АСПЕКТЫ СЕРВИСА
УДК 338.2
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Г.В. Лепеш1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Рассмотрены вопросы состояния и перспективы развития приграничных регионов Российской Федерации. Исходя из современного состояния развития международных отношений и программ стратегического развития территорий определены основные риски их устойчивому развитию и намечены пути их преодоления. Рассмотрены тенденции трансграничного сотрудничества в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: приграничные территории, пересечение границ, трансграничное сотрудничество., чрезвычайная ситуация,
MODERN THREATS TO BORDER SECURITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT
OF BORDER AREAS
G.V. Lepesh
Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21
The issues of the state and prospects of development of the border regions of the Russian Federation are considered. Based on the current state of development of international relations and programs of strategic development of territories, the main risks to their sustainable development are identified and ways to overcome them are outlined. The tendencies of cross-border cooperation in emergency situations are considered.
Keywords: border areas, border crossing, cross-border cooperation., emergency situation
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Введение. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение. Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
Современная концепция внешней политики РФ направлена на развитие приграничного сотрудничества со всеми странами и рассматривает его в качестве значимого резерва двусторонних связей в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях. Важными элементами правовой основы развития приграничного сотрудничества являются положения Федерального закона от 4.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федера-
ции», Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2001 года, положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 1980 года [1].
Под приграничным сотрудничеством в РФ в Концепции [1] понимаются "согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия России и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами".
1Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Безопасность населения и территорий от чрезвычайных систуацимй» СПбГЭУ, тел.:+7 921 751 28 29, e-mail: gregoryl@yandex. ru
Определения пограничного сотрудничества содержатся и в других нормативных документах, в многосторонних конвенциях, участником которых является Россия. Например, согласно ст. 1 Бишкекской конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10.10.2008 г. [2] приграничное сотрудничество представляет собой согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между приграничными территориями, заключение в соответствии с законодательством Сторон соглашений, необходимых для достижения этих целей. В ст. 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21.05.1980 г. [3] под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией двух или более Договаривающихся Сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей (рис.1). Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ или властей, определяемых внутренним правом каждой из Сторон. Объём и характер таких полномочий не могут быть изменены данной Конвенцией.
Рисунок 1 - Количество международных договоров, заключенных в области приграничного сотрудничества
Определение приграничного сотрудничества содержится также в одноимённом Модельном законе СНГ от 31.10.2007 года [4]. Согласно ст. 1 данного Модельного закона это согласованные действия участников приграничного сотрудничества по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение бла-
госостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов.
Пересечение границ России. Форма и процедура пересечения границы могут оказывать значительное влияние на развитие трансграничных контактов. В связи с развитием процессов интеграции в постсоветское время, пересечение границ стало более свободным, но остается различным для разных субъектов -жителей различных стран.
Традиционными формами пересечения границы, применяемыми в международной практике, являются следующие:
- визовый режим;
- упрощенный порядок пересечения границы;
- местное (малое) приграничное передвижение;
- безвизовый режим;
-свободное пересечение.
Правила пересечения российской границы регулируются Федеральным законом №114-ФЗ от 15.07.1996 «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ» [4].
Свободное пересечение границ для граждан РФ (при наличии внутреннего паспорта) предусмотрено со странами Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Южная Осетия. За исключением Белоруссии все участки границы разрешается пересекать только на установленных пунктах пропуска с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.
В соответствии со ст.6 ФЗ №114-ФЗ выезд из Российской Федерации граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации - паспорта (общегражданского, заграничного, служебного, дипломатического или паспорта моряка).
Безвизовый режим регулируется соглашением между странами и позволяет попасть в страну при наличии лишь документа, удостоверяющего личность. Так безвизовый режим установлен Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Армения «О взаимных безвизовых поездках граждан РФ и граждан Республики Армения» от 25.09.2000г.
Безвизовый режим въезда граждан РФ в Государство Израиль установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль «Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль» от 20.09.2008 г. и ограничен сроком пребывания не более 90 (девяноста) дней в течение периода в 180 (сто восемьдесят) дней. Безвизовый временной промежуток пребывания установлен для Черногории, Сербии, Малайзии и Тайланд - до 30 су-
ток; в Чили, Аргентине, как и в Израиле - до 90 дней в полугодие. В некоторых странах виза оформляется прямо на границе (Египет, Шри-Ланка, Непал и др.). Безвизовый режим на срок пребывания до 15 дней установлен гражданам РФ для поездки в зону приграничной торговли и город Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян). На территории свободного порта Владивосток разрешено пребывание иностранных граждан в течение восьми дней.
Пересечение границы России с Украиной происходит традиционно в безвизовом режиме.
Однако, неоднократно обсуждался вопрос введения визового режима, однако власти страны до сих пор не приняли определенного решения по этому вопросу. Несмотря на сложность взаимоотношений на государственном уровне сохраняется безвизовый режим пересечения гражданами России российско-украинской границы. Хотя вопрос введения виз поднимается во властных кругах обоих сопредельных стран.
До марта 2015 года въезд на Украину граждан России осуществлялся при наличии внутригражданского паспорта и заполнении миграционной карточки. В настоящее время безвизовый въезд по единому паспорту доступен только для граждан Республики Беларусь. При въезде в Украину, а также находиться на территории страны в настоящее время российским гражданам необходимо иметь заграничный паспорт. Причем для физлиц-граждан России предусмотрен 90-дневный срок безвизового пребывания на украинской территории в течение полгода. В течение 90-дневного периода в стране можно находиться и передвигаться абсолютно свободно и без постановки на миграционный учет. Однако при транзитном проезде российско-украинской границы в третью страну срок может быть ограничен тремя сутками. Пограничники с украинской стороны могут поставить в заграничный паспорт гражданина России соответствующий штамп. Чтобы не ограничивать свое путешествие этим периодом, а воспользоваться правом на 90-дневное безвизовое нахождение на украинской земле, стоит в качестве цели визита указывать туризм или посещение родственников/друзей.
Актуальные на 2018 год правила пересечения российско-украинской границы предусматривают простановку погранслужбой соответствующих отметок на пустое место в загранпаспорте. Поэтому к паспорту предъявляются следующие требования:
- срок его действия должен на 3 месяца превышать максимальную дату безвизового срока пребывания на украинской территории;
- вся информация должна быть доступной, читаемой, страницы не разорваны и не повреждены;
- вмещать достаточно пустого места на страницах для виз и въездных-выездных штампов для получения соответствующих отметок.
Для всех иностранцев, включая граждан России, которые законно попали в Украину, наравне с гражданами страны существуют ограничения для свободного перемещения на следующих территории зоны отчуждения, которая закрыта после Чернобыльской катастрофы. Эти же ограничения формально установлены Украинскими властями для территорий республики Крым (вошедшего в состав Российской Федерации) и бывших территорий Донецкой и Луганской области (ныне признанные Россией независимые республики).
В Украине существует достигающая нескольких десятков метров приграничная полоса, ширина которой простирается от линии границы до пограничных инженерных сооружений. Для въезда на эту территорию требуется иметь при себе документ, удостоверяющий личность, по которому проходило пересечение украинской границы. В 2018 году такая полоса существует не только вдоль госграницы, но и у границы с республикой Крым, а также у территорий Донецкой и Луганской народных республик.
С 2014 года у любого гражданина России, особенно у мужчин в возрасте от 18 до 60 лет (то есть примерно в критериях годности к несению воинской службы) могут возникнуть сложности при попытке пересечения российско-украинской границы. Рекомендуется иметь при себе заверенное у нориуса приглашение от украинских граждан. Однако это не является гарантией, потому что сотрудники погранслужбы могут отказать во въезде любому россиянину, не объясняя причины.
Для граждан России в одностороннем порядке закрыты все местные пограничные переходы. Они могут попасть на территорию Украины лишь через международные/межгосударственные погранпункты и исключительно при наличии заграничного паспорта, однако выезжать с украинской территории в РФ через местные пункты пропуска можно.
Несмотря на признание республики Крым и вхождения ее в состав Российской федерации по отношению к гражданам России въезжающих на территорию Украины с крымского полуострова со стороны украинских властей принимаются санкции как к лицам пересекшим гранрицу незаконно. За такое «правонарушение» лицо будет наверняка оштрафовано и к нему могут быть применены иные принудительные меры, какие предусмотрены зако-
нодательством Украины, например, депортация. Единственным законным путем проезда в Крым украинские власти признают - с территории Украины. На территорию республики Крым с украинской стороны введен запрет на все поезда, а также автобусные и авиарейсы. Пересечь границу Крыма можно только пешком или на собственном автомобиле. Автобусы довозят людей только до пункта таможенного контроля. При проходе границы с Крымом действуют особые таможенные правила, сильно ограничивающие провоз денежных сумм и круг товаров, какие могут перемещаться. С 2015 года правительство Украины запретило иностранцам въезд на территорию Крыма без специального разрешения. Такие разрешения, однако, для туристических и гостевых целей не предусмотрены, за исключением посещения близких родственников, проживающих на территории Крыма. Такое разрешение предоставляется сроком на год для однократного или многократного посещения.
