Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

3. Хлебникова М. А. Управление банковскими рисками с использованием риск-профиля проекта // Финансы и кредит. - 2011. - №30. - с. 38-42

СултановаВ.З., к.фил.н.,доцент

ректор

Дербентский гуманитарный институт

Россия, г.Дербент СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Корнелиус Касториадис, француский философ и политолог, пишет: «Глобализация» - не что иное, как тоталитарное распространение их [финансовых рынков] логики на все аспекты жизни». Государства не обладают достаточными ресурсами или свободой маневра, чтобы противостоять этому давлению - по той простой причине, что «нужно всего несколько минут, чтобы рухнули и предприятия, и сами государства.

Национальное государство, когда его материальный базис разрушен, его суверенитет и независимость аннулированы, его политический класс исчез, превращается просто в службу безопасности для мегакомпаний...

Новым хозяевам мира не нужно прямое правление. Задачу управления они делегировали национальным правительствам».

Благодаря безоговорочному и безостановочному распространению правил свободной торговли и, прежде всего, свободному перемещению капитала и финансов, «экономика» все больше освобождается от политического контроля; в самом деле, основным значением термина «экономика» стало - «область неполитического».

Одно из самых важных последствий новой глобальной свободы перемещения - то, что становится все труднее, а может быть, и вообще невозможно переплавить социальные проблемы в эффективное коллективное действие.

Вспомним еще раз вывод Мишеля Крозье1, сделанный им много лет назад в блестящем исследовании «Феномен бюрократии»: «любое господство сводится к применению принципиально единой стратегии -оставлять как можно больше простора и свободы маневра господствующей стороне, налагая одновременно как можно больше ограничений на свободу выбора стороны подчиненной».

Некогда эту стратегию успешно применяли правительства государств, теперь, однако, оказавшиеся в роли пассивной стороны. Теперь главным источником неожиданности и неопределенности стало поведение «рынков» -в первую очередь, мировых финансов. Соответственно, нетрудно понять, почему замена территориальных «слабых государств» какими-то законодательными и управляющими органами глобального характера нанесла бы урон интересам «мировых рынков». Поэтому напрашивается подозрение, что политическая фрагментация и экономическая глобализация

не сталкиваются и не воюют друг с другом, а, напротив, являются близкими союзниками и соучастниками.

Интеграция и парцелляция, глобализация и территориализация - это взаимно дополнительные процессы. Точнее говоря, это две стороны единого процесса - процесса всемирного перераспределения суверенитета, власти и свободы действовать, процесса, запущенного (хотя ни в коей мере не направляемого) радикальным скачком в технологии скорости. Совпадение и переплетение синтеза и разложения, интеграции и распада нимало не случайны; и в еше меньшей степени — исправимы.

Именно благодаря совпадению и переплетению этих двух — по видимости - противоположных тенденций, одинаково пущенных в ход дифференцирующим воздействием новой свободы перемещения, так называемые «глобализирующие» процессы, приводят к перераспределению привилегий и деприваций, ресурсов и бессилия, власти и беспомощности, свободы и принуждения. Сегодня мы наблюдаем процесс всемирной рестратификации, в ходе которого складывается новая социокультурная иерархия во всемирных масштабах. Что дальше? Стремительный рост доходов верхушки и упадок жизни большинства населения Земли.

Анжольрас, персонаж Виктора Гюго, за мгновение до гибели на одной из многих баррикад XIX века мечтательно восклицает: «Двадцатый век принесет людям счастье!». На деле оказалось не так. Новые технологии упраздняют пространство и время.

Они делают капитал действительно глобальным; они заставляют всех тех, кто не может ни приспособиться к новому кочевому нраву капитала, ни остановить его перемещения, беспомощно наблюдать за тем, как чахнут и исчезают их средства к существованию, и недоумевать, откуда же явилась эта напасть. Возможно, глобальные странствия финансовых ресурсов столь же нематериальны, как и электронная сеть, по которой они странствуют, но локальные следы их путешествий мучительно осязаемы и реальны: «качественная депопуляция», разрушение локальных экономик, вытеснение миллионов, неспособных влиться в новую глобальную экономику. Так что новый всплеск Мирового кризиса не дает нам расслабиться ни на минуту.

1 Michael Crozier (1922), профессор Центра социологии организаций Института политических исследований в Париже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.