Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №3(60). С. 112-126
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Научная статья
УДК/UDC XXXXXXXXXXXX
DOI: 10.24412/1998-4839-2022-3-112-126
Особенности формирования современных молодежных центров
Егор Сергеевич Свечкарь1
Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета,
Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. В статье рассмотрен современный опыт проектирования и эксплуатации молодежных центров. Целью исследования является попытка выявить архитектурные особенности формирования этих центров. Для решения этой задачи формируется основной типологический ряд и рассматривается каждый из выявленных типов. В исследовании типология строится в основном на эксплуатационных задачах молодежных центров, которые влияют на функционально-планировочные особенности здания, и их расположении в городской структуре. Выявленные факторы должны учитываться на этапе проектирования для создания необходимой структуры объекта в зависимости от конкретных задач. На основании современного опыта выявлены пять типов молодежных центров: 1) для развивающей деятельности; 2) для отдыха; 3) центр социальной помощи; 4) полифункциональные. Приведены характерные примеры для каждого типа, с описанием необходимых и возможных функциональных зон, расположения объекта в городской структуре, главных задач центров. Дополнительно рассмотрена классификация в зависимости от размещения объектов: независимый, в составе комплекса. Ключевые слова: молодежная архитектура; молодежный центр; типология молодежных центров; современные тенденции проектирования; функционально-планировочная структура; многофункциональные объекты
Для цитирования: Свечкарь Е.С. Особенности формирования современных молодежных центров // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №3(60). С. 112-126. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/07 svechkar.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-3-112-126
ARCHITECTURE OF BUILDINGS AND STRUCTURES
Original article
Features of the formation of modern youth centers
Egor S. Svechkar1
Academy of Architecture and Arts of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Abstract. The article considers the modern experience of designing and operating youth centers. The purpose of the current study is an attempt to identify the architectural features of the formation of these centers. To fulfill goal, a basic typological series is formed and each of the identified types is considered. In the study, the typology is based mainly on the operational tasks of youth centers, which affect the functional and planning features of the building, and their location in the urban structure. The identified factors should be taken into account at the design stage to create the necessary structure of the object, depending on specific tasks. Based on modern experience, five types of youth centers have been identified: 1) for developing activities; 2) for recreation; 3) a social assistance center.; 4) multifunctional. Typical examples for each type are given, with
1 © Свечкарь Е.С., 2022
a description of the necessary and possible functional zones, the location of the object in the urban structure, the main tasks of the centers. Additionally, the classification is considered depending on the placement of objects: independent, as part of a complex. Keywords: youth architecture; youth center; typology of youth centers; modern design trends; functional planning structure; urban features, multifunctional objects For citation: Svechkar E.S. Features of the formation of modern youth centers. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 3(60), pp. 112-126. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/07 svechkar.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-3112-126
Двадцатый век оказал огромное влияние на развитие молодежной архитектуры. Во-первых, в начале века происходит выделение молодежи как особой социальной группы [7], во-вторых, активно развивается досуговая архитектура, направленная на удовлетворение нужд определённых групп населения: рабочие клубы, дворцы пионеров, дома молодежи. В разных странах этот процесс имел определённые характерные черты на разных этапах, однако общая задача оставалась неизменной: создание условий для культурного и социального развития молодого поколения.
В отечественном опыте проектирования первые молодежные учреждения стали появляться уже в 1920-х годах, чаще всего как секции или кружки при действующих рабочих клубах или дворцах культуры. В середине века начинают возникать и первые независимые объекты - дома молодежи [5]. Их развитие происходит в различных направлениях: клубы по интересам при каких-либо учреждениях, небольшие клубы на базе учебных заведений, центральные дома молодежи. Помимо учреждений клубного типа в советской архитектуре присутствуют объекты дополнительного образования по типу домов творчества детей и молодежи. Также для удовлетворения досуговых нужд молодежи служили еще целый ряд заведений, например, с 1960-х годов активно развиваются комсомольские кафе [3]. Они совмещали в себе элементы клубной деятельности и общепита.
За рубежом процесс формирования молодежной досуговой архитектуры имел свои характерные особенности и отличался в зависимости от региона. Так, во Франции формируется целая сеть домов молодежи и домов культуры со своими специфическими особенностями; в Японии часто встречаются примеры размещения молодежных досуговых учреждений за пределами городской черты [9].
