Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ АУТСОРСИНГА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ АУТСОРСИНГА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АУТСОРСИНГ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Л.

В последние годы аутсорсинг становится стратегическим выбором многих ведущих автомобильных компаний, позволяя им обеспечить значительные конкурентные преимущества. Однако в китайской автомобильной промышленности аутсорсинг развит недостаточно. Цель данной статьи состоит в выявлении основных проблем, связанных с возможностью развития аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая. В статье представлена авторская трактовка преимуществ аутсорсинга. Выделены возможности использования отдельных видов аутсорсинга для повышения устойчивости развития автомобильной промышленности. В результате исследования выявлено, что основные вызовы для развития аутсорсинга в автомобильной промышленности в Китае обусловлены неразвитостью институциональной среды взаимодействий. Предложены направления ответа на эти вызовы, связанные с необходимостью изменения законов и нормативных актов, регулирующих деятельность автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHALLENGES TO THE DEVELOPMENT OF OUTSOURCING IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF CHINA

In recent years, outsourcing has become a strategic choice for many leading automotive companies, allowing them to provide significant competitive advantages. However, outsourcing is underdeveloped in the Chinese automotive industry. The purpose of this article is to identify the main problems associated with the possibility of developing outsourcing in the automotive industry in China. The article presents the author's interpretation of the benefits of outsourcing. The possibilities of using certain types of outsourcing to increase the sustainability of the development of the automotive industry are highlighted. As a result of the study, it was revealed that the main challenges for the development of outsourcing in the automotive industry in China are due to the underdevelopment of the institutional environment for interactions. Suggested ways to respond to these challenges associated with the need to change the laws and regulations governing the automotive industry.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ АУТСОРСИНГА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ»

EDN: ^VRIITX

Л.Ли - аспирант, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, 1604095011@qq.com,

L.Li - postgraduate, Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ АУТСОРСИНГА В АВТОМОБИЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ MODERN CHALLENGES TO THE DEVELOPMENT OF OUTSOURCING IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF CHINA

Аннотация. В последние годы аутсорсинг становится стратегическим выбором многих ведущих автомобильных компаний, позволяя им обеспечить значительные конкурентные преимущества. Однако в китайской автомобильной промышленности аутсорсинг развит недостаточно. Цель данной статьи состоит в выявлении основных проблем, связанных с возможностью развития аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая. В статье представлена авторская трактовка преимуществ аутсорсинга. Выделены возможности использования отдельных видов аутсорсинга для повышения устойчивости развития автомобильной промышленности. В результате исследования выявлено, что основные вызовы для развития аутсорсинга в автомобильной промышленности в Китае обусловлены неразвитостью институциональной среды взаимодействий. Предложены направления ответа на эти вызовы, связанные с необходимостью изменения законов и нормативных актов, регулирующих деятельность автомобильной промышленности.

Abstract. In recent years, outsourcing has become a strategic choice for many leading automotive companies, allowing them to provide significant competitive advantages. However, outsourcing is underdeveloped in the Chinese automotive industry. The purpose of this article is to identify the main problems associated with the possibility of developing outsourcing in the automotive industry in China. The article presents the author's interpretation of the benefits of outsourcing. The possibilities of using certain types of outsourcing to increase the sustainability of the development of the automotive industry are highlighted. As a result of the study, it was revealed that the main challenges for the development of outsourcing in the automotive industry in China are due to the underdevelopment of the institutional environment for interactions. Suggested ways to respond to these challenges associated with the need to change the laws and regulations governing the automotive industry.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, аутсорсинг, внешние и внутренние факторы, экономические вызовы.

Keywords: automotive industry, outsourcing, external and internal factors, economic challenges.

Введение

Идея использования аутсорсинга в автомобильной промышленности является относительно новой. Концепция аутсорсинга впервые была реализована на практике в 1996 году компанией FAW-Volkswagen в сфере логистики с целью сокращения транспортных издержек. В настоящее время многие мировые автомобильные компании передают в аутсорсинг не только логистические, но и другие операции и бизнес-процессы, включая производство, научно-исследовательские разработки, маркетинг и др.

