УДК 378 Б01 10.52928/2070-1632-2021-59-14-103-108
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
канд. юрид. наук, доц. И.В. ВЕГЕРА (Полоцкий государственный университет) ORCID: https://orcid. org. 0000-0002-0495-6187
Рассматривается проблема повышения качества юридического образования и его соответствия современным вызовам, возникающим в условиях развития информационного общества. Определены основные тенденции и процессы, которые необходимо учитывать при организации высшего юридического образования, и как следствие - новые требования, которые предъявляются к подготовке юриста в современных условиях, в частности, к образовательному процессу и содержанию образовательных программ. Рассмотрены такие характеристики юридической подготовки, как гибкость и вариативность, междисциплинарность, многоступенчатость, непрерывность, профилизация, персонализация, инновационная и научная направленность, практико-ориентированность юридического образования. Обоснована необходимость адекватной трансформации юридического образования с использованием всех достижений информационных технологий. Исследовано влияние на юридическое образование тенденций глобализации и интернационализации. Определены качества юриста, которые выходят на передний план наряду с классическими профессиональными навыками.
Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, качество образования, тенденции развития образования, цифровое общество.
Введение. Повышение качества образования всегда являлось предметом постоянного и пристального анализа как ученых, так и практиков, поскольку подготовка в высшей школе невозможна без ориентации на современные тенденции и перспективы развития общества, решение актуальных проблем, стоящих перед всем миром и конкретным государством. Высшее юридическое образование не является исключением в этом процессе. Более того, в последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве подготовки студентов юридического профиля, избыточности юристов на рынке труда, необходимости взаимодействия юридического образования и науки с практической деятельностью, об актуализации подходов к содержанию юридической подготовки с учетом развития цифровых технологий и формирования цифрового общества, углубленной специализации юридической подготовки и ряд других. Все эти вопросы актуализируют проблему поиска ответов на современные вызовы, разработки новых подходов, отвечающих не только национальным, но и мировым тенденциям развития общества, в силу этого - проблему исследования перспектив развития высшего юридического образования в Беларуси.
Основная часть. Модели юридического образования во многом детерминированы особенностями становления и развития национальных правовых систем. В то же время, вхождение национальной системы образования в мировое образовательное пространство выводит на первый план необходимость учета мировых трендов в развитии юридического образования, запросов международного сообщества к компетенциям специалистов юридической сферы. Особое значение при выводе национальной системы образования на соответствующий мировым стандартам уровень имеет повышение качества и усовершенствование структуры подготовки специалистов, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда с учетом современного уровня и динамики развития общественных и технологических процессов (глобализация, стирание границ, автоматизация, цифро-визация и др.). Преподавание фундаментальных правовых концепций должно быть дополнено методиками, позволяющими формировать критическое творческое мышление, направленное на более глубокое понимание юридических проблем в более широком социально-политическом и технологическом контексте. Юридические школы должны реагировать на вопрос о будущей роли профессии юриста, влиянии на нее технологического прогресса и автоматизации, и соответственно определять содержание юридического образования. При этом на первое место при подготовке юристов выходит формирование компетенций, включающих междисциплинарное понимание происходящих процессов, творческий подход к решению юридических задач и социальный интеллект, определяющий успешность взаимодействия в условиях сложных социальных отношений [1, с. 264].
Совершенствование и оптимизация национальной системы образования в указанном русле невозможны без внедрения инновационных подходов в образовательный процесс. Создание и реализация современных образовательных программ, направленных на формирование всех необходимых компетенций, соответствующих требованиям времени; разработка и использование новых образовательных технологий, соответствующих уровню развития информационного общества и требованиям организаций-заказчиков кадров; все более широкое использование информационно-коммуникационных технологий как необходимого элемента в условиях увеличения объема информации и самостоятельной работы; развитие практико-ориентированного обучения на всех уровнях получения высшего образования - все эти направления особо актуальны для повышения качества высшего юридического образования при современном уровне общества и тенденциях его развития.
В русле указанных требований и тенденций в 2017 г. была разработана Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года, которая определяет основные направления совершенствования образовательной области в условиях развивающейся политической и социально-экономической системы государства и прогнозирует возможности повышения её социальной эффективности1. Реализация Концепции направлена на устранение имеющихся проблем и создание научно обоснованной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации, растущей в мире конкуренции, инновационности базовых отраслей и новых производств, современных систем управления.
Современные тенденции развития общества и вызовы, возникающие перед юридической профессией в условиях высоких скоростей научно-технического прогресса и социальных изменений, можно объединить и представить в виде нескольких основных направлений.
