ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 г. Выпуск 1 (16). С. 3-13
УДК 796/799; 796.011
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ЮГОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
О. И. Галай, Н. И. Санникова, С. И. Еремеев
Одна из проблем системы профессионального образования связана с сохранением и укреплением здоровья населения, с приобщением молодёжи к физической культуре.
Как показывает анализ научной и специальной литературы, проблема совершенствования учебного процесса физического воспитания в вузе является одной из актуальной (А. А. Андриевский в соавт., 2005, Т. М. Булкова, 2007). Особенно остро эта проблема касается физического воспитания студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (Г. А. Булатова в соавт., 2004, Ж. И. Бушева, 2009). Физическое воспитание в специальной группе должно иметь принципиальные отличия по сравнению с основной группой. Это касается как целевых установок, так и содержания и методов обучения.
Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах не отвечает современным требованиям образования [2; 27]. Как отмечают Э. Г. Булич (1986), В. М. Крылов (2000), А. А. Сидоров в соавт., (2000) в области физического воспитания студентов специальной группы имеется ряд противоречий в подходе к комплектованию этих групп, в организации и форме проведения занятий, в их направленности и содержании, в применяемых средствах и методах. Успешность обучения в специальных группах невозможна без адекватной организации учебного процесса. Методически правильная организация учебного процесса физического воспитания со студентами специальной группы будет содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма и повышению уровня физической и функциональной подготовленности, совершенствованию адаптации организма к физическим нагрузкам и окружающей среде.
Данная проблема приобретает особую значимость для студентов, обучающихся в суровых климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа. Эти условия оказывают значительное влияние на повышение уровня заболеваемости, снижение функциональных резервов организма, способствуют нарушению метаболических процессов в нервной и мышечной ткани, развитию психологической и социальной неустойчивости молодых людей в обществе [26].
Таким образом, необходимость повышения эффективности и качества современного профессионального образования, с одной стороны, и недостаточная разработанность подходов организации процесса в физическом воспитании студентов специальной группы в высших учебных заведениях с другой обусловили актуальность наших исследований.
Объект исследования - учебный процесс физического воспитания студентов в Югорском государственном университете (ЮГУ).
Предмет исследования - методика физического воспитания студентов специального отделения в ЮГУ.
Цель исследования - совершенствование методики физического воспитания студентов специального отделения в ЮГУ.
Задачи исследования:
1. Изучить организационно-педагогические условия учебного процесса физического воспитания в ЮГУ в период с 2006 по 2008 года.
2. Проанализировать организацию процесса физического воспитания студентов специального отделения в ЮГУ в период с 2006 по 2008 года.
3. Разработать инновационную методику физического воспитания студентов специального отделения.
4. Обосновать эффективность разработанной инновационной методики физического воспитания студентов специального отделения.
Методы исследования: анализ научной, научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, структурное моделирование, анкетирование, методы математической статистики.
Организация исследования: Исследование проводилось на базе Югорского государственного университета в два этапа: первый этап - с сентября 2006 по май 2007 года, второй этап - с сентября 2007 по май 2008 года. В исследовании приняли участие 147 студентов 13-их курсов специального отделения ЮГУ. Из них девушек - 112, юношей -35 человек.
В период первого этапа исследования осуществлялось педагогическое наблюдение за организацией учебного процесса физического воспитания со студентами специального отделения (СО). Изучались организационно-педагогические условия проведения учебного процесса физического воспитания в Югорском государственном университете.
В период второго этапа исследования проведен педагогический эксперимент с внедрением инновационной методики физического воспитания студентов СО. Эффективность инновационной методики физического воспитания студентов СО ЮГУ определялась по показателям посещаемости и успеваемости. Максимальное количество часов за учебный года равнялось 136; за 1 семестр - 60 часов; за 2 семестр - 76 часов.
Анализировались также количество пропусков занятий по уважительной причине и без уважительной причины. По уважительной причине считался пропуск занятия по болезни, подтвержденный медицинской справкой, остальные пропуски занятий считались без уважительной причины. Успеваемость анализировалась по результатам промежуточной аттестации. В первом семестре промежуточная аттестация проводилась в конце октября, во втором семестре - в апреле. Аттестация осуществлялась по 3-хбалльной системе: 2, 1, 0 баллов.
