Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АВТОМОБИЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / AUTOMOTIVE INDUSTRY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / AUTOMOTIVE MARKET / WORLD ECONOMY / AUTOMOTIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Гуань.

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития мировой автомобильной промышленности. В процессе исследования выделены основные тенденции функционирования автопрома, к числу которых относится: сокращение уровня производства автомобильной продукции в странах, которые развиваются, консолидированное развитие отрасли, формирование единой платформы для выпуска автомобильной продукции, усиление гибкости производства автомобильной продукции, доминирование конвейерного способа производства и стремительное развитие аутсорсинга выпуска комплектующих, интенсификация слияний и поглощений в отрасли, трансформация стратегий развития в соответствии с перманентно возникающими кризисами в мировой экономике. Отдельное внимание уделено динамике функционирования мировой автомобильной промышленности в течение последних нескольких лет в крупнейших мировых странах-производителях. Проведенный анализ позволил выявить лидеров и ведущих игроков рынка автомобильной промышленности, к числу которых относится Китай, США, Япония. Охарактеризованы ключевые технологические инновации, существующие в настоящий момент в автомобильной промышленности, также оценено их влияние на развитие автомобильной отрасли в мире. Особый акцент сделан на перспективах развития гибридных автомобилей, автомобилей на водородном топливе и влиянии их работы на показатели структуры выборов углекислого газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL AUTOMOTIVE INDUSTRY

The article discusses the features and prospects for the development of the global automotive industry. In the course of the study, the main trends in the functioning of the automotive industry were highlighted, which include: a reduction in the level of production of automotive products in developing countries, consolidated development of the industry, the formation of a single platform for the production of automotive products, increased flexibility of production of automotive products, the dominance of the conveyor method of production and rapid development outsourcing of components production, intensification of mergers and acquisitions in the industry, transformation of development strategies in accordance with permanently emerging crises in the world economy. Special attention is paid to the dynamics of the functioning of the global automotive industry over the past few years in the world's largest manufacturing countries. The analysis made it possible to identify the leaders and leading players in the automotive industry market, including China, the USA, and Japan. The key technological innovations currently existing in the automotive industry are characterized, and their impact on the development of the automotive industry in the world is assessed. Particular emphasis is placed on the prospects for the development of hybrid vehicles, vehicles running on hydrogen fuel and the impact of their operation on the indicators of the structure of carbon dioxide elections.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Перспективы развития мировой автомобильной промышленности

Ван Гуань

аспирант кафедры международного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, tks1001@mail.ru

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития мировой автомобильной промышленности. В процессе исследования выделены основные тенденции функционирования ав-топрома, к числу которых относится: сокращение уровня производства автомобильной продукции в странах, которые развиваются, консолидированное развитие отрасли, формирование единой платформы для выпуска автомобильной продукции, усиление гибкости производства автомобильной продукции, доминирование конвейерного способа производства и стремительное развитие аутсорсинга выпуска комплектующих, интенсификация слияний и поглощений в отрасли, трансформация стратегий развития в соответствии с перманентно возникающими кризисами в мировой экономике. Отдельное внимание уделено динамике функционирования мировой автомобильной промышленности в течение последних нескольких лет в крупнейших мировых странах-производителях. Проведенный анализ позволил выявить лидеров и ведущих игроков рынка автомобильной промышленности, к числу которых относится Китай, США, Япония. Охарактеризованы ключевые технологические инновации, существующие в настоящий момент в автомобильной промышленности, также оценено их влияние на развитие автомобильной отрасли в мире. Особый акцент сделан на перспективах развития гибридных автомобилей, автомобилей на водородном топливе и влиянии их работы на показатели структуры выборов углекислого газа.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, инновационные технологии, автомобильный рынок, мировая экономика, автомобильная культура

о см о см

о>

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Взаимодействие с мировым экономическим хозяйством является самым мощным драйвером развития национального сектора экономики. Китай активно использует политику открытости, однако проблемы соотношения национальных интересов и интересов международных компаний, особенно в период технологической революции, остаются недостаточно исследованными. На сегодняшнем все более конкурентном международном автомобильном рынке появление новых источников энергии привело к очередной резолюции в области технологий производства автомобилей. Появились ведущие международные автомобильные компании, которые удачно применяют современные технологии и эффективные бизнес - стратегии развития.