1. Возникновение новых сфер и форм общественных отношений. Любая профессия, несмотря на свою специфику и область применения, должна учитывать современные тенденции развития общества, а также возникающие в связи с этим новые вызовы. Право так же должно реагировать на постоянно меняющийся и ускоряющийся мир, регулярно возникающие новые виды общественных отношений, которые должны обрести адекватную правовую форму. В связи с этим юридическое образование призвано не только давать крепкую фундаментальную базу, но и формировать навыки, которые потребуются при выполнении новых задач, не возникавших ранее.
Технологический прогресс привел к появлению тенденций, которые невозможно не учитывать в правовом регулировании общественных отношений и юридической практике:
- смартизация, смарт-окружение: «умные» элементы жизни общества (машины, дома, инструменты, инфраструктура, гаджеты и т.д.);
- сетевизация общества;
- устойчивое развитие общества и экологизация всех процессов, переход к «чистой энергии», «зеленому строительству», инфраструктуре, дружественной природе и человеку;
- автоматизация и роботизация;
- виртуальная реальность (киберспорт, музеи, игры, дизайн);
- стремительное развитие и интенсивное внедрение ИК-технологий во все сферы жизни общества;
- изменение форм коммуникации и социализации людей;
- развитие государственно-частного партнерства, возникновение новых бизнес-моделей, и ряд других.
Следствием этих тенденций непременно должно стать расширение сферы юридической деятельности на
стыке гражданского, финансового, строительного, экологического, информационного, уголовного и других областей права. Появляются новые направления, связанные с работой юриста в интернет-пространстве, виртуальной реальности, в условиях масштабной цифровизации всех процессов, современной бизнес-среды и т.д. Все чаще можно слышать о таких профессиях, как медиатор, семейный юрист, оценщик интеллектуальной собственности, кредитный адвокат, сетевой юрист, виртуальный адвокат, киберследователь, медиаполицейский и др.
Указанные тенденции непрерывно ставят перед юридической профессией новые требования: узкопро-фильность, непрерывное самообразование, кросс-функциональность, нацеленность на клиента, адаптивность.
Наряду с усложнением социальных связей и технологических процессов возникла и обратная тенденция: в последнее время юридические компании все чаще стали задумываться о том, как сделать «большие и сложные» документы понятными для клиентов. Следствием решения данной задачи стало появление нового способа юридического мышления и его внешнего выражения - «Legal Design» («Юридический дизайн»), который основан на клиенто-ориентированном подходе и является отражением дизайнерского мышления юриста. В рамках такого подхода в процессе юридической деятельности учитывается специфика всех заинтересованных лиц и их интерес, уровень подготовки правореализующего субъекта, причины возникновения поставленной задачи и цели ее решения, возможные альтернативы решения проблемы и их последствия, а также другие аспекты. К примеру, в процессе подготовки договора юрист должен подумать о том, как стороны будут им пользоваться, правильно ли они его интерпретируют, учтены ли все интересы и цели.
Практика юридического дизайна встречается все чаще и чаще. Экспериментальное регулирование, интерактивный конструктор лицензий (в авторском праве) с использованием символьных обозначений, договоры с сотовыми операторами - вот лишь некоторые примеры внедрения юридического дизайна. Скандинавские страны считаются пионерами в данной области и активно разрабатывают дизайнерские приемы, которые могут применять юристы во всем мире для решения задач своих клиентов.
Очевидно, что традиционному юридическому образованию в данный момент не хватает таких инструментов, которые бы учили, как работать в современной бизнес-среде с ее постоянно меняющимися моделями.
Следствием вышеперечисленных процессов становится постепенная реконфигурация рынка труда и возникновение новых требований, которые предъявляются к высшему юридическому образованию:
- Гибкость и вариативность образовательных программ и их быстрое реагирование на изменение правовой действительности (современное наполнение, учет последних тенденций, адекватная расстановка приоритетов). Важную роль при этом играет возрастающая самостоятельность университетов при разработке и наполнении
1 Каменков, В.С. Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь до 2025 года [Электронный ресурс] / В.С. Каменков // Информационно-правовая система Нормативка.Ьу. URL: https://dnormativka.by/lib/document/69001.
учебных планов и учебных программ. В то же время, при всей модернизации правового регулирования и юридической практики важно обозначить стартовую точку опоры - приоритет общепризнанных принципов международного права, соблюдение международно-правовых обязательств, прямое действие конституции и ее базовых принципов, которые универсальны и применимы в условиях высокой динамики современных правоотношений.
