Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
22
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / БЫСТРОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Евстифеев Михаил Илларионович, Елисеев Даниил Павлович

Современные системы автоматизированного проектирования позволяют создавать трехмерные модели узлов и деталей в процессе конструирования различных технических систем, в том числе и навигационных приборов. Разработанные трехмерные модели могут быть использованы для проведения расчетов механических характеристик методом конечно-элементного анализа, а так же для быстрого прототипирования с использованием аддитивных технологий. В статье рассматривается методика конструирования навигационных приборов с учетом описанных преимуществ трехмерного моделирования. Рассмотренная методика может быть рекомендована для обучения студентов основам конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Евстифеев Михаил Илларионович, Елисеев Даниил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY APPROACH TO NAVIGATION INSTRUMENTS DESIGN

Computer aided design systems have been widely used in developing of various technical systems. Concern CSRI Elektropribor has a long experience employing PTC Creo Elements, which shows an effectiveness of 3D modeling employed in innovative navigation devices. It allows both increasу labor productivity and cut devices developing time by paralleling activities while working on project. Moreover, it ensures quality improvement of the systems under development, while 3D models are working well for both finite element analysis of mechanical characteristics and rapid prototyping. Thus, 3D modeling has become a design standard for gyroscopes being the most complicated navigation instruments. At present, a high-tech manufacturing faces such a critical task as developing innovative and competitiveness products. That is why risky and challenging solutions should be applied for navigation devices design. Correctness of these solutions could be achieved in two ways: computing and prototyping. As the first way, finite element analysis is widely used around the world as non-alternating method of predictive modeling. In recent years, with advancement of additive technology, devices prototyping and, sometimes, their manufacturing is being provided by 3D printing. Highlighted sequence of design provides a systemic approach to the developing based on up-to-date technology and allows suggest the following method of navigation devices design. 1) Developing 3D models of devices' parts and assemblies. 2) Employing finite element analysis of devices' mechanical characteristics. 3) Rapid prototyping by additive technology. 4) Errors' determining and correcting. The method differs from the others by implementation of closed process “design, modeling, manufacture”, which provides improvement of products quality and labor productivity. Moreover, this method is recommended for bachelor students teaching on design basics. It contributes essential part in developing engineer skills of students.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ»

Труды МАИ. Выпуск № 97

http://trudymai.ru/

УДК 658.512.2

Современный подход к конструированию навигационных приборов

Евстифеев М.И.*, Елисеев Д.П.**

Концерн ЦНИИ «Электроприбор», ул. Малая Посадская, 30, Санкт-Петербург, 197046, Россия *e-mail: evstifeevm@mail.ru **e-mail: eliseev.dp@gmail.com

Аннотация

Современные системы автоматизированного проектирования позволяют создавать трехмерные модели узлов и деталей в процессе конструирования различных технических систем, в том числе и навигационных приборов. Разработанные трехмерные модели могут быть использованы для проведения расчетов механических характеристик методом конечно-элементного анализа, а так же для быстрого прототипирования с использованием аддитивных технологий. В статье рассматривается методика конструирования навигационных приборов с учетом описанных преимуществ трехмерного моделирования. Рассмотренная методика может быть рекомендована для обучения студентов основам конструирования.

Ключевые слова: 3D моделирование, конечно-элементный анализ, быстрое прототипирование, аддитивные технологии, системы автоматизированного проектирования.

Введение

Системы автоматизированного проектирования (САПР) широко используются при проектировании различных технических систем. Опыт использования САПР Pro/Engineer, в современной версии Creo Elements (далее - Creo) [1], фирмы PTC показал эффективность применения 3D моделирования при проектировании перспективных навигационных приборов. Это позволило не только повысить производительность и сократить время разработки приборов за счет параллельной работы исполнителей над проектом, но и повысить качество выпускаемой продукции. Использование 3D моделирования при создании гироскопических устройств как наиболее сложных навигационных приборов на сегодняшний день является стандартом проектирования, а разработанные трехмерные модели могут быть использованы для проведения расчетов механических характеристик методом конечно-элементного анализа (КЭА) и для быстрого прототипирования приборов.

Настоящая статья посвящена рассмотрению методики конструирования навигационных приборов с учетом преимуществ 3D моделирования. Отличительной особенностью предлагаемой методики является внедрение быстрого прототипирования на основе аддитивных технологий.

Методика конструирования навигационных приборов

В современном мире перед наукоемким производством стоит очень важная задача - разработка инновационной и конкурентоспособной продукции. В этой связи при конструировании навигационных приборов должны быть применены смелые и, отчасти, рискованные решения. Правильность принятых решений, а, следовательно, и работоспособность всего изделия, могут быть проверены двумя способами: расчетами и макетированием. Для проведения расчетов повсеместно используются методы КЭА как безальтернативный метод предсказательного моделирования. В последние годы в связи с развитием аддитивных технологий макетирование, а в некоторых случаях и создание готового прибора, может и должно выполняться с использованием трехмерной печати. Представленная последовательность разработки конструкций позволяет осуществить системный подход к проектированию на основе современных технологий и предложить следующую методику конструирования навигационных приборов.

