Научная статья на тему 'Современный мировой информационный рынок: проблемы развития'

Современный мировой информационный рынок: проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2721
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев А.Н.

Новые виды продуктов и технологий распространения для перманентно меняющейся информационной среды, внедрение новых программ для управления бизнес-процессами на предприятиях и другие факторы превратили мировой информационный рынок в самостоятельный, комплексный, многоярусный и динамичный сегмент мировой экономики. Российским фирмам на этом рынке пока еще не нашлось места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New types of products and dissemination technologies for constantly changing information media, introduction of new programs for business processes management and other factors have turned world information market into an independent, complex and dynamic segment of world economy. Russian companies failed to find their place on this market.

Текст научной работы на тему «Современный мировой информационный рынок: проблемы развития»

Канд. экон. наук А. Н. Лазарев

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Новые виды продуктов и технологий распространения для перманентно меняющейся информационной среды, внедрение новых программ для управления бизнес-процессами на предприятиях и другие факторы превратили мировой информационный рынок в самостоятельный, комплексный, многоярусный и динамичный сегмент мировой экономики. Российским фирмам на этом рынке пока еще не нашлось места.

Некоторые исследователи [1, 2, 6] рассматривали мировой информационный рынок в узком смысле, что было связано исключительно с тем периодом его существования, когда этот рынок находился в начале своего развития. Информационные продукты и услуги тогда были доступны ограниченному контингенту пользователей. Главными причинами этого были высокие цены, неразвитость телекоммуникационных каналов связи, дороговизна компьютерного оборудования, программного обеспечения, носителей информации и способов их тиражирования, низкая степень защиты телекоммуникационных сетей и т. д. Начиная с 1996 г. рынок значительно изменился и превратился из узкоспециализированного в многосегментный со своими правилами, традициями и фирменной структурой. А к 2003 г., как бурно развивающийся «новый» рынок, он оказался в кризисной ситуации [3, 4].

Исходя из произошедших изменений за прошлые годы сейчас мировой информационный рынок представляет собой мировое информационное пространство, соединенное международными коммуникационными каналами для обмена информацией и информационными ресурсами между коммерческими хозяйствующими субъектами, гражданами и некоммерческими организациями, различными государственными органами, которые имеют свои представления и интересы при работе с информацией и информационными ресурсами с целью получения прибыли, а также определенных политических, социальных и других эффектов.

В страновом разрезе мировой информационный рынок представляет собой совокупность национальных, региональных и локальных рынков. С другой стороны, мировой информационный рынок с позиций товарной номенклатуры можно представить как ряд отдельных субрынков. В него входят рынки финансово-экономической информации; научно-технической информации; информационных услуг; глобальных новостных телесетей и массмедийного контента; телекоммуникационных и сетевых технологий передачи данных и информации; специального оборудования для создания и распространения информации и т. д. В последние годы исследуемый рынок отличается высоким уровнем конкуренции и концентрации самого информационного товара и каналов связи, находящихся в собственности крупных корпораций.

Доминирующее положение на нем занимают транснациональные корпорации, созданные по типу вертикальной интеграции: America Online - Time Warner, Walt Disney Co, Vivendi Universal Viacom, Bertelsmann, News Corporation и т. д. [7]. По данным журнала Fortune, вышеперечисленные компании входят в список 500 ведущих глобальных корпораций мира [10]. Группу менее крупных, но влиятельных поставщиков информации составляют Washington Post, Bloomberg, Reuters, BBC, New York Times, Dow Jones&Co, D&B и другие, информация которых широко распространяется во всем мире. Кроме того, имеются крупные производители информационных ресурсов и поставщики компьютерного оборудования, программного обеспечения и прочие, которые представлены в таблице.

К производителям информации относятся организации, которые добывают и публикуют ее. Это информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства, научные центры. Другие организации и фирмы профессионально занимаются ее обработкой, т. е. ее отбором, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т. п. Все это говорит о том, что в рамках мирового информационного рынка имеется четкая международная специализация и кооперация в производстве и реализации информационных ресурсов и налажен обмен информацией и информационными базами данных и другой специализированной информационной продукцией, номенклатура которой определяется фирмами-производителями.

