Удк 336.02
современные тренды региональной финансовой интеграции России и стран евразэс в условиях глобализации
м. с. Назаров,
аспирант кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента Е-шиН: [email protected] Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
В статье проведен анализ современных тенденций финансовой интеграции в условиях глобализации на базе региональных особенностей стран, ориентированных на взаимовыгодное сотрудничество. Выделены проблемы такого тренда, рассмотрены прогнозы и сценарии развития в условиях активизации интеграционных процессов для стран-партнеров по ЕврАзЭС (инерционный вариант и сценарий региональной интеграции, основанный на углублении связей внутри регионального объединения).
Ключевые слова: финансовая интеграция, глобализация, единое экономическое пространство, страны ЕврАзЭС, региональная валюта, мировая финансовая архитектура.
Региональная интеграция и глобализация имеют в основе одинаковые движущие силы и общие технологические предпосылки. Однако принципиальная разница состоит прежде всего в пространственных характеристиках, а также в разной платформе движущих факторов. Так, расширение процесса глобализации обусловлено стихийным разрастанием действия рыночных факторов и частнопредпринимательских инициатив, в то время как регионализация предполагает действие мощного политического компонента.
Одной из важнейших институциональных составляющих процесса трансформации мировой финансовой архитектуры на современном этапе является финансовая интеграция, в результате которой:
- ликвидируются административные и экономические барьеры;
- осуществляется межстрановая и трансинституциональная диффузия финансовых и информационных технологий.
Однако, несмотря на то, что финансовая интеграция - процесс, управляемый рынком, бесспорной является необходимость эффективного сочетания и взаимодействия рыночных сил и государственного регулирования. Основной движущей силой интеграционных процессов выступает стремление поменять старую парадигму развития на новую. Следует отметить, что чаще всего интеграция рассматривается как процесс взаимоприспособления национальных экономик, включения их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах [1]. Этот процесс предполагает срастание экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей [5].
В докладе о мировом развитии (ДМР) Всемирного банка, озаглавленном «Новый взгляд на экономическую географию», анализируются особенности процесса региональной интеграции по группам стран. Выделяются следующие группы.
1. Регионы, близкие к основным мировым рынкам. Странам в регионах, близких к мировым рынкам (таким, как Центральная Америка и Карибский бассейн, Северная Африка и Восточная Европа), осуществлять интеграцию относительно легко.
Общие институты могут помочь этим странам стать частью крупных, более продвинутых рынков.
2. Удаленные от мировых рынков регионы с крупными странами. Страны в регионах, которые географически удалены от основных мировых рынков, но имеют свои крупные рынки (Индия, Китай, Южная Африка и Бразилия), везде являются привлекательными для инвесторов. Надлежащие институты и региональная инфраструктура могут помочь им выйти на эти рынки. Примерами таких регионов являются Восточная Азия и во все большей мере - Южная Азия. Но южная часть Африки и Южная Америка могут также интегрироваться в мировую экономику, увеличивая свои внутренние рынки и повышая специализацию с помощью региональных институтов и инфраструктуры.
Американский исследователь международных экономических отношений Дж. Гаррет выделяет «международную интеграцию» (наряду с растущей конкуренцией в мировой торговле и становлением многонационального характера производства вследствие стремления производителей увеличить собственную прибыль за счет перемещения производительных мощностей в другие страны) среди трех основных механизмов глобализации мировой экономики. Таможенный союз, общий рынок, валютный и финансовый экономические союзы -вопросы содержания данных стадий достаточно подробно разработаны, также обсуждаются предпосылки интеграционных процессов (табл. 1).
Вместе с тем выделение данных стадий проводится по этапам развития интеграции. Такой подход
характеристика основных региона
не позволяет определить сущностные характеристики интеграционных процессов и обобщающий критерий. Таким образом, определение интеграции как процесса, ведущего к большей открытости границ, является неполным. Именно поэтому предлагается рассматривать интеграционные объединения как экономическую систему нового уровня. Она не является простой суммой исходных данных, а обладает собственной структурой и особыми связями, которые могут превосходить по сложности первоначальные и задавать этим первоначальным объединениям новые системные свойства.
