Грунт Е.В., Беляева Е.А., Вагнер В.А.
СОВРЕМЕННЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ В ОЦЕНКАХ ЕКАТЕРИНБУРЖЦЕВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЗОВА РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РО!: 10.26907/2079-5912.2023.4.24-30
Аннотация. В статье рассматривается состояние отечественного кинематографа в условиях глобального вызова российской культуры. В современных условиях кинематограф должен играть важную роль в распространении национальных ценностей. Так как кинематограф должен являться эффективным средством патриотического воспитания личности. В исследовании использовались количественные и качественные методы. Был проведен онлайн-опрос жителей Екатеринбурга, которые интересуются и смотрят отечественный кинематограф. Выборочная совокупность составила 600 человек. Качественное исследование проведено методом глубинного интервью (п=20). Информантами выступили кинокритики и режиссеры города Екатеринбурга.
Исследование показало, что современный кинематограф не до конца выполняет возложенные на него функции. По мнению екатеринбуржцев, российский кинематограф уступает зарубежному кинематографу по ряду показателей: игра актеров, сюжеты, качество съемки, режиссура. Вследствие чего екатеринбургский зритель им практически не интересуется. Если же все-таки в качестве фильма для просмотра выбирают фильм российского производства, то основная причина -это посмотреть на жизнь других людей, на российскую действительность, узнать про проблемы общества. Ключевые слова: современный отечественный кинематограф, культура, глобальный вызов, зрительские предпочтения, выбор фильма.
Введение
В качестве основного инструмента распространения государственной идеологии в постиндустриальном мире становятся средства массовой информации. Кинематограф здесь занимает особое место. В условиях глобального вызова российской культуре он является эффективным средством политического и идеологического влияния. По мнению канадского культуролога М. Маклюэна кино это «горячее» средство коммуникации [1].
Кинематограф занимает значительную часть современной культуры. С одной стороны, кино - это продукт индустрии массовых развлечений, с другой, кино является способом постижения реальности. Кинематограф, как и любой вид искусства, позволяет зрителю создать определенный мир, в котором происходят действия [2]. Реальность, изображаемая в кино, демонстрируется не явно, а посредством различных знаков, символов [3]. Происходит своего рода репрезентация реальности посредством изображения на экране. Как пишет Н. Хренов в своей работе «Кино: реабилитация архетипической реальности», популярность кино в том, что оно фиксирует и воспроиз-
водит «...нижние этажи физической реальности, рецепция которых на предшествующих этапах культуры наталкивалась на барьеры» [4]. Можно согласиться с Ж. Бодрийяром о том, что кино обладает наибольшим статусом реальности, поскольку: «кинематограф, который пытается самоустраниться в абсолюте реального, реальное, уже долгое время поглощено кинематографическим (или телевизионным) гиперреальным» [5]. Его тесная связь со зрителем и влияние, оказываемое на него, на сегодняшний момент является очевидным.
Методы исследования
Исследование проведено в 2022 году в г. Екатеринбурге. В исследовании использованы количественная и качественная стратегии.
Был проведен онлайн-опрос жителей Екатеринбурга, которые интересуются и смотрят отечественный кинематограф. Выборочная совокупность составила 600 человек.
В исследовании приняло участие 59,4% женщин и 40,6% мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. Что касается возраста респондентов, то молодые люди до 20 лет состави-
ли 13,9%, респонденты в возрасте от 20-29 лет составили 44,6%; от 30-39 лет 19,3%; от 40-49 лет 17,8%; от 50-60 лет 4,4%. Более половины респондентов находится в возрасте до 30 лет. 50% респондентов имеет высшее образование). Неоконченное высшее образование имеет 20,8% опрошенных, два и более высших и ученую степень - 13,4%, со среднеспециальным образованием 8,9%, со средним 5% опрошенных и неоконченное образование имеют 2% опрошенных.
Анкета состояла из 38 вопросов, релевантных теме исследования. Качественное исследование проведено методом глубинного интервью (п= 20). Информантами выступили кинокритики и режиссеры города Екатеринбурга.
Результаты исследования
Интерес к кино мы трактуем как процесс наблюдения за развитием российского кинематографа, чтение новостей о российском кино, посещение тематических мероприятий, отслеживание новик кино или появления новых актеров.
