Научная статья на тему 'Роль даосизма в современном китайском обществе'

Роль даосизма в современном китайском обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1265
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАОСИЗМ / TAOISM / СОВРЕМЕННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN CHINESE SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Варова Елена Игоревна

Отношение с обществом одна из наиболее актуальных проблем стоящих перед любым религиозным институтом. Определение места и роли даосизма в современном китайском обществе достаточно широко дискутируется на страницах общественных и научных изданий, в выступлениях государственных деятелей и представителей даосских кругов. По мнению известного даосского деятеля Чэнь Лянь-шэна, жизненные силы даосизма прямо зависят от участия его в жизни общества, самоизоляция в монастырях «может лишить его будущего». Сторонники такого взгляда придают большое значение процессу создания даосских организаций и активной общественной деятельности последователей даосизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль даосизма в современном китайском обществе»

Е.И. Варова

АлтГПА, г. Барнаул

Роль даосизма в современном китайском обществе

Путь, который можно пройти, Не есть постоянный Путь, Имя, что может быть поименовано, Не есть постоянное имя. Безымянное - неба, земли начало.

Именуемое - матерью сущего стало. Поэтому в отсутствии тайну вещей Созерцать стремись, А в наличии -Предел сущего созерцать стремись.

Те двое родятся вместе, но их имена различны, Их вместе назову я Сокровенным.

И сокровенное вновь Сокровенным стало -Таковы врата всех тайн! Даодэ цзин [5, с.70]

Отношение с обществом - одна из наиболее актуальных проблем стоящих перед любым религиозным институтом. Определение места и роли даосизма в современном китайском обществе достаточно широко дискутируется на страницах общественных и научных изданий, в выступлениях государственных деятелей и представителей даосских кругов. По мнению известного даосского деятеля Чэнь Лянь-шэна, жизненные силы даосизма прямо зависят от участия его в жизни общества, самоизоляция в монастырях «может лишить его будущего». Сторонники такого взгляда придают большое значение процессу создания даосских организаций и активной общественной деятельности последователей даосизма [1, с. 88].

Необходимость оценки роли и места даосизма в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Так ещё в 1969 г. на первом международном симпозиуме по изучению

© Варова Е.И., 2013

90

даосизма данный вопрос фигурировал в намеченной программе исследований (составитель Х. Уэлч). При этом обращалось внимание как на исследования, связанные с трансформацией даосизма в условиях становления и развития капиталистических отношений и проникновения европейской культуры в Китай в XIX в., так и на изучение истории даосизма и его особенностей в странах дальневосточного региона (прежде всего в КНР) в настоящее время [3, с. 250].

К началу ХХ в. даосизм находился в состоянии глубокого упадка, и практика внутренней алхимии была уделом единиц наиболее образованных монахов и отшельников. В течение нескольких десятилетий новое движение привело к возрождению и небывалой популярности практики различных методов, приёмов и комплексов из богатого набора внутренней алхимии под названием цигун (^Й).

Само слово цигун достаточно новое. Сочетание иероглифов ци ^ и гун Й встречается уже в текстах танского времени. Так Сыма Чэн-чжэнь в своём труде Фуци цзинъи лунь («Рассуждение о сущности практики глотания ци») употребляет выражение «применение ци», или «использование ци» (ци чжи вэй гун), но как устойчивое словосочетание и тем более как слово эти два корня не встречаются до периода династии Мин, когда его использует даос Сюй Сунь в сочинении Цзин-мин цзунцзяо лу («Наставительные записи учения о чистоте и сиянии»). В конце правления династии Цин (вторая половина XIX в.) этот термин вновь употребляется в тексте под названием Юань хэ пянь («Главы об изначальной гармонии»), который даже содержит особое «Приложение о цигун». Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребляемым, но и превращается в слово обыденного языка [2, с. 192-193].

Одной из особенностей современного цигун является возникшая в 80-е гг. связь его с боевыми искусствами - ушу Й^. До этого времени, вряд ли кто-нибудь мыслил себе внутреннюю алхимию, дыхательные упражнения, даоинь и прочие даосские искусства, послужившие основой цигун, как нечто, имеющее отношение к ушу. Восходящие к секретным тренировкам членов сект и тайных обществ (хуэйдан) эпох Мин и Цин, ушу использовали ряд приёмов из даосского арсенала, равно как и понятия даосской психофизиологии. Тем не менее, это были явления принципиально разного порядка. В 80-е гг. в КНР начинают смотреть и на то и на другое как на часть «драгоценного культурного наследия» (баогуйдэ вэньхуа ичань), выполняющие сходные функции, прежде всего оздоровительные.

