Научная статья на тему 'Современные условия перехода Сибири на модель устойчивого развития'

Современные условия перехода Сибири на модель устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / регион / стратегия / инновации / ресурсы / управление / sustainable development / region / strategy / innovations / resources / management

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Произведено выявление современных условий перехода Сибири на модель устойчивого развития. Определена степень управляемости глобальных и локальных факторов устойчивого развития. Предложены стратегические направления социально-экономического реформирования. Даны рекомендации по совершенствованию процесса управления переходом Сибири на модель устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern conditions of Siberia"s transition to a sustainable development model are discovered. Controllability degree of sustainable development global and local factors is defined. Strategic directions of social and economic reforming are offered. Recommendations about the improvement of Siberia"s transition process management to a sustainable development model are made.

Текст научной работы на тему «Современные условия перехода Сибири на модель устойчивого развития»

УДК 338.24(571.53) A.B. САМАРУХА

ББК 65.050(2Рос) зам. директора по региональной экономике

НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: samarukha_alex@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА СИБИРИ НА МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ*

Произведено выявление современных условий перехода Сибири на модель устойчивого развития. Определена степень управляемости глобальных и локальных факторов устойчивого развития. Предложены стратегические направления социально-экономического реформирования. Даны рекомендации по совершенствованию процесса управления переходом Сибири на модель устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, стратегия, инновации, ресурсы, управление.

A.V. SAMARUKHA

Deputy Director of Regional Economy of Research Institute of Self-Regulation and Business Development of Baikal National University of Economics and Law, PhD of Economics, associate professor, Irkutsk e-mail: samarukha_alex@mail.ru

MODERN CONDITIONS OF SIBERIA’S TRANSITION TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT MODEL

The modern conditions of Siberia's transition to a sustainable development model are discovered. Controllability degree of sustainable development global and local factors is defined. Strategic directions of social and economic reforming are offered. Recommendations about the improvement of Siberia's transition process management to a sustainable development model are made.

Keywords: sustainable development, region, strategy, innovations, resources, management.

В настоящее время существует множество угроз и проблем перехода России, и Сибири в частности, к устойчивому развитию, которые сводятся, по мнению многих ученых, к климатическим [3], экономическим1, технологическим, управленческим, организационным, психологическим [1].

’ Прямо или косвенно затрагивается всеми авторами.

При этом проблема перехода к устойчивому развитию также заключается в том, что, с одной стороны, имеются достаточно явные экологические проблемы и вполне осознаваемая проблема исчерпаемости природных ресурсов, а с другой стороны, даже на теоретическом уровне отсутствуют ясные способы решения этих проблем экономически целесообразным образом [4]. Кроме того, существуют серьезные бреши в механизмах исполнения и без того относи-

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© А.В. Самаруха, 2009

тельно мягкого российского экологического законодательства, широко распространена коррупция, зачастую присутствует практика, когда выгоднее выплачивать штрафы за сверхнормативные сбросы, чем заниматься модернизацией производства и обслуживанием очистного оборудования. Также отсутствуют действенные механизмы общественного контроля и оперативного ведомственного выявления экологических нарушений.

Кроме того, у территорий и регионов, обладающих собственной природно-климатической, социально-экономической и экологической спецификой, существуют особенности перехода к устойчивому развитию как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне муниципальных образований. При этом Сибирь полностью представлена субъектами Федерации, каждый из которых обладает более чем одним набором специфических особенностей (острая социальноэкономическая дифференциация, наличие северных территорий, зон вечной мерзлоты, таких объектов, как оз. Байкал, широкое присутствие финансово-промышленных конгломератов, наличие экологически опасных объектов и т.д.).

