УДК 231
СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
© 2018
Иуков Евгений Александрович, кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровский государственный университет (650000, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье проводится анализ американской государственной идеологии, которая сложилась после Второй Мировой войны и главенствовала последние 70 лет. Анализу подвергнуты ключевые пункты американской идеологии, которые за указанный период были серьезно дискредитированы самой политической элитой страны. Американская элита считала себя не только оправданной в управлении Соединенными Штатами, но и оправдывала свои попытки навязать эту модель капитализма вместе со своей конкретной концепцией демократии во всем мире. Америка, утверждали они, с ее неограниченными природными ресурсами, системой свободного предпринимательства, ее изобилием продуктов и высоким уровнем жизни, которые они предоставляли, равными возможностями и религиозной терпимостью, медленным, но устойчивым прогрессом в направлении полной расовой интеграции и ее противодействием тоталитаризму, была моделью не только для Северной Америки, но и для всего мира. Однако эти пункты идеологической конструкции постепенно были разрушены как неуемной внешней экспансией так и не желанием элиты доводить реформы внутри страны до логического конца. В итоге в 21 век США вступает с малопонятной внутренней политикой и с подорванным авторитетом во внешней.
Ключевые слова: идеология, кризис, американская интеллектуальная элита, идеологическая структура, плюралистическая демократия, общество среднего класса, экономическая модель процветания, социальная и расовая демократия, американская исключительность, индивидуальная самореализация.
THE CONTEMPORARY CRISIS OF AMERICAN IDEOLOGY
© 2018
Iukov Evgeny Aleksandrovich, candidate of political sciences, Associate Professor of the Department of General History and Socio-Political Sciences Kemerovo State University (650000, Russia, Kemerovo, Krasnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyzes the American state ideology that developed after World War II and dominated the last 70 years. Analysis of the key points of American ideology, which during this period were seriously discredited by the political elite of the country. The American elite considered themselves not only justified in the management of the United States, but also justified their attempts to impose this model of capitalism together with their specific concept of democracy throughout the world. America, they argued, with its unlimited natural resources, the free enterprise system, its abundance of food and the high standard of living they provided, with equal opportunities and religious tolerance, the slow but steady progress towards full racial integration and its opposition to totalitarianism, was a model not only for North America, but for the whole world. However, these points of ideological construction were gradually destroyed both by irrepressible external expansion and not by the desire of the elite to bring reforms within the country to the logical end. As a result, in the 21st century the United States enters with an incomprehensible internal policy and with an undermined authority in the external.
Keywords: ideology, crisis, American intellectual elite, ideological structure, pluralistic democracy, middle class society, economic model of prosperity, social and racial democracy, American exclusiveness, individual self-realization.
Рассматривая политическую сцену в Америке, мы сейчас являемся свидетелями разрушения последних остатков американской идеологии, которые сохранялись - несмотря на определенные трудности - почти 70 лет. Идеи, которые оправдывали американскую политическую и экономическую систему в сознании большинства граждан страны в течение этого долгого периода, подверглись атакам во время кризисов - в частности, с 1950-х по 1970-е годы, и ряд идеологических скреп были подорваны, но устояли. Сегодня многочисленные кризисы капитализма означают, что вся существующая интеллектуальная структура американского капитализма распадается. И из-за той роли, которую играет американский капиталистический класс в мире, это представляет собой кризис мирового капиталистического руководства и легитимности.
После Второй мировой войны республиканцы осторожно приняли «Новый курс» Франклина Д. Рузвельта в качестве основы для американской экономики - как только был принят консервативный трудовой закон Тафта-Хартли [1], и обе стороны объединились вокруг двухпартийной внешней политики, направленной на сдерживание коммунизма. Американская гегемония в капиталистическом мире, основанная на разрушении Европы и Японии и опасном балансе «холодной войны» с Советским Союзом, сделала возможным экономическое процветание в Соединенных Штатах.
В то же время американская элита способствовала новому объяснению и обоснованию структуры американского общества. Американские политики и правительственные чиновники, средства массовой информа-
ции и церкви, школы и университеты, начиная с конца 1940-х годов и продолжая в 1960-х годах, создали и распространили ряд взаимосвязанных и взаимоподкрепля-ющих объяснений, идеологическую структуру, которая была принята большинством американцев. Эти идеи, принципиально отличались от идеологии так называемого позолоченного века 1870-1900 годов или идеологии прогрессивной эры, которая доминировала примерно 1900-1941 гг.
