Научная статья на тему 'Современный даосизм в Сянгане'

Современный даосизм в Сянгане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вэнь Цзянь

Анализируя сегодняшнюю ситуацию в Сянгане, необходимо отметить, что религия не только не утратила своей значимости, но, как говорится, постоянно присутствует там и оказывает большое влияние на все сферы деятельности различных слоев современного сянганского общества. Большое значение в религиозной жизни населения Сянгана имеют буддийские и даосские монастыри и служители культа. Монастыри — не только центры служения богам. Они позволяют сохранять национальные культурные традиции китайцев, исповедующих буддизм или даосизм, приверженцев синкретических верований и даже многих атеистов. Даосские храмы и монастыри Сянгана имеют длительную историю. Самый древний из сохранившихся храмов относится рядом ученых ко времени династии Южная Сун (1127—1279). Часть храмов построена во время правления последних династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911). Среди ныне действующих наиболее известны, посещаемы и значимы следующие храмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Daocism in Hsiang-gang

The article by Chinese scholar-historian Wen Chien «Modern Daocism in Hsiang-gang» is devoted to the analysis of this phenomenon in the life of Hsiang-gang which had recently became a part of China (Hongkong). The article reports in detail about the quantity of advocates of Daocism on this territory, about the number of temples, describes the biggest of them. There is stressed such a peculiarity of cult constructions as the ties of their religious activity with commercial structures.

Текст научной работы на тему «Современный даосизм в Сянгане»

СОВРЕМЕННЫЙ ДАОСИЗМ В СЯНГАНЕ

Вэнь ЦЗЯНЬ,

китайский историк

Сянган (б.Гонконг) занимает площадь 1074,3 кв. км. Население территории— 6 млн.300 тыс. чел., 97% из которых— китайцы. Число верующих превышает 1 млн.300 тыс. человек или около 23% от общего числа жителей. По результатам общесянганского социологического исследования 1988 г., неверующими считают себя 58% респондентов, что увеличивает число верующих более чем до 40%. Из большого количества зарегистрированных конфессий наиболее распространены буддизм, даосизм, католицизм, протестантизм, ислам. Состояние их на 1997 г. характеризуется следующими статистическими данными, опубликованными в журнале «Цзунцзяосюе яньцзю» («Изучение религий»). Буддизм — храмов более 400, монахов около 2300, верующих 650— 700 тыс. человек. У католиков храмов имеется более 60, священнослужителей свыше 1200, верующих 260 тыс. человек. Протестанты: храмов более 100, священнослужителей более 520, около 1400 проповедников, около 250 тыс. верующих. Ислам — храмов 4, верующих более 60 тыс. человек.

Даосских храмов в Сянгане более 120, монахов (даоши) насчитывается около тысячи. Большинство исследователей численность исповедующих даосизм сянганцев оценивают более чем в 100 тыс. человек (И Шань, 1997; Сюй Сяохэн, 1997; Ма Нянь, 1990). Встречается цифра более 300 тыс. (Ли Янч-жен, 1993), а также около 400 тыс. (Лун Цзялинь, 1992) и даже просто «сотни тысяч» (Хуа Чжаохань, Чжэн Вэймин, 1991).

Затруднения при статистической оценке числа последователей даосизма не раз отмечались отечественными и зарубежными синологами и даологами. Этот факт объясняется как разницей в критериях проводимых исследований, особенностями самого даосизма, так и селективной религиозностью населения КНР и Сянгана, в частности. Мы разделяем мнение К. Тертицкого (1994 г.) о том, что для подавляющего большинства населения Сянгана характерна селективная религиозность. Учет этого феномена ведет к увеличению общего числа верующих до 80% и более, причем больший процент такой прогрессии приходится на приверженцев китайских традиционных верований, носящих, как правило, синкретический характер и так или иначе связанных с даоц-зяо — автохтонной религией китайского этноса.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию в Сянгане, необходимо отметить, что религия не только не утратила своей значимости, но, как говорится, постоянно присутствует там и оказывает большое влияние на все сферы деятельности различных слоев современного сянганского общества. Большое значение в религиозной жизни населения Сянгана имеют буддийские и даосские монастыри и служители культа. Монастыри — не только центры служения богам. Они позволяют сохранять национальные культурные традиции китайцев, исповедующих буддизм или даосизм, приверженцев синкретических верований и даже многих атеистов.

