Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизационная идентичность / национальные ценности / национальная идея / культурноисторическая общность / менталитет / евразийство / civilization identity / national values / national idea / cultural-historical community / mentality / Eurasianism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Журба (Белов) А.Н.

независимый исследователь, ФРГ

belov909@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Ключевые слова: цивилизационная идентичность, национальные ценности, национальная идея, культурно-историческая общность, менталитет, евразийство.

Keywords: civilization identity, national values, national idea, cultural-historical community, mentality, Eurasianism.

1. Введение

24 октября 2022 года на Всемирном Русском Народном Соборе президент Академии наук Чеченской Республики Джамбулат Вахитович Умаров зачитал Манифест-обращение к русскому народу, в котором предельно коротко и ясно было сформулировано главное условие существования евразийской цивилизации: «без великой русской нации, что со времен Киево-Новгородской Руси и до настоящего времени стала связующим стержнем, объединившим вокруг себя сотни народов, у России никакого будущего нет, и не может быть никогда».

Это заявление явилось не простой констатацией исторического факта, а обозначило ту последнюю черту, за которой последует неизбежный распад и евразийской цивилизации, и самой России, веками собиравшей эту цивилизацию. Обращаясь к русскому народу, президент АН Чечни воззвал к ИСТИННОМУ возрождению его коллективного разума, его самосознания, его самобытной культуры, его неповторимой национальной идентичности, которые в продолжение многих столетий придавали несокрушимую силу становлению и развитию как самого русского народа, так и окружавших его народов-братьев.

Почему же сегодня вопрос существования тысячелетней цивилизации приходится вновь поднимать на гамлетовскую высоту, ставя при этом основным условием возрождение именно русского народа как великой нации? Какие индикаторы горят сегодня красным цветом, указывая нам на «неладное» в нашем, «русском королевстве»?

На первый взгляд, положение РФ в сегодняшнем мире выглядит если не блестяще, то, во всяком случае, вполне удовлетворительно: РФ успешно сотрудничает со многими странами в рамках ШОС, БРИКС, ЕАЭС; является самым активным и авторитетным участником ОДКБ. Но в нашем случае речь идёт о евразийской цивилизации - другими словами о постсоветском пространстве, составленном из бывших союзных республик СССР. И именно на этом пространстве уже давно проявился и продолжает разрастаться целый букет кризисов, начиная от экономического и заканчивая демографическим. На фоне прочих кризисов набрал силу и политический кризис, который сначала привёл к нарастающей дезинтеграции постсоветского пространства, а затем и к открытым вооружённым конфликтам и активным военным действиям между бывшими братскими республиками. Можно утверждать, что прежние тесные отношения сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи сохранились на прежнем уровне только между РФ и Республикой Беларусь. В отношениях между остальными республиками бывшего СССР наблюдается нарастающая дезинтеграция, переходящая в отчуждение - об этом красноречиво говорят результаты голосования в ООН по вопросам, касающимся ядра евразийской цивилизации - РФ.

Что же послужило отправной точкой для нынешнего охлаждения «вековечной дружбы народов» и продолжающейся деградации «нерушимого союза республик свободных»? Каковы основные причины кризиса межгосударственных отношений на постсоветском пространстве? Возможно ли восстановление в прежнем объёме в русском народе тех его основополагающих ценностей, которые послужили фундаментом, «связующим стержнем», объединившим и сплотившим вокруг себя сотни народов, составивших евразийскую цивилизацию и которые, в конечном счёте, обоснованно позволили называть русский народ великой нацией?

Далее постараемся ответить на эти вопросы.

2. Два образа мира

Общеизвестно, что национальная идентичность, каждый раз формирующаяся в уникальных культурно-исторических условиях, оказывает решающее воздействие на общественное сознание. Не подлежит также никакому сомнению утверждение о том, что именно под влиянием общественного сознания воспитываются целые поколения, вырабатывается определённый взгляд на общество, на мироустройство, и, в конечном итоге, складывается устойчивая мировоззренческая платформа, которая обусловливает конкретный тип общественных отношений тех или иных народов и в целом определяет их жизнеустройство, включая экономические отношения.

