Научная статья на тему 'Современный подход к классификации прав и свобод человека и гражданина'

Современный подход к классификации прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1767
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ / ЦЕННОСТИ / "ЧЕТВЕРТОЕ" ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / CLASSIFICATION OF RIGHTS AND FREEDOMS / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / GENERATIONS OF RIGHTS / VALUES / THE "FOURTH" GENERATION OF RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопович Галина Алексеевна

Суммированы известные подходы к классификации прав и свобод человека в соответствии с историческими этапами формирования их правовой базы. Актуализирована доктринальная вариативность четвертого этапа развития прав и свобод. Вынесен на обсуждение один из подходов к классификации прав и свобод человека и гражданина, основу которого составляет духовно-этическое содержание благополучия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approach to Classification of the Rights and Freedoms of an Individual and a Citizen

The known approaches to the classification of human rights and freedoms in accordance with the historical stages of the formation of their legal base are formulated. The doctrinal variation of the fourth stage of development of rights and freedoms is updated. One of the approaches to the classification of human rights and freedoms of a person and a citizen, which is based on the spiritual and ethical content of human well-being, was brought up for discussion.

Текст научной работы на тему «Современный подход к классификации прав и свобод человека и гражданина»

УДК 342

DOI: 10.17277/pravo.2019.02.pp.118-124

Суммированы известные подходы к классификации прав и свобод человека в соответствии с историческими этапами формирования их правовой базы. Актуализирована доктринальная вариативность четвертого этапа развития прав и свобод. Вынесен на обсуждение один из подходов к классификации прав и свобод человека и гражданина, основу которого составляет духовно-этическое содержание благополучия человека.

Ключевые слова: классификация прав и свобод; права и свободы человека; поколения прав; ценности; «четвертое» поколение прав и свобод.

Галина Алексеевна Прокопович, д-р юрид. наук, профессор, кафедра теории государства и права им. Г. В. Мальцева, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Москва, Россия;

galina-prokopovich@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА*

Введение

Права и свободы человека и гражданина отличаются большим разнообразием, а потому весьма актуальна их классификация. Отметим, что в теории права не существует единственного подхода к такой классификации.

Самым распространенным подходом к классификации является тот, который позволяет выделить «твердое ядро» среди всех прав и свобод человека, - то, что нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

Впервые «твердое ядро» появилось в международном праве, в частности, в Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека и гражданина от 4 ноября 1950 года. В него вошли следующие права и свободы человека: право на жизнь; запрет пыток или бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; запрет рабства или подневольного состояния; запрещение ретроактивного закона, вводящего или ужесточающего уголовное наказание. Позднее этот перечень был дополнен на основании Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года следующими правами: запретом лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств; правом на свободу мысли, совести и религии, включая право родителей давать своим детям религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями [16, с. 90-91].

* По материалам Международной научно-практической конференции, состоявшейся в ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 29-30 мая 2018 г., «Всеобщая декларация прав человека как правовое условие устойчивого развития государства и общества», посвященная 70-летию Декларации прав человека 1948 года.

Международное право в развитии прав и свобод человека и гражданина пошло намного дальше законодательства отдельных стран мира, но все же следует отметить, что и национальное законодательство старается не отставать от международного и также содержит в себе «твердые ядра» прав и свобод человека и гражданина, которые по основным положениям аналогичны «твердому ядру» международного права. Если мы, например, обратимся к Конституции Российской Федерации, то обнаружим «твердое ядро» прав, в которое входит более восьми основных прав и свобод человека и гражданина. И только три перечня прав, предусмотренных Конституцией России, совпадают с международными правами, вошедшими в «твердое ядро» прав: право на жизнь, запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, а также медицинских, научных и иных опытов, право на свободу совести и вероисповедания [3].

Обсуждение

В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых четырех поколениях прав человека [8].

Первое поколение прав человека (конец XVIII в.) - это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Права первого поколения в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались. Гражданские и политические права были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе и США, получив отражение во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Декларации независимости США.

Второе поколение прав человека (конец XIX - начало XX вв.) связано с процессом социализации общества. Речь здесь идет о правах и свободах, реализуемых с помощью государства. Их называют правами-поручениями к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Природа этих прав предполагает равенство всех перед всеми: экономические, социальные, культурные права и свободы. К ним можно отнести право на труд, право на получение образования, право на достойный уровень жизни. Нельзя в данном контексте не сказать и о социальных гарантиях, например, о праве на пособие по безработице, на пенсионное обеспечение и пр.