Современный этап, в первую очередь, характеризуется некоторым размытием между отечественным и зарубежным опытом проектирования общественных зданий, по крайней мере, в плане понимания архитектурного пространства. Молодежная деятельность активно развивается как независимое направление, так и в интеграции с другими общественными учреждениями. Развитие деятельности влечет за собой и развитие архитектуры в количественном и типологическом планах.
Сам термин «центр» более характерен для зарубежного опыта проектирования. Его использование началось еще в начале XX века. Он применялся в градостроительстве -«гражданский центр» (civic center), в обозначении различных общественных объектов. Например, общественный центр (community center) - место собраний жителей какого-либо района или населенного пункта; культурный центр (culture center) - место распространения культуры национальной, идеологической [10]. Со временем возникает и понятие «молодежный центр», которое подразумевает место для деятельности молодежи. В России этот термин активно распространяется уже в XXI веке, и часто объекты выступают в функционально-планировочном и градостроительном планах преемниками молодежных учреждений советского времени.
Основная функция подобных учреждений на современном этапе заключается в создании условий для культурного и социального развития молодежи. Об интересе к подобной архитектуре и ее активном развитии могут свидетельствовать появление всё новых типов объектов, часть которых будет рассмотрена ниже, а также различные программы и инициативы по созданию и совершенствованию подобных структур на различных государственных уровнях. Например, «Стратегии развития молодежи Российской Федерации до периода 2025 года» 2 предполагает развитие инфраструктуры молодежной политики (молодежных учреждений и ресурсных центров).
Если обратиться к общемировому опыту проектирования, то можно заметить некие тенденции в формировании молодежных центров, которые зависят от социальной группы, на которую направлена деятельность центра, экономической и социальной ситуаций отдельных регионов, градостроительных условий и еще ряда факторов. Важнейшим в формировании условного типологического ряда можно назвать способ эксплуатации объекта, отталкивающийся от задач центра.
Молодежный центр для развивающей деятельности
Подобные центры являются наиболее распространенными, так как в полной мере обеспечивают выполнение основных задач подобных объектов в виде различной развивающей деятельности. Подобный вид досуга, согласно классификации Лобанова Ю.Н., можно назвать «полуотдыхом», так как он направлен не только на восстановление физических и духовных сил, но и предполагает некоторую выгоду в плане культурного и интеллектуального развития [6]. Другое название, используемое в России, которое можно применить к этому типу - «учреждение дополнительного образования». Под дополнительным образованием подразумевается функционирование различных кружков, секций, клубов по интересам. Исходя из этого можно понять, что к этому типу относится достаточно много учреждений, которые могут функционировать как отдельные объекты и как временные быстровозводимые павильоны или на базе других объектов (школ, первых этажей зданий) [8].
В связи с этим необходимо выделить дополнительные подтипы, которые будут влиять на функционально-планировочную структуру. Для этого разделения можно использовать уточнение вида деятельности, реализуемого учреждением. Условно можно выделить три вида деятельности, характерных не только для молодежи, направленных на развитие: творчество, образование, спорт. Из этого выходит несколько подтипов молодежных центров для развивающей деятельности.
Для реализации творческого потенциала молодёжи
Такие учреждения создают условия для деятельности кружков по типу музыкальных, художественных, литературных и т.п. Необходимость таких центров, как правило, диктуется районными потребностями для создания условий времяпровождения молодого поколения. В российском опыте именно подобные заведения чаще всего именуются молодежными центрами. Часто они функционируют на базе домов культуры, дворцов творчества молодежи или в уже существующих заведениях: школах, университетах, однако, можно встретить и нововозведенные отдельные объекты. Рассмотрев несколько примеров подобных объектов в мировом опыте, можно определить их основные архитектурные особенности.
Первым примером подобного заведения можно указать Молодежный центр Гэри Комера (Чикаго, США, 2006 г.) (рис. 1) 3. Он создает среду для деятельности молодежи района,
2 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. N 996-р - Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
3 The Gary Comer Youth Center / John Ronan Architects - URL: www.archdaily.com/189411/the-gary-comer-youth-center-john-ronan-architects?ad source=search&ad medium=projects tab
оказывает поддержку программам Учебной команды Южного берега и Ансамбля исполнительных искусств, танцевальной группы из 300 человек для детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет. Кроме того, центр предоставляет пространство для различных молодежных образовательных и развлекательных программ.
