Научная статья на тему 'Современный федерализм как способ государственного устройства'

Современный федерализм как способ государственного устройства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1177
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеботарева И.Ю., Удычак Ф.Н.

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию федерализма. Выделяются основные характеристики федерации, особое внимание обращено на принцип равноправия субъектов федерации в РФ. Федерация как форма государственного устройства замыкает на себе все сферы жизнедеятельности общества и государства, что прямо указывает на то, что федерализм является одним из основных способов государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEDERALISM AS A METHOD OF STATE STRUCTURE

The article discusses various approaches to the understanding of federalism. The main characteristics of the federation are highlighted, special attention is paid to the principle of equality of the subjects of the federation in the Russian Federation. The Federation, as a form of state structure, closes on itself all spheres of life activity of society and the state, which directly indicates that federalism is one of the main ways of state structure.

Текст научной работы на тему «Современный федерализм как способ государственного устройства»

Четвертую группу своеобразных основных прав составляют основные законные интересы личности, т.е. те интересы, блага и ценности личности, которые находятся под защитой. В литературе, посвященной конституционному статусу личности, основные законные интересы личности зачастую игнорируются. Тем самым значительно обедняется содержание конституционного статуса личности.

Таким образом, особенности реализации конституционных прав и свобод личности обусловлены их спецификой по сравнению с правами, закрепленными в текущем (отраслевом) законодательстве. Иными словами, особенности механизма реализации конституционных прав и свобод связаны, во-первых, с прямым, непосредственным их действием и, во-вторых, с их конкретизацией в текущем (отраслевом) законодательстве. Познание правового статуса личности как структурирован-

ной системы ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов через различные их классификации позволяет глубже и полнее понять социальное содержание правового статуса, его структурных элементов, установить их связь и взаимодействие друг с другом и более правильно раскрыть их роль в жизни каждого человека и общества в целом.

Список литературы

1. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2013. - 142 с.

2. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Статут, 2013. - 226 с.

3. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. - 45 с.

СОВРЕМЕННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Чеботарева И.Ю.

доцент кафедры, к.ю.н. Адыгейский государственный университет, филиал в г. Белореченске

Удычак Ф.Н. доцент кафедры, к. ю. н. Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,

MODERN FEDERALISM AS A METHOD OF STATE STRUCTURE

Chebotareva I.

associate Professor, Ph. D. Adyghe state University, branch in Belorechensk

Udychak F. associate Professor, Ph. D. Adyghe state University, Maikop,

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию федерализма. Выделяются основные характеристики федерации, особое внимание обращено на принцип равноправия субъектов федерации в РФ. Федерация как форма государственного устройства замыкает на себе все сферы жизнедеятельности общества и государства, что прямо указывает на то, что федерализм является одним из основных способов государственного устройства.

Abstract

The article discusses various approaches to the understanding of federalism. The main characteristics of the federation are highlighted, special attention is paid to the principle of equality of the subjects of the federation in the Russian Federation. The Federation, as a form of state structure, closes on itself all spheres of life activity of society and the state, which directly indicates that federalism is one of the main ways of state structure.

Ключевые слова: федерализм, федерация, государственное устройство, равноправие субъектов.

Keywords: federalism, federation, state structure, equality of subjects.

В науке общепризнано, что форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования государства в целом. Государственное устройство - это структуризация территории государства на определенные части посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями, а также между самими составными частями.

Именно форма государственного устройства показывает: какова внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их с государством в целом и между собой; в какой государственной форме выражаются интересы каждого относительно обособленного территориального коллектива людей, проживающего на территории данного государства.

Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Федеративное государство - это государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство. Любое федеративное государство строится на принципах федерализма. Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Федерализм - это принцип, целая доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально-территориального устройства ряда современных государств. Федерализм в литературе рассматривается как принцип, режим и форма государственного устройства, хотя основное его сущностное содержание сводится к принципу. Федерализм можно определить, как основополагающий принцип государственного устройства, выражающийся в сложном характере территориальной и властной организации государства, предполагающий наличие самостоятельных субъектов в составе единого государства. Именно принцип федерализма заложен в основу построения федерации. Так, наиболее полное представление о федерализме можно получить при ознакомлении с разными позициями правоведов, государствоведов, социологов, политологов, историков. Исходя из этого, можно насчитать не один десяток элементов, составляющих понятие «федерализм». Назовем некоторые из них: федерализм - это одна из наиболее рациональных концепций устройства государства; федерализм - это способ организации государственной власти «по вертикали» и «по горизонтали»; федерализм - это метод государственного управления; федерализм - это способ формирования геополитического пространства как единого целого; федерализм - это форма политического мышления; федерализм - это усилие выйти из государственного (политического) кризиса с наименьшими потерями для общества и т. д. [2] Все это свидетельствует о широком понимании и значении федерализма в современном мире.

По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства, и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти. По своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной, культурной и иных систем. В сущности, федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

Юридические основы российской модели федерализма заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Принцип федерализма составляет основу конституционного строя России.

Следуя традиционной для отечественного конституционного законодателя логике, Конституция выделяет особую главу (гл. 3), посвященную вопросам федеративного устройства Российской Федерации и особенностям взаимоотношения общефедеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации.