Структура информационной продукции на данном рынке устанавливается в основном ведущими продавцами профессиональной информации и международными информационными системами. Деятельность мировых информационных компаний включает:

- дистрибуцию информационных продуктов (разнородной информации, газет, журналов, книг, теле- и радиоканалов);

- импорт и экспорт научной, финансовой и деловой информации и контента информационно-новостных каналов (новости, фильмы, музыкальные ролики, телепрограммы и т. д.);

- обеспечение инфраструктуры мирового информационного рынка, включая Интернет и другие глобальные и спутниковые сети передачи данных и информации.

Мировой информационный и коммуникационный рынок в одной его развитой части (развитые западные страны и ряд бывших социалистических стран) подошел к окончанию цикла интенсивного развития, обеспечив широкий доступ к информации для больших масс частных потребителей. Другая группа стран не смогла еще развить свою информационную индустрию до уровня передовых стран, присутствующих на информационном рынке. К ним можно отнести Россию, некоторые страны бывшего СССР, а также большинство развивающихся стран. Первая группа стран, представленная здесь, видит выход из кризиса путем освоения информационных продуктов нового поколения, основанных на иных принципах сбора информации. Вторая группа стран стремится преодолеть информационную отсталость за счет масштабного внедрения информационных и компьютерных технологий.

Главные поставщики компьютерного оборудования, программных продуктов документооборота, официальной и коммерческой, научно-технической и другой информации для международного информационного рынка

Международные фирмы -разработчики оборудования Мировые информационные агентства Мировые телесети новостей Международные радиослужбы Международные печатные и интернет-издания Международные фирмы-разработчики программ электронного документооборота Международные рейтинговые и экономические агентства Поставщики финансовой, научно-технической и другой информации

Intel Reuters CNN BBC World Service The Financial Times Microsoft Standard&Poor's Dun&Bradstreet (D&B)

IBM Associated Press ВВС World Voice of America International Herald Tribune Oracle Fitch Investors Service Investex Group

Dell Inc. AFP (France Press) Bloomberg TV Deutsche Welle USA Today Lotus Development Duff and Phelps Information Access Company Predicast (IAS)

Hewlett-Packard DPA Deutsche Welle France International The Wall Street Journal Novell GroupWise Dun&Bradstreet (D&B) Inspec

Lenovo Bloomberg Euro News Liberty Time IBM Financial Times -FT Knight-Ridder

Fujitsu/ Fujitsu ASAHI Sky News Free Europe Newsweek SAP Dow Jones&Co Lexis-Nexis

Siemens Itar-Tass CNBC Free Asia Economist Adobe John Moody Westlaw

Acer The Xinhua Al-Jazeera Radio Vatican Fortune Siemens Nixdorf IDC Questel - Orbit

NEC Havas Eurosport news RAI International Who is who OpenText RTS - Interfax Commerce Business Daily - CBD

Ситуация на рынках информационных технологий и мировом информационном рынке определяется действиями мировых экономических лидеров -США, Японии, Европы и Китая. Это находит отражение в каждом конкретном регионе мира. Так, США и Европа являются лидерами по объемам предоставляемых информационных услуг и уступают свои позиции по темпам развития производства оборудования для информационного рынка другим странам. Остальные страны специализируются на других видах информационных продуктов.

В регионально-страновом разрезе показатели темпов роста мирового рынка информационных технологий за 2004-2006 гг. представлены на рис. 1.

□ 2004 ■ 2005 □ 2006

Рис. 1. Показатели роста мирового рынка ИТ в 2004-2006 гг. по регионам (в %)

Уровень информационно-технологического развития стран может определяться конкретными макроэкономическими показателями. Так, оценка технологического уровня и уровня использования ИТ часто выражается отношением общих расходов на ИТ к объему ВВП. Исходя из этого показателя определилась следующая десятка лидеров: Швейцария, Швеция, Дания, Великобритания, Финляндия, США, Австралия, Нидерланды, Сингапур и Норвегия.

Уровень потребительской зрелости рынка определяется отношением объема предоставляемых ИТ-услуг к общему объему рынка ИТ. По этому показателю лидируют Япония, Финляндия, Испания, Швеция, Великобритания,

Канада, США, Бельгия, Германия, Норвегия. По отношению объемов финансирования, выделяемого на поддержку аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение, а также по отношению затрат на аутсорсинг к общим затратам на ИТ-услуги лидируют Япония, Финляндия, Канада, США, Великобритания, Испания, Австралия, Германия, Новая Зеландия, Швеция.

