Научная статья на тему 'Современные зарубежные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров '

Современные зарубежные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжный центр / досуг / фасад / досуговая деятельность / современный многофункциональный центр / youth center / leisure / facade / leisure activities / a modern multifunc-tional center

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ахметова Лилия Руслановна, Макиянская Полина Сергеевна, Скуднева Мария Валерьевна

Исследованы особенности проектирования и строительства многофункциональных молодёжных досуговых центров за рубежом и организация их архитектурно-стилистических решений. Цель данной статьи ― изучить современные тенденции архитектурного проектирования молодёжных центров за рубежом. В результате проанализирован зарубежный опыт архитектурного проектирования молодёжных центров, образно-стилистическое решение их фасадов, а также рассмотрены основные архитектурно-стилистические тенденции, направленные на развития культурно-досуговой деятельности. Выявлена необходимость использования опыта проектирования молодёжных центров западных стран для улучшения форм и качества досуга в России и создания комфортной среды для досуговой деятельности молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ахметова Лилия Руслановна, Макиянская Полина Сергеевна, Скуднева Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern architectural and stylistic trends in the design of youth centers

This publication investigates the peculiarities of design and construction of multifunctional youth leisure centers abroad and the organization of their architec-tural and stylistic solutions. The aim of this article is to study modern tendencies of architectural design of youth centers abroad. As a result, the article analyzes the foreign experience of architectural design of youth centers, the figurative and stylistic solution of their facades, as well as examines the main architectural and stylistic trends aimed at the development of cultural and leisure activities. The necessity of using experience in the design of youth centers of Western countries for improvement of forms and quality of leisure in Russia and creation of a comfortable environment for leisure activities of young people has been revealed.

Текст научной работы на тему «Современные зарубежные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров »

Л.Р. Ахметова, магистрант

П.С. Макиянская, магистрант

Научный руководитель — М.В. Скуднева, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

L. Akhmetova, MA student

P. Makyanskaya, MA student

Scientific advisor M. Skudneva, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Современные зарубежные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров

Modern architectural and stylistic trends in the design of youth centers

Исследованы особенности проектирования и строительства многофункциональных молодёжных досуговых центров за рубежом и организация их архитектурно-стилистических решений. Цель данной статьи — изучить современные тенденции архитектурного проектирования молодёжных центров за рубежом. В результате проанализирован зарубежный опыт архитектурного проектирования молодёжных центров, образно-стилистическое решение их фасадов, а также рассмотрены основные архитектурно-стилистические тенденции, направленные на развития культурно-досуговой деятельности. Выявлена необходимость использования опыта проектирования молодёжных центров западных стран для улучшения форм и качества досуга в России и создания комфортной среды для досуговой деятельности молодёжи.

Ключевые слова: молодёжный центр, досуг, фасад, досуговая деятельность, современный многофункциональный центр

This publication investigates the peculiarities of design and construction of multifunctional youth leisure centers abroad and the organization of their architectural and stylistic solutions. The aim of this article is to study modern tendencies of architectural design of youth centers abroad. As a result, the article analyzes the foreign experience of architectural design of youth centers, the figurative and stylistic solution of their facades, as well as examines the main architectural and stylistic trends aimed at the development of cultural and leisure activities. The necessity of using experience in the design of youth centers of Western countries for improvement of forms and quality of leisure in Russia and creation of a comfortable environment for leisure activities of young people has been revealed.

Keywords: youth center, leisure, facade, leisure activities, a modern multifunctional center

Введение

Актуальность исследования обусловлена развитием человеческого общества, формированием новых культурных ценностей и традиций, появлением различных видов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

В ХХ веке в России существовали различные формы досуга: люди проводили время на народных гуляньях, в кинотеатрах, цирках, театрах, в ресторанах, участвовали в спортивных мероприятиях. Активную роль занимал досуг в учреждениях культуры клубного типа (клубах, Домах культуры, Дворцах культуры и прочее). В зарубежных странах досуг ХХ века был также представлен разного рода объединениями, народными домами, досугом в сфере сельского хозяйства, уличными гуляниями и детскими лагерями и т. д.