Асимметричность мировых и национальных финансовых рынков приводит к тому, что на фоне достаточно интегрированных денежного рынка и рынка государственных ценных бумаг функционируют менее интегрированные сегменты финансовых рынков (в первую очередь рынок корпоративных ценных бумаг). При этом фрагментарность финансовых рынков как в глобальном масштабе, так и на региональном уровне имеет под собой следующие причины:
- первоначально разнородный уровень открытости финансовых рынков различных стран;
- неравномерность развития экономик стран в целом;
- отсутствие единых критериальных подходов к установлению налоговых стандартов как в глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Фрагментарность финансовых рынков будет сохраняться и в обозримом будущем, поскольку, несмотря на углубление глобальных интеграци-
Таблица 1
ных интеграционных группировок
региональная год степень Другие экономические блоки в регионе связь с военными блоками центры симметрии: крупней- крупнейшие государства-
группировка создания интеграции шие государства региона соседи, не входящие в блок
Еврозона 1999 Валютный союз ЕС-27 (1957), БЕНИЛЮКС (1948) НАТО Германия, Франция, Англия, Италия США, Россия
НАФТА 1994 Зона свободной торговли - НАТО США -
АСЕАН 1992 Зона свободной торговли АТЭС - - Япония, Китай
ГСС* 1981 Общий рынок ОПЕК - Саудовская Аравия Иран, Ирак
ЕврАзЭС 2000** Зона свободной торговли Союзное государство Беларуси и России; СНГ; ЕЭП; ШОС; ОЭС ОДКБ Россия, Казахстан Страны ЕС и Китай
*Совет сотрудничества стран Персидского залива "Узбекистан присоединился в 2006 г.
онных процессов во всем мире, национальные правительства всегда будут заинтересованы не в интеграции финансовых рынков, а в защите национальных интересов.
Несмотря на то, что региональные торговые соглашения экономически второстепенны по сравнению с глобальной перспективой, не устанавливающей дискриминации торговой либерализации на основе наибольшего благоприятствования, они получают все более широкое распространение. Многосторонняя либерализация и региональная интеграция будут продолжать сосуществовать и в будущем.
При этом под экономической интеграцией понимается не в целом трансграничное экономическое сотрудничество, а согласованное проведение государственной экономической политики, направленной на создание целостного экономического пространства.
Финансовая интеграция является последним, завершающим этапом процесса создания единого экономического пространства [6].
Необходимо учитывать, что разногласия в процессе посредничества, а именно в доступе или инвестировании капитала, могут сохраниться и после завершения финансовой интеграции. Финансовая интеграция вступает во взаимосвязь с симметричным и асимметричным влияниями, оказываемыми разногласиями, существующими в различных зонах. Так, даже при наличии разногласий несколько стран могут быть финансово интегрированы до тех пор, пока влияние этих противоречий на зоны равномерно. Неравномерное влияние современного кризиса на страны ЕС, а также разные возможности выхода из кризиса привели к возникновению идеи о выходе таких стран, как Германия и Франция из состава ЕС.
При определении финансовой интеграции необходимо различать две составляющих части финансового рынка - спрос и предложение инвестиционных возможностей. Полная интеграция требует одинакового доступа к банкам и коммерции как для инвесторов, так и для фирм, несмотря на регион, в котором они находятся.
В настоящее время выделяют три наиболее распространенных взаимосвязанных преимущества финансовой интеграции.
1. Больше возможностей для распределения риска: распределение риска среди регионов увеличивает специализацию производства, что
проявляется в расширении набора финансовых инструментов и совместного владения активами. Из теоретической модели распределения риска известно, что когда экономические агенты в какой-либо зоне полностью распределяют риск, затраты агентов одного региона объединяются с затратами агентов из других регионов зоны, несмотря на то, что при этом не учитывается нарушение экономического равновесия, присущего некоторым регионам. В настоящий момент существует достаточное количество подтверждений, что такой уровень разделения риска еще не достигнут даже в еврозоне. Некоторые исследователи выяснили что темпы роста затрат в еврозоне в меньшей степени взаимосвязаны, чем темпы роста ВВП, и предположили, что возможности распределения риска используются далеко не в полной степени.
2. Более выгодные возможности размещения финансовых ресурсов: чем интенсивнее финансовая интеграция, тем более эффективно размещение капитала. Полное исключение препятствий в торговле, прояснение и установление торгового пространства позволит фирмам выбирать более эффективную коммерческую деятельность.
3. Более высокий потенциал развития: финансовая интеграция увеличивает потоки денежных средств для инвестиционных возможностей. С дополнительными финансовыми потоками вполне убедительным представляется и дальнейшее финансовое развитие.