1. Разработка трехмерных моделей деталей и узлов.

2. Расчет механических характеристик методом КЭА.

3. Изготовление макета прибора с использованием аддитивных технологий.

4. Выявление недостатков конструкции в процессе пп. 2 и 3 и их устранение при разработке конструкторской документации.

Рассмотрим детально особенности приведенных этапов.

Разработка трехмерных моделей приборов

Система Creo относится к САПР высокого уровня и имеет преимущества перед аналогичными пакетами. Следующие основные особенности программ семейства Creo позволяют разработчику создавать оптимальный вариант конструкции прибора в самые короткие сроки:

1. Параметрическое моделирование и интеллектуальные объектно-ориентированные операции, на которых базируется система, позволяют инженерам легко проектировать конструкции приборов.

2. Уникальная единая структура данных обеспечивает полную двунаправленную ассоциативность для всех инженерных приложений и тесное взаимодействие между участниками процесса проектирования, что позволяет одновременно работать над проектом и использовать коллективный опыт.

При работе с Creo какие-либо изменения, произведенные в области конструкторской разработки детали, автоматически переносятся на все остальные области - сборочные узлы и чертежи. Полная взаимосвязь и взаимозависимость всех этапов разработки, от создания модели изделия до получения чертежа и изготовления, дает конструкторам возможность менять конфигурацию детали буквально «на лету», что способствуют оптимизации цикла проектирования.

Разработка конструкций с использованием Creo требует освоения следующих компетенций:

- владение процессом создания сборочных единиц, как при нисходящем, так и при восходящем проектировании;

- понимание особенностей сборки деталей, имеющих взаимное перемещение (на примере карданова подвеса);

- максимальное использование ассоциативности при разработке чертежей на основе построенных моделей;

- умение компоновать различные варианты сборочных единиц.

Акселерометр Гироскоп

Карданов подвес

Колпак

Корпус

Рисунок 1. Трехмерная модель гироскопического прибора с кардановым подвесом.

Перечисленные компетенции позволяют специалистам конструировать навигационные приборы, в том числе гироскопические, с различных составом чувствительных элементов (гироскопов и акселерометров) и с учетом взаимного перемещения частей конструкции в кардановом подвесе (рис. 1).

Конструирование навигационных приборов с использованием Creo позволяет получать трехмерные модели деталей и узлов, пригодные для расчетов методами КЭА. В состав Creo поставляется пакет Creo Elements\Pro Mechanica (далее -Mechanica), который позволяет проводить следующие расчеты: анализ собственных частот, расчет прочности при статических и динамических нагрузках (вибрации и

Проведение расчетов методом КЭА

удары), построение амплитудно-частотных характеристик,

оптимизация

конструктивных параметров по различным критериям. Основное отличие Mechanica от других аналогичных пакетов (например, Ansys Workbench [2]) заключается в том, что трехмерная модель, разрабатываемая в процессе конструирования для производства, и трехмерная модель, используемая в расчетах, - это одна и та же модель. Таким образом, использование этого пакета позволяет в кротчайшие сроки проводить необходимые инженерные расчеты для подтверждения работоспособности изделия (рис.2).

Рисунок 2. Собственные колебания карданного кольца (частота 418 Гц).

Особенность проведения расчетов навигационных приборов с использованием КЭА удобно продемонстрировать на примере микромеханического гироскопа (ММГ) ЛЛ-типа [3 - 6] (рис. 3, а). Особенность проектирования таких датчиков заключаются в прямом влиянии на конченую точность и эксплуатационные показатели изделия частотных характеристик подвеса дискового ротора ММГ,

которые зависят в большей степени от вариаций геометрических размеров.

Методика расчета и анализа конструктивной схемы ММГ с использованием модулей Creo и Mechanica включает следующие этапы [7].

1. Разработка вариантов конструкции. На этом этапе разрабатываются варианты принципиального построения ротора ММГ, количество и форма упругих элементов подвеса, расположение элементов гребенчатого двигателя и т.д.

2. Определение собственных частот. Проводится КЭА с целью определения собственных частот конструкции.

3. Подбор параметров. Производится подбор параметров упругого подвеса, чтобы первые две собственные частоты конструкции совпали, а остальные собственные частоты были бы значительно больше первых двух.

4. Определение характеристик. Для полученной конструкции определяется амплитудно-частотная характеристика подвеса ротора, максимальные напряжения в конструкции, кинетический момент.