Объединение разных социальных групп происходило исходя из занятий, уровня дохода и образования, ценностных ориентаций и т. п. В результате распространились различные организации «по интересам», что являлось отступлением от сословных традиций и открывало широкие возможности для самореализации, формирования активной жизненной позиции для участвовавших в них горожан и, в конечном счёте, способствовало развитию институтов гражданского общества [Яхно 2019].

В связи с изменением форм, характера и содержания молодёжного досуга многие досуговые объекты и учреждения, спроектированные в ХХ веке, на территории России перестают отвечать современным требованиям и интересам молодёжи. Молодёжь является социальной группой, остро реагирующей на социокультурные инновации, которые, в свою очередь, оказывают различное влияние на неё. Социокультурные потребности молодёжи проявляются в свободной индивидуальности, в выборе форм, места, времени проведения досуга. Тем самым во всём мире важное значение уделяется молодёжному досугу и его качеству, становится заметно, что актуальные виды молодёжной досуговой деятельности обладают особенностями, которые несвойственны ушедшим в прошлое видам досуга. Накопленный теоретический и практический опыт создания молодёжных центров богат и актуален для настоящего применения. Однако, на наш взгляд, существуют определённые временные, культурные, экономические факторы, свидетельствующие о необходимости разработки архитектурной среды и организации молодёжного досуга в России.

Цель исследования заключается в рассмотрении зарубежного опыта архитектурного проектирования молодёжных центров, выявлении основных архитектурно-стилистических тенденций, объёмно-пространственных подходов и основных образно-стилистических решений их фасадов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть примеры зарубежных проектных решений молодёжных центров на предмет образно-стилистических решений фасадов;

2. Выявить основные архитектурно-стилистические тенденции решения молодёжных досуговых центров;

3. Изучить необходимость использования опыта западных проектов в проектировании российских молодёжных центров.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовался библиографический метод. Вопросами исследования современных молодёжных центров занимались многие учёные, в частности архитекторы, такие как М.С. Нагорная, Е.И. Петухова, изучающие архитектурно-стилистические тенденции в проектировании центров. О.Н. Яхно исследовала досуг в провинциальном городе начала XX века и новые формы его организации. М.И. Васильковская рассматривала социально-культурное проектирование как форму культурно-досуговой деятельности молодёжи.

Если раньше субъектом организации культурно-досуговых мероприятий являлись государственные досуговые учреждения, то в настоящее время активно развиваются личные инициативы граждан в сфере досуга [Рукша, Нужная 2008]. Широкое распространение получили виды занятий, связанных с физическим и духовным развитием: участие в культурно-просветительских мероприятиях, благотворительной деятельности, активном отдыхе, хобби.

В настоящее время проектирование молодёжных центров, как нового прогрессивного типа многофункционального комплекса, в котором внимание обращено на культурный отдых, развитие, просвещение, здоровый образ жизни, сближение молодого человека с окружающей средой, становится актуальной проблемой для всех стран мира. Соответственно, для решения поставленных задач необходимо проанализировать передовой зарубежный опыт строительства подобных сооружений.

Результаты и обсуждение

Молодёжный центр — многофункциональный культурно-досуговый объект, основными функциями которого являются востребованные форматы интеллектуального и творческого досуга, которые помогают молодым людям совершенствовать навыки и знания, необходимые для успешной карьеры. Современное пространство молодёжного центра должно быть многофункциональным, открытым и привлекательным для посетителей: так молодёжный центр превращается в «третье место». «Третьими местами» называют площадки, где люди могут свободно встречаться и творчески взаимодействовать. «Третьими» они являются потому, что не связаны ни с домом, ни с работой («первыми» и «вторыми» местами). Выбирая, куда пойти, молодёжь не разделяет муниципальные, федеральные, частные площадки. Стандарты потребления сегодня задают коммерческие организации: торговые центры, кинотеатры, кафе. Именно они формируют представления о модном, удобном, интересном месте и соответствующие ожидания аудитории.

Государственным учреждениям культурно-досуговой сферы приходится вступать в конкурентную борьбу именно с такими точками притяжения молодёжи. Рассмотрим характеристики, которые отличают современные «третьи места»:

1. Многофункциональность. Место предлагает разнообразные активности, сценарии и маршруты использования. Среда организована таким образом, чтобы меняться под запросы аудитории. Например, аудитории-трансформеры могут позволять сделать камерный концерт, провести маркет и устроить комнату для

переговоров. Такой эффект достигается за счёт использования мобильной мебели, шумовых перегородок и нестационарного оборудования.