Сравнительно невысокие темпы роста европейских ИТ-рынков - это следствие автоматизации бизнес-процессов на крупных предприятиях этих стран в прошлом благоприятном периоде. Теперь в условиях высоких издержек крупный бизнес снизил свои бюджеты и долю расходов в них на информационные технологии. В данной ситуации средние и малые предприятия не могут себе позволить значительных ИТ-инвестиций вследствие высоких расходов на энергоносители и снижения продаж и импорта из-за высокого курса евро. Отрицательно сказывается на данной ситуации влияние системных экономических проблем в зоне евро. Высокая социальная ориентация бюджетов стран еврозоны из-за стареющего населения ставит перед экономиками этих стран дилемму: социальные программы или рост информатизации и развитие ИТ-отрасли, что, конечно, решается ими в пользу социальных программ.

Азиатские экономики (кроме Японии и Южной Кореи) смогли компенсировать рост нефтяных цен за счет дешевой рабочей силы, что нейтрализовало демпинг в экспорте ИТ-технологий. Однако при дальнейшей тенденции роста цен на нефтяном рынке в долгосрочной перспективе азиатские ИТ-компании смогут потерять свое главное преимущество перед американскими и японскими конкурентами - низкие цены за счет низкой стоимости рабочей силы, включаемой в переменные издержки.

Неопределенная перспектива не может стать стимулом развития мирового информационного и информационно-технологического рынков, так как еще не появились положительные факторы, способные изменить тенденцию стагнации европейского ИТ-рынка. Темпы роста по итогам последних лет неодинаковы и в различных секторах, каждый из которых имеет свою собственную внутреннюю логику развития. Тем не менее ведущими остаются прежние лидеры - программное обеспечение, карманные устройства, сетевое аппаратное обеспечение и ИТ-услуги.

Фирменная структура рынка в разрезе крупнейших компаний также осталась прежней (см. таблицу). В области аппаратного обеспечения лидерами являются Hewlett-Packard, Dell, Intel, в области программного обеспечения -Microsoft, SAP, Oracle. Их годовой оборот составляет, по данным IDC, 30100 млрд. долларов [5; 8].

В секторе ERP1 главными являются Oracle, SAP и Microsoft. Microsoft находится в первой десятке структурообразующих компаний мирового рынка программного обеспечения для бизнеса с годовым оборотом свыше 10 млрд.

1 ERP (Enterprise Resource Planning) - система управления ресурсами предприятия. Это информационные системы по созданию единой информационной среды для автоматизации оперативного планирования, управления производственно-сбытовой деятельностью компании, учета, контроля и анализа всех ее основных производственных процессов. Бизнес компании благодаря ERP становится более прозрачным для инвестора.

долларов, при этом Oracle и SAP пока еще отстают [8, 9]. Основной причиной коррекции темпов роста мирового рынка ERP стали слияния и поглощения 2005 г. Проблема сформировалась не в плоскости мирового информационного рынка, а по причинам резкого роста цен на первичные ресурсы (нефть, газ и нефтепродукты), что отразилось на темпах развития именно европейских ИТ-рынков. Для сравнения, индийский рынок ИТ-услуг (в структуре которого достаточно большую долю занимает ERP-консалтинг), преодолев спад, вступил в новую фазу роста и прибавил 19%, филиппинский рынок вырос на 14%, китайский - на 12%. В Малайзии и Таиланде рост составил соответственно 6 и 8% [8, 9].

Основные ресурсы роста как для компаний, производящих ERP-системы, так и для компаний, которые предоставляют услуги ИТ-аудита, консалтинга, внедрения и технической поддержки, находятся, по всей видимости, в азиатских странах. Высокий спрос этих стран на нефть и газ подтверждает, что там идет бурное развитие промышленного производства и сферы услуг. Это означает, что в самое ближайшее время остро встанет вопрос информатизации крупных и средних азиатских компаний и, вероятно, повысится спрос на информационные технологии со стороны государственного аппарата этих стран.

Одним из факторов, сдерживающих рост ИТ-рынка начиная с 2005 г. и который будет действовать в ближайшем будущем, является перепроизводство информационных систем. Проявляется эффект, когда компания выбрасывает на рынок продукты, различающиеся только в деталях. При большом количестве дистрибьюторов возникает конкуренция продуктов одного производителя между собой. В подобных условиях на рынке образуется три вида конкуренции: между брендами; между продуктами в рамках одного бренда; между версиями одного и того же программного продукта.