Внимательно изучая и сравнивая между собой основополагающие наборы ценностей евразийской и западной цивилизаций, на которых выстраиваются мировоззренческие системы составляющих эти цивилизации народов, мы неизбежно приходим к выводу, что как оба набора, так и мировоззренческие системы, основанные на них, впрямую противоречат друг другу. При ещё более внимательном рассмотрении этой проблематики окажется, что эти две непримиримые мировоззренческие системы существуют уже на протяжении многих веков. Также очевиден исключительный универсализм этих обеих систем: любая из существующих ныне и существовавших ранее идеологий и даже политических теорий в пределе может быть сведена к одной из них.

Первая, старейшая из этих двух мировоззренческих систем, насчитывающая тысячелетия своего существования -это традиционная, или консервативная система, по которой жизнь КАЖДОГО человека безоговорочно признаётся священным даром Создателя. Человек в этой системе является творением Бога, созданным по его образу и подобию. Эта система устанавливает незыблемые нравственные ценности, в том числе и неотъемлемое право любого человека на жизнь и счастье, которое может быть достигнуто только в результате постоянного духовного труда, согласного божьему Завету. Человек объявляется этой системой венцом творения, центром вселенной и только в нём самом, в совершенствовании его внутренней природы, его «души», находится ключ к достижению счастья и гармонического развития всего человеческого общества. Традиционное мировоззрение требует неразрывности общества - с одной стороны, оно обязывает каждого члена общества непрерывно и индивидуально бороться с собственными слабостями и грехом; с другой стороны оно призывает всех членов общества ежедневными совместными усилиями стремиться к духовному совершенству, отечески заботясь о немощных и больных и в добровольно-принудительном порядке увлекая за собой «заблудших».

Вторая мировоззренческая система - либеральная, насчитывает всего несколько сотен лет. Эта система утверждает исключительно материальную природу человека и видит в нём всего лишь одну из многочисленных форм жизни, случайно появившихся и бесцельно существующих на планете Земля. «Люди, как и их братья-животные - дети нашей матери-природы». Соответственно, ключ к решению всех проблем человека эта система видит в изучении и изменении окружающей его среды так и таким образом, чтобы он смог полностью реализовать данные ему природой индивидуальные силы и возможности для обеспечения себя максимально комфортными условиями обитания. Точно также, с рациональной точки зрения, либерализмом рассматривается и само сообщество людей. Поэтому либеральная система, как правило, обращается к человеку индивидуально, имея в виду то обстоятельство, что разные люди изначально наделены природой разными способностями. Соответственно, люди различных способностей объективно имеют неодинаковые шансы на счастье и благополучие в этой жизни, что предопределено уже с момента их рождения. Снять все ограничения, способные помешать самореализации богато одарённых индивидуумов, - вот цель, к которой должно стремиться человечество в поисках единой, универсальной, рационально выстроенной системы правовых, социально-экономических и прочих отношений в обществе.

Даже из этих, далеко не полных определений следует, что хотя обе системы, в конечном счёте, декларируют одну и ту же цель - гармонично развитое, счастливое человеческое общество, но пути достижения этой цели у обеих систем совершенно разные. Больше того, первая мировоззренческая система является полным отрицанием второй, и наоборот, поскольку стремление к идеалам духовного совершенства абсолютно несовместимо с расчётливым рационализмом.

Евразийская цивилизация существовала на протяжении тысячи лет именно в условиях первой, традиционной мировоззренческой системы и в соответствии с её строгими установками выстраивала общественные отношения, образ жизни и образ мысли составлявших её народов. Главной хранительницей традиционной системы ценностей на протяжении веков являлась русская крестьянская община. Её кардинальное отличие от подобных образований в Европе заключалось в том, что земля общины являлась коллективной, общинной собственностью, и русский крестьянин не мог ни продать, ни заложить принадлежащий ему надел. Из этого в глубину веков уходящего незыблемого принципа жизни и организации хозяйства в сознании русского крестьянина вслед за священным почитанием божественного, неделимого дара - земли, возникал и утверждался холизм, непреклонное убеждение в неизменном превосходстве общего над частным. Именно по этой причине в русской крестьянской общине между общинниками сложились особые, очень тесные коллективистские отношения братства и взаимопомощи, названные классиками марксизма «первобытным коммунизмом». На этих незыблемых мировоззренческих устоях русского крестьянина Россия росла и развивалась вплоть до начала ХХ века.

На Западе, напротив, земельный надел общинника являлся его частной собственностью и он мог его свободно продавать, сдавать в аренду. Протестантская революция подхлестнула частнособственнические инстинкты населения переживших революцию стран, и одновременно моментально рассыпала традиционное общество на независимые друг от друга индивиды, человеко-атомы. Начавшаяся чуть позже индустриальная революция дополнительно усилила и ускорила процесс атомизации западного общества.