2. Открытость. Открытость площадки для взаимодействия разных людей и сообществ.

3. Комфорт и экологичность.

В основные принципы функционирования молодёжных центров входят образовательные форматы, посвящённые современным тенденциям развития науки и общества (лекторий, проектная лаборатория), рабочий формат (место для работы), DIY-зона (do it yourself = сделай сам) — оборудование для ручного труда (столярные, швейные, 3D-печать, компьютеры с лицензионным оборудованием и др.) и прототипирования собственных идей, развлекательный и развивающий формат (ярмарки, вечеринки, киноклубы, квесты, квизы, презентации проектов), открытое общественное пространство для коммуникации (кафе, ресторан, выставочное пространство) [Сачкова и др. 2019].

В соответствии с особенностями молодёжного центра, которые будут применяться в проектировании отечественных молодёжных центров (многофункциональность, открытость, комфорт и экологичность), рассмотрим наиболее совместимые этим особенностям аналоги молодёжных центров досуга за рубежом. Выбор аналогов также обусловлен архитектурными принципами планировочной организации и функциональными решениями пространства, соотносящимися с проектированием на территории российских городов.

В качестве примера молодёжного центра, рассмотрим современный международный молодёжный центр на территории бывшего военного аэропорта вблизи Обершлейсхайма — коммуна в Германии (рис. 1).

Рис. 1. Международный молодёжный центр, г. Обершлейсхайм, Германия. Источник: URL: https://www.archdaily.com/461575/international-youth-center-in-

oberschleissheim-atelier-30

Молодёжный центр состоит из трёх деревянных блоков с общим центром, которые вписываются в существующий ландшафт и становятся его частью. Центр является международным, в нём молодые люди могут общаться, обмениваться друг с другом опытом, создавать новые проекты, укреплять навыки и формировать новые перспективы на будущее. Молодёжный центр состоит из основного корпуса, жилого дома, мастерской, кемпинга, расположенных в отдельных зданиях, планировочно согласованных между собой. Интересен план первого этажа, являющегося коммуникативным центром с включённым в него выставочным пространством, с которого доступен выход к террасе под открытым небом, где также могут быть организованы различные мероприятия. Навигация по центру происходит по последовательному маршруту вдоль этих пространств через террасу, расположенную в центральной части. Здание молодёжного центра полностью состоит из экологически чистых материалов, которые были выбраны в соответствии с аспектами сохранения ресурсов и отходов, а также предотвращения выбросов. Современное архитектурное решение обеспечивается инженерно-техническими системами, работающими за счёт использования устойчивых и возобновляемых источников энергии [International Youth Center].

Рис. 2. Молодёжный центр Ватерлоо, Австралия. Источник: URL: https://www.archdaily.com/464114/waterloo-youth-center-collins-and-turner

Следующим примером архитектурного решения молодёжного центра является уникальное сочетание динамичной архитектуры здания и рекреационного пространства в Молодёжном центре в городе Ватерлоо (рис. 2). Ландшафтный сад на крыше скрыт эффектной стальной конструкцией навеса, созданного для поддержки множества местных вьющихся и различных декоративных растений. Навес имеет форму звезды в плане, точки звезды отмечают вход в эркерные зоны, расположенные с четырёх углов здания [Нагорная, Пету-хова 2016]. Концепцией объекта предусмотрено, что по мере роста растений под навесом молодёжный центр Ватерлоо постепенно будет сливаться с окружа-

ющим ландшафтом, превращаясь в абстрактную и скульптурную зелёную форму на поверхности земли, которая подчёркивает границу парка и визуально сочетается с соседними навесами деревьев. Необычная угловая форма зданий напоминает как сложенные плоскости оригами, так и триангулированные поверхности невидимых самолётов-невидимок и лодок. Разомкнутые арки на крыше одновременно демонстрируют открытость и взаимосвязь.

Основной функциональной зоной молодёжного центра является зона проектной деятельности на 14 сотрудников, размещённой в гибком внутреннем пространстве. Помимо этого, в архитектурно-планировочную организацию включены: зона ресепшн, консультационные комнаты, комнаты отдыха, кабинеты, столовая. Интегрированные элементы в виде перегородок разделяют пространство и функции для удобства персонала. Стены зданий скруглены, что позволяет беспрепятственно перемещаться естественному потоку посетителей центра.