Важнейшим элементом функционально-планировочной структуры является универсальный зал, используемый в основном для тренировок танцевальных групп, с возможностью трансформироваться в зрительное пространство. Вокруг этого зала на втором этаже располагаются остальные элементы для функционирования секций: комнаты декоративно-прикладного искусства, компьютерные классы, танцевальные комнаты, студия звукозаписи, мастерская дизайна костюмов, репетиторские и учебные помещения, классные комнаты, офисные и выставочные помещения, танцевальные залы и художественные мастерские. На третьем этаже, находятся дополнительные секционные комнаты, офисы и выставочные помещения.
Рис. 1. Трансформация универсального зала Молодежного центра Гэри Комера
Второй пример - Молодежный культурный центр Чилбо (Сувон-Си, Южная Корея, 2017 г.)4. Согласно описанию архитекторов, основной задачей являлось проектирование пространства для реализации интересов молодежи вне образовательных учреждений. Создание именно привлекательного и удобного архитектурного пространства может послужить стимулом для его посещения и развития культурного уровня молодого поколения. При этом архитекторы учитывают разнородность молодого поколения (от учеников старшей школы до студентов) и создают объем для разных возрастных групп.
Здание включает в себя крупную открытую лаунж-зону, комнаты для занятий вокалом и танцами, офисы, рабочие зоны, книжное кафе. Между зонами предполагающие разный уровень шума расположена шумоизоляция.
В целом для подобных заведений характерно наличие демонстрационного зала или пространства с возможностью приспособления для подобных целей, а также выставочных пространств для демонстрации достижений участников кружков. Однако это не является обязательными условием, а объект может выступать исключительно местом репетиций, тренировок.
4 Chilbo Culture Centre for Youth / Studio In Loco + Utopian Architects. URL: www.archdaily.com/883360/chilbo-culture-centre-for-youth-studio-in-loco-plus-utopian-
architects?ad source=search&ad medium=projects tab
Молодежные спортивные центры
Главной характеристикой, с точки зрения деятельности, является ориентация на функционирование спортивных кружков, с функционально-планировочной - наличие спортивных площадок открытого или закрытого типа, а также залов для занятий различными видами спорта. Сейчас подобные объекты часто создаются в виде спортивных академий или комплексов.
Как пример можно указать La Camisera (Сарагоса, Испания, 2010 г.) (рис. 2)5. Проектое предложение включает в себя три большие горизонтальные многоярусные платформы, адаптированные к рельефу местности, содержащие главный вход, многофункциональную спортивную площадку и два футбольных поля. Большая часть территории отведена именно под открытые спортивные площадки, а здания исполняют обслуживающую роль.
Рис. 2. La Camisera. Генплан
Образовательные центры
Отличием от первого типа является большая ориентация на образовательную деятельность с созданием небольших пространств (классов, мастерских, аудиторий). Реже встречаются крупные демонстрационные залы, вместо них характерным элементом можно назвать коммуникационные пространства, способные адаптироваться для разных задач.
5 Facilities for Children and Youth Activities "La Camisera" / Cerrejón Arquitectos + Magen Arquitectos. URL: www.archdailv.com/176095/facilities-for-children-and-vouth-activities-%25e2%2580%259cla-camisera%25e2%2580%259d-cerrejon-arquitectos-with-magen-architects-studio?ad source=search&ad medium=projects tab
Например, Образовательный парк Раисес (Гуатапе, Колумбия, 2015 г.) (рис.3)6. Он представляет собой отдельные небольшие объемы, которые могут использоваться как мастерские и учебные классы. Важным элементом является объединяющее парковое пространство, дающее возможность проводить мероприятия на открытом воздухе, а также выступающее коммуникационным пространством для всего комплекса.
Рис. 3. Образовательный парк Раисес. Аксонометрия
Подводя итог в целом по первому типу рассмотренных молодежных центров, можно выделить следующие общие характерные моменты:
- наличие небольших закрытых комнат, в зависимости от подтипа это могут быть учебные классы, мастерские, секционные комнаты, репетиционные, спортивные залы.
- наличие крупного общего пространства - коммуникационного, демонстрационного (в том числе спортивных мероприятий).
Как уже отмечалось, для современного этапа характерна универсальность объектов, поэтому часто подобные центры могут включать в себя элементы любого из подтипов. Описанное разделение базируются на увеличение значимости какого-либо функционального аспекта. Так, описанный зал Молодежного центра Гэри Комера используется и для спортивных игр.