Третье поколение прав связано с интернационализацией. С одной стороны, это так называемые «неотчуждаемые» коллективные «права народов», к числу которых относятся: право народа на существование, самоопределение, развитие, суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, равноправие с другими народами, право на развитие и др. «Твердое ядро» данных прав заложено в международных документах, закрепляющих основные индивидуальные права [22].

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. По мнению Ф. М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследст-

венности личности, то есть это такие права человека, которые связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии [18]. Тем не менее, имеют право на существование и другие точки зрения. Так, например, А. Б. Венгеров называет четвертое поколение правами человечества (право на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.) [1]. Ю. А. Дмитриев в четвертое поколение включает лишь информационные права и технологии [7]. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку четвертое поколение прав - это правовой ответ вызову XXI в., когда речь идет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о космической социализации человечества.

Но нам хотелось бы больше уделить внимания пятому поколению прав, открытых в России в начале ХХ! в. Основу их составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия.

Еще в августе 2003 г. российский политолог Ольга Юрьевна Малино-ва предсказала появление прав человека пятого поколения, в основу которых было положено осмысление на данном этапе развития человечества законов Мироздания. Речь шла о введении в юридическую науку (включая право) Божественных прав и свобод, имеющих многотысячелетнюю историю [12]. К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество, совершенствование и одухотворение окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. Появлению Божественных прав и свобод предшествовало создание Материальных и Духовных миров, в том числе и планеты Земля, сотворение человека. Наделение человека Божественными правами предусматривает и соответствующие обязанности носителя этих прав, возникающие при их реализации.

Говоря об управлении энергией, необходимо для начала дать ее понятие. В науке под энергией (от греч. епе^е1а - действие, деятельность) понимается общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает, а может переходить из одной формы в другую, связывая воедино все явления природы.

Любовь является очень мощным видом Божественной энергии, которая распространяется на всех не только на Земле, но и во Вселенной. Любовь способствует жизни и связывает человека с Богом-Творцом и всеми мирами. Именно поэтому каждый человек имеет право на рождение в Любви, которая через Бога исходит от женщины и мужчины. Дети, рожденные без Любви, чаще всего обречены к духовным и нравственным страданиям. К сожалению, этот аспект еще не получил правовой оценки.

Любовь - понятие многогранное. Например, В. В. Марасин говорил: «Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение» [13]. А вот Л. Н. Толстой неоднократно говорил: «Где любовь, там и Бог» [21, с. 605]. В Любви и через Любовь в человеке обнаруживается Божественное начало. Любовь сравнивают с гармонией [9, с. 112]. Любовь возвышает человека, помогает преодолеть эгоистические интересы, придает жизни смысл

[5, с. 101]. Любовь смиренна, она есть служение другим людям, деятельная и всегда бескорыстная [5, с. 102 - 104]. Подлинная любовь человека проявляется в его отношении к врагам. По этому поводу Иисус Христос в своей заповеди говорил следующее: «Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» [11]. Как высший, основополагающий закон жизни, Любовь является единственным нравственным законом. Человечество не может отступить от закона Любви, чтобы не деградировать в «нравственную порочность».

Любовь, как указывает Э. А. Гутнов, должна быть одухотворена, проникнута началом, где первая не может быть исключительно духовной, она духовно-душевна и духовно-телесна [6]. Разумеется, что одухотворение человеческой любви и самого человека происходит через мораль [4, с. 7]. Основу морали составляет Любовь. При этом мораль, по мнению С. Н. Лазарева, определяется количеством любви, которую она содержит, где первая невозможна без второй [10]. Негативные мысли и эмоции человека блокируют и замедляют движение Божественной энергии, в которую входит и творческая энергия [17, с. 115 - 119]. Мысль также представляет собой разновидность Божественной энергии.

Что же касается информации, то согласно научному определению, она представляет собой сведения, сообщения или данные, причем форма их представления значения не имеет. Под информацией, которая была отнесена к пятому поколению прав человека, понимается творящая информация (Божественная информация, «чистая энергия») [19, с. 113]. Академик Г. И. Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира [2]. В монографии В. Н. Мегре указывается, что информация -это образ, а образ - это информация [15, с. 123]. Академик А. С. Маркон отмечает, что «Бог - прежде всего информационное Бытие, идея, дух, Слово, Логос. Но Он же - и тонко энергетическое Бытие, эмоция, душа, Любовь» [14, с. 17].

Человек наделен правом на управление информацией и энергией, которое происходит через сознание и мысль [20, с. 129]. Сверхсознание рассматривается как высшая форма развития информации [19, с. 113].

Считается, что наивысшим уровнем управления является управление посредством Энергии Любви. Вселенной и Землей управляет Бог-Творец, который создал человека для совершенствования и одухотворения окружающего мира и Вселенной. Если не понимать или неправильно понимать сущность Божественной энергии и информации, то это, скорее всего, приведет к нарушению существующих законов Вселенной. Поэтому необходимо серьезно относиться к информации, которая передается людьми, чтобы не навредить человеку и окружающему миру.