V-коэффициент Крамера показал значимую связь между ответом на вопросы «Как часто Вы смотрите кино? » и «Интересуетесь ли Вы отечественным кинематографом? » ^=0,58 при р <0,0001).
Это позволяет нам сделать вывод о том, что респонденты, проявляющие интерес к отечественному кинематографу в большинстве своем, не являются его активными зрителями, просматривая 1-3 фильма в месяц (41%) или же еще реже (32,5%). Возможно, такую тенденцию можно объяснить тем, что люди, интересующиеся отечественным кинематографом, могут иметь отношение к сфере кинематографа и для них свойственно реже других смотреть фильмы отечественного производства, поскольку они сами их производят и им больше интересны не сами фильмы, а кинематографическая сфера в общем, поскольку немногие из них смотрят несколько фильмов в неделю (9,6%) или же один фильм в неделю (12%).
Респонденты, которые совсем не интересуются отечественным кинематографом, смотрят его крайне редко (47,1%). При этом 1/3 респондентов не смотрит современное русское кино (37%), исходя из чего, смеем предположить, что для этой категории респондентов наибольший интерес представляют фильмы Советского периода.
Поскольку многие респонденты очень редко смотрят отечественные фильмы, то встает вопрос удовлетворенности российским кинематографом. Возможной причиной крайне низкого интереса может быть неудовлетворенность фильмами, которые у нас производят и вследствие этого их смотрят не часто, только те киноленты, которые по мнению респондентов действительно получились удачными и заслуживают внимания. Данные нашего исследования
подтверждены исследованием Те1есотЮаПу, проведенным в 2022 году методом анкетирования [6].
Респонденты, которые не удовлетворены российским кино говорят о том, что оно находится в упадке (92,5%), но несмотря на это, более половины верит в российский кинематограф и считает, что оно, наоборот, находится на подъёме (56,1%). Такую тенденцию можно объяснить ситуацией, сложившейся в последние два года, а именно пандемией и локдауном во время нее. Можем предположить, что упадок в данном случае связан не с качеством съемки или сюжета, актерской игрой, а с падением доходов от киносборов и снижением количества посетителей кинотеатров.
Так по данным, представленным на сайте Кинопоиск по кассовым сборам за последние 4 года, мы можем увидеть, что в период пандемии происходит спад, особенно в 2020 году, когда кассовые сборы упали до 5 млрд. рублей [7].
Но только ли в пандемии дело? Исследование показало, что респонденты чаще всего смотрят отечественные фильмы в интернете (49,3%), либо по телевизору (33,8%). Просмотр фильмов в кинотеатрах становится уже неактуальным (14,9%) вследствие того, что сейчас все больше развиваются онлайн-платформы для просмотра фильмов и сериалов. Переход к интернет-площадкам в Росси происходит уже с 2010 года, и с каждым годом добавляется все большее число пользователей. Наше исследование подтвердило результаты исследования, проведенного в 2022 году Те1есотЮаПу на тему «Как часто смотрят в онлайн кинотеатрах» [8], которое показало, что около 28% клиентов онлайн-кинотеатров пользуются ими два-три раза в неделю. При этом согласно результатам опроса 27% респондентов заходят в онлайн-кинотеатр несколько раз в месяц, 25% - один-два раза в месяц, 19% - почти каждый день.
В ходе интервью эксперты также высказали мнение о том, что происходит переход на онлайн-платформы, при этом делая упор на то, что люди перестают ходить в кинотеатры: «Кинотеатры больше не приносят тех денег, в тех самых объемах, которые были до этого которые были когда-либо. Все ушли в формат сериалов и ушли на платформы. В России таких платформ большое количество» (Эксперт 1).
Эксперты высказали мнение о том, что большую роль сыграла пандемия, когда вся система была перестроенная на онлайн, и кинематограф не стал исключением, именно поэтому онлайн платформы взяли вверх над кинотеатрами и широкоэкранным кино: «...Все хотят делать как нетфликс или хотят, чтобы их купил нетфликс, если это сейчас возможно вообще и т.д., то есть все нацелено на онлайн платформы, потому что и пандемия
на это сыграла, и люди в кинотеатре перестали ходить» (Эксперт 2).