В автомобильной промышленности Китая основной моделью аутсорсинга является логистический. Большинство китайских автомобильных компаний в настоящее время передали логистику транспортных средств на аутсорсинг. Постепенно развивается система аутсорсинга НИР в виде развития различных форм научного сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями; создания совместных научно-исследовательских центров; приобретения прав на интеллектуальную собственность [5] В то же время аутсорсинг еще не нашел широкого распространения в других бизнес-процессах. В китайской автомобильной промышленности аутсорсинг пока используется: для обучения персонала (более 20 %), управления информационно-коммуникационными системами (около 20 %), ежедневных производственных операций (17 %), бухгалтерских расчетов (14 %), исследований и разработок (13 %). Однако потенциал аутсорсинга с точки зрения повышения устойчивости ее развития намного выше. Для того, чтобы этот потенциал мог быть реализован, необходимы определенные факторы и условия. Поэтому цель данной статьи состоит в выявлении основных проблем, связанных с возможностью развития аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая. Для достижения поставленной цели мы ставим задачи: 1) обосновать возможности аутсорсинга в решении задач повышения устойчивости развития автомобильной промышленности; 2) охарактеризовать факторы и условия, в которых возможно эффективное развитие аутсорсинга в автомобильной промышленности; 3) определить направления ответа на вызовы развитию аутсорсинга в китайской автомобильной промышленности.

Возможности аутсорсинга в повышении устойчивости развития автомобильной промышленности

Принято считать, что основные достоинства аутсорсинга выражаются в возможности сокращения компаниями своих издержек за счет передачи непрофильного бизнеса другим компаниям [1, 2]. Объясняя выгоды аутсорсинга для автомобильной промышленности, исследователи отмечают, что он позволяет:

- сосредоточиться на основной деятельности, тем самым позволяя повысить ее качество;

- более эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы производства;

- повысить экологичность производства, передав «грязные» виды деятельности сторонним компаниям;

- привлечь квалифицированных работников для выполнения неосновных для предприятия видов деятельности;

- повысить уровень доходности и финансовой устойчивости производства.

Все эти рассуждения базируются на предпосылке о том, что компания обладает недостаточными собственными возможностями для развития и нуждается в поддержке извне. Однако в последние годы появляется точка зрения, согласно которой аутсорсинг рассматривается как возможность модернизационного развития компании на основе привлечения ресурсов сторонних компаний [3].

Мы считаем, что рассматривать возможности аутсорсинга в повышении устойчивости развития автомобильной промышленности следует с амбивалентных позиций: как процесс передачи непрофильных бизнес-процессов внешним компаниям и как процесс привлечения внешних активов для повышения возможностей собственного развития. Такой подход позволяет более глубоко рассмотреть перспективы использования аутсорсинга в автомобильной промышленности. Более того, если с точки зрения отдельного предприятия повышение устойчивости может обеспечиваться каким-то одним аспектом аутсорсинга, то с точки зрения устойчивого развития автомобильной промышленности в целом целесообразным представляется сочетание обоих аспектов.

Возможности различных видов аутсорсинга в повышении устойчивости развития автомобильной промышленности с представленных амбивалентных позиций приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Возможности аутсорсинга в повышении устойчивости развития автомобильной промышленности (составлено автором)

Виды аутсорсинга Возможности аутсорсинга с точки зрения передачи непрофильного бизнеса сторонним компаниям Возможности аутсорсинга с точки зрения привлечения ресурсов сторонних компаниям для собственного развития

Аутсорсинг исследований и разработок экономия средств на осуществление научных исследований возможность привлечения потенциала мощных исследовательских организаций

Аутсорсинг производства повышение экологической устойчивости за счет передачи «грязного» бизнеса возможность производства компонентов с использованием передовых технологий

Маркетинговый аутсорсинг сокращение расходов на исследования рынка повышение качества взаимодействия с поставщиками и потребителями

Управленческий аутсорсинг избавление от рутинных задач и возможность сосредоточения на стратегических задачах развития

Аутсорсинг ресурсов информационных технологий снижение издержек на содержание и обслуживание ИКТ преодоление технологической деградации производства

Таким образом, традиционная концепция аутсорсинга, фокусирующаяся на возможностях оптимизации издержек, может быть дополнена представлением об аутсорсинге как способе модернизации и инноватизации производства на основе привлечения передовых технологий внешних организаций.