Финансовая интеграция предполагает преодоление асимметричных эффектов существующих противоречий или преград в посредническом процессе в различных зонах. Чем более симметричными являются эти эффекты, тем выше уровень интеграции. В настоящее время из всей совокупности интеграционных группировок в мировой экономике Европейский Союз достиг наиболее высокого уровня региональной, межстрановой взаимозависимости с реально функционирующими национальными органами стратегического развития и самостоятельными национальными правительствами. Следует отметить, что финансовая интеграция сопровождается также значительными трансформационными издержками как для национальных регулятивных органов, так и для участников рынка. При этом координация в рамках частного сектора обычно бывает недостаточной, поскольку те, кто несет издержки по интеграции, не всегда являются получателями выгод от нее [3]. Это приводит к доминированию
внутристрановых финансовых транзакций в странах, входящих в интеграционное объединение.
Анализ данных, представленных на рис. 1, показывает, как изменяется индикатор - соотношение внутренних и межстрановых перемещений залоговых обязательств
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
внутри кредитной системы ЕС. Этот
1999 2000
2001 2002 п Внутри стран ЕС
индикатор отражает пропорцию активов, используемых
в качестве обеспечения кредитов внутри страны, входящей в ЕС, и вне ее, т. е. между странами ев-розоны. Увеличение межстранового использования имущественного залога свидетельствует об увеличении интеграции между странами. Таким образом, даже в рамках наиболее активно интегрированного объединения участники финансового рынка предпочитают внутристрановое взаимодействие.
В настоящее время безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве принадлежит Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) [4]. ЕврАзЭС - это качественно новая интеграционная организация, созданная в октябре 2000 г. Основной задачей во взаимоотношениях государств - членов ЕврАзЭС
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ° Межстрановые перемещения между странами ЕС
Рис. 1. Соотношение внутренних и межстрановых перемещений залоговых обязательств внутри кредитной системы ЕС в 1999-2009 гг., % [8]
является экономическая интеграция, предполагающая три этапа интеграционного развития:
- создание зоны свободной торговли;
- формирование таможенного союза;
- формирование единого экономического пространства.
Потенциальные различия качественных и количественных показателей, определяющих уровень развития финансовых систем стран ЕврАзЭС, более глубокие по сравнению с показателями стран ЕС (табл. 2).
Несмотря на достаточно высокие темпы роста активов банковских систем стран ЕврАзЭС, их роль в обслуживании экономики по-прежнему невелика. Показатель финансового посредничества,
Таблица 2
Показатели банковских систем СНГ в 2008 г. [2
Активы Кредиты Капитал
на душу на душу на душу
к ВВП, % населения, к ВВП, °% населения, к ВВП, °% населения,
млн долл. млн долл. млн долл.
Казахстан 101,7 4 567,3 68,7 2 714,3 13,4 452,6
Украина 63,5 1 439,8 45,8 1 039,1 7,9 180,2
Россия 52,8 3 735,4 29,6 2 092,5 6,4 450,2
Молдавия 51,7 492,9 31,4 299,3 8,9 85,1
Белоруссия 36,7 1 397,4 26,2 999,8 6,6 249,8
Узбекистан 34,7 215,3 н. д. н. д. 5,2 32,0
Грузия 30,9 528,0 19,1 326,4 6,6 113,1
Киргизия 26,7 152,1 11,4 65,0 4,8 27,2
Армения 19,7 450,9 8,6 197,4 4,5 103,3
Азербайджан 17,8 428,4 10,9 263,1 3,0 71,5
рассчитываемый как отношение активов к ВВП, в большинстве стран находится на крайне низком уровне. Причем не только по сравнению с развитыми государствами, но и со странами с переходной экономикой (табл. 3). Наиболее высока роль банковской системы в России, где активы составляют более 75,9 % ВВП.
Низкая роль банковских систем в экономике стран ЕврАзЭС вызывает их значительную зависимость от международных рынков ссудных капиталов. Так, в 2007 г. в России почти каждый второй кредит выдавался зарубежным банком, а доля внешних заимствований в пассивах казахстанских банков возросла до 52 %. Негативные последствия такой зависимости банковская система Казахстана смогла ощутить в 2007 г., когда в результате ипотечного кризиса в США и последовавшего за ним кризиса ликвидности рейтинговые агентства пересмотрели суверенный рейтинг Казахстана в сторону его понижения. Это было вызвано ожидаемым дефицитом ресурсов в казахстанских банках, которым в ближайшие полгода предстояло погасить задолженность на сумму около 10 млрд долл.
Существенное воздействие на развитие банковских систем стран ЕврАзЭС оказывает их структура. В ряде банковских систем стран Сообщества по-прежнему высока роль государственного капитала. Так, в Беларуси доля государственных банков в совокупных активах составляет более 70 %, в России - 44,6 %, а в наименее прозрачной банковской системе Узбекистана государственный капитал превышает 90 %. Значительная доля государственного капитала влияет на эффективность
выполнения кредитными организациями функции финансового посредничества, а также обеспечения равных условий конкуренции на рынке. Несмотря на то, что банковские системы значительно продвинулись в своем развитии, они по-прежнему являются высокорискованными. По данным крупнейших мировых рейтинговых агентств, риски банковских систем стран СНГ являются одними из самых высоких в мире.