- Все более возрастающая междисциплинарность образовательных программ, программ «на стыке» права и других областей науки (техники, экологии, медицины, информационных технологий, биологии, экономики и др.). Данное требование необходимо реализовывать не только на уровне открытия новых междисциплинарных специальностей, но и при разработке учебных планов, внедрении новых учебных дисциплин и переформатировании существующих, выборе методик преподавания, реализации учебных и научных студенческих проектов.
В силу персонификации образования, учитывая, что массив правовой информации постоянно увеличивается, возникает объективная необходимость увеличения доли самостоятельной работы студента, развития многоступенчатости, непрерывности и профилизации юридического образования.
- Самостоятельность в подготовке юриста постепенно превалирует. Как следствие, на первый план выходит необходимость «переформатировать» преподавателя, который на фоне огромного информационного поля должен стать носителем уникальной информации, а также тьютором, персональным наставником на пути индивидуального развития. Такой преподаватель направляет, акцентирует на важном и главном, мотивирует, заинтересовывает, руководит процессом обучения, отслеживает и анализирует текущие результаты и ошибки и т.д. В условиях массовости высшего образования эта задача выглядит парадоксальной, но лишь на первый взгляд, поскольку еще более значимым трендом выступает персонализация образования, которая возможна и активно развивается в условиях современных технологий. Индивидуальный подход при массовом образовании - важнейший вызов, стоящий перед современной высшей школой.
В рамках данного направления не менее важным становится разработка современных учебно-методических материалов, позволяющих студенту сориентироваться в предмете, изучить базу, пройти тренинги, проверить себя, закрепить теорию на практике, сформировать профессиональные и гибкие навыки. При этом предлагаемые учебные инструменты должны быть адекватны текущему уровню развития информационных технологий и соответствовать интересам современного студента, должны быть конкурентоспособными в необъятном массиве информационных ресурсов (онлайн-курсы, видеолекции, тренажеры, подкасты и другие ресурсы, бесплатные и доступные в Интернете). Важно использование современных программных продуктов, приложений, образовательных платформ, оснащенных большим количеством удобных и разнообразных инструментов, делающих процесс обучения интерактивным, персонифицированным, прозрачным, контролируемым и интересным.
- Многоступенчатость и профилизация в процессе подготовки юридических кадров. К классическому образованию, дающему базовые знания в области юриспруденции на уровне бакалавриата и магистратуры, должны примыкать постоянно обновляющиеся программы дополнительного образования, которые имеют узкую специализацию (юрист в сфере интеллектуальной собственности, юрист в сфере информационных технологий, сетевой юрист и т.д.). Стоит рассмотреть вопрос о разработке новых программ переподготовки, которые, в отличие от существующих, предлагаемых для слушателей с другой специальностью, будут направлены на дальнейшую подготовку юристов по направлениям, требующим знаний по двум или более специальностям.
2. Развитие информационного общества и цифровая трансформация образования. В XXI веке новые технологические достижения, меняющие систему и формы человеческих взаимосвязей, а также подходы к самому понятию работы, актуализируют вопросы реформирования высшего образования. Как отмечает Дэниэл Голдсуорфи, «такие достижения, естественно, создают проблемы для юристов и юридического образования. Закон не застрахован от технологического развития и рисков, связанных с автоматизацией. Юридические роли, которые включают повторение и распознавание паттернов, будут все больше подвержены автоматизации с помощью умных и самообучающихся алгоритмов. В долгосрочной перспективе эти силы изменят и переопределят роль человека в юридической деятельности, и, следовательно, они должны определять будущее юридического образования» [1, с. 244-245]. Можно согласиться с Мэри Киз и Ричардом Джонстоном, которые указывают на роль современных технологий: «В свое время промышленная революция действительно была «революционной», поскольку она покончила с рабочими местами, полагавшимися на силу и повторяющиеся действия. Однако машины не могли воспроизвести когнитивные способности человека. С развитием искусственного интеллекта ситуация поменялась: технологии теперь начинают превосходить людей и по этому показателю»2. Некоторые эксперты уже сейчас прогнозируют, что скоро необходимость в юристах может отпасть или резко снизиться, поскольку «искусственный интеллект продвинется до такой степени, что ответы на юридические вопросы более эффективно можно будет получать у компьютера, нежели чем у человека»3. Профессия юриста, таким образом, находится в уязвимом положении перед искусственным интеллектом и связанными с ним тех-
2 Keyes, M. Changing Legal Education: Rhetoric, Reality, and Prospects for the Future [Электронный ресурс] / Mary Keyes, Richard Johnstone / Sydney Law Review. - 2004. - № 26 (4). - P. 538. URL: http://www.austlii.edu.au/au/journals/SydLawRw/2004/26.html.