Для определения современных возможностей перехода Сибири и входящих в ее состав субъектов Федерации на модель устойчивого развития необходимо выявить факторы, влияющие на ее социально-экономическое и экологическое состояние. В этой связи, на наш взгляд, во-первых, целесообразно разделить факторы на глобальные и локальные. Во-вторых, необходимо выделить управляемые (т.е. антропогенные), неуправляемые (т.е. природно-климатические и необратимые антропогенные) и условно управляемые (т.е. геополитические, экстремистские и экономические). На уровне Сибири (СФО) к глобальным можно отнести следующие факторы:

- климат (антропогенное и естественное космопланетарное, но на данном этапе развития науки во многом необъяснимое изменение природных условий жизни человека во всех частях планеты);

- геополитика (угрозы международных войн с применением оружия массового поражения);

- терроризм (угрозы нанесения глобального экологического ущерба в результате

нарушения сохранности ядовитых отходов, применения биологического, химического, ядерного оружия);

- глобальная экономика (преобладание интересов трансконтинентальных корпораций);

- международная преступность (деятельность наркосиндикатов, торговля оружием, людьми);

- государственная политика (угроза изменения внутреннего устойчивого инновационного направления развития России на иное в результате смены политической власти);

- активное развитие высоких технологий

(угрозы ошибок и их фактическая реализация в прикладной и экспериментальной науке: коллайдер, нейролингвистическое

программирование и психотронное воздействие, негативные последствия применения разработок в области генной инженерии, фармацевтики, а также БАДов и т.п.).

К локальным факторам можно отнести следующие:

- местная природно-климатическая специфика;

- загрязнение окружающей среды (антропогенное изменение природных условий жизни населения субъектов Федерации — промышленное загрязнение атмосферы, воды, почвы);

- низкий уровень экологической культуры населения (несоблюдение морально-этических норм и правил поддержания чистоты территорий, утилизации твердых и жидких отходов жизнедеятельности, неоправданно высокий уровень выбросов парниковых газов и т.д.);

- низкий уровень генетической и гигиенической культуры населения (наркомания, алкогольная зависимость, высокий уровень венерических заболеваний, низкий уровень развития физической культуры и спорта и т.д.);

- низкий уровень правовой культуры населения (экономическая и бытовая преступность, проституция);

- несостоятельность региональной политики (неспособность органов региональной и муниципальной власти на территориальном уровне реализовывать стратегические цели и решать конкретные задачи).

Выявленные факторы достаточно просто разделить по возможности управлять сни-

жением их воздействия на уровне региона, каким является СФО:

- неуправляемые на современном этапе развития науки и техники — климатические изменения (парниковый эффект, всемирное потепление, озоновые дыры, увеличение солнечной, вулканической активности и сейсмических проявлений, ускорение таяния ледников, арктических и антарктических льдов, изменение состава океанических вод, атмосферы, магнитного поля планеты и т.д., что отчасти вызвано необратимым антропогенным воздействием, но в большей степени естественными космопланетарными процессами);

- условно управляемые: геополитика,

терроризм, глобальная экономика, международная преступность, государственная политика, процесс развития и внедрения высоких технологий;

- управляемые: низкий уровень адап-

тации экономики к местной природно-климатической специфике, растущий уровень загрязнения окружающей среды, снижающийся уровень экологической, генетической, гигиенической, правовой культуры населения и его доверия региональной и муниципальной власти и проводимой ею политике.

Для реализации концепции перехода России [2], и Сибири в частности, к устойчивому развитию необходимо поступательно двигаться во всех трех направлениях с целью снижения негативных проявлений и воздействий на конкретные экономические объекты и население территорий субъектов Федерации. Следует расширять фундаментальные исследования климата и космопланетарных процессов, активно противодействовать влиянию условно управляемых факторов и реализовывать долгосрочную стратегию по изменению негативной ситуации в сфере влияния управляемых факторов на инновационных и морально приемлемых принципах в русле позитивного взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом.