Даосские храмы и монастыри Сянгана имеют длительную историю. Самый древний из сохранившихся храмов относится рядом ученых ко времени династии Южная Сун (1127—1279). Часть храмов построена во время правления последних династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911). Среди ныне действующих наиболее известны, посещаемы и значимы следующие храмы.

Юаньсюаньсюеюань. Построен в 1945—1946 гг. Это самый большой храмовый даосский комплекс в Сянгане. Он занимает площадь 400 тыс. чи. Особенность комплекса — объединение трех традиционных религий Китая (даосизма, буддизма, конфуцианства) на основе даосизма. Храм имеет детскую больницу, поликлинику восточной медицины, дом престарелых, детский сад, начальную и среднюю школы, ресторан вегетарианской кухни, ритуальный зал для урн с прахом. Юаньсюаньсюеюань постоянно поддерживает связь с даосскими храмами провинции Гуандун. С 80-х годов он активно расширяет связи с ВАПД и оказывает помощь даосским храмам других провинций Китая. Одна из главных задач работы храма — воспитание и обучение даоши, совершенствование их знаний в области истории даосизма, монашеского кодекса и ритуалов. Юаньсюаньсюеюань является главным членом Даосского объединения Сянгана (ДОС) и обладает большим влиянием на религиозную жизнь всей автономной территории.

Цинсунгуань. Построен в 1950 г. настоящим настоятелем храма Хоу Баоюанем. Относится к течению Цюаньчжень дао (Школа всеобъемлющей истины). В 1952 г. зарегистрирован как общественная организация, а в 1963 г. — как компания с ограниченной ответственностью. С 1979 г. в связи с широкой благотворительной деятельностью храм не облагается государственными налогами. На его средства открыты и содержатся три интерната для престарелых, две поликлиники европейской медицины, три детских сада, одна начальная и одна средняя школы. С 1977 г. ведется активная внешняя деятельность, открыты дочерние даосские храмы в США (1981 г.), Канаде (1989 г.), Австралии (1991 г.), а также в Японии и Сингапуре. Цинсунгуань является членом ДОС.

Пэнинсяньгуань. Сооружен в 1929 г. Относится также к течению Цюаньчжень дао. В 1949 г. зарегистрирован как даосское общество, а в 1972 г. — как компания с ограниченной ответственностью. Все доходы его идут на благотворительные цели. Только в 1991 г. храм пожертвовал пострадавшим от наводнения в провинции Аньхуй (КНР) один миллион гонконгских долларов.

Часть храмового комплекса Юаньсюаньсюеюань

Представители Всекитайской Ассоциации последователей даосизма в Сянгане. Июль 1997 г.

Уданьшань. Служба в честь возвращения Сянгана.

В последние годы им открыты детский сад, центр обслуживания пожилых людей, кабинет самосовершенствования для молодых. С 1990 г. проводятся курсы по изучению даосизма. В 1994 г. в храме возведена «Стена Дао дэ цзи-на» протяженностью 12 метров. На одной ее стороне высечен полный текст Дао дэ цзина, а на другой изображены 87 бессмертных святых. Это одна из ярких достопримечательностей современного Сянгана. Пэнинсяньгуань — член ДОС и вместе с пекинским Байюаньгуанем является дружественным храмом Единого Источника.

Юньцюаньсяньгуань. Этот храм воздвигнут в 1944 г. У Лихэ, отцом нынешнего настоятеля храма У Яодуна. Является приписным к храму Сицзяо-шань (пр. Гуандун). Во время войны против японских захватчиков У Лихэ помогал беженцам из Гуандуна, выделял им средства на пропитание и одежду, организовывал медицинскую помощь. В память об этом именем У Лихэ названа школа при храме. Сегодня Юньцюаньсяньгуань оказывает существенную поддержку в строительстве и ремонте даосских храмов не только в Сянгане, но и во всем Китае.

Храм Синьшаньцзыцюеюаньгуань возведен в 1964 г. в Аомыне. В 1973 г. перенесен в Сянган, а в 1975 г. зарегистрирован как компания с ограниченной ответственностью. Относится к течению Чжэни цзяо (Школа Правильной единицы) и насчитывает около тысячи прихожан. При храме — интернат для престарелых, школа и общественные учреждения. Синьшаньцзы-цюэюаньгуань не является членом ДОС.