3 Singh, Manveen. In the Line of Fire: Is Technology Taking Over the Legal Profession? [Электронный ресурс] / Manveen Singh // North Carolina Central Law Review. - 2017. - № 40(1). - P. 122 - 139. URL: https://www.researchgate.net/publication/332208630 In the Line of Fire Is Technology Taking Over the Legal Profession.
нологическими разработками. Поэтому уже сейчас необходимо подумать о том, как это повлияет на юридическое образование в ближайшем будущем4.
С другой стороны, как отмечается в литературе, для того чтобы работа юристов стала полностью автоматизирована, необходимо преодолеть технические препятствия, связанные с творческим и социальным интеллектом человека. Это означает, что компьютеризация в юридической сфере в среднесрочной перспективе лишь дополнит работу юристов, но не заменит ее полностью5.
Таким образом, несовершенства в компьютеризации и автоматизации процессов сохраняют неснижае-мую ценность человека при выполнении юридических задач, требующих творческого и социального интеллекта. Навыки, необходимые и ценные в юридической профессии, в ближайшее время будут существенно меняться под влиянием развития цифровых технологий и их внедрения в юридическую практику. Для того, чтобы юридическое образование оставалось актуальным и современным, учебные программы должны учитывать текущие и прогнозируемые тенденции в данной области. Каковы эти юридические роли и задачи, требующие творческого и социального интеллекта? И в какой степени люди могут продолжать их выполнять? Это вопросы, которые стоят на повестке дня перед юридическим образованием.
В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития детально рассмотрела возможность автоматизации различных занятий и ролей, выполняемых в настоящее время человеком. Были сформулированы те области творческого и социального интеллекта, которые требуют активной роли человека. В разрезе социального интеллекта, например, выделена способность эффективно согласовывать сложные социальные отношения, включая заботу о других или признание культурных особенностей. К когнитивному интеллекту отнесены, к примеру, творчество и сложные рассуждения6. В литературе высказывается предположение, что разграничение задач, выполняемых человеком или машиной, будет основываться на разграничении интеллекта и сознания. Такой подход предопределит те роли и обязанности, которые требуют творчества, сложных рассуждений, социального интеллекта, и в итоге останутся за человеком. Представляется, что вопрос о выработке подходов к такому разграничению также относим к сфере юридического образования [2, с. 56].
Все вышеуказанные аспекты цифровизации приводят к выводу о том, что ранее распространенный подход в юридическом образовании, основанный на простой передаче юридического опыта в мире, опосредованном цифровыми технологиями, устарел. Навыки, необходимые юристам сегодня, будут постоянно меняться. Очевидно, что развивающиеся информационные технологии будут постоянно требовать от юридического образования быстрого реагирования и адекватных изменений. В будущем юристы все чаще будут сталкиваться с необходимостью обработки больших массивов информации, циркулирующих в цифровом обществе. Это обусловливает актуальность информационной грамотности - формирования цифровых компетенций и критических способностей, позволяющих разбираться в огромных массивах данных, собираемых с постоянно увеличивающейся скоростью. От проблемы поиска информации акцент смещается в сторону проблемы оценки найденной информации.
Кроме того, технологии не только определяют способ функционирования общества, они меняют саму природу социальных отношений, что также должно быть предметом правового регулирования. Следовательно, необходимым представляется постоянная актуализация знаний и компетенций, необходимых юристам. В эпоху быстрого технологического прогресса и автоматизации такой подход позволит своевременно реагировать на изменяющуюся правовую действительность, которая станет еще более опосредованной технологиями7.
Юридические школы должны начать готовить своих студентов с учетом всего многообразия современных общественных отношений, обусловленных развитием информационных технологий и цифрового общества (управление юридическими проектами, юридические технологии и разрешение споров в Интернете и др.). В то же время следует согласиться с тем, что изменения в юридическом образовании, происходящие в ответ на изменяющуюся благодаря технологиям юридическую практику, не должны приводить к отказу от обучения студентов «правовому методу» - как думать, как юрист, как собрать и организовать сложный набор фактов, как работать с законом, как интерпретировать законодательство, юридическую практику и т.д. Эти навыки отражают глубину основных юридических знаний, которые юридические школы традиционно формировали. Они будут актуальны и в будущем8.