В исследовании нам также важно было узнать, как респонденты выбирают фильмы для просмотра. Зачастую выбор того или иного фильма осуществляется из-за играющего в фильме актера/актрисы. На это указало 81,2% респондентов. Зрителю может быть не важен сюжет, жанр фильма, если в нем снимается актер, который им нравится или за которым они следят.
Для 76,2% опрошенных режиссер также играет важную роль при выборе фильма, некоторые с нетерпением ждут выхода той или иной картины только для того, чтобы оценить режиссерскую работу или смотрят фильмы только конкретных режиссеров, считая их гениями своего времени и не обращая внимания на другие киноленты.
Не стоит забывать и про рекламу (76,2%), которая призвана привлекать внимания к объекту. Яркие трейлеры с нарезками самых эпичных моментов фильмов привлекают зрителей, им хочется узнать, что будет дальше и они непременно посмотрят тот или иной фильм.
Для многих респондентов важны и советы знакомых (73,4%), которые также выступают своего рода рекламой фильма. Тогда как совсем неважно респондентам то, что идет в кино или по телевизору (41,3%). Во-первых, это объясняется тенденцией не смотреть телевизор, поскольку там либо ничего не показывают стоящего, либо просто потому, что есть возможность выхода в интернет. Поэтому респонденты, скорее всего, даже не знают о том, какие фильмы показывают на телевидении. Во-вторых, как мы уже говорили ранее о том, что просмотр фильмов в кинотеатре, постепенно сходит на нет, поэтому жители Екатеринбурга могут не знать, что идет в кино и соответственно не смотреть эти фильмы. Или же еще одной причиной может быть то, что для просмотра в кино чаще выбирают зарубежные фильмы, которые на большом экране смотрятся зрелищнее: «Ходить на российские фильмы считается непрестижным. Их отрицательный образ укрепляется отзывами популярных видеоблогеров и негативным имиджем системы господдержки киноиндустрии в РФ». [9]. Не влияет на выбор фильма для просмотра и то, что смотрит семья (43,1%), поскольку у членов семьи могут быть совершенно разные интересы и вкусы.
Так как режиссер является ключевым критерием при выборе фильма, интересно посмотреть, кого в таком случае знают зрители и чьи фильмы смотрят.
Топ 5 самых часто упоминаемых режиссеров составляет Бондарчук (30,3%), Быков (29,3%), Звягинцев (26,6%), Серебренников (23,9%) и Михалков (22,3%).
В 2020 году издание «Бюллютень кинопрокатчика» составила рейтинг главных российских кинорежиссеров за
последние 10 лет. [8]. Для подсчетов и выстраивания топа было выделено семь ключевых критериев, по которым оценивалась деятельность режиссеров. Ими стали величина кинотеатральной аудитории фильмов постановщика, размер бюджетов, которые доверяли продюсеры тому или иному режиссеру, фестивальные награды и кинопремии, отношение бокс-офиса к бюджету, количество функций, исполняемых постановщиком на проекте, уровень медийности и средняя оценка работ режиссера на "КиноПоиске".