Отметим, что к пятому поколению прав относятся Божественные права и свободы человека, направленные на защиту его души и духа от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии, медицины и техники.

Фундаментом всех существующих прав и свобод человека и гражданина по своей значимости выступают Божественные права и свободы, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную.

Они призваны формировать у человека правильное мировоззрение и эмоции. Мы не должны злоупотреблять Божественными правами и свободами, поскольку это приведет к нарушению прав других людей и живых существ, а также Божественных и духовно-нравственных законов Вселенной. Примерами таких негативных последствий могут служить экологические катастрофы, исчезновение флоры и фауны, военные конфликты, гибель людей, психическое и иное энергетическое воздействие на волю и разум человека, преступность, наркомания, терроризм и пр. Безусловно, человечество должно разумно и бережно пользоваться своими правами, которые вытекают из пятого поколения прав человека. В настоящее время нет запрета на оказание «услуг» по энергетическому воздействию на человека, его психику и душу. Речь идет о разного рода ворожбе, приворотах, заговорах, энергетическом вампиризме и т.д. От указанных действий на государственном уровне человек не защищен, поскольку в российском законодательстве отсутствует запрет на негативное энергетическое воздействие и не предусмотрены меры уголовного преследования и наказания виновных за подобные действия. Такой пробел в законодательстве привел к появлению всевозможных сект, занимающихся энергетическим вампиризмом. Конечно, наукой это еще не доказано, но не подобное ли воздействие лежит в основе различного рода заболеваний, причины которых медицина и наука найти пока не могут?

Заключение

Как указывает О. Ю. Малинова, корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться, и каждое поколение прав будет приносить новую логику узаконивания притязаний [12, с. 90-91]. Надлежащее закрепление в международной и национальных правовых системах пятого поколения прав и свобод человека, их обеспечение, защита и реальное воплощение в жизнь позволит отвратить от человека опасность духовной гибели в результате нарушения Божественных и духовно-нравственных законов.

Список литературы

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 2013. 500 с.

2. Волченко В. Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете // Сознание и физическая реальность. 1997. Т. 2, № 4. С. 1 - 14.

3. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека: учебник. М.: Эксмо, 2006. 864 с.

4. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. 472 с.

5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.

6. Гутнов Э. А. Мысли о жизни, смерти, духовности, красоте // Российская газета. 1993. № 236.

7. Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М.: НОРМА. 2014. 387 с.

8. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учеб. для бакалавриата и магистратуры. 9-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 506 с.

9. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1: Система полевой саморегуляции. СПб.: СФЕРА, 1993. 160 с.

10. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 4. Прикосновение к будущему. СПб.: Академия парапсихологии, 1997. 208 с.

11. Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея [Электронный ресурс]. URL: http://prayerssaints.ru/?id=bibliya/mf ©prayerssaints.ru (дата обращения: 11 мая 2018).

12. Малинова О. Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. № 3 (43).

13. Марасин В. В. 56 полюсов поведения. Донецк: Сталкер, 1997. 416 с.

14. Маркон А. С. Вера и религия // Сознание и физическая реальность. 2000. Т. 5, № 2. С. 14 - 19.

15. Мегре В. Н. Анаста. СПб.: ДИЛЯ, 2010. 288 с.

16. Поколение прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института // Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: учеб. пособие / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 2003. С. 90-91.

17. Прокопович Г. А. Энергия как объект правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2014. № 11. С. 115 - 119.

18. Рудинский Ф. М. Права человека в современном мире (марксистская оценка ситуации) // Марксизм и современность. 2000. № 1 (15).

19. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Физика веры. СПб.: Весь, 2003. 256 с.

20. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Время Бога: сознание и жизнь. М.: АСТ: Астрель, 2005. 334 с.

21. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2. Повести. Рассказы. Рассказы для детей. 1857 - 1886. М.: Лексика, 1996. 733 с.

22. Устав Организации Объединенных Наций от 24.06.1945 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.

References

1. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law], Moscow: Novyy Yurist, 2013, 500 p.

2. Volchenko V.N. [Spiritual Ecoethics in the World of Consciousness and on the Internet], Soznaniye i fizicheskaya real'nost' [Conception and Physical Reality], 1997, vol. 2, no. 4, pp. 1-14. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Golovistikova A.N., Grudtsyna L.Yu. Prava cheloveka [Human Rights], Moscow: Eksmo, 2006, 864 p. (In Russ.)

