Научная статья на тему 'Современные виды инновационного маркетинга'

Современные виды инновационного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ / СЕНСОРНЫЙ (ЧУВСТВЕННЫЙ) МАРКЕТИНГ ИЛИ МАРКЕТИНГ ОЩУЩЕНИЙ / АРОМАМАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова С. В.

В статье рассмотрено понятие инновационного маркетинга и выявлена его роль в формировании маркетинговой политики российских компаний. Исследованы современные виды инновационного маркетинга, которые следует использовать российским компаниям в условиях модернизации экономики, сформулированы основные маркетинговые направления инновационного развития российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные виды инновационного маркетинга»

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

2. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет. Порядок постановки и основные направления развития: практическое руководство. - М.:Эксмо, 2009. - 400с.

3. Васильева Е.К., Ведерникова Н.И, Дмитриев А.А. Цены и ценообразование: Теория цены; Цены и рыночная конъюнктура; Формирование цены: Учебник для вузов (под ред. Есипова В.Е.) Изд. 4-е, доп., перераб. - СПб, Питер, 2005.- 560с.

4. Касьянова Г.Ю. НДС: практика исчисления. - М.: АБАК, 2009. -

368с.

5. Либерман К.А. Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу

Российской Федерации. Глава 21. - М.: РОСБУХ, 2009

6. Началов А.В. Налоговый словарь. - М., Статус-Кво 97, 2004. - 400с.

Контактная информация:

тел. 8(916)513-01-77 e-mail: elvira.bi@list.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА THE MODERN TYPES OF INNOVATION MARKETING

С.В. КАРПОВА, к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Маркетинг»

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

S.V. KARPOVA, Ph.D., Associate Professor, Head of the Chair, Marketing

Department of the Finance Academy, the Government of the Russian

Federation

Аннотация

В статье рассмотрено понятие инновационного маркетинга и выявлена его роль в формировании маркетинговой политики российских компаний. Исследованы современные виды инновационного маркетинга, которые следует использовать российским компаниям в условиях модернизации экономики, сформулированы основные маркетинговые направления инновационного развития российских компаний.

Abstract

The meaning and role of innovation marketing in the marketing policy at the Russian companies is determined in this article. The modern varieties of

innovation marketing during modernization are presented in the article. The author concluded the article with the key marketing ways for the development of Russian companies.

Ключевые слова: инновации, современные виды инновационного маркетинга, инновационный путь развития российских компаний, сенсорный (чувственный) маркетинг или маркетинг ощущений, арома-маркетинг.

Keywords: innovations, the modern varieties of innovation marketing, innovative way of development for Russian companies, sense marketing, aroma marketing.

Понятие инновации относится не только к технологии в узком смысле, но и к способам маркетинга, позиционирования продукции и предоставления услуг. Наиболее динамичные и инновационные компании могут обогнать своих конкурентов, действующих в любой точке земного шара, и даже структуры, прочно закрепившиеся на своих позициях за счет использования дешевых факторов производства или экономии на масштабах, но применяющие в своих маркетинговых операциях устаревшие методы.

Понятие «маркетинг» охватывает практически все сферы деятельности компании в той степени, в какой они влияют на продажи - от исследований и разработок до закупки сырья, изготовления упаковки, транспортировки, продажи, обслуживания и т.п. Другим таким же важным видом деятельности являются инновации, разработка новых товаров и услуг более высокого качества на приемлемых для клиента условиях. Все виды инноваций представляют собой не только важнейшие составляющие маркетинга, но и средства, которые помогают выжить на рынке.

Инновации в настоящее время - не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги компании, они стали сутью современного развития во всех сферах экономики.

Концепция инновационного маркетинга является основой исследования рынка и разработки конкурентной стратегии компании. Комплекс инновационного маркетинга включает инновационные стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг.

Одним из основополагающих моментов в формировании инновационной теории маркетинга является создание организационно-экономического механизма управления инновациями, которое требует учета особенностей инновационного процесса, охватывающего цикл от возникновения идеи, выработки стратегии и до ее практической реализации. Эти особенности вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данный процесс.

Логика развития новаторской (инновационной) компании приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического планирования на стратегический уровень, на уровень формирования нового типа управления — инновационного маркетинга. Инновационный маркетинг в современном понимании представляет собой единство стратегий, философии бизнеса, функций и процедур управления компанией[1]. В промышленно развитых странах инновационная стратегия маркетинговой концепции развития компании занимает одно из главных мест уже в течение десятилетий.