В начале и в конце 2007-2008 учебного года было проведено анкетирование. Анкета состояла из 10 вопросов: 1). Как оцениваете уровень Ваших теоретических знаний по физической культуре? 2). Знаете ли Вы, какое влияние на здоровье человека оказывают занятия физическими упражнениями? 3). На Ваш взгляд, ведущим мотивом занятий физическим воспитанием является... 4). Как часто вы посещаете занятия физическим воспитанием в университете? 5). Удовлетворены ли Вы программой физического воспитания в университете? 6). Какую форму занятий физическим воспитанием Вы предпочитаете? 7). Возникает ли у Вас желание заниматься физическими упражнениями? 8). На занятиях физическим воспитанием чем Вы предпочитаете заниматься? 9). Занимаетесь ли Вы самостоятельно физическими упражнениями? 10). Что мешает заниматься физическими упражнениями самостоятельно?
Для статистической обработки полученных результатов использовалось программное средство Statistica 6.0. Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение ( x ), минимум, максимум, стандартное отклонение (о), стандартная ошибка. Достоверность различий определялось по критерию Wilcoxon. Корреляционный анализ осуществлялся с помощью рангового коэффициента корреляции Spearmen.
Результаты исследования. Анализ организационно-педагогических условий проведения учебного процесса физического воспитания в Югорском государственном университете в 2007-2008 учебном году показал, что нормативно-правовая база в целом осталась прежней. Изменения связаны только с принятием 23 ноября 2007 года Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В статье 28 главы 3 настоящего закона определены организационные основы физической культуры и спорта в системе Российского образования, в том числе и в высших учебных заведениях.
Кроме того, в этом учебном году отмечается значительное улучшение материальнотехнической базы проведения занятий. Увеличилось количество преподавателей, занимающихся со студентами этого отделения, повысилась их квалификация по сравнению с 20062007 учебным годом. Увеличилось количество инновационных учебных программ по физическому воспитанию студентов СО ЮГУ (табл. 1).
Таблица 1. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие проведение учебного процесса физического воспитания в Югорском государственном университете
№ п/п Факторы и условия, обеспечивающие педагогический процесс Учебный год
2006-2007 2007-2008
1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 26 июля 1994 г.; 2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1.12.1999 года № 1025; 3. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, 2000 г.; 4. Приказ Минобразования РФ от 16.07.2002 года № 2715/227/166/19 5. Федеральный закон о Физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29.04.1999 года гл. 3 ст. 14 1. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 26 июля 1994 г.; 2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1.12.1999 года № 1025; 3. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, 2000 г.; 4. Приказ Минобразования РФ от 16.07.2002 года № 2715/227/166/19 5. Федеральный закон о Физической культуре и спорте в Российской Федерации от 23.11.2007 года гл. 3 ст. 28
2. Материальнотехническое обеспечение Неспециализированный зал 7x12м; открытый стадион Спортивный зал 24x18; 50-метровый плавательный бассейн; открытый стадион
3. Программнометодическое обеспечение Учебная программа физического воспитания, принятая в ЮГУ. Учебно-методические материалы: оздоровительная парадоксальная дыхательная система А. Н. Стрельниковой; дыхание по методу К. П. Бутейко; оздоровительная методика Б. С. Толкачева; оздоровительная методика М. Норбекова; лечебная физическая культура при заболеваниях С. Н. Попова. 1. Учебная программа физического воспитания, принятая в ЮГУ. Учебно-методические материалы комплексы оздоровительной гимнастики с инвентарем и без инвентаря (Л. Д. Назаренко, С. Н. Попов); танцевальные вариации с элементами спортивных танцев, адаптированных для студентов специального отделения. 2. Учебная программа физического воспитания, принятая в ЮГУ на основе применения средств оздоровительной аэробики Учебно-методические материалы: оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях (Г. А. Зайцева, О. А. Медведева, 2007); аэробика (Т. Лисицкая, Л. Сиднева, 2002)
4. Кадровое обеспечение Согласно штатному нормативу вуза на группы СО были выделены 2,5 ставки. С группами работали три преподавателя. Из них двое в должности преподаватель, а один - в должности старший преподаватель. Согласно штатному нормативу вуза на группы СО были выделены 3,5 ставки. С группами работали один преподаватель, два старших преподавателя, доцент
5. Климотогеографиче-ские условия Северное Приобье, район, приравненный к Крайнему Северу
Учебный процесс физического воспитания со студентами специального отделения вуза можно представить в виде педагогической модели, отражающей его структуру в разные периоды обучения. Модель - это «обобщенное отражение явления, результат абстрактного обобщения практического опыта, соотнесение теоретических представлений об объекте и
эмпирических знаний о нём» [20: 104]. При построении модели были учтены требования, предъявленные к моделям: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса; во-вторых, дать описание условий его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно целесообразно [9: 79]. Под «структурой» понимается «внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов» [8: 107].
