Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
логопедические занятия / коррекционно-развивающая работа / деятельностный подход / универсальные учебные действия / обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / speech therapy classes / correctional work / activity-based approach / universal educational activities / students with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривова О.А.

В работе отражена необходимость применения деятельностного подхода к организации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями, приводятся приемы формирования универсальных учебных действий на логопедических занятиях учителем-логопедом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACH TO ORGANIZATION AND CONDUCT OF SPEECH THERAPY CLASSES IN GENERAL EDUCATION INSTITUTION

The paper reflects the need to apply an activity-based approach to the organization of correctional work with children with speech disorders, provides techniques for the formation of universal educational actions in speech therapy classes by a speech therapist.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 376.3

Кривова О.А.

учитель-логопед Республиканский центр диагностики и консультирования

(г. Ижевск, Россия)

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: в работе отражена необходимость применения деятельностного подхода к организации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями, приводятся приемы формирования универсальных учебных действий на логопедических занятиях учителем-логопедом.

Ключевые слова: логопедические занятия, коррекционно-развивающая работа, деятельностный подход, универсальные учебные действия, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Увеличение количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с трудностями в обучении требует от учителя-логопеда нового подхода к планированию и проведению логопедических занятий с младшими школьниками в общеобразовательной школе. Федеральные государственные стандарты нацелены на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности. Главное - не знания, а умения их добывать и ими пользоваться. Следовательно, перед логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, а добиваться развития детей с ограниченными возможностями здоровья через всевозможные виды деятельности, т.е. во главу ставится деятельностный подход в коррекции речевых нарушений. Деятельностный подход -концептуальная основа нового стандарта.

Образование нацелено не только на предметные результаты (знания и умения), но и указывает на важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации).

Учителю-логопеду, наряду со своими коррекционными задачами необходимо решать задачи развития личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. К УУД относятся - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Универсальный характер этих действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специфики.

Например, уже на первых логопедических занятиях сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно ребенок объясняет последовательность учебных действий, которые осуществляет для достижения поставленной цели. Так, проводя звуковой анализ, учащиеся ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: установить последовательность звуков в слове, определить их количество, проанализировать каждый звук (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий), обозначит каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного

времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы ребенку для общения. Сформированность коммуникативных УУД обуславливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Приемы формирования УУД на логопедических занятиях учителем-логопедом:

Не логопед ставит учебную задачу перед детьми, а дети совместно с логопедом формулируют тему занятия. Для этого создается проблемная ситуация, решая которую, дети подводятся к формулированию темы занятия, а затем предлагают пути решения данной проблемы. Например, при изучении темы: Гласные звуки (2 класс) предлагается детям назвать количество гласных (при этом не уточняется звуков или букв). Ответы детей будут разные (6, 10, ... ). Возникает проблема. Во время диалога с логопедом дети приходят к выводу, что одни назвали гласные звуки, а другие гласные буквы. Формулируется тема занятия. Логопед подводит детей к тому, что сначала надо вспомнить, чем звук отличается от буквы, а затем способ образования гласных звуков.

Логопед обращает внимание на развивающую ценность любого задания, использует на этапе закрепления продуктивные творческие задания. Продумывает виды работ, направленные на развитие всех психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления,

Показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, тем самым повышая мотивацию к обучению,

Учит детей планировать и прогнозировать свою деятельность, Привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала,

Оказывает поддержку ребенку, создает ситуацию успеха,

Дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных,

Логопед учит детей самих оценивать свою работу на занятии (алгоритм самооценки: Какое было задание? Смог выполнить? Правильно или с ошибкой? Сам или с помощью? После чего дети в тетради на специальной шкале, либо с помощью особых знаков (смайликов) отмечают свой результат).

Отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами. Особенность логопедической работы в школе состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная коррекционно - развивающая работа предупреждает или уменьшает трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Таким образом, значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить, и в рамках реализации ФГОС требуется новая оценка роли школьных логопедов, привнесение нового в содержание логопедической работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2012.- 176 с.: - (Работаем по новым стандартам);

2. Образовательные технологии. Сборник материалов - М.: Баласс, 2008.160 с;

3. Образовательная система «Школа 2100». Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1 -го касса - М.: Баласс, 2011.- 128 с.

Krivova O.A.

Republican Center for Diagnostics and Counseling (Izhevsk, Russia)

MODERN APPROACH TO ORGANIZATION AND CONDUCT OF SPEECH THERAPY CLASSES IN GENERAL EDUCATION INSTITUTION

Abstract: the paper reflects the need to apply an activity-based approach to the organization of correctional work with children with speech disorders, provides techniques for the formation of universal educational actions in speech therapy classes by a speech therapist.

Keywords: speech therapy classes, correctional work, activity-based approach, universal educational activities, students with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.