Американский правящий класс построил ряд идей, которые не только оправдали его экономическое и политическое господство, но и охватывали практически каждый аспект жизни: от зала заседаний до спальни, от фабричного пола до футбольного поля, от дома молитвы к счетчику. Американские капиталисты считали себя не только оправданными в управлении Соединенными Штатами, но и оправдывали свои попытки навязать свою модель капитализма вместе со своей конкретной концепцией демократии во всем мире. Америка, утверждали они, с ее неограниченными природными ресурсами, системой свободного предпринимательства, ее изобилием продуктов и высоким уровнем жизни, которые они предоставляли, равными возможностями и религиозной терпимостью, медленным, но устойчивым прогрессом в направлении полной расовой интеграции и ее противодействием тоталитаризму, была моделью не только для Северной Америки, но и для всего мира.
В то время как «правящие идеи каждого периода - это идеи правящего класса» [2, с.112], как когда-то писал Маркс, идеи правителей не всегда легко и комфортно воспринимаются как в социальных группах,
так и каждой отдельной личностью. В конце концов, все цивилизации, которые мы знаем, были классовыми обществами, основанными на угнетении и эксплуатации, вызывали сопротивление, а иногда и восстание. У каждого общества даже в самые стабильные времена есть свои диссиденты. Однако то, что делает идеологию успешной, - это способность доминировать над интеллектуальным, культурным и моральным большинством общества продолжительную часть времени. Это, безусловно, справедливо для американской идеологии после Второй мировой войны, пока в 2000-х годах множество экономических и социальных сил развалили структуру американской идеологии.
Какова была американская идеология, которая впервые возникла в послевоенный период в результате победы во Второй мировой войне и ее господства над мировой экономикой? Каково было мировоззрение класса капиталистов и его политических и интеллектуальных партнеров? Как американские капиталисты и их политические представители видели мир и как они объясняли это другим?
Можно выделить десять ключевых идей, которые составляли каркас американской послевоенной идеологии.
Общество среднего класса: Америка достигло социальной гармонии в относительно уравновешивающем обществе, в котором отдельные социальные классы больше не существуют, и поэтому классовая борьба также исчезла. Это стало возможным благодаря социальной мобильности, частично основанной на индивидуальной инициативе и частично на меритократии, которая позволила человеку перейти от одного социального слоя к другому. В Америке у всех есть равные возможности для успеха [3].
Плюралистическая демократия: Америка представляет собой альтернативный путь правления между крайностями коммунизма и фашизма. Американское правительство носит принципиально демократический характер не только потому, что оно является представительной республикой, но и из-за капиталистической конкуренции, смягченной государственным регулированием. Двухпартийная система, организованная, соответственно, вокруг консервативных и либеральных идеалов, служит для включения всех граждан в стабильное политическое устройство. Однако, прежде всего, Америка демократична, потому что она подвержена группам давления всех видов, от бизнеса и труда до фермеров и домовладельцев [4].
Экономическая модель процветания: корпорации Америки производят потребительское общество, которое делает жизнь лучше для всех. Американские корпорации, сотрудничая с профсоюзами, которые представляют около трети работников страны, обеспечивают долгосрочную стабильную работу, достойную заработную плату и льготы, такие как медицинское страхование и пенсии, способствующие повышению уровня жизни, который улучшается с каждым поколением. Для защиты американцев от монополий, которые могут нанести экономический ущерб, правительство регулирует такие коммунальные услуги, как электроэнергия, газ и телефоны, но в остальном рынок преобладает. Поскольку рынки не всегда работают отлично, после Джона Мейнарда Кейнса, правительство вмешивается в помощь безработным, бедным и пожилым людям [5].
Социальная и расовая демократия: в Америке все иммигрантские группы постепенно ассимилируются и обретают безопасность и возможности. Афроамериканцы, латиносы и мусульмане на Севере и Западе могут столкнуться с трудностями, но они тоже в конечном итоге найдут свое место в Америке благодаря поддержке со стороны правительства и собственной инициативе. Если в негритянском и латинском гетто есть бедность и преступность, это связано с экономическими и социальными проблемами, которые могут и будут улучшаться. Юг представляет собой отдельный регион с собственной 386
историей и обычаями, но он будет постепенно реформироваться и станет частью американского мейнстрима.