Поскольку предметом исследования является такая сложная педагогическая система, как процесс физического воспитания студентов специального отделения, наиболее полное его представление возможно только с учетом анализа взаимодействия и взаимосвязи его составляющих блоков.
В целом процесс физического воспитания студентов ЮГУ специального отделения в
2006-2007 учебном году можно представить в виде трех блоков: организационного, учебнотренировочного, контрольно-результативного (рис. 1).
Рис. 1. Структурная модель организации физического воспитания специального отделения ЮГУ в 2006-2007 учебном году
В 2007-2008 учебном году педагогический процесс физического воспитания студентов СО усложнился и в нём были выделены пять блоков: организационный, прогностический, учебно-тренировочный, диагностический и коррекционный (рис. 2).
_____I
-Программно-нормативное обеспечение. -Материально-техническое обеспечение -Характер заболевания контингента -Методическое обеспечение •Климатические условия проживания
Организационным блок
::
Прогностический блок
Уровень ада1ггационных
Уровень функциональных возможностей
резервов
Рис. 2. Структурная модель организации физического воспитания специального отделения ЮГУ в 2007-2008 учебном году
Сравнительный анализ двух структурных моделей показывает, что введение в структуру физического воспитания специального отделения организационного блока вполне оправдано. На первом этапе важными составными элементами физического воспитания является уточнение, детализация информации для планирования и прогнозирования учебного процесса. Организационный блок связан с основными «целевыми ориентирами и линиями развертывания планируемого процесса» [14].
Блок интегрирует в себе информацию о таких факторах, как: программно-нормативное обеспечение; учебно-методическое обеспечение; материально-технические условия; характер заболевания контингента; климатогеографические условия. Содержание организационного блока позволяет определить реальные возможности для предстоящей деятельности по совершенствованию и управлению процессом физического воспитания специального отделения вуза.
В 2007-2008 учебном году структура педагогической модели была дополнена прогностическим блоком. По своей структуре прогностический блок состоял из: оценки уровня физической подготовленности; карты оценки физического развития и функционального состояния; самооценки состояния здоровья (шкала здоровья 8Б-36у.2).В то время как в 2006-
2007 учебном году формирование специальной группы осуществлялось только по данным соответствующих медицинских справок у студентов.
Количество занимающихся студентов в 2007-2008 учебном году составило 343 человека, что на 2,3 % больше чем в предыдущем году (табл. 2).
Таблица 2. Численный состав студентов специальной группы ЮГУ в периоды 2006-2007 и 2007-2008 учебные годы
Год обучения Кол-во студентов дневной формы обучение Количество студентов специальных групп
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс всего
2006-2007 3729 93 57 59 24 233
2007-2008 4042 120 102 74 47 343
Средняя численность занимающихся студентов в одной учебной группе по сравнению с
2006-2007 учебным годом увеличилась на 3 человека и составила в среднем 15 человек.
