ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ
С. Ф. Идрисова *
СОВРЕМЕННЫЙ КОНЦЕПТ ЭЛИТАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Ключевые слова: элита, преступность, определение, элитогенез, общество.
This article deals with a comparison of existing approaches to modern definitions of «criminality» and «elite». The author offers her own wording, permitting to focus attention on important points. Elite criminality is a social and criminal category and is conceded as combined related crimes, which are committed by elite groups of people.
Firstly, the author analyzes an interpretation of the concept of «criminality», researching a historical digression of this term and suggests to relying on a classic definition of existing phenomenon, emphasizing its social component.
Next, foreign and Russian interpretations of the concept of «elite» are examined; basing on the fact that working concept of «elite» is worked out.
As a result, the author makes an attempt of symbiosis and comprehension of the word combination of «elite criminality».
To author's, the significance and relevance of basic works on systematic learning of elite criminality are determined by the necessity ofsolution of theory problems, exact using of terms and their constant specifying.
Понятие «элита» и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях социально-политических и юридических дисциплин. Обоснование роли элиты в жизни российского общества приобретает сегодня особую актуальность, что обусловлено своеобразием переживаемого исторического периода. Одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки в России является эффективная деятельность элит, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что проявления девиантности элитных групп и, в частности, наиболее ее опасных форм — деликвентности (преступности) наблюдаются в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.
Словосочетание «элитарная преступность» нечасто используется в современной научной литературе из-за отсутствия фундаментальных научных разработок обозначенного социального феномена, хотя начинает входить в обыденное сознание, в обиход средств массовой информации. Этот термин, как всякий другой, относящийся к научной сфере, имеет множество трактовок. Для того чтобы охарактеризовать это понятие, надо ответить как минимум на два вопроса: первый — что такое «преступность»? и второй — ка-
* Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России. [[email protected]]
кую преступность можно называть «элитарной»? Рассмотрение этого вопроса невозможно без изучения эволюции представлений на данную проблему.
Термин «преступность» происходит от «преступать, преступить что, переступать», что по словарю В. Даля означает «...нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти,. самое дело, проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок, противный закону, ... всякий нарушитель распоряжений власти»1. Отличная этимология встречается в целом ряде зарубежных стран. Так, например, в англоязычных странах преступность переводится как criminality — от англ. — dime, по-немецки — кпттаШа!, по французски — criminalité, по-итальянски — criminosità, по-испански — criminalidad, по-латински — sceleritas и др. Термин «преступность» трансформировался от «преступления» — ключевого понятия наук уголовноправового цикла.
Проводя исторический экскурс, можно обнаружить, что уже в средневековых уставах и уставных грамотах начинают употребляться словосочетания типа: «кто преступит сии правила» (Устав князя Владимира Святославича. Синодальная редакция), «а кто иметь преступати сия правила» (Устав великого князя Всеволода) и т.д. Надо полагать, именно на основе такого рода словосочетаний (заключительная часть княжеских уставов) возникает и широко распространяется во времена Петра I обобщающий термин «преступление», с которым стали связывать всякое уголовно наказуемое поведение 2. Этимология данного термина, характеризуемая в литературе обычно как выход за кон, какие-либо границы, пределы, обусловила появление взглядов на преступления как на некоторого рода нарушения (воли, закона, права в объективном и субъективном смыслах и т.п.).
Преступность наносит ущерб нормальным общественным отношениям и потому считается негативным явлением. Однако в некоторых теориях (Э. Дюркгейм, Г. Мид, К. Эриксон) существование преступности объявляется одним из факторов здоровья общества и неотъемлемой частью любого здорового общества3.
Многозначность понятийного аппарата не случайно является причиной частых дискуссий в науке. Хотя ряд практиков считают терминологические споры нецелесообразными и надуманными, лишенными теоретического и практического смысла. Мы не можем согласиться с данной позицией, поскольку любая наука нуждается в разработке собственного категориального аппарата: на практике теоретические понятия материализуются в
1 Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля / под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 3-е изд. С-П., 4 т., 1903—1909.
2 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. В 2-х томах. Тула: Автограф, 2001.
3 Криминология / под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003. С. 79—80.
соответствующей деятельности, позволяют очертить их внешние рамки, конкретизировать характер, сферу приложения, компетенцию субъектов деятельности, ресурсное обеспечение и т.п.
В этой связи большинство специалистов отдают приоритет осмыслению термина «преступность» как родовому и более емкому понятию. Востребованность и актуальность фундаментальный работ по системному изучению преступности обусловлена необходимостью решения теоретических вопросов, точное употребление терминологии и ее постоянной конкретизации. Это позволяет обеспечить единство триады «явление — понятие — термин», возможность единообразного уяснения нормативных предписаний. Вопросам разработки, рассмотрения и научного видения теоретических проблем посвящены работы таких ученых, как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский и др., внесших существенный вклад в разработку сложный проблем осмысления преступности.