В Российской Федерации федерализм должен не только строиться на определенных принципах, таких как: государственная целостность России; равноправие и самоопределение народов России; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов; юридическое равноправие субъектов Российской Федерации, но и непременно включать в себя следующие элементы: определение федеративной государственности; осуществление власти на основе договорного или договорно-конституци-онного распределения полномочий; устанавливаемая самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; формальное равноправие субъектов федерации по отношению к федеральным органам государственной власти; право выбора субъектом федерации своей политической организации; системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федерации; обязанность субъектов федерации сохранять целостность ее исторически сложившейся территории; непреложность права исключительно федерации вступать в более крупные союзы; невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами [1].

Анализ текста статей 4 - 6, 11, 65, 71 - 73 Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие основные характеристики федерации существующие в России.

Во-первых, Российская Федерация является мировым лидером среди федераций по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции РФ 1993 г. их насчитывалось 89. В настоящее время в связи с проводимой федеративной реформой количество субъектов Федерации уменьшилось до 85.

Во-вторых, в отличие от советской федерации, состоящих из автономных советских социалистических республик, субъекты Федерации находятся в составе Российской Федерации (ст. 65). Это важное различие, опосредуемое изменением принципа построения федерации, обусловленного национально-территориальным характером федерации в советской России. Ведь в РСФСР территориальные субъекты вообще не выделялись, а представляли собой общефедеральные территории.

Современный российский федерализм унаследовал многие болезни советской теории федерализма, в частности организацию федерации на национально-территориальной основе, с одним

лишь отличием - территориальные образования получили-таки статус субъектов Федерации.

Особое значение для понимания специфики российского федерализма играют статусные характеристики субъектов Федерации как равноправных участников и вертикальных, и горизонтальных отношений.

В настоящее время конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации -основополагающее начало в характеристике статуса субъекта Федерации. В ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации специально подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

И.А. Умнова отмечает, что принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции в таком виде, опровергается ей же самой. И формально-юридически, и фактически субъекты Российской Федерации находятся в неравных правовых условиях, как с точки зрения их государственно-правовой природы, так и с точки зрения правосубъектности [6].

Конституция России, определяя принцип равноправия субъектов, устанавливает юридическую возможность приобретать и реализовывать права, которые закреплены как на конституционном уровне, так и на уровне текущего законодательства. Категория равноправия в конституционном праве, по сути, выступает синонимом правоспособности. Принцип равноправия предполагает равные условия функционирования субъектов Федерации.

Поэтому, на наш взгляд, невозможно согласиться с мнением профессора И.А. Умновой. Так, в качестве признаков неравноправия данный автор называет: особый статус республик, определяемых Конституцией РФ в качестве государств; способы принятия конституций республик и уставов иных субъектов различны; республики имеют право устанавливать свои языки; неравенство при определении актов субъектов Федерации и др. Между тем, как нам представляется, названные нормы Конституции Российской Федерации не свидетельствуют о неравноправии субъектов, а служат лишь для идентификации особенностей отдельных субъектов, сложившихся в историческом развитии.

Тем не менее, несмотря на юридическое равноправие субъектов Федерации, фактически Российская Федерация представляет собой асимметричную федерацию. В научной литературе отмечается, что «многие из субъектов РФ не имеют потенциала, отвечающего статусу государственного образования. В качестве субъекта Федерации следует рассматривать только экономически реализуемый регион, способный обеспечить потребности населения, содержать свой государственный аппарат и отвечать по обязательствам за счет собственных ресурсов. Сегодня значительная часть регионов не отвечает данным требованиям. В связи с этим вполне приемлемым вариантом дальнейшего продвижения России по пути создания стабильного и эффективного федеративного государства является оптимизация субъектного состава Федерации, в частности, за счет укрупнения ряда субъектов Федерации, т.е.

сокращения их числа, объединения нескольких существующих субъектов» [4].

Однако парадоксальным является то, что российские регионы и их население просто ожидают от федерального центра изменения проводимой политики и шагов по исправлению сложившейся ситуации «сверху вниз», не рассматривая всерьез возможность постепенного проведения конституционных преобразований «снизу вверх». Между тем тенденция к такого рода «восходящим» изменениям обозначилась по всему миру с учетом того, что любую федерацию с точки зрения ее конституционного построения должно характеризовать то, что «образующие государство политические единицы представлены на федеральном уровне и им гарантировано право участия в принятии решений на этом уровне» [3].

Таким образом, федерация как форма государственного устройства замыкает на себе все сферы жизнедеятельности общества и государства. Вышеизложенное свидетельствует о том, что современный федерализм - есть способ государственного устройства, который определяет основы построение государственной власти в стране, а также выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти. Определение сущности современного российского федерализма - вопрос не только изменения вектора преобразований, проводимых центром «сверху вниз», но и мобилизации регионов для проведения преобразований «снизу вверх».

Важно подчеркнуть и акцентировать внимание на следующем. Необходимость дальнейшего совершенствования федерализма в России может рассматриваться как определенная стратегия конституционного развития государственного устройства, в структуру которой должны быть включены следующие элементы: цели, задачи и приоритеты конституционного развития федерализма в России.

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. - М.: Республика, 1994. - С. 27. - 317 с.

2. Болтенкова Л.Ф. Развитие федерализма в России: вопросы теории, истории и социально-политической практики. - М., 2004. - С. 5-7.

3. Зуйков А.В. Размышления о российском федерализме // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 12. - С. 18.

4. Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 4.

5. Лексин И.В. Территориальное устройство современного государства: конституционно-правовые проблемы. - М.: ИД КДУ, 2013. - С. 289.

6. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2012. -С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.