4 Nedelkoska, Ljubica. Automation, Skills Use and Training [Электронный ресурс] / Ljubica Nedelkoska, Glenda Quintini // Working Paper № 202. - OECD Publishing, Paris, 2018 / OECD iLibrary. URl: https://www.oecd-ilibrary.org/employment/automation-skills-use-and-training 2e2f4eea-en. DOI: 10.1787/2e2f4eea-en.
5 Frey, Carl. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? [Электронный ресурс] / Carl Frey, Michael Osborne // Working Paper, Oxford Martin School, Oxford University, 17 September 2013 ('Oxford Study'). URL: https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The Future of Employment.pdf. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.08.019.
6 См. ссылку № 4.
7 Galloway, K. A Rationale and Framework for Digital Literacies in Legal Education [Электронный ресурс] / Kate Galloway // Legal Education Review. - 2017. - № 27. - P. 1-26. URL: https://epublications.bond.edu.au/ler/vol27/iss1/9. DOI: http://dx.doi.org/10.53300/001c.6097. Hutchinson, T. Legal Research in the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс] / Terry Hutchinson // Monash University Law Review. -2017. - № 43(2). - P. 567-590. URL: https://www.researchgate.net/publication/323596189 Legal Research in the Fourth Industrial Revolution.
8 Susskind, R. Tomorrow's Lawyers: An Introduction to Your Future [Электронный ресурс] / Richard Susskind // Oxford University Press, 2013. URL: https://archive.org/details/tomorrowslawyers0000suss. DOI: 10.1017/S1472669613000625.
Таким образом, цифровизация всех процессов, дистанционные технологии, новые форматы взаимодействия, сбора, передачи, распространения и хранения информации, автоматизация документооборота, развитие искусственного интеллекта и когнитивных технологий, современные программные продукты в области права требуют от юридического образования адекватной трансформации, переформатирования с использованием всех достижений информационных технологий.
3. Инновационная и научная направленность юридического образования. Инновационность в развитии всех сфер современного общества требует от юриста таких качеств, как готовность создавать новые, нестандартные решения и идеи, быстро принимать решения «не по шаблону» в постоянно меняющихся условиях, адекватно толковать и применять правовые нормы, исходя не только из буквы, но и из духа закона, опираясь на базовые международные и конституционные ценности и др. Стимулирование стартапов, направленных на оптимизацию юридических процессов, развитие студенческого научного движения и придание ему новых форм -задача современного юридического образования.
Важным направлением видится создание межуниверситетской сети студенческого научного сотрудничества (клубы, ассоциации, консорциумы для организации научных мероприятий и международных научных проектов и т.п.). Современные технологии позволяют с легкостью обеспечить постоянное дистанционное общение, обмен опытом, организацию совместных мероприятий учебного и научного характера студентами-юристами разных вузов как на национальном, так и на международном уровне.
4. Глобализация и интернационализация в образовательной сфере. Юридическое образование - это уже не только национальный продукт для внутреннего рынка. В условиях глобализации образовательные услуги становятся все более интернациональными, и их границы постепенно стираются. Юридические образовательные программы должны ориентироваться не только на национальный, но и на региональный и международный уровни, должны быть более универсальными и привлекательными для иностранных граждан. Актуальным становится вопрос об интернационализации содержания программ и языковой вариативности в их преподавании.
Международная унификация права в литературе рассматривается как одна из важнейших задач современности в условиях глобализации. В особенности, унификация норм материального права, нацеленная на единообразное регулирование общественных отношений, обеспечивает единый правовой режим и позволяет создать единое правовое пространство.
Трансформация и конвергенция правовых систем различных стран мира в условиях глобализации, возникновение большого количества универсальных правовых принципов и норм требуют от национальной системы высшего юридического образования все большей открытости и вовлеченности в мировое юридическое пространство. Сближение систем высшего юридического образования неизбежно повлияет на педагогику юридического образования и педагогические технологии в учебном процессе, позволит нивелировать различия в образовательных технологиях и снять образовательные барьеры при обеспечении непрерывного юридического образования в разных странах. Взаимодействие систем образования, внедрение зарубежного опыта, вхождение в европейское и мировое образовательное пространство на принципах равенства и равноценного партнерства, использование новейших образовательных методик и программ, иных возможностей - все это говорит о позитивном эффекте глобализации и интернационализации в образовательной сфере.