Иудейско-христианское общество: Америка - это нация, основанная на иудео-христианских ценностях. В то время как протестанты основали эту страну, религиозная терпимость позволила католикам, православным христианам и евреям участвовать во всех экономических, социальных и политических институтах страны. Американская экономическая и политическая элита будет усилена включением этих групп, а остальная часть общества также будет усилена благодаря их включению [6].
Равенство для женщин: женщины в Америке пользуются полным равенством - не только правом голоса, но также правом работать практически в любой области. Теперь многие женщины и девушки получают высшее образование и работают по профессии. Сегодня женщины, освобожденные от многих своих домашних обязанностей такими устройствами экономии труда, как стиральные машины, имеют более свободную и более полную жизнь, чем когда-либо.
Индивидуальная самореализация: посредством сочетания веры, психологического консультирования и, при необходимости, медикаментов, все американцы могут хорошо настроиться, находя не только удовлетворение, но и самореализацию. Новые психологи подходят к пациенту без предрассудков, предлагая им безусловное уважение к каждому человеку, чтобы он или она могли найти свои собственные решения жизненных проблем. Американское общество не только предлагает более высокий уровень жизни, но и личное удовлетворение [7].
Неисчерпаемые природные ресурсы: Америка - это земля, благословленная неисчерпаемыми природными ресурсами любого рода, от богатой почвы и больших лесов до угля, железа, газа и нефти. Современная наука, особенно химия, обеспечила гербициды и пестициды, которые сделали возможной сельскохозяйственную революцию. Теперь мы предоставляем пищу не только для Америки, но и для всего мира. Хотя корпорации используют наши природные ресурсы на благо всех, наша страна также мудро отводит землю под природные заповедники в национальных парках в горах и вдоль побережья, чтобы защитить дикую природу.
Американская исключительность: наша страна исключительна: город на холме, пример миру. Американцы, благодаря демократии и процветанию, являются превосходными людьми: лучше питаются, лучше одеты, лучше образованы и лучше платят. Наши люди воплощают в своей жизни, как деловых людей, профессионалов, так и трудящихся - американские идеалы демократии и свободного предпринимательства. Наша история, наша культура, экономическая и политическая система позволяют нам как нации играть ведущую роль в нашем полушарии и в мире в целом, помогая через наш пример через иностранную помощь посредством дипломатии и, при необходимости, путем военного вмешательства продвинуть мир вперед к миру и процветанию.
Благожелательная мировая держава: на мировой арене американское правительство, работающее со своими союзниками по НАТО, а также с блоком демократий в Организации Объединенных Наций, является доброжелательной силой, посвященной миру во всем мире, экономическому развитию и процветанию для всех, а также демократии по всему миру. Коммунизм угрожает миру во всем мире и процветанию и должен сдерживаться. Со временем демократия Америки и ее высокий уровень жизни победят российский и китайский коммунизм, и эти страны присоединятся к свободному миру.
Как видно, здесь есть определенная структура; десять различных пунктов этой структуры сочетаются вместе, образуя единое целое, которое объясняет практически все аспекты американской жизни. Основой являются идеи экономического процветания и равенства возможностей.
Идеология, описанная в этих пунктах, распространяется через школы, церкви, этнические организации и правительство на всех уровнях. Демократия в значительной степени создала американский послевоенный политический экономический режим. Республиканский президент Дуайт Д. Эйзенхауэр оставил структуры «Нового курса» на месте и тем самым узаконил американский послевоенный порядок. Демократы, которые возглавляли нацию во время Второй мировой войны, также одобрили Корейскую войну и возглавили Вьетнамскую войну, играя ведущую роль в создании имперской внешней политики страны.
Большинство американцев, особенно в преуспевающий период 1945-1960 годов решительно приняли эти идеи и использовали их, чтобы понять мир и свое место в нем. Доминирующее место Америки в мировой капиталистической системе, ее процветающая национальная экономика и ее сильные государственные и внутренние социальные программы означали, что большинство людей принимали эти идеи, когда они приходили к ним ежедневно через газеты, по радио или телевидению, в церкви или храме, или в государственных школах, а также в колледжах и университетах.
Тем не менее, ряд событий - неспособность Юга модернизироваться и демократизироваться, расширение массового высшего образования, развитие контркультуры, сексуальная революция, война во Вьетнаме, повторные экономические спады, развитие экономической конкуренции с Европой и Японией, поколебали интеллектуальное здание, которое было построено американскими идеологами.