Документы, какие выдаются Россией в Крыму с 2014 года, не признаются и не рассматриваются украинскими представителями власти. Это значит, что с российскими загранпаспортами, выданными за это время крымча-нам, в Украину не попасть. Для посещения территорий Луганской и Донецкой народных республик, иностранцам, в том числе россиянам, потребуется специальное разрешение, которое выдается без особых веских причин на срок 12 месяцев.
По отношению к гражданам Российской Федерации украинские пограничники ведут себя крайне недружелюбно, всячески пытаются усложнять пересечение границы в обеих направлениях. Усложняются взаимоотношения и на государственном уровне между властными структурами России и Украины, что в конечном итоге может привести к установлению визового режима, инициируемого с любой из сторон.
Визовый режим установлен между странами в зависимости с уровнем двусторонних отношений и доверия государств, причем на дипломатических работников и государственных служащих распространяются привилегии. При визовом режиме право на пересечение границы подтверждается разрешительным документом - визой. По цели визита существуют туристическая, деловая, рабочая, частная, транзитная и другие типы виз. С учетом вводимых по отношению к гражданам Российской Федерации санкций им может быть оказано в получении визы или будут установлены препятствия при пересечении границы в случае, если виза уже получена до введения санкций. Визовый режим затрудняет реализацию трансграничных связей, так как необходимо
прохождение процедуры получения визы (до месяца), оплата консульского и визового сборов, а в некоторых случаях - получение официального приглашения. Как правило, основной целью введения визового режима является необходимость ограничения миграционных потоков, пресечения контрабанды и обеспечения безопасности границы. Ежегодно россияне получают более 5 млн. шенгенских виз, следовательно, годовой оборот визовой индустрии только в Российской Федерации может составлять от 150 до 200 млн. евро [5 с.23]. До момента введения западных санкций и ответных мер российского правительства, запрещающих поставку многих продовольственных продуктов, помимо культурно-познавательных, образовательных и бизнес-туров, основными целями посещения соседних стран являлось совершение покупок. В настоящее время посещение соседних стран гражданами РФ производится в основном в целях организации отдыха или бизнеса [6, с.135].
Упрощение процедуры получения визы положительно сказывается на увеличении числа пересечений через границу. Так облегченный порядок въезда в Китай установлен для граждан РФ, проживающих в Амурской и Иркутской областях, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, граничащих с Китаем. Для них установлено пересечение границы через наземные контрольно-пропускные пункты (КПП) в Манчжоули, Хэйхе и Хунчуне. В случае наличия приглашения от китайской принимающей стороны виза оформляется непосредственно в пункте пересечения границы. Приглашение можно оформить через российские или китайские турфирмы. При этом необходимо предъявить загранпаспорт, выданный в вышеуказанных регионах, либо иные документы, подтверждающие факт постоянного проживания на приграничных территориях. Однако для граждан КНД подобного упрощения со стороны РФ не предусмотрено. Жители приграничных областей КНР вынуждены оформлять обычную российскую визу.
Подобное рассмотренному упрощенное пересечение границ допускается в приграничных районах государств - членов ЕС со своими соседями не являющимися членами ЕС [7, с.42].с согласия Европейской комиссии в пределах 30 км, а в исключительных случаях -в пределах 50 км, причем в обе стороны от границы. Исключением стала Калининградская область, которой определен особенный статус эксклава. Граждане РФ, проживающие в Калининградской области, могут пересекать границу соседних стран Польши и Литвы в соответствии с правилами пограничного передвижения, установленными для жителей приграничных областей и дающих возможность кратко-
срочного посещения установленных договором мест в соседней стране, без оформления визы. В этом случае получается не виза, а т.н. «Разрешение», которое выдает польское консульство для россиян - в Калининграде. Оформление МПД стоит 20 евро. От уплаты освобождаются пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние до 16 лет.
Разрешение предоставляет право жителю приграничной территории государства одной Стороны на въезд и пребывание на приграничной территории государства другой Стороны каждый раз до 30 (тридцати) дней, начиная с даты въезда, однако суммарный срок пребывания не может превышать 90 (девяносто) дней в течение каждого периода в 6 (шесть) месяцев, отсчитываемых с даты первого въезда.
Первое разрешение выдается жителю приграничной территории на 2-летний срок, но не более срока действия проездного документа. Последующие разрешения выдаются на 5-летний срок, но не более срока действия проездного документа, при условии, что лицо, обращающееся с запросом, использовало предыдущее разрешение в соответствии с настоящим Соглашением, а также с соблюдением правил въезда и пребывания на территории государства Стороны, компетентный орган которого выдал разрешение [8].
Поскольку «соседи» Калининградской области являются членами Евросоюза, то гражданам России, не имеющим «Разрешения» для пересечения границы с Польшей, необходимо предоставить шенгенскую визу5.
12 ноября 2002 года участники саммита Россия - ЕС в Брюсселе подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации». Документ составлен таким образом, что транзит людей и грузов между Россией и ее балтийским эксклавом трактуется в нем преимущественно как вопрос двусторонних российско-литовских отношений.
Упрощенный транзитный документ (УТД) выдается тем гражданам, которые зарегистрированы в регионе и имеют загранпаспорт, на 3 года. Согласно документу, россияне могут передвигаться по Литве любым видом транспорта в течение 24 часов за одну поездку. Консульский сбор УТД составляет 5 евро. Упрощенный транзитный железнодорожный документ (УПДЖД) оформляется в момент покупки железнодорожного билета. Пассажир в кассе заказывает УПДЖД, а получает его у проводника поезда. Документ выдается бес-
5 Источник: https://visasam.ru/russia/vezd/granicy-kali шП grada.html#i-3
платно и дает право гражданину России передвигаться по Литве в течение 6 часов и в течение 3 месяцев возвратиться обратно. Получить документ россиянин вправе, если купил билет за 28 часов до отправления поезда.
Следует отметить, что российский транзит является существенной частью всего государственного бюджета Литвы. Так в 2000-е годы доходы Литвы только от российского транзита составляли свыше 700 млн. долларов в год, а к 2012 году общий доход от российско-белорусского транзита достиг 2 млрд. евро, что соответствует 30% от доходной части литовского бюджета [9].
В настоящее время отношения Литвы и России обострены вследствие того, что Литва ведёт открытую антироссийскую политику, направленную в том числе на отторжение части территории Калининградской области. Посу-ществу Литва способствует воплощению планов США по созданию «буферной зоны» между ЕС и Россией. В результате этой политики и с учетом целого ряда внешнеполитических ошибок в период распада СССР и после - в период правления Б.Н. Ельцина - Калининградская область оказалась российским эксклавом внутри территории Европейского союза и военного блока НАТО. Негативные последствия такого географического месторасположения выражаются в первую очередь в сложностях с передвижением граждан и перемещением грузов, нарушением экономических связей калининградских предприятий, осуществляющих торгово-экономическую деятельность с партнёрами на территории России. Важной проблемой при этом является функционирование российской военной группировки, рассредоточенной в калининградской области.
В связи с тем, что молодежная часть населения Калининградской области также оказалось территориально оторвана от основной части культурных институтов Российской Федерации, это не лучшим образом влияет на ее духовное состояние, на чувства долга перед Отечеством.
На сегодняшний день Россия утратила политические возможности для создания беспрепятственного транспортного коридора в Калининградскую область. Подобное состояние сохраняется уже более 25-ти лет. Условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, сохранения при этом территории Калининградской области диктует необходимость построения альтернативного транспортного маршрута, проходящего вне территории Литвы. Такой маршрут возможен по территории соседней Польши. Построение подобного транзитного маршрута экономически выгодно Польше, которая получит значи-
тельную часть денег российского транзита за счет их перераспределение от Литвы.
Согласно данным Евростата, прилегающее к территории Калининградской области Варминьско-Мазурское воеводство - один из самых бедных регионов ЕС. В 2015 г. Занимая 12 место из 16 по размеру ВРП на душу населения Варминско-Мазурском воеводстве необычно высокий естественный прирост населения - 1,6, тогда как в целом по Польше этот показатель составляет 0,2. (49%) и Подляское (49%). Воеводство остро нуждается в притоке инвестиций, поэтому строительство автомобильного и железнодорожного транспортных маршрутов, вместе с энергетическим мостом в Калининград, подразумевающее приток в польскую экономику не менее 1 млрд.евро в год только от транзита, выгодно Польше. При этом экономический эффект был бы значительно больше за счет развития туристического сектора, благо в воеводстве имеется множество способствующих развитию туризма исторических, культовых и природных факторов. Это могло бы улучшить экономическое положение северо-восточных территорий Польши и существенно укрепить устойчивость положения российского эксклава, оказать влияние на стоимость тарифов, а также на развитие форм упрощенного пересечения границы Россия-ЕС. Реализация такого проекта способствовала бы улучшению российско-польских отношений.