Темпы развития производства в мире ускоряются с каждым десятилетием, но при этом экономика продолжает развиваться циклически, лишь сокращая время прохождения очередного витка обновления. Если раньше компания могла иметь монополию на знания и технологии в течение длительного времени, предотвращала копирование своих продуктов и услуг компаниями-конкурентами, то бурное развитие рынка сократило этот процесс сначала до нескольких лет, потом месяцев, а теперь уже дней.

В настоящее время конкуренция на рынке усиливается, т.к. на рынке появляется много аналогичных товаров, которые потребители оценивают не

только с точки зрения своей платежеспособности, но и по степени удовлетворения потребностей.

Поэтому маркетологи все чаще говорят о том, что статистические методы изучения потребительских предпочтений изжили себя. Главным становится интуиция, вдохновение и прямое общение с клиентами. Так, например, Дж. Уинзор[2] предлагает инновационный метод распознавания образа современного потребителя, принципиально отличающийся от статистического подхода к изучению потребительских предпочтений. Он полагает, и с этим можно согласиться, что результаты традиционных маркетинговых исследований уже не могут служить основанием для принятия стратегических решений, касающихся развития бизнеса. С Джоном Уинзором согласен психолог Джеральд Залтман, который в своей книге «Как мыслит потребитель» пишет о том, что исследования, нацеленные на вычленение из цифровых массивов образа среднестатистического потребителя, слишком упрощают его образ.

Компании, продукты, услуги конкурируют уже не из-за количества лошадиных сил или размера удорожания, а за дизайн, сроки гарантии, качество обслуживания, бренд и доступность финансирования. Конкурентоспособность компании обеспечивается ее совокупным интеллектом и частотой его применения сотрудниками.

Единственный шанс развиваться - создать инновационный бизнес, который бы работал круглые сутки, своего рода «продуктовую фабрику», генерирующую бизнес-идеи и способствующую модернизации экономики.

Успешность продаж определяется отличием продукции или услуг от других предложений и их инновационностью. Инновация - это локомотив, который толкает бизнес вперед, снова и снова. Инновация требует экспериментов, а составляющая часть любого эксперимента - риск совершения ошибки, риск неудачи. Компания, выбравшая инновационную

стратегию развития, должна планировать процент неудачных экспериментов.

Одним из современных видов инновационного маркетинга является сенсорный (чувственный) маркетинг (от англ. слова sense - чувство) или маркетинг ощущений. В соответствии с теорией сенсорного маркетинга, бренды должны пахнуть, звучать, иметь собственный уникальный вкус и давать тактильные ощущения. Сенсорный маркетинг связан с воздействием на пять видов органов чувств человека: зрение, слух, обоняние, вкусовое восприятие и осязание.

Средством мотивации при проведении сенсорного маркетинга могут служить три основные маркетинговые цели:

1. Дифференциация компании и ее продуктов на рынке.

2. Поощрение клиентов к совершению покупок.

3. Придание продукту ценностной значимости в глазах клиента.

Можно сказать, что единой целью чувственного маркетинга является

создание обстановки в местах продажи для изменения поведения потребителя, хотя при выборе сенсорного (чувственного) подхода следует избрать более конкретную цель для рекламной кампании.

Арома-маркетинг является составляющей частью чувственного маркетинга, воздействующего на чувства или точнее на эмоции человека. Арома-маркетинг использует обоняние для привлечения внимания. Арома-маркетинг - ароматизация воздуха для стимулирования продаж и благоприятного влияния на покупателя. Ароматы (запахи) воздействуют на подсознание человека, побуждая его к более эмоциональным решениям, в том числе и к покупке товара (бренда). Технологи и маркетологи ищут новые возможности использовать эту человеческую слабость. По оценкам специалистов, запах - один из доминирующих факторов, влияющих на покупку [3].

Запах получил статус полновесного маркетингового инструмента благодаря Мартину Линдстрому, который проповедовал теорию чувственного маркетинга. В то же время, пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и влияют на поведение человека.

Кроме того, профессор медицинской психологии из университета Дюка Северной Каролины Сьюзен Шихман и директор Центра химических исследований в Филадельфии Дэвид Бошум считают, что, несмотря на различие интересов, вкусов и взглядов, которые часто встречаются в браке, пары все равно не расходятся, если им нравится запах друг друга. Причем этот запах нельзя забить никакими духами, дезодорантами и т.д., но с помощью парфюмерии можно лишь на время обмануть партнера.