В результате проведенного обследования в сентябре 2007 года было установлено, что уровень функционального состояния и физической подготовленности студентов специального отделения ЮГУ различный. Это послужило основанием для формирования подгрупп с тремя двигательными режимами: № 1 - щадящий, № 2 - тонизирующий, № 3 - тренировочный. В отличие от предыдущего года, где занятия специального отделения проводились только в одном двигательном режиме - щадящем. За основу распределения студентов по двигательным режимам взяты рекомендации С. Н. Попова (2004).
Учебно-тренировочный блок в обеих рассматриваемых моделях был направлен на решение задач соответствующих учебных программ. Количество занятий в 2006-2007 учебном году было 136 часов, в 2007-2008 учебном году количество занятий увеличилось на 26 часов за счет часов на дополнительные занятия и составило в общей сложности 162 часа. По сравнению с предыдущим годом занятия были организованы без деления на курсы. Одновременно могли заниматься студенты разных курсов. В течение учебного года студенты СО могли переходить из одной подгруппы в другую.
В 2007-2008 учебном году в учебную программу впервые была включена Олимпиада по физической культуре «Велнесс Латино» для студентов СО высших учебных заведений. Подготовка студентов ЮГУ для участия в ней осуществлялась в рамках учебно-тренировочного блока.
В 2006-2007 учебном году контроль и оценка знаний, умений и навыков студентов СО осуществлялось в контрольно-результативном блоке. Отстающим по программе или часто пропускающим студентам предоставлялась возможность дополнительно изучить темы вариативной части теоретического раздела программы и при успешном освоении раздела получить текущий зачет. На наш взгляд, столь необходимая студентам специального отделения двигательная активность не должна заменяться теорией. Такой подход ухудшает состояние физического здоровья студентов.
В 2007-2008 учебном году дифференцированный и объективный мониторинг процесса и учет результатов учебной деятельности студентов СО обеспечивал диагностический блок.
Диагностический блок включал: программированный контроль теоретических знаний основ физической культуры и здорового образа жизни; выполнение практического раздела программы, выполненного объема и интенсивности нагрузок; учет посещаемости занятий. Критерием успешности освоения учебного материала по физическому воспитанию как теоретического, так и практического разделов программы являлось получение зачета.
Если студенты специальной группы не выполняли учебную программу, их переводили в коррекционный блок, который обеспечивал индивидуализацию и коррекцию учебной деятельности студентов.
В свою структуру коррекционный блок включал: вовлечение отстающих студентов в учебный процесс; предоставление студентам, имеющим более низкий исходный уровень здоровья, возможности посещения дополнительных занятий физическим воспитанием; выполнение тематической контрольной работы.
Анализ результатов первичного и повторного анкетного опроса показали, что в начале
2007-2008 учебного года студенты 2-3-их курсов специального отделения оценивают свои знания в области физической культуры на отлично - 8,2 %; хорошо - 24,5 %; удовлетворительно - 53 % и 14,3 % ответили, что «ничего не знают». В конце 2007-2008 учебного года результаты составили 12,9; 41,5; 40,1; 5,5 процентов соответственно.
В начале 2007-2008 учебного года 46,9 % студентов ответили, что не имеют четких представлений о влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека, затруднялись ответить - 53,1 %. В конце 2007-2008 учебного года 83,7 % студента ответили, что знают о влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека, 16,3 % - затруднялись ответить на этот вопрос.
Основными мотивами к занятиям физическим воспитанием исследуемых студентов специального отделения в начале учебного года являлись: исправление недостатков физического развития - 38,8 %, достижение гармоничного развития - 34,7 %, укрепление здоровья - 26,5 %. В конце учебного года основными мотивами к занятиям физическим воспитанием были: подготовка к Олимпиаде «Велнесс Латино» - 57,2 % , укрепление здоровья - 23,8 %, достижение гармоничного развития - 10,2%, исправление недостатков физического развития - 8,8 %.
59,2 % из числа опрошенных студентов предпочли посещать занятия физическим воспитанием в учебное время, 23,1 % - во внеурочное время, 17,7 % - самостоятельно. В конце
2007-2008 учебного года - 71,5; 12,9; 15,6 процентов соответственно.