Стимулом построения транзита в Калининград через польскую территорию может служить крайняя заинтересованность Польши в сохранении статуса российского эксклава. Только в этом случае Польша гарантирует за собой право владения южной частью бывшей Восточной Пруссии и других территорий, полученных в результате итогов Второй мировой войны.
Последний этап развития пограничной политики в Калининградском регионе связан со вступлением Польши и Литвы полноправными членами в Шенгенскую зону (с 22 декабря 2007 года). С этого момента государственные границы указанных стран с Калининградской областью Российской Федерации стали внешними границами Европейского Союза. Вто время как выдача шенгенских виз всем россиянам производилась в полном объеме Литвой и Польшей по упрощенной визовой процедуре, для жителей Калининградской области произошло ужесточение пограничной политики со стороны этих сопредельных государств (отмена льготного визового режима, значительные ограничения права жителей области в получении виз соседних стран и др). Такая пограничная политика продолжается в Калининградском регионе и в настоящее время. Ее основной особенностью выступает формирование и постепенное
затягивание пограничного «санитарного пояса» с перспективой геополитической изоляции Калининградской области, утрачиванием ее связей с основной территорией страны и постепенным выдавливанием из состава Российской Федерации.
Чтобы пересечь границу Калининградской области гражданам других стран, необходима виза России, если между государствами не существует безвизовой договоренности.
Помимо соглашения между Россией и Польшей по Калининградской области, заключены соглашения между Россией и Латвией относительно 7 муниципальных образований Псковской области, а также Россией и Норвегией относительно муниципальных образований Заполярный, Корзуново, Никель и Печенга. Для пересечения границы необходимо получить разрешения, которое выдают консульские учреждения сторон в упрощенном порядке (без оформления приглашения) на основании составляемых местными властями списков жителей упомянутых территорий [10, с.13]. Основанием для включения в списки являются: владение недвижимостью на приграничной территории; посещение родственников; получение медицинской помощи; участие в регулярных культурных, образовательных или спортивных мероприятиях; исполнение религиозных обрядов; регулярные контакты в сфере хозяйственной деятельности. Обязательным условием является документальное подтверждение постоянного проживания не менее 3 лет на приграничной территории. Выданное разрешение предоставляет жителю приграничной территории одного государства въезжать и пребывать на приграничной территории другого государства каждый раз до 30 дней, начиная с даты въезда, однако суммарный срок пребывания не может превышать 90 дней в течение каждого периода в 6 месяцев, отсчитываемых с даты первого въезда [10, с.12]. При этом у жителей приграничной территории сохраняется право на получение шенгенской или российской визы.
В 2016 году пограничная служба Польши зарегистрировала 1 145 269 пересечений границы с Россией, в 2017 году 1 279 980 пересечений (из которых примерно половина в рамках МПП). Наибольшее количество пересечений отмечалось в 2013 году (почти в два раза больше). Следует отметить, что с 2014 года количество пассажиров, пользующихся МПП, наполовину снизилось по сравнению с предыдущими годами примерно наполовину. Причиной явилось снижение курса рубля. По нынешнему курсу приобретение в Польше ранее популярных для калининградских путешественников товаров (одежды, продуктов питания, бытовой техники, автозапчастей) стало не выгодным. Сократилось также количество посе-
щений со стороны Польши, жители которой приезжали на автомобилях в Калининградскую область за топливом и сигаретами.
В 2000-х годах произошло увеличение экспорта из Калининградской области за счет роста производства и переориентации части предприятий с внутреннего на внешний рынок. Произошел рост производства за пять лет в 2 раза, а инвестиций - в 4 раза за счет импорто-замещения при небольшом росте экспорта. Развитие приграничной инфраструктуры Калининградской области и наличие свободных мощностей позволили более успешно использовать эффект от девальвации рубля.
На границе России и Норвегии также организовано МПП с оформлением разрешения на местное приграничное передвижение с многократным пересечением границы и пребывание до 15 дней на приграничной территории - в зоне шириной 30 км от российско-норвежской границы. Разрешение выдается на местное приграничное передвижение выдается лицам, проживающим на норвежской и российской приграничной территории. Наличие МПП способствует торговле между соседними странами. Так из-за тройной разницы в цене на автомобильное топлива в режиме МПП границу пересекли в 2026 году 66 тыс. жителей приграничных районов Норвегии, в то время как со стороны России было 42,5 тыс. пересечений в режиме МПП.
Трансграничные связи северных стран, включая Норвегию основываются на соглашении о приграничном сотрудничестве на уровне местных сообществ, заключенном 27.05.1977 г. между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией. Приграничное сотрудничество между Норвегией и Россией развивается, несмотря на санкции. Региональные власти норвежских губерний и российских территорий, входящих в Баренцев регион, по-прежднему продолжают поддерживать высокую интенсивность коммуникации. Несмотря на политическую ситуацию в мире, Россия до 2020 г. планирует вложить 12,35 млн евро в программу приграничного сотрудничества «Коларктик» [11, стр. 46]. Программа охватывает приграничное сотрудничество между Россией, Финляндией, Швецией и Норвегией, имеющих общие сухопутные и морские границы. Она софинансируется на паритетной основе всеми странами-участницами в равных долях. Программа предназначена для обеспечения свободной мобильности людей, товаров и знаний. Основная цель - улучшение устойчивости арктической экономики, охрана природы и окружающей среды.
Приоритетные направления четыре: 1. Развитие бизнеса, малых и средних предприятий;
2. Охрана окружающей среды, смягчение последствий изменения климата и адаптация к нему;
3. Повышение доступности регионов, развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта и связи;
4. Содействие обустройству и управлению границ, приграничной безопасности, управлению миграцией.
Подобные направления приграничного сотрудничества реализуются между Россией и Финляндией. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству подписано 13 апреля 2012 г., а в 2016 г. согласовано участие представителя Правительства Республики Карелия в российской части Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по приграничному сотрудничеству, созданной в соответствии с Соглашением, направлены предложения Минэкономразвития Республики Карелия.
Как правило мелкие предприниматели из РФ, наравне с шопинг-туристами, являются источником благосостояния для части жителей приграничных финских регионов.
Однако потенциал трансграничного сотрудничества не ограничивается торговлей. Такие приграничные города, как Калининград, Клайпеда и Эльблонг традиционно являются региональными центрами экономического развития и взаимного привлечения капитала. Здесь создаются совместные предприятия в агробизнесе и производстве стройматериалов.
Начиная с1990-х гг. осуществляется двустороннее сотрудничество республики Карелия с регионами Северной и Восточной Финляндии на региональном уровне. Особенностью этого сотрудничества является совместная реализация экономических проектов, а также культурное взаимодействие. Осуществляется обмен опытом в сферах образования, социальной защиты, труда и занятости населения, а также сотрудничество правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб и др. Реализуются совместные логистические и транспортные проекты. Сотрудничество осуществляется при активной поддержке действий руководства регионов со стороны местного населения. Развитие международного сотрудничества на муниципальном уровне осложняется отсутствием стабильной финансовой базы для проектной деятельности, а также тем, что данные полномочия не закреплены законодательно.
Помимо импульса для развития приграничной инфраструктуры, бизнеса и занятости населения, упрощенный порядок пересечения
границы облегчает научное и культурное сотрудничество, способствует молодежным обменам, межуниверситетским контактам, связям неправительственных организаций. По некоторым подсчетам, полная отмена виз могла бы увеличить въездной поток в Россию из стран Европы и США на 30 - 40% [5, с.25]. В настоящее время в связи со сложной внешнеполитической ситуацией переговоры с ЕС об отмене виз приостановлены.
Однако в марте 2016 года крупные российские туристические компании обратились в МИД РФ с предложением об упрощении въезда в страну для иностранных путешественников, в частности, внедрении электронных виз и предоставлении европейцам возможности безвизового транзита. Современные российские практики показывают, что даже упрощение визового режима способно заметно повлиять на привлечение туристов, смягчение отношений между странами, улучшение приграничных контактов и социально-экономическое развитие территорий.
Спрос на товары ежедневного потребления переориентирует предложения торговли и услуг к нуждам клиентов, что влечет за собой спрос на изучение иностранного языка, рост взаимного интереса к культуре и традициям. Параллельно развиваются смежные отрасли и инфраструктура. Примером может служить создание Варминьско-Мазурского туристического кластера, одной из главных целей которого является обмен информации на тему российского рынка [12].
Республика Беларусь до последнего времени развивалась в тесном сотрудничестве с Россией, что в какой-то мере «приближало» Калининград и позволяло не рассматривать всерьёз трудности транзита российских грузов по территории этой республики. Между тем такие трудности время от времени появлялись и были вызваны осложнением российско-белорусских отношений. Руководство Республики Беларусь неоднократно использовало вопрос уязвимого положения Калининграда при переговорах с Россией по различным вопросам.
