Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1606
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГОСТИНИЦА / СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позднякова А.И.

В статье рассматривается опыт развития малых гостиниц в России и за рубежом. Анализируются факторы принятия решений о создании малых отелей и их развитии, описываются причины распространения малых средств размещения и причины востребованности их у туристов. В статье также выделен целый ряд сдерживающих факторов для развития малых отелей, а также приведены данные о загрузке отелей в период всемирной эпидемиологической ситуации. Опыт, рассматриваемый в статье, может стать полезным для развития сферы гостеприимства в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 640.41

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ В РОССИИ И ЗА

РУБЕЖОМ

Позднякова А.И.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

павког@уапёех. ги.

Научный руководитель:

Вапнярская О.И.

Канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

vap.olga@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается опыт развития малых гостиниц в России и за рубежом. Анализируются факторы принятия решений о создании малых отелей и их развитии, описываются причины распространения малых средств размещения и причины востребованности их у туристов. В статье также выделен целый ряд сдерживающих факторов для развития малых отелей, а также приведены данные о загрузке отелей в период всемирной эпидемиологической ситуации. Опыт, рассматриваемый в статье, может стать полезным для развития сферы гостеприимства в нашей стране.

Ключевые слова: малая гостиница, средство размещения, гостиничный бизнес, гостиничная индустрия, сфера гостеприимства.

В настоящее время рынок наполнен гостиничными цепями и отелями в целом. Их слияние и объединение приводит к мнению, что уменьшается количество предложений отелей средней ценовой категории.

Распространение известных гостиничных цепей из-за своей стандартизированности обслуживания и схожести не всегда удовлетворяет требованию клиентов. Поэтому это приводит к развитию малых гостиниц, делающих акцент на уникальность и неповторимость. В большинстве случаев малые гостиницы выставляют меньшую стоимость услуг, н при этом предлагают все необходимое для удобства и отдыха гостей. Именно уникальность малых гостиниц выступает в качестве инструмента рыночной политики в современных условиях.

На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров). Надо заметить, что в зависимости от страны число номеров малой гостиницы может существенно различаться. Европа с ее тесными границами и скромными размерами показывает контраст с гигантоманией США, где никого не удивят гостиницы на несколько тысяч номеров, теснящиеся на побережье Майами, во Флориде или в Лас-Вегасе.

Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением. В этом отношении Россия находится ближе к Европе. Сейчас в России малой считается гостиница вместимостью от 16 до 50 номеров.

В Европе малые гостиницы хорошо обосновались в гостиничной сфере, стали одной из главных составляющих отрасли. Широкое распространение малых отелей позволяет использовать всю их производственную мощность, а также оказывать услуги на уровне, аналогичном для крупной гостиничной цепи. Принятие решения о создании малого отеля осуществляется зачастую в силу существования факторов быстрой окупаемости, малого объема первоначальных инвестиций, достаточно стабильного спроса и небольшого количества необходимого персонала. При этом малые отели не конкурируют с большими цепями. Это связано с тем, что у данных категорий гостиниц совершенно другая целевая аудитория [4].

Гостиничный бизнес в Западной Европе имеет развитые традиции. С давних времен данный регион с его многочисленными памятниками культуры представлял интерес для путешественников. В современной Европе практически не осталось гостиниц, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Чаще всего владельцами гостиниц являются частные лица, которые либо сами занимаются управлением, либо передают свой бизнес в доверительное управление. Линейная система управления гостиничным комплексом — наиболее старая система, которая присутствует в истории развития гостиничной индустрии каждого государства. Она сложилась в период развития туризма в Европе и сохранила черты и традиции тех времен.

Эксперты Тгашо (брокера зарубежной недвижимости) проанализировали самые посещаемые города Европы: обеспеченность отелями, их заполняемость, среднюю стоимость номеров и доход владельцев. Результаты показали: спрос на гостиницы в Дублине, Амстердаме и Барселоне выше, чем в других туристических городах Европы. Здесь отелей гораздо меньше, чем туристов, и их заполняемость выше. В то же время в Лондоне, лидере среди европейских городов по числу туристов, несмотря на большее количество гостиниц, заполняемость — вторая в Европе [5].

В отличие от крупных гостиниц малые отели стали наиболее распространенными за границей по ряду причин:

1. Наличие возможности смены ценовой политики.