В топ 10 режиссеров вошли: 1. Андрей Звягинцев; 2. Алексей Сидоров; 3. Николай Лебедев; 4. Илья Куликов; 5. Федор Бондарчук; 6. Антон Мегердичев; 7. Кантемир Ба-лагов; 8. Клим Шипенко; 9. Андрей Кончаловский; 10. Жора Крыжовников
Отметим, что многих режиссеров из этого списка также называли и наши респонденты. Одни из экспертов сделал оговорку о том, что из действующих на данный момент режиссеров многие либо уехали из страны, либо перестали появляться в повестке, что может отразиться на новых проектах: «Все знают Бондарчука, но назвать его серьезным режиссером я не могу... Ну Бекмамбетов что-то снимал, но, а где он сейчас, что там делает, что снимает. Сейчас ест авторские режиссеры, но они уже уехали из страны. Ну вот Звягинцев снимал, но он тоже человек, который сейчас навряд ли что-то будет снимать в России. Иногда многие знают Михалкова, потому что он Михалков...Ну Кончаловского знают, можно назвать его как действующего режиссёра. Серебрянников, кстати, наверное. Серебрянников, наверное, в топе. Ну Звягинцев и Серебрянников. Ну Кантемир Балагов, но он тоже ушел из повестки. Он все-таки не такой известный». (Эксперт 2);
Как можем заметить, мнения экспертов также сходятся с мнением респондентов, многие перечисленные ими имена упоминались и жителями Екатеринбурга, но при этом никто из них не считает названных режиссеров популярными, все говорят о том, что таковых в России нет: «Все современные режиссеры самые популярные, я думаю, что никого нет популярного». (Эксперт 2);
Популярности добиваются только экстраординарные личности, которые делают громкие высказывания, привлекая тем самым к себе внимание: «На самом деле, узнаваемыми становятся только фрики какие-нибудь, например, Валерии Гай Германики, она очень эпатажные заявления делала. А так у нас нет такого, чтобы какой-то режиссер там на слуху». (Эксперт 3);
Или же если режиссер находится в повестке вследствие связи с другими медийными личностями, про которых все знают: «Если не про Бондарчука говорить и Бекмамбетова. Балагов вот, например, в последнее время выстрелил, но
это было за счет того, что сначала Роднянский его заметил продюсер, потом какой-нибудь Дудь там съездил интервью взял». (Эксперт 3)
Один из экспертов считает, что в нашей стране люди не обращают внимания на имена режиссеров, для них не столь важно кто снял фильм. Он уверен в том, что если спросить кого-то на улице про того или иного режиссёра, то никто не сможет с уверенностью сказать, что он его знает. Связано это с тем, что обычный зритель находится вне кинематографической индустрии, поэтому ему не нужно знать имена режиссеров, достаточно лишь название кинокартины, которую он посмотрел: «Имена режиссёров знают по большой части деятели индустрии. Потому что никто не интересуется именами режиссёров. Культуры воспевания режиссеров не появилось. Люди в ограниченном количестве разбираются кто снял кино, с кем снял кино». (Эксперт 1)
Еще одним тезисом, выдвинутым экспертом, стало то, что российский зритель знает имена только тех режиссеров, которые сняли кино, собравшее большие кассы, либо сериал, ставший популярным на онлайн-платформах: «Если мы говорим про режиссеров, которых знает зритель, это кино либо сериальное, то есть это сериалы, либо это кинотеатры. То есть сказать, что среднестатистический человек назовет фамилию Кантемир Балагов, ну нет. Это скорее всего будут кассовые истории». (Эксперт 4).
В исследовании нами выявлены причины, по которым зрители отдают предпочтения российскому кино. В исследовании зафиксировано, что чаще всего респонденты указывали близость менталитета (24,7%), некоторые люди не могут смотреть зарубежные фильмы, потому что те изображают совсем другую культуру, далекую и непонятную нам, поскольку в каждой стране доминируют свои ценности и нормы. Именно поэтому большинство респондентов предпочитают смотреть отечественный кинематограф, где
все понятно и близко, поскольку зрители сами живут в похожих условиях.
Для некоторых причины вовсе неважны, банального и простого «мне нравится» (11,6%) уже достаточно, чтобы посмотреть произведения российского кинематографа. Возможно, этим респондентам сложно назвать что-то одно, что влияет на их выбор, поскольку фильм состоит из множества элементов и в совокупности они делают его привлекательным для аудитории, поэтому респонденты дали нейтральный ответ.
Важным также является хороший сценарий (10,6%), что по сути своей составляет основу фильма и игра актеров (7,1%). Но более интересным ответом можно назвать «поддержка отечественного производителя» (6,1%), что говорит о том, что часть респондентов смотрит отечественные фильмы исходя из патриотических чувств. (См. Рисунок 1)
Поскольку жизненность фильмов рассматривается как основная причина выбора российского кино, то становится понятно, почему большинство респондентов при просмотре отечественного кинематографа начинают задумываться над социальными проблемами российского общества (женщины 56,3%, мужчины 61,4%). Так Белова Д.А. в своем исследовании «Образ России в современном отечественном кинематографе (2014-2017)» [10] говорит, что многие режиссеры делают «ставку на реализм, снятые в крайне реалистичной манере «Левиафан» и «Дурак» обнажают пороки современного российского общества, раскрывают сложные взаимоотношения в триаде «индивид-общество-государство».