Рис. 3. Культурный центр Vias / Estudio SIC, г. Леон, Испания. Источник: URL: https://www.archdaily.com/438502/vias-cultural-center-estudio-sic

Ещё одним интересным примером архитектурно-пространственного решения молодёжного культурного центра является место, предполагающее использование принципа партиципации для участия молодёжи в строительстве города. Культурный центр VIAS запроектирован в качестве временной лаборатории для молодёжных и культурных инициатив в самом центре Леона, с целью восстановления старой железнодорожной структуры в качестве городской центральной зоны и общественного пространства. Другая сторона этого проекта «проект-процесс» ориентирована на образовательную работу в городе.

Расширение общественной зоны города предусмотрено в проекте тремя этапами:

1) восстановление железнодорожного двора в качестве временной лаборатории;

2) новое строительство зелёной крыши в качестве института для молодёжи;

3) восстановление железнодорожного двора в качестве общественного пространства.

Внутренняя часть железнодорожного двора является открытым общественным пространственным объёмом, с включением большого количества различных мероприятий. Многофункциональность использования и гибкость пространства делают территорию молодёжного центра потенциальным местом для разработки новых средовых решений, основанных на использовании существующей инфраструктуры [Waterloo Youth Center].

Проект имеет важное градостроительное значение, являясь новым центром притяжения общественной жизни города. В архитектурно - планировочном решении использованы элементы зданий в создании комфортных условий для центра, например, предлагаемый карниз позволяет контролировать солнечный свет в здании в летнее время, чтобы избежать прямого освещения в рабочих зонах. Южный фасад размещён со стороны прилегающей площади и остеклён на всю ширину коридора. Взаимосвязь архитектуры, городской среды с социальной устойчивостью превращает этот проект с минимальными ресурсами в возможность для сотрудничества между культурой, архитектурой и городом, градостроительное решение позволяет развить городское пространство и создать комфортную городскую среду.

Рис. 4. Молодёжный центр Гэри Камера, г. Чикаго, США. Источник: URL: https://www.archdaily.com/189411/the-gary-comer-youth-center-john-ronan-architects

Другой пример культурно-досугового центра — Молодёжный центр Гэри Камера, расположенный в районе Гранд-Кроссинг (США) на южном берегу Чикаго. Центр оказывает поддержку учебным программам южного берега, ансамблю исполнительских искусств, танцевальной группе для детей из 300 человек, в возрасте от восьми до восемнадцати лет. Кроме того, центр предоставляет пространство для различных молодёжных образовательных и развлекательных программ [The Gary Comer Youth Center].

Основное пространство здания занимает тренажёрный зал, место для ежедневных тренировок учебной команды, который преобразуется в место для выступлений на 600 мест, с помощью трансформирующейся системы трибун, развёртываемых занавесов и сценических дверей, в сцену размером 24,3 на 9,1 метров. Зал вместе с прилегающим кафетерием составляют энергетический центр комплекса. Программы поддержки образования и отдыха охватывают пространство в трёх уровнях. Функционально-планировочная структура содержит образовательные и развлекательные молодёжные программы, в том числе залы для занятий декоративно-прикладным искусством, компьютерные классы, танцевальные залы, студию звукозаписи, магазин костюмов, учебные помещения, классные комнаты, офисные и выставочные помещения. Организованные внутри конструктивных элементов, выходящих за основной объём здания помещения: танцевальные залы, художественные залы рекламируют деятельность внутри объекта.

Остекление внутри здания обеспечивает визуальный доступ между пространствами, способствуя созданию ощущения объединения между различными посетителями и ощущению безопасности для детей, использующих это пространство.

На крыше организован сад, на который выходят окна классных комнат и офисов. Сад создан для поддержки молодёжных программ по садоводству: пищевые растения выращиваются, собираются и используются на занятиях по кулинарному искусству, которые проводятся на учебной кухне здания.

Мансардные окна на крыше обеспечивают естественный дневной свет в тренажёрном зале и кафетерии внизу. Сад собирает и перерабатывает дождевую воду и служит для уменьшения эффекта городского теплового острова таким образом, чтобы усилить образовательную миссию молодёжного центра.