Также еще раз стоит отметить, что подобные молодежные организации могут функционировать на базе учебных заведений, в специально выделенных для этого местах или в классах, аудиториях во внеучебное время, используя «принцип избыточного пространства» [9]. Однако такой вариант допустим не для всех видов активности и возможны трудности в административно-организационном плане, поэтому подобные
6 Raíces Educational Park / Taller Piloto Arquitectos. URL: www.archdaily.com/870235/raices-educational-park-taller-piloto-arquitectos?ad source=search&ad medium=pro¡ects tab
центры являются важными элементами городской структуры. А уже в зависимости от размера населенного пункта, а также различных градостроительных аспектов (доступность, радиус обслуживания) уточняется вместимость и габариты объекта, а также возможность размещение всех необходимых функционально-планировочных элементов.
Молодежный центр для отдыха
Данный тип не обязывает своих участников к какой-либо конкретной деятельности, поэтому заинтересованность в основном проявляют люди, живущие в определенном районе. Это влияет как на габариты объектов, так и на функциональную структуру, которая в большей степени направлена на создание комфортных условий для коммуникации и социального обмена участников. Подобные центры представляют сравнительно небольшие объекты. В некоторой степени можно найти общие черты с английскими «джентельменскими» клубами, которые выступали вторым домом для своих участников [1].
В целом, несмотря, на включение в себя мастерских, учебных классов или спортивных площадок, характерным отличием от первого рассмотренного типа является преобладание нейтральных пространств, не предполагающих активной деятельности: гостиная, кухня, столовая, дворики для отдыха. Это и создает ощущение второго дома, где молодые люди могут проводить свободное время и взаимодействовать друг с другом.
На функционально-планировочную структуру может влиять градостроительное положение, направленность на определенную возрастную группу. Так, из ниже рассмотренных примеров, один из клубов рассчитан на старшую молодежь, а второй также и на подростковую группу, что отражается в подборе функциональных зон.
Молодежный центр Малинард (Иксель, Бельгия, 2020 г.) (рис. 4)7 прилегает к существующему парку и взаимодействует с ним, что играет важную роль для того, чтобы повысить интерес к обоим общественным пространствам. Таким образом, пространство становится частью района, а парк добавляет вариативности деятельности центра. В целом, включение парковых пространств характерно для многих молодежных центров, чаще всего они выступают частью благоустройства самого комплекса. Однако в связи с уже описанными условиями по эксплуатации и обслуживанию, аргументировано размещение конкретных типов рядом с общественными парками, как в данном примере. Подобный ход позволяет экономить территорию района при сооружении объекта и создать условия для взаимодействия с природой у посетителей центра.
Если говорить о внутреннем устройстве, то оно содержит универсальный зал, как гибкое пространство (велосипедные мастерские/выставочное пространство), гостиную и третью крупную комнату, которая взаимодействует с парком и создает уютное пространство вокруг камина, также имеется небольшой внутренний дворик с возможностью устраивать барбекю. Еще объект включает в себя кухню, небольшую отдельную мастерскую/учебный класс и вспомогательные помещения (ванная, туалет, кладовая). Как можно понять из подбора комнат, основными посетителями являются молодежь старшего возраста, которая заинтересована в проведении времени у барбекю.
Молодежный клуб Поплен (Роскилле, Дания, 2012 г.) (рис. 5)8. Цель молодежного центра -создать гибкое досуговое пространство для детей и взрослых, что отражается в функциональном плане.
Основными функционально-планировочными элементами выступают: универсальный зал (используется для игр, занятий спортом), пространство для спортивного скалолазания, но также имеется ряд второстепенных помещений, в том числе и кухня. На прилегающей
7 Paula Pintos. Malinard Youth Center / Carton123 architecten. URL: www.archdaily.com/961146/malinard-youth-center-carton123-architecten?ad source=search&ad medium=projects tab
8 Poplen youth club. CORNELIUS + VOGE - URL: corneliusvoge.dk/projekter/poplen/
территории имеются места для отдыха и игровая площадка. Этот пример можно назвать ориентированным на более широкий спектр молодежи. Однако первый из рассмотренных примеров также уместен в планировочной структуре поселения.