Проблема использования для транзита водных границ между Литвой и Россией разрешилась подписанием в Светлогорске 4 декабря 2007 года соглашения между правительствами РФ и Литвы о судоходстве по Курш-скому заливу и водным путям в Калининградской области РФ и в Литве. Соглашением фиксируется право свободного прохода судов по внутренним водным путям, включая заход в порты, погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров. Таким образом создана правовая основа взаимовыгодного российско-литовского сотрудничества в области внутреннего водного транспорта, которая позволяет российским су-
дам свободно перемещаться по внутренним водам Литовской республики, а литовские суда получили право перемещаться по водным путям Калининградской области. Несмотря на то, что соглашение заключено на 5 лет, предполагается автоматическое продление его действия, «если ни одна из сторон заблаговременно не уведомит другую о намерении прекратить его действие». Сергей Шишкарев подчеркнул, что ратификация соглашения «отвечает интересам России В свою очередь, это будет способствовать развитию и укреплению многопланового сотрудничества между Россией и Литвой, отметил он. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В последние годы появилась реальная опасность дальнейшего ухудшения и полного прекращения транзита грузов по суше в Калининград через республику Беларусь. Опасения принимают реальный характер в связи с ускорением процессов дерусификации в Республике Беларусь. Известны также планы и действия ЕС и США по дестабилизации ситуации в Республике Беларусь по аналогии с революцией на Украине 2013-2014гг. Правящие круги США не прекращают попытки подготовки распада России. В этих условиях вопросы обеспечения транспортной и энергетической безопасности российского эксклава стоят сегодня также остро, как и в начале 90-х годов.
Особенности охраны границ РФ. Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Государственная граница Российской Федерации закреплена действующими международными договорами и законодательными актами. При установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, Российская Федерация руководствуется следующими принципами:
- обеспечения как безопасности Российской Федерации, так и международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирного разрешения пограничных вопросов.
Следует учитывать, что стратегическое регионирование приграничной территории Рос-
сийской Федерации осуществляется с учетом современной геополитической обстановки на том или ином направлении, существующего административно-территориального, погранично-административного, военно-административного и иного деления территории страны, ее экономического районирования; задач, решаемых пограничными ^органами федеральной службы безопасности, другими органами исполнительной власти - субъектами пограничной политики. При этом обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает выбор варианта пограничной политики, который во многом определяется также специфическими особенностями конкретных рубежей:
- их протяженностью, ландшафтом приграничья;
- интенсивностью трансграничных потоков;
- социально-экономическими и культурными характеристиками сопредельных территорий;
- остротой вызовов безопасности.
Охрана сухопутной границы осуществляется патрулированием в пешем порядке или на лыжах, а также с помощью визуального наблюдения границ и прилегающих территорий. При патрулировании также используются вертолеты, самолеты, внедорожные транспортные средства, снегоходы и катера. Используются и служебные собаки, обученные работе по следу. Дополнительно применяются технические средства контроля и наблюдения, в том числе и беспилотные летающие средства. Государственной границей на море является линия внешней границы территориального моря РФ. К территориальным морям РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль. Они отчитываются от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих РФ. Если береговая линия глубоко изрезана, имеет много извилин, то линия границы определяется от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Основу охраны морских границ составляют морские пограничные заставы, оснащенные системами радаров и видеонаблюдения. Данная стационарная охрана дополняется патрулированием на патрульно-сторожевых кораблях и сторожевых катерах. Воздушные суда также регулярно патрулируют и морскую акваторию российских границ.
Эффективность охраны границы зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны границы, выделения для этого необходимого количества средств, создания специ-
альных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.
Современное геополитическая обстановка, создающаяся под воздействием глобализации и позиционирование в ней Российской Федерациии ведет расширения спектра внешних угроз. В пограничной сфере наблюдаются тенденции усиления рисков, связанных с международным терроризмом, усилением разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб ряда зарубежных стран, в том числе и бывших союзных республик. Растет число трансграничных преступлений, связанных с контрабандой и нелегальной миграцией. Особенно сильно ощущаются усилия стран Запада, страдающие геополитическими амбициями, по выдавливанию России из регионов, имеющих стратегические сырьевые рессурсы, включая энергетические. Одновременно не прекращаются попытки ведущих держав мира (США, Китай, Япония) воспользоваться сырьевыми источниками России, расположенными в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера. Ряд зарубежных стран имеет претензии на использование российских морских коммуникаций -Северного морского пути, Черного и Каспийского морей. Даже к использованию акватории Азовского моря имеются претензии у ближайшего соседа - Украины.
Помимо этого, сохраняется угроза территориальной целостности России в связи с незавершенностью международно-правового оформления государственной границы, наличием территориальных притязаний со стороны ряда сопредельных государств (Япония, Грузия, Азербайджан, Украина и др.).
В последние десятилетия не смотря на международные договоренности вблизи российских границ наростает военный контингент США, других стран НАТО, причем со стороны военного блока НАТО оказывается давление на сопредельные с Российской Федерацией государства, с целью их милитаризации в том числе в усложнении пограничных отношений. Создавая в средствах массовой информации из России некого пособника международному терроризму страны НАТО пытаютсяс одной стороны создать по периметру государственной границы РФ преграду, позволяющую ограничить российское влияние на сопредельные страны, ослабить интеграционные процессов в том числе и на постсоветском пространстве, а с другой стороны увеличить собственные возможности по ведению разведывательно-подрывной деятельности в российской приграничной зоне.
Охрана государственной границы производится Пограничной службой ФСБ России в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами РФ (войсками ПВО и ВМФ) - в воздушном пространстве и подводной среде. Обустройством пограничных пунктов ведает Министерство транспорта РФ. Однако далеко не все сухопутные границы являются охраняемыми. Правовые основы статуса государственной границы и ее охраны, вопросы, связанные с пограничным режимом, полномочия пограничных войск и другие аспекты охраны государственной границы РФ определены в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2001 N 196-ФЗ). С 1 января 2018 года вступил в законную силу приказ ФСБ России от 7 августа 2017 года № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима». Новые Правила предусматривают въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, для граждан РФ, причем имеющим при себе документы, подтверждающие такую необходимость. Перечень этих документов установлен Правилами.
Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны - предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры.
Варианты политики в большой степени определяются возможностями сотрудничества с сопредельной страной, в том числе и в сфере охраны государственной границы. При условии серьезной заинтересованности в развитии двусторонних связей, взаимном доверии сторон и готовности идти на компромисс в процессе формирования пограничной политики, появляется возможность избежать ненужного дублирования в пограничном и таможенном контроле и, как следствие, сэкономить значительные средства, а также сократить число барьеров на пути трансграничных потоков. Однако открытие границы зачастую требует выполнения ряда непростых условий: гармонизации экономических и таможенных политик, деятельности правоохранительных органов сопредельных стран и, не в последнюю очередь, создания общего пограничного пространства, контроль над внешними рубежами которого должен быть приведен в соответствие с определенными стандартами (нередко он становится даже более
жестким, чем раньше). На выполнение этих предварительных условий может уйти довольно много времени, в течение которого должны сохраняться благоприятная политическая конъюнктура и атмосфера доверия в отношениях между сопредельными государствами. В качестве положительного примера следует привести правила обеспечения пограничной безопасности государства в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, где основные усилия органов исполнительной власти государств - участников Таможенного союза ориентирована на обеспечение национальных интересов на внешней границе Таможенного союза.
Самая неохраняемая граница - граница между Россией и Белоруссией. В настоящее время прохождение границы с Россией регулируется Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 21.02.1995. Вопросы приграничного и трансграничного взаимодействия в настоящее время решаются по линии спецслужб соседних государств и органов МВД приграничных областей. Сотрудничество осуществляется в рамках обмена оперативной и агентурной информацией и направлено на нейтрализацию организованной преступной деятельности (наркобизнес и торговля оружием, розыск и задержание преступников).
Российско-белорусская граница обладает рядом особенностей:
-большая протяженность границы (более 1283 км), причем, пересечена множеством важных трансграничными коммуникационными путями (7 железных дорог, 11 магистральных автодорог с твердым покрытием);
- «открытая» граница, то есть способствующая приграничным контактам и стимулирующая их, с 01.04.2011 был отменён транспортный контроль на границе;
- эконтактная граница, обладающая рядом условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению, развитию взаимовыгодных экономических, культурных и прочих связей.
Несмотря на открытость российско-белорусская граница выполняет свои основные функции: обеспечивает безопасность страны, защиает политические, экономические интересы и служит передовой линией контактов с соседним государством.