Кино играет огромную роль в социокультурном аспекте, отражая сложные социальные процессы, тем самым оказывая постоянное влияние на изменение социокультурной ситуации, а значит - мировоззрения индивида, так как кинематограф - это не только художественный синтез, но и коммуникативный. Оно обладает разнородностью ком-
Не отдаю предпочтения
Другое 5,60%
Интересны поднимаемы в сюжете проблемы и 2,0%
Актуально для профессии 3,00%
Понятный юмор 3,00%
Хочу посмотреть как живут люди 3,50%
Поддержка отечественного производителя 6,10%
Душа в фильмах 6,60%
Игра актеров
Хороший сценарий 10,60%
Оно мне нравится 11,60%
Близость менталитета
Рисунок 1. Причины, по которым респонденты смотрят отечественный кинематограф
(% от числа опрошенных)
муникативных свойств и каналов передачи информации. Поэтому для части респондентов кинематограф служит своего рода источником информации (40,9% мужчины, 49,3% женщины), из которых зритель черпает знания о российской действительности, что происходит, какие есть проблемы, как их можно решить или вовсе избежать.
Заключение
Жители Екатеринбурга практически не интересуются российским кинематографом и считают, что он находится в упадке, нежели на подъеме.
Интерес к отечественному кино крайне низок вследствие неинтересных сюжетов, плохой актерской игры и режиссуры.
В России очень много режиссеров, но именно к тем, кто всегда на слуху, относятся только уже давно зарекомендовавшие себя режиссёры, такие, как например Бондарчук или Михалков, либо те, кто сегодня значится в социальной повестке, снявшие кассовое кино.
Российские фильмы являются жизненными и несут в себе современную повестку, поэтому чаще всего их выбирают для просмотра только в целях узнать о проблемах общества.
Говоря же про то, почему предпочитают российское кино, то чаще всего это сводится к двум критериям, близость культуры и менталитета, либо же к банальному «мне нравится».
По мнению респондентов, российский кинематограф уступает зарубежному кинематографу, по ряду показателей: игра актеров, сюжеты, качество съемки, режиссура, вследствие чего екатеринбургский зритель им практически не интересуется. Если же все-таки в качестве фильма для просмотра выбирают фильм российского производства, то основная причина -это посмотреть на жизнь других людей, на российскую действительность, узнать про проблемы общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Текст] / Г.М. Маклюэн. - Пер. с англ. В. 1. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
2. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии [Текст] / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин, М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, - 336 с.
3. Луман Н. Реальность массмедиа М.: Праксис, 2005. - 256 с.
4. Хренов Н. Кино. Реабилитация архетипической реальности [Текст] / Н.Хренов. - 2006. - С.126.
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции [Текст] = Simulacres et simulation / Жан Бодрийяр ; [пер. с фр. А. Качалова]. -Москва : Постум, 2015. - 238 с.
6. ВЦИОМ. Новости: Предпочтения россиян в кино. [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/predpochtenija-rossijan-v-kino-1 (дата обращения: 05.04.2023)
7. Официальный сайт кино-портала Кинопоиск [Электронный ресурс] / Кассовый сборы уик-энда: Россия+СНГ / Режим доступа: URL: https://www.kinopoisk.ru/box/year/2021/type/rus/cur/RUB/. (Дата обращения 03.05.2023)
8. Официальный сайт медиахолдинга РБК [Электронный ресурс] / Россияне рассказали, как часто смотрят он-лайн-кинотеатры / Режим доступа: www.rbc.ru/rbcfreenews/620d4eeb9a794734587b6ebe?ysclid=ll1x8alvd4465768918 (Дата обращения 04.06.2023)
9. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] / Составлен рейтинг главных российских режиссеров десятилетия // Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/08/29/sostavlen-rejting-glavnyh-rossijskih-rezhisserov-desiatiletiia. html. (Дата обращения 04.06.2023)
10. Белова. Д.А Образ России в современном отечественном кинематографе (2014-2017) [Текст] / Д.А. Белова/ Власть в логике и риторике межнациональных и межконфессиональных отношений. -2017. - С. 15.
Информация об авторах
Грунт Елена Викторовна, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» Россия, г. Екатеринбург, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры прикладной социологи департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института
е-mail: [email protected]
Беляева Екатерина Александровна, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» , Россия, г. Екатеринбург, доцент, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института
е-mail: [email protected]
Вагнер Вероника Андреевна, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, г. Екатеринбург, магистрант кафедры прикладной социологии департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института
Grunt E.V., Belyaeva E.A., Wagner V.A.