Рис. 4. Молодежный центр Малинард. Интрьер
Рис. 5. Молодежный клуб Поплен. Экстерьер
Молодежный центр социальной помощи
Подобные виды молодежных центров чаще ассоциируются с социальными объектами и предназначены для детей и подростков с различными проблемами (малообеспеченных, инвалидов, столкнувшихся с насилием). Например - Социальный проект JAMDS (Пасьенсия, Бразилия, 2016 г.). Молодежный центр рассчитан на детей и подростков с различными типами инвалидности, добиваясь перемен с помощью образования и спорта.
Объект состоит из отдельных контейнеров в небольшой парковой зоне. Включает в себя зал для танцев и джиу-джитсу, компьютерный зал, классные комнаты, комната для психологов, а также общую кухню и ванную комнату для людей с ограниченными возможностями. Контейнерные модули были адаптированы к потребностям каждого пространства.
Можно встретить подобные центры и для более взрослой группы. Молодежный центр Ниа Fai (Пхра Зет Пха Даенг, Таиланд, 2017 г.) (рис. 6). Он находится недалеко от тайско-бирманской границы и предоставляет услуги для молодежи-мигрантов. Молодежь, проживающую в этом центре, это место привлекает из-за его непосредственной близости к учреждениям, предлагающим мигрантским общинам возможность продолжить свое образование с помощью программ технической и профессиональной подготовки.
Комплекс включает спальные комнаты, образовательные пространства, открытое пространство для сбора и коммуникации, вертикальный сад и вспомогательные помещения по типу санузлов, гигиенических комнат.
Рис. 6. Ниа Fai. Вертикальные сад и спальные места
Архитектурные особенности подобных заведений зависят от конкретных задач. Так, центры для работы с инвалидами должны иметь оздоровительные пространства, комнаты врачей, а центры для людей с проблемами, связанными с экономическим трудностями, -жилье, помещения социальных работников и т. д.
Подводя итог можно сказать, что современное понятие «молодежные центры» включает в себя огромное количество различных объектов, направленных на разные функциональные задачи. Из-за этого необходимо выделение некоторых типов, которые могут быть основой для анализа функционально-планировочной структуры.
Полифункциональный молодежный центр
Этот тип чаще всего воплощается в виде крупных комплексов, в нём сложно выделить преобладание какого-либо функционального блока. Они начали свое распространение на раннем этапе зарождения молодежной архитектуры - Молодежный центр Фирмини (Франция, 1965 г.)9, Московский Дом Пионеров на Воробьевых горах (1962 г.) [4], но и для современного этапа это весьма популярный вариант формирования объектов. Чаще всего
9 Дом культуры Фирмини (Maison de la culture de Firminy-Vert), Франция. 1956-1965. URL: corbusier.totalarch.com/culture firminy
они предполагают привлечение больших масс населения и выступают образовательными центрами, местом проведения фестивалей, встреч, конференций. Проектируются они с позиции запроса не отдельного района, а города, страны или даже могут выступать как международные центры.
Например, Международный молодежный центр в Обершлайсхайме (Германия, 2009 г.)10 (рис. 7). Цель проекта состояла в том, чтобы создать место для размышлений, где молодежь со всего мира могла бы вести тесный диалог, активно знакомиться с историей Европы, а также налаживать дружеские отношения, формируя новые перспективы на будущее.
Различные помещения, необходимые для молодежного центра, расположены в четырех отдельных зданиях (главный дом, жилой дом, мастерская, здание кемпинга). Также существуют различные коммуникационные пространства для взаимодействия посетителей центра («лестница встреч», первый этаж общежития). Важную роль играет ландшафт, который служит и рекреационным местом комплекса, и связующим пространством отдельных его частей.
Подобные учреждения отличаются крупными габаритами, созданием четкой программы для посетителей, а также иногда наличием жилых мест для приезжих издалека.
Рис. 7. Международный молодежный центр в Обершлайсхайме Общий вид.
В целом стоит отметить, что некая полифункциональность характерна для многих уже рассмотренных типов молодежных центров [2], о чем уже говорилось выше. Однако в данном контексте под полифункциональностью подразумевается широкий и часто равнозначимый функциональный спектр, без выделение преобладающего направления деятельности или сменяемость его в зависимости от ситуаций.
