УДК: 338.23 ГРНТИ: 06.75.02
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В. С. Кудряшов, В. Ю. Доберчук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43
И Доберчук Виктория Юрьевна - viktoriadoberchuk@gmail.com
В статье проводится анализ современных угроз финансовой безопасности, поскольку в настоящее время Российская Федерация находится на этапе стремительного развития, которое связано с изменениями во многих отраслях жизни общества и государства. Несмотря на это реформирование проходит нелегко, целью его является образование рыночной системы и правового демократического государства. Также в статье рассмотрены факторы и проблемы, определяющие финансовую безопасность страны. Приведены примеры некоторых угрозы финансовой безопасности Российской Федерации. Проанализирована система индикаторов финансовой безопасности, которая является важнейшим инструментом определения состояния финансовой системы государства.
Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, внутренние угрозы, внешние угрозы, факторы, индикаторы.
MODERN THREATS TO THE FINANCIAL SECURITY OF RUSSIA V. S. Kudryashov, V. Y. Doberchuk
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 57/43 Sredniy Ave., Vasilyevsky Island, 199178 Saint Petersburg, Russia
El Doberchuk Viktoria - viktoriadoberchuk@gmail.com
The article analyzes the current threats to financial security, since at present the Russian Federation is at the stage of rapid development, which is associated with changes in many sectors of society and the state. Despite this, reform is not easy, its goal is the formation of a market system and a legal democratic state. The article also examines the factors and problems that determine the financial security of the country. Examples of some threats to the financial security of the Russian Federation are given. The system of financial security indicators is analyzed, which is an important tool for determining the state of the financial system of the state.
Keywords: financial security, economic security, internal threats, external threats, factors, indicators.
Национальная безопасность состоит из экономической, политической, военной, демографической, информационной и других видов безопасности [6]. Таким образом, ее основной составляющей является экономическая безопасность государства, которая охватывает многие стороны жизни общества.
Проблема финансовой безопасности РФ на сегодняшний день считается самой главной в сфере функционирования и последующего развития страны в виде суверенного неделимого государства [2].
Экономическая безопасность обеспечивает защиту национальных интересов, способствует развитию экономики и социально-политической стабильности общества. Ее можно рассматривать с разных сторон, а именно:
- как состояние, имеющее природно-экономические и научно-технические условия, а также профессионально подготовленное общество, что гарантирует эффективность производства и конкурентоспособность продукции;
- как категория и разноуровневая система;
- как процесс, что свидетельствует о фактической деятельности общества по сохранению и приумножению условий прогрессивного развития экономики.
Предмет экономической безопасности - это совокупность социально-экономических отношений, благодаря которым обнаруживаются и воплощаются интересы всего общества и государства по формированию и совершенствованию материальных условий национальной безопасности. К интересам экономической безопасности относятся стимулирующие мотивы экономической деятельности личности
и общества.
Финансовая безопасность занимает основное место в структуре экономической безопасности РФ, поскольку экономика государства основывается на государственных финансах. Вследствие чего Правительство РФ принимает меры по обеспечению требуемой степени финансовой безопасности страны. Халатное отношение к финансовой безопасности повлечет за собой тяжелые последствия.
Создание и осуществление эффективного механизма обеспечения финансовой безопасности обуславливает определение сущности понятия и выделение факторов, которые оказывают влияние на финансовую безопасность.
К факторам, определяющим финансовую безопасность страны относятся [3]:
- уровень законодательного обеспечения финансовой области;
- политический климат;
- уровень финансовой независимости;
- характер финансово-кредитной политики.
К основным проблемам финансовой безопасности РФ относятся две группы угроз: внешние и внутренние.
К внешним угрозам относятся:
- угрозы, вызванные изменением содержания финансовых потоков в связи с изолированностью их от воспроизводственных процессов и перемещением в спекулятивный капитал;
- угрозы, обусловленные усилием конкуренции на мировом рынке в связи с возрастающей интенсивностью экономических и хозяйственных связей;
Есопот^ | Juvenis scientia 2018 № 6
5
- угрозы, вызванные нерациональном структурой экспорта и импорта;
- угрозы, обусловленные импортной интервенцией на внутреннем рынке стратегически важных товаров и услуг.