Существует невероятная автомобильная культура, которую можно найти по всему миру, и автомобильная промышленность стоимостью 257 миллиардов долларов США блестяще удовлетворяет потребности этой культуры. Эта отрасль занимается не только продажей автомобилей и других автотранспортных средств, но и их проектированием, производством и ремонтом[5].

На протяжении всей своей истории автомобильная промышленность демонстрировала замечательную способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Хотя производители приходили и уходили в течение последнего столетия, промышленность сосредоточилась на создании автомобилей, которые отвечают потребностям потребителя^.

К основным тенденциям, которые были отмечены в мировой автомобильной промышленности в течение последних 20 лет, можно отнести представленные далее.

1. Значительно сократился уровень производства автомобильной продукции в странах, которые развиваются. В первую очередь, такое изменение было вызвано более жёсткой конкуренцией, проявляющейся в том числе, в повышении требований к обеспечению производства более экологичной продукции - автомобилей, обесчещивающих приемлемый уровень выбросов в атмосферу. Несмотря на замедление темпов роста, существует большой потенциал данного рынка, учитывая, что в большинстве развивающихся стран есть возможность получения льготных условий производства автомобильной продукции.

2. Происходит перманентное консолидированное развитие отрасли. Консолидация приводит к формированию альянсов, основанных на стратегическом сотрудничестве, а также ведет к сокращению количества производителей автомобильной продукции.

3. Формируются стратегии платформы, суть которых заключается в использовании одной платформы для производства автомобильной продукции (монтажной рамы, на которой монтируются все компоненты автомобиля и детали для него).

4. Проявляется развитие гибкого производства автомобильной продукции, что в последние годы является

одним из новых конкурентных преимуществ международных компаний.

5. Как продолжение «стратегии платформы» наблюдается развитие автомобильной промышленности, основанной на принципах модульной сборки - конвейерного способа производства. Данный способ производства привел к технической революции в сфере развития автомобильной промышленности, а также изменил потребности автомобильной отрасли в сфере организационной составляющей.

6. Развивается такой процесс как аутсорсинг производства комплектующих.

7. Происходит повышение влияния более развитых производителей автомобильных комплектующих и запасных частей на мировой автомобильный рынок с помощью формирования собственной линии производства и сборки, что может происходит за счет слияний (в том числе, создания конгломератов).

8. Развертывание мирового финансового кризиса, который оказал негативное влияние на сферу производства автомобильной продукции - производители автомобильной продукции вынуждены были прибегнуть к сокращению объёмов производства, реализации стратегии экономии на масштабах, а также созданию более экономичных моделей[9].

Динамика производства автомобилей в крупнейших странах-производителях приведена в табл. 1.

Таблица 1

Производство автотранспортных средств крупнейших ми-

Место в Страна 2000 г. 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

рейтинге г. г. г. г. г. г. г. г.

мирового

произ-

водства

(2017 г.)

1. Китай 2069 1826 1841 1927 2217 2372 2450 2812 2902

4 8 2 0 3 0 0

2. США 12800 7761 8653 1032 1106 1166 1210 1223 1119

6 6 1 0 2 0

3. Япония 10140 9625 8398 9943 9630 9775 9278 9496 9694

4. Германия 5526 5906 6311 5649 5718 5908 6033 5746 5693

5. Индия 801 3536 3936 4175 3881 3840 4161 4357 4783

6. Республика Корея 3144 4272 2 4657 4562 4521 4525 4556 4327 4115

7. Мексика 1935 2345 2680 3002 3052 3365 3565 3600 4068

8. Испания 3032 2388 2354 1979 2163 2403 2733 2885 284

9. Бразилия 1681 3382 3406 3423 3712 3146 3429 2157 2700

10. Канада 2962 2071 2134 2453 2380 2394 2283 2370 2200

11. Таиланд 325 1644 1458 2429 2457 1880 1915 1943 1989

12. Россия 1202 1403 1988 2233 2175 1887 1299 1299 1551

Всего 45648 6268 6449 6952 5302 7453 7494 7853 7986

0 8 2 2 3 8 7 0

Всего в мире 58374 7785 8018 8428 8730 8973 9007 9087 9667

8 0 8 0 7 0 1 1

основная марка «Ford» вышла на первое место во объему выпуска продукции. В 2018 году в США на 1000 человек насчитывалось примерно 850 автомобилей.