В целом можно отметить, что ныне банковские системы стран ЕврАзЭС находятся на несопоставимых уровнях развития. Заметную роль в регионе играют банковские системы Казахстана и России. Таким образом, банковские системы стран сообщества очень разрозненны и существенно различаются по:
- масштабам;
- структуре;
- объемам проводимых операций;
- этапам развития.
Еще одним сдерживающим фактором на пути интеграционных процессов внутри ЕврАзЭС является существующая закрытость ряда банковских систем (Таджикистан, Беларусь и Узбекистан). За последние годы степень открытости национальных банковских систем значительно увеличилась. Однако в целом либерализация режима доступа иностранного капитала происходит не в рамках ЕврАзЭС, а вследствие интеграции национальных банковских систем в мировой финансовый рынок, а также ожидаемого вступления в ВТО. Существующие различия в институциональном режиме деятельности финансовых систем создают серьезные ограничения для их интеграции. В перспективе возможно усиление сотрудничества, например, путем одностороннего допуска иностранных банков стран Сообщества на различные сегменты финансового рынка. Однако такое взаимодействие будет иметь резко асимметричный характер.
Банки стран ЕврАзЭС имеют свои особенности выхода на зарубежные рынки.
Во-первых, если до недавнего времени зарубежная деятельность банков носила единичный характер, то в настоящее время появляются региональные банки, стратегия развития которых направлена на экспансию в страны постсоветского пространства.
Во-вторых, активизировалась покупка уже существующих банков в ЕврАзЭС, которые, однако, не спешат интегрироваться с материнской компанией и по-прежнему функционируют под существующим
Таблица 3
состояние банковских систем стран ЕврАзЭс в 2010 г.
страна Активы банковской системы количество банков капитал банковской системы Активы/ ВВП, %
Беларусь, 106 560,7 28 14 759,3 65,3
млрд белорус-
ских руб.
Казахстан, 12,0 39 1,3 55,9
трлн тенге
Кыргызстан, 52,8 21 11,4 24,8
млрд сомов
Россия, трлн 33 804,6 1 189 4,6 75,9
руб.
Таджикистан 8 307,5 14 1 325,7 33,6
млн сомони
Узбекистан 20,7 28 4,1 33,4
трлн сумов
брэндом [2]. Для стран ЕврАзЭС характерно асимметричное участие банков на рынках друг друга. Наибольшие конкурентные преимущества имеют банки России и Казахстана. Причем для кредитных организаций этих стран свойственна концентрация зарубежных банковских активов в нескольких странах. Так, если приоритетом казахстанских банков выступают соседи по интеграционной группировке (Россия и Кыргызстан), то у России основные банковские активы находятся в Беларуси, а также за пределами ЕврАзЭС (на Украине).
Что касается российских кредитных организаций, то их основное присутствие ощущается в Беларуси, где функционируют дочерние банки Газпромбанка, Банка Москвы, Росбанка и др. В 2007 г. роль российских кредитных организаций в банковской системе Беларуси увеличилась за счет нескольких сделок. Так, контрольный пакет Белвнешэкономбанка был выкуплен российским Внешэкономбанком, а Межторгбанк был поглощен Альфа-банком.
Казахстанская банковская система, которая является второй по величине в ЕврАзЭС, оказывается мало восприимчивой к иностранному капиталу как со стороны российских банков, так и со стороны кредитных организаций других стран ЕврАзЭС. В течение долгого времени на рынке присутствовал только один Альфа-банк. Однако недавно Сбербанк России проник в Казахстан за счет покупки местного Тексакабанка, который в свою очередь владеет российским Метробанком, специализирующимся на проведении розничных операций. В Таджикистане функционирует несколько российских банков (например Ренессанс-капитал). В Кыргызстане российские акционеры присутствуют только в качестве миноритарных владельцев. Что касается банков-инвесторов из других стран ЕврАзЭС, то крупнейший узбекский банк имеет всего одно отделение в России - банк Азия-Инвест, а кредитные организации Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси не проводят экспансию на зарубежные рынки, что отчасти связано с относительно небольшими размерами их банковских систем.
Дочерние кредитные организации ЕврАзЭС играют незначительную роль в национальных банковских системах. Банки из стран Сообщества заметны в качестве иностранных только в нескольких странах. Например, в Кыргызстане наиболее активны казахстанские банки, которые приобрели ряд национальных кредитных организаций, в ре-
зультате чего доля инвестиций стран ЕврАзЭС в совокупный капитал банковской системы превысила 30%.
В целом уровень взаимного участия банков стран ЕврАзЭС постепенно растет, однако относительные показатели по-прежнему находятся на невысоком уровне. Так, роль дочерних банков ЕврАзЭС в совокупных активах банковских систем интеграционной группировки не достигает 1 % (для сравнения, аналогичный показатель для стран СНГ составляет 1,2 %, а в Европейском Союзе уровень банковской интеграции превышает 17 %).
Банковские отношения в некоторой степени выступают индикатором развития экономических отношений между странами, а асимметричное участие банков нередко объясняется отсутствием конкретного экономического содержания двустороннего взаимодействия. Вместе с тем значительным ограничением для развития зарубежной банковской деятельности выступают низкая капитализация банков стран ЕврАзЭС, а также сохраняющиеся высокие риски банковской деятельности.
В докризисный период (2001-2007 гг.) все государства ЕврАзЭС вышли на траекторию устойчивого роста. Их экономическое развитие в целом имело положительную динамику. В первую очередь это было обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых рынков, что обеспечило аккумуляцию финансовых ресурсов, необходимых для восстановления экономического потенциала национальных экономик и реализации на их территории масштабных инфраструктурных проектов общегосударственного значения.
В 2008 г. в условиях нарастания глобального финансового кризиса во всех странах ЕврАзЭС ситуация изменилась. В целом специфика текущего глобального финансового кризиса заключается в том, что экономики стран ЕврАзЭС значительно пострадали от его последствий.
Падение ВВП по странам Сообщества (включая страны-наблюдатели) составило 7 %. Наибольшее падения валового внутреннего продукта (ВВП) в 2009 г. было зарегистрировано на Украине (-15,9 %). Близкие результаты показали экономики Армении (-14,4 %), России (-7,9 %) и Молдовы (-7,7 %). Относительно среднего показателя рост, продемонстрированный экономиками Таджикистана (3,4 %), Кыргызстана (2,3 %), Казахстана (1 %) и Беларуси (0,2 %), выглядит как значительное достижение, свидетельствующее об относительно высоком ка-
честве антикризисных программ, разработанных правительствами данных государств [7].
В связи с падением цен на основные экспортные товары и мировой рецессией в конце 2008 г. и первой половине 2009 г. произошло значительное сокращение экспорта: рост экспортных потоков не был зафиксирован ни в одном из государств ЕврА-зЭС. В среднем объемы экспорта уменьшились на 42,3 %. В то же время происходило стремительное сокращение импорта - как потребительского, так и инвестиционного назначения. В среднем по ЕврА-зЭС импорт сократился на 38,9 %. Кризис сказался на торговом и платежном балансах стран ЕврАзЭС, следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсов, вызвал девальвацию национальных валют, в связи с этим - рост цен на импортные товары, рост безработицы. У многих стран Содружества в 2009 г. сильно выросла внешняя задолженность.
Важнейшими причинами уязвимости национальных экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стали:
- структурные деформации экономик стран;
- высокий уровень экспортной зависимости и зависимости от изменения мировых цен на энергоносители;
- сжатие внутреннего рынка;
- износ основных фондов, достигший критических размеров и т. д.
Очевидно, что при существующей структуре экономики стран ЕврАзЭС выход из кризиса может быть связан только с ростом мировой экономики. Однако прогнозы международных финансовых институтов (МВФ, Мировой Банк) говорят о замедлении темпов мирового экономического роста в 2011-2012 гг. Таким образом, необходимо проведение серьезных структурных и институциональных реформ национальных экономик в условиях активизация интеграционных процессов в валютно-фи-нансовой сфере как основы формирования емкого внутреннего рынка. Такие меры позволят:
- снизить торговые барьеры;
- улучшить инвестиционный климат;
- значительно увеличить товарооборот.
Это благотворно повлияет на экономику сообщества во время кризиса и поможет его участникам выйти на ведущие мировые позиции в посткризисный период.
Партнерство в ЕврАзЭС, направленное на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка, обусловлено совпадением стратегических
интересов государств в экономической сфере, которые ныне сосредоточены на решении следующих проблем:
- развитие научно-технического потенциала, реструктуризация и модернизация экономики;
- образование совместных предприятий и реализация совместных межстрановых проектов;
- стимулирование экспортоориентированных производств с условием выхода на международные товарные рынки;
- привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов и т. д.