Понятно, что некоторые из этих объяснений для американского общества были слабее других, наиболее очевидно, что это касалось расового равенства. Черные люди явно не были полноправными гражданами в любой точке Америки, и они не пользовались равными возможностями в экономическом или социальном плане, что нашло отражение в книге Гуннара Мюрделя «Американская дилемма. Негритянское вопросы и современная демократия» (1944) [8].
Поэтому неудивительно, что именно расовый вопрос стал причиной роста движения за гражданские права в 1956-1965 годах. Преподобный Мартин Лютер Кинг-младший, движение, которое он возглавлял, и его книга «Почему мы не можем ждать» (1963) [9] бросили вызов мифу о расовом равенстве. И этот пункт в интеллектуальной структуре американской идеологии был разрушен.
Тем не менее, идеологическая структура не рухнула - даже после того, как движение за гражданские права, часто в форме беспорядков и поджогов, охватило страну. Действовали Гражданские права и право голоса; были открыты корпорации квалифицированных, белых воротничков и управленческих позиций для негров; и программы социального обеспечения успокоили бунт чернокожего населения страны. Интеллектуальные элиты предложили свой ответ: с гражданскими правами и социальным законодательством, теперь утверждалось, что чернокожие достигли равенства в Америке. Идеологическая структура содрогалась, но устояла.
Война США против Вьетнама (1955-1975) протестировала и почти уничтожила еще один из основных элементов американской идеологии - что Соединенные Штаты были доброжелательной мировой державой. Борьба вьетнамского народа за их независимость и самоопределение в сочетании с огромными антивоенными демонстрациями в Соединенных Штатах и во всем мире портила доверие к благожелательности и доброй воле Америки, как за рубежом, так и дома.
После смерти 58000 американцев и от двух до трех миллионов вьетнамцев Соединенные Штаты, наконец, проиграли войну. После этого правящей элите не удалось восстановить внешнеполитический элемент американской идеологии. Некоторые либералы пришли к вы-
воду, что не должно быть более масштабных иностранных войн, в то время как некоторые консерваторы пришли к выводу, что не должно быть более ограниченных войн. Американская элита, хотя в широком смысле по-прежнему привержена двухпартийной внешней политике защиты корпоративных интересов США по всему миру, больше не имела общего представления о том, как это сделать. Один из пунктов идеологической конструкции оказался практически непоправимым; и это означало, что вся структура стала намного менее устойчивой.
Работа Бетти Фридан «Загадка женственности» (1963) [10], которая ознаменовала начало массового женского движения в Америке, нанесла удар по другому центральному идеологическому пункту послевоенной идеологии. Женщины в Америке, утверждала она, были недовольны и не реализовывали себя в полной мере. Фридан предложила создание Национальной организации по делам женщин, в то время как другие женщины создали тысячи групп, занимающихся саморазвитием по всей стране. Женское движение 1960-х и 1970-х годов требовало подлинного равенства во всех аспектах жизни женщин: от образования и спорта до занятости и политического представительства. Решение Верховного суда по делу Роэ против Уэйда, легализовавшее аборты, представляет собой одну из самых значительных побед, как практическое, так и символическое достижение женского движения: контроль над их собственными телами.
Однако снова интеллектуальная интеллигенция страны заявила, что со многими федеральными законами и законами штата, касающимися женщин, даже без поправки о равных правах 1982 года, женщины, наконец, достигли полного равенства. Однако из года в год статистика показывала, что женщины, особенно рабочие и бедные женщины, не достигли паритета практически в любой области американской жизни, и поэтому данный пункт идеологического конструкта также заметно ослаб.
Книга «Безмолвная весна» Рахиль Карсон (1962) [11] вызвала нападение на неизбирательное использование пестицидов и химических компаний, которые их производили и впервые предложила широкой публичной аудитории понять, что корпорации США и правительство могут угрожать окружающей среде. Сборник статей Э.Ф. Шумахера «Малое прекрасно» (1973) [12] превратил многих жителей страны в экологов.
К моменту первого Дня Земли в 1970 году многие американцы стали сомневаться в том, что страна имеет неограниченные природные ресурсы или что эти ресурсы сохраняются. Новое движение за окружающую среду поставило тысячи в движение, и миллионы начали подвергать сомнению всю экономическую систему, и президент Ричард Никсон ответил в 1970 году созданием Агентства по охране окружающей среды (EPA). Снова важные политические реформы восстановили часть ущерба идеологической структуре, даже если они не обеспечили ничего подобного адекватной защите окружающей среды.