По данным табл. 2 можно заметить, что производство крупнейших стран-производителей в 2017 году имеет тенденцию к снижению, несмотря на увеличение показателя производства автомобилей в мире. Однако уже в 2018 году производство автомобилей в мире уменьшилось на 1036 тыс. единиц.

Анализ динамики абсолютных значений данных в табл. 2 позволяет утверждать, что производство автомобилей в Китае, крупнейшей стране-автопроизводителе, постоянно растет значительными темпами. В США в 2017 году производство снизилось на 1042 тыс. ед., однако это не повлияло на их вторую позицию в рейтинге. Также непрерывный рост производства автомобилей наблюдается в Мексике. С 2013 года до 2016 года происходит постоянный спад производства в России. В Таиланде, после значительного спада в 2014 году в 577 тыс. ед., наблюдается рост производства, однако медленными темпами.

Производство автомобилей в Китае, США, Мексике, Индии и Канаде росло постоянными темпами по сравнению с 2010 годом. Так, например, в 2016 и 2017 годах в Китае производство автомобилей выросло более чем наполовину. В Бразилии с начала 2014 года постоянно снижаются объемы производства (на 7%, 29%, 37% и 21% соответственно) по сравнению с базисным 2010 годом. В Испании до 2013 года производство автомобилей снижалось, а с 2014 года увеличивается незначительными темпами.

Таблица 2

Тенденции изменения объемов производства автотранспортных средств в разрезе отдельных стран в период 20002017 гг. (тыс. ед.)-

Источник: Составлено автором по данным [3].

Согласно вышеуказанным данным лидером в процессе производства автотранспортных средств в мире является Китай, оставляя позади американских, японских и европейских производителей. Второе место в рейтинге занимает США, третье - Япония [2].

США занимает вторую строчку в таблице по объемам производства среди рынков автомобилей в мире после Китая. Страна в 2014 году создала более 17 миллионов автомобилей. Из них около 7 миллионов были экспортированы. В 1990-х годах США заняли ведущее место на международных автомобильных рынках, а их

Стран 2010/20 2011/20 2012/20 2013/20 2014/20 2015/20 2016/20 2017/20

а 00 10 11 10 13 14 15 16

Китай 16195 154 854 2845 1603 783 3617 900

США -5039 892 1673 740 595 439 132 -1042

Япо- -515 -1227 1545 -313 145 -497 218 198

ния

Гер- 380 405 -662 69 190 152 -287 -53

мания

Ита- 801 400 239 -294 -41 321 196 426

лия

Рес- 1128 385 -95 -41 4 31 -229 -212

пуб-

лика

Корея

Мек- 410 335 322 50 313 200 35 468

сика

Испа- -644 -34 -375 184 240 330 152 -37

ния

Бра- 1701 24 17 289 -566 -717 -272 543

зилия

Ка- -891 63 319 -73 14 -111 87 -170

нада

Таи- 1319 -186 971 28 -577 35 28 46

ланд

Рос- 201 585 242 -58 -288 -503 -85 252

сия

Укра- 52 22 -29 -26 -21 -21 -3 4

ина

Источник: Составлено автором на основе данных [3].

В частности, в соответствии с табл. 2, объем производства стран - производителей автотранспортных средств, отмеченных в табл. 1, за 2016 год составляет 78537 тыс. ед, за 2017 год - 79860 тыс. ед. Анализируя эту таблицу, определяем, что удельный вес производства автомобилей Китая в 2016 и 2017 годах является

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 О

м о

о

CS

о

CS an

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

наибольшим, составляя 35,8% и 36,34% соответственно, а Украины - наименьшим (0,006% и 0,013%).

Структурные сдвиги стран-производителей Китая, Индии, Мексики, Бразилии, Таиланда, России и Украины являются положительными, что свидетельствует об увеличении производства в 2017 году. Показатели других стран являются отрицательными, следовательно, объемы производства уменьшились, кроме показателя Японии, удельный вес которой осталась неизменным.

За последние несколько лет мировой рынок автомобилей вырос примерно на треть. Согласно прогнозам мировых аналитиков, к 2030 году мировой автомобильный рынок может вырасти на 40-45% по сравнению с 2015 годом, достигнув 125-130 млн. единиц. При этом примерно 75% будет приходиться на легковые автомобили, а 25% - на коммерческие.