В настоящее время наиболее распространенным тезисом устойчивого развития является утверждение о необходимости сбалансированного развития экономической, социальной и экологической сфер с целью снижения нагрузки на экосистему и сохранения приемлемых условий жизнедеятельности

для будущих поколений. При этом основные инновационные мероприятия по-прежнему активно реализуются в сфере недропользования и индустриализации, что по многим моментам, учитывая отсутствие жесткого экологического контроля в виде реально работающего механизма исполнения экологического законодательства, наряду с его ужесточением, по сути является противоречием устойчивому развитию. Скромные меры по разработке инновационных экологически чистых и экологоориентированных технологий, а также по энергосбережению не получают стремительного и масштабного развития, способного изменить ситуацию к лучшему. К тому же основой современной экоразрушительной экономики являются прежде всего низкая образовательная информированность и несформированность экосоциальной1 культуры народов, представляющие собой следствие низкого уровня и качества жизни населения России, и Сибири в частности.

На наш взгляд, при всех современных негативных условиях жизнедеятельности общества в России переход к устойчивому развитию возможен в достаточно обозримом периоде — в течение 15-20 лет. При условии сохранения средних климатических параметров и геополитического равновесия, при отсутствии глобальных и крупномасштабных техногенных и террористических катастроф возможна реализация трех принципиально различающихся моделей перехода к устойчивому развитию территории СФО с достижением главной цели — повышение уровня и качества жизни его населения при выравнивании межрегиональной дифференциации данных показателей. Это следующие модели:

- индустриально-сырьевая (активное применение инновационных технологий при разработке недр, внедрение энергосберегающих технологий, развитие территориальных индустриальных комплексов и малого промышленного производства в условиях жесткого экологического контроля с разделением промышленных функций и отраслей

1 Авторское: уровень экологического, генетического, гигиенического, правового воспитания и образования людей.

между субъектами Федерации, входящими в СФО);

- инновационно-сырьевая (активная разработка инновационных технологий нового экосберегающего типа и их поэтапное внедрение полноценными автономными ресурсодобывающими и перерабатывающими комплексами, производящими конечный продукт с высокой долей добавленной стоимости, на территории каждого субъекта Федерации при постепенной замене и дальнейшем отказе от существующих промышленных технологий, разработка новых видов топлива и энергоресурсов, формирование информационного общества);

- инновационно-индустриальная (создание прорывных технологий нового поколения, не требующих активной разработки недр, переход на новый технико-технологический уклад во всех сферах жизнедеятельности общества на принципах высокого моральноэтического воспитания и образования народа с поэтапной переработкой старых технологий в новые автономные локально-территориальные жизнеобеспечивающие комплексы, переход на новые виды энерготехнологий и источников энергии, создание высокоинформационного общества).

Предлагаемые модели могут быть реализованы поэтапно или вне изложенного порядка. При этом реализация первой модели возможна за период в 15-20 лет, тогда как вторая может потребовать более 25-30 лет преобразований, третья же модель может быть реализована либо в особо короткие сроки — 10-15 лет (при наличии достаточной научно-технической мысли), либо после реализации первой или второй модели или их обеих.

На наш взгляд, стремление общества должно быть направлено на третью модель, но в ходе реализации второй. В настоящее время органы федеральной и региональной власти в основном делают упор на реализацию первой модели, которая далеко не по всем параметрам соответствует принципам перехода к устойчивому развитию в обозримом будущем.

Для скорейшего перехода на модель устойчивого развития на уровне субъектов Сибирского федерального округа, на наш взгляд, необходимо расширить теорию и практику законодательного, нормативно-

го и надзорного механизмов обеспечения перехода на модель устойчивого развития территорий:

- разработать и законодательно закрепить необходимость объединенного межведомственного надзора и контроля за межрегиональными природными территориями (Байкальская природная территория, северные территории, национальные природные парки и заповедники Сибири) с учетом международного экологического взаимодействия и экономического сотрудничества (Монголия, Китай, Казахстан);

- разработать и законодательно закрепить принципы суровой уголовной ответственности за превышение допустимых объемов выброса вредных веществ вплоть до высшей меры наказания, в частности касательно объектов всемирного наследия (оз. Байкал), национальных природных парков, заповедников и населенных пунктов;

- рассмотреть имеющиеся законы и нормативные акты с целью согласования федерального и регионального законодательства в экологической сфере и его ужесточения;