Снаружи система облицовки дождевого экрана из ярких фиброцементных панелей обращает внимание к ярким флагам и униформе команды и говорит о молодёжной ориентации центра. Панели из цементной плиты расположены в случайном порядке, что позволяет со временем производить их замену в ответ на повреждение или вандализм, не привлекая больших средств. Сетчатая башня высотой 24,3 метра, увенчанная светодиодной вывеской, объявляет о

программах и мероприятиях, через визуальный маркер-рекламу для сообщества.

Рис. 5. Проект культурного комплекса, г. Чанчжоу, Китай. Источник: URL: https://www.admagazine.ru/architecture/kulturnyj-centr-v-kitae

Пример размещения молодёжного центра в структуре крупного азиатского города является культурный комплекс в городе Чанчжоу, Китай.

В основе архитектурной концепции лежит ^образная в плане форма, с наклонными крышами, имитирующими природные склоны. Здание формируется вокруг большого центрального двора, а его крыши имеют необычное озеленение, напоминающее лоскутное одеяло из трав.

На 65 тыс. м2 размещаются четыре кинотеатра, грандиозный театр на 1000 зрителей, 5-этажная художественная галерея, учебный центр для 4000 студентов, спортивно-танцевальный зал, а также различные кафе и рестораны (рис. 6).

Расположенный в центре участка меньший объём, включает художественную галерею и ограничивает пространство внутреннего двора [Проект культурного комплекса].

Строительные технологии играют большую роль в архитектурной концепции комплекса. Помимо озеленённых крыш структура содержит встроенные фотоэлектрические и солнечные тепловые панели, а также большие светодиодные экраны [СНИП 1.02.03-83].

стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров

Рис. 6. Проект культурного комплекса, г. Чанчжоу, Китай. Источник: URL: https://www.admagazine.ru/architecture/kulturnyj-centr-v-kitae

Выводы

Проанализировав зарубежный опыт проектирования и строительства молодёжных центров, можно сказать, что они отвечают запросам современной молодёжи в разнообразии форм досуговой деятельности, мест и времени проведения. Стилистические, архитектурные и функциональные решения являются основополагающими факторами выбора места, где молодой человек планирует проводить свой досуг. Композиция и концепция здания молодёжного центра являются теми архитектурными составляющими, которые формируют образ и идею здания и его гармоничную вписываемость в общую архитектурную линию окружающей застройки, архитектурно-стилистические решения здания отвечают за привлечение внимания к объекту. Зарубежные архитекторы при проектировании молодёжных центров не боятся экспериментировать, используя причудливые формы, играя с цветами и текстурами, создавая при этом яркие и запоминающиеся архитектурные образы. Активно используются различные формы социального взаимодействия внутри центров, в том числе и привлечения граждан к активному участию в проектировании и строительстве окружающей застройки.

Важное значение в художественном и функциональном совершенствовании данных проектов несёт благоустройство территории, объекты озеленения, покрытия, малые архитектурные формы, водные устройства и пр.

В отечественной практике строительства культурно — досуговых центров сформировался ряд достаточно устойчивых моделей (клуб, дом культуры, дворец культуры, культурный центр, дворец пионеров и школьников), ориентированных преимущественно на клубные и зрелищные функции. Сегодня деятельность этих центров не отвечает особенностям многофункциональности, комфорта, экологичности и открытости центра. Реалии новой социальной жизни XXI века и потребности молодёжи требуют изменения принципов проектирования в отношении учреждений культуры. Существует два основных решения данной проблемы: проектирование и строительство нового сооружения или реконструкция уже существующего молодёжного центра в соответствии с современными нормами, правилами, требованиями и учётом социального заказа потребителей. Опыт проектирования и строительства новых молодёжных центров, отвечающих современным социальным требованиям молодого поколения, в современной России недостаточно использован или вовсе отсутствует [СНИП 31-06-2009].

Заключение

Для создания современных культурно-досуговых центров на территории России необходимо, прежде всего, учитывать сложившуюся отечественную архитектурную традицию строительства домов культуры, молодёжных центров, а также необходимо принимать во внимание опыт архитектурно-планировочных и стилистических решений зарубежных архитекторов.

Список литературы

1. Нагорная М.С., Петухова Е.И. Современные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров: зарубежный опыт. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 4 (15). Т.1. С. 8-11.