Таким образом, составились два основных способа существования человечества - традиционный, базирующийся на тесном сотрудничестве, коллективизме и братской взаимопомощи членов общества; и второй - либеральный, исповедующий принцип естественного отбора в человеческом обществе и построенный на бесконечной борьбе конкурирующих индивидов за лучшее место под солнцем. При этом страны, отстаивающие либерализм во всех его формах, неустанно пытаются доказать ущербность и отсталость стран, в той или иной степени придерживающихся традиционного способа существования, зачастую отказывая им даже в самом праве на существование.

Системный кризис, случившийся в России в начале ХХ века, закончился двойной революцией, теоретической основой которой послужила на тот момент новейшая политическая теория, рождённая западной цивилизацией - марксизм. Большевикам за короткий срок удалось адаптировать эту предназначенную для развитых стран Запада и со-

вершенно не подходившую аграрной России теорию таким образом, что она стала в полной мере отвечать вековой мечте русского крестьянина-общинника о справедливо устроенном обществе. Эти мечты были реализованы в развернувшемся гигантском строительстве социализма. Ввиду полного отсутствия в теории даже приблизительных контуров нового общества, власть в центре и на местах стала осуществлять его строительство, руководствуясь исключительно своими собственными представлениями о справедливом и должном, служившими на протяжении столетий опорой жизни русской крестьянской общины - «архаичного коммунизма».

Разумеется, при строительстве самого справедливого общества за всю историю существования человечества, которое велось весьма затратным и жёстким методом проб и ошибок, было допущено немало ложных шагов, промахов и просчётов, стоившим обычным людям многих жертв. Тем не менее, в новом обществе удалось сохранить основной субъект, главную движущую силу русской жизни - трудовые коллективы, которые приняли эстафету от русских крестьянских общин, и которые А. Зиновьев называл «клеточками коммунизма».

Вчерашние крестьяне, сегодняшние рабочие перенесли этику, дух русской крестьянской общины в бурно растущие по всей стране новые промышленные трудовые коллективы. Это были особые ячейки нового общества, в которых царили братские, почти семейные отношения между членами коллектива. В них стихийно возникали и опробовались совершенно новые, невиданные до той поры производственные отношения, которые отличались высоким энтузиазмом, желанием «выполнить и перевыполнить», низовой инициативой и новаторством. Важную роль при этом играло и материальное вознаграждение. Победители социалистического соревнования - как отдельные работники, так и целые коллективы - награждались путёвками, денежными премиями, окружались почётом и уважением. Со своей стороны передовики щедро делились своим опытом, активно помогали и наставляли молодёжь. Тесные, товарищеские отношения в трудовых коллективах укреплялись созданием касс взаимопомощи, распределением бесплатных квартир, путёвок в санатории, и даже проведением товарищеских судов над провинившимися членами коллектива. В отличие от суда Линча, приговоры товарищеских судов имели в своём арсенале только моральное осуждение оступившихся товарищей.

В итоге заботливо сохранённый в промышленных трудовых коллективах дух традиционной крестьянской общины с его кумулятивным эффектом совместного труда и творческого поиска выстроили вторую сверхдержаву мира -СССР, в которой наиболее полным образом удовлетворялись разумные потребности КАЖДОГО члена общества.

К несчастью, в середине 80-х годов руководство народным хозяйством страны возглавило бездарное и безответственное правительство Н. Рыжкова, которое вскоре спровоцировало в стране жесточайший системный кризис и полный коллапс потребительского рынка. Благодаря нараставшему недовольству населения, либеральные силы в стране и их зарубежные спонсоры впервые за тысячелетнюю историю России получили карт-бланш и незамедлительно им воспользовались в полной мере. С помощью моментально последовавшей приватизации были в первую очередь выведены из строя «клеточки коммунизма» - трудовые коллективы - основной субъект, который веками определял образ жизни страны и выстроил тысячелетнюю Россию. Различные виды самоуправления, появившиеся на местах в форме жилищных объединений граждан по месту их проживания, заменить субъектность исчезнувших трудовых коллективов так и не смогли. И в этом нет ничего удивительного: субъектность коллектива рождается только в повседневном совместном труде, в коллегиальном решении сложных производственных задач, а не на скамейке у подъезда.

