наиболее известна программа «Эколог-Шум». Основное назначение программы - расчет распространения шума от внешних источников. Расчет выполняется согласно актуализированному СНиП 23-03-

2003, ГОСТ 31295.1-2005 с учетом дифракции и отражения звука препятствиями. При этом главным преимуществом использования расчетной программы является возможность получения информации в виде цветной шумовой карты. Примером такой карты может служить полученная нами в ходе расчетов карта-схема уровней эквивалентного звукового давления в районе строящегося аэропортового комплекса «Платов», расположенного в Аксайском районе Ростовской области (рис. 1).

строящегося аэропортового комплекса «Платов»

Анализ данных, представленных на карте, позволяет заключить, что если не проводить шумозащитные мероприятия, то в зону акустического дискомфорта попадают п.Валовый, ст.Камышеваха и ст.Грушевская.

Выявленные зоны акустического дискомфорта от совокупности источников шума, где уровень звукового давления превышает нормативные значения, позволяют наметить пути и направления снижения шума за счет реализации комплекса мероприятий организационного, технологического и специального инженерно-экологического характера и, тем самым, повысить степень экологической обоснованности строящихся и реконструируемых аэропортовых комплексов [10].

Таким образом, оценка акустического воздействия строящихся и реконструируемых аэропортовых комплексов на прилегающие селитебные зоны включает в себя следующие этапы:

1. выявление всех возможных источников шума на территории строящегося или реконструируемого аэропортового комплекса;

2. определение акустических характеристик источников шума для дневного и ночного времени суток;

3. расчет зон акустического дискомфорта от совокупности источников шума с помощью программы «эколог-Шум»;

4. анализ полученных данных с помощью карты-схемы уровней эквивалентного звукового давления для определения участков селитебных территорий, попадающих в зону акустического дискомфорта;

5. определение перспективных направлений снижения шума за счет реализации комплекса мероприятий.

Литература

1. Беспалов В.И., Гурова О.С., Самарская Н.С. Исследование процесса акустического загрязнения воздушной среды городской застройки// Сборник научных трудов SWorld: материалы междунар. науч.-практ. конф.-2014.-Вып.1,т. 3. -С.10-15.

2. Россинская М. В., Россинский Н. П. Элементы экологического мониторинга, их краткая характеристика и влияние на качество окружающей природной среды и здоровье населения региона //Инженерный вестник Дона, 2012, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/668.

3. Белая Е. Н. Транспортный шум как фактор формирования акустической среды городских территорий //Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №. 8. - С. 130-134.

4. Шеина С. Г., Хамавова А. А., Исматулаева Н. А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития сельских территорий //Инженерный вестник Дона, 2015, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3123.

5. Лебедева С. А. и др. Исследования влияния шумовых нагрузок на социально-экологическое благополучие городов-курортов КМВ //Инженерный вестник Дона, 2015, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2894.

6. Полякова Т. В., Сайбель А. В., Халезин С. В. Строительство и экология //Инженерный вестник Дона, 2012, №4-2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1388.

7. Фокин С. Г., Бобкова Т. Е. Риск для здоровья населения, проживающего в зоне влияния аэропортов //Медицина труда и промышленная экология. - 2008. - №. 4. - С. 42-43.

8. Torija A. J., Self R. H., Flindell I. H. A model for the rapid assessment of the impact of aviation noise near airports //The Journal of the Acoustical Society of America. - 2017. - V. 141. - №. 2. -pp. 981-995.

9. Картышев О. А., Николайкин Н. И. Критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории аэропортов и обоснования защитных мероприятий //Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. -2017. - Т. 20. - №. 3.- C. 30-40.

10.Weihofen V. M. et al. Environmental aircraft noise and stroke: a systematic review and meta-analysis //INTER-NOISE and NOISE-CON Congress and Conference Proceedings. - Institute of Noise Control Engineering, 2016. -V. 253. - №. 7. - pp. 1842-1849.

References

1. Bespalov V.I., Gurova O.S., Samarskaja N.S. Sbornik nauchnyh trudov SWorld: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2014. №.1,V. 3. pp.10-15.

2. Rossinskaja M. V., Rossinskij N. P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. №. 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/668.

3. Belaja E. N. Novaja nauka: Sovremennoe sostojanie i puti razvitija. 2016. №. 8. pp. 130-134.

4. Sheina S. G., Hamavova A. A., Ismatulaeva N. A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №3 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3123.

5. Lebedeva S. A. i dr. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2894.

6. Poljakova T. V., Sajbel' A. V., Halezin S. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. №4-2 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1388.

7. Fokin S. G., Bobkova T. E. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2008. №. 4. pp. 42-43.

8. Torija A. J., Self R. H., Flindell I. H. The Journal of the Acoustical Society of America. 2017. Vol. 141. №. 2. pp. 981-995.

9. Kartyshev O. A., Nikolajkin N. I. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. 2017. Vol. 20. №. 3. pp.30-40.

10. Weihofen V. M. et al. INTER-NOISE and NOISE-CON Congress and Conference Proceedings. Institute of Noise Control Engineering, 2016. Vol. 253. №. 7. pp. 1842-1849.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.