О полисемичности термина «преступность» говорит А.Ю. Шумилов, под которым следует понимать:
«1. Постоянно изменяющееся и развивающееся негативное явление: а) отражающее изменения социальной среды в единстве всех ее компонентов; характеристик населения; процессов взаимодействия населения и внешних для него условий среды; б) способное оказывать специфическое преобразующее влияние и на среду, и на характеристики населения, в том числе на правоохранительную и другую социально полезную деятельность, воздействующую на нее.
2. В социально-правовом значении — целостное социально-правовое массовое явление, основу которого составляет совокупность деяний, содержащих признаки преступлений, а также лиц, совершивших такие деяния, на определенной территории за соответствующий период. В правовом значении — совокупность совершенных на определенной территории за определенный период уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, в отношении которыж вступили в силу обвинительные приговоры суда.
3. Исторически преходящее, изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление классового общества, представляющее собой целостную совокупность (систему) всех преступлений, совершенных в стране или регионе за соответствующий промежуток времени.
4. Массовое виновное нарушение физическими, вменяемыми, достигшими возраста уголовной ответственности лицами предусмотренных уголовным законодательством запретов при обстоятельствах, не исключающих преступность деяния»1.
1 Шумилов А.Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-розыскной деятельности? // Оперативник (сыщик). 2007. № 3. С. 9—12.
При поиске ответа на вопрос о том, что такое преступность, с точки зрения современной науки, мы не только не обнаруживаем единства, но неизбежно наталкиваемся на целый ряд суждений, порой противоречащих друг другу. Эта ситуация не может быть квалифицирована иначе, как естественная, но это утверждение не снимает задачи определения собственной позиции по данному вопросу.
Очевидно, что специалисты в области изучения преступности сходятся в том, что постулируют объективную реальность существования преступности и рассматривают ее как неотъемлемую характеристику общества. В частностях разные авторы дополняют свои «оттенки» в это общественное явление, привнося и отстаивая признаки, значимо характеризующие социальный феномен.
Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется философами, правоведами, социологами и психологами, то получится весьма пестрая картина.
Рассмотрим определение одного из корифеев советской и российской науки, изучавшего это явление, — В. Лунеева. Он определяет преступность как «исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории в тот или иной период времени»1. При этом следует согласиться с профессором В. Малковым, что «преступность — это множество индивидуальных противоправных событий, которые в своей массе образуют негативное социальное явление, имеющее обобщенные статистические показатели и закономерности, характерные для всей их совокупности», причем «... это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, образующееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли»2. Объективные законы человеческого развития в общем виде определяют наиболее целесообразное строение общественных отношений. Они указывают, как действуют люди в определенных объективных условиях, соответствующих данному уровню развития общества и его индивидуумов.
Классический подход в дефиниции преступности содержится в определении ее как сложного изменяющегося социально-правового явления общества, включающего в себя всю совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период, имеющее свои причины, количественные и качественные характеристики и обладающее относительной
1 Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 15.
2 Криминология / под ред. проф. Малкова В.Д. М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 3.
самостоятельностью; это социальное явление, выраженное в несоответствии поступков социальным ожиданиям 1.
Определений преступности и концептуальных подходов, ориентированных на ее изучение, существует множество. Охватить все невозможно, но самые основные, наиболее характерные нельзя не отметить. К числу таких определений, безусловно, относится определение Ф. Фукуямы. Он предлагает считать под преступностью ту «область социального поведения, где есть серьезные причины предполагать действие генетических факторов2.
Согласно определению, которое содержится в Большом юридическом словаре: «Преступность — понятие, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками»3.
Весьма популярно классическое определение преступности: «явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону4. Не менее любопытна точка зрения, отраженная в Википедии, где преступность рассматривается как «аморальные поступки, добро и зло, присущие любому человеческому обществу, однако существование в первобытном обществе антиобщинных деяний и санкций за них не означало существования преступности. Преступность появилась только с возникновением права»5. Совершенно очевидно, что преступность — это не простое множество преступлений, совершенных на данной территории за конкретный период времени (как раньше), а прежде всего, их система, которая во всем мире развивается по определенным, неведомым пока людям законам вне зависимости от их воли и желания6.