Внутрибрендовая конкуренция на рынке высокотехнологичных продуктов существует из-за того, что производители, опасаясь потери рынка, постоянно вынуждены выпускать новые продукты с небольшими (а иногда просто лишними) нововведениями. Это отражается на быстром падении цен на продукт, выпущенный ранее, из которого компании не успевают извлекать запланированную прибыль. Ценовая стратегия потребителя в данном случае определяется как ожидание снижения цены из-за неумения выдерживать паузу со стороны предложения. Это обстоятельство свидетельствует о том, что, с одной стороны, менеджмент компаний информационной сферы не применяет функционально-стоимостной анализ (ФСА) для повышения эффективности и отдачи от товара, а с другой стороны, это намек на ожидаемую стагнацию рынка. За последние год-два на ИТ-рынке практически не появилось качественно новых или революционных продуктов: ПО, оборудования и других товаров и услуг.

При общей динамичности азиатских ИТ-рынков в целом китайский опыт производства оборудования для информационной сферы можно считать передовым и бесценным для истории и как пример для других стран с переходной экономикой. Этому есть две причины: во-первых, Китай со своей экономической системой стал реальным экономическим гигантом вообще и в об-

ласти ИТ в частности; во-вторых, китайское государство настойчиво и открыто демонстрирует свои региональные и геополитические интересы. Главным конкурентом и одновременно партнером Китая в борьбе за лидерство на ИТ-рынке пока еще остаются США.

Вдвое меньший, по сравнению с США, импорт Китаем ИТ-товаров объясняется расхождением в уровне жизни граждан этих стран. Главным обстоятельством, подтверждающим приток валюты, является увеличение сальдо внешнеторгового баланса по статье «Информационные и коммуникационные технологии». Суммарный внешнеторговый оборот по позициям китайских информационных технологий за последние 9 лет рос быстрыми темпами - в среднем по 38% в год. При таком развитии экономического роста прорыв в будущее для КНР является фактором времени.

Оставаясь крупнейшим импортером китайских ИТ-товаров, США в данной ситуации стремятся к импорту части комплектующих для компьютерного оборудования, применяемого в информационных технологиях, из соседних азиатских стран. Такое положение рассматривается американскими геополитиками и аналитиками как стратегическая зависимость от третьей страны с коммунистическим режимом, с большими экономическими и военно-политическими амбициями. Для США информационные технологии являются одной из основных статей американского экспорта, и переориентация с китайского импорта на азиатских поставщиков (Японию, Южную Корею, Малайзию и Сингапур) расценивается как неблагоприятная для США тенденция. Это вызывает перекосы в ситуации на мировом информационном рынке и существенно изменяет картину баланса интересов на нем.

Российский национальный информационный рынок в последние 7 лет увеличивается и расширяется. Однако внешне стабильный рост объемов потребления ИТ в действительности представляет собой результирующую сложных противоречий и спонтанных изменений на локальных рынках. В условиях крайне неоднородной отраслевой динамики наша страна становится наиболее активным заказчиком ИТ-решений. Российский ИТ-рынок в 2005 г. оценивался почти в 300 млрд. рублей, из которых 250 млрд. рублей приходилось на закупку нового программного обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. рублей - на оплату услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга, и около 3 млрд. рублей предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение) (рис. 2) [5].

Такой объем и структура рынка складывались под воздействием спроса на информационные технологии со стороны трех основных групп предприятий.

К первой группе относится небольшое количество крупных предприятий. Они имеют возможность осуществлять масштабные и дорогостоящие ИТ-проекты, такие, как внедрение ERP стоимостью от 1-2 млн. долларов и до нескольких десятков миллионов долларов. Около 70-80% от этой суммы составляют расходы по оплате лицензий и закупке необходимого ПО и АО, остальные 20-30% - это плата за услуги: аудит, разработку ИТ-концепции и техническое сопровождение внедрения информационной системы. Заказчиками таких дорогих ИТ-проектов были компании «Связьинвест», «Лукойл»,

«Газпром», «Норникель» и другие, которые обслуживают исключительно западные ИТ-компании, имеющие известный мировой бренд.