4. Guseynov A.A., Apresyan R.G. Etika [Ethics], Moscow: Gardariki, 1998, 472 p. (In Russ.)

5. Guseynov A.A. Velikiye moralisty [Great moralists], Moscow: Respublika, 1995, 351 p. (In Russ.)

6. Gutnov E.A. Rossiyskaya gazeta, 1993, no. 236. (In Russ.)

7. Dmitriyev Yu.A., Zlatopol'skiy A.A. Grazhdanin i vlast' [Citizen and power], Moscow: Norma. 2014, 387 p. (In Russ.)

8. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: ucheb. dlya bakalavria-ta i magistratury [The General Theory of State and Law], Moscow: Yurayt, 2018, 506 p. (In Russ.)

9. Lazarev S.N. Diagnostika karmy [Diagnosis of karma], Book 1. Sistema pole-voy samoregulyatsii [The system of field self-regulation], St. Petersburg: SFERA, 1993, 160 p. (In Russ.)

10. Lazarev S.N. Diagnostika karmy [Diagnosis of karma], Book 4. Prikosnove-niye k budushchemu [Touching the future], St. Petersburg: Akademiya parapsikhologii, 1997, 208 p. (In Russ.)

11. Bibliya. Novyy zavet. Yevangeliye ot Matfeya [The Bible. New Testament. Gospel of Matthew], available at: http://prayerssaints.ru/?id=bibliya/mf©prayerssaints. ru (accessed: 11 May 2018).

12. Malinova O.Yu. [Three generations of human rights], Pchela [Bee], 2003, no. 3 (43). (In Russ.)

13. Marasin V.V. 56 polyusov povedeniya [56 poles of behavior], Donetsk: Stalker, 1997, 416 p. (In Russ.)

14. Markon A.S. [Belief and religion], Soznaniye i fizicheskaya real'nost' [Consciousness and physical reality], 2000, vol. 5, no. 2, pp. 14-19. (In Russ.)

15. Megre V.N. Anasta [Anasta], St. Petersburg: DILYA, 2010, 288 p. (in Russ.)

16. Sungurov A.Yu. (Ed.), Institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka v sub"yekte RF [Institute of the Commissioner for Human Rights in the subject of the Russian Federation: textbook. manual], St. Petersburg, 2003, pp. 90-91. (In Russ.)

17. Prokopovich G.A. [Energy as an Object of Legal Regulation], Pravo i gosu-darstvo: teoriya i praktika [Law and the State: Theory and Practice], 2014, no. 11, pp. 115-119. (In Russ.)

18. Rudinskiy F.M. [Human Rights in the Modern World (Marxist assessment of the situation)], Marksizm i sovremennost' [Marxism and Modernity], 2000, no. 1 (15). (In Russ.)

19. Tikhoplav V.Yu., Tikhoplav T.S. Fizika very [Physics of Faith], St. Petersburg: Ves', 2003, 256 p. (In Russ.)

20. Tikhoplav V.Yu., Tikhoplav T.S. Vremya Boga: soznaniye i zhizn' [The Time of God: Consciousness and Life], Moscow: AST: Astrel', 2005, 334 p. (In Russ.)

21. Tolstoy L.N. Sobraniye sochineniy [Collected Works], In 8 vol, vol. 2. Povesti. Rasskazy. Rasskazy dlya detey [Tale. Stories Tales for children], 1857-1886, Moscow: Leksika, 1996, 733 p. (In Russ.)

22. Sbornik deystvuyushchikh dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchen-nykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami [Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states], issue XII. Moscow, 1956, pp. 14-47. (In Russ.)

Modern Approach to Classification of the Rights and Freedoms of an Individual and a Citizen

G. A. Prokopovich, Doctor of Law, Professor, Department of Theory of State and Right, G. V. Maltsev, Russian Academy of National Economy and Public Service under the Russian President, Moscow, Russia;

galina-prokopovich@yandex.ru

The known approaches to the classification of human rights and freedoms in accordance with the historical stages of the formation of their legal base are formulated. The doctrinal variation of the fourth stage of development of rights and freedoms is updated. One of the approaches to the classification of human rights and freedoms of a person and a citizen, which is based on the spiritual and ethical content of human well-being, was brought up for discussion.

Keywords: classification of rights and freedoms; human rights and freedoms; generations of rights; values; the "fourth" generation of rights and freedoms.

© Г. А. Прокопович, 2019 Статья поступила в редакцию 30.05.2018

При цитировании использовать:

Прокопович Г. А. Современный подход к классификации прав и свобод человека и гражданина // Право: история и современность. 2019. № 2. С. 118 - 124. doi: 10.17277/pravo.2019.02.pp.118-124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.