В современном обществе преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» — отклоняющегося от общепринятой нормы,
— девиантного поведения. Совершенно очевидно, что преступность — это не простое множество преступлений, совершенных на данной территории за конкретный период времени (как раньше), а прежде всего, их система, которая во всем мире развивается по определенным, неведомым пока людям законам вне зависимости от их воли и желания7.
1 Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.Н. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 446.
2 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М.: ООО «Изд. “АСТ”». ОАО «Люкс», 2004. С. 54.
3 Волосов М.Е. и др. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2006.
4 Энциклопедия Кругосвет. М., 2007.
5 Википедия [Электронный ресурс] иКЬ: //http://ru.wikipedia.Org/w/index.php?Ш1е=Прес-тупность&в1аЫе=
6 Ли Д.А Преступность в России: системный анализ. М.: Гелва, 1997 // http://crimestudy.ru
7 Указ. соч.
Преступность — это явление, присущее любому нормальному обществу. Не менее популярна в связи с этим позиция израильских коллег: «... парадоксально, но чем более развито общество, тем более развита в нем преступность, как количественно, так и качественно»1.
Сравнение и анализ существующих определений показывают, что под преступностью практически все ученые понимают социально-негативное и уголовно-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками. При всем вышесказанном следует учитывать, что в преступной деятельности выделяется ее «криминальная» составляющая, представляющая собой совокупность поведенческих актов, нарушающих уголовно-правовые запреты (преступления), и «некриминальная» часть, которая, в свою очередь, состоит из совокупности поведенческих актов, не нарушающих действующие нормы уголовного права, однако органически связанных с криминальной деятельностью.
Переходя к этимологии термина «элита», следует констатировать, что большинство современных словарей отмечают французское происхождение этого термина (от франц. elite — лучшее — отборное). Вместе с тем, учитывая основательность и первоначальность латинского языка, можно констатировать, что рассматриваемый термин произошел от латинского термина «eligere» — выбирать и латинского слова eligo, что обозначает лучшее, отборное. Действительно, широкое распространение и близкое современному содержание он получил во Франции, трасформировавшись во французское elite — «лучший», «отборный», «избранный»2.
Согласно формулировке, даваемой в современном Большом энциклопедическом словаре, под элитой понимается высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты — политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (X. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности
— от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты3.
1 Раскин А. Современная израильская преступность // Международная еврейская газета [Электронный ресурс] URL: http://jig.ru/index4.php/2007/05/24/sovremennaya-izrailskaya-prestupnost.html
2 Резаков Р.Г. Социально-педагогические условия формирования интеллектуальной элиты в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
3 Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic. ru/dic. nsf/enc 3p/335638
Определенный анализ элиты как особого социального слоя встречается уже в трудах Платона ', Аристотеля2, Конфуция3, Макиавелли4, Карлей-ля 5, Ницше 6, которые отмечали идеи, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Ими быша обоснована идея природного неравенства. Начиная с XIX—XX вв. понятие элиты стало широко использоваться в общественный науках, серьезный вклад в которые внесли работы итальянских социологов В. Парето, Г. Мос-ке, Р. Михельса, М. Вебера, которые разработали научно-философскую концепцию элиты. В дальнейшем широкое признание идеи классиков эли-тологии получили после Второй мировой войны.
При поиске ответа на вопрос о том, что такое элита, с точки зрения современной науки, мы не только не обнаруживаем единства, но неизбежно наталкиваемся на целый ряд суждений, часто противоречащих друг другу. Эта ситуация не может быть квалифицирована иначе как естественная и не снимает задачи определения собственной позиции по данному вопросу.
Видный социальный теоретик Вильфредо Парето одним из первых ввел это понятие в научныш обиход, сделав элиту объектом специального научного анализа7. Разделя любое общество на неэлиту и элиту, при этом, отводя элите первостепенную роль в общественном развитии, итальянский мыслитель констатировал, что последняя состоит из лиц с наилучшими интеллектуальными, физическими или профессиональными показателями, определенными преимуществами, которые, однако, востребованы для определенного исторического периода, и с течением времени в целях сохранения равновесия социальной системы требуются представители с иным набором качеств, видов ценностей и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура и высший уровень компетентности, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.), что и обуславливает постоянную замену одной элиты другой, которая в процессе элитогенеза занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии.
Не менее значимое влияние на концептуальные подходы к изучению элиты сыграла трактовка видного социолога Г. Моске. Он предлагает считать элитой представителей правящего меньшинства, неизменно обладающих свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитают-
1 Платон делил общество на три страты: философскую сверхэлиту, элиту управляющих и массу, призванную повиноваться.
2 Платон. Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.: Эксмо, 2003. С. 864.
3 Конфуций. Уроки мудрости. М.: Эксмо, 2003. С. 960.