Помимо разрушения «клеточек коммунизма», в которых надёжно хранились и передавались из поколения в поколение основные ценности евразийской цивилизации - соборность, солидарность, коллективизм, либералами было предпринято успешное наступление и на «ячейку общества» - традиционную семью. Одновременно с ним сокрушительным атакам подверглись нравственность, культура и другие сферы жизни, формирующие в человеке его моральные устои, эстетические вкусы и мировоззренческую позицию.

Внезапный подлый удар пролиберальных СМИ по традиционным ценностям, массовая дискредитация прежних идеалов и авторитетов деморализовали бывших советских людей и надолго поселили в их душах безысходный пессимизм и горькое разочарование.

3. Отказ от традиционных ценностей и его катастрофические последствия

В отсутствие главного носителя коллективистских, солидаристских традиций русского народа - трудовых коллективов, и под агрессивным воздействием либеральной пропаганды, в общественном сознании нашего народа состоялся решительный разрыв с прежними, ранее незыблемыми понятиями добра и справедливости. Поддавшись соблазнительным посулам либеральных СМИ, значительная часть бывших советских людей свято «уверовала» в необычайные созидательные способности «свободного индивида» и в волшебные свойства «невидимой руки» рынка. Эти люди с лёгкостью отказались от морального кодекса строителя коммунизма и заодно от традиционных ценностей, в первую очередь от общинного коллективизма, бездумно приняв за основу жизни навязанные пропагандой бесчеловечные принципы социал-дарвинизма. Другая, большая часть бывших советских людей осталась верна прежним, товарищеским, традиционным для России отношениям между людьми. Однако эта верность стала причиной их постоянной неудовлетворённости жизнью и периодических депрессий, вызванных тяжёлым внутренним конфликтом между собственными убеждениями и окружающей их действительностью.

Таким образом, в ранее монолитном советском обществе возник первый, мировоззренческий раскол, который породил первые ростки социальной дезинтеграции русского народа. Далее массированная либеральная атака продолжалась и продолжается по сей день по трём главным направлениям:

- атака на коллективизм, соборность, солидарность, которые подменяются крайним индивидуализмом, агрессивным эгоизмом, предельной разобщённостью общества;

- атака на традиционную семью и нравственные устои общества с помощью пропаганды случайных связей, половой распущенности и популяризации «гостевого брака»;

- атака на независимость, самостоятельность как в принятии социально-экономических решений, так и в проведении научных исследований; подмена их строгим следованием рекомендациям международных институтов и достижениям мировых научных центров, в основном возглавляемых США.

Атака на коллективизм

Неустанная пропаганда принципов социал-дарвинизма в общественных отношениях расколола когда-то бывший единый народ на победителей и побеждённых. Победители, большей частью незаконно присвоив себе огромные богатства, созданные совместным трудом советского народа, тут же выделили себя в особый, отдельный народ и стали именовать себя «новыми русскими». Победивший «новый народ» моментально выстроил собственную шкалу ценностей, на которой не осталось места состраданию побеждённым. В конце 90-х - начале 2000-х гг., никто не мог точно сказать, сколько в стране имеется беспризорных детей. Одни исследователи называли цифру в один миллион, другие -в четыре миллиона. Таким образом, мораль большой части русского народа, потерявшей нравственные ориентиры в результате наступления либеральной пропаганды, рухнула во тьму веков - к временам Древнего Рима. Но особенно поразительным является тот факт, что прежнее, коллективистское сознание разом исчезло не только у проходимцев и авантюристов, но и совершенно пропало даже в академической среде, призванной, казалось бы, спасать и защищать общество от подобных гибельных срывов. Вот как вспоминает С. Кара-Мурза заседание отделения философии и права РАН, посвящённое сокращению половины сотрудников в угоду проводимым «шоковым реформам»:

«Смотрю, единогласно (!) утверждают постановление, которое шокировало бы ученых даже в период дикого капитализма. Что же это, думаю, творится, хороши же у нас были вожди-коммунисты. Удалось взять слово, говорю великим философам и правовикам: «Вы приняли историческое решение. За тысячу лет в России не позволялось спасаться, выкидывая из лодки половину товарищей, всегда искали способ пережить беду сообща». Председатель, академик Б.Н. Топорнин, и говорит: «Что же вы нам, Сергей Георгиевич, раньше не сказали - смотрите, какую мы гадость утвердили»1.

Феномен превращения заслуженных докторов, профессоров и академиков в безропотных кроликов, застывших под взглядом кобры, заслуживает отдельного исследования.