Особенности процесса экономической интеграции стран ЕврАзЭС обусловлены следующими факторами.
1. Высокий уровень взаимозависимости экономик за счет развитой сети многосторонних экономических связей.
Разрыв связей, сложившихся в течение десятилетий на основе общей системы отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства, территориальной близости, многогранных и тесных экономических и научных взаимосвязей, может повлиять на уровень конкурентоспособности экономик всех стран ЕврАзЭС. Создание аналогичных производств потребует значительных временных и финансовых затрат (рис. 2).
Экономико-географическое пространство СССР определило тот факт, что предприятия стран ЕврАзЭС по сложившейся специализации являются монопольными поставщиками важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации. Промышленный комплекс стран ЕврАзЭС выступает в качестве дополнения к российскому комплексу, но ни в коем случае - к европейскому или азиатскому.
2. Активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России.
Инвестиционные потоки в Россию из стран ЕврАзЭС возросли почти в 3 раза в абсолютном выражении в 2005-2009 гг. (с 1 600 млн долл. в 2005 г. до 4 746,9 млн долл. в 2009 г.). Лидерами стали Беларусь, Узбекистан и Казахстан. Объем инвестиций России в страны ЕврАзЭС, по данным Росстата, по отношению к 2005 г. вырос в 16,7 раза и составил на начало 2009 г. 10 227,7 млрд долл.
Наиболее активно инвестиции направлялись в
250.0
7(1(1,(1
150,0
100,0
по,о
0.0
2001 2002 3004 ятп ;>пп(1 ;>0П7 ;>ппя 2006
Рис. 2. Динамика производства промышленной продукции стран ЕврАзЭС в 2001-2009гг., в процентах к 2000г.: 1 - Беларусь; 2 - Казахстан; 3 - Кыргызстан; 4 - Россия; 5 - Таджикистан; б - Узбекистан
Беларусь, Узбекистан и Казахстан. Данные Росстата следует рассматривать как минимальные, учитывающие только инвестиции нефинансовых предприятий, но без реинвестиций, операций по приобретению активов на вторичном рынке (рис. 3).
Кроме того, значительная часть инвестиций в регион осуществляется через иностранные бизнес-структуры, как правило, оффшорные. Росстат относит такие инвестиции к соответствующим иностранным юрисдикциям (табл. 4) [7].
Изменение макроэконо- 60 мической ситуации в мире повлияло на значительное сокращение объема прямых иностранных инвестиций в страны сообщества (табл. 5).
Однако существует мнение, что глобальный финансовый кризис не приведет к сокращению потоков инвестиций в страны ЕврАзЭС, в первую очередь из России. Эта тенденция обусловлена следующими факторами:
- продолжение реализации ранее заключенных соглашений, предусматривающих значительный объем инвестиций;
- стремление России усилить свое интеграцион-
ное взаимодействие со странами ЕврАзЭС через выделение значительных инвестиционных ресурсов;
- посткризисные потребности ускорения модернизации экономик стран ЕврАзЭС могут вызвать появление новых интеграционных проектов с государственной поддержкой в традиционных отраслях сотрудничества (энергетика и энергосбережение).
При этом необходимо учитывать то, что страны ЕврАзЭС - перспективный рынок товаров и технологий, территории с богатыми минеральными
50
40
30
20
10
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Частные прямые инвестиции в страны СНГ в 2005-2011 гг, млрд долл.
Примечание: к данным стран СНГдобавлены данные по Грузии и МНР. Грузия и МНР, которые не являются членами СНГ, включены в силу географического положения и схожих характеристик структуры экономики
Таблица 4
Чистые финансовые потоки в страны СНГ в 2005-2011 гг., млрд долл.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010, прогноз 2011, прогноз Темп прироста, 2011 г. по отношению к 2005 г., °%
Частные финансовые потоки 21,9 51,6 129,2 -96,3 -66,2 -1,2 9,3 -57,53
Частные прямые инвестиции 11,7 21,3 28,3 52,3 15,7 22,7 31,5 169,23
Частные портфельные потоки 3,9 4,9 19,5 -31,4 -9,5 -1,2 0,2 -94,87
Другие частные финансовые потоки 13,5 25,4 81,4 -117,1 -68,5 -22,6 -22,4 -265,93
Официальные финансовые потоки* -18,3 -25,4 -6 -19 41,9 7,7 8,7 -147,54
Изменение резервов** -77,1 -127,8 -168 27 -8 -71,7 -71,7 -7,00
*Исключая гранты и включая операции с внешними активами и обязательствами официальных агентств. **Знак «минус» означает увеличение.