Факторы и условия эффективного развития аутсорсинга в автомобильной промышленности: основные вызовы

В исследовании факторов и условий осуществления каких-либо процессов используются разные методологические основания. Наиболее распространенным является ресурсный подход, который фокусируется на специфичных для отрасли ресурсах и компетенциях. При этом традиционно рассматриваемые факторы разделяют на внешние и внутренние. Такой подход позволяет выделить управляемые факторы, влияние которых можно усилить (для стимулирующих факторов) или нейтрализовать (для негативных факторов), и неуправляемые факторы, на которые повлиять невозможно, но которые следует учитывать в принятии управленческих решений.

Среди факторов и условий развития также можно выделить факторы риска и стрессовые факторы [6]. Такое разделение позволяет разграничить факторы краткосрочного воздействия, связанные

вероятностью проявления определенных рисковых событий, и стратегические системные факторы, которые формируются долгосрочными тенденциями.

Характеризуя внешние и внутренние факторы и условия эффективного развития аутсорсинга автомобильной промышленности мы будем одновременно акцентировать внимание на то, какие из них являются рисковыми, а какие стрессовыми.

Внутренние факторы и условия связаны с внутренней средой предприятия, ее организационной структурой, бизнес-процессами, целями развития. Если политика организации выстроена так, чтобы обеспечить максимальный контроль за всеми бизнес-процессами, то это не способствует развитию аутсорсинга. Однако природа деятельности автомобильных компаний предопределяет необходимость значительных постоянных инвестиций в основное производство. Поэтому задачи снижения издержек могут стать мотивацией перехода на аутсорсинг.

В то же время, специфика активов автомобильной промышленности может создать сложности в поиске подходящих партнеров для выполнения определенных контрактов. И это, как отмечают S. СаЬга1 и Р^. Azevedo, может привести не к снижению, а росту издержек [7].

Внутренняя политика компании, не ориентированная на развитие внешних взаимодействий и специфика активов - это стрессовые факторы для развития аутсорсинга автомобильных компаний.

К внутренним факторам и условиям, которые в большей степени являются рисковыми, можно отнести финансовое положение предприятия, а также качество управленческих процессов. Низкий уровень финансового развития может побудить компанию не привлекать высококвалифицированных партнеров для аутсорсинга, а осуществлять самостоятельное производство более дешевых заменителей [8]. С точки зрения организационного управления эффективность аутсорсинга будет определяться наличием эффективных организационных процедур взаимодействия с партнерами.

В исследовании внешних факторов, определяющих эффективность внедрения аутсорсинга в автомобильную промышленность, можно базироваться на «пяти силах Портера»: покупатели, поставщики, старые конкуренты, новые конкуренты, товары заменители.

Современное состояние внешней среды функционирования автомобильной промышленности таково, что оно требует непрерывного повышения качества производства, совершенствования технологий, которые становятся все более сложными. Как правило, в таких условиях предприятию достаточно сложно управлять самостоятельно всеми звеньями цепочки создания стоимости. Поэтому рыночная конкуренция подталкивает их к аутсорсингу.

Характеристика внешних факторов применительно к процессам развития аутсорсинга в автомобильной промышленности представлена на рисунке 1.

Покупатели -

•предпочтения потребителей к характеристикам и функционалу автомобиля

Поставщики -

• условий закупки комплектующих, ресурсов, запчастей и пр.

Конкуренты -

•характеристика предлагаемых конкурентами продуктов, а также видов и условий послепродажного обслуживания

Товары заменители -

• появление электромобилей, развитие альтернативных средств передвижения

Рисунок 1 - Характеристика внешних факторов развития аутсорсинга в автомобильной промышленности (составлено автором)

Перечисленные факторы относятся в большей степени к рисковым. Их проявление возможно с определенной степенью вероятности. С точки зрения стрессовых факторов к внешним рыночным факторам, определяющим целесообразность и эффективность применения аутсорсинга в автомобильной промышленности, следует отнести институциональные факторы и уровень государственного регулирования в сфере автомобильного производства. Так, например, в ряде стран правительства поддерживают собственное производства запчастей и комплектующих, повышая барьеры для зарубежных компаний. Это создает определенные препятствия для развития международного аутсорсинга.

