Научная статья на тему 'Современный конституционализм: теория и перспективы развития'

Современный конституционализм: теория и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4518
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CONSTITUTIONALISM / ПРАВО / RIGHT / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ГОСУДАРСТВО / STATE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ТЕОРИЯ / THEORY / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / SOCIAL VALUE / ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА / CONSTITUTIONALISM HISTORY / ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / PHILOSOPHICAL HISTORICAL DOCTRINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Эмзари Абдулжабарович, Жеребцова Елена Николаевна

Рассмотрены структура и догматы конституционализма как политико-правовой системы. Конституция представлена в философско-историческом аспекте; подчеркиваются выводы конституционализма, его важность при понимании конституции и права в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern constitutionalism: theory and development prospects

The structure and doctrines of constitutionalism as political and legal system are considered. The constitution is submitted in philosophical historical aspect; constitutionalism conclusions, its importance at understanding of the constitution and the right are emphasized in general.

Текст научной работы на тему «Современный конституционализм: теория и перспективы развития»

УДК 342.4 ББК 67.400.1

СОВРЕМЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ТЕОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЭМЗАРИ АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ,

старший преподаватель кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России

E-mail: abdulzhabar@mail.ru ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖЕРЕБЦОВА, курсант 417учебной группы юридического факультета Академии ФСИН России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены структура и догматы конституционализма как политико-правовой системы. Конституция представлена в философско-историческом аспекте; подчеркиваются выводы конституционализма, его важность при понимании конституции и права в целом.

Ключевые слова: конституционализм, право, принцип, государство, конституция, теория, правосознание, общество, законность, социальная ценность, история конституционализма, философско-историческое учение.

Annotation. The structure and doctrines of constitutionalism as political and legal system are considered. The constitution is submitted in philosophical historical aspect; constitutionalism conclusions, its importance at understanding of the constitution and the right are emphasized in general.

Keywords: constitutionalism, right, principle, state, constitution, theory, sense of justice, society, legality, social value, constitutionalism history, philosophical historical doctrine.

Глобализация теории и практики современного конституционализма на рубеже тысячелетий вызвана мировыми интеграционными процессами. Историческая ретроспектива становления и развития конституционных идей и институтов свидетельствует об относимости конституционализма к тем конституционным явлениям, которые возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них. Теоретические истоки современного конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях мыслителей прошлого (Кант, Гегель, Гоббс, Гро-ций, Руссо, Локк, Монтескье, Джефферсон и др.)1.

Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до н.э, о которых известно лишь по трудам Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются, наряду с актами римского сената, императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutioediktum, mandatum, decretum, rescriptum).

Их содержание и место в развитии правовой системы Рима представляет интерес, прежде всего, как экскурс в этимологию понятия. Ближе к современному представлению о конституционных актах Великая Хартия Вольностей (Англия, 1215 г.), «Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся. Орудие управления» (1653 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), в которых уже прослеживаются идеи, отраженные в первых конституционных актах Северной Америки 70-х—80-х г.г. ХVШ ст. и, прежде всего, в Конституции США (1787 г.). К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституции Франции и Польши, а также «первый конституционный акт в Украине» (М.П. Василенко) — «Правовой уклад и Конституции относительно прав и вольностей Войска Запорожского», известный как Конституция П. Орлика (1710 г.). Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой

культуры Запада, западную традицию права и возникает на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права как «права против общества в лице государства и его должностных лиц» с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав — коллективных2.