Самая крупная даосская организация Сянгана — Даосское объединение Сянгана, процесс образования которого длился около пяти лет (1960—1965 гг.). В 1967 г. объединение было зарегистрировано, и к 1997 г. в него входило 65 даосских храмов. Собрание членов ДОС проводится один раз в три года. На последнем, шестнадцатом собрании (1996) было избрано новое руководство: председатель и президент организации (Чэнь Инь и Тан Гохуа).

Следует отметить некоторые особенности даосизма в Сянгане. Во-первых, это относительно большая плотность храмов и служителей даосского культа по сравнению с континентальным Китаем. Это обусловлено рядом причин. Среди них — большой приток беженцев во время войны против японских захватчиков (1937—1945). После 1949 г. в Сянган эмигрировала из Китая часть даосского духовенства. Еще одна причина — здесь, в Сянгане, не было ограничений и гонений, подобных тому, что происходило в материковом Китае в годы «культурной революции» (1966—1976). Наконец, развитие даосизма в Сянгане объясняется более благоприятной законодательно-правовой базой, сохраняющейся здесь и после объединения Гонконга с Китаем и являющейся результатом провозглашения руководством КНР стратегического курса «Одна страна — две политики».

Статьи современного основного закона особого административного района КНР — Сянган, касающиеся религии, гарантируют свободу вероисповедания (ст.32), самостоятельность автономной территории в вопросах религиозного обучения и воспитания (ст.137); невмешательство администрации Сянга-

на во внутренние дела религиозных объединений, право религиозных организаций пользоваться, распоряжаться имуществом, наследовать его и свободно принимать материальную помощь (ст.141). Основной закон также декларирует принципы «взаимонеподчинения, взаимоневмешательства и взаимоуважения» соответствующих религиозных организаций КНР и Сянгана (ст.148), их самостоятельность при установлении, сохранении и развитии связей с религиозными организациями других районов Китая и стран мира (ст.149).

Проявления синкретизма в стремлении объединения трех национальных религий Китая на основе даосизма — наиболее яркая отличительная черта большинства даосских храмов Сянгана. Зачастую население предпочитает именно такие храмы и монастыри, объясняя свой выбор удобством и большей благодатью (например, храм Хуандасианьцы). Эта особенность затрудняет идентификацию храма с той или иной конфессией, что приводит к занижению количества даосских храмов Сянгана (Тертицкий К. 1994. С. 230). Применение термина «чисто даосский храм» в данной ситуации мы считаем некорректным.

Нельзя не отметить такую особенность даосских храмов и монастырей, которая состоит в том, что одновременно с религиозной деятельностью они являются хорошо развитыми современными коммерческими структурами. С 60-х годов начался процесс преобразования храмов в компании с ограниченной ответственностью. При этом почти все даосские руководители являются в то же время директорами различных крупных предприятий, компаний и форм.

Интересна деятельность даосских храмов и в социальной сфере. Во-первых, они организуют и обеспечивают содержание целой сети общественных учреждений Сянгана: детских садов, школ, интернатов для престарелых, поликлиник, больниц и т.д. Во-вторых, не только руководители, но и большая часть монахов совмещают религиозную практику с активной общественной жизнью и работой в различных государственных и частных учреждениях. Следствием этого является сравнительно невеликая доля даоши, постоянно проживающих в монастырях.

Однако, несмотря на это, соблюдается приоритет ритуала в религиозной практике. Обеспечивается строгое следование каноническим предписаниям даосской религии в отправлении обрядов, подчинении монашеским правилам. Это обстоятельство, несомненно, сказывается на глубине религиозных переживаний и развитии мистического опыта последователей даосизма.

В заключение необходимо отметить, что происшедшее в июле 1997 г. -возвращение Сянгана (Гонконга) Китайской Народной Республике было с воодушевлением встречено в ДОС. Накануне, 24 июня, в столице состоялось совещание религиозных деятелей Пекина, где присутствовали пять членов ВАПД: Ли Юйхан, Чжан Цзиюй, Минь Чжитин, Хуан Синьян, Чинь Чжаокан. Минь Чжитин произнес речь, в которой призвал присутствовавших к укреплению связей с даосскими кругами Сянгана и дальнейшему развитию даосизма в Китае на благо единства и процветания страны.

Тогда во всех монастырях и храмах прошли праздничные службы, продолжительность некоторых из них достигала нескольких суток. Так, Удан-

шаньские монастыри не прекращали службу три дня и три ночи, а в храме Цинянгун г.Чэнду служба длилась пять суток. По всей стране ассоциации последователей даосизма провели совещания и «круглые столы» с участием представителей местных руководящих органов. Непосредственно в Сянган на празднование были приглашены 23 представителя ВАПД.