Способствующая устойчивому развитию приграничных регионов открытость границ соседних государств, как показывает опыт российско-белорусской границы, всеже ставит
перед сопредельными государствами ряд проблем, связанных с гармонизацией нормативно-правовой деятельности в общем пограничном пространстве и стандартизацией контроля над внешними рубежами. К числу наиболее острых проблем можно отнести [13]:
- неконтролируемую миграцию, как нелегальную, так и легальную из числа граждан стран СНГ, с которыми у России и Беларуси действует безвизовый режим (для российской стороны актуальным является вопрос перемещения граждан Грузии, пользующихся правом свободного въезда в Беларусь и следующих транзитом через нашу страну в Россию);
- контрабандные потоки, связанные, в том числе, и с импортом в Россию недоброкачественной продукции, преимущественно из третьих стран;
- перемещение лиц, замешанных в террористической и экстремисткой деятельности;
- ввоз оружия и наркотиков в Белорусь с территории России и транзит через Беларусь синтетических наркотиков в направлении России;
- работорговлю;
- трансграничную преступность, свободный транзит материальных ценностей, приобретенных преступным путем, прежде всего похищенных автомашин и др.
Развитие современных международных отношений показывает, что интересы ведущих государств мира, а также сопредельных с Россией стран все больше смещаются к территории Российской Федерации. Об этом свидетельствуют масштабы вооруженного насилия и терроризма вблизи государственной границы Российской Федерации и в приграничных регионах нашей страны (особенно на российско-украинском участке государственной границы и в Ростовской области), растущая криминализация хозяйственной, промысловой и иных видов деятельности, дестабилизация жизнедеятельности населения приграничных регионов под воздействием неконтролируемых миграционных процессов, контрабанды, религиозного фанатизма, регионального сепаратизма и других факторов, наносящих ущерб жизненно важным интересам Российской Федерации.
В этих условиях первоочередной задачей является поиск наиболее эффективных путей надежной защиты национальных интересов и мер по нейтрализации основных угроз безопасности России.
В перспективе предполагается создание в Белоруси службы Пограничной милиции, находящуюся в прямом подчинении Министра внутренних дел, а для руководства деятельно-
стью по охране беларуско-российской границы в центральном аппарате МВД создается отельное Управление Пограничной милиции.
Устранение пограничных и таможенных барьеров в сочетании с созданием общей системы охраны внешних рубежей - более сложный для реализации вариант, требующий немалой политической воли, длительного переходного периода, многочисленных и долговременных согласований в экономической, правоохранительной и других сферах. активизировать работу по унификации нормативных правовых актов в сфере реализации пограничной политики; создавать объединенные системы пограничного и таможенного контроля. Но это отнюдь не означает, что Россия не нуждается в жесткой охране отдельных участков границы, в частности, с закавказскими государствами и Китаем, а с учетом событий на Украине - на российско-украинской границе [14].
Российско-украинская граница формально существует с момента прекращения существования Советского Союза, то есть от 26 декабря 1991 г. Сухопутная граница является длиннейшей в Европе. Граница охраняется. На большинстве участков установлены пограничные столбы, на отдельных участках искусственные заграждения. Пересечение границы разрешается только в пунктах пропуска, число которых ограничено. Многие местные дороги в сельской местности у границы перекопаны и перегорожены глухими заграждениями.
Отношения России и Украины резко испортились после акций протеста под названием Евромайдан, которые привели к смене власти в Киеве. В восточных регионах Украины активисты выступили против нового киевского руководства. 18 марта 2014 года на основе референдума, легитимность которого в ООН поставили под сомнение, РФ присоединила Крым. Киев обвинил Москву в "аннексии" украинской территории. Затем начался вооруженный конфликт на Донбассе, который, как заявляют в Киеве, "подогревается" Москвой. В результате конфликта образовались самопровозглашенные народные республики Донецкая и Луганская (ДНР и ЛНР).
Территориальный спор относительно принадлежности Крымского полуострова не урегулирован. Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей Автономной Республики Крым с Херсонской областью. С 2018 года граждане РФ могут въехать на Украину только при наличии биометрического заграничного паспорта. Въезд россиян со стороны Крыма в Украину запрещен украинскими властями. Въезд на тер-
риторию ДНР и ЛНР возможен как с территории России, так и с территории Украины, подконтрольной Киеву.
Власти Российской Федерации рассматривают эту территорию как часть территории Украины, пусть и с особым положением, а проезд на неё со стороны России или проезд в обратном направлении - как пересечение государственной границы РФ. Соответственно, лицам, не имеющим российского гражданства, для проезда с этой территории в РФ, в том числе возвращения в РФ, нужна действующая непогашенная российская виза или право безвизового въеда в Россию. Через пропускные пункты, контролируемые ДНР или ЛНР, россияне могут пройти и по внутреннему российскому паспорту, однако такой въезд может рассматриваться властями Украины как незаконное пересечение государственной границы (о практическом применении данной нормы сведений нет). О том, какой режим въезда и пребывания установили власти ЛНР и ДНР для граждан третьих стран и лиц без гражданства, сведений нет. Въезд граждан РФ через погран-пункт Меловое, подконтрольный Киеву, возможен только по загранпаспортам и в соответствии с законодательством Украины.
Однако с осени 2015 года российские пограничники в пунктах пропуска на совместной с ЛНР границей стали пропускать в Россию и назад обладателей паспортов ЛНР, оговаривая, что таким лицам нельзя выезжать за пределы Ростовской области России. Поскольку штампы на границе между Россией и ЛНР не ставятся ни луганскими, ни российскими пограничниками ни в какие паспорта, отсутствуют документальные свидетельства пропуска через границу как граждан ЛНР, так россиян и граждан третьих стран. Гражданам третьих стран российские пограничники ставят штампы только в миграционную карту, но не в паспорт, что вызывает удивление их коллег при выезде такого путешественника из России через удалённые пункты пропуска.
Власти ЛНР и ДНР не вводили визовый режим на свою территорию для граждан любых стран мира. Гражданин страны, требующей визу для посещения России, въехав на территорию ЛНР, заканчивает посещение России. Для возвращения домой через Россию ему, таким образом, требуется не менее, чем двукратная российская виза. Российские пограничники предупреждают иностранцев, выезжающих по однократной российской визе о будущей невозможности возврата через российскую территорию. Известны случаи получения транзитной российской визы в ЛНР через Посольство РФ в
Киеве: паспорт иностранца доставлялся из Луганска в Киев и назад местной курьерской службой.
Государственная граница между РФ и КНР приобрела современные очертания после окончательной демаркации в 2005 году. Современная протяжённость - 4209,3 км, в том числе 650,3 км сухопутной, 3489,0 км речной и 70,0 км озёрной. Распадается на два участка: длинный восточный и короткий западный. Между ними находится Монголия, ограниченная Россией на севере и Китаем на юге. Российско-китайская граница имеет как речные, так и сухопутные участки. Вопросы пограничного урегулирования между Россией и Китаем на протяжении многих десятков лет ставились неоднократно. 21 июля 2008 года подписанием протокола-описания, определяющего линию границы по реке Амур, пограничная проблема между Россией и Китаем окончательно была закрыта. На основании этого протокола Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский, спор по которым заняли более 40 лет".
Государственная граница России с Китаем разнообразна по географическим и климатическим условиям, а главное - по обстановке на различных ее участках. Граница с СевероЗападным Китаем, протяженностью свыше 3100 км, большей частью проходит по вершинам высоких гор, покрытых вечным льдом, с глубокими ущельями и расщелинами, преодолимыми только через перевалы в летние месяцы. Лишь на небольших участках граница проходит по горным и кое-где по предгорным лощинам. На сегодняшний день напряженность на российско-китайской границе отсутствует. Пограничные службы сопредельных государств работают в обычном (спокойном) режиме. Охрана границы ведется в условиях сотрудничества между пограничниками сопредельных государств с широким применением с обеих сторон автоматизированных средств наблюдения и ограничения доступа. Например, на реках Амур и Уссури Китайские пограничники теперь активно помогают россиянам сохранять биоресурсы, выставив сторожевые корабли и проводя агитационную работу среди своих граждан.
Российско-монгольский участок границы составляет почти три с половиной тысячи километров. Количество пограничных застав невелико. В среднем на каждую заставу (40-50 пограничников) приходится около 100 километров, а некоторые заставы контролируют до 400 километров. Есть труднодоступный участок протяженностью более 1000 километров
(на границе с Республикой Тыва), где практически нет застав. Во времена СССР открытость границы с Монголией беспокойства у властей не вызывала. В 1994-м завершились полевые работы по демаркации российско-монгольской границы, причем с некоторым обменом участками территории между МНР и СССР.
Пересечение российско-монгольской границы сельскими жителями обеих приграничных сторон в пределах одного административного района производится в упрощенном порядке. Для остальных жителей действует визовый режим. Установление визового режима резко увеличило количество нелегальных мигрантов со стороны Монголии, проникающих по поддельным или чужим документам в качестве жителей приграничных административных районов.