Термин «конституционализм», по мнению Г. Дж. Бермана, был введен в научный оборот в конце XVIII — начале XIX вв. для обозначения, главным образом, американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако, реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI—XII столетиях. В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению», совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти

Мировое сообщество имеет богатый опыт формирования системы конституционализма. При этом каждое государство отличается определенной спецификой, особенностями (национального, исторического, политического, идеологического, культурологического, экономического и др. характера), которые детерминируют необходимость и возможность создания собственной модели конституцио-нализма3. По мнению представителей современной российской науки конституционного права, конституционализм трактуется как сложное явление, которое содержит: а) конституционные идеи и категории, отображающие первичные базовые ценности общества; б) массовое конституционное сознание граждан, населения в целом; в) конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух вышеупомянутых элементов; г) конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм. Энциклопедически закрепляется, что конституциона-

лизм следует понимать в широком и узком смыслах. Конституционализм в широком смысле — это теория конституции, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком смысле — целостная система знаний о базовых общечеловеческих политико-правовых ценностях, которые находят свое отображение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации4.

В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение. По мнению Ю.Н. Тодыки и В.С. Журавского, «конституционализм в политическом понимании — это особый характер отношений между государством и обществом. Он является оформлением общественного согласия относительно соответствующих ценностей, принципов и механизмов» В.Н. Шаповал также считает, что «конституционализм — это, прежде всего, политико-правовая идеология, интеллектуальные обобщения, присущие определенному этапу исторического развития». Указывая, что, вместе с тем, конституционализм «нередко воспринимают как общественно-политическое движение, направленное на реализацию соответствующих идей».

В философско-историческом — как учение о конституции, включая предконституционные идеи божественного, естественного права, договорного происхождения государства, учения о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т.д. При этом конституционализм как «учение о конституции» рассматривается с двух позиций — широкой и узкой. «В широком плане он (конституционализм — Авт.) эволюционирует, начиная от мифологических форм миропонимания — параполитологии IV—III тыс. до н.э. до рационально-логичных форм мышления, т.е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки»5. В узком понимании конституционализм трактуется как комплекс политико-правовых идей и практики государственного строительства буржуазии XVII—XVIII столетий, которая ориентировалась на создание институционально-правовых условий функционирования государств, в которых обеспечивалось бы «верховенство народа, исключительное правление законов, широ-

кие права и свободы личности, демократическая избирательная система...»6. Безусловно, что политическая и философско-историческая характеристики конституционализма представляют интерес, но в их рамках, как правило, утверждаются тезисы, имеющие достаточно абстрактный характер.

Юридический же аспект позволяет сформулировать четкую дефиницию этого явления, что представляется методологически необходимым для научного исследования конституционализма, так как одна из важнейших категорий современной науки конституционного права не может определяться in abstracto. Юридически конституционализм представляет собой систему, в которой в качестве одного из элементов присутствуют конституционные нормы, конституция, но не как нечто застывшее, статическое, а конституция, взятая вместе с ее доктринальными основами, системой политико-правовых ценностей, которые отображают концепцию, философию, сущность конституции, а также практикой ее осуществления. Кроме этих составляющих политико-правовой системы конституционализма, важное значение имеют такие его элементы, как конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой, в конечном итоге, направлено функционирование этой сложной системы. Думается, что такой «набор» элементов системы конституционализма является наиболее полным и отображающим сущность этого социально-правового явления в полной мере.

Основываясь на теории политико-правовых систем, конституционализм как система характеризуется следующими признаками: интегративностью, представляя собой интегральное явление, вычленение из которого отдельных элементов является практически недопустимым, так как может привести к разрушению целостности системы; упорядоченностью, так как все элементы упорядочены в определенной последовательности, которая обусловлена характером взаимоотношений между элементами; сложностью, так как каждый элемент системы сам по себе является сложным образованием, которое имеет самостоятельное политико-правовое значение; открытостью системы, так как она взаимодействует с социальными, правовыми, политическими, экономическими и др. средами; функци-онированностью, так как конституционализм это

функционирующая система, что обусловливает ее динамическое развитие.

Конституционализм — политико-правовое явление, правовая (юридическая) сущность которого обусловлена, прежде всего, нормативно-правовой основой этой системы, в качестве которой выступает Конституция (конституционное законодательство). Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и возникающие на основе ее норм конституционные отношения, которые также могут быть охарактеризованы как политические и правовые одновременно, поскольку «они регулируют процесс организации и осуществления властных полномочий народом, государством и элементами политической системы». Кроме того, политическая природа конституционализма вытекает из тесной взаимосвязи политики с конституционно-правовыми институтами и реалиями7. Основными институтами конституционализма являются: институт публичной власти, который структурируется на два относительно самостоятельных подинститута — государственной власти и местного самоуправления; институт конституционного контроля; институт конституционной ответственности.