5. Варьирование геометрических размеров. Изменение геометрических размеров конструкции с целью выявления параметров, имеющих наибольшее влияние на собственные частоты. При изменении одного из геометрических параметров конструкции остальные принимаются постоянными и проводится оценка соответствующего изменения собственных частот.

6. Оптимизация по полученным данным. Проводится оптимизация конструкции с целью уменьшения возникающих напряжений, изменения амплитудно-частотной характеристики и т.д.

7. Выбор наиболее приемлемого варианта конструкции. По полученным данным проводится сравнение различных конструкций и выбор наиболее приемлемого варианта конструкции.

На основе модели, полученной в Creo, в модуле Mechanica в автоматическом режиме создается конечно-элементная модель (рис. 3, б). Из объемной модели транслируются параметры материала, условий закрепления, области приложения нагрузок.

(а) (б)

Рисунок 3. Инерционное тело микромеханического гироскопа ЯЯ-типа (а) Трехмерная модель; (б) Конечно-элементная модель

Рисунок 4. Результаты расчетов собственных частот с использованием КЭА

(частоты 3020 Гц и 3180 Гц). Достижение наилучших показателей эксплуатационных характеристик датчика, осуществляется при определенных значениях низшей собственной частоты подвеса инерционного тела. Для получения требуемых частот необходимо выполнение серии оптимизационных расчетов (рис.4) [8] и выполнение варьирования геометрических параметров по критерию достижения заданного значения точности прибора.

Аддитивные технологии в конструировании Мощный инструментарий, предоставляемый компьютерными программами 3Э моделирования и КЭА, не позволяет решить все проектные проблемы, возникающие на этапах разработки конструкций. Создание полноразмерных макетов из металлических материалов является чрезвычайно дорогим, трудоемким и длительным этапом. Для проверки функционирования приборов и обоснования принятых конструктивных решений необходимы средства создания макетов максимально быстро и экономично. В этом помогают чрезвычайно быстро развивающиеся аддитивные технологии. В дальнейшем при развитии технологии 3Э печати на основе металлических порошков возможно создание готовых приборов.

Следующий этап рассматриваемой методики посвящен работе на 3Э-принтере и макетированию разрабатываемой конструкции. Для навигационных приборов трехмерная печать наиболее часто используется в следующих случаях:

- проверка сложного кинематического движения узлов приборов с целью определения силовых параметров приводов;

- макетирование каркасов и кронштейнов для крепления чувствительных элементов (например, моделирование каркасов катушек волоконно-оптических гироскопов, используемых для беспилотных летательных аппаратов [9]);

- проверка правильности принятых конструктивных решений, в том числе по обеспечению требований по эргономичности и дизайну;

- создание 3Э-макетов приборов в заданном масштабе для представительских целей при выполнении исследовательских работ;

- создание 3Э-макетов различных навигационных комплексов для изучения визуального состава и алгоритмов работы комплекса, что может быть полезно как для экипажей отечественных и зарубежных кораблей, так и для обучения студентов.

Подготовка к печати происходит в определенной последовательности:

1. Адаптация спроектированной модели для трехмерной печати - должны быть учтены особенности применяемого оборудования и материалов.

2. Конвертация разработанных моделей в специальный формат, воспринимаемый конкретным принтером.

3. Запуск печати и, при необходимости, механическая обработка полученных деталей и сборочных единиц.

В ходе проведения расчетов методом КЭА, а также при прототипировании, могут быть выявлены недостатки конструкции, которые следует устранить. Иногда для этого следует выполнять многократные оптимизационные расчеты и макетирование улучшений. После устранения всех недостатков, оформляется конструкторская документация.

Применение методики в образовательном процессе

Одной из отличительной особенностей предложенной методики является возможность ее использования в качестве основы при обучении студентов конструированию навигационных приборов. Такой подход вносит существенный вклад в развитие способностей к инновационной инженерной деятельности студентов [10, 11] и освоение на современном уровне замкнутого процесса «проектирование, моделирование, производство». В процессе обучения по предложенной методике, студенты создают несложные трехмерные модели в Creo на основе выданных им бумажных чертежей, а затем изучают процесс создания электронных чертежей на основе трехмерных моделей. После усвоения в достаточной степени механизма проектирования деталей в Creo, студенты обучаются правилам построения узлов из нескольких деталей и выполняют контрольное задание, включающее в себя компоновку различных вариантов сборочных единиц. Используя разработанные модели деталей и сборочных единиц, студенты учатся проводить модальный и прочностной расчеты конструкции.