Основной угрозой безопасности российских границ является дальнейшее нарастание напряженности в странах Средней Азии, включая бывшие советские республики, в Афганистане вызванное многими причинами ре-лигиознополитического, социально-
экономического, демографического, экологического характера. В перспективе ближайшие годы Россия рискует столкнуться с вызовами, связанными с миграцией и распространением экстремизма. Огромную опасность представляют сегодняшние сложные политические отношения между странами Запада и России, де-монизация России со стороны США и большинства Западных стран, в политику которых все больше втягивается Украина. Политической стабильности приграничных территорий не способствует расположение по всему периметру Западных границ Российской Федерации вооруженных сил Северо-Атлантического альянса, размещение на территории Калининградского региона штаба и главной базы Балтийского флота, частей и соединений Калининградского особого оперативного района (КООР), которые выступают гарантом территориальной целостности и неприкосновенности данной части территории страны и силовой «опорой» Российского государства в Балтийском регионе, принятие решения о размещении в Польше и Чехии систем противоракетной обороны США, с целью закрепления американского стратегического присутствия на Европейском континенте и дальнейшего окружения российских границ «ракетным кольцом», наращивание разведывательной деятельности со стороны специальных служб соседних государств, а также предоставление сопредельными странами своей территории специальным
службам других государств-членов НАТО для проведения аналогичной деятельности в отношении Калининградской области и других приграничных регионов.
Так как современное состояние большинства приграничных районов можно определить как дотационное, социально-экономический уровень жизни российского населения отстает от уровня жизни граждан в сопредельных государствах, то это «подпитывает» рост трансграничной преступности, увеличение потоков наркотрафика (преимущественно синтетические наркотики у западных границ и естественные у восточных), возрастание объемов контрабандной деятельности (например, на речном российско-литовском участке границы на горных участках Алтая и Северного Кавказа), незаконную предпринимательскую деятельность (например добыча, обработка янтаря в Калининградской обл., вывоз леса, энергорессурсов и др.), организацию каналов незаконной миграции на Запад граждан третьих государств, нарушения правил ведения промысла морепродуктов российскими рыбопромысловыми судами в территориальном море, внутренних морских водах Российской Федерации, попытки поглощения через подставных лиц объектов промышленности и сельского хозяйства предпринимателями из сопредельных стран и пр.
Все это ставит перед пограничными службами России новые задачи по укреплению граничных рубежей в целях обеспечения национальной и международной безопасности.
Проблемы устойчивого развития приграничных территорий. Территориальное расположение основных объектов реальной экономики расположено, как правило, вдали от государственной границы Российской Федерации. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение со стороны геополитического положения бывшего СССР, вынужденного содержать свои границы в военноопасном, барьерном состоянии в течение 20 - 60 гг. Размещение производства в глубинных районах страны сдерживало экономическое развитие приграничных территорий.
Быстрая девальвация рубля в 90-е годы создала благоприятные условия для роста экспорта и доходов от него. Тогда приграничные регионы оказались в более выгодных условиях и развивались быстрее РФ. В некоторых из них объем инвестиций за два года удвоился, а в большинстве он рос быстрее, чем в РФ. Спад ВРП до середины 1990-х гг. в европейских приграничных регионах был меньше, чем в РФ в целом. Быстро рос экспорт, и потеря внутрен-
него рынка частично компенсировалась активизацией внешнеэкономической деятельности. В приграничных регионах складываются условия, при которых они охотнее выстраивают экономические отношения с приграничными государствами, чем с соседними регионами своей страны. При этом основой механизма экономического взаимодействия становится в первую очередь контактная функция границы, и она начинает преобладать [15].
Структуру экономики приграничных регионов определило то, что российские власти в 1990-х гг. не проводили активной экономической политики, не уделяли должного внимания структурной политике и созданию необходимых институтов, и в результате промышленность РФ стала ориентироваться на внешний рынок сырьевых ресурсов (добыча и экологически вредная их первичная переработка). В приграничных регионах доля металлургии, электроэнергетики, топливной, лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной промышленности и рыболовства составляет от 60 до 80% всего промышленного производства. Кроме сырьевой ориентации для приграничных территорий серьезной проблемой является малозаселен-ность территории и отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей региональную устойчивость развития и приграничного сотрудничества. Удаленность приграничных регионов большая протяженность географических расстояний с недостаточно развитой сетью дорог и ускоренный рост транспортных тарифов привело к тому, что развитие внутреннего рынка с начала XXI в. слабо повлияло на приграничные регионы. Спад в экономике России при ее огромных размерах поставил периферийные регионы в очень сложное положение. В результате этого пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории [16].
Наиболее показательными в отношении достоинств и недостатков своего положения являютсяь приграничные субъекты СевероЗападного федерального округа. Это Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Мурманская, Калининградская области. Именно они играют наиболее важную роль в формировании единого экономического пространства новой Северной Европы, по мнению представителей Торгового представительства Российской Федерации в Финляндии, им отводится ключевая роль в выстраивании взаимоотношений с Европейским союзом.
На сегодняшний день только у 6 субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Самые низкие денежные доходы населения зафиксированы в Псковской области, где 15,6% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Не лучшим образом в приграничных регионах складывается демографическая ситуация. Так в Псковской области в следствие, в том числе низких доходов населения, на протяжении последних 25 лет население убывает из-за снижения рождаемости и роста смертности. За период 10 лет (2002-2012 гг.) Псковская область потеряла 97 тыс. чел. (при этом численность городского населения сократилась на 46 тыс. чел., сельского населения — на 50 тыс. чел.). В целом по Псковской области число умерших за то же десятилетие в 2 раза превысило число родившихся, в городах и поселках городского типа - в 1,8, на селе - в 2,4 раза [17, стр. 39]. Она с каждым годом становится все острее и создает дефицит трудовых ресурсов по востребованным специальностям.
Особую озабоченность вызывают непрекращающиеся тенденции миграции населения с северных районов РФ. Так, за период 10 лет (2002-2012 гг.) Мурманская область вследствие миграции населения потеряла около 100 тыс. северян. Люди уже не находят очевидных преимуществ жизни на Севере и покидают регион. В ближайшей перспективе на предприятиях просто некому будет работать.
Тем не менее Мурманская область с учетом ее географического положения на севере Европы и совпадения границ области с участком российско-финляндской границы и российско-норвежской границей, является примером многогранного приграничного сотрудничества. Так с 1988 года между Мурманской областью и приграничными губерниями Баренцева региона Финнмарк и Тромс (Норвегия), Лапландия и Оулу (Финляндия), Норрбот-тен (Швеция) действуют соглашения об установлении дружественных связей. Двустороннее сотрудничество реализуется, как правило, в рамках планов сотрудничества, которые заключаются между губерниями на двухлетний период. Правительство Мурманской области руководствуется Соглашением между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в Мурманской области, Республики Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1992 года. Приграничное сотрудничество Мурманской области осуществляется также в рамках межправительственных соглашений о со-
трудничестве и в рамках международных программ ЕС, сотрудничества с Советом министров северных стран (СМСС), Арктическим Советом (АС); в рамках Баренце-ва/Евроарктического региона, в котором на уровне регионов участвуют 13 членов Регионального Совета.
В целом реализацию международных программ и проектов в регионе можно рассматривать на следующих уровнях:
- двустороннее сотрудничество с Норвегией, Финляндией и Швецией;
- сотрудничество в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Хельсинки, 13 апреля 2012 г.)
Разноформатное международное сотрудничество, участником которого является Мурманская область, осуществляется строго в соответствии с основными национальными приоритетами, закрепленными в Арктической стратегии РФ в соответствии с единым внешнеполитическим курсом страны [18].
В развитии многостороннего сотрудничества Мурманской области с административно-территориальными единицами и организациями стран Евросоюза в рамках Баренце-ва/Евроарктического региона значительную роль играют международные организации и партнерства:
- Баренцев Региональный Совет;
- Программа Коларктик ИЕСП-ПС (Инструмент Европейского Соседства и
- Партнерства, Приграничное Сотрудничество);
- Партнерство Северное Измерение (общий проект партнеров Европейского
- Союза, Исландии, Норвегии и Российской Федерации);
- Норвежский Баренцев Секретариат.
Организации из Мурманской области
принимали участие в 47 проектах (в том числе 45 стандартных и 2 крупномасштабных), в пяти из них - выступали в качестве ведущего партнёра (Суммарная стоимость более 57 млн евро).
Были выработаны схемы эффективной, экологически безопасной работы при освоении минерально-сырьевых ресурсов шельфа Баренцева моря.
Многие мероприятия осуществляются также в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны природы. В ходе взаимодействия по проекту «Эконорд», участниками которого являются Высшая народная школа в Сванике, Эконорд-центр в Апатитах и их финские и шведские партнёры, были совмещены работы
по охране природы, молодёжные обмены, образование и здравоохранение.
В рамках этой сферы сотрудничества были осуществлены различные проекты, включая поставки медицинского оборудования из Норвегии в Россию, отрабатывались формы практических шагов на случай транспортировки пациентов из одной страны в другую.