Либералы Демократической партии, которые держали власть на протяжении большей части 1960-х и 1970-х годов, ответили на вызовы той эпохи. Демократический президент Линдон Б. Джонсон (1963-1969) расширил роль федерального правительства, таким образом, который не был замечен с 1930-х годов. Джонсон не только наблюдал за прохождением законов о гражданских правах, правах голоса и экономических возможностях, но также продвигал в Конгрессе свои программы «Война за бедность»: Medicare, Medicaid, Head Start для раннего образования, а также программы обновления городов.
Тем не менее, война во Вьетнаме, в сочетании с Черными городскими восстаниями в стране, сорвали попытку Джонсона разрешить политические конфликты, раздирающие идеологическую систему Америки. Элита страны не могла одновременно управлять мировой империей Америки и контролировать ее чернокожее население, не разрывая интеллектуальные скрепы аме-
риканского либерально-демократического капитализма. Миллионы перестали верить в господствующую идеологию в те годы.
А потом капитализм вступил в кризис. Возрождение Германии и Японии - их капиталистических индустрий, восстановленных после Второй мировой войны, с самой современной технологически созданной жесткой конкуренцией для США на внутреннем и мировом рынках к концу 1960-х годов. За десять лет американские корпорации закрывали старые сталелитейные заводы и автозаводы, теряя сотни тысяч рабочих мест. ОПЕК повысила цены на бензин. Экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1979-1981 гг., происходящие во времена инфляции, в то же время приводящие к официальному уровню безработицы в 10 %, оспаривали фундаментальное мнение о том, что американская экономика может обеспечить процветание большинству своих людей. Ставки прибыли упали, и работодатели пошли в наступление; послевоенный социальный пакт закончился. Классовая борьба возобновилась, но в основном это была односторонняя борьба, когда нападавшие атаковали профсоюзы, профсоюзы отступили, а рабочие теряли почву.
Социальные кризисы и социальные движения 1960-х и 1970-х годов, а затем экономический кризис 1970-х и 1980-х годов дали понять, что послевоенная идеологическая структура - даже при ремонте, который был сделан - терпит неудачу. Отсутствие согласованного идеологического объяснения различных кризисов в самом обществе стало причиной дальнейшего стресса, как признали элиты.
Группа правых идеологов и политиков - первый кандидат в президенты Барри Голдуотер, затем помощник президента и ректор (позже кандидат в президенты) Патрик Бьюкенен, преподобный Джерри Фалуэлл и многие другие, признающие возможность создания новых идеологических рамок, попытались построить альтернативное мировоззрение, организованное вокруг другого набора предложений, основанных на консервативных экономических и религиозных принципах. В отличие от предыдущих групп, которые стремились восстановить послевоенное интеллектуальное здание, эта группа хотела снести его. Они использовали в качестве своей модели нечто похожее на понятия капитализма девятнадцатого века и объединили их с фундаменталистским христианством и мифическим и идиллическим видением Америки семейных фермеров, малых предприятий и благочестивых конгрегаций, живущих в блаженной гармонии в начале двадцатого века.
С падением коммунизма некоторые консервативные интеллектуалы попытались создать новую версию «Конца идеологии» Даниэля Белла. В своем эссе 1989 года «Конец истории» Френсис Фукуяма писал: «То, что мы можем наблюдать, - это не только конец холодной войны, либо переход определенного периода послевоенной истории, но и конец истории как таковой: то есть конечной точкой идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления» [13, с. 238]. Теперь все узнают, что либерально-демократический капитализм является лучшей системой. Ряд войн, экономических кризисов и внутренних конфликтов подверг это выражение критики.
Новые правые стремились обратить вспять не только завоевания черных и женских движений, но и атаковать профсоюзы и ликвидировать социальные программы. Рональд Рейган пытался добиться этого во время своего президентства (1981-1989 годы) и имел некоторые успехи, в первую очередь это уничтожение профсоюза профессиональных авиадиспетчеров в 1981 году. Но демонтаж программы «Новый курс и война с нищетой» оказался сложнее, чем предполагал Рейган, в то время как его военные программы были в основном кейнси-анскими. Его риторическое наступление против либерализма только укрепила послевоенную идеологию, осо-388
бенно когда оно вступало в конфликт с его фактической практикой расширенных военных бюджетов и растущим государственным долгом, хотя американская экономическая и социальная система оставалась с некоторыми регрессивными изменениями, в основном, как это было с 1948 года.
