Научная статья на тему 'Современный экономический человек'

Современный экономический человек Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3320
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ОППОРТУНИЗМ / ECONOMIC PERSON / RATIONALITY / INDEPENDENCE / AWARENESS / IMPULSIVITY / EGOCENTRICITY / OPPORTUNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курков Илья Игоревич

В статье анализируется «экономический человек» как субъект экономики, его эволюционное становление и развитие. Выделяются его основополагающие черты и характеристики, а также тенденции и особенности современного экономического человека. Выявлены характерные черты экономического человека в России. Рассматриваются различные интерпретации экономического человека известных учёных-экономистов, создающих основу социально-философского осмысления «экономического человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the "economic person" as the subject of the economy, its evolutionary emergence and development. Stand its basic features and characteristics, and also trends and features of modern «economic person». Were detected the main characteristics of the «economic person» in Russia. We consider different interpretations of «economic person» of known scientists and economists that form the basis of socio-philosophical understanding of "economic person".

Текст научной работы на тему «Современный экономический человек»

СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Курков Илья Игоревич, ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

E-mail: kurkovilja@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется «экономический человек» как субъект экономики, его эволюционное становление и развитие. Выделяются его основополагающие черты и характеристики, а также тенденции и особенности современного экономического человека. Выявлены характерные черты экономического человека в России. Рассматриваются различные интерпретации экономического человека известных учёных-экономистов, создающих основу социально-философского осмысления «экономического человека».

Ключевые слова: экономический человек, рациональность,

независимость, информированность, импульсивность, эгоцентризм, оппортунизм.

Abstract: The article analyzes the "economic person" as the subject of the economy, its evolutionary emergence and development. Stand its basic features and characteristics, and also trends and features of modern «economic person». Were detected the main characteristics of the «economic person» in Russia. We consider different interpretations of «economic person» of known scientists and economists that form the basis of socio-philosophical understanding of "economic person".

Keywords: economic person, rationality, independence, awareness,

impulsivity, egocentricity, opportunism.

«Экономика — лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая ценность и не определяющая причина» [1]

Николай Александрович Бердяев

Выбранная тема очень актуальная и интересная, так как она стояла «во главе угла» во все времена, начиная с возникновения экономики как понятия. Главнейшей фигурой экономики всегда был и остается человек. Нет и не может быть никакой экономики без человека. Это две неразделимые вещи. С помощью

человека, вместе с человеком и во имя человека возникли хозяйственная деятельность и экономика. Но созданная человеком экономика оказывает интенсивное влияние на развитие и формирование личности.

В отдельные периоды жизни роль человека в экономике различна и определяется она тем, сколько человек получает различных благ общества и сколько возвращает.

Следовательно, человек с чисто экономической точки зрения создает доход, который превышает объемы использованных им благ, причём значительно, и тем самым как бы возвращает обществу и семье «долги», образовавшиеся естественным путем во время его детства и в какой-то мере юношества. В старости он также «авансирует» свое материальное благополучие.

Место и роль человека в экономике менялось в зависимости от смены общественных формаций, начиная от традиционного пахаря до предпринимателя.

Живущие при рыночных отношениях мы хорошо себе представляем, что человек является неотъемлемой и очень важной частью экономики. Также мы имеем хорошее понятие о «человеке экономическом». Для «человека экономического» (homo economicus) характерны следующие черты:

- способность к рациональному расчету издержек и доходов;

- стремление получить как можно более высокую прибыль при имеющихся доступных ресурсах и средствах производства;

- стремление свести к минимуму риск, который неизбежен в экономической деятельности;

- постоянное желание улучшить свое благосостояние.

Все вышеперечисленные характеристики являются в какой-то мере универсальными, так как они присущи людям во все времена и во всех культурах.

Описание «экономического человека» дал еще Адам Смит, хотя он и не использовал сам термин «экономический человек». «Экономический человек», в современном понимании, - условное общее понятие о человеке как о рациональном субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной личной выгоды.

Примером модели «экономического человека» является тип разумного предпринимателя, который впервые был упомянут Максом Вебером. По его теории роль такого человека крепко связана с западным капитализмом, где желание наживы удовлетворяется посредством честного и мирного рыночного обмена. Нельзя также не отметить, что Макс Вебер связывает понятия капитализма и протестантизма. Основы протестантизма составляют следующие положения:

- человек не способен своими действиями изменить предначертание Божье;

- человеку недоступно знание того, к гибели или спасению предопределена душа его, но ему нужно трудиться на приумножение славы Божьей.

Успех в мирском «призвании» - полагали простые протестанты, как раз и является неким жестом благосклонности Бога, особенно в хозяйственной сфере.