Значительный интерес проявляют норвежцы к проблемам энергосбережения на территории области. В последние годы состоялось несколько совещаний с представителями различных промышленных организаций Норвегии и этого региона России по данному вопросу. В городе Апатиты создан центр энергосбережения.
С Данией контакты Мурманской области наиболее развиты в сфере рыболовства.
Учёные Мурманского Полярного института рыболовства и океанографии (ПИНРО) в течение длительного времени участвуют в научных обменах с датскими коллегами и представителями расположенного в Копенгагене Международного совета по исследованию моря (ИКЕС).
Приграничное сотрудничество между Норвегией и Россией развивается, несмотря на санкции. Реальной угрозой сотрудничеству является повышение военной активности в Баренцевом регионе в виде уже проводившихся и запланированных учений по обе стороны границы, которые не способствуют разрядке напряженности. Сегодня между Россией и Норвегией - на уровне правительственных отношений - по многим направлениям приостановлены или заморожены контакты.
Наиболее динамично в последнее десятилетие на межрегиональном уровне развивается приграничное сотрудничество Республики Карелия и Финляндией, Швецией и Норвегией. Сотрудничество осуществляется на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Карелия имеет самый протяженный участок российско-финляндской границы (798 км) является. Такому сотрудничеству способствует развитая приграничная и таможенная инфраструктура - значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск», три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска), а также различные проекты, осуществляемые в рамках «Еврорегиона Карелия».
Если говорить в целом о социально-экономическом положении приграничных территорий РФ, то следует отметить следующее:
- во всех приграничных регионах экономические показатели существенно отстают по
темпам роста от средних показателей по России. Исключением является Ленинградская область, где ВРП на душу населения составляет 326 тыс. руб., это в 2,3 раза выше, чем в Псковской области и больше, чем в других областях;
- приграничные регионы характеризуются низкой плотностью населения, наблюдается миграция населения из приграничных территорий;
- все территории, за исключением Ленинградской области имеют дефицитный бюджет;
- несмотря на приграничный статус, регионы имеют низкую долю во внешнеторговом обороте России;
- во внешнеторговом обороте приграничных регионов преобладает импорт (особенно в Калининградской области). Исключение - Ленинградской область и Республика Карелия, где показатели по экспорту выше импорта;
- уровень зарегистрированной безработицы в приграничных регионах ниже, чем в РФ;
-численность населения с доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения на приграничных территориях выше, чем в среднем по России.
Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутрима-териковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Кроме того, большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.
Следует отметить, что большинство проблем социально-экономического развития приграничных территорий накапливалось годами, и к настоящему времени составляют реальную угрозу экономическому развитию приграничных территорий. В силу своей «неразвитости» большинство приграничных регионов имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях. Однако все приграничные субъекты в силу своего географического положения имеют достаточно высокий экономический потенциал. Однако почти все регионы не используют в полной мере свои возможности. Наиболее полно этот потенциал реализован в Ленинградской и Калининградской областях.
В большинстве других регионов до настоящего времени приграничный фактор не стал конкурентным преимуществом, а с усилением санкционной политики Западных стран
носит барьерный характер особенно для Северо-Западных приграничных регионов РФ. На протяжении ряда лет во всех приграничных регионах, кроме Ленинградской и Калининградской областей, экономические показатели существенно отстают по темпам роста от средних показателей России. В большинстве приграничных субъектов РФ собственный экономический потенциал недостаточен для обеспечения устойчивого социально-экономического развития в условиях усиливающейся конкуренции на межрегиональном и европейском рынках. В этой ситуации требуется формирование новой модели управления экономикой приграничных регионов с использованием проектного подхода, основанного на развитии устойчивых кластеров на основе рационального использования как местных сырьевых и природных источников, так и культурных, этнических и др. достопримечательностей.
Важное значение для приграничного сотрудничества имеет культурные и религиозные традиции приграничных жителей. Жители приграничных регионов Российской Федерации, часто соприкасаются с иными культурными системами: европейской - на западных границах, китайской и монгольской (ламаистской) - на восточных границах, с Северо-Кавказкой -на южных границах. Некоторые границы, например с Монголией с Белоруссией и Украиной проходят по территориям с общим культурным наследием. В частности, Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Другие границы (на Кавказе) соприкасаются со странами относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Особенности третьих связаны с тем, что вдоль границы сопредельного государства проживает большая доля русского населения. Например, хотя русско-казахская граница формально является границей с исламским миром, но большинство приверженцев ислама проживают относительно далеко от государственной границы.
Беспрецендентным примером приграничного сотрудничества являются торговые отношения регионов Российской Федерации, граничащие с Республикой Беларусь. Следует отметить, что практически все регионы Республики Белорусь, включая приграничные, имеют относительно ровную экономику, за исключением, пожалуй, западных приграничных районов, где преимущественно развито сельское хозяйство и легкая промышленность. С российской стороны ведущим торговым партнёром является Смоленская область, уровень эконо-
мического развития которой значительно выше, чем у соседних регионов Белоруссии. На Смоленскую область приходится 52,6 % суммарного промышленного производства, около 72,0 % экспорта и 90,7 % иностранных инвестиций трёх приграничных с Белоруссией регионов России. Объем торговли с Белоруссией составляет почти половину внешнеторгового оборота всей Смоленской области.
Широкая промышленная кооперация с Белоруссией обусловлена отменой внутренних таможенных границ и формированием общего рынка. Между Россией и Белоруссией просматривается подобие экономических структур, траектории экономического развития, уровней развития производственных мощностей, стадии и характер экономического развития. Одинаковый тип экономики содействует развитию производственной кооперации между российскими и белорусскими предприятиями, созданию совместных производств.
Со стороны России проявляется устойчивый интерес к промышленности приграничных районов Белоруссии, в которую она вкладывает почти 90 % общего объёма инвестиций. Известным примером российско-белорусского сотрудничества является, например, реализация проекта по производству грузового железнодорожного транспорта и танк-контейнеров в Мо-гилёвской области с инвестицией российского капитала. С другой стороны, было создано совместное предприятие по сборке зерносушиль-ных комплексов в 2012 г. в Смоленской области. На территории области работают крупные дистрибуционные центры, обеспечивающие рынок всех российских регионов, функционируют многие известные белорусские компании как государственного, так и негосударственного сектора. Среди первых - дочерние предприятия Белорусского металлургического завода, молокоперерабатывающих заводов Гродненской области, Минскоблхлебпрома, Борисовского мясокомбината, Борисовского завода медпрепаратов, "Атланта", Витебского ДСК, "Беллакта", "Белшины", Столбцовского мясокомбината, "Крынщы".
Помимо крупных предприятий в Смоленской области, включая административный центр области - Смоленск, действует несколько тысяч предприятий, которые учреждены белорусами или компаниями, принадлежащими белорусским бизнесменам. Достаточно много предприятий с белорусскими корнями в самом. Причина концентрации малого бизнеса с участием белорусского капитала - административные сложности для бизнеса на территории Республики Беларусь. Особый интерес деятельности малого бизнеса белорусов на Смоленщине, - это продовольствие, деревообработка, пласт-
массы, лакокрасочная продукция, строительство. Частные оптово-розничные компании на Смоленщине принадлежат белорусским "Пинскдреву", "Белите-Витэкс", "Инволюксу", 1111 "Полесье", "Белвесту", "Белль Бимбо", "КиС", "Мебесону". Свою оптово-розничную компанию в Смоленске имеет такой известный бренд, как "Сквирел". Смоленская область является лидером по числу производственных активов, которые принадлежат в России белорусским компаниям. Всего в регионе насчитывается свыше 20 крупных заводов и фабрик, владельцами которых являются компании из Беларуси. И их число в последнее время стремительно растет.
В Кардымовском районе могилевская компания "Серволюкс" планирует открыть крупнейшую в области бройлерную птицефабрику. Этот проект можно рассматривать как ответ белорусского бизнеса на изменения условий после создания Единого экономического пространства. "Завтра твоей страны" на основании статистических данных по Смоленской области выделил топ-10 наиболее заметных производственных инвестпроектов, уже реализованных белорусскими бизнесменами или с их участием в этом регионе.
Россия в целом занимает первое место во внешней торговле Беларуси, а Республика Беларусь даже поднялась с 7-го места в 2010 году до 6-го места в 2015 году в экспорте из России, с 8-го места на 4-е место в импорте за тот же период (таблица). Основные статьи импорта Беларуси из РФ: электроэнергия, нефть и газ, прокат черных металлов (51%), синтетический каучук (73%), зерно (35%). Российская Федерация занимает первое место в экспорте из Беларуси (39%) [19].