Преемник Рейгана, бывший директор ЦРУ Джордж Х.У. Буш, вступил в должность в 1989 году и уже через год погрузился в войну в Персидском заливе (или первую иракскую войну). Это было крупнейшее военное вмешательство США со времен Вьетнама; вся война, от подготовки к победе США, длилась всего один год. Война в Персидском заливе станет первым шагом в том, что станет чередой катастрофических войн и военных действий в 2000-х годах против Ирака, Афганистана и других стран Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. В то же время американская экономика испытывала серьезные проблемы. Буш унаследовал огромный дефицит бюджета от Рейгана, заставив его работать с демократами для повышения налогов. Экономика вступила в рецессию, безработица достигла 7,8 процента накануне выборов в 1992 году, обрекая первое президентство Буша на один срок. Разочарованная в республиканцах, Америка обратилась к демократам.
Президент Билл Клинтон, поддерживая историческую либеральную риторику демократов, взялся за укрепление финансового сектора и расширение корпоративной власти, начав откатывать систему социального обеспечения, усиливая подавление низших классов. Фактически, в период возобновления экономической экспансии и даже очень скромного роста заработной платы Соединенные Штаты вступили в эпоху строгой экономии. Клинтон приняла Закон о примирении личной ответственности и трудоспособности 1996 года, который был центральным элементом «Контракта с Америкой» республиканцев - рассматривал его через Конгресс и подписывал его. Сотни тысяч женщин потеряли свои пособия. Клинтон также поддерживал и подписывал Закон 1994 года о борьбе с насильственными преступлениями и правоприменением, огромный и сложный закон, который обеспечивал миллиарды в финансировании полиции, 100 000 новых сотрудников и значительно увеличил число тюремных заключений, которые непропорционально коснулись афроамериканцев и латиноамериканцев.
Одним из наиболее важных актов администрации Клинтона были заключительные переговоры, прохождение и подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было инициировано Бушем и которое способствовало перемещению капитала и товаров между Канадой, Мексикой, и США, хотя рабочие не могли свободно передвигаться. Хотя во многих отношениях была ратификация долгосрочных тенденций к интеграции североамериканских экономик, она формализовала и институционализировала доминирование крупных корпораций на континенте, предоставив им доступ к капиталу, земле и природным ресурсам всех трех стран, пользуясь, в частности, дешевой рабочей силой Мексики. Профсоюзы и природоохранные организации боролись за «побочные соглашения», но они мало повлияли на будущие события. Союзы продолжали сокращаться, теряя свою экономическую мощь и уменьшая политическое влияние.
Постановление НАФТА означало вступление Америки в эпоху глобализации и неолиберализма. Когда Всемирная торговая организация (ВТО) встретилась в Сиэтле в 1999 году с предложением о включении Китая, в котором не было никаких прав трудящихся и практически не было природоохранных правил, экологи и активисты профсоюзных объединений объединились и вывели 40000 людей, парализовав улицы города. Хотя эта встреча в ВТО была неудачной, Китай был принят двумя годами позже. Внешняя торговля США будет экспоненциально расширяться после того, как НАФТА
и ВТО войдут в Китай, но после непродолжительного бума 90-х годов не было существенного увеличения заработной платы рабочих или уровня жизни в Америке.
Друг Уолл-стрит, Клинтон подписал Закон 1998 года о Грамм-Лич-Блайли, который отменил два ключевых положения Закона о Стекле-Стигалле, таким образом, предоставив широкие возможности финансовым учреждениям, разрешив банкам присоединяться к фирмам с ценными бумагами, изменения, которые привели к росту финансовых спекуляций и Великой рецессии 2008 года. Хотя администрация Клинтона совпала с периодом экономической экспансии и роста прибыли, большей занятости и даже более высокой заработной платы, его политика ускорила тенденции к увеличению экономического неравенства и поставила под сомнение один из ключевых пунктов послевоенной идеологии, а именно, что Америка была бесклассовым обществом. Избиратели обратились к республиканцам.
К моменту, когда президент Джордж Буш (20012009), сын бывшего президента и сам бывший губернатор штата Техас, стал президентом, можно было наблюдать, как послевоенные идеологические структуры рушатся на глазах. Хотя Буш был республиканцем и явным консерватором, он расширил государственные социальные программы больше, чем любой президент с Джонсона. Как и Рейган, при расширении военного и внутреннего бюджетов правительство погрузилось в долги. Буш, как и его отец, вероятно, отслужил бы только один срок, но 11 сентября 2001 года террористические нападения на Всемирный торговый центр и Пентагон превратили его ненадолго в национального героя, поскольку он пообещал, что Америка отомстит.