Удавшаяся атака «нового мышления» на бывшее единое общество рассыпала это общество на индивидов, озабоченных только личным успехом, и породила в бывших братских союзных республиках воинствующий этноцентризм, расколовший «союз нерушимый», а вместе с ним евразийскую цивилизацию по национальным границам.

Атака на традиционную семью и общественную нравственность

Ещё в перестроечное время через средства массовой информации началась массированная кампания по растлению некогда воздержанного, в подавляющем большинстве скромного в личной жизни и трезвомыслящего общества. В особо изощрённой подаче сексуальных техник, включая половые извращения, с новыми, откровенно порнографическими изданиями вроде газеты «СПИД-инфо» соревновались гранды молодёжной массовой печати, например, «Московский комсомолец». В гонку по раскручиванию в стране моральной распущенности включались и известные эстрадные артисты, например комик Хазанов, который вдохновенно сыграл главную роль в безнравственном, циничном фильме «Маленький гигант большого секса». Результат не заставил себя ждать: за рекордно короткий срок оголтелая пропаганда бесстыдства и половой распущенности собрала обильные плоды - число заболеваний сифилисом в стране в первые пять лет реформ увеличилось в 50 и более раз, значительное число старших школьниц выбирали для себя профессию валютной проститутки, красочно изображённой в фильме «Интердевочка».

Активно велась и точечная, профессиональная пропаганда по развращению якобы «зажатого» традиционными семейными устоями населения. Так, известный сегодня доктор психологических наук, профессор, основатель тренинг-центра «Синтон», ректор Университета практической психологии Н. Козлов, на своих практических занятиях помимо пропаганды гомосексуализма предлагал своим слушателям свободные совокупления по выбору, при этом точно зная о том, что многие из его слушателей отнюдь не страдали от одиночества. Выбранный для совокупления объект не имел права на отказ от половых сношений. Если в группе оказывались девственницы, то многоопытные развратные пары совращали и их. Эти свои «продвинутые» методики восстановления психического здоровья бывших советских граждан психолог-учёный распространял в массы в многочисленных публичных выступлениях, в статьях и в интервью периодическим изданиям. Огромными тиражами издавались и переиздавались его книги, например, «Философские сказки» с более говорящим вторым названием «Весёлая книга о свободе и нравственности», где самым подробным образом расписывались разработанные им способы по массовому развращению населения.

Мощнейший удар по основам нравственности русского народа, деформировавший его сознание, вполне ожидаемо нанёс тяжёлый урон и основе его бытия - семье. По данным ЕМИСС процент распадающихся браков в начале 90-х перевалил за половину, достигнув в 2001 году рекордные 84%.

Невзирая на драматическую демографическую ситуацию в стране разрушительная для традиционных семейных ценностей пропаганда продолжает свободно изливаться на головы российских граждан. Так, например, внук замечательной советской певицы Эдиты Пьехи, эстрадный певец Стас Пьеха заявил на всю страну, что гостевой брак якобы

1 Кара-Мурза С. Советская цивилизация. - М.: Алгоритм, 2002. - Т. 2. - С. 265.

115

«укрепляет семью». Да, конечно, в западной цивилизации певцы и певицы позволяют себе и не такие выходки, шокируя публику и добиваясь подобным образом популярности. Но они свой эпатаж демонстрируют в обществе индивидов, которые усмехнутся и пройдут мимо, и которым никогда в голову не придёт примерять на себя проделки фриков от эстрады. Совершенно иначе дело обстоит в обществе, где большинство составляют коллективисты-общинники. Для них выходки их кумиров - пример для подражания, «дело чести». Именно по этой причине после снятия моральных запретов в начале 90-х, все болячки западного общества зацвели в РФ пышным цветом, зачастую далеко превосходя по широте и глубине размаха аналогичные показатели в странах Запада.

Пропаганда безнравственности не могла быть успешной без разрушения высокой культуры и искусства. Поэтому эти сферы духовной жизни человека также подверглись яростной атаке. На книжных развалах вдруг рядами засверкали лощеные обложки с изображенными на них открытыми женскими прелестями; «мыльные оперы» не сходят с телевизионных экранов; безголосые и бесталанные певцы и певицы, разодевшись в петушиные наряды, заполонили сцены и эфиры. Когда-то образец гармоничного сочетания высочайших образцов оперного искусства с блестящими номерами цирковой эстрады «Голубой огонёк», превратился в ярмарку отборной пошлости и запредельной безвкусицы. Теперь, в свой любимый праздник встречи Нового года, люди вынуждены наблюдать на своих голубых экранах грузную женщину по имени Лолита, которая с остервенением колотит в пол студии своими голыми пятками, напоминая дикую пляску подвыпившего матроса в портовом кабаке.