Региональным лидером по привлечению белорусского капитала в российское приграничье является Брянская область. С 2010 года ведущим торговым партнёром Брянской области стала Республика Беларусь (до этого Украина), что позволило ей занять позицию главного иностранного инвестора. Внешнеторговый оборот области с Белоруссией в 2012 г. но сравнению с 2011 г. увеличился в 1,5 раза, превысив 874 млн дол. В настоящее время более десяти брянских промышленных предприятий сотрудничают с белорусами, тесные кооперационные связи налажены между Брянском и его горо-дамн-побратимамн - Гомелем и Могилёвом. В частности, с привлечением финансирования из Гомельской области на Брянщине действует совместное предприятие по производству сельскохозяйственных машин. В планах созданного в 2009 г. СП "Амкодор - Брянск" - строительство завода по выпуску дорожно строительной техники.
I 2010 г.
СМ 00 СО цэ
2011 г.
2012 г.
I 2013 г.
ТОВАРООБОРОТ ЭКСПОРТ ИЗ РОССИИ
I 2014 г.
I 2015 г.
I 2016 г.
т
со м ^
О (N1 СО и") ^
1/1 ^ оч оч
3 м 3 *
" а а
т оо о о
1111111 ||1ш
ИМПОРТ ИЗ БЕЛАРУСИ
ТОРГОВОЕ САЛЬДО
Рисунок 2 - Внешняя торговля Российской Федерации с Республикой Беларусь, млн долл.
Тем не менее совместные проекты в области промышленной кооперации пока ещё носят единичный характер. Промышленный потенциал трансграничного региона далеко не в полной мере используется российской стороной: удельный вес белорусских областей в территориальной структуре промышленности по-граничья превышает 70 %, а на долю российских партнёров приходится менее 30 %.
Негативное влияние на интеграционные процессы в рыночных российско-белорусских отношениях оказывает усиление конкуренции. Существует потенциальная вероятность разорения и потери отдельных предприятий, собственных производств при импорте аналогичной продукции или появлении на территории одной страны конкурирующего предприятия другой страны. Вынужденная политика протекционизма взамен типичного для экономической интеграции фритредерства может привести к закрытию границ, потере экономического эффекта от интеграции, повышению риска невыхода (ограничения выхода) на рынки другой стороны интеграции. Особенно высоки риски роста конкуренции в России и Белоруссии в таких отраслях, как химия, металлургия, машиностроение, транспорт, строительство, торговля. С другой стороны, надо учитывать положительный эффект роста конкуренции (для конечных потребителей) - снижение неоправданно завышенных цен внутри своей экономики, особенно на товары, выпускаемые местными монополиями. Интегральная оценка заключается в сопоставлении уровня риска и эффекта усиления конкуренции в рамках интеграции.
Залогом возможностей экономического развития Российско-белорусских отношений в области приграничного сотрудничества является скоординированная внешняя политика. МИД двух государств каждые два года подписывают совместный план действий. Присутствует координация по голосованию в ООН и других международных организациях. Имеют место обоюдные обязательства Беларуси и России на
международной арене. Это имеет синергетиче-ский эффект и потенциал координации внешнеэкономических действий в области приграничного сотрудничества.
В условиях западных санкций и диверсификации российской экономики импортоза-мещение в Российской Федерации происходит в том числе на основе расширения импорта товаров из Республики Беларусь (продуктов пищевой промышленности, сельского хозяйства, химической отрасли), совместного производства товаров, замещающих импорт из стран-санкционеров. Особое значение участие Беларуси в импортозамещении имело для военно-промышленного комплекса, а также для сельского хозяйства. Около 100 белорусских предприятий поставляют примерно 2000 наименований продукции для 255 предприятий военно-промышленного комплекса России. С другой стороны, 940 российских предприятий этой же отрасли производят 4000 наименований готовой продукции для 70 предприятий Республики Беларусь.
Подобные российско-белорусским отношения приграничного сотрудничества сложились между Оренбургской областью и Республикой Казахстан. Исторически предприятия Оренбургской области ориентировались на сырьевую базу (руды, нефть и продукция сельского хозяйства) северных территорий Республики Казахстан. В настоящее время большинство предприятий, восточной части области, такие как: АО «Орскнефтеоргсинтез», АО «НОСТА» (ОХМК), АО «Южуралникель», АО «Новотроицкий завод хромовых соединений», ОАО «Ор-ский мясоконсервный комбинат» и др. все еще ориентированы на сырье, получаемое из Республики Казахстан, - это значительно выгоднее, чем завозить сырье из значительно более отдаленных регионов России или зарубежных стран (например, хромовую руду из Турции). Оренбургская область поставляет в Республику Казахстан электроэнергию, автомобильное топливо, мазут, чугун, сталь, и др.
Между Оренбургской областью и приграничными территориями Республики Казахстан регулярно проводятся спортивные соревнования, осуществляется творческий обмен выставками работ художников, гастролями театральных коллективов, укрепляются связи учебных заведений и т.д.
Опыт развития приграничного сотрудничества наглядно демонстрирует, что при организованном должным образом взаимодействии федеральных и региональных властных структур выигрывают обе стороны [20]. Федеральное правительство может использовать приграничные контакты субъектов Федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. Субъекты Федерации, в свою очередь, получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные, экологические контакты, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей, проживающих по обе стороны государственной границы.
Литература.
1. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р <Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации> [сайт]. URL:http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-09022001 -n-196-г/
2. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых государств. г. Бишкек. 10.10.2008 г. // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 1.
3. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей заключена в г. Мадриде 21.05.1980 г. (Вместе с «Типовыми и рамочными соглашениями, уставами и контрактами о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями») // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 31, ст. 3103.
4. ФЗ 114: Федеральный закон №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) от 15 августа 1996 года [сайт]. URL: https://migrantmedia. ru/migracionnoe -zakonodatelstvo-rf/federalnyj-zakon-114-o-poryadke-vyezda-iz-
rossij skoj -federacii-i-vezda-v-rossij skuyu-federaciyu/
5. . Войников В.В., Корнеев О.В. Проблемы и перспективы безвизового диалога России и ЕС // Балтийский регион. 2013. № 3. С. 20-37.
6. Степанова С.В. Приграничный туризм на северо-западе российской федерации: общие тенденции и особенности развития // Балтийский регион. 2014. №3. С. 132-144
7. Кретинин Г.В., Миронюк Д.А. Местное приграничное передвижение как форма либерализации визового режима и развития территории // Балтийский регион. 2014. № 4. С. 30-47.
8. Соглашение между правительством Российской
Федерации и правительством республики Польша о порядке местного приграничного передвижения (Москва, 14 декабря 2011 года)
9. Как прошляпили эксклав. Об истоках геополитической проблемы Калининградской области Тема: Опасность изоляции Калининграда http://newsbaltru/analytics/2017/03/kak-proshlyapili-yeksklav/( дата обращения 10.10.2017) 1
10. Музыченко П. Б. О проблемах совершенствования паспортно-визовой системы в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. N 8. С.12-14.
11. Щебарова Н.Н. Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества России с североевропейскими и скандинавскими странами.// Управление в современных системах №1(12) 2017. с. 45-52
12. . Дудзиньска К., Дынэр А-М. Местное приграничное передвижение с Калининградской областью - задачи, возможности и угрозы [Электронный ресурс]. URL: mercury.ethz.ch/serviceengine /Files/.../ PISM+Policy+Paper+no+29+(77)+RU.pdf (дата обращения 11.12.2017)
13. Организация охраны беларуско-российской границы. Предложения по созданию системы безопасности восточной границы Беларуси: обоснование необходимости, угрозы и пути их нейтрализации. / Аналитический проект BelarusSecurityBlog. Минск, 3013, -30 с.
14. Кудинов В. В. Формирование системы совместной охраны государственной границы в свете реализации пограничной политики России./ Проблемы права № 3(46)-2014. стр. 110-115
15. Межевич Н.М. Балтийский регион: конструктивная специфика и политические итоги. 2003. [Сайт] «Мегарегион — сетевая конфедерация». URL: http://net-conf.org/articles_text_6.htm. (дата обращения 11.05.2018)
16. Лепеш Г.В. Особенности защиты населения приграничных территорий от чрезвычайных ситуаций. / Технико-технологические проблемы сервиса. №4(42), 2017 г. С.79 - 92
17. Социально-экономическое состояние приграничных регионов северо-западного Федерального округа О.В. Толстогузов, Е.Г. Немкович, Т.П. Шмуйло, М.О. Курило, региональная экономика: Теория и практика. Издательство: ООО "Издательский дом Финансы и кредит" (Москва) 22 (349) -2014 с.30-40
18. Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества россии с североевропейскими и скандинавскими странами/ Н.Н. Щебарова, д.э.н., профессор ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» / Управление в современных системах. / №1(12). 2017. с-45-52
19. Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии Под редакцией А. Д. Саулина Санкт-Петербург - Минск 2017- 97с
20. Лепеш Г.В. Комплексная безопасность реальной экономики. /Технико-технологические проблемы сервиса. №1(43), 2018 г. С.3 - 5.