Буш окружил себя ястребиной группой: вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд, секретари государства Колин Пауэлл и Кондолиза Райс, заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, заместитель госсекретаря Ричард Армитидж, которые вместе использовал 9/11 в качестве обоснования для войн против талибов в Афганистане и против Саддама Хусейна в Ираке, несмотря на то, что афганцы или иракцы не были замешаны в нападении на Всемирный торговый центр. Они включали агрессивную позицию в отношении Северной Кореи, которая вышла за рамки сдерживания, оправдывали «упреждающие» нападения на другие народы, а также призывали к смене режима на всем Ближнем Востоке, завуалировав это демократической риторикой; фундаментальным понятием было мировое военное превосходство и господство США.
Новая команда и их взгляды обеспечили теоретическое обоснование войны Буша с Ираком, хотя оно не имело никакого отношения к нападениям 11 сентября и объяснялось общественности откровенной ложью о том, что Саддам был угрозой для Америки. Хотя Буш провозгласил победу над Ираком в своей речи «Достигнутая миссия» в 2003 году, война продолжалась в 2010-м, убив сотни тысяч людей и фактически уничтожив страну Ирака. Ни война с Ираком, ни с Афганистаном никогда не заканчивались. Многим теперь стало ясно, что Соединенные Штаты, не будучи благотворной силой, занимаются постоянной войной во всем мире. Более того, Соединенные Штаты все чаще проигрывали эти войны или, по крайней мере, находились в тупике.
Далее произошел позор урагана Катрина. Неправильное отношение к урагану, в котором погибло 1836 человек, и 705 пропали без вести, пошатнуло администрацию Буша. Экономический кризис на Уолл-стрит 2008 года полностью разрушил то, что осталось от репутации Буша. С финансовым кризисом, невиданным с 1930-х годов - структура американской идеологии начала рушится.
Неудача США в войнах Ирака и Афганистана и экономический кризис 2008 года означали конец господствующей идеологии. Старые идеи больше не объясняли и не оправдывали, и поэтому их больше не при-
нимали. Однако структура не просто рушилась, а была задержана стремлением миллионов продолжать верить в нее. Выборы Барака Обамы, первого черного президента США, породили ожидания, что он будет смело и решительно бороться с Великой рецессией и прекратит участие США в войнах в Ираке и Афганистане. Многие говорили, что стране нужен новый лидер, кто-то, кто спасет финансовую систему, спасет неудачные корпорации, создаст рабочие места и поднимет бедных. Тот, кто восстановит социальный пакт и восстановит идеалы страны, закрепленные в послевоенной идеологии.
Обама не мог, не хотел и не сделал этого. Его программа стимулов для инфраструктуры, здравоохранения и образования в размере 787 млрд долл. оказалась недостаточной для того, чтобы привести экономику в движение - для завершения рецессии потребуются годы, а их у экономики страны уже нет. Обама не стремился к реформе трудового законодательства, к законам о правах иммигрантов или к экологическому законодательству, которое он обещал.
Крайне правое движение вышло на улицы в знак протеста против того, что они назвали «социалистическим» законопроектом Обамы. Движение преимущественно белых, пригородных, консерваторов среднего класса, это было первое крупное правое движение, которое выходило на улицы со времен сегрегационистов 1960-х годов.
11 сентября 2011 года демонстранты вышли в парк Цучкотти в центре финансового района Нью-Йорка под знаменем «Занимайте Уолл-стрит». Оккупация быстро росла в Нью-Йорке и распространилась через несколько недель по всей стране, поскольку десятки тысяч выходили в общественные места, окружали банки и корпорации и требовали положить конец роли денег в политике и огромному экономическому неравенству в Америке. Администрация Обамы дискретно координировала подавление движения, работая с большинством мэров в городах по всей стране. Было много избиений, перечных опрыскиваний и около 7361 арестов в 117 городах Соединенных Штатов в период с сентября 2011 года по июль 2012 года, включая некоторые обвинения в терроризме, в итоге бунт был раздавлен. Тем не менее, его влияние на страну было огромным, заставив поднять на общенациональном уровне вопросы экономического неравенства и роли денег в политике.