10 International Youth Center in OberschleiBheim. URL: www.archdaily.com/461575/international-youth-center-in-oberschleissheim-atelier-30?ad source=search&ad medium=projects tab
Дополнительные варианты классификации
Помимо функциональных аспектов, влияющих на выявление типологического ряда, необходимо учесть дополнительный вариант классификации, связанный с размещением объекта. Первый вариант размещение - независимый центр (отдельно стоящий или в виде группы зданий), к которым можно отнести рассмотренные выше объекты. Второй - в составе комплекса. Несмотря на то, что это аспект оказывает большее влияние на объемно-планировочные решения, однако также стоит учесть, что первый вариант позволяет более свободно работать с функциональной составляющей, не ограничивая себя потребностями всего комплекса, в котором часто молодежный центр не является приоритетной зоной.
Во втором варианте размещения молодежный центр становится одной из частей крупных общественных объектов. Возможно несколько путей развития: как клуба по интересам при различных заведениях (например, клуб любителей археологии при археологическом музее); как небольшие досуговые пространства для отдыха в составе комплекса; как отдельный крупный молодежный центр в составе комплекса. В первом случае, функциональная наполненность в большей степени зависит от направления деятельности клуба. В остальных случаях комплексом может являться культурный центр, креативный кластер, музей и подобные досуговые объекты, которые на современном этапе проектирования весьма многофункциональны и стараются удовлетворить нужды разных возрастных групп.
Для таких молодежных центров характерна большая универсальность пространств, так как они выступают частью комплекса, предполагающего привлечение различных возрастных групп населения и редко выделяются отдельные зоны для каждой из них. Однако определенные пространства могут иметь более узкий характер использования (скейт-парки), а другие быть более универсальными (парковая зона).
Если говорить об конкретных примерах пространств в составе комплекса, то к таковым можно отнести коворкинги, мастерские, комнаты мастер-классов. Часто подобные элементы позиционируют себя как молодежные учреждения. При этом также стоит отметить, что возраст группы, которая использует пространство, достаточно часто зависит от программы, реализуемой в нем, но повлиять могут и архитектурные решения, наполнения пространства различными объектами и размещение в общей структуре.
Культурный центр в Аунеау (Франция, 2009 г.) (рис. 8)11 предполагает досточно широкий спектр услуг для разных возрастных групп. Пространство общего использования -конференц-зал, библиотека, тренировочные залы, коммуникационные пространства. Но также есть и отдельные пространства ориентированные на молодежь и пожилых людей. В данном случае уже на этапе архитектурного решения конкретная комната была выделена для этих целей. Чисто планировочно она не отличается от остальных помещений, а отличие состоит лишь в выборе посетителей, использующих ее.
Однако стоит отметить, что в таком случае важную роль играют используемые артефакты (предметное наполнение), которые могут формировать среду [11]. Так, размещение в таком заведение стола, стульев, доски побуждает к образовательной деятельности, размещение диванов и телевизора - к отдыху, а стола для пинг-понга - к игре.
Молодежный центр, может выступать не только как отдельные небольшие пространства, но и являться «комплексом в комплексе». Музейное депо Майнцер Тор (Мильтенберг, Германия, 2019 г.)12 (рис. 9) включает в себя молодежный центр как отдельный объект в
11 Lori Zimmer. Auneau Cultural Center in France mimics local covered market. URL: inhabitat.com/auneau-cultural-center-in-france-mimics-local-covered-market/
12 Mainzer Tor Museum Depot, City Archive and Youth Center / Bez+Kock Architekten. - URL: Mainzer Tor Museum Depot, City Archive and Youth Center / Bez+Kock Architekten | ArchDaily
своем составе. Молодежный центр состоит из демонстрационного зала и небольших комнат с распределительным холлом. Приподнятая над землей площадь перед центром является распределительным пространством между остальными частями комплекса. Таким образом молодежный центр выступает частью культурного пространства, при этом являясь отдельным самодостаточным объектом в составе комплекса.
Рис. 8. Молодежное простраство Культурный центр в Аунеау. План с выделенным молодежным пространством
Рис. 9. Музейное депо Майнцер Тор. План с выделенным молодежным пространством
В общем случае в составе комплекса может разместиться любой из рассмотренных функциональных типов, но часто функционально-планировочные аспекты зависят от «главного» объекта. Например, в музее подобный центр может быть связан с деятельностью музея, в культурном центре быть местом мастерских для реализации какой-либо культурной деятельности и т. д.