Кроме того, студентами изучаются основы аддитивных технологий, объясняются базовые принципы ЭЭ-печати и различия таких технологий, как SLA, SLS, FDM и пр. [12]. После чего студенты приступают к выполнению курсового проекта, цель которого заключается в составлении трехмерной модели гироскопического прибора, пригодной для печати. Используя принтер ZPrinter 450 фирмы 3D Systems [13] (рис. 5), студенты выполняют курсовой проект (рис. 6).

Рисунок 5. ЗЭ-принтер ZPrinter 450 фирмы 3D Systems

а) б)

Рисунок 6. Модели микромеханического гироскопа ЯЯ-типа (а) и гиростабилизированного гравиметра (б), воспроизведенные на 3-0 принтере.

Курсовой проект заканчивается представлением пояснительной записки, чертежей гироскопического прибора, результатов КЭА и модели ЗЭ-печати. На рисунке 6а представлен результат описанного курсового проекта, выполненного студентами в 2016 г., - модель микромеханического гироскопа [3]. На рисунке 6б -модель гиростабилизированного гравиметра [14, 15], подготовленная и напечатанная студентами в 2017 г.

Заключение

Рассмотрена методика конструирования навигационных приборов, включающая в себя разработку трехмерных моделей, которые потом используются для проведения расчетов методами КЭА и для быстрого прототипирования с использованием аддитивных технологий. Описанная методика отличается осуществлением замкнутого процесса «проектирование, моделирование, производство», что повышает качество проектируемых изделий и производительность труда. Показано, что использование предложенной методики в качестве основы при обучении студентов конструированию приборов вносит существенный вклад в развитие способностей к инновационной инженерной деятельности.

Благодарности

Авторы выражают благодарность за помощь в организации исследований коллективу международной научной лаборатории «Интегрированные системы ориентации и навигации» на базе кафедры Информационно-навигационных систем Университета ИТМО и лично ее руководителю О.А. Степанову.

Библиографический список

1. PTC: Technology Solutions for Ongoing Products & Service advantage, available at: http://www.ptc.com

2. ANSYS - Simulation Driven Product Development, available at: http: //www. ansys. com

3. Пешехонов В.Г., Несенюк Л.П., Грязин Д.Г. Микромеханические инерциальные преобразователи. Современное состояние и перспективы развития // Мехатроника, автоматизация, управление. 2009. № 3. С. 28 - 32.

4. Евстифеев М.И., Елисеев Д.П. Оптимизация конструкции подвижного электрода микромеханического гироскопа RR-типа // Гироскопия и навигация. 2017. № 1. С. 13 - 23.

5. Микромеханический вибрационный гироскоп. Патент РФ № 2561006 МПК G01C 19/56 / Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» / Евстифеев М.И., Елисеев Д.П. Заявка № 2014123821/28 от 10.06.2014, Бюл. № 23, 20.08.2015

6. Северов Л.А. Микромеханические гироскопы: конструкции, характеристики, технологии, пути развития // Известия ВУЗов. Приборостроение. 1998. Т. 41. № 1 -2. С. 57 - 73.

7. Евстифеев М.И. Проблемы расчета и проектирования микромеханических гироскопов // Гироскопия и навигация. 2004. № 1. С. 26 - 39.

8. Евстифеев М.И., Унтилов А.А. Конечно-элементный анализ конструкции микромеханического гироскопа // Материалы III конференции молодых ученых «Навигация и управление движением», Санкт-Петербург, октябрь 2001. - Спб.: ЦНИИ «Электроприбор. С. 101 - 108.

9. Пронькин А.Н., Кузнецов И.М., Веремеенко К.К. Интегрированная навигационная система БПЛА: структура и исследование характеристик // Труды МАИ. 2010. № 41. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=23811

10. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам: автореферат дис. ... докт. пед. наук. - М.: 2009. - 69 с.

11. Наумкин Н.И., Кильмяшкин Е.А., Ломаткин А.Н. Обучение аддитивным технологиям как способ формирования конструкторских компетенций у студентов технических ВУЗов // VIII международная конфеенция «Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы». Сборник трудов. Саранск, 2016, С. 536 - 540.

12. Зленко М.А., Нагайцев М.В., Довбыш В.М. Аддитивные технологии в машиностроении. - М.: НАМИ, 2015. - 220 с.

13. 3D Printers, 3D Scanning, Software, Manufacturing, available at: http://www.3dsystems.com.

14. Пешехонов В.Г., Степанов О.А. и др. Современные методы и средства измерения параметров гравитационного поля Земли. - СПб.: ЦНИИ "Электроприбор", 2017. - 390 с.

15. Krasnov A.A., Sokolov A.V., Evstifeev M.I., Starosel'tseva I.M., Elinson L.S., Zheleznyak L.K., Koneshov V.N. New Generation of Gravimetric Sensors // Measurement Techniques, December 2014, vol. 57, no. 9, pp. 967 - 972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.