Внешняя политика Обамы оказалась столь же неудачной как и внутренняя. Хотя Соединенные Штаты сократили свои обязательства в отношении войск в Ираке и Афганистане, Обама не смог полностью вывести страну из двух войн. В Сирии, после неудачной попытки вытеснить президента Башара Асада, администрация Обамы изменила свое положение и, похоже, приняла идею оставить его у власти с обоснованием того, что это может привести к невероятно разрушительной и катастрофической войне, которую Обама может поощрять. Либералы в Обаме были глубоко разочарованы, оказалось, обещал так много и сделал так мало.
Был также конфликт внутри страны. Полицейские по всей стране ежедневно расстреливали чернокожих мужчин, сотни каждый год. Съемка Майкла Брауна в Фергюсоне, штат Миссури, 9 августа 2014 года, была воспринята как причина движения Black Lives Matter. В течение месяца в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке прошли десятки тысяч протестов. Демонстранты, хотя и в значительной степени ненасильственные, были боевыми; они блокировали дороги, нарушали общественное движение и бросали вызов правительственным чиновникам и политикам.
45 президент США Дональд Трампа красноречиво показывает идеологический кризис в США. Избирательную кампанию Трампа сопровождали два ключевых лозунга: «Вернем Америке ее величие» и «Америка прежде всего». Первый очерчивает взгляды Трампа на текущее положение страны, второй - на спо-
соб достижения этого величия. В сумме они позволяют определить контуры политического видения Трампа-президента место США в мире. Согласно межпартийному консенсусу последних 70-ти лет, процветание США напрямую связано с построением глобального мирового порядка на основе либеральных демократических ценностей. Нарушая этот консенсус, Трамп утверждает, что такой подход привел к ослаблению страны. Если Барак Обама предлагал «оседлать волну глобализации», то Трамп считает, что от этой волны США необходимо спасать.
Стирание границ, по его мнению, спровоцировало рост нелегальной миграции и облегчило проникновение террористов на территорию страны. Либерализация экономики в виде масштабных торговых соглашений привела к бегству американского капитала и, соответственно, росту безработицы. Многосторонние военные союзы
- к перенапряжению бюджета страны, и без того страдающего от долгового бремени. А развитие современных технологий сделало США уязвимыми перед менее мощными в военном отношении странами и террористическими группами. Выход из ситуации, по Трампу, заключается в том, чтобы на время переключиться с создания мирового порядка на наведение порядка внутри страны, а к мировым делам подходить строго с точки зрения примата национальных интересов. Идеология Трампа это постмодернистская версия американского консерватизма, очищенная от либеральных политкорректных вкраплений.
Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о наличии реального кризиса в современной американской идеологии. Существовавшая более 70 лет идеологическая структура постепенно была подорвана и разрушена действиями самой политической элитой США. Неожиданная победа Трампа и его нескончаемый конфликт с политическим истеблишментом страны демонстрирует отсутствие нового идеологического конструкта в США.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А., Савельев В.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jurisprudence.club/istoriya-prava-uchebnik/zakon-tafta-hartli-50070.html
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т. 3. Государственное издательство политической литературы. М., 1955. 625 с.
3. Daniel Bell, The End of Ideology, 1960, для краткого изложения этой точки зрения [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.dissentmagazine.org/article/ daniel-bell-and-the-end-of-ideology
4. Даль Р. Введение в теорию демократии. Издательство: М.: Наука. СП КВАДРАТ, 1992. 160 с.
5. Самуэльсон Пол А., Экономика, В сокр. Пер. с англ. - Севастополь, изд. «Ахтиар», 1995г., 384 с.
6. Baltzell E. Digby. The Protestant Establishment: Aristocracy and Caste in America, Published by Random House, New York, 1964, 429с.
7. Роджерс Карл, Клиентоцентрированная терапия. Пер. с анг. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. - 320 с.
8. Мюрдель Гуннар Американская дилемма. Негритянские вопросы и современная демократия (1944) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive. org/detailsAmericanDilemmaTheNegroProblemAndMod-ernDemocracy
9. Martin Luther King, Jr. Why Can't Wait (New York: Harper & Row, 1963)
10. Фридан Бетти Загадка женственности 1993 Издательство: Прогресс, Литера.
11. Карсон, Рахиль Безмолвная весна: пер. с англ. = Silent Spring. - М.: Прогресс, 1965. - 216 с.
12. Шумахер Э.Ф. Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 353 с. 390
13. Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: АСТ, 2007. - 588с.
Статья поступила в редакцию 10.05.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018