- разработать недостающие законы и привести в единое логическое соответствие экологический нормативный пакет, обеспечивающий правовую основу хозяйственной деятельности на территории Сибири, с учетом возможностей его адаптации к специфике территорий объединенных субъектов Федерации, отдельных субъектов и муниципальных образований;

- разработать и сформировать государственный заказ на исследование в области создания малогабаритных универсальных технических устройств по диагностике экологической ситуации на местности с их дальнейшим законодательным введением и широкомасштабным внедрением на уровне муниципальных образований и среди населения;

- разработать, законодательно закрепить и активно внедрять механизмы общественного контроля за экологической обстановкой, а также механизмы оперативного взаимодействия его органов с другими ведомствами.

Совершенствование подходов к управлению процессом перехода и усилению контроля за устойчивостью развития территорий,

на наш взгляд, необходимо сосредоточить в следующих направлениях:

- произвести проверку и привести в соответствие с принципами устойчивого развития все федеральные, региональные (СФО), субфедеральные и муниципальные стратегические документы;

- разработать, законодательно закрепить и активно реализовывать программу поэтапной модернизации вредных и опасных производств с применением инновационных экосберегающих технологий;

- разработать, законодательно закрепить и поэтапно реализовывать и совершенствовать программы обязательного экосоци-ального воспитания молодежи и образования занятого населения;

- разработать, законодательно закрепить и поэтапно реализовывать и совершенствовать программы обязательного изучения экологи-

ческого законодательства в общеобразовательных и высших учебных заведениях;

- разработать, законодательно закрепить и обеспечить выполнение порядка обязательной переработки ТБО на уровне муниципальных образований;

- разработать, законодательно закрепить и поэтапно реализовывать программу мероприятий по восстановлению экосистем с применением инновационных технологий и техники очистки.

На наш взгляд, предлагаемые меры, наряду с общим поступательным инновационным развитием во всех сферах жизнедеятельности, позволят в обозримом будущем — в течение 15-20 лет — перейти к устойчивому развитию России, и Сибири в частности, и обеспечить высокий уровень и качество жизни ее народов в условиях инновационного и информационного общества.

Список использованной литературы

1. Залиханов М.Ч. Устойчивое развитие России: Перспективы и угрозы // Устойчивое развитие: Наука и практика. 2002. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://sdo.uni-dubna.ru/journal/view_pub.php?id=11.

2. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ от 1 апр. 1996 г. № 440 [Электронный ресурс]. URL: http://www.medinfo.ru/medzakon/zak/ukazi/ek61.phtml.

3. Тарко А.М. Два пути устойчивого развития России // Устойчивое развитие: Наука и практика. 2004. № 2. С. 3-6.

4. Щеулин А.С. Устойчивое инновационное региональное развитие как научно-прикладное направление // Устойчивое развитие: Наука и практика. 2004. № 2 [Электронный ресурс]. URL:

http://sdo.uni-dubna.ru/journal/autor_info.php?id=20.

Bibliography (transliterated)

1. Zalikhanov M.Ch. Ustoychivoe razvitie Rossii: Perspectivy i ugrozy // Ustoychivoe razvitie: Nauka i practika. 2002. № 1 [Electronnyi resurs]. URL: http://sdo.uni-dubna.ru/journal/view_pub.php?id=11.

2. O contseptsii perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu: ukaz Prezidenta RF ot 1 apr. 1996 g. № 440 [Electronnyi resurs]. URL: http://www.medinfo.ru/medzakon/zak/ukazi/ek61.phtml.

3. Tarko A.M. Dva puti ustoychivogo razvitiya Rossii // Ustoychivoe razvitie: Nauka i practika. 2004. № 2.

S. 3-6.

4. Shcheulin A.S. Ustoychivoe innovatsionnoe regional'noe razvitie kak nauchno-pricladnoe napravlenie // Ustoychivoe razvitie: Nauka i practika. 2004. № 2 [Electronnyi resurs]. URL: http://sdo.uni-dubna.ru/journal/ autor_info.php?id=20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.