Технология автомобильных двигателей сталкивается с жестким регулированием выбросов, повышением эффективности и мощности. Хотя производство топливных элементов, электрических и гибридных двигателей набрало обороты, проникновение на рынок происходит медленно из-за ценовых и инфраструктурных факторов. Ископаемое топливо по-прежнему остается самым надежным источником энергии[8].

К основным современным тенденциям и технологиям можно отнести следующие [7]:

1. Гибридные автомобили используют перезаряжаемую систему накопления энергии для дополнения энергии ископаемого топлива для движения автомобиля. Гибридные двигатели меньше и более эффективны, чем традиционные топливные двигатели. Некоторые гибридные транспортные средства используют рекуперативное торможение для выработки электроэнергии во время движения. Термин "гибридное транспортное средство" может также относиться к двигателю транспортного средства, который использует комбинацию различных видов топлива, таких как нефть и этанол.

2. Автомобили на водородном топливе. Это одна из прорывных технологий. Автомобильная промышленность уже далеко продвинулась с планами на первое поколение водородных автомобилей. Южнокорейский производитель Hyundai заявил, что вскоре начнет продавать водородную версию своей модели ix35. Тем временем японский гигант Toyota, как ожидается, представит свою первую, почти готовую к производству модель для японского рынка на Токийском автосалоне в этом году. Другие крупные компании, включая Daimler и Volkswagen, также в процессе разработок и производства. Однако, существует опасение относительно их продаж в больших размерах. Водород широко рассматривается как опасное топливо. Основная причина, по которой на него рассчитывают как на топливо будущего, заключается в том, что он не содержит выбросов в момент использования. В настоящее время по всему миру по дорогам ездит более миллиарда автомобилей, которые прямо или косвенно стоят триллионы долларов материальных ресурсов, времени и вредных выбросов (рисунок 1).

На рисунке 1 представлена диаграмма выбросов углекислых газов от транспорта по странам, где для сравнения выбраны наиболее загрязненные страны, наименее загрязненные страны, а также страны-лидеры по уровню ВВП по ППС в мире.

Герыапля США

Зеликэфритэмя Япония

Рииккая Федерация Котэй

Куба КНД1 Пар&гьаи

Демократическая республика Конгс

Германия; ¿13?

I США; 33,1 В«ликобрнтании,

IMS

ЯЯР Япония; 17>4 Росииская (¡"дарения, 16,24 ■ Китай, 8.6

I Kyiaj

КНДР; 3.54

■ Паоагый, ¿Яемсирати^есйя

ЧЯпублика «sure;

S67B

100 IM

Рисунок 1. Показатели структуры выборов углекислого газа от транспорта, по странам, 2018 г., % [1]

1. Laser Power Systems (LPS) из Коннектикута, США, разрабатывает новый метод автомобильного двигателя с использованием одного из самых плотных материалов, известных в природе: тория. Идея использования тория не нова. В 2009 году Лорен Кулесус разработал концепт-кар Cadillac World Thorium Fuel. LPS разрабатывает технологию, чтобы подобные автомобили можно было производить массово.

4. Электромобили имеют наибольший потенциал для снижения загрязнения воздуха, поскольку они считаются транспортными средствами с нулевым уровнем выбросов (Зэв), из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания (ДВС), работающего на ископаемом топливе. Однако, в силу некоторых технических и конструктивных особенностей автомобилей, в настоящее время аккумуляторы ЭВ и аккумуляторные батареи заряжаются от внешнего источника электроэнергии.

Учитывая данные анализа, можно сделать вывод, что существует необходимость учета всех положительных и отрицательных факторов, связанных с альтернативными направлениями развития. Это важно не только с точки зрения создания и наращивания конкурентных преимуществ, а также прибыли, но и для охраны окружающей среды.

Литература

1. Выбросы углекислого газа от транспорта (% от общего сжигания топлива), (%) [Электронный ресурс] / Knoema - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Окружающая-среда/Вы-бросы/Выбросы-углекислого-газа-от-транспорта-percent

2. Официальный сайт Государственной службы статистики Украины. [Электронный ресурс] / Государственная службы статистики Украины - Режим до-ступа:http://www. ukrstat.gov.ua

З.Официальный сайт Международной организации предприятий автомобильной промышленности (International Organization of Motor Vehicle Manufactures -ЮMVM).[Электронный ресурс] / Международная организация предприятий автомобильной промышленности -Режим доступа:https://knoema.com/atlas/sources/OICA

4. Пасько А.В. Особенности влияния глобализации на развитие мировой автомобильной промышленности. - Вестник Университета. 2014. - № 15, 2014. - с. 59-62.