Очевидно, внешние факторы развития автомобильных компаний следует рассматривать как вызовы, которые не только представляют угрозу, но и определяют возможности для развития. В частности, к

основным таким вызовам для китайской автомобильной промышленности можно отнести следующие:

- экономические кризисы разной природы, которые влияют на потребительское поведение, а также на возможности эффективного использования компаниями своих ресурсов;

- высокий уровень конкуренции на автомобильном рынке;

- недостаточный уровень зрелости рыночной среды для развития аутсорсинга;

- непопулярность концепции аутсорсинга бизнеса среди руководства компаний. Направления ответа на вызовы развитию аутсорсинга

Институциональная система развития рынка в Китае еще находится в стадии трансформации. Она недостаточно зрела с точки зрения рыночной экономики и сталкивается с различными проблемами для развития аутсорсинга в автомобильной промышленности. Индустрия аутсорсинга обладает недостаточными технологиями и слабыми возможностями в области исследований и разработок; инновации в области политики аутсорсинга отстают от промышленного развития и испытывают нехватку высокотехнологических талантов [4]. Для развития аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая необходимы изменения в законах и нормативных актах. Основные направления изменений должны выражаться в следующем.

Во-первых, необходима стандартизация аутсорсинговой деятельности, введение отраслевых норм. Это позволит упорядочить взаимодействия между сторонами аутсорсинга, снизить уровень информационной асимметрии, а также способствовать развитию доверительных отношений партнеров.

Во-вторых, необходимо развитие инфраструктуры взаимодействия, способствующей минимизации транзакционных и рыночных издержек. Это одно из важнейших условий развития аутсорсинга, учитывая, что основной мотивацией для его внедрения является снижение затрат на предприятии.

В-третьих, следует развивать инновационное мышление у руководства компаний, позволяющее им понимать и принимать современные концепции развития.

В-четвертых, необходимо развитие механизмов, позволяющих повышать эффективность субподрядных отношений, обеспечивая добросовестность партнеров и препятствуя оппортунистическому поведению.

Заключение

Таким образом, усиление рыночной конкуренции в автомобильной промышленности обусловливает необходимость непрерывного совершенствования технологии производства, повышения эффективности взаимодействия с партнерами и потребителями, а также развития новых форм взаимодействия и послепродажного обслуживания. Это приводит к тому, что автомобильные компании не могут самостоятельно эффективно осуществлять все процессы в цепочках создания ценности и побуждает их выбирать аутсорсинг.

Аутсорсинг позволяет не только сократить издержки компаний, но и значительно повысить инновационность деятельности за счет привлечения высококвалифицированных партнеров. Однако несмотря на возможности аутсорсинга в повышении устойчивости развития автомобильных компаний, современные условия развития китайской экономики определяют вызовы его развитию. Данные вызовы связаны, прежде всего, с неразвитостью институциональной среды взаимодействий, а также недостаточным пониманием концепции аутсорсинга и ее значимости в повышении устойчивости развития со стороны руководства компаний. Эффективность ответов на данные вызовы во многом определяется деятельностью органов государственного управления.

Источники:

1. Воронкина Д.В, Качалов Д.В. Экономическая сущность аутсорсинга и возможности его использования в хозяйственной деятельност // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2-11. № 3-2. С. 94-102.

2. Кицис В.М., Калабкина И.М. Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 21. С. 75-79.

3. Котляров И.Д. Экономическая сущность аутсорсинга // Сибирская финансовая школа. 2010. №2. С. 24-26.

4. Чжу Лей. Основные проблемы и контрмеры, с которыми сталкивается развитие индустрии аутсорсинга услуг в Китае // Внешнеэкономическая и торговая практика. 2013. № 11. P. 83-86.

5. Чэнь Юй, Хуан Цзинлей, Тан Жунцзюань. Обратный аутсорсинг и модернизация промышленности в развитых странах // Отраслевые экономические исследования. 2014. №4. С. 1-12.

6. Чернова О.А. Стрессовые факторы устойчивого развития угольной промышленности России // Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21. № 1. С. 49-78.

7. Cabral S., Azevedo P.F. The modes of provision of prison services in a comparative perspective // BAR: Brazilian Administration Review. 2008. № 5 (1). P. 53-69.

8. Liang Y. Impact of financial development on outsourcing and aggregate productivity // Journal of Development Economics. 2022. Vol. 154. 102770.