Из общих черт, которые характерны практически для всех центров, можно назвать зависимость от градостроительных возможностей участка и конкретных задач каждого центра. Если говорить о функционально-планировочном наполнении, то можно перечислить несколько зон, которые встречаются во многих современных молодежных центрах, вне зависимости от типа:
- коммуникационная (холлы, крупные залы, приспособленные для этого);
- досугово-образовательная (классы, аудитории, мастерские);
- универсальные залы (выставочные, демонстрационно-зрительные);
- развлекательная (игровые);
- рекреационная (зоны отдыха, гостиная, парки);
- административная (комнаты персонала, управляющих);
- хозяйственно-бытовая (уборные, склады);
- дополнительные (зона питания, зона хранения личных вещей, жилая зона).
Учет этих общих черт, а также специфических задач объектов может помочь в формировании современных молодежных пространств различных типов и масштабов.
Источники иллюстраций
Рис. 1. URL: https://www.archdailv.com/189411/the-garv-comer-vouth-center-iohn-ronan-architects (дата обращения: 20.01.2022).
Рис. 2. URL: https://www.archdailv.com/176095/facilities-for-children-and-vouth-activities-%25e2%2580%259cla-camisera%25e2%2580%259d-cerreion-arquitectos-with-magen-architects-studio?ad source=search&ad medium=projects tab (в авторской обработке) (дата обращения: 20.01.2022).
Рис. 3. URL: https://www.archdailv.com/870235/raices-educational-park-taller-piloto-arquitectos?utm medium=email&utm source=ArchDailv%20List (дата обращения: 25.01.2022).
Рис. 4. URL: https://www.archdailv.com/961146/malinard-vouth-center-carton123-architecten?ad source=search&ad medium=projects tab (дата обращения: 25.01.2022). Рис. 5. URL: https://corneliusvoge.dk/proiekter/poplen/ (дата обращения: 25.01.2022). Рис. 6. URL: https://inhabitat.com/auneau-cultural-center-in-france-mimics-local-covered-market/ (в авторской обработке) (дата обращения: 28.01.2022).
Рис. 7. URL: https://www.archdailv.com/925929/mainzer-tor-museum-depot-citv-archive-and-vouth-center-bez-plus-kock-architekten (в авторской обработке) (дата обращения: 28.01.2022).
Рис. 8. URL: https://www.archdailv.com/461575/international-vouth-center-in-oberschleissheim-atelier-30 (дата обращения: 28.01.2022).
Рис. 9. URL: https://amantemagazineonline.com/articulos/estudiocavernas (дата обращения: 28.01.2022).
Список источников
1. Андреева Д.В. Эволюция архитектуры столичных клубов Англии и России на рубеже XVII-XIX вв. / Д.В. Андреева, О.Т. Иевлева // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 1. С. 46-57. URL: https://bulletinbstu.editorum.ru/ru/nauka/article/40941/view DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6- 1-46-57 (дата обращения: 29.01.2022).
2. Архипова А.А. Функционально - планировочная организация комплексов для тематического отдыха молодежи // Жилищное строительство. 2019. № 4. С. 32-38. URL: https://iournal-hc.ru/index.php/ru/zhurnalv/2019/vse-stati-za-2019/funktsionalno-planirovochnava-organizatsiya-kompleksov-dlva-tematicheskogo-otdykha-molodezhi DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-4-32-38 (дата обращения: 29.01.2022).
3. Буреева Е.В. История создания молодежных комсомольских кафе в 1960-х годах // Новейшая история России. 2021. Т.11, № 1. С. 184-198. URL: doi.org/10.21638/11701/spbu24.2021.112 (дата обращения 08.01.2022).
4. Егерев В. Московский Дворец пионеров / В. Егерев, В. Кубасов и др. Москва: Стройиздат, 1964. 102 с.
5. Ильвицкая С.В. Трансформация концепции молодежного пространства в современной городской среде / С.В. Ильвицкая, Зайцева А.П. // Architecture and Modern Information Technologies. 2020. №4(53). С. 168-181. URL: marhi.ru/AMIT/2020/4kvart20/PDF/10 ilvitskava.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15310
6. Лобанов Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее. Ленинград: Стройиздат, 1982. 200 с.
7. Луков В.А. Социокультурные основания субъективности российской молодежи (тезаурсная концепция молодежи): дис. ... д-р. социол. наук: 22.00.06 / Луков Валерий Андреевич. Москва, 2019. 438 с.