MODERN DOMESTIC CINEMATOGRAPHY IN EKATERINBURG CITIZEN'S ASSESSMENT IN CONDITIONS OF GLOBAL CHALLENGE TO RUSSIAN CULTURE
Abstract. The article examines the state of the national cinema in the context of Russian culture global challenge. In modern conditions, cinema should play an important role in the dissemination of national values. Cinema should be an effective means of patriotic education of the individual.
The research methodology was a combination of qualitative and quantitative methods. This study was conducted in the city of Yekaterinburg in Russia. An online survey was conducted among Yekaterinburg residents who are interested in and watch national movie. 600 people were questioned, on the basis of the spontaneous sample. Depths interviews with experts (20 experts) are applied on purpose to identify main problems dealing with national movie.
Film critics and directors from the city of Yekaterinburg acted as informants.
The study has revealed that modern Russian cinema does not fully fulfill the functions assigned to it. According to Yekaterinburg residents, Russian cinema is inferior to foreign cinema in a number of indicators such as: acting, plots, filming quality, directing. As a result, the Yekaterinburg audience is practically not interested in it. If, nevertheless, a Russian-made film is chosen as a film for screening of the film, then the main reason is get an insight into the lives of other people, the Russian reality, and get to know the society issues.
Keywords: modern domestic cinematography, culture, global challenge, audience preferences, choice of film.
Literature
1. McLuhan G.M. Understanding Media: Human External Extensions [Text] / G.M. McLuhan. - Per. from English. V. 1. Nikolaev; Conclusion Art. M. Vavilov. - M .: Zhukovsky: "KANON-press-C", "Kuchkovo field", 2003. - 464 p.
2. Schutz A. The semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology [Text] / Comp. A. Ya. Alkhasov; Per. from English. A. Ya. Alkhasova, N. Ya. Mazlumyanova; Scientific ed. translated by G. S. Batygin, Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation, 2003, 336 p.
3. Luman N. Reality of Mass Media M.: Praxis, 2005. 256 p.
4. Khrenov N. Cinema. Rehabilitation of archetypal reality [Text] / N. Khrenov. - 2006. P.126.
5. Baudrillard J. Simulacra and simulations [Text] = Simulacres et simulation / Jean Baudrillard; [per. from fr. A. Kachalova]. -Moscow: Postum, 2015. - 238 p.
6. VCIOM. News: Russians' preferences in cinema. [Electronic resource]. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/predpochtenija-rossijan-v-kino-1 (date of access: 04.05.2023)
7. Official website of the film portal Kinopoisk [Electronic resource] / Weekend box office: Russia + CIS / Access mode: URL: https://www.kinopoisk.ru/box/year/2021/type/rus/cur/ RUB/. (Accessed 03.05.2023)
8. Official website of the RBC media holding [Electronic resource] / The Russians told how often they watch online cinemas / Access mode: URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/620d4eeb9a794734587b6ebe. (Accessed 04.06.2023)
9. Official website of the Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource] / A rating of the main Russian directors of the decade has been compiled // Access mode: URL: https://rg.ru/2020/08/29/sostavlen-rejting-glavnyh-rossijskih-rezhisserov-desiatiletiia. html. (Accessed 04.06.2023)
10. Belova. D.A. The image of Russia in modern domestic cinema (2014-2017) [Text] / D.A. Belova / Power in the logic and rhetoric of interethnic and interfaith relations. - 2017. - P. 15.
Authors
Elena V. Grunt (Russia, Ekaterinburg). Professor, Dr. Sci. (Philosophy), Professor of the Department of Applied Sociology Department of Political Science and Sociology Urals Institute of Humanities Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin
e-mail: [email protected]
Ekaterina A. Belyaeva (Russia, Ekaterinburg) Associate Professor, Cand. Sci. (Sociology), Head of the Department of Social Work, Department of Political Science and Sociology Urals Institute of Humanities Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin
e-mail: [email protected]
Veronika A. Wagner. Graduate student of the Department of Applied Sociology Department of Political Science and Sociology Urals Institute of Humanities Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin