Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / EdTech / ЕlectronicLearning / направления развития об-разования / цифровизация образования / education / EdTech / Electronic Learning / developmental directions for education / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Арюна Юрьевна, Дугаржапова Марина Абрамовна

В статье исследуются основные тренды, которые присутствуют в рос-сийской образовательной системе. Авторы обращают внимание на различные аспекты этих трендов, включая влияние технологий на педагогический процесс, появление инновационных edtech-стартапов и роль государственных инициатив в развитии циф-рового образования. В статье уделено внимание изменениям в сфере образования в связи с глобальной цифровизацией общества и экономики. Благодаря развитию ком-пьютерных технологий и телекоммуникаций появляются новые возможности для об-разования и необходимость изменения подхода к процессу обучения. В настоящее время доступ в интернет позволяет начать обучение, получать новые знания, разви-вать профессиональные навыки и набираться опыта. Также технологии позволяют не только учиться дистанционно, но и сотрудничать в совместных проектах с людьми из разных стран. Эти и другие тренды, описанные в статье, требуют изменения образо-вательной политики со стороны государства. Важно учесть не только текущие и пер-спективные потребности общества и экономики, но и социально-экономические про-цессы. Также отмечается, что цифровые технологии изменяют процесс образования, включая оценку достижений, управление собственной траекторией развития и управ-ление учебными учреждениями. Эти технологии могут проникать в любые организа-ции и семьи независимо от их местоположения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE EDUCATION FIELD

The article shows the main trends in the Russian education system, with a focus on the impact of technology, the rise of EdTech startups, and government initiatives in digital education. The authors highlight the need for changes in educational policy to adapt to the global digitization of society and the economy. They emphasize that computer technology and telecommunications have opened up new opportunities for education, including online learning, collaboration on international projects, and acquiring new skills and knowledge. The article also focuses on the importance of considering current and future societal and economic needs, as well as socio-economic processes, when shaping educational policies. Furthermore, it highlights how digital technologies are transforming various aspects of education, such as assessment methods, individual development trajectories, and management of educational institutions. Lastly, the article stays on that these technologies can be implemented in any organization or family, regardless of their location.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 330.354

DOI 10.18101/2304-4446-2023-3-22-29

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Балданова Арюна Юрьевна

обучающийся

baldanova.ariuna@gmail.com

© Дугаржапова Марина Абрамовна

кандидат экономических наук, доцент uma79@mail.ru

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Аннотация. В статье исследуются основные тренды, которые присутствуют в российской образовательной системе. Авторы обращают внимание на различные аспекты этих трендов, включая влияние технологий на педагогический процесс, появление инновационных edtech-стартапов и роль государственных инициатив в развитии цифрового образования. В статье уделено внимание изменениям в сфере образования в связи с глобальной цифровизацией общества и экономики. Благодаря развитию компьютерных технологий и телекоммуникаций появляются новые возможности для образования и необходимость изменения подхода к процессу обучения. В настоящее время доступ в интернет позволяет начать обучение, получать новые знания, развивать профессиональные навыки и набираться опыта. Также технологии позволяют не только учиться дистанционно, но и сотрудничать в совместных проектах с людьми из разных стран. Эти и другие тренды, описанные в статье, требуют изменения образовательной политики со стороны государства. Важно учесть не только текущие и перспективные потребности общества и экономики, но и социально-экономические процессы. Также отмечается, что цифровые технологии изменяют процесс образования, включая оценку достижений, управление собственной траекторией развития и управление учебными учреждениями. Эти технологии могут проникать в любые организации и семьи независимо от их местоположения.

Ключевые слова: образование, EdTech, ЕlectromcLearmng, направления развития образования, цифровизация образования.

Для цитирования

Балданова А. Ю., Дугаржапова М. А. Современные тренды в сфере образования // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. С. 22-29.

В настоящее время сфера образования претерпевает изменения, которые в первую очередь связаны с глобальной цифровизацией общества и экономики. Бурное развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций создает благоприятные условия для нового этапа становления образования, возникает необходимость в изменении подходов к самому процессу обучения. Сегодня мы видим, что порой достаточно иметь возможность выхода в глобальную сеть Интернет для того, чтобы начать процесс обучения, получения нового знания, формирова-

ния профессиональных навыков и накопления опыта. Более того, современные технологии позволяют не только дистанционно обучаться, но и реализовывать командную работу над совместными проектами из разных точек мира. Эти и другие тренды, которые рассматриваются в предлагаемой научной статье, диктуют необходимость изменения образовательной политики со стороны государства как ведущего регулятора. Но эти изменения должны учитывать не только текущие и перспективные потребности общества и экономики, но и все социально-экономические процессы.

Образование для каждого человека уже давно стало необходимым и социально важным благом. Но от доступности, качества и гибкости самого процесса обучения зависит будущее экономическое развитие. Образование — важнейший аспект человеческой жизни, который с годами претерпел значительные изменения. С развитием цифровых технологий образование приняло новый оборот, а традиционные методы обучения подверглись революции.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем, как традиционные подходы интегрируются с электронным обучением, которое принимает разнообразные формы и каналы коммуникации и передачи информации. Такое обучение называется комбинированным (Ыendedlearшng). Действительно, данная форма обучения стала более широко и массово использоваться в учебном процессе основного, общего, высшего и дополнительного образования во время кризиса пандемии COVID-19. Сегодня многие потребители образовательных услуг оценили ряд преимуществ такого обучения: экономия времени, связанная с передвижением к месту проведения оффлайн занятия; совмещение процесса обучения и работы; применение не только синхронного, но и асинхронного способа проведения и посещения занятий; более широкие возможности для реализации совместных образовательных программ, например, различных вузов; безбарьерное инклюзивное пространство для лиц с ограниченными физическими возможностями. Конечно, наряду с преимуществами есть некоторые недостатки, которые необходимо нивелировать путем грамотного и гармоничного внедрения лучшего опыта, накопленного в традиционном обучении, и новых возможностей, открывающихся на пороге цифровизации. Необходимость модернизации системы образования назрела по ряду причин, которые невозможно игнорировать, они диктуют новые условия не только для экономики в целом, но и для такой уже устоявшейся и казалось давно сформированной сферы образования:

1. Развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки.

Цифровизация — это повсеместное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности: промышленность, культура, сфера услуг, образование и т. д. Цифровизация охватывает многие сферы деятельности общества, в том числе рабочие и учебные процессы. Процессы цифровизации начались намного раньше, а использование цифровых инструментов в образовании является глобальным явлением. Размер рынка образовательных цифровых технологий неуклонно растет из года в год и к 2025 году, по оценкам некоторых экспертов, он может достигнуть $342 млрд.

В настоящее время цифровой сервис становится неотъемлемой частью в образовательном процессе, с его помощью процесс обучения становится более эффективным и комфортным. Цифровое обучение предполагает использование в образовательном процессе цифровых технологий, а именно различных технологий и инструментов, а также образовательную среду, в которой будет происходить взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Толчком для развития цифровизации в образовании стала глобальная пандемия. В условиях пандемии получили распространение такие образовательные сервисы, как Zoom, Moodle, MicrosoftTeams и другие, которые позволяли проводить учебные занятия в удаленном формате с обучающимися, находящимися одновременно в разных городах и даже странах [2]. В настоящий момент в России на рынке цифровых технологий созданы отечественные сервисы, например Webinar Meetings, Pruffme, Телемост, Videomost и другие. Появились и онлайн-образовательные платформы, такие как «GeekBrains», «Яндекс.Практикум», «SkyPro» и другие. В подобных школах обучение проходит полностью удаленно, где ученики контактируют только с преподавателями, но никак не пересекаются вживую, что позволяет обучающимся чувствовать себя комфортнее при обучении. Также само государство способствует поддержанию развития онлайн-образования, создавая различные программы с акциями на приобретение обучения для различных категорий граждан.

Таким образом, цифровые технологии меняют процесс оценки и фиксации достижений, процесс управления собственной траекторией развития, процессы в управлении учебными учреждениями и пр. Эти технологии принципиально транснациональны, они могут проникать в любые организации и семьи независимо от их местоположения. Ярким примером может послужить инновационный проект в сфере образования — Minerva (Minerva Schoolsat KGI, Minerva Project, Minerva Institute), основанный Беном Нельсоном. Занятия здесь проходят только онлайн, но студенты проживают в кампусах общежитий университета. Стоит отметить, что данный университет не имеет стадионов, лабораторий и даже библиотеки, что позволяет сократить расходы на содержание и управление онлайн университетом. Minerva использует модель «перевернутого класса», т. е. студенты самостоятельно изучают поставленную проблему, находят способы ее решения, а затем свои решения обсуждают в группе на семинарских занятиях с тьютером. Такой подход в обучении позволяет не только получить необходимые знания, но и наработать необходимые навыки и получить практический опыт. Самые лучшие решения находят применение в жизни, бизнесе.

2. Становление и развитие различных бизнес-моделей в сфере образования, а значит, усиление конкуренции между провайдерами в сфере образования.

Сегодня среди стартапов огромное количество проектов направлено на он-лайн-образование, которое представляет собой один из основных трендов развития образовательных технологий во всем мире. Состоит онлайн-образование из двух крупных сегментов — электронного обучения (англ. E-learning/ Blectronic Learning) и EdTech [1].

Актуальность EdTech решений стала максимальной в пандемию, и темпы роста этой части образовательного рынка не снижаются последние 3 года. Основные сегменты рынка — это дополнительное профессиональное образование

(ДПО) и языковое обучение, но и остальные предложения, такие как высшее образование и детское дополнительное образование, за эти годы возросли почти в 2 раза. За первоначальными техническими решениями, применявшимися в онлайн обучении, такими как сайты, группы в социальных сетях, ролики на YouTube, последовали комплексные разработки, превратившиеся в различные платформы. Параллельно предлагались разнообразные образовательные услуги, которые игроки онлайн-образования также начали включать в платформенные решения. Для создания платформ можно использовать как бесплатные конструкторы, такие как Moodle, Ilias, или Diskurs, так и платные ресурсы. Достаточно быстро крупные игроки рынка стали разрабатывать собственные программы для платформ.

Эксперты образовательного рынка выделяют несколько трендов в EdTech. Обратимся к ключевым тенденциям последних 2-3 лет1.

Нестабильная динамика показателей рынка EdTech в 2020-2022 годах. Ведущую роль в росте онлайн-образования играли и играют крупные игроки — университеты и большие образовательные платформы. Но это неравномерные изменения, в 2020 г. рынок мог расти на 50%, а в 2022 г. ожидается некоторое его снижение, которое крупные игроки почувствуют больше, чем нишевые участники. В среднем GAGR рынка составляет 20-25% [2], что приводит к росту инвестиций (в том числе венчурных) в этот рынок. Так, в мире количество венчурных инвестиций в EdTech возросло в 32 раза к 2020 г. по сравнению с 2010 (16,1 млрд долл. на 2020 г.) [2].

Российский EdTech развивается преимущественно за счет корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объема рынка. Если говорить про тренды, то сохраняется движение российского EdTech в сторону зарубежных рынков. Хорошим примером могут служить онлайн-школа EBAC и образовательный центр Like, которые прекрасно развиваются в странах Латинской Америки. Кроме того, многие бизнесы пробуют выйти на индийских потребителей со своими продуктами по It-обучению. В данном направлении успешен опыт платформ GetCourse и SkillFactory.

Также еще одним трендом является внедрение искусственного интеллекта в образование. Он способен персонализировать процесс обучения для отдельных учеников. Благодаря использованию искусственного интеллекта теперь можно адаптировать преподавание к потребностям отдельных учеников. Это можно привести к улучшению результатов обучения и сделать образование более доступным для студентов.

При этом важным остается рынок труда для преподавателей, а также возможная безработица. Конечно, без учителя, преподавателя не обойтись, но их труд будет все меньше и меньше затронут, по крайней мере в базовом образовании.

В России происходит снижение возраста аудитории, которая знакомится с EdTech-продуктами впервые, появляется большее количество образовательных решений даже для дошкольников2.

1 Онлайн-образование: перспективы и что учесть при выходе на рынок. URL: https://sber.pro/publication/perspektivy-onlain-obrazovaniia-chto-nuzhno-uchest-pri-vykhode-na-rynok (дата обращения: 17.05.2023). Текст: электронный.

2 Там же.

Таким образом, в сфере образования происходят трансформации, которые связаны с появлением на рынке образования ведущих операторов образовательных услуг. Уже сегодня они могут составить конкуренцию государству, которое пока еще доминирует в сфере образования. Современные стартапы и компании сектора образования становятся востребованными со стороны населения за счет того, что быстро адаптируются к требованиям рынка труда и готовы дать обучающемуся то, что становится актуальным на данном этапе развития общества и экономики. В России эти тенденции и тренды сегодня очень заметны в сфере дополнительного и школьного образования. В настоящее время многие семьи принимают решение о домашнем обучении детей, что позволяет в условиях ограниченности времени использовать его более эффективно и изучать более глубоко те области знаний, которые актуальны на современном этапе развития общества и необходимы для формирования знаний и навыков для будущей профессиональной специализации. Например, ребенок уже в 10 лет на домашнем обучении может более глубоко изучать информатику и языки программирования, математику и основы физики с применением технологий EdTech, тогда как в условиях общеобразовательной школы он может получить лишь базовые знания, которых уже явно недостаточно.

3. Развитие экономики и переход на новый технологический уклад задает новые требования к квалификации кадров, а точнее, к компетенциям и навыкам, которые формируются теперь уже не только при получении профессионального образования, а должны развиваться в течение всей жизни непрерывно (сквозное обучение или Hfe-longlearning). Сегодня на рынке труда становится более конкурентоспособным тот, кто все время получает новые знания и может их успешно применить в меняющейся экономике. Конечно же, в таких условиях становятся актуальными развитие и модернизация системы образования для удовлетворения потребностей населения в получении необходимых компетенций. Технологии обучения должны быть гибкими к быстрым изменениям внешней среды, иначе на рынке труда будет наблюдаться постоянный дефицит необходимых кадров, отвечающих современным требованиям со стороны работодателя. Отчасти данную проблему решает комбинированное образование.

4. Образование становится все более значимым и воспринимается как инвестиции в человеческий капитал. Важно отметить, что основным направлением инвестиций в собственное образование стало появление образовательных экосистем, рост которых определяется основными тенденциями рынка.

Главный элемент любой цифровой экосистемы — технология единого входа (SingleSign-On), т. е. работа под единой учетной записью во множестве цифровых сервисов [3]. На российском Edtech рынке можно выделить несколько образовательных экосистем [3], которые имеют платформенные решения. Некоторые из них включают продукты и структуры в офлайн виде. Крупными экосистемами можно считать «Яндекс», Mail.ru Group, Skyeng, «Нетологию групп». К средним можно отнести «Arzamas», «Постнауку» и «Лекториум», к мини-экосистеме — Getcourse. На рынке также присутствуют платформы «МТС» и «Сбер», которые активно трансформируются в образовательные системы.

Задача экосистемы — достичь criticalmass (критической массы). Под критической массой понимается число участников платформы. Платформа может моне-

тизировать свои услуги и приносить доход на уровне не ниже, чем у традиционных каналов продаж. Совокупная выручка 100 крупнейших российских EdTech-компаний по итогам 2021 г. достигла 73 млрд р.1 Таким образом, можно сравнить выбранные образовательные экосистемы по выручке и количеству пользователей (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг крупнейших компаний в сфере онлайн-образования по версии РБК2

Название Выручка за 2021 год, млн р. Выручка за 2022 год, млн р. Число пользователей

«Скиллбокс» Skillbox 10 400 10 590 495 728

Like Центр 7 561 5 255 6 млн

Skyeng 6 000 9 745 100 тыс. учеников; 11 тыс. учителей

Skysmart 4 000 6 000 Более 183 тыс. учителей; 5 млн школьников

«Яндекс.Практикум» 3 400 5 570 Более миллиона пользователей

«Учи.ру» 2 900 3 298 3,1 млн учеников

«Нетология» 1 800 2 813 3 млн пользователей

«Фоксфорд» 1765 2 862 Пользователи «Нетологии»

Getcourse 1 700 3 457 15 000 клиентов

Российский рынок цифровых образовательных платформ претерпел значительные изменения за 2022 г. [1] Резкий подъем спроса в «пандемийный» год дал многим игрокам толчок для развития. Вместе с тем санкционные события 2022 г. стали причиной снижения показателей большинства платформ — потребители начали экономить на обучении, владельцы платформ потеряли ряд возможностей для продвижения своих продуктов.

5. Изменение ценностей и предпочтений у молодого поколения. В настоящее время наблюдаются две разносторонние тенденции среди молодежи. С одной стороны, для многих молодых людей образование отходит на второй план, а главное место занимают социальные сети, где можно легко общаться с людьми из разных городов и стран, находить возможности для заработка и быть востребованным. Индустрия социальных сетей вызывает мощную конкуренцию в образовании за внимание молодого поколения. В связи с этим образование и процесс обучения должны стать привлекательными и интерактивными. Это довольно сложно решаемая проблема, но тем не менее сегодня существуют тренды гейми-фикации образования.

С другой стороны, среди молодежи есть люди, которые четко понимают цель и путь своего саморазвития. Таким людям, как правило, не подходит шаблонный подход к процессу обучения, здесь необходимо применять индивидуальные тра-

1 Крупнейшие Edtech-компании России. URL: https://edtechs.ru (дата обращения: 17.05.2023). Текст: электронный.

2 Там же.

ектории в образовании, которые можно реализовывать только с применением гибридного образования, где ключевое место будут занимать цифровые технологии в обучении.

Таким образом, осознание и принятие вызовов, стоящих перед обществом сегодня, требуют модернизации системы и моделей образования в сторону внедрения максимально эффективных технологий обучения с использованием цифровых достижений и сохранением накопленного богатого опыта.

Литература

1. Ахмадеева Л. EdTech 2022: каким будет цифровое образование. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61cae6iD9a79478d28ea70i2. (дата обращения: 17.05.2023). Текст: электронный.

2. Древаль М. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. 2021. URL: https://estars.hse.ru /mirror/pubs/share/211448255 (дата обращения: 29.04.2023). Текст: электронный.

3. Свердлов М. Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает. URL: https:// vc.ru/education/198737-analiz-rynka-obrazovatelnyh-ekosistem-v-rossii-kaketo-rabotaet (дата обращения: 17.05.2023). Текст: электронный.

Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 21.08.2023.

MODERN TRENDS IN THE EDUCATION FIELD

Aryuna Yu. Baldanova Student

baldanova.ariuna@gmail.com

Marina A. Dugarzhapova Cand. Sci. (Econ.), A/Prof. uma79@mail.ru

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., 670000 Ulan-Ude, Russia

Abstract. The article shows the main trends in the Russian education system, with a focus on the impact of technology, the rise of EdTech startups, and government initiatives in digital education. The authors highlight the need for changes in educational policy to adapt to the global digitization of society and the economy. They emphasize that computer technology and telecommunications have opened up new opportunities for education, including online learning, collaboration on international projects, and acquiring new skills and knowledge. The article also focuses on the importance of considering current and future societal and economic needs, as well as socio-economic processes, when shaping educational policies. Furthermore, it highlights how digital technologies are transforming various aspects of education, such as assessment methods, individual development trajectories, and management of educational institutions. Lastly, the article stays on that these technologies can be implemented in any organization or family, regardless of their location. Keywords: education, EdTech, Electronic Learning, developmental directions for education, digitalization of education.

For citation

Baldanova A. Yu., Dugarzhapova M. A. Modern Trends in the Education Field. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2023; 3: 22-29 (In Russ.).

The article was submitted 07.06.2023; approved after review 01.09.2023; accepted for publication 21.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.