8. Ульяновская С.И. Архитектурно-планировочная организация учреждений дополнительного образования нового формата // Architecture and Modern Information Technologies. 2020. №1(50). С. 180-194. URL:
https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/12 ulvanovskava.pdf DOI: 10.24411/1998-48392020-15012 (дата обращения 08.01.2022)
9. Усманов М.С. Функционально-планировочная организация учреждений досуга молодежи в крупнейших городах. Том 1: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.02 / Усманов Мурадхан Саидмахмудович. Ташкент, 1985. 154 с.
10. Simpson D. Civic Center and Cultural Center: The Grouping of Public Buildings in Pittsburgh, Cleveland, and Detroit and the Emergence of the Citv Monumental in the Modern Metropolis (PhD Thesis). Pittsburgh: ProQuest LLC, 2013. 427 s.
11. Magnusson J. Clustering Architectures: The Role of Materialities for Emerging Collectives in the Public Domain (PhD Thesis). Lund: Mediatrvck, 2016. 295 s.
References
1. Andreeva D.V., levleva O.T. Jevoljucija arhitektury stolichnyh klubov Anglii i Rossii na rubezhe XVII-XIX vv. [The evolution of the architecture of the capital clubs of England and Russia at the turn of the XVII-XIX centuries]. Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova, 2021, no. 1, pp. 46-57. Available at: https://bulletinbstu.editorum.ru/ru/nauka/article/40941/view DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6- 1-46-57
2. Arhipova A.A. Funkcional'no - planirovochnaja organizacija kompleksov dlja tematicheskogo otdyha molodezhi [Functional and planning organization of complexes for thematic recreation of young people]. Zhilishhnoe stroitel'stvo, 2019, no. 4, pp. 32-38. Available at: https://journal-hc.ru/index.php/ru/zhurnaly/2019/vse-stati-za-2019/funktsionalno-planirovochnaya-organizatsiya-kompleksov-dlya-tematicheskogo-otdykha-molodezhi DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-4-32-38
3. Bureeva E.V. Istoriya sozdaniya molodezhnyh komsomol'skih kafe v 1960-h godah [The history of the creation of youth Komsomol cafes in the 1960s]. Novejshaya istoriya Rossii, 2021, vol. 11, no. 1, pp. 184-198. Available at: doi.org/10.21638/11701/spbu24.2021.112
4. Egerev V., Kubasov V., etc. Moskovskij Dvorec pionerov [Moscow Palace of Pioneers]. Moscow, 1964, 102 p.
5. Il'vickaya S.V., Zajceva A.P. Transformaciya koncepcii molodezhnogo prostranstva v sovremennoj gorodskoj srede [Transformation of the concept of youth space in a modern urban environment]. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, №4(53), pp. 168-181. Available at: marhi.ru/AMIT/2020/4kvart20/PDF/10 ilvitskaya.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15310
6. Lobanov Ju.N. Otdyh i arhitektura. Budushhee i nastojashhee [Recreation and architecture. Future and present]. Leningrad, 1982, 200 p.
7. Lukov V. A. Sociokul'turnye osnovaniya sub"ektivnosti rossijskoj molodezhi (tezaursnaya koncepciya molodezhi) [Sociocultural foundations of subjectivity of Russian youth (thesaurus concept of youth) (Doctor. Dis.)]. Moscow, 2019, 438 p.
8. Ul'janovskaja S.I. Architectural and planning organization of institutions of additional education of a new format. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, №1(50), pp. 180-194. Available at:
https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/12 ulyanovskaya.pdf DOI: 10.24411/1998-48392020-15012
9. Usmanov M.S. Funkcional'no-planirovochnaya organizaciya uchrezhdenij dosuga molodezhi v krupnejshih gorodah [Functional and planning organization of youth leisure facilities in the largest cities (Cand. Dis.)]. Tashkent, 1985, 154 p.
10. Simpson D. Civic Center and Cultural Center: The Grouping of Public Buildings in Pittsburgh, Cleveland, and Detroit and the Emergence of the City Monumental in the Modern Metropolis (PhD Thesis). Pittsburgh: ProQuest LLC, 2013, 427 p.
11. Magnusson J. Clustering Architectures: The Role of Materialities for Emerging Collectives in the Public Domain (PhD Thesis). Lund: Mediatryck, 2016, 295 p.
ОБ АВТОРЕ
Свечкарь Егор Сергеевич
Аспирант 1-го курса, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия едог [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Svechkar Egor S.
1st year Postgraduate, Academy of Architecture and Arts of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia egor [email protected]