К внутренним угрозам можно отнести:
- угрозы, обусловленные устойчивостью государственного бюджета;
- угрозы, связанные с уровнем достаточности золотовалютных резервов;
- угрозы, связанные с изменением соотношения сбережений и инвестиций в экономику;
- угрозы, вызванные низким уровнем безопасности банковской деятельности, обусловленные рентабельностью активов банков, зависимостью банков;
- угрозы, вызванные бесхозяйственностью экономических субъектов и отсутствием знаний и опыта при ведении внешнеэкономических операций, ведущих в криминализации экономики и теневым оборотам капитала;
- угрозы, вызванные состоянием на финансовых рынках, обусловленные состоянием портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом.
В настоящее время технический прогресс считается главным фактором, оказывающим влияние на повышение роли финансов. Он усилил спрос на финансовые средства, за счет успехов в информатике и технологиях. Значительная часть отраслей человеческой жизни приобщена в сферу финансов. Также немаловажное место занимает глобализация, обусловленная понижением уровня государственного регулирования.
По мнению авторов, для решения проблемы обеспечения финансовой безопасности РФ следует:
- подготовить эффективные системы контроля для привлечения и использования иностранного капитала;
- определить границы участия иностранного капитала в структуре капитала российских компаний;
- установить условия в сфере использования отечественных элементов и технологий по производству товаров народного потребления;
- обозначить меры к предприятиям, осуществляющим ограниченную деловую политики, которая изменяет условия естественной конкуренции;
- утвердить лимит иностранных инвестиций в значимые и стратегические отрасли хозяйства РФ.
Следовательно, решение проблем финансовой безопасности приведет к обеспечению эффективной защиты финансовой составляющей.
В последние годы в российской экономике наблюдались большие изменения, к ним относятся: падение курса рубля, уменьшение мировых цен на нефть, рост инфляции, экономические санкции, по причине которых сократилась возможность привлечения внешнего финансирования, что повлекло стремительное уменьшению объемов финансовых ресурсов и возникновение дефицита ликвидности [5]. Следовательно, данные изменения несут огромную угрозу финансовой безопасности РФ.
Актуальными угрозами финансовой безопасности являются:
- уменьшение количества заявок граждан на выдачу кредитов;
- рост риска невозврата значительной доли кредитов;
- снижение цен на нефть;
- инфляция и обесценивание российской валюты;
- увеличение налогового бремени;
- сокращение поступлений, что приведет к дефициту бюджета;
- снижение уровня жизни населения и др.
Большую опасность несет умышленное сокрытие объемов доходов от налоговых органов и своего трудового коллектива, которое дает возможность должностным лицам организаций и учреждений намеренно занижать доходы некоторой части работников и прибыль, подлежащую налогообложению. Сокращение налоговой базы спровоцировано самостоятельностью руководства организаций в формировании фонда оплаты труда и нехваткой контроля за этим процессом.
Также сырьевая зависимость, которая превратила страну в сырьевой придаток высокоразвитых стран. В следствии санкций, значительно ухудшились отношения России и Запада. Таким образом, российской экономике необходима новая экономическая стратегия, которая бы позволила сделать стремительный и качественный скачек вперед [4].
Рассматривая более подробно некоторые угрозы финансовой безопасности РФ, можно отметить, что отток капитала из России является одной из самых актуальных проблем современности.
Выделяют следующие причины оттока капитала из России:
- высокая налоговая нагрузка;
- непрозрачность банковской отчетности;
- низкий уровень развития механизмов защиты прав собственности;
- недостатки системы налогообложения;
- высокие риски обесценивания активов;
- отсутствие гарантий сохранности капиталов;
- неблагоприятный инвестиционный климат;
- высокая инфляция и нестабильность курса национальной валюты;
- привлекательность условий размещения капиталов в офшорных зонах.
На рисунке 1 представлена динамика оттока капитала из России с 2008 по 2016 год.
Рисунок 1. Динамика чистого оттока капитала из России [7]
Можно заметить, что в 2014 году отток значительно вырос и за год было выведено 153 миллиарда долларов. А также в 2008 году, во время мирового финансового кризиса, отток составлял 133,6 миллиарда долларов.
В 2016 году перевод капитала за рубеж сократился более чем в 3 раза по сравнению с 2015 годом и составил 15,4 миллиарда долларов.
Отток капитала несет большую опасность для экономики России и отражается на ней [1]: - замедление роста ВВП;
- нелегальный вывод активов;
- сокращение золотовалютных резервов;
- скрывание валютной выручки;
- высокая инфляция;
- сокращение доходной части бюджета государства.