Разумные предприниматели и вышли из среды таких расчетливых протестантов, которые трудились много и методично, осуждали развлечения и роскошь и, как результат, достигали экономических успехов.

Общая современная схема модели экономического человека хорошо представлена Автономовым в его книге «Модель человека в экономической науке», кратко она заключается в следующем:

Количество ресурсов, которые экономический человек может получать является ограниченным, и поэтому ему необходимо делать выбор.

Выбор экономического человека определяется его ограничениями и предпочтениями.

Экономический человек оценивает и сравнивает доступные варианты выбора с точки зрения его предпочтений.

Экономический человек, делая выбор, прежде всего, руководствуется не интересами его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе традициями, нормами и т.д., а, конечно же, своими личными интересами.

Информация, которая находится в распоряжении экономического человека, определяющая выбор, чаще всего, является ограниченной.

Выбор экономического человека является рациональным - то есть, из известных вариантов выбирается тот вариант, который отвечает его предпочтениям в наибольшей степени.

Идеальная модель «человека экономического» и российского

«экономического человека» отличается, и стоит отметить, что далеко не в лучшую сторону:

- импульсивность и иррациональность; рациональность если и присутствует, то это в большей степени «краткосрочная» рациональность;

- не способность оценить свою экономическую позицию в длительной перспективе;

- эгоцентризм - в целях, которые связаны с достижением общих благ, он часто не способен увидеть пользу и для себя самого;

- высокая вероятность оппортунистического поведения;

- возможность использования недостоверного мнения в ущерб объективной информации.

Одним из самых опасных и антисоциальных моментов является оппортунизм. Оливер Уильямсон дает следующее понятие оппортунизма экономического человека: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает

такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Если же рассматривать оппортунизм в более широком понимании этого слова, то оно означает представление искажённой или неполной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном введении в заблуждение, обмане, сокрытии и искажении истины или других методах запутывания партнера» [5].

Действительно, современному экономическому человеку свойственен оппортунизм и он с течением лет всё усиливает своё влияние. Для нас уже не является новым, чем-то неожиданным тот факт, что кто-то может украсть у пенсионера последние деньги ради удовлетворения собственных потребностей. И такие поступки уже не редкость.

У большинства современных людей главная цель жизни - это как больше получить богатства и денег, причём не важно каким способом они это сделают. И это заставляет нас задуматься: в том ли направлении движется человечество??? К чему это всё может привести в будущем? Не разрушит ли эгоизм человека наше общество?

Конечно, любому человеку хочется быть обеспеченным и ни от кого не зависеть, но достигнуть этого можно разными способами. У кого -то получается достичь эти цели путём ежедневного огромного труда, кто-то предпочитает идти «по головам» ради достижения поставленной цели. Но, в любом случае, человек должен оставаться человеком и не превращаться в бездушное животное, которое руководствуется только своими инстинктами.

Обществу нужно стараться развивать нравственность в людях, но порой экономика диктует свои правила - такие, что у экономического человека не остаётся других путей, как нарушить моральные принципы.

Если же говорить о положительных чертах современного экономического человека, то, по сравнению с прошлыми поколениями, он стал более информирован в связи развитием современных технологий, что оказывает существенное влияние на его поведение.

Помимо этого, современный экономический человек более рационален, чем его предшественники. Это связано с развитием общества и тенденцией к повышению его образованности.

Подводя итоги, я делаю вывод, что нынешний экономический человек в корне отличается от того человека, которого описывал ещё в 18 веке Адам Смит. Он стал более эгоистичен, жесток и коварен, но в то же время более информирован и рационален, поэтому однозначно сказать в худшую или лучшую сторону изменился человек тоже нельзя. Надеюсь, что те проблемы, которые сейчас существуют в обществе из-за эгоизма людей, в будущем нивелируются.

Литература:

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб,

«Экономическая школа», 1998. - 230 с.

2. Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 320.

3. Лаваль, К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма I Пер. с фр. С. Рындина. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 432 с.

4. Адам Смит. "Исследование о природе и причинах богатства народов".

5. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 97.

6. Библиотекарь. Ру. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и

желание. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:H

www.bibliotekar.ruIfilosofiyaI136.htm

7. Библиофонд - электронная библиотека. Реферат: Современный

экономический человек: его сущность и тенденции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:IIwww.bibliofond.ruIview.aspx?id=43148

8. Corpsys.ru. Социальный человек, экономический человек. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:IIcorpsys.ru7ArticlesIHumanIPerson-Organization-13.aspx

9. Econtool.com. Экономические модели человека. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:IIecontool.comIekonomicheskie-modeli-

cheloveka.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.