Таблица 5
Изменение объема прямых иностранных инвестиций в страны СНГ в 2005-2010 гг., млн долл.
Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Беларусь 6 674,8 7 184,6 9 200,6 1 6740,5 6 679,0 1 268,5
Казахстан 4 631,1 7 693,7 11 304,4 14 783,1 10 500,8 5 512,0
Кыргызстан 42,6 182,0 208,9 371,1 189,6 235,9
Россия - - 207,9 100,2 6,6 3,8
Таджикистан 54,4 385,2 388,4 716,7 76,9 -
Узбекистан - - - - - -
и энергоресурсами. На увеличение перемещения потоков инвестиций внутри объединения также повлияет и обладание мощными энергетическими и сырьевыми запасами, высоким людским и интеллектуальным потенциалом. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, страны ЕврАзЭС имеют неограниченные возможности в развитии межгосударственного сотрудничества, в укреплении и расширении своих позиций на мировых рынках, а с другой, сам ход развития мирового хозяйствования усиливает требования к конкурентоспособности их экономик, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. Однако имеются и сдерживающие факторы на пути формирования единого экономического пространства стран ЕврАзЭС, причем как эндогенные, так и экзогенные.
Эндогенные факторы:
- отсутствие принципов стратегического партнерства по урегулированию взаимных проблем, блокирование взаимоприемлемых решений;
- «политизация» экономического сотрудничества как способ оказания влияния на внутриполитические процессы;
- отсутствие в отдельных странах законодательства в области создания международных бизнес-структур;
- отсутствие скоординированных действий по устранению взаимной конкуренции и конфронтации на мировом рынке.
Экзогенные факторы:
- снижение уровня взаимосвязей в пользу новых внерегиональных рынков;
- конъюнктурные выгоды торговли на международных рынках по сравнению с рынками ЕврАзЭС и валютные поступления в государства;
- особенности товарной структуры экспортных операций государств объединения;
- отсутствие заинтересованности мощных экономических стран и интеграционных объединений (США, ЕС) в появлении конкурента на мировой арене.
Статистические данные свидетельствуют о том, что за исключением Беларуси и Таджикистана остальные государства более или менее решительно переориентируются на партнеров в дальнем зарубежье (табл. 6).
Результатом ориентации на зарубежных партнеров становится нарастающая конкуренция между странами - членами объединения. В результате необходимой становится разработка макроэкономической стратегии, направленной на единение на межгосударственном уровне целей социально-
Таблица 6
Внешняя торговля государств - членов ЕврАзЭс в 2006-2009 гг.
Год Всего В том числе Доля ЕврАзЭс, %
Млн долл. В процентах к предыдущему году страны ЕврАзЭс третьи страны
Млн долл. В процентах к предыдущему году Млн долл. В процентах к предыдущему году
Экспорт
2006 367 132,8 128,0 39 277,1 136,1 328 855,7 127,1 100,0
2007 434 774,0 118,4 51 740,1 135,2 383 033,9 116,5 100,0
2008 583 428,0 134,2 61 074,3 118,0 522 353,7 136,4 100,0
2009 369 590,1 63,2 39 183,4 64,2 329 396,7 63,1 100,0
Импорт
2006 1 918,4 141,8 38 771,0 135,2 153 100,4 143,6 100,0
2007 271 378,9 141,4 50 584,0 130,5 220 794,9 144,2 100,0
2008 358 016,9 131,9 61 586,0 121,7 296 430,9 134,3 100,0
2009 229 953,2 64,2 39 924,7 64,7 190 128,5 64,1 100,0
экономического развития стран в рамках ЕврАзЭС. Приоритетными направлениями такого стратегического партнерства могут быть:
1) реализация совместных проектов и сотрудничество в энергетической отрасли:
- развитие единой энергетической системы и инфраструктуры;
- совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетического комплекса и т. д.;
2) научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество;
3) создание и развитие совместных производственных структур, формирование совместных промышленно-финансовых групп в приоритетных отраслях:
- энергетика;
- наукоемкая промышленность;
- транспортная и телекоммуникационная сети;
- агропромышленный комплекс.
Оценивая перспективы финансовой интеграции стран ЕврАзЭС, необходимо рассмотреть два возможных сценария:
- инерционный сценарий, при котором процесс интеграции строится на основе двухсторонних соглашений друг с другом и с другими странами (ЕС, США, Китай, Индия и т. д.);
- сценарий региональной интеграции, характеризующийся углублением связей внутри регионального объединения. Возможные последствия таких сценариев финансовой интеграции стран ЕврАзЭС представлены в табл. 7.