Следующей, не менее важной угрозой финансовой безопасности являются угрозы в системе налогообложения. Налоговая система может быть, как средством обеспечения безопасности, так и причиной обострения угроз финансовой безопасности. В таблице 1 представлены основные факторы возникновения угроз безопасности в налоговой сфере.
Таблица 1
Основные факторы возникновения угроз безопасности в налоговой сфере
№ Фактор Характеристика
1 Экономические факторы - отток капитала; - ухудшение финансового состояния бизнеса и населения; - криминализация экономики.
2 Институциональные факторы - несовершенство методов оценки имущества как объекта налогообложения; - несовершенство и нестабильность налогового законодательства; - несовершенство налоговых механизмов.
3 Организационные факторы - несогласованность действий структур, осуществляющих фискальные функции; - отсутствие взаимодействия государственных органов различных регионов в регулировании налогов; - несоответствие методов налогового контроля.
Предотвратить развитие данных угроз можно на основе разработки комплекса мер по защите жизненно важных интересов отдельных субъектов и государства в целом. Помимо этого, важным условием для обеспечения финансовой безопасности является достаточный рост доходов населения, что поспособствует повышению потребительского спроса населения.
Система индикаторов финансовой безопасности является важным инструментом определения состояния финансовой системы государства. Пороговые значения финансовой безопасности формируются на базе макроэкономических показателей, которые отражают значимые национальные интересы и утверждаются Министерством экономического развития и торговли. В таблице 2 представлена динамика показателей финансовой безопасности.
Первый индикатор - уровень инфляции, пороговое значение которого слишком завышено. В 2014 и 2015 годах заметен резкий скачек, но уровень инфляции находится в зоне стабильности. Это было вызвано внезапным падением цен на энергоносители, что привело к повышению стоимости ЖКХ, транспортных услуг и к дефициту бюджета.
Второй индикатор - дефицит бюджета. С 2010 по 2016 пороговое значение не было превышено ни разу, однако в 2011 году сформировался профицитный бюджет. В 2016 году дефицит бюджета - 3.5% ВВП, индикатор находится в зоне стабильности, однако он близок к пороговому значению. Увеличение дефицита бюджета происходит из-за падения цен на газ и нефть, так как именно доходы от их экс-
порта вносят большой вклад в доходы бюджета.
Третий индикатор - объем внешнего долга. Из таблицы 1 заметно, что фактические значения находятся очень близко к пороговым, а в 2016 году они равны. Для России свойственно наличие огромного числа государственных компаний, долги которых велики по сравнению с их выручкой и по отношению к ВВП, наблюдается тенденция к увеличению, которая повлечет большой риск.
Четвертый индикатор - объемы инвестиций. Является значимым фактором экономического роста страны. Можно заметит, что в рассматриваемом периоде фактические значения стабильны, а в 2014 году снижение на 1%. Данное снижение вызвано введением санкций против РФ, падением мировых цен на нефтегазовый сектор. Основными причинами бегства капитала являются: нехватка соответствующего контроля за финансовыми операциями со стороны государства на мировом рынке и неблагоприятный инвестиционный климат. Недостаточность инвестиций приведет к уменьшению производства и снижению собираемости налогов.
Пятый индикатор - уровень монетизации экономики. В течении всего периода уровень монетизации превышает пороговое значение. 70-80% - это средний коэффициент монетизации экономики в мире, а в России в 2016 году он составляет 44.5%. Высокая монетизация способствует появлению большого количества денег у банков для выдачи кредитов. Если наблюдается низкий уровень монетизации, тогда кредиты дорожают и государство ощущает нехватку средств.
Шестой индикатор - прирост денежной массы. В 2011 и 2012 годах наблюдается превышение порогового значения почти в 2 раза, за счет эмиссии не обеспеченных ценных бумаг. Поскольку в остальные годы фактические показатели находятся в благополучной зоне, можно сделать вывод, что на данный момент существенные угрозы отсутствуют.
Седьмой индикатор - норматив достаточности капитала банков. В таблице 1 видно, что все фактические значения превышают пороговое значение, однако, прослеживается тенденция к снижению. Если достаточность капитала будет низкой последующий рост активов будет осложнен и для этого необходимы высокие темпы увеличения капитала. Если же уровень достаточности капитала банка будет низкий это поспособствует ослаблению из-за потерь от осуществления кредитных и рыночных рисков, таким образом, финансовый сектор государства имеет большой риск.