5. All About the Automotive Industry. [Электронный ресурс] / Worldatlas - Режим до-ступа:https://www.worldatlas.com/articles/all-about-the-automotive-industry.html

6. History of Cars and the Automobile Industry. [Электронный ресурс] / Cars.lovetoknow - Режим доступа: https://cars.lovetoknow.com/History_of_the_Automobile_In dustry

7. Jorge Morales Pedraza. Answer for the question: Taib Iskandar Mohamad. Question: What is the future energy source of automotive engine? Yanbu Industrial College. [Электронный ресурс] / Researchgate - Режим доступа: https://www.researchgate.net/post/What_is_the_future_ene rgy_so urce_of_automotive_e ngine

8. Taib Iskandar Mohamad. Question: What is the future energy source of automotive engine? Yanbu Industrial College. [Электронный ресурс] / Research gate - Режим доступа:

https://www.researchgate.net/post/What_is_the_future_ene rgy_so urce_of_automotive_e ngine

9. The Global Competitiveness Report. WEF, Geneva: Oxford UniversitvPress, 2010. [Электронный ресурс] / -Режим доступа: http://www10.iadb.org/intal/intalcdi/PE/2012/12185.pdf

Prospects for the development of the global automotive

industry Wang Guan

Saint Petersburg State University of Economics The article discusses the features and prospects for the development of the global automotive industry. In the course of the study, the main trends in the functioning of the automotive industry were highlighted, which include: a reduction in the level of production of automotive products in developing countries, consolidated development of the industry, the formation of a single platform for the production of automotive products, increased flexibility of production of automotive products, the dominance of the conveyor method of production and rapid development outsourcing of components production, intensification of mergers and acquisitions in the industry, transformation of development strategies in accordance with permanently emerging crises in the world economy. Special attention is paid to the dynamics of the functioning of the global automotive industry over the past few years in the world's largest manufacturing countries. The analysis made it possible to identify the leaders and leading players in the automotive industry market, including China, the USA, and Japan. The key technological innovations currently existing in the automotive industry are characterized, and their impact on the development of the automotive industry in the world is assessed. Particular emphasis is placed on the prospects for the development of hybrid vehicles, vehicles running on hydrogen fuel and the impact of their operation on the indicators of the structure of carbon dioxide elections. Keywords: automotive industry, innovative technologies, automotive market, world economy, automotive culture

References

1. Carbon dioxide emissions from transport (% of total fuel combustion), (%) [Electronic resource] / Knoema - Access mode: https://knoema.ru/atlas/topics/Environmental-environment/Emissions/Emissions- carbon dioxide- gas-from-transport-percent

2. Official website of the State Statistics Service of Ukraine. [Electronic resource] / State Statistics Service of Ukraine -Access mode: http: //www.ukrstat.gov.ua

3.Official website of the International Organization of Motor Vehicle Manufactures (IOMVM). [Electronic resource] / International Organization of Automotive Industry - Access mode: https: //knoema.com/atlas/sources/OICA

4. Pasko A.V. Features of the influence of globalization on the

development of the global automotive industry. - University Bulletin. 2014. - No. 15, 2014. - p. 59-62.

5. All About the Automotive Industry. [Electronic resource] / Worldatlas - Access mode: https: //www.worldatlas.com/articles/all-about-the-automotive-industry.html

6. History of Cars and the Automobile Industry. [Electronic resource]

/ Cars.lovetoknow - Access mode:

https://cars.lovetoknow.com/History_of_the_Automobile_Indus try

7. Jorge Morales Pedraza. Answer for the question: Taib Iskandar

Mohamad. Question: What is the future energy source of automotive engine? Yanbu Industrial College. [Electronic resource] / Researchgate - Access mode: https://www.researchgate.net/post/What_is_the_future_energy _source_of_automotive_engine

8. Taib Iskandar Mohamad. Question: What is the future energy

source of automotive engine? Yanbu Industrial College. [Electronic resource] / Research gate - Access mode: https://www.researchgate.net/post/What_is_the_future_energy _source_of_automotive_engine

9. The Global Competitiveness Report. WEF, Geneva: Oxford

UniversitvPress, 2010. [Electronic resource] / - Access mode: http://www10.iadb.org/intal/intalcdi/PE/2012/12185.pdf

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.