Вторую группу составляют компании, демонстрирующие устойчивую статистику спроса, и они оплачивают менее дорогие ИТ-проекты стоимостью каждого до 1 млн. долларов. Эту нишу рынка также контролируют западные производители информационных систем и CRM1, рыночная стратегия которых - компромисс между брендингом и массовостью. Вместе с тем осуществление значительной части ИТ-проектов делегируется и российским интеграторам, которые являются авторизованными партнерами известных западных компаний и работают по их лицензиям и сертификатам.

loo

so

s4

loo

6o -

4o

2o

15

s

О

<

с

О

с

s

«

ч

ю

со о

§ и и

s о &

я ш е

«

^ & H Й o o

о S3 СП m

о

o

Рис. 2. Структура российского рынка ИТ по видам затрат (в %)

Третья группа - это самые массовые и менее платежеспособные потребители с ориентацией на недорогие информационные системы отечественного производства. Ее основу составляют внедрения информационных систем на

l CRM (Customer Relationship Management - управление взаимодействием с клиентом) - современный подход к ведению бизнеса на основе принципа создания дополнительной ценности для клиента как результата взаимодействия с компанией для выстраивания долговременных взаимовыгодных отношений компании и потребителей ее продукции на основе эффективного сбора, анализа и использования информации о них.

25-50 рабочих мест стоимостью 50-100 тыс. долларов. В этой нише обслуживаются предприятия с годовым оборотом не более 1-5 млн. долларов [8].

В РФ машиностроение традиционно является сектором наукоемкого производства, и оно лидирует по индексу ИТ-емкости (0,85%). В машиностроении этот показатель выше, чем в любой другой отрасли промышленности (в нефтегазовом секторе он составляет немногим более 0,5%, в металлургии - 0,54%), и выше, чем в целом по экономике (около 0,7%) [8]. Таким образом, на рынке ИТ машиностроение остается одним из самых активных лидеров.

Второе место после машиностроения по объемам затрат на ИТ занимает сырьевой сектор, ядро которого составляет топливная промышленность. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ. Их насыщение современными информационными технологиями уже полностью произошло. В настоящее время объемы потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных информационных систем.

Третье место по объемам инвестиций в информационные технологии занимают предприятия металлургической промышленности. Они относятся к одной из передовых отраслей российской экономики и соответственно потребителей на рынке ИТ и вряд ли выйдут за пределы третьего места отраслей экономики, лидирующих по уровню информатизации (рис. 3).

Химическая промышленность**

Электроэнергетика

Пищевая промышленность

Металлургия

Добыча полезных ископаемых

Машиностроение*

0 5 10 15 20 25

* Включая НИОКР без учета производства транспортных средств. ** Без учета нефтехимии.

Рис. 3. Отраслевая структура рынка ИТ в РФ в 2005-2006 гг. (в млрд. руб.)

По данным статистики и оценкам аналитиков, российский рынок ИТ за 2005 г. вырос на 30% [8]. Этот стабильный показатель держится уже более 2 лет, но он не отражает спрос на ИТ на локальных рынках, в различных отраслях и секторах экономики. Данный показатель неоднороден в территориальном разрезе информационного рынка страны. Так, с одной стороны, имеется общая генеральная линия в развитии рынка ИТ. С другой стороны, следует иметь в виду, что отраслевая динамика рынка ИТ крайне неоднородна и противоречива, что характеризуется его периодическими всплесками и падениями.

Несмотря на то, что заводы, НПО и КБ в машиностроительной отрасли активно осваивают новые формы повышения конкурентоспособности, внедряя на производствах современные информационные системы, признаки системного кризиса в этом секторе экономики определяются технологической отсталостью основных фондов предприятий.

Системный кризис не может быть преодолен за счет внедрения ИТ. Проблема состоит в темпах и масштабах перевооружения заводов, при этом время работает против российского машиностроения, а внедрение ИТ дает только косметический эффект, позволяющий предприятиям конкурировать при более или менее благоприятной конъюнктуре рынка.

Список литературы

1. Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис. - Л. : Наука,

1989.

2. Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М. : Финансы и статистика, 1993.

3. Селетков С. Н. Проблемы эффективности использования мировых информационных ресурсов // Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования : межвузовский сборник научно-методических трудов. Т. 13 / под ред. А. И. Курбакова. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хорошилов А. В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы. - СПб. : Питер, 2004.

5. IDC: Worldwide Quarterly Server Tracker. 2006 // www.idc.com

6. Hawrins D. T. New Information Technologies - They Just Keep Coming // Online. - 1990. - N 1.

7. http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=1 &bid=468

8. www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/form/

9. www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/itworld/index.shtml

10.www.fortune.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.