Восьмой индикатор - отношение совокупных активов банковской системы. С 2010 по 2014 год фактические значения удовлетворяют пороговому значению, а в 2015 году немного превышал. Но в целом, на сегодняшний момент можно сказать о том, что ситуация стабильна.
Девятый индикатор - рентабельность собственного капитала банков. В 2010 году наблюдается неэффективное использование собственных средств, поскольку фактическое значение ниже порогового в 3 раза. С 2011 заметно стремительное увеличение показателя, а с 2014 падение на 3%. Данное снижение произошло из-за сложной ситуации в финансовой сфере. Следовательно, стабильность и прибыльность банков подвергается угрозам.
Десятый индикатор - рентабельность активов банков. Данный индикатор описывает отдачу от использования всех активов предприятия. Пороговому значению 1% подходят 2010 и 2015 годы, а значению 2% 2012 и 2013 годы. В 2010 и 2015 году рентабельность составила менее 1%. Это свидетельствует о неэффективности использования банков-
Economics | Juvenis scientia 2018 № 6
7
Таблица 2
Динамика показателей финансовой безопасности 2010-2016 гг.
Показатель Пороговое значение Фактические значения
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Уровень инфляции за год, %. 8.78 6.10 6.58 6.45 11.36 12.90 5.4
Дефицит бюджета, % к ВВП. 5 3.9 -0.8 0.1 0.5 0.5 2.6 3.5
Объем внешнего долга, % к ВВП. 40 32 26 29 32 29 38 40
Объемы инвестиций, % к ВВП. 25 20.6 20.3 20.8 20.8 19.7 20.7 21.3
Уровень монетизации экономики, % 20-30 43 44 44 47 45 45 44.5
Прирост денежной массы, % к предыдущему году. Уровень инфляции + 10% 16.3 31.3 22.3 11.9 14.6 2.2 1.7
Норматив достаточности капитала банков, %. 12 20.9 18.1 14.7 13.7 12.9 12.5 12.8
Отношение совокупных активов банковской системы к ВВП, %. 80-100 75.8 73.0 74.4 79.1 86.8 108.7 98
Рентабельность собственного капитала банков, %. 15 4.9 12.5 17.6 18.2 15.2 7.9 10.3
Рентабельность активов банков, %. 1-2 0.7 1.9 2.4 2.3 1.9 0.9 1.2
Доля кредитного портфеля в активах банков, %. 45 67.5 65.6 69.0 68.7 70.6 67.1 66.3
Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики, Ассоциации российских банков и Министерства финансов РФ.
ских активов, что повлечет появление угроз для банковского сектора.
Одиннадцатый индикатор - доля кредитного портфеля в активах банков. В течении всего периода наблюдается превышение показателя почти в 1.5 раза. Следовательно, угроз в данной сфере нет.
Таким образом, существует большое число серьезных проблем и, поэтому, для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации нужно приложить огромные усилия для их устранения. Основная цель заключается в достижении такого состояния хозяйственного комплекса
ЛИТЕРАТУРА
страны, характеризующегося благосостоянием общества, которое обеспечивает удовлетворение всех экономических потребностей общества, гарантирует его экономическую независимость, развитие и защищенность от угроз.
В свою очередь институты власти должны разрабатывать механизмы защиты национальных экономических интересов и противодействовать воздействию угроз на экономическое развитие государства. Следовательно, с помощью системы финансовой безопасности законными путями будут осуществлены финансовые интересы России на международной арене и интересы ее населения.
1. Акимов А.В. Проблемы бегства капитала из РФ и пути их преодоления // Молодой ученый. 2014. №7(66). С. 301-304.
2. Воробьева Е.И. Финансовая безопасность на микро- и макроуровнях // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2012. № 2(15). С. 6-10
3. Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 165-169.
4. Кудряшов В.С. Реализация кластерной политики в целях экономического развития регионов России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 1. С. 33-38.
5. Кудряшов В.С., Миндлин Ю.Б. Кластерный подход как элемент формирования национальной экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2017. № 2. С. 19-23
6. Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014. 105 с.
7. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/
8. Ассоциация российских банков URL: http://arb.ru
9. Министерство финансов Российской Федерации URL: http://minfin.ru/ru.
Поступила в редакцию 13.06.2018