Возвращение Сянгана Китаю, встреченное представителями даосизма с чувством удовлетворения, активизировало взаимодействие и взаимовлияние всех даосских сфер Китая, что, несомненно, отразится на состоянии и развитии даосизма в XXI в.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тертицкий К. Китайцы: Традиционные ценности в современном мире. М., 1994 г. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993 г.

НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Да Жань. Сянган Пэнинсяньгуань (Пэнинсяньгуань в Сянгане) //Чжунго даоцзяо (Даосизм в

Китае). Пекин. Чжунго даоцзяо сехуй. 1992. №1. С.53—54. И Шань. Сянган даоцзяо цзяньцзе (Коротко о даосизме в Сянгане) //Чжунго даоцзяо /Даосизм в Китае/. Пекин. Чжунго даоцзяо сехуй. 1997. №2. С.41—42. Ли Янчжэн. Дандай чжунго даоцзяо (Современный даосизм в Китае). Пекин. Чжунго шэхуй кэсюе чубаньшэ. 1993.

Мин Мин. Сянган Юаньсюаньсюеюань (Юаньсюаньсюеюань в Сянгане) //Чжунго даоцзяо /

Даосизм в Китае/. Пекин: Чжунго даоцзяо сехуй. 1992. №1. С.52—53. Нун Цзялинь. Сянган Даоцзя Цинсунгуань (Цинсунгуань в Сянгане) //Чжунго даоцзяо /Даосизм в Китае/. Пекин. Чжунго даоцзяо сехуй. 1992. С.53—54. Пэн Ингуань. Тайшан даодэцзинби цзай Сянган Пэнинсяньгуань лочэн (Завершение строительства Стены Даодэцзина в храме Пэнинсяньгуань) //ЧД. Пекин. ЧДС. 1995. №1. С.59. Синь Ян. Бэйцзин Байюньгуань Сянган Пэнинсяньгуань дицзе Тунюань юхао чунгуань (Установление дружественных отношений Единого Источника между храмами Байюньгуань Пекина и Пэнинсяньгуань Сянгана //ЧД. Пекин. ЧДС. 1993. №2. С.57. Сицин Сянган хуйгуй цзуго (Радостная встреча возвращения Сянгана родине) //ЧД, Пекин.

ЧДС. 1997. №2. С.3—4. Сянган даоцзяоцзе лунчжун цзюйсин дафахуй вэй Сянган хуйгуй цзуго цифу — Чжунго даоцзяо сехуй ин яо цзутуань пу Сянган саньцзя фохуй (Сянганские даосские сферы торжественно празднуют возвращение Сянгана) //ЧД, Пекин. ЧДС. 1997, №3. С.13—14. Цинчжу Сянган хуйгуй гунчуан мэйхао вэйлай (Поздравления по случаю возвращения Сянгана:

Вместе построим прекрасное будущее) //ЧД. Пекин. ЧДС. 1997. №3. С.4—11. Чжунхуа жэньминь гунхэго Сянган тэбе синчжэнцюй цзибэньфа югуань цзунцзяо тяокуань цзяньши (Краткие пояснения к статьям Основного закона особого административного района Сянган в области религии) //Чжунго цзунцзяо. (Религия в Китае). Пекин. Гоу-юань цзунцзяо шиуцзюй чубань. 1997. №3. С.29—30. Шоуду цзунцзяоцзе сиин Сянган хуйгуй цзотаньхуй цзайцзин цзюйсин (Совещание «Столичные религиозные сферы радостно встречают возвращение Сянгана») //ЧД. Пекин. ЧДС. 1997. №2. С.3, 8).

Юй Сяохэн. Маньхуа Сянган даоцзяо (О религии в Сянгане) //Цзунцзяосюе яньцзю (Изучение религий). Сычуань дасюе цзунцзяосюе яньцзюсо. Чэнду. 1997. №2. С.114—117.

SUMMARY. The article by Chinese scholar-historian Wen Chien «Modern Daocism in Hsiang-gang» is devoted to the analysis of this phenomenon in the life of Hsiang-gang which had recently became a part of China (Hongkong). The article reports in detail about the quantity of advocates of Daocism on this territory, about the number of temples, describes the biggest of them. There is stressed such a peculiarity of cult constructions as the ties of their religious activity with commercial structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.