Заниматься различными видами двигательной активности, включая танцевальную аэробику и спортивные танцы, хотели бы 49,7 % опрошенных. Пилатесом хотели бы заниматься 12,9 % и 37,4 % опрошенных студентов отдали предпочтение другим видам оздоровительной гимнастики. В конце учебного года - 62,1; 9,5; 29,3 процентов соответственно.
По результатам опроса в начале 2007-2008 учебного года 13,6 % респондентов регулярно занимаются физическими упражнениями, нерегулярно - 49,6 %, не занимаются - 36,7 %. В конце года - 25,8 %; 49,6; 36,7 процентов соответственно.
Как следует из анализа результатов применения прототипной методики физического воспитания студентов специального отделения ЮГУ в первом семестре 2006-2007 учебного года количество пропусков по уважительным причинам составило 11±12,1; во втором семестре - 14±18,9; за учебный год - 25±21,8 часов. В 2007-2008 учебном году студенты, подвергавшиеся воздействию экспериментальной методики физического воспитания имели в среднем 9±7,2; 7±6,9; 15±9,4 часов соответственно. Пропуски занятий по уважительным причинам снизились в среднем на 7,4 % (рис. 3 а).
В первом семестре 2006-2007 учебного года количество пропусков без уважительных причин у студентов СО составило 18±13,4; во втором семестре этого же учебного года 26±24,8, за учебный год - 44±30,6 часов. В 2007-2008 учебном году - 13±12,1; 13±12,6; 25±22,0 часов соответственно. Пропуски занятий без уважительных причин снизились в среднем на 14 % (рис. 3б).
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
Рис. 3. Пропуски занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения ЮГУ в 2006-2008 учебных годах
по уважительной причине
о
2006-2007 2007-2008
(Ш 1 семестр □ 2 семестр В учебный год
а)
без уважительной причины % 34,2
35
30
25
20
15
10
5
30
32,4
2006-2007
21,7
2007-2008
ШІ 1 семестр □ 2 семестр И учебный год б)
0
Данные опроса показали, что в 2006-2007 учебном году 31,3 % респондентов имели пропуски занятий без уважительных причин , 36 % - по причине болезни, 32,7 % регулярно посещали занятия (рис.4а). За период 2007-2008 учебного года 55,8 % студенты регулярно посещали занятия, то есть на 70,6 % больше, пропуски без уважительных причин имели
14,3 % и 29,9 % - по болезни (рис. 4б).
Снижение пропусков занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения, как по уважительной, так и без уважительной причин, возможно, связано с повышением интереса студентов к занятиям физическим воспитанием. Так, основными мотивами к занятиям физическим воспитанием исследуемых студентов СО в начале 2007-2008 учебного года являлись: исправление недостатков физического развития - 38,8 %, достижение гармоничного развития - 34,7 %, укрепление здоровья - 26,5 %. Основными мотивами к занятиям физическим воспитанием студентов в конце учебного года были: подготовка к Олимпиаде «Велнесс Латино» - 57,2 % , укрепление здоровья - 23,8 %, достижение гармоничного развития - 10,2 %, исправление недостатков физического развития - 8,8 %.
По результатам опроса в начале 2007-2008 учебного года 59,2 % из числа опрошенных студентов предпочли посещать занятия физическим воспитанием в учебное время, 23,1 % -внеурочное время, 17,7 % - самостоятельно. В конце 2007-2008 учебного года - 71,5; 12,9; 15,6 процентов соответственно.
2006-2007
32,7% 31,3%
2007-2008
14%
36%
& имели
пропуски без уважительной причины
Л имели
пропуски по болезни
а)
б)
Рис. 4. Посещаемость занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения ЮГУ (по данным анкетного опроса)
На вопрос о том, что мешает заниматься самостоятельно физическими упражнениями, в начале 2007-2008 учебного года 29,2 % студенты ответили, что недостаток свободного времени, 45,6 % - отсутствие желание и интереса, 25,2 % - другие причины. В конце года - 37,4; 22,5; 40,1 процент соответственно.