Маркетинговые исследования показывают, что наличие приятных ароматов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15-20% дольше времени, чем обычно, что положительно сказывается на уровне продаж. Приятный аромат побуждает к импульсивным покупкам. Арома-маркетинг позволяет выделиться среди конкурентов, подчеркнуть стиль, имидж и статус компании. В магазинах одежды Hugo Boss, например, пахнет цветами, чаще всего - лилиями. В магазинах, торгующих изделиями из кожи и кожзаменителя, часто распыляют ароматизатор с запахом натуральной кожи. Считается, что это улучшает представление о качестве товара. Так, в российской обувной сети «Эконика» посчитали, что потребительский ажиотаж разжигается запахом распускающихся почек.

Уникальность сенсорного маркетинга состоит в том, что можно воздействовать на аудиторию не только при непосредственном контакте на местах продаж, но и через рекламу, посылая покупателям не столько рациональные мотивы покупки, сколько эмоциональный призыв вспомнить, ощутить, потрогать.

Конечно, компания не всегда может предугадать, что именно понравится человеку, поэтому ведущие производители пытаются сами диктовать моду с помощью рекламно-маркетингового пресса.

Деятельность многих компаний и их успехи доказывают, что маркетинг в умелых руках - мощный инструмент и долгосрочные инвестиции в инновационное развитие, способствующее модернизации экономики.

Экономика России, находящаяся в процессе активной интеграции в мировую систему, также находится под воздействием негативных факторов мирового финансового кризиса, как и мировая экономика. В этих условиях перед российскими компаниями стоят жизненно важные, но крайне сложные задачи: значительно повысить конкурентоспособность, обеспечить рост инвестиционной привлекательности и переход к инновационному пути развития, достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста. Даже при благоприятных внешних условиях решение этих задач предполагает переход на качественно новый уровень маркетинга, отличающийся стратегическим и инновационным характером решений, обоснованностью, последовательностью и результативностью действий. В настоящее время в России всего лишь 9,4% предприятий работают с применением тех или иных технологических инноваций. В Германии же, например, доля таких предприятий достигает 73% [4].

Переход от экономики, основанной на добыче и переработке полезных ископаемых, к инновационной экономике - достаточно непростой. На наш взгляд, современные виды инновационного маркетинга должны стать инструментом, влияющий на развитие российских компаний в условиях модернизации экономики.

Библиографический список:

1. Карпова С.В. Инновационные стратегии маркетинговой политики современных ТНК: монография. М.: ООО «Эльф ИПР», 2009.

2. Уинзор Джон По ту сторону бренда. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Карпова С.В. Брендинг: учебн. пос. М.: Кнорус, 2008, С. 174.

4. Муравьева И., Павлов Б. Все новое - в жизнь. //Бизнес и Выставки. 2009. № 5. С. 41.

Контактная информация:

Тел. 8(499)943-94-65 e-mail: marketing@fa.ru

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

THE ROLE OF STRATEGIC MARKETING IN MAINTENANCE OF CONSULTING SERVICES COMPETING ABILITIES

А.В. КОВТУНЕНКО, ассистент кафедры «Экономика и управление»

ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (г.

Тольятти)

A.V. KOVTUNENKO, Teaching Assistant, Economy&Management

Department at Volga Region State University of Service (Toghliatti)

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления конкурентоспособностью консалтинговых услуг в условиях рецессии на основе маркетингового подхода. Раскрыта роль стратегического маркетинга в системе обеспечения конкурентоспособности консалтинговых услуг с учетом их специфики. Предложен комплекс рекомендаций по повышению эффективности использования инструментов стратегического маркетинга в деятельности консалтинговых фирм.

Abstract

The article addresses certain issues of competing ability management in the field of consulting services. The role of strategic marketing in the system of competing ability support of consulting services is studied with respect to their specificity. The set of recommendations how to increase the efficiency of strategic marketing tools used in consulting firms is suggested in this paper.

Ключевые слова: консалтинг; конкурентоспособность; маркетинговый подход; стратегический маркетинг; стратегическая конкурентоспособность; управление конкурентоспособностью.

Keywords: consulting; competitiveness; marketing approach; strategic marketing; strategic competitiveness; management of competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.