Профессиональная конкурентоспособность юристов на международном рынке труда видится одной из приоритетных задач современной системы юридического образования. Выпускник должен быть способным анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам как на национальном, так и на международном уровнях. Такой подход к развитию юридического образования открывает перспективы сформировать у выпускника глобальное мышление, широкий профессиональный кругозор, а также компетенции, направленные на более глубокое понимание современного социального контекста правовых институтов и процессов, позволяющие решать юридические проблемы с более широких позиций, при этом основываясь на фундаментальных правовых началах и принципах.
5. Практико-ориентированность юридического образования. Реализация нового подхода к высшему образованию требует поиска инновационных форм, при которых бы осуществлялись интеграция и взаимное использование современных достижений науки, практики и образовательных технологий через формирование в университетах как центрах научно-инновационной деятельности особых субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, образовательных и научно-практических центров, учебно-научно-производственных комплексов и др.). Одной из важнейших задач в таких условиях выступает обеспечение системного взаимодействия образования, науки и практики. Оно, в свою очередь, требует усиления связи подготовки специалистов в высшей школе с практической деятельностью.
Усиление практической направленности - современная тенденция развития юридического образования в Республике Беларусь. В то же время основными проблемами в данном контексте являются: низкая эффективность учебных и производственных практик; в некоторых случаях - формальный подход к формированию компе-тентностной модели подготовки специалиста-юриста; недостаточный уровень сотрудничества учреждений образования с заказчиками юридических кадров при формировании профессиональных компетенций выпускников.
В связи с этим ставятся задачи активизации взаимодействия учреждений высшего образования с организациями-заказчиками юридических кадров и формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений; совершен-
ствование подходов к организации образовательного процесса с участием предпочтений организаций-заказчиков юридических кадров. В рамках обозначенных задач одним из направлений повышения качества образовательного процесса является обеспечение оптимального сочетания теоретических знаний и практической направленности. Реализация такого направления видится посредством углубления связей юридических факультетов с органами государственной власти и управления, адвокатурой, судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами, их научно-исследовательскими и научно-практическими центрами, юридическими компаниями и службами.
Заключение. Таким образом, современное юридическое образование должно не только учитывать уровень развития нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий и их конвергенцию, внимательно следить за технологическими прогнозами, но и давать инструменты, с помощью которых как правовое регулирование, так и юридическая практика смогут безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям и использовать их для эффективного решения своих задач.
Адаптивность, гибкость, креативность, оперативность, кросс-функциональность, аналитические и прогностическое мышление в процессе создания и реализации права выходят на передний план наряду с классическими профессиональными навыками юриста.
Перед высшим юридическим образованием в Беларуси в настоящее время стоят важные и сложные задачи, от решения которых будет зависеть, станет ли оно современным, конкурентоспособным и востребованным. Для этого необходимо постоянно отслеживать глобальные тенденции, быть готовым противостоять вызовам, успешно реагировать и преодолевать их, адекватно и быстро воспринимать и использовать прорывные технологии и изменения в социальных процессах. От этого зависит, будет ли юридическое образование той движущей силой, которая обеспечит высокий уровень в развитии правовой системы и подготовке квалифицированных юристов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Goldsworthy, D. The future of legal education in the 21st century / Daniel Goldsworthy // Adelaide Law Review. - 2020. -№ 41. - P. 243-265.
2. Harari, Y. N. Homo Deus: A Brief History of Tomorrow / Yuval Noah Harari. - Harper, 2017. - 464 p.
REFERENCES
1. Goldsworthy, D. (2020). The future of legal education in the 21st century. Adelaide Law Review. (41), 243-265. (In Engl.).
2. Harari, Y.N. (2017). Homo Deus: A Brief History of Tomorrow. Harper, 2017. (In Engl.).
Поступила 18.10.2021
CURRENT CHALLENGES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER LEGAL EDUCATION
I. VEGERA
The article discusses the problem of improving the quality of legal education and its compliance with modern challenges arising in the context of the development of the information society. The main trends and processes that need to be considered in the organization of higher legal education, and as a result, new requirements are presented to the training of a lawyer in modern conditions, in particular to the educational process and the content of educational programs. Such characteristics of legal training, as flexibility and variability, interdisciplinary, multistage, continuity, profiling, personalization, innovative and scientific orientation, practical oriented legal education are considered. The need for adequate transformation of legal education using all the achievements of information technologies is substantiated. The impact on the legal education of the trends in globalization and internationalization is investigated. Qualities of a lawyer have been defined, which come to the fore alongside classical professional skills.
Keywords: higher education, legal education, education quality, education development trends, digital society.