Изменение отношения к занятиям благоприятно сказалось на результаты посещаемости. Так, в первом семестре 2006-2007 учебном году посещаемость составила в среднем 30±15,4; во втором семестре - 37±26,6; за весь учебный год - 67±34,5 часов. В 2007-2008 учебном году - в среднем 39±12,0; 56±13,5; 95±22,4 часов соответственно (рис.5).
Различие между показателями посещаемости за 2006-2007 и 2007-2008 учебные года статистически достоверны (р < 0,05).
%
Ісеместр
2 семестр
Рис. 5. Посещаемость занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения ЮГУ в 2006-2008 учебных годах
0
Сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации студентов показал, что в 2006-2007 учебном году во втором семестре показатель снизился на 5,1 % по сравнению с первым семестром. Показатель аттестации соответствовал оценке в среднем 1 балл. Во втором семестре 2007-2008 учебного года этот показатель увеличился на 12,6 % по сравнению с первым семестром и соответствовал оценке в среднем 2 балла (рис. 6).
Ранговый коэффициент корреляции между показателями посещаемости и промежуточной аттестации студентов в первом семестре 2006-2007 учебного года составил г = 0,94, во втором семестре - г = 0,92. В 2007-2008 учебном году этот показатель снизился и составил г = 0,85 и г = 0,68 соответственно.
Возможно, снижение корреляционной зависимости в 2007-2008 учебном году по сравнению с предыдущим годом в какой-то мере является отражением увеличения влияния на результаты промежуточной аттестации не столько показателей посещаемости занятий, сколько качества освоения учебного материала студентами.
1. Организационно-педагогические условия учебного процесса физического воспитания в Югорском государственном университете в 2008 году по сравнению с 2006 годом характеризуются более совершенной материально-технической базой, более квалифицированным преподавательским составом.
2. Структурная модель организации процесса физического воспитания студентов специального отделения в ЮГУ в 2008 году по сравнению с 2006 годом была расширена с трех до пяти блоков, благодаря наличию современной диагностической аппаратуры для определения функционального состояния организма занимающихся физической культурой и спортом. К блокам организационный, учебно-тренировочный добавились блоки прогностический, диагностический и коррекционный.
3. Разработанная инновационная методика физического воспитания студентов специального отделения ЮГУ является более эффективной по сравнению с используемой методикой 2006-2007 учебного года. Увеличилась посещаемость занятий в среднем на 41,7 %. Сократилось число пропусков занятий без уважительной причины в среднем на 41 %. Это обеспечило в целом повышение двигательной активности студентов специального отделения ЮГУ.
4. Сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации студентов специального отделения показал, что в 2007-2008 учебном году этот показатель стал на 55,9 %. выше, чем за 2006-2007 учебный год. Показатель соответствовал оценке в среднем 2 балла. Ранговый коэффициент корреляции между показателями посещаемости и промежуточной аттестации студентов в 2007-2008 учебном году по сравнению с 2006-2007 учебным годом снизился в среднем на 17,7 %.
89,8
/ 2007-2008 2006-2007
2 семестр
Рис. 6. Успеваемость по физическому воспитанию студентов специального отделения ЮГУ в период 2006-2008 учебные года
Выводы
5. Разработанная инновационная методика физического воспитания студентов специального отделения способствует расширению теоретических знаний, практических умений. По результатам опроса на вопрос «ничего не знают» ответило в среднем на 61,5 % студентов меньше. Затруднялись ответить на вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека в среднем на 69,3 % меньше студентов.
6. Индивидуализация учебно-тренировочных занятий, оптимизация физической нагрузки в соответствии с функциональными возможностями студентов благоприятно повлияли на формирование интереса студентов к занятиям, формированию правильного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Регулярно стали заниматься физическими упражнениями в конце 2007-2008 учебного года в среднем на 89,7 % больше студентов. На отсутствие желания и интереса заниматься самостоятельно физическими упражнениями указали в среднем на 50,7 % меньше студентов. Ведущим мотивом к занятиям физическим воспитанием у студентов стала подготовка к Олимпиаде «Велнесс Латино», сочетающая в себе и теоретический, и практический разделы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриевский, А. А. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере [Текст] / А. А. Андриевский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 6. -С. 20-22.