Таблица 7
Вариативные тренды финансовой интеграции стран ЕврАзЭс
наименование инерционный сценарий сценарий региональной интеграции
Взаимодействие с международными экономическими организациями Большая роль международных финансовых институтов - МВФ, Всемирного банка, Азиатского Банка регионального развития Необходимость создания регионального банка развития ЕврАзЭС
Привлечение инвестиций Привлечение иностранных инвестиций к очень ограниченному числу проектов самых крупных предприятий (ТНК) на первых этапах интеграции Повышение роли российского и казахского капитала как наиболее склонного к риску и лучше адаптированного к местным условиям на первых этапах
Укрупнение финансового сектора Активизация процесса консолидации финансового сектора Поэтапное укрупнение финансового сектора
Развитие форм государственно-частного партнерства Активизация развития форм государственно-частного партнерства. Создание системы гарантий иностранных инвестиций
Последствия интеграции Прилив капитала с мировых финансовых рынков в формирующиеся ТНК. Переориентация торговых потоков на мировые рынки Улучшение инвестиционного климата в странах - членах ЕврАзЭС. Интенсификация взаимной торговли как институциональная основа использования российского рубля в качестве региональной резервной валюты
Таким образом, наиболее вероятным видится развитие сценария региональной нтеграции, характеризуемого улучшением инвестиционного климата в странах - членах ЕврАзЭС, интенсификацией взаимной торговли как институциональной основой использования российского рубля в качестве региональной резервной валюты. Однако экономическая ситуация в странах объединения не позволяет сейчас и не позволит в обозримом будущем проводить согласованную экономическую политику, иметь одинаково низкие темпы инфляции и процентные ставки.
В странах объединения единая валюта, скорее всего, не появится в ближайшие 20-30 лет. Тем не менее страны ЕврАзЭС способны значительно продвинуться по пути консолидации своего ва-лютно-финансового пространства. Определенные результаты уже есть. В 2000 г. начали действовать банковская Ассоциация «Объединенная платежная система Содружества» и Международная ассоциация бирж (МАБ) стран СНГ. В 2001 г. Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла модельные законы о рынке ценных бумаг и о валютном регулировании и валютном контроле, также было разработано Соглашение о принципах организации и функционирования валютных рынков стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2002 г. девять стран СНГ договорились о создании Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг, была разработана Конвенция об интеграции фондовых рынков стран СНГ.
При этом основными факторами, которые определят доминирование российского рубля на пространстве стран объединения, должны стать следующие.
1. Обеспеченность валюты реальными ресурсами. Если в прежние времена это было золото, в настоящее время - это общий объем контролируемых сырьевых и товарных запасов, в том числе в результате прямого силового контроля и присутствия в ключевых регионах мира.
2. Политическая и экономическая стабильность и предсказуемость перспектив на территории, эмитирующей валюту.
3. Сильные и устойчивые финансовые институты, обеспечивающие технически свободную
конвертацию валюты по всему миру и присутствие на международном рынке.
Таким образом, национальные экономики и их финансовые системы в результате активизации процессов финансовой глобализации теряют свою независимость, и дальнейшая траектория их развития будет во многом определена тем, насколько гармонично они смогут вписаться в мировое финансово-экономическое пространство.
В процессе региональной интеграции на территории стран ЕврАзЭС формируются институциональные предпосылки создания регионального финансового блока с центром в России. В перспективе это может обеспечить РФ сбалансированный, снижающий сырьевую зависимость, основанный на инновациях экономический рост, а также сформировать условия для трансформации внутренних сбережений в инвестиции. При этом необходимо достаточно четко определить и структурировать возникающие риски экзогенного влияния вследствие активизации интеграционных процессов.
Список литературы
1. Бандурин В. В., РацичБ. Г., ЧатичМ. Глобализация мировой экономики и Россия. М. 1999.
2. Буздалин А. Банки СНГ наращивают свое присутствие в СНГ // Коммерсантъ Банк. 21.09.2006.
3. Головин М.Ю., Абалкина А. А. Финансовая интеграция стран Азии и Европы. М.: ИАБ ЦПИИМЭПИ РАН. 2005.
4. Мансуров Т. ЕврАзЭС: новый этап интеграции // Экономическое обозрение. 2007. № 11.
5. Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. М. 1999.
6. Рудый К. В. Финансовая интеграция инновационных систем стран с переходной экономикой. URL: http: //belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr3 0. html.
7. Цветков В. А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 8.
8. Financial integration in Europe, April 2010. Commission staff working document SEC, 2010. URL: http://www.ecb .int/pub/pdf/other/financiali ntegrationineurope201004en. pdf.