Атака на самосознание и самостоятельность

Шоковые рыночные реформы в РФ изначально проводились под жёстким руководством зарубежных кураторов и в строгом соответствии с рекомендациями международных финансово-экономических институтов. Для неукоснительного проведения в жизнь полученных от иностранных экспертов установок, собственные опытные специалисты совершенно не требовались. Более того, они были вредны, поэтому в качестве надёжных исполнителей распоряжений иностранных советников были избраны молодые люди, не имевшие ни малейшего представления о социально-экономической системе страны и ни разу в жизни не переступавшие порога производственного помещения, чем они позже публично бахвалились. Первым делом они упразднили государственное планирование, смысл и устройство которого были недоступны для их понимания. Поскольку ставка «младореформаторами» делалась исключительно на рыночную самоорганизацию и предпринимательскую инициативу рядовых граждан, то опытные, самостоятельно мыслящие специалисты с творческим потенциалом им не требовались и в дальнейшем. Требовались безропотные исполнители рекомендаций МВФ, ВТО, умеющие время от времени пользоваться карманным справочником по экономике.

Результатом этой провальной кадровой политики стала повсеместная некомпетентность, а зачастую элементарное невежество ответственных руководителей, способных только к глубокомысленным рассуждениям на заданную тему. Примеров тому множество. Бывший министр торговли и экономического развития Г. Греф, имея под рукой бурный поток нефтедолларов, пролившихся на страну во время его пребывания на ответственном посту, не сделал ничего ни для промышленности, ни для торговли. А именно в то время разгромленная, но ещё не уничтоженная отечественная промышленность остро нуждалась в реновации и модернизации, которые должны были её сохранить на следующие десятилетия. За два срока пребывания во власти никаких созидательных действий им не было предпринято и в торговле - ни инфраструктуры, ни удовлетворительных условий для сбыта продукции отечественного производителя не было создано. Греф не удосужился даже разработать новых элементарных правил торговли, которые висели в каждом советском магазине на видном месте. Единственное, что ему успешно удалось вырастить, так это паразитические, спекулятивные цепочки между производителем и потребителем, повышавшие цену продукта на пути следования к потребителю в разы, а то и на порядок.

Существующая сегодня в РФ страховая медицина также ярко демонстрирует полную некомпетентность нынешних чиновников. Даже не обладая элементарными экономическими познаниями, разумно мыслящий человек понимает, что львиная доля денег, предназначенная на медицинское обслуживание населения, тупо уходит через страховые компании не по своему прямому назначению, а на обслуживание гигантских структур с помпезными зданиями, раздутыми штатами и т.п. В условиях рыночных отношений и не может быть иначе: главное условие существования любой организации в рынке - прибыль. Для любой страховой компании это означает одно - собрать с населения как можно больше денег, и потом как можно меньше их выплатить на медицинские нужды того же населения. Вот что писал лауреат Нобелевский премии по экономике за 2008 год Пол Кругман о самой совершенной страховой медицине в мире - американской:

«Соединённые Штаты превосходят всех по расходам на медицинские услуги, но находятся лишь в середине списка, если говорить о том, что американцы на самом деле получают за свои деньги.

Всё это свидетельствует о том, что система здравоохранения в США крайне неэффективна. Так как же удаётся стране, в которой силён предпринимательский дух; стране, находящейся на переднем крае технологического развития во многих областях, иметь столь несовершенную систему здравоохранения? Главный ответ состоит в том, что нас угораздило получить систему, в которой значительные суммы расходуются не на предоставление человеку медицинских услуг, а на то, чтобы отказать ему в них»1.

Очевидно, что у отечественных реформаторов вкупе с чиновниками нет привычки к чтению полезных книг, но зато в совершенстве развиты навыки безукоснительного исполнения распоряжений свыше; большинство из них в

1 Кругман П. Кредо либерала. - М.: Европа, 2009. - С. 237.

116

принципе не способно к самостоятельному мышлению, анализу и творческой мысли - их вполне устраивает роль копировальной машины.