2. Базилевич, М. В. Оценка эффективности реализации спортивно ориентированного физического воспитания в вузе [Текст] / М. В. Базилевич, Н. В. Пешкова // Физическая культура, туризм и спорт : сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф. с междунар. участ. ; отв. ред. С. И. Логинов. - Ханты-Мансийск, 2009. - С. 12-14.
3. Булатова, Г. А. Проблема поиска рациональных подходов в физическом воспитании и оздоровлении студентов специальных медицинских групп [Текст] / Г. А. Булатова, Р. М. Гимазов, И. Быбык // Теория и практика физической культуры в условиях модернизации образования : сб. научно-метод. статей препод., аспир. и студ. фак. физ. культ. СурГПИ. - Сургут : РИО СурГПИ, 2004. - С. 23-25
4. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах : учеб. пособ. для техникумов [Текст] / Э. Г. Булич. - М. : Высш. шк., 1986. - 255 с.
5. Булкова, Т. М. Улучшение состояния студентов вузов физической культуры на основе реализации индивидуальных программ [Текст] / Т. М. Булкова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 73-74.
6. Бутейко, К. П. Метод Бутейко [Текст] / К. П. Бутейко. - М. : Патриот, 1990. - 227 с.
7. Бушева, Ж. И. Особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы [Текст] / Ж. И. Бушева // Физическая культура, туризм и спорт : сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф. с междунар. участ. ; отв. ред. С. И. Логинов. - Ханты-Мансийск, 2009. - С. 40-42.
8. Вилинский, В. Г. Общее значение слова и литературы [Текст] / В. Г. Вилинский // Собр. соч. в 3 т. - М. : 1948. - Т. 2 - С. 107.
9. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин. - М. : Педагогика,1984. - 144 с.
10. Зайцева, Г. А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях : метод. пособие [Текст] / Г. А. Зайцева, О. А. Медведева. - М. : Физкультура и Спорт, 2007. - 104 с.
11. Кочеткова, И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой [Текст] / И. Н. Кочеткова. -М. : Советский спорт, 1989. - 48 с.
12. Крылов, В. М. Комбинированный подход в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп в условиях педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. педагогических наук [Текст]. - Челябинск, 2000. - 25 с.
13. Лисицкая, Т. С. Аэробика : В 2 т. Т.1. Теория и методика [Текст] / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 230 с.
14. Лисицкая, Т. С. Аэробика : в 2 т. Т. 2. Частные методики [Текст] / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 215 с.
15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально прикладных форм физической культуры) : учебн. для ин.-тов физ. культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. - М. : «ФиС», 1991. - С. 361.
16. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 240 с.
17. Норбеков, М. Тренировка тела и духа - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М. Норбеков. -М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005. - 150 с.
18. Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях : Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г., № 777. - М., 1994. - 30 с.
19. Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования : Приказ Минобразования Российской Федерации от 1 декабря 1999 г., № 1025. - М., 1999. - 3 с.
20. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации : Приказ Минобразования Российской Федерации от 16 июля 2002 г., № 2715/227/166/19. - М., 2002. - 4 с.
21. Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация : словарь-справочник [Текст] / В. М. Полонский. - М. : Владос, 1995. - 236 с.
22. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура : учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Попов, [и др.] ; под ред. С. Н. Попова. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 416 с.
23. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений [Текст]. - М., 2000. - 35 с.
24. Сидоров, А. А. Педагогика : учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисц. «Физическая культура» [Текст] / А. А. Сидоров, М. В. Прохорова, Б. Д. Синюхин. - М. : «Терра-Спорт», 2000. - 272 с.
25. Толкачев, Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ [Текст] / Б. С. Толкачев. - М. : ФиС, 1988. -159 с.
26. Харитонова, Л. Г. Особенности физического состояния организма студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера : монография [Текст] / Л. Г. Харитонова, О. А. Цепко. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 128 с.
27. Шилько, В. Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий [Текст] / В. Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 2-6.