4 Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. М.: Эксмо, 2007. С. 672.
5 Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.
6 Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах, Перевод В.А. Флёровой. М.: Мысль, 1990.
7 Парето В. Компендиум по общей социологии / науч. ред. пер. М.С. Ковалева. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
ся в том обществе, где они живут. Причем, по его мнению, «.. .в таких людях, несомненно, не следует искать гармонии всех интеллектуальных и моральный качеств.»1.
Анализируя труды элитологов, следует отметить излишнюю идеологизацию элитных групп. Большинство из них явно завышают роль элиты в обществе, считая элитные слои населения главным условием успешного социального развития». Вместе с тем, с точки зрения Л. Санистебана, элита — это лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие важнейшие решения и контролирующие их выполнение посредством бюрократического аппарата2.
В России проблема элиты как области научного исследования была многие десятилетия закрыта и отрицаема. С начала 1990-х годов в России наблюдается настоящий взрыв элитистских исследований. По проблематике элит вышли многочисленные статьи, монографии, проведены эмпирические исследования. Кардинальное изменение парадигмы развития России показало, что властные элиты — это вполне реальное, необходимое и неизбежное явление, которое следует изучать, развивать и совершенствовать. Причем еще в процессе элитогенеза элита неизбежно приобретает определенную независимость и относительную самостоятельность, усиливая свои властно-управленческие позиции, исходя из своих узкокорпоратив-ныгх интересов. Однако следует отдавать отчет, что не учитывать ценностные ориентации и интересы различных слоев общества крайне опасно для самой элиты.
Сравнение и анализ определений показышают, что под элитой практически все ученые-элитологи понимают сравнительно небольшие группы избранных лиц, отличающихся сильной волей и обширными знаниями, занимающих ведущее положение в политической, экономической, военной или духовной сферах. Это группы, обладающие высшим социальным статусом, определенным единством интересов и целей, а также большими официальными полномочиями, могут контролировать деятельность всех ключевых институтов общества.
Общество не может быть управляемо само по себе, ведущая роль принадлежит продуктивных элитам. «Власть, — пишет Н.А. Бердяев, — не может принадлежать всем, не может быть механически равной. Власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, на которые возлагается великая ответственность и которые возлагают на себя великие обязанности»3. Как
1 Моска Г. Правящий класс / пер. с англ. и примеч. Т.Н. Самсоновой // Социсс. 1994. № 12. С. 97—117.
2 Санистебан Л. Основы политической науки. М., 1992. С. 36.
3 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 215.
научная категория понятие «элита», по мнению российского исследователя С. Беляева, достаточно точно выражает взаимоотношения общества и людей во власти'.
Очевидно, что специалисты в области изучения элиты сходятся только в одном — в постулировании объективной реальности существования элит-ныгх слоев и их жизненной необходимости для общества. Во всех других аспектах между ними больше разногласий, чем согласия. Однако обилие различны« толкований и определений элиты свидетельствует о пристальном интересе науки к этому явлению. В связи с этим возможно воспользоваться фразой профессора Ю. Антоняна: «.о терминах не надо спорить до бесконечности, о них, об их содержании необходимо договариваться»2.
Подводя итоги, можно констатировать формулировку, позволяющую заострить внимание на интересующих нас моментах в следующей интерпретации: элитарная преступность — категория социолого-криминологи-ческая и представляет собой совокупность «родственных» преступлений, совершаемый элитарными группами. Исследований элитарной преступности сегодня недостаточно, и до настоящего времени остается открыпым вопрос, какие близкие между собой по содержанию деяния включает в себя элитарная преступность и какие девиации элиты следует относить к общественно опасным. При этом следует учитывать, что преступная деятельность элит может быть оценена как «криминальная», однако представлять собой совокупность поведенческих актов, нарушающих классические уголовно-правовые запреты: не убий, не укради (низвергая оттенок элитарности на уровень бытовых преступлений), и «некриминальную», которая может быть подвергнута сомнению в результате того, что, в свою очередь, состоит из совокупности поведенческих актов, которые не нарушают действующие нормы уголовного права, но органически связаны с ресурсами, доступными лишь элитарным слоям. Таким образом, мы полагаем, что проблему элитарной преступности невозможно решить без рассмотрения вопросов содержания этого общественного феномена, при этом следует учитывать тот факт, что должны существовать достаточно сильные институциональные ограничения деятельности элит.
1 Беляев С. Юридическая регламентация института экстрадиции (выдачи) // Государство и право. 1998. № 1. С. 96—99.
2 Антонян Ю.М. Проблемы мотивации в криминологии // Научный портал МВД России. 2009. № 2(6). С. 46.