Очень характерна в этом смысле реакция аудитории на слова президента Курчатовского института М. Коваль-чука, сказанные им на международном военно-техническом форуме МВТФ «Армия-2020». Ковальчук, рассказывая о современных методах ведения гибридной войны, произнёс слова, которые были восприняты слушателями как некое откровение, посланное свыше. Говоря об американцах, он сказал и для убедительности повторил: «Они играют в долгую!». Тот тон, которым эти слова были сказаны и реакция аудитории на них не оставляли никаких сомнений в том, что наше руководство не имеет не только долгосрочных планов, но и навыки составления даже планов среднесрочной перспективы ему неведомы.

Стоит ли после этого удивляться тому, что шоковые реформы отбросили страну на десятки лет назад, погубив миллионы людей «не вписавшихся» в рынок. И сегодня показатели роста экономики Россия находятся ниже среднемировых, а уровень жизни населения стабильно снижается в последние 7 лет при одновременном сокращении самого населения. Эти неутешительные факты ясно говорят о том, что эксперимент по привитию русскому народу чуждых ему ценностей с треском провалился. Отказ от основополагающих собственных ценностей привел российское общество к нескончаемому кризису как его социально-экономической системы, так и духовной сферы, породил в нем многочисленные расколы.

Русский народ, находящийся в состоянии внутреннего разлада, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворённости и усталости от безрадостных новостей, взвалить на себя тяжёлую ношу по сплачиванию вокруг себя других народов и веками нести её на своих плечах в данный момент не в состоянии. Прежде, чем принять на себя этот груз, русский народ должен вернуть себе звание великой нации, как на том настаивал Д. Умаров. А без возвращения собственных традиционных ценностей это невозможно. Поэтому царящую сегодня в российском обществе либеральную парадигму «каждый сам за себя» нужно срочно менять на нашу исконную парадигму общинников-коллективистов -«один за всех и все за одного!».

4. Заключение

На праздновании 1160-летия зарождения российской государственности в Великом Новгороде 21 сентября 2022 года, президент России В. Путин в свой речи коротко, но совершенно точно обозначил базисные ценности, на основе которых столетиями формировалась уникальная, неповторимая евразийская цивилизация:

«Это верность правде и справедливости, уважение к семье, любовь к детям, это прочная основа традиционных ценностей, таких как милосердие, сострадание и взаимовыручка, готовность добиваться благополучия не для себя одного, а для всех, для всей страны, для всей России и перед лицом общей угрозы вставать вместе, стеной - «за други своя», за Отечество».

Да, именно так - коллективизм, товарищество, братство, сострадание, забота о ближнем и дальнем, взаимопомощь и взаимовыручка составили основные отличительные качества евразийских народов, которые легли в культурную основу тысячелетней евразийской цивилизации.

9 ноября 2022 года вступил в силу Указ о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сам по себе это огромный шаг вперёд по сохранению и укреплению как российской государственности, так и евразийской цивилизации, поскольку до сих пор считалось, что в РФ отсутствует всякая идеология. Теперь, с Указом президента, она наконец-то вернулась, но уже облачённая в мантию закона, а значит, обязательная для всех, без исключения, граждан РФ. Переоценить значение этого факта невозможно - с 9 ноября сего года не только гуманитарная интеллигенция и духовенство должны заботиться о сохранении и укреплении традиционных ценностей русского народа, но и российские чиновники, и руководители всех рангов. А это означает, что кличу джунглей «каждый сам за себя» в нашем обществе нет больше места, и оно должно, отбросив эгоизм и равнодушие, отечески заботиться о КАЖДОМ гражданине, начиная с младенцев и заканчивая глубокими стариками. Таким образом, отныне РФ должна стать ПАТЕРНАЛИСТСКИМ государством.

К сожалению, в Указе традиционные ценности только перечислены и не сопровождены надлежащими комментариями. Это может привести к недоразумениям и даже серьёзным ошибкам. Так, например, такая ценность как «жизнь» интерпретируется по-разному в различных мировоззренческих системах. Для плантатора-мормона ценность его собственной жизни в значительной степени отличается от ценности жизни его раба; жизни вьетнамцев, сожжённых напалмом, или жизни граждан США, на которых проводились опыты с радиоактивными препаратами, очевидно, в рамках западной цивилизации, также имеют другую ценность, нежели чем жизни финансово обеспеченных бюргеров. Точно также неопределённо дело обстоит и с другими ценностями, упомянутыми в Указе. Например, та же справедливость в условиях западной цивилизации определяется выражением «ничто в этой жизни не даётся даром». Такая «справедливость» безжалостным образом обрекает на жалкое существование и преждевременную смерть всех тех, которые в результате беспощадной конкуренции оказались за бортом жизни. Этим пониманием справедливости, в частности, объясняется провал программы «Обамакер» в США.