References:

1. Voronkina D.V., Kachalov D.V. The economic essence of outsourcing and the possibility of its use in economic activity // Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2-11. No. 3-2. pp. 94-102.

2. Kitsis V.M., Kalabkina I.M. Outsourcing: concept, essence, prerequisites and advantages of use // Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishcheva. 2010. No. 21. P. 75-79.

3. Kotlyarov I.D. Economic essence of outsourcing // Siberian financial school. 2010. No. 2. pp. 24-26.

4. Zhu Lei. The main problems and countermeasures facing the development of the service outsourcing industry in China // Foreign Economic and Trade Practice. 2013. No. 11. P. 83-86.

5. Chen Yu, Huang Jinglei, Tang Rongjuan. Reverse outsourcing and modernization of industry in developed countries // Branch economic studies. 2014. No. 4. P. 1-12.

6. Chernova O.A. Stress Factors for the Sustainable Development of the Russian Coal Industry Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21. No. 1. P. 49-78.

7. Cabral S., Azevedo P.F. The modes of provision of prison services in a comparative perspective // BAR: Brazilian Administration Review. 2008. No. 5 (1). P. 53-69.

8. Liang Y. Impact of financial development on outsourcing and aggregate productivity // Journal of Development Economics. 2022. Vol. 154. 102770.

EDN: BYYKRX

B.B. Матвеев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, vvmatveev@list.ru,

V.V. Matveev - candidate of economics, associate professor of the department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA, Orel, Russia.

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ И РИСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ THE ROLE OF INVESTMENT POLICY IN THE UNCERTAINTY AND RISK MANAGEMENT

SYSTEM OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация. Возрастающая макроэкономическая и геополитическая неопределённость оказывает существенное негативное влияние на общее развитие национальной социально-экономической системы. С целью нивелирования настоящей угрозы в статье предлагается активизировать осуществление инновационных процессов. Они на практике способны гарантировать модернизацию действующих производственных мощностей, актуализацию выпускаемой продукции, создание новых рабочих мест, наполнение бюджетной системы, активизацию инвестиционных и инновационных инициатив, а следовательно, и нивелировать отмеченную возросшую социально-экономическую неопределённость. В то же время в действующей научно-методической литературе нет единого и точного подхода к толкованию рисков инновационной политики. В этой связи нами предложено собственное авторское представление сущности рассматриваемой экономической категории. Уникальность подхода, в первую очередь, заключается в возможности на его основе практического расчета как уровня индивидуальных инновационных рисков, так и уровня риск-нагрузки в целом, для целей последующего риск-менеджмента.

Abstract. Growing macroeconomic and geopolitical uncertainty has a significant negative impact on the overall development of the national socio-economic system. In order to level this threat, the article proposes to intensify the implementation of innovative processes. In practice, they can guarantee the modernization of existing production facilities, the updating of manufactured products, the creation of new jobs, the filling of the budget system, the activation of investment and innovation initiatives, and, consequently, leveling the noted increased socio-economic uncertainty. At the same time, there is no single and precise approach to interpreting the risks of innovation policy in the current scientific and methodological literature. In this regard, we have proposed our own author's presentation of the essence of the considered economic category. The uniqueness of the approach, first, lies in the possibility, on its basis, of practical calculation of both the level of individual innovation risks and the level of risk load in general, for the purposes of subsequent risk management.

Ключевые слова: неопределенность, инвестиционные риски, инвестиционная политика, национальная социально-экономическая система, вероятность потерь.

Keywords: uncertainty, investment risks, investment policy, national socio-economic system, probability of losses.

Текущая нестабильная макроэкономическая и геополитическая ситуация оказывает существенное негативное влияние на экономики всех стран мира, включая, в первую очередь, национальную социально-экономическую систему РФ. Подобное пагубное влияние обусловлено одновременно множеством факторов, которые можно условно разделить на две большие группы. Во-первых, факторы прямого критического влияния. К их числу относятся все прямые запреты на вывоз / ввоз произведенной товарной продукции, закрытие определенных финансово-экономических сделок, заморозка активов части российского бизнеса, а также непосредственный уход отдельных международных компаний с отечественного рынка. Ко второй группе факторов, косвенного влияния, можно условно от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.