Целью функционирования системы конституционализма является конституционная законность как режим точного и неуклонного соблюдения Конституции и других конституционно-правовых актов всеми субъектами, которым они адресованы, реальное действие иерархии нормативно-правовых актов, в системе которых Конституция имеет высшую юридическую силу8.

Конституционная законность должна обеспечиваться, в первую очередь, посредством структур публичной власти. И здесь приоритетное значение имеет конституционная юстиция, которая может существенным образом влиять не только на охранительные, но и на все другие элементы конституционализма (нормативные, идеологические, культурно-правовые, регулятивные)9. Важным средством обеспечения конституционной законности является институт конституционной ответственности, который также не получил достаточной научной разработки. Думается, что конституционную ответственность следует рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности, которая предстает в единстве общих признаков, присущих юриди-

ческой ответственности как таковой, а также особенностей, которые характеризуют ее как самостоятельное конституционно-правовое явление (например: основания и процедурно-процессуальные формы ее применения, круг субъектов, санкции, специфика конституционно-правовых деликтов и др.).

Теория современного конституционализма как политико-правовая доктрина представляет собой систему научных знаний, дающих целостное представление о закономерностях развития и существенных связях явлений действительности при установлении конституционного строя, формировании политической системы, опирающейся на конституцию как основной инструмент публичной власти, конституционные методы правления. В рамках этой теории можно выделить три основныхнаправления в современном конституционализме.

1. Формально-юридическое направление (аналитическая юриспруденция). Его философской основой является нормативизм. В рамках этого направления развились научные школы — юридический позитивизм, легалистская (легистская) школа.

2. Политико-социологическое направление. Его основой является социологическая теория права. В рамках этого направления также можно выделить несколько научных школ — школа «солида-ристов» (учение солидаризма), институционализм, теория и практика «политической юриспруденции».

3. Юснатуралистическое направление (юсна-турализм)10.

Конституционализм — это динамичная система, которая перманентно развивается. Тенденции современного конституционализма характеризуют основные направления его развития как сложной политико-правовой системы государства и общества. Наибольший интерес представляют несколько основных тенденций. Прежде всего, это тенденция политологизации системы конституционализма, выражающаяся во влиянии политических способов и средств на конституционно-правовые отношения (в частности — властеотношения), их регулирование.

Политика тесным образом связана с конституционным правом, во-первых, в силу специфики его предмета, а во-вторых, потому что, как справедливо писал Б. Курашвили, государствоведение выходит за рамки юридической науки. При этом можно признать справедливым некоторые тезисы марксисткой

научной школы о сущности политики, в частности о том, что существенным в политике является устройство государственной власти, а также то, что все юридическое в своей основе имеет политическую природу. Сущность конституционного права нельзя познать в полном объеме без обращения к политическим категориям. Этот аспект конституционализма нельзя игнорировать, особенно в условиях, когда политика «стала делом свободных людей, воспринимающих ее не как правление (отношение между управляющими и управляемым — Д. Сартори), а как самоуправление, демократию»11.

Конституционализм предполагает во взаимоотношениях между человеком, гражданским обществом и государством приоритетность человеческого измерения государства и права, развития гражданского общества. Поэтому важное значение приобретает тенденция его социализации, которая проявляется в социализации конституции и конституционного права в целом. Итак, конституционализм:

как теория, идеология и практика конституционного развития государства и общества возникает с момента появления государственности; ф это поступательный процесс и одновременно цель развития любого государства, стремящегося к торжеству демократии во всех ее проявлениях; это наиболее существенные, значимые и жизненно важные достижения развития как всего мирового сообщества, так и каждого отдельного государства; эта теория имеет одновременно общечеловеческое, вне- и внутригосударственное измерения; обладает своими стандартами, которые сформировались в результате развития государственно-правовой практики конституционного строительства стран мира и которые благодаря научным разработкам выражены в конкретных научно-эвристических постулатах; ф это периодически меняющаяся научная теория, которая постоянно развивается, дополняясь новыми стандартами, корреспондируя развитию государственно-правовой практики, но при этом, опережая ее ровно настолько, чтобы оставаться целью, идеалом, к которому стремится все мировое сообщество и каждое государство в отдельности; ф это диалектически сложный и перманентный процесс, основанный на законах развития при-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

роды и общества (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, изменения формы с изменением содержания с точностью до наоборот и др.); характеризуется тем, что в развитии его принципов с аксеологической точки зрения, как имеющих социальную ценность, нельзя поставить точку, как нельзя подвести черту под движением стран вперед, под прогрессом человечества. Конституционализм, его догматы и структуру важно изучать потому, что зная эти основы можно понять истинный смысл конституции, как основного закона государства, с помощью которого мы стремимся создать прочный фундамент жизни для себя и своих будущих поколений.

Литература

1. Медушевский А. Конституционализм: кладовая опыта или совершенствования демократических преобразований // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2008.

2. Тихомиров Ю.А. Конституция в правовой системе: взаимовлияние и противоречия // Конституция как фактор социальных изменений: Сборник докладов. М., 2001

3. Курашвили Б. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 2000.

4. Речицкий В.В. Политическая активность. Конституционные аспекты. 2001 г.

5. Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. № 7 (91). 2004.

6. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства 2002.

7. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

8. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб, 2005.

9. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва; Новосибирск, 2001.

10. Алексеева С.С. Общая теория права. М., Проспект. 2009.

11. Добрынин Н.М. К вопросу о конституции // Государство и право. 2010.

12. ИвановА.А. Сущность права: теория и практика. 2010.

References

1. Medushevskii A. Konstitutsionalizm: kladovaya opyta ili sovershenstvovaniya demokraticheskikh preobrazovanii // Konstitutsionnoe pravo. Vostochnoevropeiskoe obozrenie. 2008.

2. Tikhomirov Yu.A. Konstitutsiya v pravovoi sisteme: vzaimovliyanie i protivorechiya // Konstitutsiya kak faktor sotsial'nykh izmenenii: Sbornik dokladov. M., 2001.

3. Kurashvili B. Ocherk teorii gosudarstvennogo upravleniya. M.: Nauka, 2000.

4. Rechitskii V.V. Politicheskaya aktivnost'. Konstitutsionnye aspekty. 2001 g.

5. Lazarev V.V. Poisk prava // Zhurnal rossiiskogo prava. № 7 (91). 2004.

6. Palienko N.I. Uchenie o sushchestve prava i pravovoi svyazannosti gosudarstva 2002.

7. Yuridicheskaya entsiklopediya / Otv. red. B.N. Topornin. M., 2001.

8. Kravets I.A. Rossiiskii konstitutsionalizm: problemy stanovleniya, razvitiya i osushchestvleniya. SPb, 2005.

9. Kravets I.A. Formation of Russian constitutionalism (theory and practice). Moscow; Novosibirsk, 2001.

10. Alekseev S.S. General theory of law. M., Prospect. 2009.

11. Dobrynin N.M. To the question of the Constitution // State and law. 2010.

12. Ivanov A.A. the Essence of law: theory and practice. 2010.

1 Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб, 2005.

2 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1999.

3 Речицкий В.В. Политическая активность. Конституционные аспекты.2001.

4 Медушевский А. Конституционализм: кладовая опыта или совершенствования демократических преобразований // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2008. № 1.

5 Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. № 7(91). 2004.

6 ШайоА. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 1999.

7 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

8 ЖаккеЖ.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие 2002.

9 Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. 2002.

10 Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва; Новосибирск, 2001.

11 Иванов А.А. Сущность права: теория и практика. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.