2. Яхно О.Н. Досуг в провинциальном городе начала хх века: новые формы организации // История: факты и символы. 2019. № 1 (19). С. 73-84.

3. Васильковская М.И. Социально-культурное проектирование как форма культурно-досуговой деятельности молодёжи. // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 2 (12). С. 43-45.

4. Либерова М.С. Досуговые предпочтения молодёжи. // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2. С. 83-92.

5. Сачкова Е., Тарасенко Е., Трубецкая А., Яковенко Е. Современные принципы работы молодёжного центра. // АНО «Творческие индустрии». Казань, 2019. 39 с.

6. Хмельницкая И.Б. Столичный досуг в начале XX века: Петербург и Москва : автореф... дис. кан. ист. наук. М.: 2004. 27 с.

7. Рукша Г.Л., Нужная А.Л.. Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика. Красноярск, 2008. 112 с.

^исок источников

1. Vias Cultural Center / Estudio SIC | ArchDaily [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/438502/vias-cultural-center-estudio-sic.

2. International Youth Center in OberschleiBheim / ATELIER 30 | ArchDaily [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/461575/international-youth-center-in-oberschleissheim-atelier-30 (дата обращения: 13.09.2021).

3. Waterloo Youth Center / Collins and Turner | ArchDaily [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/464114/waterloo-youth-center-collins-and-turner.

4. The Gary Comer Youth Center / John Ronan Architects | ArchDaily [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/189411/the-gary-comer-youth-center-john-ronan-architects.

5. Проект культурного комплекса Phoenix Valley в Чанчжоу в Китае. [Электронный ресурс] URL: https://www.admagazine.ru/architecture/kulturnyj-centr-v-kitae.

6. СНИП 31-06-2009 Свод правил общественные здания и сооружения Классификация. Термины и определения // электронный фонд правовых и технических документов. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200092705 (дата обращения: 13.09.2021).

7. СНИП 1.02.03-83 Строительные нормы и правила инструкция по проектированию объектов для строительства за границей [Электронный ресурс] URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294848/4294848893.pdf.

References

1. Nagornaya M.S., Petukhova E.I. Sovremennyye arkhitekturno-stilisticheskiye tendentsii v proyektirovanii molodozhnykh tsentrov: zarubezhnyy opyt [Modern architectural and stylistic tendencies in the design of youth centers: foreign experience]. Chelyabinsk, 2016, pp. 8-11.

2. Yakhno O.N. Dosug v provintsial'nom gorode nachala xx veka: novyye formy organizatsii [Leisure in a provincial town at the beginning of the 20th century: new forms of organization]. Elets, 2019, pp. 73-84.

3. Vasilkovskaya M.I. Sotsial'no-kul'turnoye proyektirovaniye kak forma kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti molodezhi [Socio-cultural design of the form of cultural and leisure activities of youth]. Barnaul, 2017, pp. 43-45.

4. Liberova M.S. Dosugovyye predpochteniya molodezhi [Leisure preferences of youth]. Orel, 2009, pp. 83-92.

5. E. Sachkova, E. Tarasenko, A. Trubetskaya, E. Yakovenko. Sovremennyye printsipy raboty molodezhnogo tsentra [Modern conclusions of the work of the youth center]. Kazan, 2019, 39 p.

6. I.B. Khmelnitskaya. Stolichnyy dosug v nachale ХХ veka: Peterburg i Moskva [Capital leisure at the beginning of the 20th century: St. Petersburg and Moscow (Cand. Dis. Thesis)] Moscow, 2004, 27 p.

7. Ruksha G.L., Nuzhnaya A.L. Intellektual'nyy dosug zhiteley megapolisov: te-oriya i sovremennaya praktika. [Intellectual leisure of residents of megacities: theory and modern practice] Krasnoyarsk, 2008, 112 p.

Ахметова Лилия Руслановна, магистрат кафедры архитектуры НГУАДИ. Е-mail: iliaah1998@ mail.ru

Макиянская Полина Сергеевна, магистрат кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: Polly.makil@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скуднева Мария Валерьевна, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: skudneva74@ mail.ru

Для цитирования | For citation:

Ахметова Л.Р., Макиянская П.С. Современные зарубежные архитектурно-стилистические тенденции в проектировании молодёжных центров // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 42-54.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 12.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.