Малые отели оказываются более приспособленными к изменениям рынка, так как они менее зависимы от изменений внешней среды, а также из-за отсутствия в законодательстве регулирующих деятельность малых предприятий законов и

нормативных документов. Они менее зависимы от влияния государства и имеют возможность развития бизнеса по наиболее благоприятному для малого предпринимателя сценарию.

2. Увеличение числа деловых туристов. В связи с данным ростом прослеживаются следующие тенденции развития малого гостиничного бизнеса за рубежом:

• бизнес-туристы высоко ценят удобное расположение малых отелей. Обычно такие отели расположены в центральной части города. Это обеспечивает шаговую доступность к объекту посещения делового туриста (например, расположение в крупных зарубежных городах, деловых центрах стран или регионов (Шанхай, Лондон, Нью-Йорк)). Связано это с тем, что в крупных городах, где существует исторический центр, часто законодательство не разрешает возводить крупные здания. Именно поэтому в исторических центрах отсутствует сегмент отелей с большим объемом номерного фонда, а гостиницы чаще всего расположены на месте помещений в зданиях исторической постройки;

• компании, отправляющие сотрудников в командировки, стараются экономить на командировочных затратах сотрудников. При выборе отеля цена является одним из решающих факторов. Поэтому малые гостиницы в мире следуют политике "цена-качество", то есть стараются уменьшить цену, но при этом сохранить надлежащее качество услуг;

• увеличение цен на приобретение места размещения. Также малые отели в силу своей небольшой площади имеют больше возможностей на приобретение земли. Малые средства размещения в силу при наличии небольшого штата сотрудников и служб не имеют необходимости приобретения большого пространства;

• увеличивается число туристов, которым нужно проживание на короткий срок. Становятся популярными автобусные туры и круизы по нескольким странам. В подобных поездках туристам требуются транзитные остановки на ночь.

Стоит также отметить, что, в связи с развитием экономики западных государств, малый бизнес и гостиничный бизнес в частности имеет высокий уровень рентабельности.

В России тенденции развития малых отелей крайне неоднородны по стране. Это вполне естественно, учитывая специфику самого бизнеса и широкие просторы страны. Сегодня наилучшее развитие малых гостиниц наблюдается в Санкт-Петербурге, а также на Байкале и в Сочи.

Столица России, как ни странно, мини-отелями не выделяется, что кажется странным, учитывая большую популярность у туристов. Некоторые эксперты связывают

это с более строгим контролем со стороны властей за классификацией и налогами, а также с высокой ценой за метр площади в Московских зданиях.

В процессе развития сегмента малых средств размещения можно выделить целый ряд сдерживающих факторов [3]:

-несовершенство российского законодательства, связанное с неопределенной на данный момент позицией в отношении возможности размещения гостиничных предприятий с номерным фондом до 50 номеров в жилом секторе;

-недостаточная инвестиционная привлекательность данного сегмента средств размещения по причине наличия серьезных финансовых и административных рисков, отсутствия объективных аналитических и статистических данных;

-отсутствие необходимого кадрового резерва высокопрофессионального управленческого персонала и специалистов гостиничного бизнеса;

-отсутствие стремления руководства малых гостиниц к развитию сетей, что позитивно сказалось бы на дальнейшем развитии данного сегмента и позволило бы обеспечить более эффективную защиту интересов малых гостиниц;

-высокий уровень издержек, связанный с высокими ценами на базовые услуги и, как следствие, достаточно низкий уровень рентабельности данных средств размещения; -сложные административные барьеры входа в данный сегмент рынка. А вот в Петербурге, наоборот, количество малых отелей достаточное. Одним из признанных лидеров рынка малых отелей является Санкт-Петербург, где, по оценке экспертов компании JLL, около 40% туристов выбирают в качестве средства размещения именно малые гостиницы. Подобный успешный опыт развития сегмента малых средств размещения в Санкт-Петербурге, безусловно, связан с тем, что значительный по объёму городской фонд коммунального жилья позволил создать и успешно развивать такие средства размещения, как хостелы, мини-отели и малые гостиницы [1].

В 2003 году даже была основана Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, созданная для профессиональной поддержки и защиты интересов малых средств размещения. За годы своей работы Ассоциация стала «голосом» малых средств размещения не только Санкт-Петербурга, но и России. Организация отстаивала и продолжает отстаивать интересы малого гостиничного бизнеса, борется против варварских законов, делающих невозможным существование малого гостиничного бизнеса. Она оказывает юридическую поддержку в проблемах, стоящих перед малым гостиничным бизнесом [6].