Можно ли рассматривать расцвет цигун как возрождение даосизма в новом обличии? Да, поскольку методы цигун - методы, безусловно, даосские. Вместе с тем, бум цигун обусловил рост интереса к

91

даосским текстам, в результате чего очень солидные издательства (например, издательство Народного Университета в Пекине) стали выпускать целые «библиотеки классики цигун», представляющие серии публикаций даосских текстов из Даосского канона (Дао цзана) -Тао Хун-цзина, Сунь Сы-мяо, Сыма Чэнь-чжэня, Чжан Бо-дуаня, Ли Дао-чуня, Ли Хуа-яна и многих других уже известных нам знаменитых мастеров «искусств Пути». А это значит, что великая даосская традиция жива не только в стенах древних храмов и монастырей [2, с. 198-200].

Перемены, пережитые даосизмом в ХХ в., отразились на экономической жизни монастырей. АПД проводят значительную работу по организации производственной и предпринимательской деятельности в даосских сферах, направленную на развитие системы самообеспечения монастырей. Наибольшее распространение получили организация туризма на знаменитых даосских горах и в известных храмах Китая, открытие малых предприятий, торговых точек, гостиниц, чайных, земледелие и животноводство. Подобных примеров много. Доходы от хозяйственной деятельности идут в первую очередь на восстановление и реставрацию даосских монастырей, создание условий для нормальной религиозной деятельности [1, с. 61]. В целом, говоря об административно-хозяйственном устройстве и внутреннем распорядке даосских монастырей, следует отметить следующий факт: являясь центрами даосской традиции и культуры, они сохраняют исторически сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно эффективно адаптируются к стремительно меняющимся современным условиям [1, с. 62].

Влияние даосизма на общество проявляется в благотворительности, охране окружающей среды, борьбе за мир. Благотворительность - проявление любви к ближнему - является неотъемлемой частью социального служения даосов. Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма.

Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае является охрана природы. На доктринальном уровне она обусловлена самоценностью основного принципа проявления благой мощи дэ -категории естественности. Природа рассматривается даосами как её образ, воплощённый в этом мире. «Мудрый... отвечая колебаниям жизни, считает своим учителем природу.» [1, с. 97].

В последнее время идеи Лаоцзы привлекают внимание китайских учёных и политиков как практическое руководство для менеджмента. Недавно в Китае проходила конференция по менеджменту, спонсированная правительством. Ключевым пунктом повестки дня форума

92

было применение даосизма к менеджменту и предпринимательству в XXI в.

В начале нынешнего века, когда власти провинции Цзянсу, проводили наступательную кампанию для набора новых администраторов высокого уровня, экзаменуемым в качестве ключевого вопроса было предложено объяснить связь между суждениями Лаоцзы и философией современного менеджмента. «Даосизм как философия менеджмента хорошо вписывается в современные экономические реформы в Китае. Предлагает китайским предприятиям способ, как лучше использовать самое большое преимущество страны - человеческие ресурсы», - сообщает газета China Daily. Так древняя традиция обретает новую жизнь в современном Китае [4, с. 77].

Сфера влияния даосизма в современном обществе многогранна, и подтверждается данными, полученными при анкетировании в ноябре-декабре 1997 г. Ответы респондентов на вопрос «На какие стороны современной общественной жизни КНР, по вашему мнению, оказывает влияние даосизм?» таковы:

39% - культура, искусство;

29% - охрана здоровья;

28% - внутренняя политика КНР;

21% - наука, образование;

21% - внешняя политика КНР;

18% - экономическая реформа;

13% - охрана окружающей среды;

10% - сельское хозяйство.

Затруднились ответить или считали, что даосизм не оказывает влияния на общественную жизнь, 23 и 12 % респондентов [1, с. 100].

Таким образом, следует признать, что религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и нравственно-этических традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Государство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, оно стремится использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские организации, в свою очередь, укрепляют свои внеконфес-сиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях [1, с. 101].

Вместе с тем даосизм, для которого, по словам К.М. Скиппера (1982), характерна «исключительная преемственность и непрерывность традиции», во многом сохранил свою жизнеспособность и

93

основные положения доктрины в настоящее время, оставаясь поэтому мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока [3, с. 250].

Литература

1. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005.

2. Даосские практики. 2-е изд. СПб.: «Азбука-классика», Петербургское Востоковедение», 2004.

3. Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. + т. 6 [доп.]. М.: Вост. лит., 2006-2010. [Т. 2:] Мифология. Религия. М.,2007.

4. Кузнецов В. С. Многоликий и вездесущий даосизм // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3 (656). С. 74-77.

5. Пути обретения бессмертия: Даосизм в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.