В евразийской цивилизации ценность «справедливость» имеет совсем другое значение. Главный смысл ценности «справедливость» для русского народа состоит в равенстве прав и обязанностей всех членов общества, что на практике означает заботу общества о каждом человеке, включая нищих и калек. Справедливость у нас подразумевает обеспечение всех членов общества равными и достойными условиями существования и развития только по факту их рождения. Для признания и предоставления человеку всех прав, которыми пользуются другие члены общества, никакие другие дополнительные условия, например, выдающиеся природные дарования, трудоспособность, успешность в

бизнесе и личных делах и т.д., не требуются. Несправедливыми в нашей системе считаются рабство, экономическое принуждение, угнетение, неравное распределение национальных богатств, унижение слабых и обездоленных, недоступность образования, медицины и т.п. Так, например, для русского человека лежит за гранью его понимания тот факт, что в обществе, стремящемся к единению и сплочению, одни люди, и их меньшинство, «зарабатывают» по миллиону и более рублей в день; а другие, и их большинство, не увидят этих миллионов за всё свою жизнь, хотя и отдают полезной и необходимой для общества работе 40 и более часов в неделю.

Все тяжёлые повреждения и извращения, внедрённые в наше общество чуждой русскому народу идеологией «золотого тельца» и воинствующего эгоизма, нужно срочно и беспощадно выкорчёвывать, прибегая, в том числе, и к жёстким запретным мерам. Как говорят мудрые китайцы: «чтобы исправить, нужно перегнуть». До тех пор, пока открыто, с центральных столичных площадок на русский народ будут изливаться сатанинские пляски лолит и развратные проповеди козловых, истинные традиционные ценности русского народа к нему не вернутся. К людям, озабоченным только собственным успехом, готовым шагать к своей цели по головам других людей, никогда не вернётся и подлинный патриотизм, потому что родина для них это там, где можно без конца есть, пить и веселиться, ни о чём не задумываясь.

Профессор Института права и национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ В. Лутовинов, на конференции «Большая Евразия», проходившей в Москве 23-24 ноября, в своём докладе привел результат исследования настроений молодых людей в Пензенской области на предмет их отношения к высшим традиционным ценностям. Исследования проводились в конце 2021 года, и, как выразился уважаемый профессор, подвели трагический итог -более 90% молодёжи индифферентно относятся к традиционным ценностям, предпочитая им потребительские ценности и личный комфорт. Понятно, что в среде народа, который в подавляющем большинстве целиком занят удовлетворением сугубо личных, корыстных потребностей, полностью игнорируя при этом потребности общества, нет, и не может быть патриотизма. Тем более такой народ никогда не сможет быть великим.

На сайте С.Г. Кара-Мурзы долгие годы в самом верху странички стоит вопрос: «Жить семьёй или рынком?» Под семьёй здесь понимается организация жизни в традиционной крестьянской семье, где старшие заботятся о младших, младшие в меру сил помогают старшим, где все беды и радости являются общими и делятся на всех поровну. В такой семье нет места купи-продажным отношениям, всё в ней устремлено на гармоничное развитие каждого члена семьи, его способностей и лучших качеств.

В настоящий переживаемый евразийской цивилизацией кризисный момент этот вопрос с сайта Кара-Мурзы приобретает величину гамлетовского вопроса: «Быть или не быть?» Сегодня решение «жить семьёй» означает для евразийской цивилизации единственный верный путь, ведущий к её сохранению и последующему развитию. Дальнейшее пребывание в рыночной парадигме для евразийской цивилизации «смерти подобно». Отказ от собственной парадигмы «один за всех и все за одного» уже привел к нескончаемым кризисам, войнам и общей деградации науки и техники, образования и культуры, здравоохранения и медицины. Далее только мучительный распад и пустота.

У великой нации должна быть одна на всех великая цель - построение светлого храма на холме - «нашего дома», в котором должно быть тепло, сытно и уютно ВСЕМ обитателям этого дома, невзирая на их возраст, толщину кошелька и форму носа. И все они должны стремиться к недостижимым идеалам духовного совершенства, ни при каких условиях не меняя их на сорок сортов колбасы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.