На позитивное развитие сегмента малых гостиниц на северо-западе России и в Ленинградской области повлиял и ряд особенностей географического положения данного

региона. Крупные и полноводные реки и озера северо-запада нашей страны, являющиеся наиболее привлекательными местами для развития экстремальных видов туризма, позволили сформировать в этом регионе сегмент средств размещения, состоящий преимущественно из небольших загородных отелей [2].

В России малые отели получают все большее развитие. По данным Discovery Research Group, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% именно за счет развития малых гостиниц в регионах.

Особенно активно подобный формат развивается на юге России в курортных городах: Сочи, Геленджике, Анапе, а также в городах Золотого кольца. В целом по стране объем ввода таких объектов ежегодно прирастает на 50 %. Строительство малых отелей высокими темпами идет в Санкт-Петербурге и Калининграде, где они составляют более 70% от общего числа гостиниц. Государство старается оказывать поддержку в развитии малых средств размещения.

Но стоит упомянуть и всемирную ситуацию, связанную с COVID-19. Стремительное распространение короновирусной инфекции не обошло стороной ни одну отрасль, в том числе и гостиничный бизнес. Несмотря на убытки, исчисляемые миллионами, и туманные перспективы, многие отели пытались адаптировать свой бизнес к новым реалиям и разрабатывать антикризисный план действий.

Многие малые отели сотрудничают с медицинскими учреждениями, особенно в регионах с самой высокой эпидемиологической нагрузкой, например в Италии, США (в частности, в Нью-Йорке), а также в России. Основные виды помощи - размещение медперсонала и временных госпиталей, организация питания.

В этом году в Москве из нескольких тысяч малых гостиниц уже закрылось около 800, остальные - на грани выживания. Похожая ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге.

А вот гостиницы Калининградской области недостатка в постояльцах не испытывают - регион стал вторым по популярности направлением для осеннего отдыха россиян. Пандемия дала толчок развитию внутреннего туризма. Несмотря на остановку деятельности курортов практически до середины июня, высокий туристский сезон прошел по основным направлениям, предлагающим отдых, даже лучше, чем обычно. Рост спроса в третьем квартале 2020 года, по предварительным оценкам, составил до 40% по сравнению с прошлым годом. В июле - августе на Балтийском побережье было продано 98% номеров, в сентябре занято 70% гостиничного фонда, в октябре - ноябре, по данным регионального министерства по культуре и туризму, забронировано порядка 58%.

В Сочи в октябре было загружено 77% мест размещения - рекордная цифра. В городе находилось 104 тысячи туристов, это являлось высокой цифрой для середины октября.

Весь мир потерпел сокрушительные убытки в области гостиничной индустрии. После открытия европейских границ ситуация начала исправляться, но очень медленно. В целом гостиничная отрасль в Европе (загрузка на октябрь 2020 года — около 40%) восстанавливается медленнее, чем в США или Китае (загрузка под 50%).

Лучше всего себя чувствовали региональные и курортные гостиницы. В среднем в крупных городах Европы загрузка отелей составила 20-30%, а в регионах — 40-60%. Причиной этого стал рост внутреннего туризма — жителей страны стали больше интересовать курорты и региональные достопримечательности, чем столицы, где обычно сосредоточена деловая жизнь.

Аналитики предсказывают, что только к 2022 году загрузка отелей полностью выйдет на докризисный уровень. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие малых отелей имеет большие перспективы, но из-за современной ситуации в мире этот момент оттягивается на неопределенный срок. Однако в будущем статистика обещает оптимистичный расклад для развития малых средств размещения.

Литература

1. PRACTICAL EXPERIENCE OF THE ART AND EXHIBITION ACTIVITY AT THE ENTERPRISES OF HOTEL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V., Andreeva A.I., Seredina M.I. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015.

2. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В., Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. С. 105-113.

3. Касимова Г.Ф., Проблемы развития малых гостиничных предприятий и пути их решения // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 139-140.

4. Моргун Е.П., Владыкина Ю.О., Малые отели: конкуренция или альтернатива в гостиничном бизнесе // Устойчивое развитие технологии сервиса. 2016. С. 16-19.

5. https://realty.rbc.ru/ (дата обращения: 5.12.2020).

6. https://www.amg-spb.com/ (дата обращения: 29.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.